был XII век, к которому относится наибольшее их количество (см.: Шалина. 2005. С. 565). Однако неясно, было ли развитие иконографии выносных И. последовательным, или разные программы складывались одновременно. Грабар полагал, что композиция «Распятие» или родственные ей «Оплакивание», «Поклонение Кресту» пришли на смену изображению Креста, прежде единственному варианту оформления оборотной стороны И. Одна из древнейших 2-сторонних выносных икон болг. происхождения из ц. во имя свт. Николая Чудотворца в Мелнике имеет на лицевой стороне изображения Божией Матери «Одигитрия», архангелов и сцены «Благовещение» (нач. XIII в.,), а на обороте комплекс сюжетов: «Снятие с Креста», «Оплакивание» со сценами из НЗ (кон. XII в.) (см.: Бакалова. 2002. С. 64-65, 67-68). Однако иконографический репертуар выносных И., прежде всего 2-сторонних, особенно поздневизант. времени (XIII-XV вв.), гораздо богаче намеченных исследователями типологий и труднее поддается классификации. Достаточно рано появились редкие варианты 2-сторонних И. с образами святых на обеих сторонах (икона с рельефным образом вмч. Георгия в окружении живописных житийных сцен на лицевой стороне и святыми Мариной и Ириной (?) в молении Спасителю на оборотной, 2-я пол. XIII в., Византийский музей, Афины), или с образами святых на лицевой стороне и «Распятием» на обороте («Святые Иерусалима и 3 отрока. Распятие», 3-я четв. XIV в., Византийский музей, Афины), или с образом святого на лицевой стороне и сюжетной сценой на обороте («Вмц. Екатерина. Прп. Зосима причащает прп. Марию Египетскую», 2-я пол. XIV в., Византийский музей, Афины). Известны выносные И. с образами Божией Матери на обеих сторонах, как правило разного времени (икона с образом «Одигитрии» на лицевой стороне (ок. 1315, иконописец Георгий Каллиергис?) и «Одигитрии» же с эпитетом «Παμμακριστος» (Всеблаженнейшая) на обороте (2-я пол. XVI в.) или икона с образом «Умиление» (ок. 1400) на лицевой стороне и «Неувядаемый цвет» (1-я пол. XVIII в.) на обороте (обе - Византийский музей, Верия).

http://pravenc.ru/text/389040.html

36 Ср. Л. Филипидис. πρτη πρς Τιμθεον ποιμαντικ πιστολ το π. Παλου. Афины, 1952, 120: «Следовательно, Благочестия тайна ­­ тайна христианской религии, сверхъестественное событие вочеловечивания Сына и Слова Божия, которая представляет собой содержание глубочайшей веры в открытого в Господе Иисусе Христе истинного Бога... – Божественная Икономия явления Бога». 39 Ср. прп. Иустин (Попович) . Догматика, т. 2, 266: «Личность и дело Богочеловека составляет единую и нераздельную великую тайну благочестия». Ср. и И. Кармирис. Τ δγμα τς σωτηρας, " κκλησα«, 18/1956, 325. Ср. и А. Феодору, ρθοδοξας. Афины, 1961, 60: «Личность и дело Спасителя составляют две стороны одной и той же сверхъестественной Личности, они неразделимы и неотделимы, и имеют высшее догматическое значение». 41 По св. Максиму Исповеднику , «Тайной Христовой слово Священного Писания называет Самого Христа» (К Фалласию 60, PG 90, 620), как об этом ясно свидетельствуют и слова апостола Павла в Послании к Колоссянам (1:26–27). Толкуя эти слова, Евфимий Зигабен говорит: «(Павел) переходит от тайны Христовой на Самого Христа, и Его снова понимает как Тайну, ибо в Нём свершилась тайна божественного вочеловечивания. И если в Нём, следовательно, Он – эта тайна. Поэтому говорит: Которая есть Христос в вас». Толкование на Послание к Колоссянам, изд. Н. Калогерас, Афины, 1877, т. 2, 125. Зигабен следует за Златоустом. 42 Ср. св. Иоанн Златоуст . Омилия 11, 1–2 на 1 Послание к Тимофею (62, 554–5). Также ср. св. Иоанн Дамаскин . На 1 Послание Тимофею 3,16 (PG 95, 1008): «Столп и утверждение вселенной есть Церковь ; и тайна, и великая благочестия тайна, и всеми признанная, а не только открытая, ибо – очевидна». Также справедливо замечает и профессор Л. Филлипидис: «Великая благочестия тайна здесь понимай как Божественная Икономия вообще, то есть от Самого Бога Живого, воплощённого и явленного среди людей Сына и Слова Божия, Искупителя и Спасителя мира, Богочеловека Иисуса Христа, основание и утверждение Церкви Его как носителя непоколебимой Истины Его», стр. 120.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

«Особисты» начали свою кровавую работу ещё при Ленине. Сохранились яркие страницы, описывающие переживания заключённого, попавшего в камеру смертников. В страшную камеру под сильным конвоем нас привели часов в 7 вечера. Не успели мы оглядеться, как лязгнул засов, заскрипела железная дверь, вошло тюремное начальство, в сопровождении тюремных надзирателей. – Сколько вас здесь? – окидывая взором камеру – обратилось к старосте начальство. – Шестьдесят семь человек. – Как шестьдесят семь? Могилу вырыли на девяносто человек, – недоумевающе, но совершенно спокойно, эпически, даже как бы нехотя, протянуло начальство. Камера замерла, ощущая дыхание смерти. Все как бы оцепенели. – Ах, да, – спохватилось начальство, – я забыл, тридцать человек будут расстреливать из Особого отдела. Потянулись кошмарные, бесконечные, длинные часы ожидания смерти. Бывший в камере священник каким-то чудом сохранил нагрудный крест, надел его, упал на колени и начал молиться. Многие, в том числе один коммунист, последовали его примеру. В камеру доносились звуки расстроенного рояля, слышны были избитые вальсы, временами сменявшиеся разухабисто весёлыми русскими песнями, раздирая и без того больную душу смертников – это репетировали культпросветчики в помещении бывшей тюремной церкви, находящейся рядом с нашей камерой... 554 Но на этом «отступное» завершалось – до следующего «табельного дня». Владыка Никодим знал меру и не давал «тёмным силам» переступать условную черту. Хотя сам он порой бывал заложником советского дипломатического протокола. Так, однажды владыка должен был вылететь в Афины для участия в работе Третьего Всеправославного совещания на острове Родос (с 1 по 15 ноября 1964 г.). Вспоминает архиепископ Брюссельский Василий (Кривошеин) . Помню, что на эти дни пришлось празднование Октябрьской революции. Так как эти дни попадали на субботу и воскресенье (заседаний в эти дни не было), то митрополит Никодим решил поехать на эти дни в Афины, на приём в посольство СССР. Он заявил нам о своём намерении во время обеда. «Владыко, не делайте этого, – сказал я ему, – Вас все будут осуждать. Скажут, православный митрополит предпочёл официальный приём общению со своими собратьями. В воскресенье, кроме литургии, предполагается поездка на пароходике в монастырь на остров Сими, Вам будет интересно и даже полезно для общего дела. Вы сможете пообщаться с участниками Совещания». Владыка Никодим ничего не ответил, но в Афины не поехал, а послал вместо себя одного из переводчиков 555 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

• 399–389 гг. — Платон, тяжело перенесший смерть Сократа, уезжает в Мегару, к Евклиду. По некоторым сведениям, Платон посещает Вавилон, Ассирию и Египет. В Кирене (Северная Африка) Платон берет уроки математики у Феодора. • 389–387 гг. — Поездка Платона на Сицилию. Знакомство с Дионом и с тираном Дионисием Старшим. Анникерид выкупает проданного в рабство Платона. • 387 г. — Возвращение в Афины. Покупка сада с домом и основание Академии. • 367 г. — По настойчивым просьбам друзей Платон вновь посещает Сицилию и поселяется при дворе «просвещенного» тирана Дионисия Младшего. • 362–361 гг. — Третья поездка на Сицилию. • 353 г. — Гибель Диона в Сиракузах. • 347 г. — Платон умирает, по преданию, в день своего рождения. ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ АРИСТОТЕЛЯ • 384(3) г. до н. э. Между июлем и октябрем, в первый год 99-й Олимпиады — в городе Стагире, в семье врача Никомаха и Фестиды родился сын Аристотель. •? — Никомах приглашен македонским царем Аминтой III в придворные врачи и вместе с семьей переезжает в город Пеллу. • 367(6) г. — Аристотель приезжает в Афины и приходит в Платоновскую академию. • 365(4) г. — Встреча с Платоном. • Конец лета 348 или 347 г. — Аристотель после смерти Платона покидает Академию и едет в Ассос. • 345(4) г. — Аристотель читает лекции в г. Митилене на Лесбосе. • 343(2) г. — Аристотель получает приглашение Филиппа II стать воспитателем Александра, наследника престола. Вскоре Аристотель получает известие о гибели Гермия. • 338 г. — Херонейская битва. Филипп II производит в Греции большие разрушения. • 336 г., лето — Убийство Филиппа II. Рождение в семье Аристотеля и Пифиады, племянницы Гермия, дочери Пифиады. • 335 г. — Рождение сына Никомаха от Герпиллиды. • 335 г., осень либо 334 г., весна — Возвращение Аристотеля в Афины. Аристотель основывает Ликей. • 327 г., весна — Трагическая гибель Каллисфена, племянника и воспитанника Аристотеля, жившего при дворе Александра. • 323 г. — Смерть Александра Македонского. Судебное дело по обвинению в нечестии. Бегство на Евбею.

http://predanie.ru/book/219678-platon-ar...

529 Дмитриевский А. А. Путешествие по Востоку и его научные результаты. Отчет о заграничной командировке в 1887/88 году. С приложениями. Киев, 1890. 193 с. – Эта командировка явилась началом систематических (почти ежегодных) его поездок по восточным монастырям и греческим и европейским древлехранилищам (1889 – Иерусалим; 1891 – Афон, Афины, Патмос, Италия; 1893 – Константинополь, Афины, Афон, Италия, Вена; 1896 – Константинополь, Афины, Рим, Париж, Дрезден; 1897 – Трапезунд; 1898 – Иерусалим, Афон; 1903 и 1910 – Афон). В том же 1910 г. он вновь посетил Иерусалим уже с иной целью – для ревизии учебных и паломнических учреждений Имп. Православного Палестинского Общества, секретарем которого состоял в 1906–1917 гг. 530 Он был опубликован сначала в приложении к журналу «Православный собеседник», за 1889–1894 гг., а затем вышел отдельно: Дмитриевский А. А. Богослужение Страстной и Пасхальной Седмиц в святом Иерусалиме по уставу IX-X века. Казань, 1894. XVI†426 с. 532 Дмитриевский А. А. Современное Богослужение на Афоне и в Константинополе. 1. Об истории Святогорского (Афонского) Устава. 11. Богослужение на Афоне и в Константинополе. Святогорский (Афонский) Типикон. (Происхождение, его историческая судьба и краткая характеристика. – «Руководство для сельских пастырей» (далее «РСП»). 1887. 1,3, 4, 5; Его же. Типикон Великой Церкви, или современный Типикон греческих приходских церквей. – Там же. 6, 7. 534 Дмитриевский А. А. Преподобный Савва Освященный и его духовное завещание монахам Лавры. (Вновь открытый памятник по рукописи Синайской библиотеки XII века). – «РСП». 1889. 27, 31, 32, 35; Егоже. Киновиальные правила преподобного Саввы Освященного, врученные им пред кончиной преемнику своему игумену Мелиту. (Вновь открытый памятник аскетической письменности 524 года). – «Труды Киевской Духовной Академии». 1890. 1. С. 170–192. 535 Дмитриевский А. А. Современное Богослужение на Православном Востоке. Историкоархеологическое исследование. Выпуск первый (вступительный). Киев, 1891. 153 с. – Продолжением работы можно считать изданную 20 лет спустя книгу: Церковные торжества в дни великих праздников на Православном Востоке. (Очерки, заметки, наблюдения и впечатления с 63 рисунками и планами). – Часть I. СПб., 1909.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Замечательно, что славные науками в древности Афины от начала введения христианства до нашего времени не славились ни ученостью, за исключением Дионисия Ареопагита и Мелетия (†1714), ни зодчеством и ваянием, ни сочинением церковных песнопений, ни иконописанием. Какие же были причины тому? Причины эти – величайшие бедствия, от коих страдал сей город почти непрерывно. Еще в 258г. после Рождества Христова варвары готфы подступали к Афинам, и уже в 267г. афинянин Дексипп прогнал их далеко. В 396-е лето христианское готфский царь Аларик осаждал Афины. Язычество господствовало в этом городе до царствования Иустиниана I (527г.); и даже в его дни языческие чтилища Парфенон, Ерехфион, Фисион и другие обращены были в христианские церкви. В 675г. славяне велесичи, с берегов Дуная, поднялись с женами и детьми и всем имуществом своим и водворились в Аттике и Афинах. Они-то исказили там греческий язык так, что афинский митрополит Михаил Акоминат едва в три года выучился этому языку, слыша вот такие слова: δενδρφια, προβατλλια, παιδλλια, τετος, τονος, вместо δνδρα, πρβατα, παιδα, τοιοτος, ατς, а когда говорил проповеди , написанные по-аттически, тогда слушатели нисколько не понимали его, как будто он говорил им по-персидски или по-скифски. В течение средних веков история почти не упоминает об Афинах. По взятии Константинополя латинами в 1204г. и по раздроблении Византийского царства, этот город с областью его достался франкам из фамилии де-ла-Рош и де-Бриенн. В 1312г. его заняли каталанцы, в 1326г. – сицилийский король Фридрих II; в 1370г. его завоевали итальянцы Акчиолии с помощью венециан и турецкого султана Амурата I. Наконец овладел им Магомет II в 1456г. Тогда турки обратили в мечети Парфенон, Ерехфион, Фисион и другие храмы христианские. В 1687г. венецианский дож Морозини осаждал Афины и взял их с бою, повредив своими ядрами Парфенон и капище богини Победы бескрылой. Спустя несколько месяцев он покинул сей город, отдав жителей его мстительности турок. Во время восстания еллинов в 1821г. столица Аттики была разграблена и почти вся разрушена неистовыми турками.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Бесспорно, к таким иконам принадлежит древнейший список иконы Божией Матери Скоропослушницы, чудотворная копия которой находится ныне в Дохиарском афонском монастыре. Все другие иконы хотя писаны на папирусе, но принадлежность их к VIII или IX векам, как думают местные археологи, едва ли серьёзно может быть доказана. Занятие своё в Каире я окончил 1 Августа, а второго числа, во вторник, выехал в Александрию. Город этот, бесспорно важный в торговом отношении, весьма незначительный интерес представляет для археолога. Посещение зданий патриархии, в которой в храме, как говорят, стоят колонны, привезённые сюда из древних фивских храмов, некоторых других церквей этого города позднейшей архитектуры, а также колонны помпеянской, заняло у меня всего полдня и наполнило всё моё досужее время. Желание моё побывать в так называемых александрийских катакомбах осталось неудовлетворённым, потому что я не мог отыскать хорошего проводника, знающего катакомбы. Ввиду редких случаев посещения их учёными археологами, опытных проводников в катакомбы здесь нет. 3 августа на арабском пароходе прямого сообщения я выехал в Афины, куда и прибыл утром, в пятницу, 5 числа. В летнее время Афины, как и всякий иной университетский город, для учёных занятий представляет весьма много неудобств. Учёная жизнь в это время года, так сказать, замирает. Университет, музеи и библиотеки закрываются. Научные силы, утомлённые работой оконченного академического года, спешат на отдых, а неутомимые предпринимают учёные экскурсии. Но если и открываются учебно-вспомогательные учреждения города для обозрения их случайными посетителями, то время на это назначается самое незначительное. Первой и главнейшей целью моего путешествия в Афины было обозрение остатков древнейших классических построек и вообще монументальных зданий, как, например, Парфенона, Нике-Аптероса, Эрехтиона, Тезея, Юпитера Олимпийского, башни ветров и т. д., древнейших христианских храмов в самом городе в его окрестностях, знакомство с музеями центральным, политехническим и акропольским, как хранилищами памятников древне-классической скульптуры и вещественных остатков (например, в собрании древностей Микенских г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Афины ранневизантийского периода – продолжали оставаться одним из научных центров. В философской школе Платона (Новой или третьей Академии) началось обобщение идей Платона, Аристотеля и стоиков преимущественно в области этики. В ней учились Василий Кесарийский , Григорий Назианзин , Григорий Нисский , Ливаний, Евнапий и др. у софиста-неоплатоника Проэресия. О жизни школы рассказал в своих речах Имерий (315386). С Афинами была связана деятельность философа-неоплатоника Прокла Диадоха . В 529 г. афинская философская школа как оплот языческих традиций была закрыта императором Юстинианом. С IVV вв. в городе появились христианские школы. Известно, что философы и богословы Афин и Фив участвовали в теологических диспутах с богословами Константинополя (VI в.). Сооружение первых христианских церквей, небольших по размерам и скромных по декоративному убранству, относится к V в. (остатки базилики на реке Илиссос и центрическая церковь в библиотеке Адриана; обе, по-видимому, имели деревянные купола). В VI в. у подножия горы Имиттос, в семи километрах от центра Афин, был возведён монастырь Кесариани с церковью, перестроенной в XXI вв. и украшенной фресками в XVIXVII вв. Перестав быть научным центром, Афины пришли в упадок в VIIVIII в. Возрождение города в конце IXX вв. началось с подъема ремесел, усиления строительства и улучшения техники керамического производства. В XI в. в Афинах были возведены небольшая изящная церковь Агиос Элевтериос (Малая Митрополия площадью 7,32 м и 11,38 м), центрическая церковь Апостолов из камня и кирпича на Агоре, церковь Успения в монастыре Дафни, расположенном в 10 км от центра города (см. монастырь Дафни ). В 1049 г. в Афинах была сооружена изящная, с гармоничным соотношением частей церковь св. Феодора. Новизной отличались ее расширенные и укороченные боковые нефы, а также поперечный неф, включенный в прямоугольный план здания. Апсиды были полукруглыми внутри и многогранными снаружи. Предполагают, что церковь строили местные мастера. В 1453 г. вслед за Константинополем турки-османы захватили Афины и другие византийские города в Средней Греции и на Пелопоннесе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 50-х гг. IV в. по указанию имп. Констанция II в храм св. Апостолов в К-поле были перенесены из Г. мощи апостолов Андрея (из Патр) и Луки (из Фив). При имп. Феодосии I Великом в нач. 90-х гг. того же века были закрыты античные святилища в Дельфах, Элевсине, Олимпии, отменены Олимпийские игры. В это время афинский Парфенон стал христ. храмом Богородицы. Большое количество древних статуй было перевезено в строящийся К-поль. Тем не менее, несмотря на торжество христианства, в Г. еще ок. 2 веков сохранялись очаги язычества и античной философии, продолжала действовать Академия платоновская . Большим влиянием пользовались связанные с ней ученые - Прокл, Марин, Евнапий. Со школой афинского неоплатонизма V в. был хорошо знаком автор «Ареопагитик». Имп. Евдокия (423-460), жена имп. Феодосия II, была дочерью афинского философа Леонтия и до крещения носила имя Афинаида. В III-IV вв. Г., как и др. балканские провинции империи, подвергалась разрушительным нашествиям готов . В 268 г. готы, прорвавшись из Чёрного м. в Эгеиду, опустошили ряд островов и городов Г., в т. ч. Афины и Коринф. Новая волна вторжений относится к кон. IV в., когда готы переселились на территорию Вост. Римской империи. Дружины Алариха регулярно опустошали Македонию, а в 395-396 гг. разграбили Ахайю: пострадали Коринф, Мегара и Пелопоннес, Афины заплатили варварам выкуп. Обострение римско-гот. противостояния произошло в 70-х гг. V в.: гот. отряды Теодориха Страбона и Теодориха Амала грабили Македонию, Родопы и Эпир, неоднократно угрожали Фессалонике. Крупнейшее вторжение гуннов Аттилы на Балканы в 447 г., по-видимому, почти не затронуло Г., но племенные объединения во главе с гуннами в 517 г. разграбили греч. земли до Фессалии включительно. В 539 г. гунны прорвались через Фермопилы и разорили Ахайю. Однако, несмотря на эти дестабилизирующие факторы, до 2-й пол. VI в. нельзя говорить об упадке Г. В частности, церковная иерархия региона в этот период достигла наибольшего развития. Если Фессалоника процветала, то Афины переживали период стагнации. Тем не менее классическая античная городская цивилизация еще преобладала и была способна пережить варварские нашествия. Ярким свидетельством динамизма городской жизни являлось активное церковное строительство, охватившее весь регион в ранневизант. эпоху. Славянская колонизация: VI-VIII вв.

http://pravenc.ru/text/597843.html

Филон думал, что иудейская религия предназначена сделаться религией всего рода человеческого. Он предвидел, что потребность в единстве и равенстве между людьми всех племен и всех наций – всего больше находившая для себя оправдание в духе закона Моисеева и наиболее чувствовавшаяся тогда по обстоятельствам времени, в народе иудейском, станет некогда всеобщею потребностью человечества и, так сказать, новою религию людей. Но тем не менее Филон полагал совершение всеобщего нравственного и догматического преобразования возможным не в пределах и не в средствах самого закона Моисеева или же в формах аскетических стремлений любимой им ессейской общины 1 , а при появлении того Лица, мыслию о котором проникнуто все учете Ветхого Завета. В этом отношении Филон вполне разделяет общее верование своего племени в грядущего Мессию и о времени пришествия Мессии мечтает, как о самом счастливом времена для человечества 2 . Филон имел огромное влияние не только на свою эпоху, но и на эпоху развития философских понятий о христианстве в первенствующей церкви. Многие из христианских писателей (напр. Климент александрийский , Ориген ) в своих сочинениях проводили иногда его воззрения и пользовались его методом при объяснении св. писания. Мы имеем в виду рассмотреть дух и учение этого замечательного для христианства мыслителя иудейского. § I В ближайшее время после смерти Александра Македонского главным местом греческого образования были Афины, которые, в воспоминании прежнего своего блеска, составляли теперь сборное место разных отдельных групп и школ философских. Академия Платона имела там своего представителя, равно как школа перипатетиков – своих последователей. Там жили также и учили: последователь Сократовой философии Антисфен, под именем циника, и ученик философии наслаждения – Аристипп, последователь школы киринейской. Были там и новая школа стоиков и эпикурейцев, наряду с которыми, в зал Платоновой академии, собиралась группа скептиков, которая со своим сомнением в возможности общегодного и бесспорного знания боролась против основных положений догматической школы. Но в тоже волнующееся и бурное столетие, которое наступило после смерти. Александра, успел возвыситься, между прочим, другой город как соперник Афин – Александрия, которая приобретала себе значение по мере того, как Афины, теряя свою политическую независимость, утрачивали вместе с тем и свой духовный блеск. И когда в 86 году перед Р. X. Афины были завоёваны Суллою, – политическое здание Александра при устьях Нила стало уже самым важным торговым пунктом тогдашнего света и самым блестящим рассадником греческого образования.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/filon-a...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010