Вернуть устремление к Богу Рождественский пост длительный, но менее строгий, чем Великий: в определенные дни Рождественского поста позволяется вкушение рыбы. Во всем остальном это точно такой же пост, как другие, потому что главное в нем — это приуготовление человека к великому празднику. 27 ноября, 2013 Рождественский пост длительный, но менее строгий, чем Великий: в определенные дни Рождественского поста позволяется вкушение рыбы. Во всем остальном это точно такой же пост, как другие, потому что главное в нем — это приуготовление человека к великому празднику. 28 ноября начинается Рождественский пост. О смысле поста мы писали не раз, но, как показывает опыт, вопросов о посте у верующих людей по-прежнему остается немало. Ведь кто-то из православных христиан постится впервые, а у кого-то вопросы появляются уже благодаря тому опыту поста, который человек приобрел. На вопросы о Рождественском посте отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин. — Владыка, есть ли у Рождественского поста какие-то особые отличия? — Рождественский пост длительный, но менее строгий, чем Великий: в определенные дни Рождественского поста позволяется вкушение рыбы. Во всем остальном это точно такой же пост, как другие, потому что главное в нем — это приуготовление человека к великому празднику, в данном случае — к Рождеству Христову. А в чем может заключаться это приуготовление? В том, что человек старается очистить свою совесть, исправить свою жизнь, собраться внутренне и внешне. Цель Рождественского поста, как и любого другого,— в том, чтобы человек остановился в повседневном беге своей жизни и подумал о Боге. Ведь как мы живем? Даже если мы верующие люди, христиане, ходим в церковь, то все равно потихонечку уклоняемся от нашего пути под самыми благовидными предлогами. Церковь знает об этом, поэтому она установила периоды поста, которые помогают человеку взять себя в руки и поставить на правильную дорогу. Пост — это время, когда мы через воздержание от некоторых видов пищи, от развлечений, от излишней суеты и злых дел стараемся вернуть своей душе правильное устроение — ее устремление к Богу. Если мы эту цель осознаем и ставим перед собой, тогда наш пост будет полезен. Тогда не так уж важно будет, насколько строго мы постились, хотя, конечно же, телесный пост соблюдать нужно. И надо это делать, учитывая состояние своего здоровья, потому что, как сказано в Древнем патерике, мы не телоубийцы, а страстоубийцы. Постом мы убиваем не тело, а страсти. Действительно, общеизвестно, что человек постящийся, внимательный к себе, легче справляется со своими недостатками. Поэтому пост — это не только воздержание в пище. Церковь всегда об этом говорит, но не всегда бывает услышанной. Обычно вновь и вновь нас начинают спрашивать о мельчайших подробностях «гастрономического» поста. Но дело в том, что даже если мы ничего не будем есть, но при этом будем вести столь характерный для нас рассеянный образ жизни, то смысла в таком посте не будет.

http://pravmir.ru/vernut-ustremlenie-k-b...

Итак, начало Петрова поста возводится к самым первым временам христианства. Но в настоящем своем виде Петров пост есть установление сравнительно позднего времени: он представляет из себя соединение двух древнейших христианских постов, соблюдавшихся Церковью почти что одновременно. Первый пост начинался спустя неделю после Пятидесятницы, иначе – после недели Всех Святых, и продолжался Церковью 7 дней. Второй – тоже 7-дневный пост был соблюдаем перед праздником св. апостолов Петра и Павла. О первом посте делают упоминание Постановления апостольские в 5 книге, 19 главе. Папа Лев установление этого поста прямо приписывает самим апостолам. Иногда эти два поста соединялись в один, именно – когда между Неделей Всех Святых и праздником первоверховных апостолов, вследствие разновременности подвижных праздников, время сокращалось до двух недель, – тогда за постом после Пятидесятницы, непосредственно следовал пост в честь апостолов. В последствии же времени, не ранее IV в., эти два поста навсегда соединились в один и составили пост Петровский. Он начинается после недели всех святых и продолжается до дня памяти первоверховных апостолов, т.е. до 29 июня. По времени своего продолжения пост этот бывает неодинаков. Смотря по движению праздника Пасхи, продолжение этого поста может быть длиннее или короче. Самый продолжительный Петров пост заключает в себе 6 недель, самый короткий – неделю со днем. В этот пост хотя и запрещается Св. Церковью мясоястие, однако не предписывается такой строгости в соблюдении, какую она определяет для св. Четыредесятницы, из чего усматривается некоторого рода разница между этими двумя постами. Третий годовой пост , соблюдавшийся Св. Церковью с древнейших времен христианства, был пост осенний, известный под именем Успенского . Хотя история и не указывает определенно, когда именно и кем установлен пост, но должно с вероятностью предполагать, что происхождение его древнее, что и его установили св. апостолы или же их ближайшие преемники. По крайней мере нельзя допустить того, чтобы у древних христиан день Успения Богоматери не был отличен особенным воспоминанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Все вышесказанное — лишь некоторые соображения по поводу практической пользы поста. Если же говорить о том, что касается веры, мне важно, чтобы Рождество было особенным и длительным событием. Я не успею прожить и проникнуться значением   праздника Рождества  Христова за последние день-два – 6-7 января. Начиная пост за 40 дней, я уже вступаю в область этого События. Пост выражается не только в определенном питании. На эти дни выпадает большее, чем обычно, количество богослужений, которые с первых дней поста посвящены приближающемуся Празднику, и ежедневная будничная деятельность в большей степени пропитывается духом молитвы и веры. В период поста лучше понимаешь, что тебе дана жизнь не только для того, чтобы успеть переделать все житейские заботы, что каждое ее мгновение ответственно, «торжественно и чудно».  Все дни поста, Праздника и последующих Святок совокупно освещены особым светом и внутренней приподнятостью души. Читайте также: Пост для человека, а не человек для поста Может ли пост быть во вред? Рождественский пост в вопросах и ответах Рождественский пост. О любви Гармония Рождественского поста Рождественский пост Рождественский пост: Пост Пост: между голодом и чревоугодием Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 18 марта, 2024 13 июня, 2023 30 декабря, 2022 1 марта, 2022 6 января, 2022 30 декабря, 2021 29 декабря, 2021 28 декабря, 2021 25 декабря, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/post-chtoby-rozhdestvo...

Разделы портала «Азбука веры» священник Александр Пикалёв См. также: Великий Пост. 25 советов постящемуся, или Голод не в желудке, голод – в голове 1. Для чего установлено правило поста, в чем его польза? Слово пост в русском, как и латинском языке (откуда оно, скорее всего и пришло) имеет двоякое значение. Пост это не только особое время воздержание, предписанное Церковью, но и то место где стоит военный караул. Такая омонимичность слова пост не случайна. По своей сути, пост это время, когда мы становимся на стражу своей души и стараемся максимально ограничить себя в том, что не служит ее спасению. Это и телесное воздержание, и воздержание от всего суетного, что есть в жизни: от развлечений, от второстепенных занятий, от праздных разговоров. Если сказать совсем просто – это время капитального ремонта. Вот мы обычно поддерживаем свой дом в чистоте, вытираем пыль, моем полы, и на какое-то время этого достаточно, но только на какое-то время. Наступает момент, когда нужно решительно избавляться в доме от всего что обветшало, обновить, перестроить, крышу перекрыть. Нечто подобное происходит и с нашей душой, умом, нравственностью. Вот именно цели капитального ремонта, обновления души и служит пост. Не зря в аскетической православной традиции его называют духовной весной. Польза поста в том, что мы вновь и вновь напоминаем себе о том, что мы не только телесны, что мы больше чем наше тело и не тождественны ему, что самое главное сокровище для нас, христиан – это наша бессмертная богоподобная душа, к сожалению, отягченная грехами. Вот пост это время сугубого покаяния, особого напряжения всех духовных сил на исправление себя по Божьим заповедям. 2. Почему этот пост называют Великим? Великий Пост – это Пост с большой буквы. И по написанию и по значению и по продолжительности. Иначе, по-церковному, он называется святой Четыредесятницей. Этот Пост является образом сорокадневного пощения Христа в пустыне перед выходом Его на Свое проповедническое служение. 3. Должен ли каждый крещеный человек поститься?

http://azbyka.ru/vosem-voprosov-o-veliko...

«Хранить христианину на всякое лето, четыре завещанные посты. 71 Первый пост прежде Христова Рождества, иже начинается от 15.XI по 24.XII (по нов. стилю от 28.XI. по 6.I. вкл.). Вторый пост, великую Четыредесятницу, юже Христос сотвори, яко глаголет Писание: «И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» ( Мф.4:2 ). Третий пост, святых апостолов, его начинает церковь по единой седмице от праздника святые Пятидесятницы, и глаголется Апостолов, вины ради сея: понеже во время оно апостоли постишася, посылаемии на проповедь Евангелия, яко видится в Деяниих их, идеже глаголет: «Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» ( Деян.13:3 ). Четвертый пост бывает прежде праздника Успения Пресвятые Богородицы и Приснодевы Марии, иже начинается от 1.VIII и кончается до 15-го того же месяца (по нов. стилю от 14.VIII по 27.VIII вкл.). Еще подобает хранити и пост среды и пятка, но не субботы и Господницы, по 64-му канону святых апостолов, кроме великия субботы. Еще предаде Церковь поститися и в 14 (27) сентября месяца, на Воздвижение Креста, понеже творим воспоминание страсти Господа нашего Иисуса Христа, прочитающе Евангелия страсти Его. И в 29 августа (11.IX), да почествим отсечение главы Предтечи постом. Кроме сего нам предаде не поститися в некие дни установленный. Яко убо суть от дне Рождества Христова до святых Богоявлений (по нов. ст. от 7.I по 17.I вкл.), и всея Пасхи седмицы и седмицы по Пятидесятнице, и предвозгласные, и сырные, яже долженствует всяк христианин православный хранити» (85, л. 52 об.–л. 53. Первая часть, Ответ 88). «Пост бо духовный есть удаление от грехов; нравственный же пост – употребление умеренного ядения; а естественный пост еже отнюдь ниже ясти, ниже пити до времени какого, по образу ниневитян; пост же церковный есть воздержание от мяс по закону и правилам церковным, и таковый пост мирским людем в четыре времены годищные должно постити и всякую среду и пяток, от благоговенства же и понедельник, равно с монахами. 72 Монахом должно всегда поститися от мясоядения». 73

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Поминовение (ср.) — Молитвы о живых и усопших, читаемые священником по особой книге или запискам прихожан с перечнем имен тех, о ком молятся. Помяник, помянник (м.) — Маленькая тетрадь с записями имен живых и мертвых, о ком молится верующий. Пономарь (м.) — Церковнослужитель, прислуживающий в алтаре. Попраздноство (ср.) — Дни после праздника. Попраздноство имеют Пасха, двунадесятые (кроме Входа Господня в Иерусалим) и некоторые другие праздники. Длительность попразднства различна — обычно от 1 до 8 дней. Попраздноство Пасхи продолжается 38 дней (до Вознесения). Поручи (мн.) — Принадлежность богослужебного облачения духовенства — широкие ленты со шнурами, стягивающие рукава подрясника или подризника узапястий. Посвящаемый (м.) — Тот, кого посвящают служению Богу (обычно о том, кто проходит рукоположение). Послания (мн.), послание (ед.) (ср.) — см.Апостольские послания. Последование (ср.) — Ряд молитв или церковных служб, расположенных в определенном порядке. Посох (м.) — Знак церковной власти архиерея и управляющего монастырем архимандрита или игумена. Пост (м.) — Усиленное молитвенное обращение к Богу и покаяние в сочетании с воздержанием от животной пищи, а также от развлечений и увеселений; время такого воздержания. (см. Великий пост , см. Петров пост , см. Рождественский пост , см. Успенский пост , см. Филиппов пост ) В православии посты занимают около 200 дней в году, среди них однодневные посты : среда и пятница каждой недели, за исключением сплошных седмиц и Святок; Крещенский сочельник; Усекновение главы Иоанна Предтечи; Воздвижение Креста Господня, а также четыре многодневных поста: Великий пост ; Петров пост , Успенский пост и Рождественский пост . Поститься — Соблюдать пост ; не употреблять скоромную пищу. Постная Триодь — Богослужебная книга, содержащая службы Великого поста. Постриг (м.) — Христианский обряд принятия монашества, сопровождаемый крестообразным выстрижением волос на голове посвящаемого. Потир (м.) — Предмет богослужения, относящийся к священным сосудам: чаша для Святых Даров, из которой причащаются.

http://pravmir.ru/kratkij-cerkovno-slavy...

Скачать epub pdf Пост перед Рождеством Христовым Мы с вами в преддверии поста. Собственно говоря, православным христианам не нужно было бы и разъяснять, что такое пост и почему он нужен человеку, потому что пост есть установление церковное, а всякий православный человек, знающий Святое Евангелие, должен помнить многозначительные слова Спасителя: " Если человек не слушает Церкви, то он все равно что язычник и мытарь» ( Мф.18:15–17 ), то есть через грех непослушания Церкви он сам как бы перестает быть православным христианином. Это ясно и просто... Однако же, теперь сама жизнь свидетельствует нам о том, что православные христиане, сплошь и рядом мнящиеся быть верными и преданными чадами Церкви, настолько нецерковно и неправославно смотрят на пост, что волей-неволей служителям Церкви приходится об этом говорить и напоминать. Прежде всего, возлюбленные, осознайте и твердо запомните, что пост установлен не каким-либо отдельным служителем Церкви, хотя бы то был и святой угодник и праведник; пост есть установление общецерковное; пост есть – церковный закон. Для того же, чтобы не исполнять закон – нужна какая-нибудь уважительная причина; если таковая причина в том или ином случае существует, – то Церковь всегда идет навстречу ей. Так, например, если тяжело больной человек нуждается в усиленном питании для укрепления ослабевшего организма – Церковь не только разрешает ему смягчить пост, но в некоторых случаях и вовсе освобождает от такового. Иногда бывает так, что человек оказался в условиях, в которых он лишен возможности избирать пищу по своему усмотрению; в подобных случаях Церковь также освобождает нас от обязанности поститься. Но, к сожалению, иногда приходится слышать странные речи, включительно до таких: «Не все ли равно Богу, что я буду есть – картошку или ветчину». Конечно, Господь не имеет нужды в том, чтобы мы ели то или иное, но помни, неразумный человек, что пост нужен не Богу, а тебе самому. Когда Сын Божий воплотился на земле, по свидетельству Святого Евангелия, в начале Своего служения, Он сам постился 40 дней и 40 ночей. А когда апостолы позднее спрашивали Его, почему они не могли изгнать злого духа из бесноватого юноши, то Господь ответил: «сей... род изгоняется (то есть побеждается) молитвой и постом» ( Мф.17:21 ). В этих словах Спасителя пост поставлен наравне с молитвою, как средство победы над злой бесовской силою.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Voznes...

1 о посте). В Ветхом Завете много примеров поста. Моисей держал сорокадневный пост на горе Синае. Пророк Илья постился также сорок дней, когда шел к горе Хориву для беседы с Богом. Матери Самсона Ангел велел воздерживаться от вина и сикера во время чревоношения. Пророк Даниил и три отрока постились при дворе Навуходоносора, и Бог наградил их за это не только здоровьем, но и успехами в науках. Ниневитяне, в знак раскаяния, наложили на себя пост. Маккавеи пред битвою оделись во вретище и постились. В Новом Завете – Господь Иисус Христос постился сорок дней и, заповедуя нам поститься нелицемерно, сказал, что такой пост угоден Господу и будет награжден Им. «И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». ( Мф. 6:18 ). Святой Иоанн Креститель строгим постом приготовлял себя к великому своему служению. Святые Апостолы налагали на себя пост перед отправлением на проповедь , и все христиане разделяли с ними этот подвиг пощения. Как же фарисеи упрекали Господа Иисуса Христа в том, что ученики Его не постятся? Господь Иисус Христос сказал, что они не постятся потому, что с ними жених, «но приидут дни, когда отнимется у них жених, тогда будут поститься.» ( Мф.9:15 ). Главные посты христианской церкви именно и установлены в память предания, страданий и смерти Господних. Какое значение имеет пост для христианина? 1) Умерщвляя плоть, пост способствует оживлению и возвышению в нас духовной природы. Пост, говорит Святой Иоанн Златоуст , делает душу бодрою, облегчает ей крылья и возносить выше земного. (Бес. на Мф.57 ). 2) Пост укрепляет волю и дает твердость характеру. Человек с первых младенческих дней привыкает отказывать себе в том, чего хочется, и чего, однако, Церковь не позволяет. 3) Пост есть богоугодная жертва, привлекающая к нам благоволение Небесного Отца. 4) Пост, соблюдаемый по заповеди Церкви, свидетельствует о нашем послушании Матери Церкви. – В настоящее время, когда многие стали пренебрегать постами, пост приобрел особенное значение – быть свидетелем послушания Святой Церкви и средством исповедания святой православной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/o...

поиск:   разделы   рассылка Протоиерей Чаплин о зверином оскале, смысле жизни и безалкогольном пиве Источник:  Сайт РБК Пока в Ватикане идет революция со смыслом, известный православный священник предлагает обучать российских школьников " смыслу жизни " , а православные верующие задумались о смысле запретов Великого поста. Корреспонденты РБК Александра Федотова и Кирилл Сироткин спросили у одного из самых ярких священников РПЦ, председателя отдела по взаимодействию Церкви и общества, протоиерея Всеволода Чаплина про церковь для бедных, потерю паствы, страну мигрантов и вино в пост. Недавно начался Великий пост, который соблюдают многие россияне. Обязательно ли придерживаться всех ограничений или современному человеку есть какие-то поблажки? Если человек хотя бы один раз попробует провести пост без поблажек, он поймет одну важную вещь: возможна другая жизнь. То, к чему он привык (чрезмерная суета, чрезмерный объем ненужной информации, пустого времяпровождения, пищи), абсолютно ему не нужно, без этого можно обойтись. Поблажки хороши для пожилых людей, а молодым я бы посоветовал хотя бы раз в жизни отнестись к посту максимально серьезно – как в отношении пищи, так и в отношении более важных вещей. Пост – время для молитвы, для покаяния, для постоянного участия в богослужении, для того чтобы понять: отношения с Богом – самое главное в жизни человека. Это единственное, что важно, все остальное глубоко второстепенно. Насколько совместим пост и такие современные вещи, как Интернет? Пост несовместим с праздным и пустым времяпровождением. Есть каналы передачи информации, которыми мы пользуемся. Очень часто разговор через технический канал ничем не отличается от личного разговора. Мы же не накладываем на себя строгий пост в разговорах. Впрочем, некоторые подвижники весь пост молчали и уходили в пустыню, что современному человеку хотя бы раз в жизни удивительно полезно было бы попробовать. Но мы все-таки работаем, общаемся с домашними, кто-то учится, и пост – время, когда важна не форма общения и не техническая сторона, а содержание общения. Если мы говорим гадости друг о друге в глаза и за глаза, если мы ведем пустые бессмысленные разговоры, если мы не понимаем, зачем смотрим ту или иную передачу, ведем тот или иной разговор, происходит обессмысливание жизни, обессмысливание общения. А пост – это время научиться жить со смыслом. Поэтому общение в социальных сетях должно быть в пост немножко другим – более осмысленным.

http://religare.ru/2_100698.html

При этом мы считаем нужным из общей массы верующих выделить монахов, обязанных придерживаться особой строгости жизни. Для монахов дисциплина о постах остается без изменения. Для немонашествующих нужно оставить пост в таком виде, в каком он был в древней Церкви, т. е. выделить особое значение Великого поста, а также среды и пятницы в отличие от других постов, которые должны быть ослаблены. I. Великий пост Это древний, общеобязательный и самый строгий пост. Великий пост должен быть сохранен по каноническому авторитету и значению в своей традиционной продолжительности. Учитывая древнейшую практику, в субботу и в воскресенье, в течение всей Четыредесятницы, должно быть ослабление поста, согласно 64 Апостольскому правилу. «Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу кроме единыя только (Великой Субботы): да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен». Страстная седмица должна сопровождаться строгим постом. От Пасхи до отдания праздника не должно быть поста в среду и пятницу. Также, как и Святки, весь пасхальный период должен быть вне поста, согласно практике древней Церкви (см.: Пандекты Никона Черногорца, гл. 57). II. Рождественский (Филиппов) пост В древней Церкви он был известен как трехдневный пост перед великими праздниками Рождества Христова и Богоявления, потом, после отделения празднования Богоявления, рождественский пост был пятидневным, недельным, двухнедельным и даже сорокадневным 3 . Теперь Рождественский пост в монастырях должен быть сохранен с прежней продолжительностью. Для немонашествующих – ослабленным с исключением поста в субботу и воскресенье, но с сохранением строгого поста в дни предпразднества (от 20 декабря до 25). III. Апостольский (Петров) пост Апостольские постановления точно обозначают семидневную продолжительность этого поста. По свидетельству Вальсамона, монахи этот пост содержали с недели Всех Святых до праздника св. апостолов Петра и Павла 4 . В настоящее время монахи должны сохранить его полностью. Немонашествующие постятся в его последнюю неделю. IV. Успенский (Богородичен) пост

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010