180 Бутов – благотворитель из России, письма с денежными вложениями от которого дважды упоминаются в дневнике за 1881 г. 181 Апостолиди-Костанда Евфимий Константинович (1868 (?) 1925) – младший брат Софии, учившийся на средства о. Антонина в России. Учился в гимназии в г. Ананьев, окончил курс в Петербурге. Закончил Московскую Духовную Академию (1892). Был однокурсником митрополитов священномученика Петра (Полянского) и Евлогия (Георгиевского). Позже – ревизор Государственного Контроля Российской Империи. После революции вернулся в Иерусалим, где, сохраняя верность России и Московской Патриаршей Церкви, активно боролся за сохранение имущества РДМ и Палестинского Общества, вызывая резко негативное отношение со стороны представителей Карловацкого Архиерейского синода. В 1921–1925 гг. был директором русской эмигрантской гимназии в Афинах. Сохранив близкие отношения с владыкой Евлогием, помогал ему организовать переписку со Святейшим Патриархом Тихоном. Покончил с собой (Жалнина-Василькиоти И., Русская школа в Афинах в 1921–1935 г. и проблемы образования русской эмиграции//Труды Первого российско-греческого форума «История российско-греческих отношений и перспективы их развития в XXI веке» (Афины, 8–9 октября 2008 г.). М.; Афины, 2008. С. 194). Другие обозначения в дневнике – «Внучек», «Гимназист грешный», «Гимназист из дворников», «Ефимчик», «Чиновник V класса». 187 Иеромонах Анания (Анания Сорокадневный) – один из возобновителей древнего монастыря на Горе Искушения (греч. ‘Сарантарион’, рус. ‘Сорокадневная’) близ Иерихона. 188 Имеется в виду Путятин Евфимий Васильевич (1804–1883) – граф, адмирал, дипломат, покровитель Русской Палестины. Член-учредитель ППО (1882). 189 В период Русско-турецкой войны 1877–78 гг. русские учреждения в Иерусалиме (консульство, РДМ, паломнические подворья) были закрыты, а персонал эвакуирован, что привело к существенному материальному ущербу. 191 Смирнова (Змирова) Мария Гавриловна († 25.09.1881). Приехала в Иерусалим из Петербурга. Упоминается в дневнике с 1866 г. Выполняла различные хозяйственные поручения Антонина. В официальном списке служащих РДМ от 16 декабря 1879 г. названа «ризничной швеей» (АРДМ. П. 61. Д. 1225. 1 л.).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

12 . См.: Курганов Ф. Указ. соч. С. 463, 467. 13 . На Архиепископский престол Хризостом был избран после Архиепископа Иакова, который через несколько дней после восшествия на Афинскую кафедру под давлением общественного мнения, обвинявшего его в «нарушениях норм личной жизни», был возвращен в митрополию Аттики и Мегариды. 14 . «Екклисия». 1967. 15 мая. 15 . Важнейшими из трудов Архиепископа являются следующие. 1. Хронологические вопросы о Кресте и монограммах. Афины, 1939 (докторская диссертация). 2. Христианское воспитание детей во времена катакомб. Афины, 1939. 3. Вознаграждение и содержание клириков в древней Церкви. Афины, 1940. 4. Обращения любви. Афины, 1950. 5. Момент энтузиазма в Церкви мучеников. Афины, 1952. 6. Лука Нотарас, первый национальный мученик. Афины, 1953. 7. Голос клириков. Историко-канонический обзор. Афины, 1954. 8. Положение мирян в Церковном Организме согласно Церковному праву Восточной Православной Церкви. Афины, 1956. 9. Каноническая точка зрения на общение с инославными. Афины, 1957. 10. Проблемы «церковной икономии». Афины, 1957. 11. Достоинство с канонической точки зрения общения в таинствах Восточных и западных при французском и венецианском господстве. Фессалоники, 1957. 12. Политика римского государства в отношении христиан. Иерусалим, 1957. 13. О действительности священства англикан с точки зрения Канонического права Православной Церкви. Афины, 1958. 14. Уверенность в победе первых христиан как миссионерская сила. 1958. 15. Свобода и принуждение в вопросах распространения веры. Салоники, 1960. 16. Отношение друг к другу пастырей Церкви. Салоники, 1960. 17. Место византийского императора за богослужением. Салоники, 1960. 18. Обыкновенное в Каноническом праве, природа, влияние и отношение его к обычаю. Салоники, 1961. 19. Предания пастырства. Салоники, 1961. 20. Вклад в толкование 19 правила Первого Вселенского Собора. Салоники, 1962. 21. Благоговейное посвящение. Афины, 1962. 22. Замечания по Каноническому праву Восточной Православной Церкви. Тома 1-3, Салоники, 1960-1962. 23. Учение Василия Великого о киновийной жизни. Афины, 1963, и. др. .

http://sedmitza.ru/lib/text/441216/

Афины, 1954. 8. Положение мирян в Церковном Организме согласно Церковному праву Восточной Православной Церкви. Афины, 1956. 9. Каноническая точка зрения на общение с инославными. Афины, 1957. 10. Проблемы «церковной икономии». Афины, 1957. 11. Достоинство с канонической точки зрения общения в таинствах Восточных и западных при французском и венецианском господстве. Фессалоники, 1957. 12. Политика римского государства в отношении христиан. Иерусалим, 1957. 13. О действительности священства англикан с точки зрения Канонического права Православной Церкви. Афины, 1958. 14. Уверенность в победе первых христиан как миссионерская сила. 1958. 15. Свобода и принуждение в вопросах распространения веры. Салоники, 1960. 16. Отношение друг к другу пастырей Церкви. Салоники, 1960. 17. Место византийского императора за богослужением. Салоники, 1960. 18. Обыкновенное в Каноническом праве, природа, влияние и отношение его к обычаю. Салоники, 1961. 19. Предания пастырства. Салоники, 1961. 20. Вклад в толкование 19 правила Первого Вселенского Собора. Салоники, 1962. 21. Благоговейное посвящение. Афины, 1962. 22. Замечания по Каноническому праву Восточной Православной Церкви. Тома 1–3, Салоники, 1960–1962. 23. Учение Василия Великого о киновийной жизни. Афины, 1963, и. др. . 497 «Θρησκευτικ κα θικ εγκυκλοπαδεια», τ. 5, σελ. 632 указывается общее число священнослужителей в Элладской Православной Церкви—8500. 498 СЭПИ. 1967. 22 июня 22. 499 О других выдающихся писателях прошлого века в области богословия, а также о состоянии в то время духовного просвещения в Элладской Православной Церкви см.: Лопухин А. П. История Христианской Церкви в XIX веке. Т.Н. Православный Восток. СПб., 1901. С. 316–322. 500 «Information catolique» от 15 октября 1965 г. 501 «Епископ, — читаем в 38 правиле святых Апостолов, — да имеет попечение о всех церковных вещах, и оными да распоряжается, яко Богу назирающу». «Всякое избрание во епископа, или пресвитера, или диакона, делаемое мирскими начальниками, да будет недействительно…», — заявили святые отцы Седьмого Вселенского Собора (прав.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Афины самым множеством идольских капищ, имевшихся в них, и бессильною ревностью языческих ученых защитить заблуждения языческих верований, дали св. Василию возможность яснее и осязательнее убедиться в недосязаемом превосходстве христианского вероучения. Наконец Афины дали ему возможность теснее сблизиться с будущим великим иерархом и вселенским учителем, св. Григорием Богословом , который во всех обстоятельствах его жизни был и мудрым советником, и ревностным сотрудником. Св. Василий прибыл в Афины около 352 года. Но здесь, вместо прежнего уважения к нему, которым он по праву пользовался и в Кесарии и в Константинополе, его, на первых же порах, ожидало оскорбление со стороны неразумных обычаев школьных товарищей, которым невольно подвергался каждый из вновь вступивших в Афины учеников. От этого оскорбления спасло его только одно заступничество св. Григория Богослова . Св. Григорий, ознакомившийся со св. Василием еще в Кесарийской школе, узнав о его прибытии в Афины, умел вдохнуть в своих школьных товарищей такое высокое мнение о его учености и блистательном красноречии, что товарищи приняли св. Василия уже не как новичка, ищущего только мудрости, но с уважением, как человека, приобретшего право на внимание к себе своею ученостью. «Афины, – говорит св. Григорий Богослов , – приняли нас, как речной поток, – нас, которые, отделяясь от одного источника, то есть, от одного отечества, увлечены были в разные стороны любовью к учености, и потом, как бы по взаимному соглашению, в самом же деле по Божию мановению, опять сошлись вместе. Несколько прежде приняли они меня, а потом и Василия, которого ожидали там с обширными и великими надеждами; потому что имя его, еще до прибытия, повторялось в устах у многих, и для всякого было важно предвосхитить то, что всем любезно» 26 . В Афинах между учениками был обычай всякого новоприбывшего ученика, несмотря на его звание и состояние, подвергать насмешкам и разного рода оскорбительным церемониям. «А я, – говорит св. Григорий Богослов , – своего Великого Василия не только сам принял тогда с уважением, потому что предвидел в нем твердость нрава и зрелость в понятиях, но таким же образом обходиться с ним убедил и других молодых людей, которые не имели еще случая знать его.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Василиадис, И. Галанис Н. И. Сотиропул А. Деликостопул Дамаскин, еп. Велестинский Особо следует сказать о парафразах-толкованиях. Иногда между точным переводом и парафразой, с одной стороны, и парафразой и полноценным толкованием, с другой, можно провести только достаточно условную грань. Несомненно при этом, что пространные святоотеческие толкования – это особый жанр, решительно выходящий за пределы перевода. Однако их также необходимо учитывать, поскольку в некоторых случаях именно они являются важнейшей предпосылкой для качественного перевода на новогреческий. Так, по оценке одного из наиболее известных греческих библеистов С. Саккоса, перевод Ф. Зографу отличается особым качеством уже в силу того, что оснащен подстрочными толкованиями, основывающимися на толкованиях св. Иоанна Златоуста : «Мы можем по этому переводу понять, от какого количества ошибок освобождает переводчика использование одного хорошего комментария» 8 . Авторами-переводчиками переводов-парафраз Священного Писания являются: П. Трембелас, Н. Капсис и И. Колицарас. Приведем краткий перечень их трудов: Трембелас П. Новый Завет с кратким толкованием. Афины, 1952–1953, 26 1987, 31 1987 – Текст взят из его восьмитомного Комментария на Новый Завет [за исключением Апокалипсиса]. Афины, 1950 и дал. Капсис Н., Димитропулос П. (под руководством Луварис Н.) Новый Завет – Парафраз. Афины, 1960 (Священное Писание. Т. 3). – Перевод Капис ( Мф. 1–24, 57 ), Димитропул ( Мф. 24, 58 – до конца). Колицарас И. Новый Завет. Текст – толковательный перевод. Т. 1–2. Афины, 1963, 15 1990. Колицарас И. ВЗ по тексту 70 – толковательный перевод. Т. 1–5. Афины, 1970–1973. 2 1989. Колицарас И. Священное Писание . Ветхий и Новый Завет. Толковательный перевод. Т. 1–7. Афины, 1981. Наиболее известным и талантливым переводчиком-пересказчиком Священного Писания был известный богослов братства «Сотир» П. Трембелас, грандиозный мыслитель-богослов, пытавшийся сочетать оригинальность греческого богословия с элементами схоластического подхода.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Ночью Апостол Павел оставил пределы Ф-ки и сопутствуемый Силою, и вероятно Тимофеем, ушел в Верию. Здесь его проповедь в синагоге встретила более благосклонный прием, и имела большие успехи. Но Евреи из Ф-ки, услышав об этом, явились и в Верию и подняли возмущение и здесь. Апостолу Павлу ничего не оставалось, как удалиться. Он, в сопровождении « братьев», морем двинулся в Афины. Сила и Тимофей остались в Верии, но получили через проводников Апостола Павла приказание – прибыть к нему в Афины ς τχιστα. Если мы будем следовать тексту кн. Деяний, то у нас здесь может получиться то впечатление, что Сила и Тимофей пришли к Апостолу Павлу не в Афины, а прямо в Коринф ( Деян.18:5 ). Но если мы обратимся к первому посланию к Ф-м то мы найдем, что Тимофей и Сила возвратились к Апостолу в Афины (см. 1Сол.3:1 εδοκσαμεν πμψαμεν), отсюда первый послан был по поручению в Ф-ку ( 1Сол.3:1, 2 ). Далее когда Тимофей возвратился назад в Коринф к Апостолу Павлу, чтобы сообщить ему о состоянии церкви в Ф-ке, он, по выражению послания, пришел « προς ημς» – что, вероятно, указывает на то, что Сила в это время был уже с Апостолом Павлом в Коринфе, что опять не совсем согласно с Деян.18:5 . (В этих разногласиях Baur усматривает сильный аргумент против подлинности вашего послания). Но, не смотря на все это, следует думать, что кн. Деяний и послание до известной степени примиримы. Здесь прав английский ученый Paley, который в своих Horae Paulinae замечает по поводу вышесказанного следующее: «послание открывает факт, который не был сохранен в истории, но который придает всему тому, что сказано в истории, более смысла, вероятности и согласованности. Здесь в истории заметно опущение; послание путем ссылки как раз и указывает то обстоятельство, которое заполняет это опущение» (стр. 474. Complete works of w. Paley. London. 1825. т. III). Что Тимофей пришел к Апостолу Павлу в Афины, это едва ли может подлежать сомнению ( 1Сол.3:1, 2 ). Нужно думать (по ηδοκσαμεν в 1Сол.3:1 ), что и Сила пришел к Апостолу, повинуясь его εντολ.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В последнем легче успеть, чем в первом; ибо полное изучение языка – глубина большая. Но если припадет ретивость, чего она [не] успеет сделать? – Помоги Вам, Господи! Благослови Вас, Господи, всяким благословением. Ваш доброхот Е. Феофан. 507. О поездке в Афины. О должности певчего О поездке в Афины. О должности певчего. Благословение и благожелания. 14 нояб. 1892 г. Милость Божия буди с Вами! 135 Я подумал, что Вы проездом в Афины завернули на Вышу. Может быть, и лучше, [что] не состоится... Чего-то необычное и неясное есть – в этом выборе – в певчие посылание из окончивших курс Академии. И кто это выдумал? Кто о. Порфирий, [не] знаю. Я полагал, что это кто-нибудь из Московских... Не лучше ли, когда расстроится дело Афинское, взять Вам место по учебной части?! – Тогда, впрочем, к[а]к кончится то дело, Вам яснее будет, как поступить. Очень жалею об участи сестры Вашей. Желаю Вам доброго пути. Прилагаю немного денег на дорогу. Благослови Вас, Господи! Е. Феофан. (Ваше Преосвященство! Милостивейший Отец и Архипастырь! Относительно поездки в Афины до сих пор не знаю ничего положительного. О. Михаил Грибановский немного попутал и затянул дело. Ректор недавно извещал меня домой (я из Академии уехал 15 октября) и просил потерпеть. Я решился ждать до Рождества. Если к этому времени известия из Афин о выезде не будет, то я совсем откажусь от поездки. Думаю поселиться в Посаде и докончить сочинение. От назначения на место до тех пор, пока не кончу работы, тоже откажусь. Бог даст, как-нибудь перебьюсь несколько месяцев на квартире. Дома не только заниматься, но и жить невозможно: в месяц я расстроился больше, чем за год в Академии. И все это бесплодно. Я выехал из Посада по делу сестры, которую преследует муж диакон. Во все время обивал пороги у сильных мира сего... В Посад рвусь к работе, как к желанному отдыху. Прибегающий к Вашему заступлению пред Богом Иван Андреев). 508. О приезде на Вышу. О поездке в Афины. Фотографии в подарок 16 нояб. 1892 г. Милость Божия буди с Вами! 136

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

О.А.- Триста тысяч -   это все русскоговорящие, а тех, кто признает себя православным, конечно, намного меньше. Кроме того, люди ведь приходят и в греческие храмы. Наш храм -   историческая русская церковь, созданная еще во времена Николая I, когда Указом Его Императорского величества в 1833 была образована Русская духовная миссия. С переездом в Афины она получила известность как Афинская духовная миссия. Одним из первых настоятелей был известнейший церковный деятель, отец Антонин Капустин, прибывший сюда еще  иеромонахом. За десять лет он смог поднять из руин тот храм, который стал нашей общинной церковью. В те годы Афины представляли собой жалкое зрелище. Затем он был отозван в Петербург и отправлен в Святую Землю, где обессмертил свое имя. Е.Н.- Вы сказали, что Афины представляли жалкое зрелище. А что вы имеете в виду? О.А.- После вердикта Юстиниана Великого в Афинах были упразднены языческие философские школы. И поэтому из Центра образования Афины очень быстро превратились в глухую провинцию. Если вы посмотрите гравюры XVII - XVIII века, вы увидите только Парфенон и жалкую кучку домов, где располагался турецкий гарнизон. И больше ничего не было. Коровы только паслись. А от византийских памятников ничего не осталось. Землетрясения, войны их разрушили до основания. Е.Н.- То есть, еще до недавнего времени Афины были деревней? О.А.- Да. Сейчас это совершенно современный город, практически без исторического прошлого, если не считать Акрополь. Салоники по сравнению с Афинами выглядят намного солиднее. Е.Н.- Вот, мы говорили, о ваших прихожанах. Что их приводит в храм? Каковы их судьбы? О.А.- Очень сложный вопрос, потому что каждый идет своей дорогой. Кого-то Бог приводит. У кого-то проблемы, или умерли родственники, или человек просто захотел зайти помолиться, увидев такой красивый храм. Люди, которые приезжают поработать в Грецию, не настолько владеют греческим языком, чтобы достаточно хорошо понять текст греческой литургии, так как человек проникается литургией на своем родном языке. Думаю, русскоязычный народ именно поэтому тянется в наш храм.

http://radonezh.ru/analytics/russkie-na-...

U. de WilamowitzMoellendorff, Berolini, 1914, p. 327). Здесь все красноречиво: и образ богини, под своими крылами матерински согревающей «людей градских», и приписанное этим последним свойство «разумности» (в смысле «благозакония», упорядоченного общежития), и связь между покровительством «Зевсовой Девы» и благоволением самого «Отца». 18 Срв. замечание Н. П. Кондакова: «При виде этого образа мы невольно вспоминаем богиню Афину, белокурую Палладу, мужественный ее образ в статуе Афины Парфенос, работы Фидия, мудрейшую владычицу, суровую и строгую богиню, чистую и непорочную, защитницу смертных. И высокая, стройная фигура, и длинный овал бледного лика, с глубоко задумчивыми миндалевидными очами, под плоскими дугами бровей, и тонкий, сухой, нередко преувеличенно длинный нос, и заостренный подбородок, и сухое, внутренне скорбное выражение малого рта, и напряженно устремленный пророческий взгляд, нее сближает основу византийского образа Божией Матери с чистым аттическим типом богини Афины…» (Я. Я. Кондаков. Иконография Богомотери, т. 2. Пг., 1915, стр. 18). Когда Феодор Студит описывает, как Дева Мария, заступаясь за христиан, простирает руки к престолу Всевышнего [см./P. Migne. Patrologia Graeca (далее MiPG), т. 99, col. 721], мы вспоминаем деву Афину из элегии Солона, простершую руки над своим городом. Если мы ограничимся констатацией, что некоторые черты Афины были «заимствованы» для создания византийского образа Царицы Небесной и Взбранной Воеводы, мы выскажем некоторую истину, однако ценой упрощения. В действительности столь органичные образы несоздаются посредством механического комбинирования «заимствований», которые осуществляются лишь на поверхности символической семантики. Применитачьно к более глубинным уровням точнее будет сказать, что и образ Афины, и образ Богородицы выявляют — каждый из них в соответствии со своей ступенью в истории общественного сознания — один и тот же устойчивый евразийский первообраз, удерживаемый памятью народов на протяжении самых различных эпох и восходящий к самым истокам человеческой духовной культуры (срв.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Но — спрашивается: евангельская ли, церковная ли эта логика? Точно ли она отображает особенности духовной христианской жизни человека? — Уже в первые века христианства в церковной мысли обозначилась дилемма — «Афины и Иерусалим» . Суть её вот в чём. «Иерусалим» — есть ж изнь в полном смысле слова, жизнь с Богом, многие стороны которой всегда являются великой тайной личных отношений Бога и души. Эта жизнь мало поддаётся схематизации, ____________________________________ Из древних о ней писал Тертуллиан; в наше время подробно рассматривал эту дилемму философ Лев Шестов. рассудочному гипер–анализу и детальнейшей рефлексии. Духовность в «иерусалимском» устроении осмысляется в практическом ключе, идёт вслед за реальностью Церкви, Богообщения. Всё Евангелие, всё исконное устроение Церкви — «Иерусалим»: определены очень немногие важнейшие вещи, остальное совершается личной свободной и таинственной совместной жизнью Бога и человека. «Афины» — это рефлексия прежде всего, эллинская рассудочность. «Афины» всё схематизируют и раскладывают «по полочкам» категорий греческой философии. Я совершенно далёк от того, чтобы говорить, что это «плохо» — в конце концов, Церковь приняла именно эллинскую культуру мысли. Но когда «Афины» задавливают, игнорируют, высушивают, берут верх над «Иерусалимом», тогда в церковной жизни наступает великий и трагический перекос. Это видно и в жизни целых церквей — как они отпадают в ереси; и в жизни «частных» христиан — как они трудятся–трудятся над собою, а плода Евангельского не получают… Предложенная о. Лазарем схема относится именно к сфере «Афин». В истории человеческой мысли ещё никто не дал полного и удовлетворительного определения личности. С точки зрения «Иерусалима» личность есть непосредственное самоощущение человека как самостоятельного и уникального существа в единстве и целостности духа, души и тела. Совершенно искусственным и абсурдным представляется отделение «личного» от «индивидуального». Личности не может быть без индивидуальности; индивидуальность есть неотъемлемый атрибут личности. Вполне можно сказать, что это — одно и то же; лишь в рамках гипертрофированной «афинской»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=824...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010