Афины сегодня –это мегаполис с 6 млн. населения (хотя все население Греции немного превышает 10 млн.), который вместе с пригородами составляет так называемые «Большие Афины», занимающие огромную территорию. Здесь, в древнем Ареопаге, некогда проповедовал святой апостол Павел, но большинство аристократов-философов, как мы читаем в Деяниях, не вняло его словам. Нынешние Афины тоже больше внимают языческой «мудрости века сего», проповедуя в разнузданной рекламе «похоть плоти, похоть очес и гордость житейскую». И хотя стоят посреди этого бушующего житейского моря, как маяки, православные храмы со святыми иконами и мощами, но не спасут эти святыни греков, как ковчег Завета не спас израильтян, как не спасут и нас русские наши святые, если не будет покаяния. В Афинах мы получили утешение за службой в Троицком храме Московской патриархии, где были радушно приняты настоятелем – протопресвитером Георгием и прихожанами, а также поклонились мощам Патриарха Григория V Константинопольского и преподобномученицы Феодоры Афинской, пострадавшей от турок за веру и борьбу за национальную независимость греков. Вечером того же дня мы посетили Благовещенский монастырь в пригороде Афин Неа Макри, где покоятся святые мощи великомученика и чудотворца преподобного Ефрема Новоявленного. Подробное житие Святого, описание чудесного обретения его мощей и чудесной помощи прибегающим к его молитвенной помощи можно найти на сайте клирика нашей епархии протоиерея Владислава Анцибора. Святой прожил свою подвижническую жизнь как ангел, и чрез это ему была дана Господом благодать и сила пострадать страшными мучениями, которые длились достаточно долго: с 14 сентября 1425г. до 5 мая 1426 г. – дня мученической кончины. Святой Ефрем мученически скончался в возрасте 42 лет. Перед своей смертью он испытал страшные мучения. Турки сильно избили его, распяли его измученное тело на дереве вниз головой и проткнули его живот несколько раз раскаленным колом. После таких пыток он все равно оставался в живых и молился за своих мучителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

1878 г. Православный восток в минувшем году 2). Положение дел в Иерусалиме и греческая печать 3). Протест восточных патриархов против румынского правительства 4). Аноим 6, патриарх константинопольский – некролог 5). Вести из Афин 7). Профессор Иван Васильевич – некролог 10). Что подумывают греки? 17). Решение восточного вопроса с греческой точки зрения 18). Греция и восточный вопрос 19 и 21). Вести из Константинополя 39). Остров Корфу и его святыни 40). Протоколы избрания нового вселенского патриарха 44 и 45). Прибытие в Константинополь патриарха Иоакима 3 46). Чин наречения и возведения на престол вселенского патриарха 48). Окружное послание его святейшества, вселенского патриарха Иоакима 3 50). Англичане на о. Кипр в 12 веке (там же). Окружное послание его святейшества, вселенского патриарха Иоакима 3, к митрополитам , подчинённым святейшему патриаршему престолу 51). 1879 г. Православная церковь (константинопольская) в течение последних пяти лет (1873–1878 г.г.) с точки зрения политической, нравственной и финансовой (заимствовано из константинопольской газеты Courrier d,Orient 1878 г. 4769) – начало статьи 1) и продолжение в следующих 2, 4и 5). Православный восток в минувшем году 2). Окружные послание патриарха Иоакима 3 от 1878 г. (перевод с новогреческого). 1880 г. Православный восток в минувшем году 3). Празднование Богоявления Господня в настоящем году в Константинополе 5). Поздравительный адрес Иерусалимского патриарха Его Величеству Государю Императору (перевод с новогреческого). 1881 г. Православный восток в минувшем году 2). Католический и протестантский запад в минувшем году 3). Вести с востока (Константинополь, Афины и др. 6 и 7). Вести с востока и запада 14 и 15). Свечной вопрос в Константинополе и у нас 19). Новое уложение о приходах в Константинополе 20, 21, 22, 28 и 31). Вести с востока (Константинополь. Иерусалим, Афины, Кипр и пр. 24–26). Патриарх Григорий 6 – некролог 27). Вести с запада 34). Вести с востока (Константинополь, Афины и др. 37 и 45). Вести с католического запада 48) и протестантского 51–52).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/pa...

Едва вернувшись из Москвы в Брюссель, я должен был почти сразу вылететь в Афины, где встретился с митрополитом Никодимом, который как и я прилетел для участия в работе Третьего Всеправославного Совещания на острове Родос (с 1 по 15 ноября 1964 года). С ним прибыл архимандрит Филарет (наш теперешний Экзарх) и епископ Илия, который сейчас стал Грузинский Патриарх. Во время Совещания мы втроём обедали за отдельным столиком и вели оживлённые разговоры. Помню, что на эти дни пришлось празднование октябрьской революции. Так как эти дни попадали на субботу и воскресенье (заседаний в эти дни не было), то Митрополит Никодим решил поехать на эти дни в Афины, на приём в посольство СССР. Он заявил нам о своём намерении во время обеда. «Владыко, не делайте этого, – сказал я ему. – Вас все будут осуждать. Скажут, православный митрополит предпочёл официальный приём, общению со своими собратьями. В воскресенье кроме литургии предполагается поездка на пароходике в монастырь на остров Сими, Вам будет интересно и даже полезно для общего дела. Вы сможете пообщаться с участниками Совещания». Владыка Никодим ничего не ответил, но в Афины не поехал, а послал вместо себя одного из переводчиков. Тогда епископ Илия, остроумный по-восточному человек и любящий пошутить, стал иронизировать в присутствии митрополита Никодима и архимандрита Филарета: «Владыко Василий, как разве Вы не едите на праздник октябрьской революции? Это не патриотично! Всякий советский гражданин должен присутствовать на этом празднике». «Но я не советский гражданин», – ответил я. «Как, Вы не советский гражданин? Этого не может быть! И Патриархия это терпит, не требует от Вас принять советское гражданство? Невероятно!» Всё это владыка Илия говорил с явной насмешкой, почти издеваясь над митрополитом Никодимом. Тот всё слушал и произнёс: «Это всё не совсем так, владыка Василий волен, иметь какое он хочет гражданство, нас это не интересует». Отмечу ещё один эпизод мне запомнившийся. Во время Совещания, в одном из храмов Родоса совершалась всенощная и митрополит Никодим, сослужил и произнёс небольшое, но удачное слово, хотя и не без некоторой советской пропаганды. Стоящий рядом со мной проф. Братиотис (Афинского Богословского факультета) заметил мне, как бы комментируя слово владыки Никодима, но так что его хорошо услышали другие: «Хрущёв знал, кого посылал!»

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Канелопулоса в Афинах, подписная). Ему принадлежит особый вариант традиц. композиции «Христос во гробе» (Музей истории искусства в Вене; триптих в ГЭ), опирающийся на венецианскую готику и работы Дж. Беллини. Согласно последним исследованиям, иконы Зафуриса заказывали и католики, и православные. Как в традиц. визант. манере, так и в стиле венецианской готики работал Андреас Павиас (1440 - ок. 1504). Его подписная икона «Успение прп. Ефрема Сирина» (ц. святых равноапостольных Константина и Елены в Иерусалиме) с изображением сцен отшельнической жизни святого повторяла иконографию стенописи и традиц. иконописный стиль палеологовского времени. Те же черты присущи иконе «Св. Антоний» (коллекция Харокопос в Кефалинии). «Распятие» (Национальная пинакотека, Афины) с лат. надписями имитирует готическое произведение сложной иконографии. Принадлежность крупным мастерским др. неизвестных по именам критских художников XV - 1-й пол. XVI в., ориентировавшихся в своем творчестве в основном на произведения А. Рицоса и Н. Зафуриса, остается неясной. Наиболее популярные среди заказчиков сюжеты повторялись в критской иконописи в близком стилистическом варианте в течение неск. десятилетий: «Богоматерь Одигитрия», «Богоматерь Страстная», «Madre della Consolazione», «Успение Богоматери», «Рождество Христово», «Христос во гробе», «Св. Георгий, побеждающий дракона» (музеи Греческого ин-та, Венеция). В 1-й пол. XVI в. начался исход мастеров из Кандии. Они отправлялись в правосл. мон-ри или в Италию, преимущественно в Венецию, что в дальнейшем определяло формирование направления их творчества в сторону сохранения традиций или усиления зап. элементов живописи. Распятие Христово. Икона. 2-я пол. XV в. Мастер Павиас (Национальная пинакотека. Афины) Распятие Христово. Икона. 2-я пол. XV в. Мастер Павиас (Национальная пинакотека. Афины) К этому периоду относится творчество Ангелоса Бизоманоса (1467 - после 1532) - ученика Андреаса Павиаса. В 1518 г. он уехал с Крита в Далмацию, где написал сцены пределлы с 5 святыми для алтаря католич.

http://pravenc.ru/text/387113.html

Литургию было еле слышно. Так же было и у старца, когда он пребывал на Святой Горе. А когда он приехал в Афины и стал служить в больнице, то там напротив был магазин грампластинок, и несчастный продавец этого магазина, чтобы рекламировать песни, проигрывал пластинки на такой громкости, что было слышно в храме и литургию заглушало. Старец говорил: «Я не мог, просто не мог служить, потому что постоянно слышал песни. Я думал: что же мне делать?» И он придумал: чтобы сосредоточиться, надо молиться изо всех сил. Он научился молиться всеми силами своей души. Старец рассказывал: однажды, читая евангельский отрывок о страстях Господних, он вдруг вскрикнул и потерял сознание, а люди бросились приводить его в чувство. Причина была в том, что во время чтения этого Евангелия он видел перед собой все страсти Господни, видел, как распинали Христа, как Его прибивали гвоздями ко кресту; не выдержав этого, старец потерял сознание. Старец «увидел», что турки вторглись на Кипр, еще до того, как об этом сообщили по радио. Вечером он отправился из Афин на Афон (об этом рассказывали люди, которые были с ним в машине), и вот в пять утра он сказал: «Турки высаживаются на Кипре». — «Геронда, что вы говорите?» Они включили радио, там ничего, только песни. А старец продолжил: «Вот сейчас турки вторгаются на Кипр, — и стал описывать Керинию, побережье, — вот причаливает первый корабль, выезжает первый танк, высаживаются солдаты, начинается война. Быстро возвращаемся в Афины!» Они вернулись в Афины и через два-три часа услышали сообщение о вторжении турок на Кипр. Во времена Чаушеску в Бухаресте было восстание студентов, и их убили по одному. Не знаю, помните ли вы это. Так вот, старец «видел» то, что происходило, и описывал все в точности. Преподобный Порфирий Кавсокаливит Как-то старец позвонил одной семье в Южную Африку, Йоханнесбург, и сказал: «Под вашим домом прокладывают провода высокого напряжения, поэтому уезжайте, а то заболеете раком». Они очень удивились и спросили: «А кто вы такой? И откуда нам звоните?» — «Вы госпожа?..» — «Да».

http://pravoslavie.ru/74224.html

Примечания: 1 Корнаракис Иоаннис, “Тарсо, Христа ради юродивая”, Кельи святого Николая Буразери, 2е изд. ред. Святой Афон 2004, стр. 97. 2 Вл. Мартини Пан., “Юродство святого Андрея Первозванного и юродство в Православной Церкви”, (кандидатская диссертация), изд. Тинос, Афины 1988, стр. 9. 3 Евагрий Схоластик , История Церкви, том 1й, стр. 2480C – 2481B. См. также Дионисий (митрополит Триккский и Стагон), Восточное православное монашество в святоотеческих текстах, стр. 136–138. 4 BENZ Е., «Heilige Narrheit», пер. Кириос, 3, 1938, стр. 9. 5 Блаженная Пелагия Иванова, перевод Ботци П., Афины 1996, стр. 136. См. также Дионисий (митрополит Триккский и Стагон), Восточное православное монашество в святоотеческих текстах, Святой монастырь Пантократор (Вседержитель) Искупителя Христа, остров Корфу 2004, стр. 502. 6 Корнаракис Иоаннис, Тарсо Христа ради юродивая, стр. 97. 7 Корнаракис Иоаннис, Тарсо Христа ради юродивая, стр. 98. 8 Евагрий Схоластик, История Церкви, том 1й, стр. 2480C – 2481B. См. также Дионисиу (митрополит Триккский и Стагон), Восточное православное монашество в святоотеческих текстах, там же, стр. 513, Пасху В.П., Эрос православия, изд. Апостольской диаконии Греческой Церкви, Афины 41987, стр. 438. 9 См. Ответ харизматического старца ученику, который добровольно стал на путь блаженства: “Чтобы стать Христа ради юродивым, необходимо обладать разумом, дабы воздалось тебе”. “Херувим Святовасилий”, Якорь надежды, Монастырь Иерапитнис, стр. 33. 10 Кор.3:18. 11 Святой Кирилл Иерусалимский отмечает, что некоторые из его слушателей прибегают к христианскому крещению не из чистых побуждений, а в корыстных целях. См. Кирилл Иерусалимский, Прокатехизис, 5, PG 33, 341C. 12 См. Мартини Пан. Юродство святого апостола Андрея Первозванного и юродство в Православной Церкви, там же, стр. 13. 13 М. Афанасий, Житие Пресвятого Антония, Вепес 33, стр. 18–19 и 35, стр. 236. 14 Иоанн Мосху , Лимон, П. 87c, 2864–2865. 15 Феодориту Киру, Филофейская история, глава 25,Асклипиос, П. 82, е 1473.

http://azbyka.ru/hrista-radi-yurodivye-o...

Затем, после ранней смерти отца, св. Василий отправляется (видимо, около 346 года) в Кесарию Каппадокийскую для продолжения своего образования 37 . В Малой Азии Кесария была одним из главных центров образования, и не случайно св. Григорий Богослов называет ее «митрополией наук» («митрополией словесности» – λγων μητρπολιν)); в ней, судя по всему, хорошо было поставлено преподавание риторики. Здесь молодой Василий сразу проявляет необычайные способности и, по свидетельству того же св. Григория Богослова , становится вскоре «ритором между риторами еще до кафедры софиста, философом между философами еще до выслушивания философских положений ( πρ τν ν φλασοφ δογμτων), а что всего важнее, иереем для христиан еще до священства». Чуть далее Григорий добавляет: «Главным его занятием было любомудрие, то есть отрешение от мира, пребывание с Богом, по мере того как чрез дольнее восходил он к горнему, а посредством непостоянного и скоропреходящего приобретал постоянное и вечно пребывающее». Судя по этой характеристике, основной целью молодого Василия было стяжание высшего любомудрия, то есть стяжание Премудрости Божией. Но путь к ней был еще достаточно долгим. Из Кесарии юноша отправляется в Константинополь, где пробыл сравнительно недолго, а затем перебирается в Афины, «обитель наук», по выражению св. Григория Богослова , где остается уже на длительный срок: 349–355 годы 38 . Здесь он теснейшим образом сдруживается со св. Григорием Богословом (с которым, возможно, познакомился еще в Кесарии) 39 . Вероятно, при первом знакомстве с этим городом и его учителями св. Василия постигло разочарование, ибо его друг говорит: «Когда, надеясь великого, вдруг получаем ожидаемое, тогда кажется сие нам ниже составленного мнения. И Василий подвергся сей же немощи, сделался печален, стал скорбеть духом и не мог одобрить сам себя за приезд в Афины, искал того, на что питал в себе надежды, и называл Афины обманчивым блаженством». Однако благодаря увещаниям друга это состояние довольно быстро прошло, да и дружба с Григорием приносила Василию велие утешение 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Рядовых антифонов было всего 68. К ним присоединились библейские песни, которые заменяли рядовые антифоны в субботней Утрене. Повторим, что вся Псалтырь пелась в течение одной недели; в следующей неделе вечерняя псалмодия пелась утром и утренняя вечером: так получаются неделя А и неделя В кодекса 2061, между тем как в кодексе 2062 даются указания только в отношении одной недели, совпадающей с неделею А кодекса 2061. Поскольку этот кодекс более позднего происхождения, эпохи св. Симеона, можно предполагать, что ревностный пастырь так перестроил псалмопение опираясь на древние порядки, чтобы его паства (не особенно прилежная, по словам самого архиепископа) могла слушать всю Псалтырь, так как некоторые посещали храм только утром или только вечером, хотя в другом месте, как увидим позже, сам архиепископ жалуется на то, что древнее псалмопение больше не практикуется. Во всяком случае вот таблица, составленная по Афины 2061 и 2062 554 . Неделя А кодекса Афины 2061 Единственная неделя кодекса Афины 2062 Воскресенье вечером: (1). Пс. 85 . Припев: Слава Тебе Боже. (8). (антифон LII): Пс. 103 . Аллилуиа. Пс. 140 . Кекрагарион 555 : Славная Приснодево Богородице Матерь Бога . принеси нашу молитву . Сыну Твоему . и Богу нашему. Вход (в храм) 556 . Прокимен. Иерей: прошения [аитисеис]. Антифоны: (1-ый) Пс. 114,1.2.5.6 . Слава. И ныне. (На каждый стих): Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас. Антифон 2-ой: Пс. 115 ,1а.16.3.4. Спаси нас, Сыне Божий, во святых дивен сый поющия Tü Аллилуиа. Слава: Единородный Сыне. И ныне: Преславную Матерь Бога. Антифон 3-ий: Пс. 116 ,1а.1б.2а.2б. Слава и ныне. (На каждый стих): Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас. Повторяется последний раз повышая голос. Остальное последование [аколоуфиа]. Отпуст [аполусис]. Понедельник утром: (1) . Пс. 3 (,62 и 133). Слава Тебе Боже. (2) . (VII): Пс. 17 . Аллилуиа. (3) . (VIII): Пс. 18 (, 19, 20). Услыши мя, Господи. (4) . (IX): Пс. 21 . Аллилуиа. Каждение иереем. (5) . (X): Пс. 22 (, 23). Помилуй мя, Господи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В IV–VI вв. на территории восточной части Римской империи было пять основных центров культуры: Афины с их прославленной платоновской Академией, Константинополь, малоазийская Каппадокия (Кесария, Ниса, Назианз), Сирия (Антиохия, Газа), Египет (Александрия, Панополис). В культурно–просветительской и творческой деятельности представителей этих центров отчетливо проявляются основные тенденции духовной жизни того времени. Так, Афины оказываются главным хранилищем и оплотом древней эллинской культуры и образованности. В IV в. там преподают знаменитые языческие риторы Гимерий и Проэресий; у них учатся будущие знаменитые деятели христианской церкви – Василий Кесарийский , Григорий Назианзин . В V в. у своего отца Леонтия, преподавателя философии и риторики, учится Афинаида, будущая жена императора Феодосия II. Во главе афинской Академии в это время стоит один из последних корифеев языческой философской мысли – неоплатоник Прокл. Но к VI в., особенно после закрытия Юстинианом афинской Академии, древний центр язычества теряет свою ведущую роль в культурном образовании эпохи. Основные нити духовной жизни страны тянутся теперь к Константинополю: в VI в. он принимает к себе таких видных поэтов, как Роман Сладкопевец , прибывший из Сирии, Агафий из малоазийского города Мирины, Павел Силенциарий, историографы Прокопий из Кесарии, Менандр Протиктор и др. Если Афины IV–V вв. были главным средоточием уходившей в прошлое языческой культуры, то в это же самое время новая идеология, новая культура выкристаллизовывается в трудах представителей так называемого каппадокийского кружка в творчестве Василия Кесарийского , Григория Назианзина и Григория Нисского . Однако и эта философская литература, новая по содержанию, не порывает с античными традициями, а, напротив, усваивает их и по–своему продолжает. Так, например, в богословских произведениях каппадокийцев основные положение ортодоксального христианства обоснованы средствами неоплатонической диалектики. Стихи Григория Назианзина обнаруживают глубочайшую привязанность автора к традициям античной поэзии. Применение правил античного стихосложения к изменившему фонетическую природу греческому языку осуществляет поэт Нонн из Панополиса.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Закончив курс среднего учебного заведения, Василий стал слушать уроки высшей мудрости. Красноречие и философия тогда считались высшими предметами образования. Кесария в то время славилась частными школами. Сюда, как в многолюдный и важный на востоке город, прибывали частные преподаватели высших наук и успевали собирать вокруг себя толпы молодых людей. То было время, когда наука хотя и значительно упала по сравнению с прошлым Греции, но продолжала еще занимать собою и общество, и правителей, и частных лиц. Города востока и запада соперничали между собою в привлечении лучших преподавателей. Их приглашали в разные города хотя бы на короткое время, и везде они были желанными гостями. В Кесарии Василий скоро приобрел себе почет и уважение среди учителей и товарищей. Он обнаружил высокие качества ума своего и сердца. Здесь впервые познакомился с ним и Григорий, получивший впоследствии имя Богослова, юноша столько же, если только не более, даровитый. Здесь между Василием и Григорием положено было начало той прочной дружбе, которою уже до конца жизни связаны были эти великие отцы церкви. Хотя Кесария славилась на востоке своими школами, но, конечно, уступала в многом таким важным городам, как Александрия, столичный город Царьград и «золотые» Афины. Друзья решаются покинуть Кесарию в целях высшего образования. В то время как Григорий отбыл в Александрию, где уже обучался брат его Кесарий, Василий решился посетить столицу. В Константинополе было не мало высших школ и хороших книгохранилищ. Неизвестно, долго ли пробыл Василий в столице, но в Афины он прибыл позднее Григория. Старинный, издавна славный своими школами, город Афины привлекал к себе целые тысячи учащихся со всех мест обширной империи. Здесь можно было встретить римлян, галлов, природных греков, египтян, сирийцев и др. Сюда все стремились за окончанием образования у лучших учителей. Конечно, с этою же целью прибыли сюда и Василий с Григорием. Они поместились вместе. Теперь узы дружбы их окрепли еще сильнее. «Казалось, воспоминал Григорий Богослов , в нас обоих одна душа поддерживала два тела». «Мы вели дружбу и с товарищами, но нес наглыми, а с целомудренными, с которыми можно было сойтись не без пользы... Что касается уроков, то мы любили не столько приятнейшее, сколько совершеннейшее, потому что сие способствует молодым людям к образованию себя в добродетели, а не пороке. Нам известны были две дороги: одна, это первая и превосходнейшая, вела к нашим священным храмам и к тамошним учителям; другая, – это вторая и неравного достоинства с первою, вела к наставникам наук внешних. Другие же дороги: на праздники, на зрелища, на пиршества, предоставляли мы желающим».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010