3. Как духовный подвиг истинный пост связан с непрестанной молитвой и искренним покаянием. Покаяние без поста бездейственно (Свт. Василий Великий. О посте 1, 3); также и пост без дел милосердия мертв, особенно в современную эпоху, когда неравномерное и несправедливое распределение благ лишает целые народы даже насущного хлеба. Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды, расторгнем стропотная нуждных изменений, всякое списание неправедное раздерем, дадим алчущим хлеб, и нищия бескровныя введем в домы… (самогласен среды первой седмицы Великого поста, на вечерне; см. Ис. 58:6-7). Пост не исчерпывается простым, формальным воздержанием лишь от определенных видов пищи. Впрочем для похвального поста не достаточно одного воздержания от яств; но будем поститься постом приятным, благоугодным Богу (ср. Флп. 4:18). Истинный пост — удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления. Воздержание от сего есть истинный пост. В этом пост — прекрасное дело. (Свт. Василий Великий. О посте 2, 7). Воздержание во время поста от определенных видов пищи и умеренность не только в выборе, но и в количестве употребляемой пищи, составляют осязаемую сторону духовного подвига. Пост есть воздержание от пищи, согласно смыслу слова; однако пища не делает нас ни более праведными, ни более неправедными. В таинственном же смысле слово «пост» означает, что, как для всех и каждого от пищи происходит жизнь, а от неядения — смерть, так и нам надлежит воздерживаться от всего мирского, чтобы нам умереть для мира, а затем, приобщившись божественной пищи, начать жить для Бога (Климент Александрийский. Эклоги. PG 9, 704-705). Таким образом, истинный пост соотносится со всей жизнью верующих во Христе и увенчивается их участием в богослужении и, особенно, в таинстве Божественной Евхаристии. 4. Сорокадневный пост Господа является образцом для поста верующих, делающего их причастными послушанию Господню, чтобы соблюдением возвратить себе то, что потеряли несоблюдением (Свт. Григорий Богослов. Слово 45, на святую Пасху, 28). Христоцентричное понимание духовной составляющей поста, в особенности, Великой Четыредесятницы, свойственное всему святоотеческому преданию, характерным образом обобщено свт. Григорием Паламой: Если ты будешь соблюдать пост таким образом, то не только станешь участником страстей и смерти Господней, но и совоскреснешь с Ним, и совоцаришься со Христом в нескончаемые веки: ибо через пост такого рода, став сроден подобию смерти Его, ты будешь участником и воскресения и наследником жизни в Нем (Свт. Григорий Палама. Гомилия 13, в пятое воскресенье Великого поста. PG 151, 161).

http://patriarchia.ru/md/db/text/4361182...

Дорога к Рождеству Христову ПРАВОСЛАВИЕ.RU       ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ДОРОГА К РОЖДЕСТВУ ХРИСТОВУ Еженедельный обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 25 ноября - 2 декабря. - Рождественский пост. - Вифлеем без Рождества. - Пробелы в образовании. - Безальтернативный атеизм. - Информационный террор. - Муфтий и раввин за " православную культуру " . - Татарстанская патология. - Проекты Приволжского округа. - Сезон созревания раскольников. - Подпись покойника. - Болезнь мирского шовинизма. - Единственная защита. На прошлой неделе у православных христиан начался Рождественский пост. Об этом сообщает " РИА-Новости " . В информации агенства говорится о том, что согласно учению Православной Церкви, " Рождественский пост установлен для того, чтобы люди ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом и с чистым сердцем, душой и телом благоговейно встретили явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принесли Ему свое чистое сердце и желание следовать Его учению " . Рождественский пост - последний многодневный пост в году. Он всегда начинается 28 ноября по новому стилю и продолжается до 7 января. Так как заговенье на пост приходится на день памяти святого апостола Филиппа, то этот пост называют также Филипповым. В сообщении агентства приведены правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост: " нельзя есть мясо, коровье масло, молоко и молочные продукты, яйца. В понедельник, среду и пятницу уставом запрещаются рыба, вино и растительное масло... С 3 до 7 января/по новому стилю/пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется " . Православная Церковь заповедует поститься не только телесно, но и духовно, " поскольку пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой, напоминает Церковь " .

http://pravoslavie.ru/press/obzor22.htm

VI. В журнале Бердяева Пост 30 Пост, это святая болезнь человека, при которой не хочется вкушать, иногда и хочется, но – невмоготу. Господь велит умереть, чтобы жить; Церковь велит болеть, чтобы получать здоровье. Косный мир земли, предоставленный себе, ведет человека на заклание духа, уловляет и истребляет в человеке сына Божия, – Мир ведь этот, есть мир упраздненный, им жить нельзя. Есть в мире знание: «чтобы жить, надо питать себя», но мир знает это по природе, как бессловесное животное, и тем растлевает себя ( Иуд.1:10 ). Через человека закосневший, и в Сыне Божием упраздненный ветхий мир водим природою, как бессловесное животное, на уловление и истребление ( 2Пет.2:12 ). «Ея, гряди Господи!», постнически восклицают первые ученики Слова, до ужаса познающие содомское растление этого мира. Пост есть свобода всего естества, всех чувств, мыслей и стремлений, от всего, что обречено на гибель. Пост есть утверждение вечной жизни. Пост ничего не запрещает, ничему не мешает, никого не понуждает, – понуждение есть следствие поста, а не самый пост. Самый пост есть утверждение, исповедание, изъявление, – предвкушение плода райского. Пост не есть убегание от тленного мира, пост есть устремление к нетленному миру. Пост всегда победитель, он убивает смертную природу, благовествованием воскресения. Предел и завершение поста есть вкушение Тела и Крови Христовых. Ибо пост есть именно вкушение, а не воздержание от вкушения. Пост ведет лишь к воздержанию от лже-пищи, во имя Пищи. Постящиеся, вкушая тленную пищу, не вкушают ее, как нечто, – они ее вкушают, как ничто; и то, вкушают ее только потому, что Господь, в Лице человеческом освятил вкушение тлена. Воздержание Господь заповедал несовершенным, не могущим вкушать тлен, как тлен. Совершенным же Господь заповедал вкушение тлена; иначе бы, самовольно умирали люди от любви к Господу. Заповедь вкушать тлен, именно как тлен, была дана после Воскресения: мед в сотах и кусок печеной рыбы вкусил Господь как ничто, ибо, воистину, они уже были для духовной Его плоти, как ничто.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Второй пост, нравственный, касающийся исправления нравов, состоит в умеренном употреблении пищи и пития ради самой благочестивой жизни. Многие из древних эллинских философов придерживались такового поста, и ныне магометане его соблюдают. Но и не об этом посте будет наша беседа. Третий пост, естественный, по определению богословов, состоит в том, чтобы совершенно ничего не есть и не пить. Такой пост соблюдается нами перед принятием Тела и Крови Христовых. Естественным он назван потому, что само естество принимающего и высота Таинства располагают к сохранению такового поста ради святости и благодати, заключающейся в Святых Христовых Тайнах. Но и об этом посте мы не будем входить в рассуждение. Четвертый пост, церковный, заключается в воздержании от пищи сообразно закону и установлениям Святой Церкви. Именно здесь, при рассмотрении такового поста и происходят у нас большие прения и имеются разногласия с противниками православной веры. Посты церковные бывают повсеместными. Их православные христиане везде сохраняют твердо и неизменно. Таких постов в продолжении года - четыре; соблюдается также пост каждую неделю в среду и пятницу. Далее, пост бывает местным. Устанавливается он по особому случаю и простирается на те местности, в которых священноначалие благословляет соблюдать этот пост по причине войны, наводнения, засухи, моровой язвы, землетрясения и прочих бедствий. Надобно также различать пост общий, который соблюдается всей Церковью, и пост частный, который человек сохраняет в отношении к самому себе, что бывает или по какому-нибудь обету, или из послушания духовному отцу. Пост слагается из трех составляющих: времени, количества и качества. Первая принадлежность поста определяется временем принятия пищи. Речь здесь идет о совершенном оставлении безвременного употребления пищи и пития. В Ветхом Завете для постящихся назначаемо было время употребления пищи вечером. Так, в Книге Судей израилевых читаем: И пошли все сыны Израилевы и все люди, и пришли в Бефиль, в дом Божий: и плакали там пред Господом: и постились в тот день даже до вечера (Суд. 20, 26). Во Второй книге Царств о посте говорится следующее: Плакали и постились до вечера о С ауле (2 Цар. 1, 12). Клялся Давид, говоря: то и то да сотворит со мною Бог, если пока не зайдет солнце, вкушу хлеба или иное что (2 Цар. 3,35). То же можно видеть и в других местах Священного Писания, открывающего нам, что ветхозаветные праведники во время лощения употребляли пищу только один раз - вечером.

http://zavet.ru/book/post-yv.htm

Христианский пост и современная медицина В последнее время всё чаще и чаще, всё громче и настойчивее раздаются такие речи и такие суждения о христианском посте: „Зачем пост? Ведь не то оскверняет человека, что входит в уста, а то, что выходит из уст, так что пост сам по себе не имеет никакой силы и никакого значения. Кроме того, он чрезвычайно вреден для человеческого организма. Это все видят, все чувствуют. В последнее время даже наука путём многочисленных данных доказала, как что пост – анахронизм, что он – бессмысленное и вредное для человеческого здоровья установление” 271 . Так говорят, так пишут, так думают. Теперь посмотрим, насколько основательны подобного рода ссылки на науку, как на союзницу в борьбе с церковным установлением. Проверим, действительно ли научные силы враждебными глазами смотрят на христианский пост и отрицают всякое его достоинство и значение. Это необходимо сделать, потому что подобные суждения смущают православных христиан, подрывают у них веру в спасительность и разумность данного церковного установления и тем ведут к уничтожению старого доброго христианского обычая. Подойдём ближе к вопросу. Христианский пост, как известно, имеет несколько степеней. Церковь предлагает в некоторые дни совсем воздерживаться от пищи и питья. Это, так называемый, абсолютный пост. Далее, Церковь разрешает одно только сухоядение, т. е. употребление хлеба и овощей без варева и масла или же растительную пишу с маслом. Наконец, Церковь дозволяет употреблять в пищу и рыбу. Особенно сильному критическому обстрелу со стороны „здравомыслящих людей” и самозваных служителей науки подвергся так называемый абсолютный пост. „Помилуйте, – говорят обыкновенно противники христианского поста, – это Бог знает что! Это не пост, а медленное и верное самоубийство, ибо организм без толку истощается, силы бесполезно уплывают, здоровье – так редкое в наши дни – тает не по дням, а по часам. И человек медленною стопою приближается к могиле. Пост в смысле только воздержания – от мяса, рыбы или чего-нибудь другого – это ещё куда ни шло. Это мы ещё понимаем. Но сплошное голодание, длящееся иногда по целым дням, а то неделям – это безумие, это варварство, это ужас”.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Aлekcuя II Как был установлен Успенский пост Успенский пост наступает через месяц после Петрова поста. Этот пост установлен перед великими праздниками Преображения Господня и Успения Божией Матери и продолжается две недели от 14 по 27 августа (включительно). Успенский пост дошел до нас с древних времен христианства. В беседе Льва Великого , произнесенной им около 450 года, мы находим ясное указание на Успенский пост: «Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост – в Четыредесятницу, для лета летний – в Пятидесятницу (Петров пост – ред .), для осени осенний – в восьмом месяце (Успенский – ред. ), для зимы – зимний (Рождественский – ред .)». Св. Симеон Солунский пишет, что «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей, и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания этих двух праздников, одного – как подающего нам освящение, а другого – умилостивление и ходатайство за нас». Окончательное установление Успенского поста произошло на Константинопольском Соборе 1166 года, проходившем под председательством патриарха Луки. Здесь было подтверждено, что все православные христиане согласно с древними уставами должны соблюдать Богородичный пост с 1 по 15 августа. Вальсамон об этом Соборе пишет: «Тогда сомневались некоторые о количестве дней поста Успенского и Рождественского. Поэтому сам святейший патриарх подтвердил, что хотя дни этих постов письменно нигде не обозначены, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и должны поститься от первого дня августа и от четырнадцатого дня ноября». Как прошли последние годы земной жизни Божией Матери

http://azbyka.ru/kak-provesti-uspenskij-...

Впрочем, пост не есть обыкновенное воздержание, предписываемое правилами благоразумия; он есть воздержание высшее и священное: где пост, там и воздержание, но не всегда там пост, где воздержание. Воздержание обыкновенное служит к сохранению телесного здоровья и приличия, а пост – к благочестию и спасению. Воздержание естественное потребно всегда, пост бывает временно. Первое есть правило благоразумия, последний есть заповедь Божия и св. Церкви. Свойство обыкновенного воздержания – всегдашняя во всяком роде пищи умеренность, принадлежность поста – количество, качество и время в принятии пищи, дозволенной Церковию. Пост, как говорится в Уставе церковном, определяется мерою, правилом и временем, и по строгости своей бывает различен. Он состоит или в совершенном неядении, напр. в продолжении трех ( Деян.9:9 ) или более дней ( Мф.4:2 ), в чем полагается строжайший пост; или в сухоядении, состоящем в ядении только хлеба, воды, сухих овощей и тому подобного; или в ядении сварения, с елеем и без елея, по обстоятельствам; или, наконец, в ядении рыбы 5 . Итак, пост в Церкви Православной имеет четыре главных степени и ядение рыбы составляет последнюю и легчайшую степень пощения. По указанию Иисуса Христа и св. Апостолов, пост телесный непременно требует и духовного, который должен быть всегда, но особенно при воздержании телесном. Господь и Апостолы всегда соединяли свой пост с духовным – с удалением от мира и с молитвою, и учили соединять пост телесный с духовным ( Мф.27:21 ; 1Кор.11:27 ). Таким образом и св. Церковь с постом телесным всегда требует от нас и поста духовного, – молитвы и прочих дел христианской любви, хотя и всегда потребных, но преимущественно во дни постные. «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, Церковь взывает к нам словами пророка Исаии (58:6–7), разрешим всякий союз неправды: всякое писание неправедное раздерем: дадим алчущим хлеб, и нищия бескровныя введем в домы, да приимем от Христа Бога велию милость» 6 . «Пост днесь отложение греха да будет ти, душе» 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   Когда предпасхальный пост из недельного сделался сорокадневным, ему осталось пройти еще одну стадию, чтобы получить тот вид или вернее ту продолжительность, какие он имеет в настоящее время. Как известно, ныне Великий пост, хотя называется Четыредесятницей, продолжается не 40 дней, а 48. Это потому, что Страстная неделя не включается в Четыредесятницу, а рассматривается как самостоятельный пост.    Такой порядок пощения, можно думать, возник одновременно с другой практикою, ограничивавшей пост 40 только днями, следовательно, включавшей Страстную седмицу в Четыредесятницу. Из вышеприведенных свидетельств Сократа и Созомена мы узнаем точно, где и какой из этих порядков господствовал в их время. Практика шестинедельного поста принята была главным образом в Риме, но кроме него в Иллирии, Греции, Египте, а по Созомену, и в Палестине.    Где был принят шестинедельный пост, там его начинали в понедельник шестой недели до Пасхи, т. е. с понедельника второй недели нынешнего православнаго поста. Следовательно, вся нынешняя первая седмица поста при такой практике не входила в пост. Памятью о такой практике, которой не следует теперь и главная в древности сторонница ее-римская церковь, в этой последней церкви осталось то, что тайная молитва этого понедельника, приходящегося теперь в римской церкви шестым уже днем поста, начинается словами: „Жертву начала Четыредесятницы торжественно приносим».    Что шестинедельный срок для пасхального поста принят был кроме Рима и в некоторых церквах Востока, об этом кроме Сократа и Созомена есть и другие свидетельства, которые вполне подтверждают и точность топографических указаний этих историков. Два вышеприведенные свидетельства о Четыредесятнице Евсевия Кессарийского ясно дают понять, что автору известен был предпасхальный пост только сорокадневной продолжительности.    Св. Афанасий Великий в одном пасхальном послании дает такие термины для предстоящего пасхального года: „сорокадневный пост начнем 13-го фаменота (­9 марта); затем, завершив пост, начинаем неделю св. праздника Пасхи [как видно из последующего-Страстную седмицу] 18-го фармути (13 апреля) и прекращаем ее [букв. „отдыхаем от нее“] 23-го же фармути, и затем 24-го празднуем воскресенье; а к этим дням прибавляем 7 недель великого праздника Пятидесятницы (Пасха, следовательно, в том году приходилась 19 апреля). Не большую продолжительность имел предпасхальный пост в Александрии и при патриархе Феофиле (385—412), в пасхальном послании которого даны такие термины: 30-го мехиря (24 февраля) начало поста, 5-го фармути (31 марта) Страстная седмица, 11 фармути (6 апреля) — Пасха.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Особое внимание надо обратить на Великую субботу. Это – день строгого поста, единственная постная суббота в году. Следовательно, те, кто под предлогом, что, дескать «уже отслужили пасхальную службу» 3 (!), спешат попрать пост, бесчестят святость этого дня и совершают глубочайшее нечестие. Рождественский пост 1. Второй продолжительный пост после Великой Четыредесятницы – это рождественский пост, известный в Греции также под названием сорокадневия. Он также включает в себя сорок дней, однако не так строг, как пост Великой Четыредесятницы. Этот пост начинается 15 ноября и заканчивается 24 декабря (ст. ст.). 2. Праздник Рождества по плоти Господа нашего Иисуса Христа – второй великий Господский праздник христианского календаря. До середины IV века Восточная Церковь праздновала Рождество и Крещение Христово вместе под именем Богоявления в один и тот же день, 6 января. Как отдельный праздник, празднуемый 25 декабря, Рождество пришло на Восток с Запада в конце IV века. Святой Иоанн Златоуст , первым упоминающий о празднике Рождества, называет его «митрополией всех праздников» и сообщает нам (около 386 г.), что «нет еще десяти лет, как этот день [праздника] стал известен и знаком нам». После разделения некогда единого праздника и установления трех отдельных праздников – Рождества (25 декабря), Обрезания (1 января) и Крещения (6 января) – оформились и так называемые святки, то есть праздничный период с 25 декабря до 6 января. Так, некоторым образом сохранилось древнее единство двух великих праздников – Рождества и Крещения Господня. 3. Большое значение, которое с течением времени в церковном сознании получил новый праздник Рождества и благоговение верующих, и в особенности монахов, стали предпосылками к установлению поста также и перед Рождеством Христовым. На него, конечно, оказал влияние и уже оформившийся сорокадневный пост Великой Четыредесятницы перед Пасхой. Как сам праздник, так и пост, как подготовка к празднованию Рождества Спасителя, появился сначала на Западе, где этот пост назывался Четыредесятницей святого Мартина, так как он начинался в день праздника этого святого Западной Церкви. То же самое произошло и у нас, где многие называют Рождественский пост Филипповым, конечно, потому, что он начинается на следующий день после памяти этого апостола.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Даже покаяние без поста напрасно есть. «Никтоже да не мнит без болезни очистить грехи, – говорит митрополит Киевский Никифор (1104–1121), – и без поста омыти скверны» 5 . «Оружие чистоты», пост одухотворяет человека, возвышает его молитву, является самой удобной ее основой. «Пост на небо молитву посылает, аки криле ей бывающи к горнему шествию... Аще бо не сотвориши крилу молитве, не взлетит к Богу». Великий пост христиане проводили очень строго, и поэтому предписаний о нем сохранилось гораздо больше, чем о других постах. Согласно древнецерковным указаниям, Великой пост признавался десятиной года, которую верующий посвящал своему Небесному Царю. Автор одного древнего поучения предлагает такой расчет дней Великого поста: пост продолжается семь недель, включая Страстную; из них первые шесть содержат по пять постных дней, ибо субботы и воскресенья Великого поста, согласно с церковными канонами 6 , не считались вполне постными днями; всего получалось тридцать дней. Последняя, Страстная седмица содержала шесть постных дней, ибо в Великую субботу полагался пост 7 . Получалось 36 дней – неполная десятина года. Чтобы она стала полной, предписывалось поститься в Великую субботу до «поздняго» – еще полдня. Всего Великий пост содержал 36 с половиной постных дней. По этому расчету он был точной десятиной года, но не был четыредесятницсй. В Киево-Печерском монастыре был другой расчет, по которому Великий пост являлся точной четыредесятницей, но не представлял точной десятины года. Преподобный Феодосий Печерский говорил братии перед началом Великого поста: «Се есть десятина даема от лета Богу... еже есть пост четыредесятный, в няже дни очистившися душа, празднует светло на Воскресенье Господне, веселящися о Бозе» 8 . Сам же Преподобный на Великий пост затворялся в пещере и возвращался к братии в конце шестой недели, «в пяток на канун Лазарев, в сей бо день, объясняет летописец, кончается пост сорока дней» 9 . Очевидно, в Печерском монастыре великопостный период рассчитывали так: шесть седмиц считали сплошь постными, то есть до пятницы шестой недели. Страстная седмица не входила в счет поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/o...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010