Павел пришел, по-видимому, с рекомендациями от фессалоникийских христиан, а потому немедленно начал проповедь в местной синагоге. Здесь иудеи внимательно слушали Павла и тщательно проверяли пророчества о Христе, на которые он ссылался. Так продолжалось несколько недель, пока из Фессалоник не явилось несколько враждебных иудеев, которые начали возмущать народ против проповеди слова Божия. Тогда Павел, оставив в Верии для продолжения дела своих сотрудников Силу и Тимофея, сам покинул этот город, направляясь в Афины . 13. Апостол Павел в Афинах ( Деян. 17:15–34 ) Павел прибыл в Афины морем. Некоторые из Верийских братий провожали апостола до самого города и, вернувшись обратно, привезли Силе и Тимофею приказание Павла – также плыть в Афины. В ожидании их прибытия, Павел не начинал общую проповедь, а, проходя по улицам и площадям Афин, знакомился с обычаями и достопримечательностями города. Впрочем, он посещал иудейскую синагогу и там рассуждал с иудеями и греками, чтущими Бога. Кроме того, ежедневно, на площади, вел беседы со случайными встречными. Это было в обычаях греков. Город не мог не поразить Павла своею красотой и древностью, но все здесь было чуждо духу учения Христова. Возвышающийся над городом Акрополь с Парфеноном, храмом, посвященным Афине Палладе, с изображением этой богини на фронтоне, был символом многовекового идолопоклонства греков. Да и весь город был полон идолами, которые стояли на всех улицах и перекрестках города. Правда, здесь еще витал дух мудрости Аристотеля, Сократа, Платона и других великих философов, но все это – великое прошлое. Теперешняя философия уже не была «добросовестным исканием истины», она вырождалась в пустые словопрения и псевдонауку. Дух Сократа и Платона еще жил в немногих представителях современных Павлу Афин, но эти немногие определяли общее правило. Афины были большим университетским городом, ораторское искусство и новые философские идеи являлись главным интересом населения. «Афиняне же и все живущие у них иностранцы, – пишет св.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Масштабные раскопки здесь не предпринимались, поскольку город застроен современными зданиями. Фессалоники были основаны в 315 г. до Р.Х. и названы в честь сестры Александра Великого. Via Egnatia до сих пор остается главной улицей города. В одном месте она перекрыта прекрасной тройной аркой, сооруженной императором Галерием (305–311 гг.). Западный въезд в город некогда также был перекрыт римской аркой, называвшейся Вардейскими Вратами и простоявшей до 1876 г., когда на этом месте были возведены современные постройки. В надписи, сделанной на этих воротах и ныне хранящейся в Британском Музее, упомянуты некие городские чиновники, названные «политархами». То же самое слово присутствует и в ряде других текстов. В Деян. 17этим словом названы «городские начальники», к которым привели христиан участники беспорядков, вызванных проповедью Павла. Данного слова нет в других греческих произведениях – тем самым археологические сведения подтверждают точность рассказа Луки. Афины Покинув македонские города Фессалоники и Верию, Павел отправился в Афины. Минуло много лет с той поры, как Афины пережили свой золотой век, пришедшийся на V столетие до Р.Х., однако город этот по-прежнему оставался одним из мировых центров философии, архитектуры, поэзии и искусства. В Афинах и поныне существует ряд замечательных и прекрасно сохранившихся памятников античности. Древний центр города, агора, или рыночная площадь, был не только раскопан, но и восстановлен. На этой агоре и в синагоге Павел каждодневно «рассуждал» с иудеями, «с чтущими Бога» и «со встречающимися» ( Деян. 17:17 ). Агора являлась политическим, торговым и социальным центром древнего греческого города и представляла собой большое открытое пространство, окруженное зданиями общественного, культового и политического назначения. Замечательные архитектурные сооружения южной части Акрополя относятся к «золотому веку» Перикла, то есть к V b. до Р.Х. На вершине холма возведен поразительный Парфенон, в стенах которого Фидий, скульптор Перикла, воздвиг изготовленную из золота и слоновой кости статую Афины.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник, недостойный Архимандрит Мисаил (Без даты, предположительно, июнь–июль 1979 г.) Письмо 139 Брюссель 13/26 августа 1979 г. Дорогой о Господе о. Мисаил! Был очень рад получить Ваше письмо, которое передали мне двое побывавших на Афоне русских поклонников, и благодарю Вас за вести о нашем монастыре. Сообщаю Вам, что, Богу изволяющу, надеюсь вскоре побывать у Вас на Святой Горе. Московская Патриархия посылает меня в Афины на торжества памяти св. Василия Великого по случаю 1600-летия со дня его кончины. В Афинах я буду с 13 по 17 октября нового стиля, после чего отправлюсь на Афон, где думаю пробыть дней пять. Потом обратно в Афины и оттуда через Москву в Брюссель (в Афины из Брюсселя тоже поеду через Москву, где побываю в Лавре в день праздника). Так что, по Божией милости, снова удастся посетить наш св. монастырь. Буду очень рад Вас видеть и поговорить. Божие благословение да будет с Вами и со всей во Христе братией. Братское приветствие отцу игумену архимандриту Иеремии. Прошу Ваших святых молитв. С любовью о Господе Василий, архиепископ Брюссельский и Бельгийский. Письмо 140 14/27 сентября 1979 г. Его Высокопреподобию Архимандриту Иеремии, Игумену Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне Дорогой о Господе отец Архимандрит! Сообщаю Вам, что я назначен Московской Патриархией членом её делегации на празднества в память св. Василия Великого в Афинах 14–17 октября сего года нов. ст. Богу изволяющу, прибуду из Москвы в Афины 13 октября н. ст. и потом, по окончании празднеств, 18 или 19 октября н. ст., отправлюсь через Салоники на Святую Гору, где останусь в нашем монастыре несколько дней, а потом вернусь обратно, тоже через Москву, в Брюссель. Очень рад посетить наш монастырь. Прошу Ваших святых молитв и всей о Христе братии. С любовью о Господе +Василий, архиепископ Брюссельский и Бельгийский Архимандрит Иеремия (Алёхин). 1994 г. Письмо 141 Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко, благословите! Честь имею поздравить Вас, дорогой Владыко, с великим праздником Рождества Христова. Надеюсь, что Вы пребываете в добром здоровии и что Господь даст Вам провести святые сии дни тихо и мирно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Сам он объяснял свое влечение детскими мечтами о Византии, приведшими к тому, что Русь стала казаться ему неполною, «тысячелетняя древность – слишком свежею, князь Владимир – лишь отблеском Царя Багрянородного. Душа пленилась уже другими образами.» «Человеку, любящему припоминать дни древние и помышлять о летах вечных, нет пригоднее места для этого,...как Византия, от которой и без того на русскую душу веет чем-то своим, близким, но таким давним, что теряются все различительные черты дорогого образа и остается в душе одно общее представление чего-то неодолимо влекущего...» К этому стремлению отца Антонина Святейший Синод отнесся благосклонно и решил назначить его настоятелем при Афинской Миссии. 17 июня 1850 года отец Антонин получил пакет, адресованный «Настоятелю церкви Российско-Императорской Миссии в Греции, иеромонаху Антонину», уведомлявший его о новом месте служения. Оставив преподавание, отец Антонин с радостью отправился в Афины, охваченный «чувством несказанного блага, какого-то духовного роста, жаления, умиления, забытья...Обратившийся уже весь в идеал, классический мир неотразимо влечет меня к себе...» Именно это назначение впоследствии привело архимандрита Антонина к восприятию и переживанию идеи вселенскости Православия, и это же назначение заставило его навсегда покинуть Родину (еще раз он вернется в Россию, но ненадолго). Семилетняя педагогическая практика была для отца Антонина непрерывным процессом подготовки к будущей деятельности. Как бы предвидя дальнейшую свою судьбу, особенно много времени провел будущий Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, изучая греческий язык и живопись, что позволило ему в дальнейшем заниматься археологией на Востоке. Афины.Русская церковь прп. Серафима Саровского Афины.Русская церковь прп. Серафима Саровского С переездом в Афины начался самый интересный период в жизни отца Антонина: он находит свой научный путь и следует ему неуклонно, серьезно работает, благодаря чему его имя становится известным и авторитетным в научных кругах России и Греции.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Все наши доказательства почерпнуты как из самой книги «Элладская Церковь и масонство», так и из некоторых других официальных и авторитетных масонских документов, а именно: 1) «Конституции Мирнейшего Великого Востока Эллады». Восток Афин, 1908; 2) «Общего регламента Мирнейшего Великого Востока Эллады». Восток Афин, 1915; 3) «Великих конституций и общего регламента Верховного совета 33-го градуса Греции». Долина Илиса и Восток Афин, 1929; 4) «Уставов масонских служб и обрядов». Восток Афин, 1924; 5) «Устава 1-го символического градуса (ученика)». Восток Афин, 1932; 6) «Устава 2-го символического градуса (подмастерья)». Восток Афин, 1926; 7) «Устава 3-го символического градуса (мастера). Восток Афин, 1916; 8) «Устава 4-го градуса (Ложи Усовершенствования) (тайного мастера)». Долина Илиса и Восток Афин, б.г.; 9) «Уставов 5–9 градусов Ложи Усовершенствования». Афины, 1923; 10) «Устава 18-го градуса». Афины, 1897; 11) «Устава 28-го градуса рыцаря Солнца». Афины, 1928; 12) «Устава Ареопага 30-го градуса». Афины, 1936. Мы намеренно не брали данных из других книг или статей, написанных известными масонами, чтобы никто не смог сказать, что мнения этих авторов субъективны и не выражают фундаментальных убеждений масонов. Таким образом, используя при составлении критического разбора книги «Элладская Церковь и масонство» лишь материалы самой этой книги, а также «Конституцию», «Общий регламент» и «Уставы» масонских обрядов и посвящений, мы старались исполнить сказанное в Евангелии: «От уст твоих сужду ти, лукавый рабе» ( Лк. 19,22 ). Официальное масонское издание (книга объёмом в 75 страниц), к обличению которого мы приступаем, состоит из 2-х частей и предисловия г-на А. Дзазопулоса, президента масонской организации Греции. В предисловии сказано о причинах, побудивших масонов выпустить свою книгу: «Шум, поднятый недавно против масонства в связи с состоявшимся в Афинах международным съездом Всемирного масонского братства как с церковного амвона, так и в прессе, заставляет нас выпустить книгу, содержащую разнообразные документы относительно связи масонства и Элладской Церкви, для ознакомления всякого желающего составить себе ясное представление об этом весьма важном предмете» (стр. З).

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Дойдя до края этой жуткой панорамы, мы находим утешение в словах любимого ученика Христова, святого евангелиста Иоанна, который говорит: «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» ( 1Ин. 3, 8 ). 468 Город Валево расположен на западе Сербии; в 9 км от него находится деревушка Лелич, где родился святитель Николай. 469 Акрополем (гр.: κρπολις – верхний город) называлась крепость, возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города. Афинский Акрополь представлял собой 156-метровый холм, на котором располагались главные культовые сооружения. В 480 г. до Р.Х. храмы эти были разрушены в ходе греко-персидских войн, через 33 года их восстановлением руководил знаменитый скульптор Фидий. 470 Римская богиня Минерва, или, что то же, греческая Афина, считалась покровительницей искусств и ремесел. При храме Минервы в 207 г. до Р.Х. была организована в Риме коллегия писателей и актеров. Афина считалась богиней мудрости и войны. Ее отец Зевс, уничтожавший своих детей, проглотил ее беременную мать, но Гефест разрубил ему топором голову, из которой с воинственным кличем вышла новорожденная Афина в полном боевом вооружении. Атрибутами Афины являются сова и змея; орфические гимны называют саму ее змеей, а, по сообщению Геродота, в ее храме в Афинах обитала огромная, посвященная ей змея, охранявшая Акрополь. Периклом были задуманы и Фидием воздвигнуты в Акрополе два храма в честь Афины: Парфенон и Эрехтейон, а также две ее огромные статуи высотой 16–21 м, одна из бронзы, названная Промахос (воительница), а другая из золота – Парфенос (девственница). В 426 г. по Р.Х. Парфенон был освящен и переоборудован в церковь святой Софии, в 622 г. он был вновь освящен – в честь Пресвятой Богородицы. Статуи Афины, как и других языческих идолов, были в V в. перевезены в Константинополь и там во время пожара погибли. Турки, захватив Афины в 1460 г., превратили Парфенон в мечеть, а в 1687 г.– в пороховой склад, поскольку началась осада Афин венецианцами. Пушечное ядро попало в Парфенон, и вся его средняя часть была разрушена.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Афины, которые были некогда государством – жилищем мудрецов, ныне славятся только приготовителями меда. Прибавь к ним еще пару мудрых Плутархиков, которые привлекают в театр молодых людей не славою своих речей, но сосудами с гиметским медом “. Словом, знаменитые некогда Афины так низко стояли в это время по своим средствам образования, что Синезий, получивший образование в Александрии, не мог, если бы и хотел, найти в Афинах авторитетного для себя ритора или философа. 57 Если же Синезий, будучи еще язычником, не мог, после Александрии найти ничего полезного для себя в Афинах, то мог ли св. Кирилл, „с детства“ сидевший за христианской наукой, пренебречь Александрийской школой, знаменитым слепцом Дидимом, которого послушать собирались жаждущие просвещения со всех стран, и отправиться искать образования в Афины. Даже если бы он пожелал в совершенстве изучить языческую философию, риторику, то и тогда было бы по меньшей мере странным для св. Кирилла оставить, гремевшую на весь просвещенный мир Ипатию и устремиться слушать каких-то двух ничтожных „Плутархиков“. Итак, св. Кириллу не было никакого смысла ехать в Афины ради светского образования. Нельзя согласиться и с тем, что св. Кирилл завершил свое богословское образование в Иерусалиме у епископа Иоанна. Если бы св. Кирилл получил богословское образование в Иерусалиме, то, живя более или менее значительное время в Палестине, он близко ознакомился бы с географией страны, чего мы, однако в значительной части его экзегетических трудов не видим. 58 Редко о какой местности этой страны он говорит уверенно: почти всегда он ссылается на нерешительное „говорят“. Например: „Сигор, говорят, замечает он, расположен на самых границах, Моавитских“ 59 , „Говорят, что пределы Завулоновы и Нефалимовы лежат, при озере Тивериадском“. 60 Так же нерешительно он, говорит о г. Невриме 61 , горах Кармиле 62 и Ливане 63 и о др. местностях Палестины 64 . Ограниченность его сведений в этой области доходит до того, что собственное имя „Газа“ он переводит нарицательным – „сокровища“.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Диалог «Законы», проникнутый утопическим прожектерством самого мрачного свойства, предвосхищавшим казарменный коммунизм, написан в пору мизантропической старости мыслителя и упадка его литературного таланта. Самым самостоятельным, независимым от наставника учеником Платона был Аристотель, которому принадлежит не лишенное надменности изречение «Платон мой друг, но истина мне дороже». Аристотель родился в 384 г. до Р. Х. в халкидском городе Стагире в семье Никомаха, придворного врача македонского царя Аминты III. В 17 лет Аристотель приехал в Афины и стал там учеником Платона. После 20летнего пребывания в платоновской Академии он был приглашен ко двору сына Аминты Филиппа II и стал воспитателем Александра, которому исполнилось тогда 13 лет. Проведя при дворе 8 лет, Аристотель вернулся из Македонии в Афины и основал в этом городе в 335 г. свою школу при афинской гимнасии – Ликее, или Лицее, названной так потому, что она была посвящена Аполлону Ликейскому. Филипп и Александр щедро вознаградили воспитателя за понесенные труды. Филипп восстановил разрушенную Стагиру – родину философа, и ее жители праздновали потом ежегодно память своего великого земляка, устраивая аристотелии, а Александр подарил учителю колоссальную сумму денег, которые пошли на обустройство Лицея, а также, по рассказу Плиния Старшего, предоставил в его распоряжение несколько тысяч рабов, чтобы те ловили для него животных, исследуя анатомию, физиологию и повадки которых, Аристотель написал «Историю животных», заложившую основы научной зоологии. В Лицее он написал свои основные труды. После смерти Александра Македонского философ вынужден был оставить Афины, потому что этот полис стал средоточием политических интриг, враждебных Македонии. Он поселился в прибрежном городе Халкиде на Эвбее, где и провел последний год своей жизни. Скончавшись в 322 г., он пережил своего великого ученика на несколько месяцев. В старости Аристотель любил приходить на морской берег и долгие часы проводил в наблюдении за движением морских волн, тайну которого он стремился постичь. Привычка к напряженной умственной работе не оставила его и в пору старческой слабости.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В 1054 г. произошло отделение Западной Церкви от Восточной, вследствие чего обострилась полемика византийских богословов с римо-католиками. Из полемических сочинений греческих отцов важны следующие: «Мистагогия» свт. патриарха Фотия, «Триады» свт. Григория Паламы и сочинения свт. Марка Ефесского . Рядом Соборов были осуждены последователи унии с Римом. Захват Константинополя турками в 1453 г. ознаменовал окончательное падение Византии и пагубным образом сказался на состоянии греческих богословских школ. Уровень образования и творческая активность греческих богословов резко падают. В 1517 г. западное христианство раскололось на два враждебных лагеря: католиков и протестантов. Упадок богословской образованности на Востоке способствовал проникновению сюда западных схоластических идей. В это время на Востоке и в России богословы составляют многочисленные исповедания веры, на которых в той или иной мере сказалось инославное влияние. Только в XIX в. начинается постепенное освобождение восточной богословской мысли от западного влияния и возвращение к преданию отцов. Из догматических сочинений греческих авторов XX в. можно выделить следующие: Иоанн Кармирис. Догматические и символические памятники Православной Кафолической Церкви, I – II тома. Афины, 1952–1953 гг. Синопсис догматического учения Православной Кафолической Церкви. Афины, 1957 г. Проф. П. Трембелас. Догматика Православной Кафолической Церкви, I-III тома. Афины, 1959–1961 гг. Проф. Андрей Феодору. История догматов. Афины, 1963 г. Проф. Константин Скутерис. Христология в Предании Соборов. Леван, 1987 г. Прп. Иустин Попович (Сербская Православная Церковь ) написал три тома догматики (Белград, 1978–1980 гг.). Это сочинение находится в большой зависимости от более ранних догматических курсов русских авторов: митр. Московского Макария (Булгакова) и еп. Каневского Сильвестра (Малеванского) . Русская богословская школа получила свое начало в 1631 г. при основании Киевской Духовной Академии архим. Петром (Могилой) (впоследствии Киевский митрополит). Митр. Петр и его коллеги, возглавившие Академию, получили свое образование в католических школах, где процветала схоластика (схоласты стремились с помощью методов философии Аристотеля доказать истинность догматов). Это был заведомо ложный подход, т. к. истинность догмата постигается через веру, в опыте духовной жизни, а не рассудочным путем. Схоластика надолго становится характерной чертой русской богословской мысли и тормозит развитие отечественного богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Большую работу по организации повстанческого движения в этих областях провел член об-ва «Филики этерия» Э. Папас. Т. Колокотронис. Портрет. Худож. М. Скарамангас. 1-я пол. XIX в. (Национальный исторический музей, Афины) Т. Колокотронис. Портрет. Худож. М. Скарамангас. 1-я пол. XIX в. (Национальный исторический музей, Афины) Порта осуществила широкомасштабные репрессии против греч. населения М. Азии, и прежде всего столицы. В апр. 1821 г. было казнено множество фанариотов, в т. ч. высокопоставленных, среди них - К-польский патриарх сщмч. Григорий V и неск. десятков архиереев. В 1821-1822 гг. греч. повстанцам на Пелопоннесе и в Центр. Греции удалось одержать ряд побед над местными тур. отрядами и над османской регулярной армией. В этих боях выдвинулись талантливые полководцы Т. Колокотронис, О. Андруцос, М. Боцарис и др. В это же время стали формироваться первые органы гос. власти. В кон. дек. 1821 - нач. янв. 1822 г. в Эпидавре состоялось I Национальное собрание, принявшее Конституцию - «Органический статут». К нач. 1823 г. повстанцы прочно закрепились на Пелопоннесе и война с турками приняла затяжной характер (в др. греч. провинциях восстание было практически подавлено). В национально-освободительной войне активное участие приняла Церковь ( Герман (Гозис) , митр. Ст. Патр, архим. Григорий (Дикеос)). Священники и монахи с оружием в руках участвовали в боевых операциях, мон-ри были превращены в склады продовольствия и военные базы повстанцев. Архиереи Пелопоннеса и Центр. Греции деятельно участвовали в политической жизни на стороне коджабашей. Однако попытки членов об-ва «Филики этерия» поднять восстание на Афоне были пресечены тур. карательной экспедицией, в результате к-рой Св. Гора подверглась разграблению и на ней до 1830 г. размещались тур. гарнизоны. Наваринское сражение. Худож. Л. Гарнере. 1-я пол. XIX в. (Национальный исторический музей, Афины) Наваринское сражение. Худож. Л. Гарнере. 1-я пол. XIX в. (Национальный исторический музей, Афины) Внутренние и внешние политические проблемы Османской империи, а также начатый в 1822 г.

http://pravenc.ru/text/597843.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010