Разделы портала «Азбука веры» 15 (28) ноября – 24 декабря (6 января) Как был установлен Рождественский пост Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиоланский , Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий . Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других – несколько больше. На соборе 1166 года, бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле, всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней. Антиохийский патриарх Феодор IV Вальсамон писал, что «сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского. – Ред.) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься… от 15 дня ноября». Рождественский пост – последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 – по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым. Зачем установлен Рождественский пост Рождественский пост – зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова. Лев Великий пишет: «Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий». По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды. «Как Господь ущедрил нас плодами земли, – пишет святитель, – так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным».

http://azbyka.ru/rozhdestvenskij-post-ka...

1. Ценность поста. Пост, согласно свт. Василию, всегда укрепляет человека. Когда пост соблюден строго, он приближает человека ко Господу. Если говорить подробнее, то прежде всего пост позволяет нам преуспеть в духовной жизни. Прочтем, что пишет свт. Василий Великий : «Елей умащает борца на ристалище, а пост соделывает крепким подвижника благочестия. Чем больше ты отнимешь у плоти, тем более воссияет душа духовной светлостью. Бесовские искушения робеют и дрожат перед постником, и Ангелы, стражи нашей жизни, трудолюбиво наставляют тех, кто очистился постом. Червь будет истязать тучную плоть тех, кто не знал меры в насыщении. Ибо разве многочисленные блюда и длительные обеды имеют хоть что-то общее с духовным дарованием? Мглистые воспарения от жирной пищи восходят, как густая завеса, и не дают лучам Духа Святого пробиться в ум». Далее, пост способствует телесному здравию. Пост не только приближает нас к будущей жизни, как подчеркивает глубокий знаток человеческой природы святой Василий, но и весьма полезен самой плоти. Ибо крайнее благополучие превратно и губительно, так как природа человеческая клонится тогда долу, не способная понести тяжесть плоти. Износ пищеварения, который необходимо случается с теми, кто любит вкусно поесть, причиняет страшные телесные заболевания. Ты говоришь, что не можешь поститься? А переедать и разрушать собственное тело гнетущей тяжестью яств ты можешь? И знаю я, что врачи предписывают немощным не разнообразие блюд, но умеренное питание и воздержание. Свт. Василий Великий заключает: «Пост – мать здоровья». Затем – пост приводит жизнь людей к гармонии и согласию. В доме воцаряется мир и тишина. «Муж не ревнует свою жену, когда видит, что жена сожительствует с постом. И жена не сжигаема подозрениями, когда видит, что муж постится... Разве пост хоть раз был разорителен для хозяйства? Подсчитай имущество до поста и после. За пост ничего не уменьшилось, а твой дом только стал богаче». И вообще, пост содействует человеческому общению. «Если бы все приняли пост как условие, то ничто не препятствовало бы воцариться совершенному миру во вселенной, ибо народы не восставали бы один на другой и войска не сходились бы в битвах. He нужно было бы ковать оружие и не нужно было бы созывать суды. Пост обучил бы всех не только воздержанию от яств, но и совершенному уклонению и отчуждению от сребролюбия, излишеств и всякого зла. Так что если бы все приняли пост, то ничто бы не препятствовало нам проводить жизнь как в глубокий штиль, в безмятежности душевной».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zhi...

Свт. Василий Великий Пост рождает пророков, укрепляет сильных; пост умудряет законодателей. Пост – добрая стража души, надежный сожитель телу, оружие доблестных людей, училище подвижников. Он отражает искушения, умащает подвизающихся в благочестии; он – сожитель трезвости, делатель целомудрия; он в сражениях совершает доблестные дела, во время мира учит безмолвию; освящает назорея, совершает священника... Пост угасил силу огненную, заградил уста львов. Пост посылает молитву на Небо, делаясь для нее как бы крыльями при восхождении ввысь. Пост – прибыль домов, мать здоровья, воспитатель юности, украшение старцев, добрый спутник путешественникам, надежный сожитель супругам. Свт. Василий Великий Пост охраняет младенцев, уцеломудривает юного, делает почтенным старца: ибо седина, украшенная постом, достойнее уважения. Пост – самое приличное убранство женщин, узда в цвете лет, охранение супружества, воспитатель детства. Таковы услуги поста каждому отдельному дому. Но как упорядочивает он жизнь нашу в обществе? Сразу целый город и целый народ приводит к благочинию, утишает крики, усмиряет раздор, заставляет умолкнуть укоризну... Если бы все приняли его в советники касательно своих дел, ничто не препятствовало бы тогда глубокому миру во всей вселенной... Жизнь наша не была бы так многоплачевна и исполнена уныния, если бы пост был главным правителем нашей жизни. Ибо, как очевидно, он учил бы всех не только воздержанию от яств, но и совершенному удалению и отчуждению от сребролюбия, любостяжательности и всякого порока. Свт. Василий Великий Пост – оружие для ополчения против демонов. Свт. Василий Великий . Пост – успокоение наших душ, украшение старцев, наставник юношей, учитель целомудренных; он всякий возраст и пол украшает как бы некой короной. Свт. Иоанн Златоуст Пост иссушает желание, а молитва очищает ум, подготавливая его к созерцанию [истинно] сущего. Прп. Максим Исповедник Пост с рассудительностью – обширное поле для всякого добра. А кто нерадит о посте, тот приводит в колебание все доброе.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Эти слова так были убедительны для монаха, что он решился исполнить просьбу священника. Но вот, когда он начал свои молитвы за священника, в это время вдруг ему приходит на мысль следующее: что же такое я делаю – молюсь за священника, а не молюсь за себя самого? Не лучше ли, молясь за других, молиться и за себя? Таким образом расположился он молиться и за себя, и творил две молитвы во всю неделю – одну за себя, а другую за священника. После этого, когда прозорливый священник шел опять в церковь мимо кельи ленивого монаха, то видел демонов уже вдали от кельи и унылых. Это обстоятельство заставило его снова зайти к монаху и просить его молиться. Тут он научил монаха не лениться. Монах послушался наставлений священника, и сделался усердным молитвенником. А бесы, видя его молитвы, отбежали от его кельи благодатию Божиею (Прол. 18 июля.). Из этого сказания ясно открывается, насколько близки злые духи, а с ними и грехи, к тем, которые ленятся Богу молиться, и насколько далеки они бывают от тех, которые воссылают к Богу молитвы свои. Следовательно, чтобы нам не грешить, чтобы не подпадать гибельному бесовскому действию, надо постоянно Богу молиться: молитва есть проводник благодати Св. Духа, Который всегда может наставить нас на всякую истину и очистить от всякого греха. Но все ли тут? Нет, не все; чтобы цель наша была достигнута, т. е. чтобы страсти наши не бунтовали и не сталкивали нас с пути благочестия, для этого, кроме молитвы, нужен еще пост, который бывает двоякий: духовный и телесный. Духовный состоит в благочестивом настроении души – в воздержании ее от худых мыслей, от праздных слов, от нечистых пожеланий, – а телесный состоит в воздержании от известного рода пищи и пития. Такой пост заповедует нам и слово Божие ( 2Кор.6:4–5 ; Uoah. II, 15. 16 и 17) и св. церковь (Правосл. испов., ч. 1., вопр. 88 и ч. 3., вопр. 7), – и этот пост для наших страстей и для их возбудителей – бесов – то же, что вода для огня и дым для пчел: водою можно залить огонь, дымом – прогнать пчел, а постом можно потушить страсти и отогнать бесов. «Пост», скажем словами св. Ефрема Сирина , «есть честное и Богу угодное дело: пост колесница на небо, пост пророков рождает, законоположителей умудряет, пост души охранение.., пост искушения отражает.., пост целомудрия делатель.., пост домов мир, пост девства податель и хранило, пост покаяния путь и слез делатель» (слов, о пост.). Вот как благодетелен пост. «Ведай», говорит Иоанн Лествичник , «что бес часто приседит при желудке.., и по насыщении делает с человеком все, что хочет, оскверняя душу мерзкими воображениями, а тело нечистотою... Глава и источник всех страстей есть пресыщение... Сыны его – блуд, жестокосердие, излишний сон.., а дщери – леность, многоглаголание, дерзость, смехотворство, суесловие, противоречие, жестоковыйность, упорство, нечувствительность, непомерное хвастовство, человекоугодие и проч.» (14-я степ.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Рождественский пост. Продолжительность – 40 дней. С 15/28 ноября по 24 декабря/6 января. Заканчивается пост празднованием Рождества Иисуса Христа. (При указании дат первой стоит дата по церковному стилю, второй – по современному стилю.) Великий пост. Продолжительность – 40 дней. К нему присовокупляется Страстная неделя (особенно строгий пост) – последняя неделя перед Светлым Воскресеньем Христовым – Пасхой. Этот пост подвижный, то есть начало его устанавливается на каждый год особым образом и указывается в православных церковных календарях. Начинается Великий пост Прощеным воскресеньем. В этот день христиане просят друг у друга прощения и прощают друг другу все обиды. Прощают не на словах только, а от чистого сердца, чтобы быть в полном мире друг с другом. Петров пост. Продолжительность от года к году различная. Этот пост также подвижный. Он начинается через неделю после празднования Пятидесятницы (дня Святой Троицы) и кончается 29 июня/12 июля на Петров день. Успенский пост. Продолжительность – две недели. С 1/14 по 14/27 августа. Заканчивается празднованием Успения Богородицы. Пост установлен не столько для здоровья тела, сколько для воспитания души. В посту весь распорядок церковной жизни немного меняется. Больше времени посвящаем мы в эти дни молитве, меньше – тяжелым физическим работам. Непременно в посту надлежит исповедоваться, готовиться к достойному причащению. В таинствах исповеди и причащения, когда человек приступает к ним с искренним покаянием, миром в душе, с любовью к Богу и ближнему, душа наша очищается от греха. А грех есть главная причина всяких наших страданий и болезней. Потому неслучайно бывает и так, что после причащения человек исцеляется от каких-то телесных недугов или получает в них облегчение. Притом знай, что мы постимся еще кое-как. Настоящий монашеский пост нам с тобою не осилить. Цель поста настоящих постников была не в оздоровлении тела, а в отсечении страстей телесных, то есть греховных чувств и желаний, живущих в нашем теле. Такие постники измождали свое тело, а вовсе не стремились сделать его физически крепким. Такой пост соответствовал их образу жизни. Но и наш пост должен также иметь для нас воспитательное значение. Он обучает нас терпению, скромности и степенности во всем поведении, он помогает подавлять гнев и раздражительность, а также некоторые другие греховные чувства в нашем теле. Постящийся меньше превозносится физической силой, что у мальчиков бывает часто, когда им хочется показать свое удальство. Постящийся чаще и усерднее вспоминает о церковной службе, о Боге и Небесном Его Царстве. Постящийся легче примет к сердцу нужду ближнего и скорее окажет ему посильную помощь. Для этого очень полезен пост, и ты постарайся уже теперь понемногу замечать это на собственном опыте.

http://azbyka.ru/deti/uroki-o-zdorove-i-...

Соблюдать умеренность в винопитии следует и вне поста. Можно ли крестить ребенка в пост? А вот крестить ребенка в пост можно. Единственная трудность может возникнуть по той причине, что храмы в эти дни переполнены, службы во время поста длятся долго, поэтому трудно будет выбрать время, чтобы крестить ребенка или взрослого. Запрета на Таинство Крещения во время поста не существует. Свадьба в пост, венчание: можно ли? Православные верующие знают, что венчание не стоит планировать на время поста. Церковь не венчает во время постов: Великого – 7 недель перед Пасхой, Петрового, Успенского, и Рождественского. Пост также предполагает отказ от интимной жизни супругов. Можно ли в пост рыбу, морепродукты? В определенные дни поста допускается вкушение рыбы и морепродуктов. Так, во время Великого поста, можно есть рыбу в праздники Благовещения и Вербное воскресенье. Перед тем, как употребить в пищу нечто не растительного происхождения, лучше свериться с календарем поста. Ослабить пост можно, если здоровье не позволяет совсем отказаться от рыбы в те дни, когда по церковным правилам ее есть запрещено. Можно ли в пост есть креветок, кальмаров? Считается, что в те дни, когда пост допускает вкушение рыбы, можно есть и другие морепродукты, это не будет являться нарушением традиции поста. Если все же возникают сомнения, можно взять благословение у духовника. Великий пост предполагает не пышные банкеты с участием экзотических блюд, а определенную аскезу. И, если самоограничение никак не сочетается для вас с употреблением в пищу креветок и кальмаров, стоит отказаться от этих блюд. Можно ли в пост читать? Что можно читать в пост, можно ли читать художественную литературу? В Великий пост рекомендуется читать духовную литературу и православных авторов. В первую очередь следует обратиться к Священному Писанию. Но многие произведения художественной литературы можно отнести к духовному чтению, которое никак не повредит душе. Протоиерей Александр Ильяшенко рекомендует читать «Отец Арсений», «Неугасимая лампада» Бориса Ширяева – книга о заключенных на Соловках, «Несвятые святые» отца Тихона (Шевкунова).

http://pravmir.ru/chto-mozhno-v-post/

Закрыть itemscope itemtype="" > Успенский пост: распространенные ошибки и ложные трактовки, сводящие весь пост на нет На что нужно обратить внимание во время Успенского поста - митрополит Антоний (Паканич) 14.08.2019 942 Успенский пост назван в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы, который завершает пост и является его кульминацией. Одна из распространенных ошибок, связанных именно с этим постом, заключается в том, что многие считают данный пост трагичным и мрачным, потому что он такой же строгий, как и Великий пост, и напоминает нам о смерти. Но это не так. Успенский пост говорит о величии и бессмертии человека, принявшего Господа в свое сердце. Этот пост наполнен радостью и надеждой встречи создания со своим Творцом. Встречи не только как физической смерти, перехода из одной реальности в другую, а главной встречи - встречи души с Господом здесь, на земле. Расположение праздника в конце лета символично. Август - пора подведения итогов, сбора плодов, подготовки к зиме. Это относится и к духовной жизни. Пост - это еще одна возможность проанализировать свою жизнь, дать оценку своим поступкам, действиям, мыслям; обнаружить свои слабые стороны, которые мешают дальнейшему движению и развитию и попытаться их преобразить. Именно об этом говорит нам праздник Преображения Господня, выпадающий на Успенский пост, напоминая о важности смирения перед волей Божией и готовности преодолевать все трудности, проходить все уготованное нам без ропота, с благодарностью. К сожалению, данный праздник у некоторых ассоциируется лишь с освящением плодов и к духовности не имеет никакого отношения. Жаль, что люди игнорируют возможность стать ближе к Богу, придвинуться к Свету, выйти из тьмы неверия и своих страстей. Неправильным прохождением праздничных дней люди только усугубляют свои грехи и умножают пагубные привычки. Также распространено ошибочное мнение, что пост - навязанное извне ограничение. Пост - это добровольный и осознанный шаг. Это желание души быть ближе к Богу, желание уподобиться Ему.

http://ruskline.ru/opp/2019/avgust/14/us...

Дни, посвященные Святым, имена которых мы носим, т.е. дни ангелов, дни именин, суть праздники для носящих их имена. Равным образом дни Святых, которым посвящены известные храмы, суть праздники для целых п р и х о д о в , где сии храмы. Какие из праздииков – главнейшие? Из праздников самые главнейшие суть: Пасха праздник праздников, и так называемые двунадесятые от своего числа 12-ти: 1) Рождество Богородицы, 2) Воздвиженье, 3) Введение в храм Богородицы, 4) Рождество Христово, 5) Крещенье, 6) Сретенье, 7) Благовещенье, 8) Вербное воскресенье, 9) Вознесенье, 10) Троицын день, 11) Преображенье и 12) Успенье. 6) Посты. Много ли у нас постов? Пост очень полезен для души нашей; поэтому у нас, православных, много постов и многодневных, и однодневных. Для каждого времени года: для весны, лета, осени и зимы у нас свой пост; в честь Господа, Пресв. Богородицы и Святых Божьих у нас есть посты. Какой весенний пост и почему он установлен? Весенний пост, это – Великий пост , иначе Четыредесятница, перед празд. Пасхи, пост сорокодневный, почему и называется Четыредесятницею. Установлен этот пост по примеру Господа Спасителя, который, перед вступлением в служение спасению рода человеческого, по крещении, постился в пустыне сорок дней. Какая особенная обязанность всякого православного христианина в сей пост? В сей пост всякий православный христианин непременно обязан очистить себя говением, т.е. пощением, хождением в церковь к службам, исповедью и св. причащением. Какой летний пост и почему он установлен? Летний пост – Петров пост, перед празд. св. Апостолов Петра и Павла. Установлен в честь св. Апостолов, которые выходили на проповедь Евангелия Христова с постом и молитвою. Какой осенний пост и почему он установлен? Осенний – Успенский, перед празд. Успения Пресв. Богородицы. Установлен в честь Богородицы. Она всю свою жизнь, а особенно пред своим переселением на небо много постилась. Какой зимний пост и почему он установлен? Зимний – Рождественский, перед празд. Рождества Христова. Установлен в честь Господа, чтобы посредством поста приготовиться к достойному празднованию большего из великих праздника спасительного Рождества Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом Зимний мясоед Великий Пост в 2024 году с 18 марта по 4 мая в 2024 году. Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий постпост в честь Самого Спасителя, а последняя, Страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа. С особой строгостью соблюдается пост в первую и Страстную седмицы. В Чистый Понедельник принято полное воздержание от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница – сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг – горячая пища без масла; суббота, воскресенье – пища с растительным маслом. Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В Страстную Пятницу нельзя вкушать пищу до выноса Плащаницы. Петров пост в 2024 году Петров пост еще называют Апостольским постом с 1 по 11 июля в 2024 году. С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Этот пост называется летним. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха. Постоянно он начинается с понедельника всех Святых, а прекращается 12 июля. Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а кратчайший неделю с днем. Этот пост установлен в честь Святых апостолов, которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения. Строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно горячую пищу без масла. В остальные дни – рыба, грибы, крупы с растительным маслом. Успенский пост в 2024 году С 14 по 27 августа в 2024 году. Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели – с 14 по 27 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением Своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.

http://pravmir.ru/kalendar-postov-i-trap...

Лютый перец и борщ-экспресс. Постные рецепты от иеромонаха Феодорита (Сеньчукова) Как не сделать пост пыткой для близких? 13 июня, 2023 Как не сделать пост пыткой для близких? С 12 июня начался Петровский пост. Как его прожить, о чем не забыть и как быть с близкими, которые не хотят поститься? На эти вопросы отвечает иеромонах Феодорит (Сеньчуков) и делится рецептами блюд. Ранее материал был опубликован в 2022 году. Зачем нам пост? Любой пост нам необходим для сосредоточения на духовной жизни. Церковь нам дает его для того, чтобы мы меньше времени уделяли еде, развлечениям и сосредоточились на молитве, на богослужении. То есть, чтобы немножко отключились от обыденности.  Есть определенная цикличность: пост — мясоед — пост — мясоед. В этом чередовании у нас проходит церковный год. Это не значит, что в другое время мы должны меньше молиться. Но молитвенная жизнь нам облегчается именно такими постами. Есть понятие «дебелость плоти». Именно это в пост и отключается. Мы меньше едим мяса. Но смысл поста — не в том, чтобы мы совсем не ели (пост — не голод). Изначально посты состояли из полного отказа от еды и воды. Но когда писался типикон, то пришли к тому, что в пост мы ограничиваем свое питание. Мы можем поститься строго или нет, но при этом «наше разжжение плоти» утихомирить условным недоеданием. Что главное нужно сделать в это время? Самое главное — это молитва, духовная жизнь. Нужно постараться в эти дни чаще молиться, чаще бывать на богослужениях, чаще исповедоваться. Вся наша жизнь должна быть стремлением к Богообщению, и пост нам эту задачу облегчает. Вообще, что такое посты? Это как дорожные знаки, разметка на дороге. Нам это установлено, чтобы мы не соскочили в кювет. Мы можем ехать медленно или быстро, но если мы не будем нарушать разметку, то приедем туда, куда надо. Если мы этому не следуем, то можем проскочить, а можем и сорваться. Как не сделать пост пыткой для окружающих? Все очень просто. Не надо навязывать людям свои установки. Если ты постишьсяпостись. Но не нужно изображать из себя страдальца. Скрывать пост бессмысленно, но это не значит, что ты должен принуждать к нему всех окружающих. Ешь, что тебе положено, а другим не навязывайся. Как на время поста отрешиться от всех вокруг происходящих событий и нужно ли это?

http://pravmir.ru/lyutyj-perecz-i-sup-ru...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010