«Тогда работать сил не будет?» – Правда, до изнурения сил доводить себя тоже не следует, но по возможности и работающим должно соблюдать пост. бб) Но если и строгий пост держишь ты в пище и питии – для дела пощения этого далеко еще недостаточно. Пост телесный тогда лишь на пользу, когда он соединяется с постом душевным или духовным. Без последнего телесный пост ничтоже есть. «Не говори мне, поучал в свое время св. Златоуст, что ты столько-то дней постился, не ел того или другого, не пил вина, ходил в рубище: но скажи нам: сделался ли ты из гневливого тих, из жестокого благосклонен и т. д. Если ты исполнен злобою, завистью и любостяжанием, что пользы в том, что пьешь ты одну воду?» А потому, «аще хощеши христианине, закончу свое слово словами святителя Тихона, чтобы тебе пост полезен был: то постяся телесно, постися и душевно, и постися всегда. Якоже убо налагаешь пост чреву твоему: наложи пост и злым мыслям и прихотям твоим. Да постится ум твои от суетных помышлений; да постится память от злопомнения; да постится воля твоя от злого хотения; да постятся очи твои от худого видения; отврати очи твои, еже не видети суеты, да постится язык твой от клеветы, осуждения, кощунства, лжи, лести, сквернословия и всякого праздного слова... Словом – уклонися от зла и сотвори благо ( Пс. 34, 16 ; 1Петр. 3, 11 ). Се есть христианский пост, какового Бог от нас требует» 101 . (Сост. по поуч, прот. А. Белоцветова ). н) Пост по принуждению не составляет заслуги пред Богом. Возвратясь однажды в Тавеннисиотский монастырь после месячного отсутствия, преп. Пахомий Великий узнал, что повар во все время его отлучки не приготовлял варива, потому что братия питалась сухоядением. «Чтобы времени не проводить в праздности, пояснял повар, я плел рогожи для монастыря». – «А много ты сплел рогож?» спросил Пахомий. – «Пять соть», был ответ. Преподобный приказал их сжечь при себе. – «Это тебе в наказание, сказал Пахомий, за нарушение устава. Раз соложено готовить вариво – ты и обязан был исподнять повеленное; не твое дело рассуждать – едят ли, или не едят; другой бы, может, и поел, а ты заставил всех поневоле поститься: а пост по принуждению не составляет заслуги пред Богом». («Ч.-М.» май). 5. Смирение |
Постными днями иудеев были понедельник и суббота. Христиане первых веков, чтобы отличаться от иудеев, перенесли постные дни на среду и пятницу. Это отражено уже в памятниках II века – «Учении двенадцати апостолов» и «Пастыре» Ерма . В среду пост устанавливался в воспоминание о предательстве Иуды, а в пятницу – в воспоминание о распятии и крестной смерти Христа. В Православной Церкви существуют однодневные и многодневные посты. Многодневных постов четыре – Великий пост, Петров пост, Успенский пост и Рождественский пост. Великий пост, или четыредесятница Это важнейший пост, установленный в память сорокадневного поста Христа. Цель этого поста – достойная подготовка к встрече праздника Святой Пасхи. Четыредесятница завершается Лазаревой субботой и Входом Господним в Иерусалим. После этих праздников к четыредесятнице примыкает Страстная седмица с воспоминанием о страданиях и крестной смерти Иисуса Христа. В Древней Церкви во время Великого поста готовились к крещению оглашенные. Начало Великого поста не имеет постоянной даты в календаре и зависит от дня празднования Пасхи. Великий пост – самый строгий многодневный пост в году. Во время него запрещается вкушать мясо, яйца, молочные продукты и рыбу. Исключением являются только праздники Благовещения и Вход Господень в Иерусалим, когда есть разрешение на рыбу. В Лазареву субботу разрешается вкушать икру. В современной практике существует допустимое послабление поста. Допускается вкушать рыбу во все дни, кроме первой, Крестопоклонной и страстной седмицы, а также кроме среды и пятницы. Продолжительность современного Великого поста начала закрепляться в IVV веках. Особый интерес в этой связи представляют праздничные послания Афанасия Александрийского , в которых он оповещал христиан о дне празднования Пасхи и других подвижных праздников. В послании 329 г. Пасхе предшествует только Страстная седмица. Согласно этим посланиям, сорокадневный пост становится обязательным в 40е годы IV в. В современной практике великопостный период имеет характерные особенности в совершении богослужения. В этот период используются особые постные напевы, темные облачения священнослужителей и храма. Петров пост |
Если душа христианина тоскует по чистоте, ищет душевного здоровья, то она должна постараться как можно лучше использовать это полезное для души время. Вот почему среди истинных боголюбцев принято взаимное поздравление с наступлением поста. Но что такое пост по существу? И не бывает ли самообмана среди тех, кто считает нужным исполнять это лишь по букве, но не любит его и тяготится им в сердце своем? И можно ли назвать постом только соблюдение одних правил о невкушении скоромного в постные дни? Будет ли пост постом, если, кроме некоторого изменения в составе пищи, мы не будем думать ни о покаянии, ни о воздержании, ни об очищении сердца через усиленную молитву? Нужно полагать, что это не будет постом, хотя все правила и обычаи поста будут соблюдены. Прп. Варсонофий Великий говорит: «Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей. Сей пост внутреннего человека приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста» (если ты не можешь соблюдать последний, как бы хотел). О том же говорит и св. Иоанн Златоуст: «Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело». Как пишет о. Александр Ельчанинов: «В общежитиях существует коренное непонимание поста. Важней не сам по себе пост как неядение того-то и того-то или как лишение себя чего-то в виде наказания — пост есть лишь испытанный способ достигнуть нужных результатов — через истощение тела дойти до утончения духовных мистических способностей, затемненных плотию, и тем облегчить свое приближение к Богу… Пост не есть голод. Голодают и диабетик, и факир, и йог, и заключенный в тюрьме, и просто нищий. Нигде в службах Великого поста не говорится о посте только в нашем обычном смысле, т. е. как о неядении мяса и проч. Всюду один призыв: " постимся, братие, телесно, постимся и духовно " . Следовательно, пост только тогда имеет религиозный смысл, когда он соединен с духовными упражнениями. Пост равен утончению. Нормальный, биологически благополучный человек недоступен влияниям высших сил. Пост расшатывает это физическое благополучие человека, и тогда он делается доступнее воздействиям иного мира, идет духовное его наполнение». |
Митрополит Антоний (Паканич): Петров пост мы должны посвятить тому, чтобы ненависть и злоба ушли из нашей жизни Мы должны осознавать, что злоба и агрессия не те силы души, которые могут привести наше общество к процветанию. 18 июня, 2014 Мы должны осознавать, что злоба и агрессия не те силы души, которые могут привести наше общество к процветанию. Начался Петров пост. Этот пост всегда начинается в понедельник после недели Пятидесятницы и заканчивается 12 июля — в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Православная Церковь призывает к этому посту, приводя пример апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве, «в трудах и в истощении, часто в бдении, в голоде и жажде» готовились ко всемирной проповеди Евангелия. О том, как провести Петров пост, на что обратить внимание православному человеку в эти дни, в интервью «УНИАН-Религии» рассказал управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич). Владыка, расскажите о том, зачем современному человеку поститься? «ПОСТ ИЗМЕНЯЕТ ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА» Церковь установила многодневные посты перед большими праздниками – перед Рождеством, Пасхой, днем святых апостолов Петра и Павла, Успением Божией Матери. Пост установлен Церковью для того, чтобы подготовить душу человека ко встрече великих праздников. Пост изменяет внутренний мир, в это время происходит более глубокое осознание и осмысление того, чем человек занимается. Ведь пост – это не просто ограничение в пище. Это время задуматься правильно ли мы живем, какие у нас ориентиры. Время и осознания и покаяния. Очень важно сохранять телесный пост. Не уделяя этому внимания, человек грубеет. Когда мы воздерживаемся от мясной и молочной пищи, когда ограничиваем себя от увеселений, от собственных слабостей – мы самоорганизовываемся. Наш внутренний мир становится более восприимчив к истине и Слову Христову. Есть такое церковно-славянское слово – «одебеление». Одебеление человеческой природы. Это слово часто употребляется в православном богослужении. Одебеление – в значении чрезмерного нагромождения на себя плотского и мирского. Когда человек проходит через пост, он очищается, становится как бы более прозрачным. Он принимает более легкую пищу, чаще молится, бывает на богослужениях. В дни поста мы чаще бываем на исповеди и причащаемся Святых Христовых Тайн. |
Великий пост всегда кончается весной — хорошая погода, впереди лето, отпуска. Эта обновленная жизнь человека влечет, и хочется чего-то такого интересного и свежего. Свт. Феофан Затворник в своих «Письмах» сравнивает людей с барашками, которых выпускают на поля после долгой зимы... Вот они там бегают, резвятся, им всё интересно. К сожалению, пост Великий проходит, наступает лето, и печально бывает осенью встречаться с людьми и слышать от них, как они растеряли быстро всё, что с таким трудом накапливали. И почему-то именно Великий пост люди ждут больше всего. Прямо вот говорят: «Быстрей бы пост, и слава Богу, что он наступил, как жалко, что он заканчивается». А почему? — Потому что Рождественский пост — это Новый год и только потом Рождество... считайте: если у нас 40 дней поста, а Новый год через 30 дней, то у многих где-то с 15 декабря уже настроение далеко не постное. Петровский пост — это лето, поездки, отпуска и т.д. Вроде бы Успенский пост, но он короткий, и тоже, хотя и строгий, но выпадает на лето. Вот эти факторы, к сожалению, для мирян, не могу сказать, как это в монастырях всё переживается, часто являются поводом не поститься. А надо бы... Великий пост люди воспринимают серьезно, ответственно и трудятся по-настоящему. Вся дисциплина поста, богослужения, сами события воспоминаемые — Страстная Неделя, Первая седмица — всё настраивает на покаянный, правильный лад. Дай Бог, чтобы мы и прочие посты правильно выполняли и трудились для Бога. — А как выйти из поста правильно? Как не потерять благодать, полученную в пост? — К сожалению, наш устав православного жития — он что-то совсем не в эту сторону. Когда мы после рождественской или пасхальной службы идем в трапезную, то там глаза просто разбегаются от изобилия. Как говорится, даётся разрешение на всё. Но везде, конечно, требуется благоразумие и мера. У меня есть знакомый хирург, который занимается полостными операциями, заболеваниями кишечника, желудка. Он говорит: что-то невообразимое, во-первых, на Новый год — это понятно, категория людей, которые перебрали за праздничным столом новогодним, но это не относится к православным, а вторая волна — это после Пасхи. Когда люди, выдержав строгий пост, — последнюю неделю многие себя вообще очень строго держат, — потом себе дают позволение на всё и получают проблемы уже очень серьезные, которые требуют госпитализации и лечения в стационаре. Выходить надо из поста осторожно и сдержанно... Хочется верить, что главная радость — это не стол с едой, не котлеты и не пельмени, а события, которое мы воспоминаем: Пасха Господня, Рождество Христово, Успение Божией Матери — это главное. |
Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Рождественский пост – последний многодневный пост в году. Пост начинается 28 ноября и продолжается до 7 января , длится 40 дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей (как Великий Пост) или Малой четыредесятницей. История От 1 до 5 дней (III–VIII вв.). Во II веке появился пост предпасхальный, продолжительность которого варьировалась в пределах 1–2 дней. По аналогии с этим постом в III веке 5 января был установлен и однодневный пост перед Богоявлением, которое в то время представляло собой совмещенное празднование Рождества Христова и Крещения. Таким образом, Крещенский сочельник – древнейшая основа рождественского поста. В IV–VI вв. праздник Рождества Христова был отделен от Крещения, в связи с чем появился аналогичный сочельник и у Рождества Христова. Вскоре период подготовки к празднику Рождества Христова был расширен до 5 дней; этот процесс был аналогичен тому, как в III веке из 1–2 дней предпасхального поста возникла Великая седмица. В частности, указание на предрождественский пост усматривают в словах святителя Иоанна Златоуста (хотя в буквальном смысле в приведенной ниже цитате о посте не говорится): «Скоро настанет праздник, который более всех праздников достоин почитания и благоговения и который безошибочно можно назвать материю всех праздников. Какой же это праздник? Рождество Христово по плоти… Я уже теперь предупреждаю и прошу вас всячески очистить самих себя и потом приступать к священным Таинствам. Никто пусть не говорит мне: я стыжусь, совесть моя полна грехов, я ношу тягчайшее бремя. Срок этих пяти дней достаточен для того, чтобы очистить множество грехов, если будешь трезвиться, молиться и бодрствовать» ( «Против аномеев» слово 6е ). 5 дней для мирян, 40 дней для монахов (IX–XI вв.). Примерно в IX веке появляется Рождественский пост в современном виде. Его появление связывают с расцветом монашества после победы над ересью иконоборчества. Действительно на ранней стадии Рождественский пост в составе 40 дней был присущ только монашеской традиции; он упоминается в ранних редакциях Студийского устава. При этом на ранней стадии (IX–XI вв.) этот пост был достаточно мягким: собственно постными были только дни, когда не совершалась литургия (аналог аллилуйных служб, предусмотренных нашим Уставом, но не совершаемых на практике). В то же время в дни субботние и воскресные, праздничные и почитаемых святых на трапезе разрешалась не только рыба, но и молоко и яйца. А если учесть, что мясо как возможная пища в монастырских уставах не рассматривается, получалось, что указанные дни вообще не имели никаких специальных ограничений, связанных с постом. На Руси такая студийская традиция пощения сохранялась вплоть до XIV века, пока господствовал Студийский Устав. |
Скажите пожалуйста, если во время поста принимаешь гостей, пища для них должна быть постной? (Гости пост не соблюдают) Желательно угощать гостей постной пищей. Но в любом случае мы сами, принимая таких гостей, должны сохранить пост. Священник Михаил Немнонов Можно ли воздержаться от соблюдения поста юноше 15 лет, ведь в школе идет подготовка к экзаменам, и это требует большой активности? Денис. Здравствуйте, Денис. Пост — время покаяния и усиленной молитвы для борьбы с грехом и проявлением первородного греха в природе человека страстями, а воздержание в пище — лишь одно из средств нашего приближения к Богу, возвращения блудного сына к Отцу. Церковь в одном из своих песнопений поет: «От юности моея мнози борют мя страсти». В 15 лет человек должен быть готов бороться со страстями, поэтому пост надо соблюдать. А как держать пост в Ваших обстоятельствах должен установить духовник. Степень поста зависит от многих причин. Не обязательно пребывать в сухоядении, но обязательно молиться больше и чаще, чем обычно, а главное ограничивать себя в развлечениях (не смотреть телевизор, не принимать участие в шумных развлечениях, ограничить себя в сладостях), не осуждать ближнего, исповедываться и причащаться. Помоги Господи, священник Димитрий Лин У меня дочке полтора года, я ее кормлю грудью. Пыталась держать пост, но у меня стали портиться зубы, и сейчас я пост не держу, права ли я? Евгения. Здравствуйте, Евгения! Пост, установленный Церковью, никто не вправе отменять, даже священник, даже патриарх. Но надо не забывать, что пост заключается не только в пище. Поэтому, в отношении пищи, беременным и кормящим чаще всего священники все разрешают, что требуется, ведь цель поста не здоровье повредить, а победить страсти. В таких случаях пост может заключаться в том, чтобы меньше слушать музыку, меньше смотреть телевизор, и прочие развлечения ограничить. Зато, по возможности, больше читать что-то духовное, творить про себя молитву, удерживать в себе дурные эмоции и нести прочие доступные подвиги. Так что ешьте молочное, это требуется не чревоугодием, а материнством. |
Слово в среду недели 1 -й Великого поста, на утрене «Вострубите трубою в Сионе... освятите пост, проповедите цельбу... и воззовите ко Господу усердно» (Иоил. 2:1, 1:14). Освятите пост! Но разве пост сам по себе не свят, что его надобно освящать? Нет, братие, пост сам в себе свят и чист, а бывает не свят по причине нашей нечистоты, подобно тому, как чистый и золотой сосуд теряет чистоту и благолепие от прикосновения к нему рук и уст нечистых. В самом деле, посмотрите на постящихся: один, предавшись посту, думает неядением яств вознаградить закону и правде Божией за свои грехи, и, в ложном мечтании о своей святости, позволяет себе презирать, как грешников, всех, кто не постится подобно ему: не нужно ли освятить такой горделивый пост смирением? Другой, в жару благочестивой, но необдуманной ревности, вдруг предается посту до того, что делает себя неспособным к исправлению дел своего звания: не должно ли и сей неразумный пост освятить благоразумием христианским? Третий, ограничивая пост телом и его нуждами, нисколько не думает о пощении духовном, о воздержании от страстей, о делах любви и благочестия: и сей односторонний и бесплодный пост, явно, требует освящения посредством внутреннего самоотвержения, богомыслия, молитв и благотворительности. Итак, братие, желая освятиться посредством поста, освятим прежде, по слову пророка, самый пост. Каким образом? Во-первых, освобождением нашего поста от неправильных понятий о нем, кои превращают его и отнимают у него силу; во-вторых, правильным употреблением наших пощений и ближайшим направлением к их цели; наконец, соединением поста с другими делами веры и любви. Мы назвали святой пост врачевством для души. Такое понятие о посте уже немало помогло нам в изображении его благотворных действий. Сего же понятия о посте, несмотря на простоту его, достаточно будет и теперь, дабы вывести из него все главные правила, кои должно соблюдать нам во время поста. Пост есть врачевство души и тела; посему тот был бы в жалком заблуждении, кто, понадеясь на силу своего поста, возомнил бы найти в нем одном средство к примирению с Богом, к удовлетворению закону и правде Божией, к вознаграждению за свои грехи, к уплате долга совести. |
Так изобретение винопития гораздо позднее рая, и такую-то древность имеет досточестность поста! Но знаем также, что и Моисей во время поста взошел на гору. И не осмелился бы приступить к дымящейся вершине, не дерзнул бы взойти во мрак, если б не вооружил себя постом. Во время поста принял он заповедь, перстом Божиим начертанную на скрижалях. И вверху горы пост снабдевал законом, а внизу ненасытность чрева довела свое неистовство до идолослужения. Ибо седоша людие ясти и пити, и восташа играти (Исх.32,6). Сорокадневное пребывание с Богом постящегося и молящегося служителя Его оказалось бесполезным от однократного упоения. Ибо те скрижали, начертанные перстом Божиим, которые принял пост, сокрушило пьянство; потому что, по суду пророка, упившийся народ недостоин был Божия законодательства. И этот народ, который великими чудесами научен богопознанию, ненасытностью чрева в одно мгновение низринут в египетское идолобесие. Сравни же одно с другим, как пост возводит к Богу, и как роскошь делается предательницею спасения! Простираясь тем же путем, снизойди и до низшего. Что очернило Исава и сделало рабом брату? Не одна ли снедь, за которую он отдал первенство? А Самуила даровала матери не молитва ли, соединенная с постом? Что великого вождя Сампсона сделало непреоборимым? Не пост ли, с каким он зачат во чреве матери? Пост чревоносил его, пост воздоил его, пост сделал его мужем; пост предписал матери Ангел. Еже исходит из винограда, да не яст, и вина и сикера да не пиет (Суд.13,14). Пост рождает пророков, укрепляет сильных; пост умудряет законодателей. Пост - добрая стража души, надежный сожитель телу, оружие людей доблественных, училище подвижников. Он отражает искушения, умащает подвизающихся в благочестии; он сожитель трезвости, делатель целомудрия; он во бранях совершает дела доблественные, во время мира учит безмолвию; освящает назорея, совершает священника. Без поста не возможно отваживаться на священнодействие, не только в нынешнем таинственном в истинном служении, но и в служении прообразовательном и подзаконном. |
О посте Пост – это святая болезнь человека, при которой не хочется вкушать, иногда и хочется, но – невмоготу. Господь велит умереть, чтоб жить; Церковь велит болеть, чтоб получать здоровье. Косный мир земли, предоставленный себе, ведет человека на заклание духа, уловляет и истребляет в человеке сына Божия – Мир ведь этот есть мир упраздненный, им жить нельзя. Есть в мире знание: «чтоб жить, надо питать себя», но мир знает это «по природе, как бессловесное животное и тем растлевает себя» (Иуд. 1:10). Через человека закосневший и в Сыне Божьем упраздненный ветхий мир водим природою, как бессловесное животное, на уловление и истребление (2 Пет. 2:12). «Ей, гряди Господи!» – постнически восклицают первые ученики Слова, до ужаса познающие содомское растление этого мира. Пост есть свобода всего естества, всех чувств, мыслей и стремлений от всего, что обречено на гибель. Пост есть утверждение вечной жизни. Пост ничего не запрещает, ничему не мешает, никого не понуждает – понуждение есть следствие поста, а не самый пост. Самый пост есть утверждение, исповедание, изъявление – предвкушение плода райского. Пост не есть убегание от тленного мира, пост есть устремление к нетленному миру. Пост всегда победитель, он убивает смертную природу благовествованием воскресения. Предел и завершение поста есть вкушение Тела и Крови Христовых. Ибо пост есть именно вкушение, а не воздержание от вкушения. Пост ведет лишь к воздержанию от лжепищи, во имя Пищи. Постящиеся, вкушая тленную пищу, не вкушают ее как нечто – они ее вкушают как ничто; и то, вкушают ее только потому, что Господь в Лице человеческом освятил вкушение тлена. Воздержание Господь заповедал несовершенным, не могущим вкушать тлен, как тлен. Совершенным же Господь заповедал вкушение тлена; иначе бы самовольно умирали люди от любви к Господу. Заповедь вкушать тлен именно как тлен была дана после Воскресения: мед в сотах и кусок печеной рыбы вкусил Господь как ничто, ибо, воистину, они уже были для духовной Его плоти как ничто. |
| |