А что всего хуже, братие, постяся телесно, мы часто, к стыду нашему, забываем о посте духовном; даже многие из нас не знают, что такое пост духовный. Между тем, сей-то пост и есть истинный, существенный пост. В чём же этот пост должен состоять? Послушаем, как говорит о сем пророк Исайя: Се в день поста вашего вы исполните прихоти всех работников ваших мучите. Се для ссор и распрей вы поститесь. и чтобы бить дерзкою рукою, а не для того, чтобы услышан был на высоте глас ваш. Тот ли пост, какой Я люблю, и тот ли день, в который человек томит душу свою, когда он согнет главу свою, как трость, и постилает себе вретище и пепел. Это ли называется пост и день угодный Господу! Вот пост, который Я люблю: сними оковы нечестия, разреши цепи порабощения, отпусти угнетённых на свободу и расторгни всякое иго неправды ( Ис.58:4–6 ). Вот в чём, по слову Пророка, состоит истинный, духовный пост. Тоже самое внушает нам во время нашего пощения и св. Церковь в своих песнопениях: постящеся, братие, телесно, постимся и духовно, разрешим всякий соуз неправды, дадим алчущим хлеб и нищие бескровные введем в домы. И еще другими словами научает св. церковь , что истинный пост есть злых отчуждение, ярости отложение, воздержание языка. Итак. недовольно того, что мы мало едим. мало пьем, надобно поститься духовно, т.е. воздерживаться от худых дел и поступков. Ты не ешь хлеба, а язык твой снедает ближнего – поносит, бесчестит, злословит; ты мало пьешь, а от сердца твоего, по словам Писания, исходят потоки злых помышлений, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства. хулы. И от чего в самом деле бывает, что после; поста мало, или даже совсем не является в нас добрых плодов; – даже вместо того чтобы водворилась в нас тишина и спокойствие, укротились страсти, происходит еще какие-то раздражение; многие от поста становятся сердитее, гневливее, раздражительнее? От чего это? От того, что пост их не искренний; от того, что они не от души постятся, пост их больше лицемерный или принужденный?

http://azbyka.ru/otechnik/6/slova-i-pouc...

Если человек грызет одни сухари, но при этом смотрит все, что предлагает ему телевизор, – он не постится О значении поста в контексте всей жизни и о том, как не впасть в заблуждение рассказывает протоиерей Андрей Ткачев, настоятель киевского храма прп. Агапита Печерского. – Как не провести пост так, чтобы он прошел мимо? Как не превратить его в формальность? Какие конкретные задачи нужно ставить на пост? Касающееся поста должно касаться всей жизни в общем. Пост – это только концентрированное отношение к жизни. То, что происходит в пиковые, какие-то экстремальные ситуации на высших и низших точках нашей жизни, – это только заострение бытия. Поэтому нужно ставить вопрос о том, как сделать, чтобы вся жизнь не прошла мимо, как вообще сделать так, чтобы все важное в жизни не превратилось в формальность, и какие конкретные задачи нужно на жизнь ставить человеку. В течение обычной жизни мы не очень обеспокоены такими вещами, пока не заболеем или пока мы не вступим в какую-то особую полосу. Христиане, например, никогда так много не грешат, как тогда, когда пост заканчивается. В течение поста более-менее у нас есть обычай застегнуться на все пуговицы, взять себя в руки. Но когда пост заканчивается, мы выписываем себе индульгенцию на то, чтобы отвязаться от всех правил и законов. Начинается какое-то разливанное море беззакония. Итак, пост – это всего-навсего концентрированное выражение к жизни вообще. Меру достоинства любого дела определяет то, ради чего и ради кого ты это делаешь. Если пост держится человеком ради диеты, в смысле улучшения состояния здоровья или внешнего вида, то это диетологические упражнения, и у них одна цена. Если пост делается, потому что «так надо», без критического осмысления, то это есть следование традиции, не посоленное личным отношением. Тут другая цена. Пост нужно посвятить, как и все остальное, лично Господу Иисусу Христу, связав пост в своем сознании с тем фактом, что это была первая заповедь. Заповедь «Не вкушай» была первой заповедью новосотворенного человека. Согласно Книге Бытия, Господь Бог воспитывал человека и создал его не в атмосфере вседозволенности, а дал ему заповеди. Вначале простейшие, однако, конкретные, запретительные и повелительные.

http://pravmir.ru/protoierej-andrej-tkac...

Пост прежде всего относится к пище, и это вполне естественно; ведь именно через пищу осуществляется наша связь с природной жизнью и ее законами. В какой–то мере ограничивая и контролируя эту связь, мы открываем больший простор для духа. Впрочем, нельзя сводить пост только к отказу от скоромной пищи. «Кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, — говорил св. Иоанн Златоуст, — тот более всего бесчестит его. Ты постишься? Докажи мне это своими делами… Что за польза; когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем?» Некоторые люди отрицают посты из медицинских соображений. Но как раз именно медицина считает полезным для здоровых (а порой и больных) людей временное воздержание от мясной пищи. Следует отметить, что больных (в том числе и беременных женщин), которым пост противопоказан, Церковь освобождает от него. Необязателен он и для «в пути сущих». Пост может быть вредным для души в том случае, если человек делает из него «культ» и проникается сознанием своего превосходства. «Пост, — говорит преп. Марк Подвижник, — как приносит пользу тем, которые разумно к нему приступают, так и вредит неразумно его начинающим. Посему заботящиеся о пользе поста должны беречься вреда его, то есть тщеславия» (Добротолюбие. T.II., с. 582). К телесной аскезе помимо поста относится общая дисциплина быта, забота об уравновешенном образе жизни (работа–разрядка), о правильном сне (избегать ночных разговоров, не злоупотреблять возбуждающими и тонизирующими средствами). Пост состоит не только в телесном воздержании, но является временем усиления борьбы со страстями. «Пост — это прежде всего движение, активность духа, борьба с косностью, ленью, изнеженностью, расслаблением воли и тела. Это борьба за жизнь, за свободу духа от привычного рабства» (митр. Антоний. Первая беседа о молитве). Многодневные посты 1. Великий пост 2. Петров пост от недели Всех святых до 29 июня/12 июля 3. Успенский пост от 1/14 августа до 15/28 августа 4. Рождественский (Филиппов) пост от 15/28 ноября до 25 декабря/7 января.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Безусловно, пост должен быть свободен от всяческих увеселений. Конечно, новогодние елки для маленьких детей, если содержание спектакля не противоречит православному мировоззрению, ДО Нового Года (потом пост устрожается), наверное, можно допустить, однако это не должно превращаться в путешествие с елки на елку. А вот подросткам уже с 10-11 лет стоит от подобного воздержаться. Естественно, это касается и взрослых. Новогодние шоу и прочие явления массовой культуры в пост не должны отвлекать человека от молитвенного делания. Что касается посещения кафе и ресторанов, то во всем должно быть разумение. Если человек зашел туда просто поесть, то в этом ничего предосудительного нет. Да и два православных друга, давно не видевшиеся, вполне могут зайти в подобное заведение и выпить разрешенные Уставом 1-2 красовули вина (или, с поправкой на северный климат 1-2 кружки пива). Да и если Ваш день рождения выпадает на Рождественский пост, дома готовить трудно, а средства позволяют — не грех будет пригласить гостей и в ресторан. Однако пьянство (это, правда, и вне поста недопустимо), а также гурманство ради гурманства в пост должны быть исключены (это касается и домашнего времяпрепровождения). Новый год Отдельно стоит вопрос о праздновании Нового Года . Разные духовники по разному к этому относятся. В некоторых приходах, я знаю, даже служат ночную литургию. Ни в коем случае не претендуя на абсолютную истину, все же хочу сказать следующее. Церковь освящает начало нового года специальным новогодним молебном. Это значит, что данный праздник ей не чужд. Поэтому не будет греха, если в семья соберется за праздничным постным столом, подведет итоги года прошедшего и с надеждой встретит год грядущий. Повторяю — это мое личное мнение, и вопрос о праздновании Нового Года следует решать с духовником. Счастливого всем Рождественского Поста! Читайте также: Рождественский пост в вопросах и ответах Рождественский пост. О любви Гармония Рождественского поста Рождественский пост Рождественский пост: Пост

http://pravmir.ru/post-mezhdu-golodom-i-...

Пост – добрая стража души, надежный сожитель телу, оружие людей доблественных, училище подвижников. Он отражает искушения, умащает подвизающихся в благочестии; он сожитель трезвости, делатель целомудрия... Пост препосылает молитву на небо, делаясь для нее как бы крыльями, при восхождении горе. Пост приращение домов, матерь здравия, воспитатель юности, украшение старцев, добрый спутник путешественникам, надежный сожитель живущим вместе... Пост охраняет младенцев, уцеломудривает юного, делает почтенным старца, ибо седина, украшенная постом, достойнее уважения. Пост – самое приличное убранство женщин, узда в цвете лет, охранение супружества, воспитатель девства. Жизнь наша не была бы так многоплачевна и исполнена уныния, если бы пост был главным правителем нашей жизни». (Из 1-го и 2-го Слов о посте). И св. Иоанн Златоуст восхваляет пост, как изведавший на себе значение и силу его. «Как невоздержанность в пище бывает причиною и источником бесчисленных зол для рода человеческого, так и пост и презрение удовольствий плотских всегда были для нас причиною несказанных благ... Велика сила поста и много пользы от него бывает душе. Пост есть пища для души. Как телесная пища утучняет тело, так и пост укрепляет душу, сообщает ей легкий полет, делает ее способною подниматься на высоту и помышлять о горнем». Нужно ли еще приводить свидетельства великих постников, проводивших жизнь в посте, потому и знавших его силу? Если бы нам можно было узреть обители райские, мы не нашли бы там ни одного, который бы чуждался поста. Нарушением поста потерян был рай, строгим постом должно возвращать его. Не слушайте, братие, тех, которые сами не соблюдают постов и, для соблазна других, порицают их. Святая церковь , любвеобильная мать наша, поучает нас всегда наблюдать воздержание, а в нарочито ею установленные времена – пост. Для чего? Для того чтобы плоть наша служила духу, а дух был бы послушным рабом у плоти. Сами мы все знаем, что без поста и молитва не хороша. Без него не настроишь душу к покаянию, не сделаешь сердца сокрушенным и смиренным.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Священник Алексий Чумаков Почему пост превращается в формальность? — Сейчас очень много говорят о том, что «пост перестал чем-то быть» для людей, превратился в формальность. Правда ли это? Ведь любой человек, соблюдающий Пост, надеется этим привлечь внимание Бога. Надеется на Милость. Как бы мало не значило это снаружи, даже если в церковь даже в пост ходишь редко, самое-то главное, что человек просит Бога вмешаться в его жизнь и помочь. В какой-то степени просто пассивно ждешь. Что в посте главное — то, что от Бога, или то, что от усилий человека? — Мы, к сожалению, действительно часто видим, что пост превращается в формальность, но связано это не с тем, что человек делает слишком мало, а в том, что пост сводится только к ряду каких-то внешних правил, но не затрагивает души человека. Так, например, многие очень разборчиво вчитываются в этикетки продуктов, чтобы не вкусить чего-то непостного, но обижают в пост своих ближних, раздражаются и т. д. А ведь главная цель поста – покаяние, очищение души. Отвечает ли этой цели возросшая агрессивность человека? Нет. Но формально – в пище – человек пост соблюдает, и зачастую превозносится над тем, кто постится менее строго. Конечно, Господь ценит любое усилие, приложенное человеком, любой его труд. Но цель приложения усилия теряться не должна – иначе и усилие тщетно. Бесы-то и в Бога веруют, и пищи вообще не вкушают – но своей гордостью они очень далеко отпали от Бога. А пассивности в жизни православного христианина быть не должно, вся жизнь человека должна быть активной (но активной к выполнению воли Божией), ведь «Царствие Божие усилием берется, и трудящиеся восхищают его». Протоиерей Александр Ильяшенко. Постная трапеза Чем отличается пост мирян от монашеского поста? Какие послабления в посте допускаются для больных и ослабленных людей? В Типиконе предписан пост для монахов, причем для монахов здоровых, а внизу есть ссылка о том, что можно мирянам. Постный календарь писался несколько веков назад, и нужно еще посмотреть, где и как жили эти люди, на качественный и количественный состав их пищи. Старец Силуан Афонский, когда пришел из армии, мог закусить целым ведром яиц.

http://pravmir.ru/velikij-post-v-voprosa...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Каким должен быть наш пост 23.03.2013 Рубрика: Великий Пост Метки: Великий Пост Мы вошли в святой и Великий пост. Православные христиане призываются воздерживаться от вкушения мяса, молока, яиц и рыбы и довольствоваться простой пищей. По официальной статистике, несмотря на все недавние разорительные бури истории, в России считают себя принадлежащими к Православной Церкви десятки миллионов людей. Все ли православные христиане постятся? Еще в начале века, когда вера была жива и церковные обычаи свято хранились, все постились. Дети постились, мужчины, женщины — все. Даже если кто заболевал, не решался нарушить пост. Во времена, когда все постились, как читаем мы у Ивана Шмелева в книге «Лето Господне», на рынках невозможно было увидеть мяса от Чистого понедельника и даже раньше — от начала Сырной седмицы до Великой Субботы. Сейчас в России все совершенно изменилось. Люди в большинстве своем забыли прежние обычаи. Они забыли о голоде, который был в двадцатые годы в Поволжье, в тридцатые — на Украине, а в войну — везде, когда все вынуждены были поститься. И сейчас тысячи и миллионы людей недоедают — не только где-нибудь в Африке или в Азии, но и в России, которая когда-то кормила хлебом всю Европу. Но «невольник — не богомольник». Пока не станет вольным в России пост, который предлагает Господь, ничего не изменится. Посмотрите на это сами, хотя бы с практической точки зрения. Если бы Россия, за исключением настоящих больных, постилась Великим постом и в другие постные дни, не было бы такого недостатка в мясных продуктах, какой мы имеем теперь. Так что пост полезен и необходим не только с религиозной точки зрения, но и с социально-экономической. Кто-то скажет, что России это вряд ли поможет, слишком разорено все сельское хозяйство за последние годы. Да, действительно, даже в этой сфере все обстоит гораздо серьезней. Но это «гораздо серьезней» означает, на самом деле, только то, что пост имеет духовное измерение. А разрушение главного, духовного в жизни приводит неизбежно, рано или поздно, к распаду во всех ее сферах. Пост восстанавливает истинный порядок жизни: если первое будет на первом месте, то и все остальное будет на своем месте. Но для этого пост должен быть подлинным, духовным постом.

http://moral.ru/беседа-о-посте/

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что пост - это одно из важнейших духовных средств в деле спасения души. Причём суть поста не в том, чтобы только не есть определённых видов пищи. Если вы не едите мясного, но просиживаете часами у телевизора - это не пост, если вы во время поста ходите по театрам, концертам и прочим развлекательным заведениям, - это не пост, если вы тратите время на посещение и приём гостей, активно " общаетесь " по телефону, зачитываетесь художественной литературой - это тоже не пост. Если вы сами, воздерживаясь от скоромной (мясо-молочной) пищи и развлечений, осуждаете других за их " нерадивую " жизнь, то это тем более - не пост. Пост - это воздержание от всего, что может вставать между вами и Богом, во время поста христиане воздерживаются даже от интимной супружеской жизни, пост - это уход внутрь себя и пребывание там наедине с Господом, это время самоанализа, внимательного пересмотра своей жизни, период наиболее активной духовной работы по исправлению своих недостатков, искоренению страстей, очищению плоти и духа. Постом христианин должен уделять больше внимания и времени на посещение храма, домашнюю молитву, помощь ближним и творение дел милосердия. Некоторые из Святых Отцов называют молитву и пост двумя крылами, возносящими к Небу христианскую душу. Церковью установлена целая система постов, соблюдая которые, христианин способствует успешному прохождению духовных подвигов, совершенствованию души, стяжанию Божественной Благодати Святого Духа. Посты бывают однодневные и многодневные. Однодневными постами являются каждые Среда и Пятница в течение года, за исключением Святок (период между праздниками Рождества и Крещения), Пасхальной и " сплошных " седмиц (недель). Кроме того, однодневными постами являются: Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления), Усекновение главы Иоанна Предтечи - 29 августа (11 сентября по новому стилю) и Воздвижение Креста Господня - 14 (27) сентября. Многодневные посты: Великий Пост перед Пасхой, Петровский Пост, Успенский Пост и Рождественский.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Поскольку истинная любовь времен не разбирает, то поминовения можно совершать всегда, и чем чаще, тем лучше; впрочем есть древнее в Православной Церкви обыкновение по которому поминовения совершаются, от кончины умершаго в день третий, в день девятый, в день сороковый и потом ежегодно в день кончины. На чем основано сие обыкновение? В помянник, которым Церковь пред великим постом совершает так называемое вселенское поминовение всех от Начала мира усопших, о сем обыкновении пишется так: Третины ради сего бывают, яко в третий день умерший человек изменяет зрак, девятины же, яко весь тогда человек погибает, едино остает сердце точию; в сороковый же день погибает и самое сердце; понеже и в зачатии тако бывает: в третий бо день образуется сердце, в девятый же день образуется плоть, а в сороковой день образуется человек вполне 346 . Сему обыкновению дают Отцы Церкви и некоторое высшее знаменование, о чем читай Беседу Иоанна Дамаскина , где между прочим говорится: ежегодно воспоминаем усопшия, да сим яве сотворим, яко любовь наша к ним не стареется, но обновляется на всякое лето 347 а). О соблюдении св. постов Что такое Пост? Пост, как определяет оный Писатель Православнаго Исповедания, не есть точию воздержание от некоторых яств и питий, но и воздержание от всякаго злаго пожелания, от всякой нечистоты душевной, и от всего, к чему влекут человека похоть плотская, похоть очес и гордость житейская 348 . Как говорит о Св. Постах Церковь? Св. Церковь утверждаясь на Слове Божием, Апостольских и Соборных постановлениях и свидетельствах Богоносных Отцев, повелевает всем Христианам соблюдать: 1) пост Св. Четыредесятницы или пост великий; 2) пост последующий за пятдесятницею или пост Петров; 3) пост Успенский; 4) пост Рожественский; 5) пост Среды и Пятка на целое лето; 6) пост некоторых нарочитых дней, как на пр. в день Воздвижения Креста Господня, в день Усекновения главы Иоанна Крестителя, и 7) те посты, которые Церковь налагает на верующих по уважению каких нибудь важных обстоятельств, как на пр. в случай моровой язвы, землетрясений и пр. 349 . Когда и для чего установлен пост Четыредесятницы?

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-v...

Одно могу сказать: такое тонкое различение совершенно неполезно. По­том начинают спрашивать: «Батюшка, а вот в батоне есть яичный порошок», «А белый хлеб обмазывают яйцом», «А вот сюда добавили сухого молока, можно ли это есть?» Это классический пример того, что в Священном Писании названо «оцеживание комара». Есть лю­ди, которые оцеживают комаров, но по­глощают верблюдов. Конечно, в пост надо быть честным с самим собой. Если человек сказал се­бе: «Я буду поститься строго по уставу и не есть масла», и если он понимает, что эти продукты содержат масло, значит, лучше их не есть. А если по каким-то при­чинам постишься не так строго — спо­койно кушаешь и Бога благодаришь. — Автор следующего письма трево­жится: «Моей маме восемьдесят лет. Раньше она всегда строго постилась, но сейчас так ослабевает, что к концу поста уже еле-еле передвигает ноги. После выхода из поста каждый раз долго восстанавливается. Когда был Рождественский пост, приходской ба­тюшка благословил, чтобы она ела мо­лочные продукты и яйца, отказалась только от мяса. Она сначала послуша­лась, но потом все равно стала постить­ся, как раньше. Опять было истощение и долгий период реабилитации. Влады­ка, может, она Вас послушает? Ну ко­му нужен пост, из-за которого и сам человек ослабевает до такой степени, что даже на улицу выйти не может? Про храм даже не говорю — не дойдет. И родственники на грани нервного срыва. Спасибо. Кирилл» — Я уже говорил, что по канонам для людей престарелых пост отменяется. И я обращаюсь, уважаемый Кирилл, к Вашей маме и прошу ее перестать по­ститься, тем более так строго. Опять же, в этом возрасте можно в какой-то сте­пени, пунктиром, наметить для себя пост: скажем, отказаться от мяса в пер­вую и последнюю неделю поста, а все остальное кушать. А если здоровье не позволяет, то и вообще не соблюдать пост. Это не просто снисхождение, это, я еще раз повторю, церковные каноны. Конечно, плохо, когда человек не слуша­ет ни священника, ни Церковь — этим он обесценивает весь свой пост. Ведь Господь не хочет, чтобы человек заму­чил себя постом — Он хочет, чтобы хри­стианин, совершая этот пост, приобрел какие-то дарования, добродетели. Поэто­му я призываю маму Кирилла оставить пост и позаботиться о своем здоровье. Восемьдесят лет — это все-таки возраст библейский. Как говорил пророк Да­вид, «жизнь человеческая — семьдесят лет, аще же в силах — восемьдесят лет, а множая их (то есть то, что свыше) — труд и болезнь». И этого труда и болезни вполне достаточно, чтобы заменить пост.

http://pravmir.ru/post-dan-nam-dlya-togo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010