«Тогда работать сил не будет?» – Правда, до изнурения сил доводить себя тоже не следует, но по возможности и работающим должно соблюдать пост. бб) Но если и строгий пост держишь ты в пище и питии – для дела пощения этого далеко еще недостаточно. Пост телесный тогда лишь на пользу, когда он соединяется с постом душевным или духовным. Без последнего телесный пост ничтоже есть. «Не говори мне, поучал в свое время св. Златоуст, что ты столько-то дней постился, не ел того или другого, не пил вина, ходил в рубище: но скажи нам: сделался ли ты из гневливого тих, из жестокого благосклонен и т. д. Если ты исполнен злобою, завистью и любостяжанием, что пользы в том, что пьешь ты одну воду?» А потому, «аще хощеши христианине, закончу свое слово словами святителя Тихона, чтобы тебе пост полезен был: то постяся телесно, постися и душевно, и постися всегда. Якоже убо налагаешь пост чреву твоему: наложи пост и злым мыслям и прихотям твоим. Да постится ум твои от суетных помышлений; да постится память от злопомнения; да постится воля твоя от злого хотения; да постятся очи твои от худого видения; отврати очи твои, еже не видети суеты, да постится язык твой от клеветы, осуждения, кощунства, лжи, лести, сквернословия и всякого праздного слова... Словом – уклонися от зла и сотвори благо ( Пс. 34, 16 ; 1Петр. 3, 11 ). Се есть христианский пост, какового Бог от нас требует» 101 . (Сост. по поуч, прот. А. Белоцветова ). н) Пост по принуждению не составляет заслуги пред Богом. Возвратясь однажды в Тавеннисиотский монастырь после месячного отсутствия, преп. Пахомий Великий узнал, что повар во все время его отлучки не приготовлял варива, потому что братия питалась сухоядением. «Чтобы времени не проводить в праздности, пояснял повар, я плел рогожи для монастыря». – «А много ты сплел рогож?» спросил Пахомий. – «Пять соть», был ответ. Преподобный приказал их сжечь при себе. – «Это тебе в наказание, сказал Пахомий, за нарушение устава. Раз соложено готовить вариво – ты и обязан был исподнять повеленное; не твое дело рассуждать – едят ли, или не едят; другой бы, может, и поел, а ты заставил всех поневоле поститься: а пост по принуждению не составляет заслуги пред Богом». («Ч.-М.» май). 5. Смирение

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Постными днями иудеев были понедельник и суббота. Христиане первых веков, чтобы отличаться от иудеев, перенесли постные дни на среду и пятницу. Это отражено уже в памятниках II века – «Учении двенадцати апостолов» и «Пастыре» Ерма . В среду пост устанавливался в воспоминание о предательстве Иуды, а в пятницу – в воспоминание о распятии и крестной смерти Христа. В Православной Церкви существуют однодневные и многодневные посты. Многодневных постов четыре – Великий пост, Петров пост, Успенский пост и Рождественский пост. Великий пост, или четыредесятница Это важнейший пост, установленный в память сорокадневного поста Христа. Цель этого поста – достойная подготовка к встрече праздника Святой Пасхи. Четыредесятница завершается Лазаревой субботой и Входом Господним в Иерусалим. После этих праздников к четыредесятнице примыкает Страстная седмица с воспоминанием о страданиях и крестной смерти Иисуса Христа. В Древней Церкви во время Великого поста готовились к крещению оглашенные. Начало Великого поста не имеет постоянной даты в календаре и зависит от дня празднования Пасхи. Великий пост – самый строгий многодневный пост в году. Во время него запрещается вкушать мясо, яйца, молочные продукты и рыбу. Исключением являются только праздники Благовещения и Вход Господень в Иерусалим, когда есть разрешение на рыбу. В Лазареву субботу разрешается вкушать икру. В современной практике существует допустимое послабление поста. Допускается вкушать рыбу во все дни, кроме первой, Крестопоклонной и страстной седмицы, а также кроме среды и пятницы. Продолжительность современного Великого поста начала закрепляться в IVV веках. Особый интерес в этой связи представляют праздничные послания Афанасия Александрийского , в которых он оповещал христиан о дне празднования Пасхи и других подвижных праздников. В послании 329 г. Пасхе предшествует только Страстная седмица. Согласно этим посланиям, сорокадневный пост становится обязательным в 40е годы IV в. В современной практике великопостный период имеет характерные особенности в совершении богослужения. В этот период используются особые постные напевы, темные облачения священнослужителей и храма. Петров пост

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

Если душа христианина тоскует по чистоте, ищет душевного здоровья, то она должна постараться как можно лучше использовать это полезное для души время. Вот почему среди истинных боголюбцев принято взаимное поздравление с наступлением поста. Но что такое пост по существу? И не бывает ли самообмана среди тех, кто считает нужным исполнять это лишь по букве, но не любит его и тяготится им в сердце своем? И можно ли назвать постом только соблюдение одних правил о невкушении скоромного в постные дни? Будет ли пост постом, если, кроме некоторого изменения в составе пищи, мы не будем думать ни о покаянии, ни о воздержании, ни об очищении сердца через усиленную молитву? Нужно полагать, что это не будет постом, хотя все правила и обычаи поста будут соблюдены. Прп. Варсонофий Великий говорит: «Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей. Сей пост внутреннего человека приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста» (если ты не можешь соблюдать последний, как бы хотел). О том же говорит и св. Иоанн Златоуст: «Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело». Как пишет о. Александр Ельчанинов: «В общежитиях существует коренное непонимание поста. Важней не сам по себе пост как неядение того-то и того-то или как лишение себя чего-то в виде наказания — пост есть лишь испытанный способ достигнуть нужных результатов — через истощение тела дойти до утончения духовных мистических способностей, затемненных плотию, и тем облегчить свое приближение к Богу… Пост не есть голод. Голодают и диабетик, и факир, и йог, и заключенный в тюрьме, и просто нищий. Нигде в службах Великого поста не говорится о посте только в нашем обычном смысле, т. е. как о неядении мяса и проч. Всюду один призыв: " постимся, братие, телесно, постимся и духовно " . Следовательно, пост только тогда имеет религиозный смысл, когда он соединен с духовными упражнениями. Пост равен утончению. Нормальный, биологически благополучный человек недоступен влияниям высших сил. Пост расшатывает это физическое благополучие человека, и тогда он делается доступнее воздействиям иного мира, идет духовное его наполнение».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Митрополит Антоний (Паканич): Петров пост мы должны посвятить тому, чтобы ненависть и злоба ушли из нашей жизни Мы должны осознавать, что злоба и агрессия не те силы души, которые могут привести наше общество к процветанию. 18 июня, 2014 Мы должны осознавать, что злоба и агрессия не те силы души, которые могут привести наше общество к процветанию. Начался Петров пост. Этот пост всегда начинается в понедельник после недели Пятидесятницы и заканчивается 12 июля — в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Православная Церковь призывает к этому посту, приводя пример апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве, «в трудах и в истощении, часто в бдении, в голоде и жажде» готовились ко всемирной проповеди Евангелия. О том, как провести Петров пост, на что обратить внимание православному человеку в эти дни, в интервью «УНИАН-Религии» рассказал управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич). Владыка, расскажите о том, зачем современному человеку поститься? «ПОСТ ИЗМЕНЯЕТ ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА» Церковь установила многодневные посты перед большими праздниками – перед Рождеством, Пасхой, днем святых апостолов Петра и Павла, Успением Божией Матери. Пост установлен Церковью для того, чтобы подготовить душу человека ко встрече великих праздников. Пост изменяет внутренний мир, в это время происходит более глубокое осознание и осмысление того, чем человек занимается. Ведь пост – это не просто ограничение в пище. Это время задуматься правильно ли мы живем, какие у нас ориентиры. Время и осознания и покаяния. Очень важно сохранять телесный пост. Не уделяя этому внимания, человек грубеет. Когда мы воздерживаемся от мясной и молочной пищи, когда ограничиваем себя от увеселений, от собственных слабостей – мы самоорганизовываемся. Наш внутренний мир становится более восприимчив к истине и Слову Христову. Есть такое церковно-славянское слово – «одебеление». Одебеление человеческой природы. Это слово часто употребляется в православном богослужении. Одебеление – в значении чрезмерного нагромождения на себя плотского и мирского. Когда человек проходит через пост, он очищается, становится как бы более прозрачным. Он принимает более легкую пищу, чаще молится, бывает на богослужениях. В дни поста мы чаще бываем на исповеди и причащаемся Святых Христовых Тайн.

http://pravmir.ru/mitropolit-antoniy-pak...

Великий пост всегда кончается весной — хорошая погода, впереди лето, отпуска. Эта обновленная жизнь человека влечет, и хочется чего-то такого интересного и свежего. Свт. Феофан Затворник в своих «Письмах» сравнивает людей с барашками, которых выпускают на поля после долгой зимы... Вот они там бегают, резвятся, им всё интересно. К сожалению, пост Великий проходит, наступает лето, и печально бывает осенью встречаться с людьми и слышать от них, как они растеряли быстро всё, что с таким трудом накапливали. И почему-то именно Великий пост люди ждут больше всего. Прямо вот говорят: «Быстрей бы пост, и слава Богу, что он наступил, как жалко, что он заканчивается». А почему? — Потому что Рождественский пост — это Новый год и только потом Рождество... считайте: если у нас 40 дней поста, а Новый год через 30 дней, то у многих где-то с 15 декабря уже настроение далеко не постное. Петровский пост — это лето, поездки, отпуска и т.д. Вроде бы Успенский пост, но он короткий, и тоже, хотя и строгий, но выпадает на лето. Вот эти факторы, к сожалению, для мирян, не могу сказать, как это в монастырях всё переживается, часто являются поводом не поститься. А надо бы... Великий пост люди воспринимают серьезно, ответственно и трудятся по-настоящему. Вся дисциплина поста, богослужения, сами события воспоминаемые — Страстная Неделя, Первая седмица — всё настраивает на покаянный, правильный лад. Дай Бог, чтобы мы и прочие посты правильно выполняли и трудились для Бога. — А как выйти из поста правильно? Как не потерять благодать, полученную в пост? — К сожалению, наш устав православного жития — он что-то совсем не в эту сторону. Когда мы после рождественской или пасхальной службы идем в трапезную, то там глаза просто разбегаются от изобилия. Как говорится, даётся разрешение на всё. Но везде, конечно, требуется благоразумие и мера. У меня есть знакомый хирург, который занимается полостными операциями, заболеваниями кишечника, желудка. Он говорит: что-то невообразимое, во-первых, на Новый год — это понятно, категория людей, которые перебрали за праздничным столом новогодним, но это не относится к православным, а вторая волна — это после Пасхи. Когда люди, выдержав строгий пост, — последнюю неделю многие себя вообще очень строго держат, — потом себе дают позволение на всё и получают проблемы уже очень серьезные, которые требуют госпитализации и лечения в стационаре. Выходить надо из поста осторожно и сдержанно... Хочется верить, что главная радость — это не стол с едой, не котлеты и не пельмени, а события, которое мы воспоминаем: Пасха Господня, Рождество Христово, Успение Божией Матери — это главное.

http://pravoslavie.ru/99578.html

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Рождественский пост – последний многодневный пост в году. Пост начинается 28 ноября  и продолжается до 7 января , длится 40 дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей (как Великий Пост) или Малой четыредесятницей. История От 1 до 5 дней (III–VIII вв.). Во II веке появился пост предпасхальный, продолжительность которого варьировалась в пределах 1–2 дней. По аналогии с этим постом в III веке 5 января был установлен и однодневный пост перед Богоявлением, которое в то время представляло собой совмещенное празднование Рождества Христова и Крещения. Таким образом, Крещенский сочельник – древнейшая основа рождественского поста. В IV–VI вв. праздник Рождества Христова был отделен от Крещения, в связи с чем появился аналогичный сочельник и у Рождества Христова. Вскоре период подготовки к празднику Рождества Христова был расширен до 5 дней; этот процесс был аналогичен тому, как в III веке из 1–2 дней предпасхального поста возникла Великая седмица. В частности, указание на предрождественский пост усматривают в словах святителя Иоанна Златоуста (хотя в буквальном смысле в приведенной ниже цитате о посте не говорится): «Скоро настанет праздник, который более всех праздников достоин почитания и благоговения и который безошибочно можно назвать материю всех праздников. Какой же это праздник? Рождество Христово по плоти… Я уже теперь предупреждаю и прошу вас всячески очистить самих себя и потом приступать к священным Таинствам. Никто пусть не говорит мне: я стыжусь, совесть моя полна грехов, я ношу тягчайшее бремя. Срок этих пяти дней достаточен для того, чтобы очистить множество грехов, если будешь трезвиться, молиться и бодрствовать» ( «Против аномеев» слово 6е ). 5 дней для мирян, 40 дней для монахов (IX–XI вв.). Примерно в IX веке появляется Рождественский пост в современном виде. Его появление связывают с расцветом монашества после победы над ересью иконоборчества. Действительно на ранней стадии Рождественский пост в составе 40 дней был присущ только монашеской традиции; он упоминается в ранних редакциях Студийского устава. При этом на ранней стадии (IX–XI вв.) этот пост был достаточно мягким: собственно постными были только дни, когда не совершалась литургия (аналог аллилуйных служб, предусмотренных нашим Уставом, но не совершаемых на практике). В то же время в дни субботние и воскресные, праздничные и почитаемых святых на трапезе разрешалась не только рыба, но и молоко и яйца. А если учесть, что мясо как возможная пища в монастырских уставах не рассматривается, получалось, что указанные дни вообще не имели никаких специальных ограничений, связанных с постом. На Руси такая студийская традиция пощения сохранялась вплоть до XIV века, пока господствовал Студийский Устав.

http://azbyka.ru/rozhdestvenskij-post

Скажите пожалуйста, если во время поста принимаешь гостей, пища для них должна быть постной? (Гости пост не соблюдают) Желательно угощать гостей постной пищей. Но в любом случае мы сами, принимая таких гостей, должны сохранить пост. Священник Михаил Немнонов Можно ли воздержаться от соблюдения поста юноше 15 лет, ведь в школе идет подготовка к экзаменам, и это требует большой активности? Денис. Здравствуйте, Денис. Пост — время покаяния и усиленной молитвы для борьбы с грехом и проявлением первородного греха в природе человека страстями, а воздержание в пище — лишь одно из средств нашего приближения к Богу, возвращения блудного сына к Отцу. Церковь в одном из своих песнопений поет: «От юности моея мнози борют мя страсти». В 15 лет человек должен быть готов бороться со страстями, поэтому пост надо соблюдать. А как держать пост в Ваших обстоятельствах должен установить духовник. Степень поста зависит от многих причин. Не обязательно пребывать в сухоядении, но обязательно молиться больше и чаще, чем обычно, а главное ограничивать себя в развлечениях (не смотреть телевизор, не принимать участие в шумных развлечениях, ограничить себя в сладостях), не осуждать ближнего, исповедываться и причащаться. Помоги Господи, священник Димитрий Лин У меня дочке полтора года, я ее кормлю грудью. Пыталась держать пост, но у меня стали портиться зубы, и сейчас я пост не держу, права ли я? Евгения. Здравствуйте, Евгения! Пост, установленный Церковью, никто не вправе отменять, даже священник, даже патриарх. Но надо не забывать, что пост заключается не только в пище. Поэтому, в отношении пищи, беременным и кормящим чаще всего священники все разрешают, что требуется, ведь цель поста не здоровье повредить, а победить страсти. В таких случаях пост может заключаться в том, чтобы меньше слушать музыку, меньше смотреть телевизор, и прочие развлечения ограничить. Зато, по возможности, больше читать что-то духовное, творить про себя молитву, удерживать в себе дурные эмоции и нести прочие доступные подвиги. Так что ешьте молочное, это требуется не чревоугодием, а материнством.

http://pravmir.ru/post-otvety-na-voprosy...

Слово в среду недели 1 -й Великого поста, на утрене «Вострубите трубою в Сионе... освятите пост, проповедите цельбу... и воззовите ко Господу усердно» (Иоил. 2:1, 1:14). Освятите пост! Но разве пост сам по себе не свят, что его надобно освящать? Нет, братие, пост сам в себе свят и чист, а бывает не свят по причине нашей нечистоты, подобно тому, как чистый и золотой сосуд теряет чистоту и благолепие от прикосновения к нему рук и уст нечистых. В самом деле, посмотрите на постящихся: один, предавшись посту, думает неядением яств вознаградить закону и правде Божией за свои грехи, и, в ложном мечтании о своей святости, позволяет себе презирать, как грешников, всех, кто не постится подобно ему: не нужно ли освятить такой горделивый пост смирением? Другой, в жару благочестивой, но необдуманной ревности, вдруг предается посту до того, что делает себя неспособным к исправлению дел своего звания: не должно ли и сей неразумный пост освятить благоразумием христианским? Третий, ограничивая пост телом и его нуждами, нисколько не думает о пощении духовном, о воздержании от страстей, о делах любви и благочестия: и сей односторонний и бесплодный пост, явно, требует освящения посредством внутреннего самоотвержения, богомыслия, молитв и благотворительности. Итак, братие, желая освятиться посредством поста, освятим прежде, по слову пророка, самый пост. Каким образом? Во-первых, освобождением нашего поста от неправильных понятий о нем, кои превращают его и отнимают у него силу; во-вторых, правильным употреблением наших пощений и ближайшим направлением к их цели; наконец, соединением поста с другими делами веры и любви. Мы назвали святой пост врачевством для души. Такое понятие о посте уже немало помогло нам в изображении его благотворных действий. Сего же понятия о посте, несмотря на простоту его, достаточно будет и теперь, дабы вывести из него все главные правила, кои должно соблюдать нам во время поста. Пост есть врачевство души и тела; посему тот был бы в жалком заблуждении, кто, понадеясь на силу своего поста, возомнил бы найти в нем одном средство к примирению с Богом, к удовлетворению закону и правде Божией, к вознаграждению за свои грехи, к уплате долга совести.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3222...

Так изобретение винопития гораздо позднее рая, и такую-то древность имеет досточестность поста! Но знаем также, что и Моисей во время поста взошел на гору. И не осмелился бы приступить к дымящейся вершине, не дерзнул бы взойти во мрак, если б не вооружил себя постом. Во время поста принял он заповедь, перстом Божиим начертанную на скрижалях. И вверху горы пост снабдевал законом, а внизу ненасытность чрева довела свое неистовство до идолослужения. Ибо седоша людие ясти и пити, и восташа играти (Исх.32,6). Сорокадневное пребывание с Богом постящегося и молящегося служителя Его оказалось бесполезным от однократного упоения. Ибо те скрижали, начертанные перстом Божиим, которые принял пост, сокрушило пьянство; потому что, по суду пророка, упившийся народ недостоин был Божия законодательства. И этот народ, который великими чудесами научен богопознанию, ненасытностью чрева в одно мгновение низринут в египетское идолобесие. Сравни же одно с другим, как пост возводит к Богу, и как роскошь делается предательницею спасения! Простираясь тем же путем, снизойди и до низшего. Что очернило Исава и сделало рабом брату? Не одна ли снедь, за которую он отдал первенство? А Самуила даровала матери не молитва ли, соединенная с постом? Что великого вождя Сампсона сделало непреоборимым? Не пост ли, с каким он зачат во чреве матери? Пост чревоносил его, пост воздоил его, пост сделал его мужем; пост предписал матери Ангел. Еже исходит из винограда, да не яст, и вина и сикера да не пиет (Суд.13,14). Пост рождает пророков, укрепляет сильных; пост умудряет законодателей. Пост - добрая стража души, надежный сожитель телу, оружие людей доблественных, училище подвижников. Он отражает искушения, умащает подвизающихся в благочестии; он сожитель трезвости, делатель целомудрия; он во бранях совершает дела доблественные, во время мира учит безмолвию; освящает назорея, совершает священника. Без поста не возможно отваживаться на священнодействие, не только в нынешнем таинственном в истинном служении, но и в служении прообразовательном и подзаконном.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/70/f...

О посте Пост – это святая болезнь человека, при которой не хочется вкушать, иногда и хочется, но – невмоготу. Господь велит умереть, чтоб жить; Церковь велит болеть, чтоб получать здоровье. Косный мир земли, предоставленный себе, ведет человека на заклание духа, уловляет и истребляет в человеке сына Божия – Мир ведь этот есть мир упраздненный, им жить нельзя. Есть в мире знание: «чтоб жить, надо питать себя», но мир знает это «по природе, как бессловесное животное и тем растлевает себя» (Иуд. 1:10). Через человека закосневший и в Сыне Божьем упраздненный ветхий мир водим приро­дою, как бессловесное животное, на уловление и истребление (2 Пет. 2:12). «Ей, гряди Господи!» – постнически восклицают первые ученики Слова, до ужаса познающие со­домское растление этого мира. Пост есть свобода всего естества, всех чувств, мыслей и стремлений от всего, что обрече­но на гибель. Пост есть утверждение вечной жизни. Пост ничего не запрещает, ничему не мешает, нико­го не понуждает – понуждение есть следствие поста, а не самый пост. Самый пост есть утверждение, исповедание, изъявление – предвкушение плода райского. Пост не есть убегание от тленного мира, пост есть устремление к нетленному миру. Пост всегда победитель, он убивает смертную природу благовествованием воскресения. Предел и завершение поста есть вкушение Тела и Крови Христовых. Ибо пост есть именно вкушение, а не воздержание от вкушения. Пост ведет лишь к воздержанию от лжепищи, во имя Пищи. Постящиеся, вкушая тленную пищу, не вкушают ее как нечто – они ее вкушают как ничто; и то, вкушают ее только потому, что Господь в Лице человеческом освятил вкушение тлена. Воздержание Господь заповедал несовершенным, не могущим вкушать тлен, как тлен. Совершенным же Господь заповедал вкушение тлена; иначе бы самовольно умирали люди от любви к Господу. Заповедь вкушать тлен именно как тлен была дана после Воскресения: мед в сотах и кусок печеной рыбы вкусил Господь как ничто, ибо, воистину, они уже были для духовной Его плоти как ничто.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3300...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010