Пользу поста не ограничивай одним воздержанием от снедеи, потому что истинный пост есть устранение от злых дел (4,17). Ангелы в каждой церкви записывают постящихся. Смотри же, ради кратковременного наслаждения яствами, не лишись ангельской записи (4,21). Жизнь наша не была бы так многоплачевна и исполнена уныния, если бы пост был главным правителем нашей жизни (4,25). Отвергающие пост и гоняющиеся за роскошью как за блаженством жизни ввели великий рой зол и, сверх того, повреждают собственные тела свои (4,25). Наиболее опытные постом истребляют излишнее, чтоб под бременем утучненной плоти не сокрушились силы (4,27). Истинный пост – удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления. Воздержание от сего есть истинный пост (4,28). Заботящийся о пользе поста должен беречься вреда его, т. е. тщеславия (51,160). Пост тогда делается жертвою, приятною Богу, когда он будет украшен плодами любви (авва Феодор; 50,69). Пост отражает искушения, умащает на подвиг благочестия; он – сожитель трезвенности, виновник целомудрия (24,16). Пост – доблесть в бранях. Пост угашает силу огненную, пост заграждает уста львов. Пост возводит молитву на небо (24,16). Пост – мир в домах. Пост – виновник слез. Пост не любит мира, ни того, что в мире (24,16). Пост – матерь здравия. Пост – наставник юности, украшение старца, добрый спутник путешественникам (24,16). Не почитай для себя тягостным поста, потому что он препровождает тебя к вечному веселию (24,147). До крайности простертый пост и пресыщение пищею предосудительны, потому что и далеко простертое воздержание и наполнение себя пищею одинаково худы. Одно делает подвижника бессильным и совершенно неспособным к деятельности, а другое чрез меру возбуждает плотские страсти и воздвигает сильную брань на душу (24,404). Пост есть истинный праздник, где спасение душ, где мир и согласие… спокойствие, тишина, любовь, радость и мир, кротость и бесчисленные блага (35,2). Как легкие суда скорее переплывают моря, а обремененные большим грузом утопают, так и пост, делая ум наш более легким, способствует быстро переплывать море настоящей жизни, стремиться к небу (35,5).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Интересно, что только из данного песнопения Постной Триоди можно узнать, что вторая седмица Великого поста трактуется как попраздненство первой, самой строгой седмицы, которая воспринимается как праздник. А если вспомнить, что попраздненства имеют только двунадесятые праздники, то получится, что начало поста, приравнивается к самым важным праздникам, самым важным дням церковного года. Гимнографы предлагают нам огромное количество образов поста и характеристику постного времени. Пост – это подвиг: «Приспе время духовных подвигов начало, на демонов победа» 143 ; «постный подвиг». 144 Пост – это «ангельское благолепие». 145 Пост – это и «всеоружное воздержание» 146 , и защита от врагов: «Твердое оружие поста имуще, яко щит». 147 Пост – это «Мати целомудрия, обличитель грехов проповедник покаяния, жительство ангелов и спасение человеков». 148 Пост – это «матерь добродетелей». 149 Пост – это губитель страстей: «Страстоубийца пост настоящий» 150 , «страстоубийцу пост возлюбим». 151 Пост – «хранитель чистоты и матерь безстрастия». 152 Пост – это «воздержания наслаждение». 153 Пост свят: «Святаго поста возсиявшая благодать» 154 , «священного воздержания 155 , он отделен от всего обыкновенного и посвящен Богу. Пост изливает свет: «Се светоносное прииде время» 156 ; «светоносное пощение». 157 Песнотворцы сравнивают пост с лучами солнца, со светом, с сиянием на протяжении всей Постной Триоди, начиная с подготовительных недель и до конца поста: «Светлая предпразнства воздержания, светлая предпутия поста днесь» 158 , «светлого поста время» 159 , «светлый день воздержания поста» 160 , «солнца светлее пост возсиявый, многосветлая благодать» 161 , «богосветлая благодать воздержания, возсиявши нам днесь солнца светлее». 162 Вступающий в пост, сам облекается в светлую ризу поста: «во светлую поста облекшеся ризу». Как солнце растворяет тьму, так и пост очищает от тьмы грехов: «Поста благодать днесь солнечныя лучи всем предлагает, предочищающи мрак от греха». 163 И, наконец, пост сам является творцом света: «…Светотворных постов». 164

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Если во время поста вы пришли в гости и радушные хозяева угощают вас не постной пищей, лучше по возможности вежливо отказаться и объяснить, что вы едите скоромное в эти дни. Но важно также не обидеть в пост людей, которые угощают, потому что желают вам добра. Если приглашающие просто не знали о том, как правильно соблюдать пост, лучше допустить послабление поста, чем в эти дни зародить обиду в сердцах близких людей. Если же вы уверены, что отношения не испортятся, можно рассказать о правилах поста и попросить извинения за то, что вы не угощаетесь некоторыми блюдами. Помните также, что апостол Павел говорил «если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего». Старайтесь не есть запретные продукты на глазах у тех, кто постится строго, если для вас допускается послабление по состоянию здоровья или по благословению духовника. Что можно пить в пост? В пост допускается употребление растительной пищи, это касается и напитков. Молочные продукты запрещены, поэтому от кофе с молоком или сливками придется отказаться. Не стоит потакать себе, если употребление молока — не насущная необходимость, связанная с болезнью, а привычка, ведь многие пьют кофе с молоком по утрам. Пить чай со второй по шестую неделю Великого поста можно, даже с постной выпечкой. Ведь чай имеет растительное происхождение. Но, если вы твердо намерены соблюдать строгий пост, лучше не есть то, что для вас является «лакомством», ведь в пост лучше ограничить, а не баловать себя. Разумеется, в пост можно пить воду. Чего нельзя есть в пост? В Великий пост нельзя употреблять пищу животного происхождения, яйца и молочные продукты. Что приготовить в пост Можно ли в пост пить вино? Что можно в пост из алкогольных напитков и, можно ли в пост выпить немного вина? Алкогольные напитки под запретом во время поста, исключение делается для небольшого количества натурального вина, без спирта и сахара, в определенные дни. Но все-таки лучше совсем воздержаться от алкоголя. Употребление таких напитков совсем не соответствует настроению поста. Ведь во время Великого поста нас ждет Страстная неделя, когда мы вспоминаем страдания и смерть Христа.

http://pravmir.ru/chto-mozhno-v-post/

СРЕДА Ак. Зач. 21. (5,33–39) О ПОСТЕ Кто постится, тот становится легким и окрыляется и бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный дух свой (38,590). Пост – собеседник девственниц; пост – супруг молитвы; пост – основание богатства; пост – утешение бедных; пост – помощник изнуренных; пост отгоняет сон и побуждает к песнопению; пост – вода, наполняющая нас и уготовляющая нам источник бессмертия. О, пост! Ты хлебом располагаешь души наши к благочестию и солью уничтожаешь зловоние грехов наших (40,915). Пост есть лекарство, разрушительное для греха, и мягкая мазь для души, очищенная целью благочестия (41,962). Пост создает ангельскую жизнь и усовершает духовное тело (41,962). Пост – защита души и непобедимое оружие тела (41,962). Пост – уничтожение смерти и освобождение от гнева… Пост и тело сохраняет в большом здравии: не отягчаясь пищею, оно не принимает вещества болезни, но, становясь легким, укрепляется для принятия даров (41,964). Пост возводит любящих его на небеса, поставляет их пред Христом и вводит в общение со святыми (42,919). Прекрасен труд поста, потому что он облегчает душу нашу от тяжестей грехов и легким делает бремя заповедей Христовых (42,924). Постящиеся знают, как пост укрощает пожелания, а те, кому случалось испытать это на деле, подтвердят, что он смягчает нрав, подавляет гнев, сдерживает порыв сердца, бодрит ум, приносит спокойствие душе, облегчает тело, устраняет невоздержание… (42,929). Смысл поста не в том, чтобы мы с выгодой не ели, но в том, чтобы приготовленное для себя съел бедный вместо тебя (42,932). Ты постишься? Удержи язык свой от зла и уста свои от лести и коварства… (42,964). Какая польза тело свое удручать, а к вдовам и сиротам не иметь сожаления? Если хочешь поститься, – возненавидь сребролюбие – великое зло (42,964). Ты постишься? Оставь блуд, оставь прелюбодеяние, избегай клеветы, злословия, лжи, вражды, хуления и всякого излишества (42,964). Ты постишься? Беги корыстолюбия, грабительства, ссор и душегубной зависти (42,964).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Помоги Господи, священник Димитрий Лин У меня дочке полтора года, я кормлю ее грудью. Пыталась держать пост, но у меня стали портиться зубы, и сейчас я пост не держу. Права ли я? Евгения. Здравствуйте, Евгения! Пост, установленный Церковью, никто не вправе отменять, даже священник, даже патриарх. Но надо не забывать, что пост заключается не только в пище. Поэтому, в отношении пищи, беременным и кормящим чаще всего священники допускают послабления, ведь цель поста не здоровье повредить, а победить страсти. В таких случаях пост может заключаться в том, чтобы меньше слушать музыку, меньше смотреть телевизор и ограничить прочие развлечения. Зато, по возможности, больше читать что-то духовное, творить про себя молитву, удерживать в себе дурные эмоции и нести прочие доступные подвиги. Так что ешьте молочное, это требуется не чревоугодием, а материнством. Более подробно об этом можно расспросить своего приходского священника. Помогай Вам Господь! Священник Павел Ильинский Я в пост стараюсь исключить просмотр развлекательных программ по телевизору. А можно ли смотреть в пост образовательные программы, например, фильмы БиБиСи о природе, культуре и цивилизациях, об истории? Мы с детьми смотрим в пост такие фильмы, и думаю, что их действительно можно смотреть в пост (исключая Страстную седмицу). С уважением, священник Михаил Немнонов В каких случаях можно отнести себя к путешествующим, кому послабляется пост? Согласно церковным правилам, пост для путешествующих смягчается. Но, безусловно, смягчается он тогда, когда путешествующему невозможно или крайне затруднительно выполнять указания поста. Скажем, нельзя отправиться специально в путешествие, чтобы не поститься. Если мы едем поездом до Санкт-Петербурга, и там нам подкладывают сухой ужин с колбасой, и мы представляли, что так будет, то лучше заранее взять с собой, к примеру, хлеба и огурцов. Тогда не будет нужды нарушать пост. Поэтому там, где это непреодолимо, пост смягчается. А там, где его можно исполнить, нужно потерпеть и исполнить.

http://pravmir.ru/rozhdestvenskij-post-o...

Итак, возлюбленные, будем содержать пост сей с ревностью и с чистым сердцем, потому что он сладостен и приятен для провождающих дни эти свято. Сей святой пост употребим на брань с диаволом, потому что без поста и молитвы никто не может победить лукавого. Сей пост употребим, возлюбленные, чтобы просить и молить милосердия у Всеблагого и Милосердного, Который не отвергает просящего. Сей пост, возлюбленные, отверзает дверь небесную, потому что подъемлет нас с земли и возносит в высоту. Сей пост, возлюбленные, радует Ангелов и Хранителей наших, потому что посредством поста и молитвы делаемся их сродниками. Сему посту радуется и Христос Господь наш, если только постимся с любовью, надеждой и верой. Посту этому, возлюбленные, радуются святые пророки, о нем ликуют апостолы и мученики, потому что все они с неутомимой ревностью подвизались в посте. Сей пост, возлюбленные, содержал и кроткий Моисей, и им-то творил чудеса, за него удостоен видеть Бога. Сей пост, возлюбленные, соблюдал и Илия и удостоился за это на огненной колеснице вознестись на небо. Сей пост, возлюбленные, сохранял достолюбезный юноша Даниил, и был за это прославлен, заградил уста львов. В этом посте, возлюбленные, со святой ревностью подвизались три отрока, вверженные в печь, и угасили силу огненную. Сей пост, возлюбленные, соблюдали святые пророки, по сорок дней проводя без хлеба и воды. И апостолы, ученики Господа нашего и проповедники веры, содержали сей святой пост, хотя переходили с места на место. Сам Спаситель наш содержал пост и научил нас, как должны мы поститься, вести брань с лукавым и одолевать сатану. Итак, возлюбленные, будем и мы содержать пост сей ревностно, как научены Господом нашим, чтобы некогда иметь нам часть в Царстве Его. Да содержат же святой пост сей преимущественно иереи, в чистоте, непорочно, свято, без всякой скверны. Да содержат его также строже прочих диаконы, и да служат Богу свято, ратоборствуя с лукавым. Да содержат сей пост и все старцы, облекаясь в сетование о прежних своих грехах и беззакониях.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Постоянной темой Триоди Постной является напоминание о том, что подлинный пост должен быть не только воздержанием от тех или иных видов пищи, но имеет более высокие цели: «Пост не ошаяние брашен точию совершим, но всякия вещественныя страсти отчуждение». 135 Воздержание само по себе, по мысли песнописцев не может преобразить человека: «От брашен постящися душе моя, и страстей не очистившися, всуе радуешися неядением: аще бо не вина Ти будет ко исправлению, яко ложная возненавидена будеши от Бога, и злым демоном уподобишися, николиже ядущим. Да не убо сограешающи, пост непотребен сотвориши» 136 . Тщетно радуется душа, что воздерживается от пищи, тогда как от страстей не очищается. В такой душе нет желания исправления, она будет в презрении, как лживая. Перед очами Бога она будет сравнима со злыми демонами, которые никогда не едят. Если она будет продолжать грешить, ее пост будет бесполезным, негодным. Таким образом, физический пост, как он ни важен, становится не только бессмысленным, но и опасным, если он не соединен с духовным постом. Такой пост не угоден Богу: «Душе злобы не очистившаяся, и сластей тлетворных себе не удалившая, что безвременно радуешися постящися: сего бо поста не избра Господь. 137 Свт. Тихон Задонский в этой связи пишет: «Пост душевный неотменно нужен, так, что и телесный пост без него ничтоже есть. Многие постятся от пищи и пития, но не постятся от злых помыслов, дел и слов, и какая им от того польза?» 138 Таким образом, гимнография Постной Триоди придает большое значение телесному и духовному посту. Пост невозможен без молитвы и дел милосердия. По учению Триоди «истинный пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть и благоприятный». 139 1.4. Поэтические образы поста Необычно для современного человека, воспринимающего пост как ограничение своих потребностей в пище и время печальное и мрачное, выглядит постоянное напоминание творцов Постной Триоди о том, что воздержание, пост – это радость и праздник. Можно сказать, что пост – это радость, растворенная печалью о своих грехах 140 : «Яко попраздничную радость, и вторую седмицу светотворных постов братие, приимше, любовию воспоим Христа, божественно веселящееся» 141 , но и «умиления время постное ныне обретше, восплачим зельно и воздохнем, и воздежим руце ко Единому Избавителю: еже спасти души наша». 142

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Таким образом, пост в гимнографии Постной Триоди имеет множество символов, которые помогают нам в его восприятии. Выводы: 1 . Пост – это установление Божие. Для творцов великопостных стихир пост означает возвращение к естественной, нормальной жизни, к тому пощению, которое нарушили Адам и Ева, допустив, таким образом, страдания и смерть. Поэтому пост в целом и Великий пост в частности – путь к соединению с Богом через очищение души и тела. 2 . Во многих текстах Триоди говорится, что Великий пост совершается для того, чтобы поклониться Страстям и Светлому воскресению Христову. Цель поста в целом Постная Триодь определяет как подготовку к возвращению в небесное отечество, утраченное праотцем Адамом . 3 . Без составляющих постного подвига – покаяния и воздержания, пост не возможен, так как целью поста является достойная встреча Божественной Пасхи и подготовка к Царствию Небесному, а без очищения тела и души, чему содействуют покаяние и воздержание, это становится невозможным. 4 . Гимнография Постной Триоди придает большое значение телесному и духовному посту. Пост телесный помогает очистить тело от страстей, пост духовный способствует очищению души от страстей. Однако когда совершается пост только телесный, и воздержание в пище не служит поводом к исправлению жизни, постящийся может уподобиться злым демонам, делая пост совершенно бесполезным. Главным образом христианин должен поститься от пороков, первым шагом к чему является пост телесный, обуздание тела и его злых наклонностей. Более высокой ступенью поста является пост духовный, когда происходит борьба со страстями и злобой. 5 . Для того чтобы показать богоучредительный характер поста, воздействие поста на тело и душу человека, вскрыть сущность поста и его добродетели, гимнографы используют символику, т. е. образы поста. Цель песнотворцев – расположить душу христианина к пощению, помочь полюбить пост и научить более эффективно использовать время поста для совершенствования. Глава 2. Частные аспекты учения Триоди о посте

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сортировать по Исключить новости Как соблюдать пост, если семья тебя не поддерживает? Отвечает протоиерей Игорь Фомин И почему пост — не главный признак благочестия 29 марта, 2021 И почему пост — не главный признак благочестия «Если православный — значит и пост соблюдаешь?» — спрашивают знакомые. Такой ли это важный признак благочестия? Что делать, если живешь не один, а дома не поддерживают стремление поститься, и в чем смысл, если от поста нет какого-то видимого результата, награды? На вопросы отвечает протоиерей Игорь Фомин. Почему пост — еще не признак благочестия? Пост — это инструмент. Во все времена человечество пользовалось постом, чтобы к чему-то приблизиться, что-то заполучить — в физическом плане, в духовном плане, в каких-то других аспектах своей жизни. В христианстве пост тоже не является основным духовным деланием, пост заповедан нам самим Господом. Во время своей земной жизни Господь своим ученикам говорит, что род лукавый изгоняется только постом и молитвой, но сам пост не является смыслом нашей жизни и тем необходимым состоянием, в котором мы должны пребывать. Пост, я повторюсь, это инструмент. А значит, это не благочестие, а достижение какого-то своего духовного уровня, достижение того самого благочестия.   «Буду соблюдать пост, мне зачтется». Что здесь не так? Здесь можно подискутировать. Конечно, мы верим в то, что Господь есть любовь, любящий отец. И как родитель, который заботится о своем чаде, Он видит любые, даже малейшие проявления в человеке его доброты и гипертрофирует эту доброту. Мы с вами можем сказать, что Господь увидит наши с вами труды, увидит наши с вами благие намерения — и, наверное, умилится. Как Говорит Иоанн Златоуст: «Господь и благие намерения целует». Но вот зачтется нам или нет, конечно, это большой вопрос. Дело в том, что Господь спасает нас не по добрым делам, не по каким-то достижениям, а по Своей милости. Он видит наши устремления, видит, что мы желаем быть в общении с Ним и для этого употребляем разные средства. Среди этих разных средств будет, конечно, и пост. Надеюсь, что Господь снизойдет до нас, умилится и примет в расчет, что мы с вами совершали какие-то подвиги.

http://pravmir.ru/kak-soblyudat-post-esl...

«И из примера рабов, и из примера Самого Господа ясно, что велика сила поста и много пользы от него бывает душе. Аще внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется ( 2Кор.4:16 ). Пост есть пища для души, и как телесная пища утучняет тело, так и пост укрепляет душу, сообщает ей легкий полет, делает ее способной подниматься на высоту и помышлять о горнем, и поставлять выше удовольствий и приятностей настоящей жизни. Как легкие суда скорее переплывают моря, a обремененные большим грузом затопают, так и пост, делая ум наш более легким, способствует ему быстро переплывать море настоящей жизни, стремиться к небу и предметам небесным, и не уважать настоящее, но считать ничтожные тени и сонных грез». 28 «Пост рождает пророков, укрепляет сильных, пост умудряет законодателей. Пост – добрая стража души, надежный сожитель телу, оружие людей доблественных, училище подвижников. Он отражает искушения, умащает подвизающихся в благочестии; он сожитель трезвости, делатель целомудрия. Пост препосылает молитву на небо, делаясь для нее как бы крыльями, при восхождении горе. Полезен пост для подъемлющих его, потому что на постящегося не смеют нападать демоны, охранители же жизни нашей – Ангелы деятельнее пребывают с теми, которые очистили душу постом. Пост – приращение домов, матерь здравия, воспитатель юности, украшение старцев, добрый спутник путешественникам, надежный сожитель живущим вместе. Супруг не подозревает измены в супружеской верности, видя, что супруга свыклась с постом. Супруга не снедается ревностью, примечая, что супруг возлюбил пост. Кто истощил дом свой во время поста? Ни одно животное не жалуется на смерть; нигде нет крови; нигде неумолимое чрево не изрекает приговора на животных; нож поваров бездействен; стол довольствуется тем, что не требует приготовлений. Пост охраняет младенцев, уцеломудривает юного, делает почтенным старца. Пост – самое приличное убранство женщин, узда в цвете лет, охранение супружества, воспитатель девства. Целый город и целый народ приводит он к благочинию, утишает крики, изгоняет ссору, заставляет умолкнуть укоризну. Жизнь наша не была бы так многоплачевна и исполнена уныния, если бы пост был главным правителем нашей жизни. Ибо он научил бы всех не только воздержанию от яств, но и совершенному удалению и отчуждению от сребролюбия, любостяжательности и всякого порока, по истреблении которых ничто не препятствовало бы нам проводить жизнь в глубоком мире и душевном безмятежии». 29

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010