На Афон в Пантелеймонов монастырь мы приехали к самому празднику св. Пантелеймона. Есть в монастыре человек от 20 до 30 русских поклонников, и мы будем иметь случай видеть знаменитые афонские 14-часовые бдения. Нашлись здесь земляки по Троице: отец Филарет (Сопелкин) и отец Иеремия, служащий доктором монастырским и берущийся вылечить, между прочим, и меня. Пробуду на Афоне недели две, но постараюсь не более. Отец архимандрит Макарий весьма ко мне милостив и, надеюсь, устроит мои поездки по Афону так, что увидим все наиболее замечательное. Деньги за февраль-май получил и усерднейше благодарю Вас, что не замедлили, как я Вас просил. Так как в Афинах, в которые я отправлюсь с Афона, я не знаю, пробуду долго ли, и так как высылать будущие деньги куда-нибудь в другое место было бы неудобно, то, извините, только что получив деньги, снова обеспокою Вас ими же. Жалованье за июнь, июль и некоторым авансом за август покорнейше прошу послать, по возможности, незамедля в Афины по адресу: «Афины, королевство Греция, русское посольство (по-французски и по-русски). Столько-то, в сторублевых кредитных билетах. Для передачи такому-то. От такого-то (от Вас). Деньги просят удержать в посольстве до востребования». Прошу не замедлить потому, что почта в Афины идет, сколько знаю, довольно долго. Так как я, если Бог даст здоровья, намереваюсь быть в Венеции (из Афин в Италию), то считаю нужным сделать Академии предложение. В Венеции, как Вы знаете, печатают греческие богослужебные книги; если Академия найдет полезным приобрести для библиотеки полный круг этих книг (что, по моему, по крайней мере, мнению, было бы весьма неизлишне), то я к ее услугам. Но так как я не буду иметь своих лишних денег, то в случае согласия должны быть высланы и казенные деньги (вместе с вышеписанными моими в Афины). В каком размере, я и сам не знаю, но полагаю, что будет достаточно 200. Извините, письмо писал среди пения во множестве церквей, среди звона колоколов и среди стука в била, и поэтому непрестанно сбивался.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Но — спрашивается: евангельская ли, церковная ли эта логика? Точно ли она отображает особенности духовной христианской жизни человека? — Уже в первые века христианства в церковной мысли обозначилась дилемма — «Афины и Иерусалим» . Суть её вот в чём. «Иерусалим» — есть ж изнь в полном смысле слова, жизнь с Богом, многие стороны которой всегда являются великой тайной личных отношений Бога и души. Эта жизнь мало поддаётся схематизации, ____________________________________ Из древних о ней писал Тертуллиан; в наше время подробно рассматривал эту дилемму философ Лев Шестов. рассудочному гипер–анализу и детальнейшей рефлексии. Духовность в «иерусалимском» устроении осмысляется в практическом ключе, идёт вслед за реальностью Церкви, Богообщения. Всё Евангелие, всё исконное устроение Церкви — «Иерусалим»: определены очень немногие важнейшие вещи, остальное совершается личной свободной и таинственной совместной жизнью Бога и человека. «Афины» — это рефлексия прежде всего, эллинская рассудочность. «Афины» всё схематизируют и раскладывают «по полочкам» категорий греческой философии. Я совершенно далёк от того, чтобы говорить, что это «плохо» — в конце концов, Церковь приняла именно эллинскую культуру мысли. Но когда «Афины» задавливают, игнорируют, высушивают, берут верх над «Иерусалимом», тогда в церковной жизни наступает великий и трагический перекос. Это видно и в жизни целых церквей — как они отпадают в ереси; и в жизни «частных» христиан — как они трудятся–трудятся над собою, а плода Евангельского не получают… Предложенная о. Лазарем схема относится именно к сфере «Афин». В истории человеческой мысли ещё никто не дал полного и удовлетворительного определения личности. С точки зрения «Иерусалима» личность есть непосредственное самоощущение человека как самостоятельного и уникального существа в единстве и целостности духа, души и тела. Совершенно искусственным и абсурдным представляется отделение «личного» от «индивидуального». Личности не может быть без индивидуальности; индивидуальность есть неотъемлемый атрибут личности. Вполне можно сказать, что это — одно и то же; лишь в рамках гипертрофированной «афинской»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=824...

Он написал «Божественные гимны» и «Слова». В 1054 г. произошло отделение Западной Церкви от Восточной, вследствие чего обострилась полемика византийских богословов с римо-католиками. Из полемических сочинений греческих отцов важны следующие: «Мистагогия» святого Патриарха Фотия, «Триады» святителя Григория Паламы и сочинения святого Марка Ефесского. Рядом Соборов были осуждены последователи унии с Римом. Захват Константинополя турками в 1453 г. ознаменовал окончательное падение Византии и пагубным образом сказался на состоянии греческих богословских школ. Уровень образования и творческая активность греческих богословов резко падают. В 1517 г. западное христианство раскололось на два враждебных лагеря: католиков и протестантов. Упадок богословской образованности на Востоке способствовал проникновению сюда западных схоластических идей. По мнению исследователей, «это был период глубокого отрыва от святоотеческого предания в богословии (хотя и не в литургической жизни Церкви) и вместе с тем понижения уровня богословия при всем внешнем развитии богословской науки и учености» [ 100 ]. В это время на Востоке и в России богословы составляют многочисленные исповедания веры, на которых в той или иной мере сказалось инославное влияние [ 101 ]. Только в XIX b. начинается постепенное освобождение восточной богословской мысли от западного влияния и возвращение к преданию отцов. Из современных догматических сочинений греческих авторов известны следующие. Иоанн Кармирис. Догматические и символические памятники Православной Кафолической Церкви, I—II тома. Афины, 1952—1953 гг. Синопсис догматического учения Православной Кафолической Церкви. Афины, 1957 г. Проф. П. Требелас. Догматика Православной Кафолической Церкви, I—III тома. Афины, 1959—1961 гг. Проф. Андрей Феодору. История догматов. Афины, 1963 г. Проф. Константин Скутерис. Христология в Предании Соборов. Леван, 1987 г. Доктор архимандрит Иустин Попович (Сербская Православная Церковь) написал три тома Догматики (Белград, 1978—1980 гг).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Осн. труды А. написаны на новогреч. языке: Христология пастырских посланий, Афины, 1953; Время и вечность. Эсхатология ап. Иоанна, Афины, 1959; Учение ап. Павла о спасении, Афины, 1962; Петр и Иоанн в Евангелиях, Афины, 1965; Ïåðâîñâÿùåííè÷åñêàÿ ìîëèòâà Èèñóñà, Àôèíû, 1965; Èñàãîãèêà ÍÇ, Àôèíû, 1971; Íàãîðíàÿ ïðîïîâåäü, Àôèíû, 1977; Ïàâåë (î÷åðê æèçíè è ó÷åíèÿ àïîñòîëà), Àôèíû, 1977; Åâàíãåëèñò Èîàíí, Àôèíû, 1981. Qrhskeutik¾ kaˆ ºik¾ ™gkuklopaideˆa, " AÁnai 1962, t. 1; WBSA, p. 3. АД слово, происходящее от греч. «Adhj,uлu «Aidhj (невидимый, безвидный), к–рым в переводится ветхозав. Шеóл (Преисподняя). Первоначально это понятие обозначало обитель умерших, вне связи с идеей воздаяния. Появление этой идеи в ветхозав. учении связано с представлением о посмертном воздаянии за злые дела. В совр. смысле слова А. стал обозначаться термином геенна. В апокрифич. 1 Кн. Еноха (18:11–16; 27:1–3; 90:26) геенна изображается как огненная пропасть. Образ геенны сохранен и в НЗ (напр., Мф 5:29–30). Сам этот термин происходит от названия долины Гехинном, находившейся близ Иерусалима. Оскверненная человеческими жертвоприношениями (2 Пар 28:3; Иер 32:35), долина была превращена в свалку, где постоянно горел огонь. В нек–рых местах НЗ слово А. является синонимом демонич. сил (Мф 16:18). См. ст. Посмертное бытие по учению Библии. СББ, с. 9–13; Ф л о р е н с к и й П.А., Столп и утверждение истины, М., 1914, с. 178, факсим. изд., М., 1990. АДАМ (Adam) Карл, свящ. (1876–1966), нем. католич. богослов и публицист. Род. в Баварии. Образование получил в Мюнхене и Страсбурге. В 1900 принял сан священника и служил на приходе. С 1917 проф. нравств. богословия в Страсбурге, а с 1919 проф. догматич. богословия в Тюбингенском ун–те (до 1948). Труды А. в основном касались вопросов и Широта взглядов и лит. талант завоевали ему много читателей и на родине, и за рубежом. Книга А. «Сущность католицизма» («Das Wesen des Katholizismus», Augsburg, 1924) переведена на 11 языков. Однако его позиция, близкая к экуменизму, долго вызывала недовольство в консервативных католич. кругах. Скончался А. в Тюбингене.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Фрески Христос Пантократор. Роспись купола кафоликона мон-ря Кесариани, Афины. XVII или нач. XVIII в. Христос Пантократор. Роспись купола кафоликона мон-ря Кесариани, Афины. XVII или нач. XVIII в. Первоначальные росписи кафоликона утрачены. Повторно он был расписан в XVII или в нач. XVIII в. ( Χατζηδκη. 1977. Σ. 17-19). Долгое время эти фрески датировались кон. XVI в. ( Ξυγγπουλος. 1933. Σ. 15, 35), т. к. их стиль близок к работам критских мастеров этого столетия. Однако Ф. Хадзидаки обратила внимание на фигуры пророков в декорации трона Богоматери в конхе, к-рые воспроизводят иконографию иконы Эммануила Цанеса (1664) из Византийского музея в Афинах, что скорректировало датировку росписей ( Χατζηδκη. 1977. Σ. 17-18; Χατζηδκης, Δρακοπολου. 1997. Τ. 2. Σ. 115). Фрески отреставрированы в 1932 г. Ф. Кондоглу. В скуфье купола изображен Христос Пантократор, вокруг Него - ангельский чин, Этимасия, Пресв. Богородица, св. Иоанн Предтеча; в барабане - пророки; в парусах - 4 евангелиста; в конхе - Божия Матерь «Платитера» на троне с предстоящими ангелами, в апсиде и виме - редкая композиция «Великий вход» (или «Небесная литургия»), а под ней - «Причащение св. апостолов» и еще ниже - «Служба святых отцов» (святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов и Афанасий Великий). Росписи алтаря кафоликона мон-ря Кесариани, Афины. XVII или нач. XVIII в. Росписи алтаря кафоликона мон-ря Кесариани, Афины. XVII или нач. XVIII в. На сводах располагаются сцены двунадесятых праздников и Страстного цикла, а также композиция «Пророчество св. Иоанна Предтечи о Христе» (Мк 1 7-8) в люнете юж. рукава креста. Сцены разделены декоративными поясами с медальонами, в которых помещены изображения пророков. В иконографии и стиле мастера следуют традициям критской школы, восходящим к визант. искусству позднепалеологовской эпохи: классические пропорции фигур, разнообразие физиогномических типов и возрастных характеристик, любовь к многофигурным изводам. Каждая композиция насыщена эмоциональными нюансами, выраженными в ракурсах, жестах, движениях.

http://pravenc.ru/text/1684251.html

Среди греческих авторов начала XX века историко-литургические вопросы затрагивали в своих многочисленных публикациях два великих исследователя рукописей: Афанасий Пападопуло-Керамевс (. Παπαδπουλος-Κεραμες, † 1912) – который жил и работал в России! – и Мануил Гедеон (Μ. Γεδεν, † 1943). Существенный вклад в развитие грекоязычной литургики внесли книги протопресвитера Константина Каллиникоса (Κ. Καλλνικος, † 1930) « χριστιανικς νας κα τ τελομενα ν ατ» (Александрия, 1921) и митрополита Кесарийского Амвросия (Ставриноса) (μβρσιος Σταυρινς, † 1931) «Α ρχαιταται κα α σγχροναι λειτουργαι τν κυριοτρων το Χριστο κκλησιν» (Константинополь, 1921–1922, в двух томах; перу митрополита Амвросия принадлежат также книги о церковном браке и чинах вечерни и утрени). Главным греческим литургистом середины ΧΧ века можно назвать профессора Афинского университета Панайота Трембеласа (Π. Τρεμπλας, † 1977) 97 . В число его сочинений входят трехтомная монография по истории раннехристианского богослужения («Συμβολα ες τν στοραν τς χριστιανικς λατρεας» (Афины, 1961–1966)) и критические издания текстов византийских литургий («Α τρες λειτουργαι κατ τος ν θναις κδικας» (Афины, 1935)) и важнейших чинов византийского Евхология («Μικρν Εχολγιον» (Афины, 1950 и 1955, в двух томах)) 98 . Трембелас также писал работы по догматике и библеистике. Следующий крупнейший греческий литургист – профессор Фессалоникийского университета Иоанн Фундулис (. Φουντολης, † 2007) – является автором учебника по литургике: «Λειτουργικ Α: Εσαγωγ στ Θεα Λατρεα» (Фессалоники, 1995) и целой серии брошюр, посвященных отдельным чинам православного богослужения (трехтомное издание, объединяющее все эти брошюры: «Κεμενα Λειτουργικς» (Фессалоники, 2004)). Им были опубликованы неизданные литургические произведения Симеона Солунского («Το λειτουργικ ργον Συμεν της θεσσαλονκης: Συμβολ εις την ιστοραν και θεωραν της θεας λατρεας» (Фессалоники, 1966)). Большой популярностью в Греции пользуется собрание ответов Фундулиса на вопросы относительно различных частных случаев, возникающих в литургической практике: « παντσεις ες Λειτουργικς πορας» (Афины, 2006, в пяти томах).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Но как же так, дорогие мои! Ведь божественный Отец сразу же ниже объясняет, почему он так именует Афины. Так трудно прочитать следующие одну-две строчки? Афины для Григория золотые, любезные и доставившие много доброго не потому, что там были софисты, риторы и писатели, не потому, что там процветали науки и искусства, но по другой причине: потому что там он лучше узнал Василия Великого и более тесно сдружился с ним ! Да, друзья мои! Только поэтому. «Ибо они совершеннее ознакомили меня с сим мужем, который был мне небезызвестен и прежде». Божественный Отец и раньше знал Василия Великого , но немного, а в Афинах, где уже находился Василий из-за своего ненасытного стремления к учению, эти два мужа получили благоприятную возможность познакомиться «совершеннее». И Григорий, исполненный радости и счастья за великую находку, благодарит город, где он обрёл это сокровище. «Ища познаний, – говорит он, – обрёл я счастье». Притом он сравнивает себя с Саулом, который, ища ослов своего отца, нашёл пророка Самуила и был им помазан на царство. Поистине, в высшей степени характерное сравнение: «ослы» – науки афинских учителей и вообще внешнее образование, а «царство» (то есть царское достоинство) – почтенный и священнолепный Василий!.. Божественный Отец продолжает: «Сказать короче? Хотя для других (не без основания думают так люди благочестивые) душепагубны Афины, потому что изобилуют худым богатством – идолами, которых там больше, нежели в целой Элладе, так что трудно не увлечься за другими, которые их защищают и хвалят, но не было от них никакого вреда для нас, сомкнувших и заградивших ум. Поэтому напротив (если нужно сказать и то, что несколько необыкновенно), живя в Афинах, мы утверждались в вере, узнав обманчивость и ложность идолов и оказав презрение демонам там, где ими восхищаются» 245 . То есть Афины вредны для души, и такое мнение благочестивых христиан о них не несправедливо; а вредны они потому, что идолы там в изобилии более, чем где-либо в Элладе, и трудно не подвернутся влиянию со стороны воспевателей и защитников этих идолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

И далее архим. Лазарь приводит рассуждения В.Н.Лосского : «Индивидуальное, самоутверждающееся, в котором личность смешивается с природой и теряет свою истинную свободу, должно быть сокрушено. В этом – основной принцип аскезы: свободный отказ от собственной  воли, от видимости индивидуальной свободы, чтобы вновь обрести истинную свободу – свободу личности, которая есть образ Божий, свойственный каждому человеку» (стр. 41). В рамках этой логики совершенно последовательными выглядят и соответствующие практические рекомендации:  отказаться «до конца от выявления и запечатления своей «личности»… в тленной сей области бытия» (стр. 149), а для этого – полностью отсечь свою волю, как падшую, дабы дать в себе место Божией воле. Но – спрашивается: евангельская ли, церковная ли эта логика? Точно ли она отображает особенности духовной христианской жизни человека? Уже в первые века христианства в церковной мысли обозначилась дилемма – «Афины и Иерусалим» . Суть её вот в чём. «Иерусалим» – есть  жизнь в полном смысле слова, жизнь с Богом, многие стороны которой всегда являются великой тайной личных отношений Бога и души. Эта жизнь мало поддаётся схематизации, рассудочному гипер-анализу и детальнейшей рефлексии. Духовность в «иерусалимском» устроении осмысляется в практическом ключе, идёт вслед за реальностью Церкви, Богообщения. Всё Евангелие, всё исконное устроение Церкви – «Иерусалим»: определены очень немногие важнейшие вещи, остальное совершается личной свободной и таинственной совместной жизнью Бога и человека. «Афины» – это рефлексия прежде всего , эллинская рассудочность. «Афины» всё схематизируют  и раскладывают «по полочкам» категорий греческой философии. Я совершенно далёк от того, чтобы говорить, что это «плохо» – в конце концов, Церковь приняла именно эллинскую культуру мысли. Но когда «Афины» задавливают, игнорируют, высушивают, берут верх над «Иерусалимом», тогда в церковной жизни наступает великий и трагический перекос. Это видно и в жизни целых церквей – как они отпадают в ереси; и в жизни «частных» христиан – как они трудятся-трудятся над собою, а евангельского плода не получают. Предложенная о. Лазарем схема относится именно к сфере «Афин».

http://pravmir.ru/tainstvo-poslushaniya-...

1166 Имеется в виду знаменитое чудо с кровью святого Януария (фр. Saint Janvier), епископа Беневентского, принявшего мученическую кончину в эпоху диоклетиановых гонений, в 305 г. Мощи священномученика находятся в кафедральном соборе в Неаполе, два флакона-ампулы с его чудотворной кровью – там же, в специально построенной «Королевской капелле сокровища св. Януария», откуда выносятся для демонстрации чуда верующим трижды в год. Подробнее см.: Лисовой Н. Н. Приди и виждь: свидетельства Бога на земле. М., 2000. С. 437–440. 1167 Очевидно, имеется в виду почитание чудотворной статуи Мадонны, находящейся в храме на холме Ковиньяно близ Римини («Madonna di Rimini»). Церковь , построенная в 1391 г., была реконструирована в 1860 г. Пострадала от американских бомбардировок 1943–1944 гг., в 1955 г. реставрирована. 1168 Георгий I, король Греции в 1863–1913 гг., сын короля Дании Кристиана IX, брат российской императрицы Марии Федоровны, муж великой княгини Ольги Константиновны, «королевы эллинов». 1169 Настоятелем русской посольской церкви Святой Троицы в Афинах был в это время архимандрит (впоследствии епископ) Анатолий (Станкевич Александр Андреевич; 1821–23.01.1903). Родился в семье священника Минской епархии. Окончил Литовскую духовную семинарию в г. Вильно (1843) и СпбДА (1853). Пострижен в монашество в 1848 г., возведен в сан игумена (1856) и архимандрита (1860). Инспектор Минской ДС (1853), ректор Полоцкой ДС (1860). Настоятель Витебского Маркова монастыря (1861) и Новгород-Северского Спасо-Преображенского монастыря (1867). Преподаватель Симбирской ДС (1878). 9 января 1879 последовал синодальный указ о его назначении в Афины. По возвращении из Греции 25 мая 1886 г. хиротонисан во епископа Балтского, викария Подольской епархии. Занимал последовательно кафедры епископа Острогожского, викария Воронежской епархии (1887), Уманского, викария Киевской епархии (1890), Калужского (1892–1894). Умер на покое в Московском Новоспасском монастыре. 1170 Антонин имеет в виду восстановленную им из руин в 1851–1856 гг. древнюю церковь Ликодима (Никодима) в Афинах, переданную греками России в качестве посольской церкви и освященную по завершении строительства во имя Святой Троицы. Подробнее см.: Бутова Р.Б. Архимандрит Антонин (Капустин) на Православном Востоке: Афины-Константинополь-Иерусалим//Труды Первого российско-греческого форума «История российско-греческих отношений и перспективы их развития в XXI веке» (Афины, 8–9 октября 2008 г.). М.; Афины, 2009. С. 10–17.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Другие православные страны не пережили ни такого расцвета литургических исследований, какой состоялся в России в конце XIX — начале XX века, ни крушения всего здания церковной науки, имевшего место после революции 1917 года и установления на территории бывшей Российской империи советской власти, поэтому развитие литургики у греков, румын, сербов и болгар шло гораздо спокойнее. Среди греческих авторов начала XX века историко-литургические вопросы затрагивали в своих многочисленных публикациях два великих исследователя рукописей: Афанасий Пападопуло-Керамевс ( .  Παπαδπουλος-Κεραμες, † 1912) — который жил и работал в России! — и Мануил Гедеон (Μ.  Γεδεν, † 1943). Существенный вклад в развитие грекоязычной литургики внесли книги протопресвитера Константина Каллиникоса (Κ. Καλλνικος, † 1930) « χριστιανικ ς να ς κα τ τελομενα ν α τ » (Александрия, 1921) и митрополита Кесарийского Амвросия (Ставриноса) ( μ βρσιος Σταυρινς, † 1931) « Α ρχαιταται κα α σγχροναι λειτουργαι τ ν κυριοτρων το Χριστο κκλησιν » (Константинополь, 1921–1922, в двух томах; перу митрополита Амвросия принадлежат также книги о церковном браке и чинах вечерни и утрени). Главным греческим литургистом середины ΧΧ века можно назвать профессора Афинского университета Панайота Трембеласа (Π. Τρεμπλας, † 1977) . В число его сочинений входят трехтомная монография по истории раннехристианского богослужения (« Συμβολα ε ς τ ν στοραν τ ς χριστιανικ ς λατρε ας» (Афины, 1961–1966)) и критические издания текстов византийских литургий («Α τρε ς λειτουργαι κατ το ς ν θ ναις κδικας» (Афины, 1935)) и важнейших чинов византийского Евхология (« Μικρ ν Ε χολγιον» (Афины, 1950 и 1955, в двух томах)) . Трембелас также писал работы по догматике и библеистике. Следующий крупнейший греческий литургист — профессор Фессалоникийского университета Иоанн Фундулис ( . Φουντολης, † 2007) — является автором учебника по литургике: «Λειτουργικ Α: Ε σ αγωγ στ Θεα Λατρεα» (Фессалоники, 1995) и целой серии брошюр, посвященных отдельным чинам православного богослужения (трехтомное издание, объединяющее все эти брошюры: «Κεμενα Λειτουργικ ς» (Фессалоники, 2004)). Им были опубликованы неизданные литургические произведения Симеона Солунского («Το λειτουργικ ργον Συμεν της θεσσαλονκης: Συμβολ εις την ιστοραν και θεωραν της θεας λατρεας» (Фессалоники, 1966)). Большой популярностью в Греции пользуется собрание ответов Фундулиса на вопросы относительно различных частных случаев, возникающих в литургической практике: « παντσεις ε ς Λειτουργικ ς πορας» (Афины, 2006, в пяти томах).

http://bogoslov.ru/article/1883125

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010