26-30 (совм. с прот. А. Соколовским); [Речь на юбил. собрании, посвящ. 25-летию Венгерского Правосл. Благочиния 24 нояб. 1974 г.]//Там же. 1975. 5. С. 12-13. Арх.: ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 582. Л. 200; Д. 994. Л. 9, 17; Д. 1321. Л. 18, 21, 24-26, 45; Оп. 2. Д. 85. Л. 42, 43; Оп. 6. Д. 131. Л. 38; Архив Мукачевско-Ужгородской епархии (Мукачев, Закарпатской обл. Украина). Лит.: Определения Свящ. Синода//ЖМП. 1965. 12. С. 3; 1966. 7. С. 1; 8. С. 1; 1967. 11. С. 5; 1968. 8. С. 1; 1969. 4. С. 6; 1970. 5. С. 23; 11. С. 2; 1972. 11. С. 3; 1974. 11. С. 3; 1975. 2. С. 2; 1976. 12. С. 5; Алексий I, Патриарх Московский. Речь при вручении архипастырского жезла новопоставленному еп. Тегельскому Ионафану//Там же. 1966. 1. С. 4-5; Наречение и хиротония архим. Ионафана (Кополовича) во еп. Тегельского, викария Берлинской епархии Среднеевропейского Экзархата//Там же. С. 6-10; К пребыванию представителей РПЦ в ФРГ//Там же. 1967. 5. С. 13; Григорий Б., прот. Из жизни епархий: Эдмонтская епархия//Там же. 1969. 11. С. 23; Журнал заседания Свящ. Синода РПЦ 9 апр. 1970 г.//Там же. 1970. 5. С. 14; То же 10 апр. 1970 г.//Там же. С. 23; Из жизни епархий: Тамбовская епархия//Там же. 1971. 3. С. 17-18; 1972. 5. С. 34; 12. С. 29-30; Поездка Свят. Патриарха Московского и всея Руси Пимена//Там же. 1972. 11. С. 1-2; Питирим (Нечаев), архиеп. Братские визиты Предстоятеля Русской Церкви//Там же. 1973. 2. С. 12; 5. С. 12; Из жизни епархий: Кишиневская епархия//Там же. 6. С. 25; 1974. 7. С. 11-12; 8. С. 34-35; 1975. 4. С. 17-18; 6. С. 9-10; 7. С. 22-23; 10. С. 29-32; 12. С. 24-25; 1976. 11. С. 19-20; 1977. 5. С. 17-18; 11. С. 23; 1978. 4. С. 21-22; 1979. 1. С. 23-24; 2. С. 20-22; 9. С. 20-21; 10. С. 21-23; 1980. 1. С. 23; 4. С. 15-16; 1981. 3. С. 16-17; 1982. 6. С. 42-44; 12. С. 61; 1983. 8. С. 28-30; 1984. 3. С. 26-27; 4. С. 21-22; 5. С. 31-32; 6. С. 21-23; 7. С. 28-29; 1986. 8. С. 34; Савва (Бабинец), еп. Из жизни епархий: Мукачевская епархия//Там же. 1974. 4. С. 22-23; Бронский В. Из жизни духовных школ: В Ленинграде//Там же.

http://pravenc.ru/text/578360.html

917 . Pantounobits В. Τ ργα το γου Γρηγορου το Παλαμ στς Σερβοσλαβονικς μεταφρσεις το ΙΔ ανα//PThS 6 .1101). 297–306. См. также 6 .1005, 1038, 1318. Nota . Ряд творений (в частности, гомилии, диалог «Феофан» и Житие Петра Афонского) перевел в Свято-Серг. Богосл. Ин-те (Париж) архим. Киприан (Керн) – очевидно, в ходе работы над диссертацией по антропологии св. Григория Паламы (см. Kern, 1947 6 .1132). 33). Переводы остались в рукописи. «150 глав», переведенные архим. Киприаном, готовит к печати А. И. Сидоров (см. 6 .983). Из-за недоступности изд. не удалось установить греч. оригинал англ. перевода: 918 . Gregory Palamas, Saint. Treatise on the spiritual life/Transl., introd. and notes by Rogich D. M. Minneapolis, Minn. 1995. 105. Издания сочинений 919 . Papamichail G. Κριτικ τς περ Παλαμ φιλολογας//EkPhar 1910. 6. 419–446. Неосуществленное изд. Никодима Свято горца – см. о нем в Персоналии последнего: 7 .92, 144, 145. Основное критическое издание («Издание Христу») Г ρηγορου το Παλαμ Συγγρμματα κδιδνται πιμελε Παναγιτου το Χρστου. Θεσσαλονκη. 1962 . 1: 920 . Λγοι ποδεικτικο, ντεπγραφαι, Επιστολα προς Βαρλαμ κα κνδυνον, πρ συχαζντων Ed. В. Bobrinsky, [et al.]. 742. Halleux A. de//EThL 1964. 40. 530; Candal M. Obras completas de Gregorio Pálamas (volumen primero)//OCP 1965. 31. 414–419; Kallistos T. Ware//JThS 1967. 18. 510; Логачев К. Сочинения Григория Паламы //ЖМП 1970. 4. 77–79. 1966 . 2: 921 . Πραγματεαι κα πιστολα γραφεσαι κατ τ τη 1340–1346/ κδδουν Μαντζαρδης Г., Ματσοκας Ν., Ψευτογκ ς Β. 702. Schultze В.//OCP 1969. 35. 265–268. 1970 . 3: 922 . ντιρρητικο πρς κνδυνον Προλογζει Π. Χρστου; κδδουν Κοντογιννης Λ., Φανουργκης Β. 533. Schultze В.//OCP 1972. 38. 479–482. 1988 .4: 923 . Δογματικα κα πιστολα γραφεσαι κατ τ τη 1348–1358/ Προλογζει Χρστου Π. Κ.; κδδουν Χρστου Π. Κ., Φανουργκης Β. Δ., Ψευτογκ ς Β. Σ. 406. Aalst A. J. van der//Het christelijk Oosten. 1991. 41. 62; Fyrigos A.//OCP 1990. 56. 204–205.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

В выборе моих частных богословских мнений я свободен, но не безусловно. Граница моей свободы – в обязательном требовании, чтобы эти мои частные мнения не стояли в противоречии с догматом. Если я избираю свои частные богословские мнения в кругу святоотеческих θεολογομενа, я ставлю себя ipso facto вне всякого подозрения в противоречии с догматом. Никто разумеющий дело не потребует у меня даже доказательств этого. Противоречащий догме θεολογομενον отца Церкви звучит для уха кафолика как самое вопиющее contradictio in adjecto, как, например, « темный све т ». Напротив, если я свои частные мнения выбираю только из круга богословских мнений, я отвечаю за них как за свои собственные догадки, и на мне самом лежит onus probandi, что, мудрствуя так, я не противоречу догмату. Вот почему представляется важным, чтобы в рассуждениях о тайне Святой Троицы богословы не сходили с относительно твердой почвы патристических θεολογομενα на шаткую почву богословских мнений, чтобы они даже в качестве формул держались отеческих изречений. В практическую осуществимость теоретически и принципиально, конечно, не оспариваемой возможности «усовершенствования» патриотического наследства верится с трудом: где у нас ресурсы для подобного усовершенствования?» («К вопросу о Филиокве», с. 31–36). Во избежание недоразумений нужно напомнить, что православные русские догматисты традиционно употребляют слово «догмат» в значении технического термина. Догматы – это «теологические, богооткровенные истины, определяемые и преподаваемые Церковью как непререкаемые и обязательные для всех верующих правила веры» (Епископ Сильвестр). Это «ставшее традиционным школьное понимание» догмата не является, конечно, идеальным и неуязвимым перед лицом богословской критики (см., например, «ЖМП», 1970, 10, с. 72); однако оно сохраняет свое значение в прагматическом плане, как краткая и удобная, хотя и неточная, характеристика тех положений, в которых, говоря словами Болотова, дается «истинное познание основных фактов веры».

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Таким образом были ликвидированы две женские обители — Гродненская и Полоцкая — с переводом сестер в Жировицкий монастырь, который остался единственным действующим на территории Белорусской ССР.   Список литературы:   Сайт, посвященный митрополиту Гурию (Егорову): http://guriyegorov.ru/   Определения Священного Синода//ЖМП. 1959. 6. С. 29. См.: Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1648. Л. 29. См.: Там же. Д. 1717. Л. 4. Там же. Л. 8. Там же. Л. 8–9. См.: Гавриила (Глухова), игум., Кулаженко Л. Е. Гродненский в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь//Православная энциклопедия. Т. 13. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2006. С. 167. См.: ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1717. Л. 9. См.: Сайт Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря. [Электронный ресурс]. URL: http://spas-monastery.by/history/articles/ (дата обращения: 24.03.2020); НА РБ. Ф. 951. Оп. 3. Д. 28. Л. 35. См.: ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 179. Л. 216. См.: Там же. Д. 1717. Л. 10. Национальный архив Республики Беларусь (НА РБ). Ф. 951. Оп. 3. Д. 28. Л. 34. Там же. ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1717. Л. 11. НА РБ. Ф. 951. Оп. 3. Д. 28. Л. 35. См.: ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1717. Л. 35–36. См.: Там же. Л. 101–102. См.: Там же. Д. 1814. Л. 31. Там же. Л. 7. Митрополита. НА РБ. Ф. 951. Оп. 3. Д. 38. Л. 6–7. ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1818. Л. 15. НА РБ. Ф. 951. Оп. 3. Д. 38. Л. 5. ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1816. Л. 7. НА РБ. Ф. 951. Оп. 3. Д. 29. Л. 264. См.: ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1745. Л. 225–226. НА РБ. Ф. 951. Оп. 3. Д. 41. Л. 13. См.: ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1648. Л. 113. Там же. Д. 1814. Л. 41–42. Там же. Д. 1914. Л. 35. См.: НА РБ. Ф. 951. Оп. 3. Д. 38. Л. 14–20. Там же. Л. 15–16. См.: Письмо Патриарха Алексия Г. Г. Карпову от 30 ноября 1959 г.//Письма Патриарха Алексия I в Совет по делам РПЦ. Т. 2: 1954–1970. С. 290–291. НА РБ. Ф. 951. Оп. 3. Д. 42. Л. 145. Там же. Л. 146. Там же. Д. 38. Л. 19. Воспоминания А. К. Шалькевича о митрополите Антонии (Мельникове). С. 175.

http://bogoslov.ru/article/6177573

1970. 10. С. 72. 405 Архим. Амвросий. Св. Марк Ефесский и Флорентийская уния. Нью-Йорк, 1963. С. 226. 406 Вестник Русского западно-европейского Патриаршего Экзарха­та. 1955. 23. С. 218–219. 407 ЖМП. 1970. 10. С. 73. 408 Вестник Русского западно-европейского Патриаршего Экзарха­та. 1955. 23. С. 218–219. 409 ЖМП. 1970. 10. С. 72. 410 ЖМП. 1972. 12. С. 58. 411 Вестник Русского западно-европейского Патриаршего Экзарха­та. 1955. 23. С. 218–219. 412 Воронов, цит. статья. С. 73. Затем эту мысль как свою повторил митр. Никодим. 413 ЖМП. 1968. 8. С. 64. 414 Путь. 1929. 16. С. 80. 415 Вестник Русского западно-европейского Патриаршего Экзарха­та. 1955. 23. С. 219. 416 Okumenische Rundschau. 1969. Hf. 3. S. 369. 417 См. речь дра Юджина Блейка, генерального секретаря ВСЦ, на 25м заседании Центрального комитета ВСЦ в Утрехте//ЖМП. 1972. 11. С. 55. 418 Св. Феодор Студит . Огласительныя поучения. М., 1872. С. 265. 419 Блаж. Феофилакт, Архиепископ Болгарский. Толкования на Но­вый Завет. СПб., 1911. С. 1010. 420 Ortodoxie heute. Dflsseldorf. 1972. N 40–41. S. 20. 421 The Old Calendarist. London, 1972. N 23. 422 The Old Calendarist. London, 1972. N 23. 423 ОТ. 16.6.1989. 842. С. 1. Кол. 1–3. 424 Вестник Русского западно-европейского Патриаршего Эк­зархата. 1973. 83–84. С. 243–244; 249–250. 425 Вестник Русского западно-европейского Патриаршего Эк­зархата. 1973. 83–84. С. 243–244; 249–250. 426 Там же. С. 251–252. 427 Там же. С. 251–252. 428 Там же. С. 251–252. 429 ОТ. 16.12.1983. н 585. С. 1. 430 См. Деяния Совещания глав и представителей автокефальных Православных Церквей. М., 1949. Т. II. С. 364–386 и особенно С. 373. 431 Там же. С. 436 432 ЖМП. 1958. 6. С. 69. 433 Возможность православным участникам Эванстонской ассамб­леи 1954 г. составить свою декларацию оказалась лишь хитрой уловкой и дипломатическим маневром с целью убедить ревни­телей Православия, что у них есть свобода высказывания. 434 ЖМП. 1958. 6. С. 71. 435 ЖМП. 1961. 8. С. 7. 436 Там же. С. 5. 437 ЖМП. 1961. 7. С. 55. 438 ЖМП.

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

словаре Брокгауз и Ефрон. Т. 68. С.818–833; Завитневич В. “ Иосиф Семашко ”. Статья в Правосл. Богосл. энциклопедии. Т. 7. СПб. 1906. С.472–480; проф. Шабашин И.Н. Из истории воссоединения белорусских униатов. ЖМП. 1949. 8; Дмитрук К Е. Униатские крестоносцы: вчера и сегодня. М. 1988. 567 Униаты и советская власть (встреча в Москве. Декабрь 1944 г.). Публикация Одинцова М.Н.//Отечественные архивы. 1994. 3. С.56–71. 568 Одинцов М.Н. Государственно-церковные отношения накануне и в годы Великой Отечественной войны//Религиозные организации СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Материалы “Круглого стола”, посвященные 50-летию Победы 13 Апреля 1995 г. М. РА гос. службы при Президенте РФ. 1995. С.37. 569 Об этих арестах сообщили 9 Апреля 1946 г. в своём интервью корреспонденту ТАСС протопресвитер Г. Костельник и епископы Станиславский Антоний и Драгобычский Михаил; см. ЖМП. 1946. 4. С.35– 37; также: “Львовская правда”. 1946. 1 Марта. Митрополит Иосиф Слипый находился в заключении до 1963 г., пока не был выслан из СССР. Впоследствии проживал в Риме, где продолжал осуществлять духовное руководство греко-католиками украинского происхождения. С 1965 г. – кардинал. Умер в 1984 г. 571 Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории (PЦXIДHU). Ф. 17. Оп. 125. Д. 313. Л. 29–30. 586 См., например, Николай, еп. Воинствующий католицизм. ЖМП. 1945. 4; Попов Т.Д., проф.-прот. Лжегуманизм Ватикана. ЖМП. 1945. 7; Гермоген, архиеп. К вопросу об интригах Ватикана... ЖМП. 1948. 8; Его же. Восточная церковная политика Римских пап Бенедикта XV – Пия XI – Пия XII. ЖМП. 1949. 4; Его же. Характеристика деятельности Ватикана за последние 20 лет. ЖМП. 1949. 9; Садовский Е., прот. Чуют правду. ЖМП. 1948. 11 и ряд др. 588 Центр хранения современной документации (ЦХСД). Ф. 5. Оп. 33. Д. 53. Л. 1; РЦХДНИ. Ф.17. Оп. 138. Д. 111. Л. 47. 590 Ведерников А. Прекращение унии в Чехословакии. ЖМП. 1950. 7. С.40–53. Интересно отметить, что сторонников унии автор статьи обвиняет как “врагов народно-демократического строя, шпионов и пособников поджигателей войны” (С.49).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Библиографию см. «ЖМП» 1957, 8, стр.73. «Второе Всеправославное совещание на о. Родосе». «ЖМП» 1964, 4, стр.32. «Международный съезд в Венеции, посвященный тысячелетию Афона». «ЖМП» 1964, 2, стр.54. «Четвертый Международный съезд патрологов в Оксфорде». «ЖМП» 1964, 2, стр.62. «Третье Всеправославное Совещание на о. Родосе». «ЖМП» 1965, 7, стр.42. «XIX Международный Старокатолический конгресс в Вене». «ЖМП» 1965, II ,стр.46. Литература: «ЖМП” 1959, стр.4, 16. -«-1959, стр.27, 32. -»-1960, стр.5. -«-1960, стр.4. -»-1960, стр.72. -«-1960, стр.25. -»-1960, стр.5. -«-1960, стр.4, 8. -»-1960, стр.10–13. -«-1961, стр.11. -»-1961, стр.15, 19. -«-1961, стр.32. -»-1961, стр.67. -«-1961, стр.3. -»-1963, стр.47, 60 -«-1963, стр.10. -»-1963, стр.9. -«-1963, стр.33. -»-1964, стр.4. - " -1964, стр.3. Еп. Иоанн (Снычев). Состав Рос. Прав. Церковной Иерархии на 1966 год, стр.21. 1 .–15.9.1966 Leiter der Delegation der ROK bei der Sitzung der Interorthodoxen Kommission für den Dialog mit den Anglikanern in Belgrad (mP 1967, 6, 35–48). 10.–11.11.1966 Vertreter der ROK bei der Theologischen Konferenz zur Frage über das anglikanische Priestertum zwischen der anglikanischen und der Russisch-Orthodoxen Kirche in London (Lambeth) (mP 1967,7 , 45–53). 4 .–19.7.1968 Mitglied der Delegation der ROK bei der 4. Vollversammlung des Weltrates der Kirchen in Uppsala (mP 1968,8,1). 8 .–15.6.1968 Mitglied der Delegation der ROK bei der IV. Interorthodoxen Konferenz in Genf (mP 1968, 9, 2; 1969, 1, 45–53, 2, 47–52). 20 .3.1969 Mitglied der Interorthodoxen Kommission für den Dialog mit der Anglikanischen Kirche (mP 1969,4,6). 6 .–20.10.1969 Besuch in der SU (mP 1970, 1, 9). 19 .10.–5.11.1970 Besuch in der SU (mP 1971, 1, 9). 7 .—11—9–1972 Vertreter der ROK bei der IV. Session der Interorthodoxen Kommission zur Vorbereitung des Dialogs mit den Anglikanern (mP 1972,11,61). Distanziert sich von der Verurteilung A. Solenicyns durch M Serafim (Nikitin) in der «Pravda», in: Soiree vom 17./18.3.1974 (Posev 1974, 4, 23).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

«ЖМП» 1961, 9. «Из жизни Русской Духовной Миссии в Иерусалиме». «ЖМП» 1964, 2. «Из жизни Русской Духовной миссии в Иерусалиме». «ЖМП» 1964, 6. «Речь при наречении его во епископа Зарайского» от 25 дек. 1965 г. «ЖМП» 1966, 2, стр.12. Литература: «ЖМП» 1963, 2, стр.15. -«- 1963, 3, стр.10. -»- 1963, 5, cmp.II. -«- 1963, 9, стр.17. -»- 1963, 10, стр.5, 35, 36. -«- 1963, II, стр.4. -»- 1964, I, стр.50–56. -«- 1964, 8, стр.1. -»- 1965, I, стр.5. -«- 1965, 12, стр.З. -»- 1966, 2, стр.11–20. Ab 1946 bis zum Eintritt ins GS diente er am Altar an der Feodor-Kathedralkirche in Jaroslavl’. Am 5.8.1965 wurde er zum Beobachter bei der 4. Session des 2. Vatikanischen Konzils bestellt. 1966 war er Mitglied der Delegation beim Weltrat der Kirchen in Genf, 1967 Leiter der Delegation in Helsinki und bei der Friedenskonferenz in Stockholm. Er wurde mit der Betreuung der Pfarreien in Japan betraut, dort war er in den Jahren 1967, 1968, 1970 und 1972. 1967 war er Beobachter bei der Laienkonferenz in Rom, 1968 weilte er in Frankreich, Belgien und Holland. Am 20.3.1969 wurde er Bvon Tula und Belev (МР1969,4,3). 1969 weilte er in den USA, 1970 in Japan. Am 10.4.1970 wurde er mit der zw. Vw der Pfarreien in den USA betraut, die beim Moskauer Patriarchat verblieben sind. Am 18.6.1971 wurde er für seinen Einsatz beim Lokalkonzil Erzbischof (МР 1971,9,9). Am 27.4.1972 Erhebung zum Metropoliten (MP 1972,6,13). Er begleitete Patr. Pimen auf der Reise zu den Kirchen von Antiochien, Alexandrien, Bulgarien und von Jerusalem; mehrere Male war er auf Zypern. Von diesen Kirchen erhielt er Orden und Auszeichnungen· Seit 30.5.1972 Leiter des Kirchlichen Außenamtes (vgl. MP 1972,8,21–21). Am 16.4.1976 erhielt er das Recht auf 2 Panhagien. Am 11.6.1977 wurde er M von Kruticy und Kolomna (MP 1977, 8.3). Er erhielt im September 1977 eine Erinnerungspanhagia, den Vladimir-Orden 1. Kl. und Ostern 1979 den Sergij-Orden 1. Kl. Am 14.4.1981 ist er aus Gesundheitsgründen vom Amt des Leiters des Kirchlichen Außenamtes zurückgetreten (MP 1981, 6,Sf), das er seit 1964 als Stellvertreter und seit 1972 als Vorsteher geleitet hat. Als Leiter des Außenamtes hat er viele Reisen ins Ausland gemacht, aber auch danach.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

К.- доктор honoris causa Софийской ДА (1952), МДА (1954) и ЛДА (1968), академик Болгарской АН по Отд-нию исторических и педагогических наук (1970). Был зам. председателя Болгарского национального комитета защиты мира и членом Всемирного совета мира. Награжден 2 орденами «Народная Республика Болгария» 1-й степени, орденом Кирилла и Мефодия 1-й степени. Народный деятель болгарской культуры (1969). Похоронен в соборе Бачковского мон-ря. Соч.: Църква и синагога в първите два века. София, 1934; Вяра и възраждане. София, 1938; При извора. Пловдив, 1943; Човекът и неговият труд. Пловдив, 1947; Гости на Руската Църква. Пловдив, 1949; Война и мир//ЖМП. 1950. 5. С. 30-31; Незабываемое гостеприимство//Там же. 1951. 8. С. 25-26; Поучительное общение//Там же. 1954. 9. С. 11-13; Слово на живота. София, 1953; Блистательное сияние шипкинской эпопеи: (Слово, произнесенное в храме-памятнике «Рождество Христово» на Шипке 12 сент. 1957 г.)//ЖМП. 1957. 10. С. 70-71; Път господен: (Слово и речи). София, 1957-1969. 6 т.; Граф Н. П. Игнатиев и бълг. църковен въпрос. София, 1958; Отклики участников церковных торжеств в честь 40-летия восстановления Патриаршества в РПЦ//ЖМП. 1958. 7. С. 69-71; Българомохамедански селища в Южни Родопи (Ксантийско и Гюмюрджинско): Топонимно, етнографско и историческо изследване. София, 1960; Принос към българския църковен въпрос: Док-ти от австрийското консулство в Солун. София, 1961; Католическата пропаганда сред българите през втората пол. на XIX в. София, 1962; Един кодекс на Александрийската патриаршеска б-ка//ДК. 1963. Год. 43. Кн. 7/8. С. 1-6; Авксентий Велишки: По случай 100 години от смъртта му 1865 г. София, 1965; За някои икуменически въпроси//ДК. 1965. Год. 45. Кн. 11. С. 1-12; Икуменизмът като дълг на християнските Църкви//Там же. С. 1-4; Принос към униатството в Македония след Освободителната война, 1879-1895. София, 1968; О Сеятеле и семени//ЖМП. 1969. 1. С. 39-40; 1100 годовщина кончины св. Кирилла//Там же. 6. С. 38-48; Надгробное слово [на похоронах патр. Алексия]//Там же. 1970. 6. С. 50-51; Българското население в Македония в борбата за създаване на екзархията. София, 1971.

http://pravenc.ru/text/1840309.html

С. 54–55. «Зaropck–IV» (1981, Гюстров (ГДР)): Коммюнике. Резюме//ЖМП. 1981. 7. С. 55–57; Августин (Никитин), архим. Поездка в ГДР на собеседование «Загорск–4»: [Обзор событий]//Там же. С. 58–61. «Зaropck–V» (1984, Загорск): Иванов В., свящ. Богосл. собеседование «Зaropck–V»//ЖМП. 1985. 8. С. 64–66. Диалог с Евангелическо-лютеранской Церковью Финляндии: Dialogue Between Neighbours: The Theol. Conversations Between the Evangelical-Lutheran Church of Finland and the Russian Orthodox Church,1970–1986: Communiques and Theses/Ed. H. T. Kamppuri. Helsinki, 1986; Kvist H.-O. Die Bedeutung der Friedensproblematik im Dialog zwischen der Russischen Orthodoxen Kirche und der Evangelisch-Lutherischen Kirche Finnlands//Kirchliche Zeitgeschichte. Gött., 1991. S. 241–249; Saarinen R. 25 Jahre theologische Gespräche zwischen Evangelisch-Lutherischen Kirche Finnlands und Moskauer Patriarchat//Ökumenische Rundschau. 1995. Bd. 44. S. 473–488. «Cuhannu–I» (1970, Турку): Коммюнике//БТ. 1971. Сб. 7. С. 212–214; Кивиранта С. С., пастор. Евхаристия как выражение общения верующих//Там же. С. 240–248; Мартикайнен И. В. Богословская основа миротворческой деятельности Церквей//Там же. С. 249–256; Михаил (Мудьюгин), архиеп. Евхаристия и единение христиан//Там же. С. 222–231; он же. Спасение и оправдание: Опыт кр. раскрытия правосл. субъективной сотериологии//Там же. С. 231–239; Филарет (Вахромеев), архиеп. Богосл. основа миротворческой деятельности Церкви//Там же. С. 215–221. «Синаппи - II» (1971, Загорск): Коммюнике. Резюме//ЖМП. 1972. 2. С. 55–58; Коммюнике. Резолюции//БТ. 1973. Сб. 11. С. 162–164, 192–193; Никодим (Ротов), митр. Речь при открытии II Богосл. собеседования//ЖМП. 1972. 2. С. 49–53; Филарет (Вахромеев), архиеп. Слово при открытии II Богосл. собеседования//Там же. С. 53–55; Лехтонен С., прот. Евхаристия и жертва Христа//БТ. 1973. Сб. 11. С. 181–188; Михаил (Мудьюгин), архиеп. Евхаристия как новозаветное приношение//Там же. С. 164–173; Николайнен А. Т. Евхаристия в свете исследований Свящ.

http://pravenc.ru/text/171923.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010