Это слова Священного Писания. Как после этого можно утверждать, что у Бога есть одно-единственное личное имя – Иегова? А вот другое место, тоже из пророчества Исаии: «Искупитель наш – Господь Саваоф имя Ему, Святый Израилев...» ( Ис.47;4 ). Вновь становится очевидным, что у Бога есть уже третье имя – Саваоф. Но говорит ли это, что Библия имеет ошибки? Нет, просто изначально ошибочно считать, что у Бога может быть одно-единственное имя. Обратимся к книге пророка Даниила. В 9 главе, стих 18–19, можно прочитать, что Божье имя наречено в названии города Иерусалима и в названии народа Израиль: «воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено имя Твое» (ст. 18), и «Твое имя наречено на городе Твоем и на народе Твоем» (ст. 19). В слово «Иерусалим» входит корень «Эль» (другой вариант – Элохим), что, как известно, является одним из ветхозаветных имен-титулов Бога. Название народа «Израиль» (с евр. «борющийся с Богом») также входит ветхозаветное имя Бога «Эль». Значит, пророк Даниил считал именем Бога не «Иегова», а «Эль». Наконец, мы должны помнить, что есть несколько книг Ветхого Завета, где ни разу не употребляется имя Яхве (Песнь Песней, Иов и др.). Во всех известных древнейших свитках Нового Завета нигде не стоит имя «Иегова». Итак, мы увидели, что выражение «призвать имя Бога», весьма часто употребляющееся в языке Библии, нельзя понимать только в буквальном смысле. Очевидно, что «Свидетели Иеговы» спекулируют этим, пользуясь сложностью языка Священного Писания и незнанием большинством людей подобных нюансов. Кроме этого, мы убедились, что у Бога нет единственного личного имени. Все имена и титулы Бога – суть качественные характеристики Сущности Божией, которые правильно считать откровением о природе Бога. 7.3. Классический комментарий Торы об имени Бога Интересно узнать, как объясняют вопрос имени Бога иудейские комментаторы Ветхозаветных книг. Обратимся к классическому комментарию Торы. «Спрашивая об имени, Моше не стремится узнать какое-либо конкретное слово, указывающее на Высшее Начало, которого до сих пор никто не знал.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ V (1830/31 (по др. данным, 1824), дер. Тизмант близ Бени-Суэйфа, Египет - 7.08.1927, Каир), патриарх Коптской Церкви (с 1 нояб. 1874). В миру носил имя Ханна (Юханна; Иоанн). В возрасте ок. 12 лет стал диаконом, затем - послушником монастыря Сирийцев (Дейр-эс-Суриан) в Вади-эн-Натрун; когда ему было ок. 20 лет, принял монашеский постриг в соседней обители Дейр-эль-Барамус, где было всего 4 монаха. Через некоторое время принял священство и стал настоятелем этого мон-ря. За хороший почерк получил прозвище ан-Насых (Каллиграф). В 1855 г. копт. Александрийский патриарх Димитрий II (1862-1870) назначил его настоятелем патриаршего собора в Каире, но затем по просьбе братии Дейр-эль-Барамуса позволил ему вернуться в мон-рь. За годы игуменства Ханны ан-Насыха обитель значительно расширилась, в т. ч. за счет переезда туда в 1870 г. группы насельников мон-ря Дейр-эль-Мухаррак. После избрания на Патриаршество Ханна ан-Насых принял имя Кирилл V, чем подчеркнул намерение продолжить курс реформ своего предшественника Кирилла IV . Как и он, К. уделял первостепенное внимание просвещению и духовно-нравственному развитию единоверцев. При К. было построено 13 церквей, в т. ч. 1-й собор в Судане - св. Марка в Хартуме (1904); при его прямом участии открыты 9 копт. школ для мальчиков и девочек, Каирская ДС (1894), копт. ремесленное училище в Булаке (1904), неск. больниц и богоугодных заведений. В Патриаршество К. произошла активизация монашеской жизни и книгоиздательской деятельности. В типографии мон-ря св. Антония было напечатано более 1 тыс. религ. книг на араб. и копт. языках. Патриарх поощрял появление работ плеяды копт. богословов, полемизировавших с протестантами и католиками, популяризаторов духовной лит-ры, исследователей истории Коптской Церкви. Вместе с тем одним из итогов «пробуждения» копт. общественно-политической и религ. мысли стала критика патриарха и проводимой им политики, прозвучавшая в трудах таких богословов, как настоятель собора св. Марка в Каире Филутавус Ибрахим и издатель «Коптского альманаха» Филутавус Авад.

http://pravenc.ru/text/1840423.html

Хлопот и издержек по упорядочению этой недвижимости будет немало. Но я позволю себе напомнить, что на приобретение её затрачено более 12000 франков, составившихся из различных пожертвований, и что в настоящее время она может быть оценена дороже – приблизительно в 30 000–35 000 франков. 8. Около города Яффы Земля мюльк. Один участок или, точнее выражаясь, узкая полоса земли, длиною аршинов в 20 и шириною аршинов в 7 (79 кв. м=140 кв. пик), по имени Сиккет-эс-Себиль. Он находится у общественного водоёма и расположен вдоль общественной дороги с южной стороны вакуфного сада Архимандрита Антонина, против ворот сада, если посмотреть из них немного налево. Кроме одного дерева Джуммэз (сикамор – дикая смоковница), на нём ничего не имеется. Прежде на нем стояла простая землянка, но она была уничтожена о. Антонином. Эта полоса земли обнесена капитальной стеной на извести в 1 сажень вышины. О. Антонин заплатил за место 170 франков. Но ныне оно стоит (включая сюда и стоимость стены) около 1000 франков. Ни доходов, ни расходов оно не приносит. Казённых недоимок на нём числится франков 18 за время с 1883 по 1895 г. Документы: Две временные купчие крепости, из коих одна 4) на имя русской подданной Марии Григорьевны Капустиной, матери (ныне умершей) о. Антонина, а другая 5) – на имя Я. Халеби. 9. Село Кана Галилейская (по-арабски Кефр-Канна) В верхней Галилее (ныне составляющей часть Акрской ливы Бейрутского виляета) находятся два села, носящие древнее имя Кана. Одно из них (к северо-западу и в трёх часах пути от Назарета в Акру) ныне называется Кана-эль-Джалиль, другое (к северо-востоку и в 1 1/2 часах пути от Назарета, на дороге в Тивериаду) – Кефр-Канна. В которой из них совершилось чудо претворения воды в вино, сказать трудно. Путешественники до XVI века указывают на чудесные каменные водоносы в Кана-эль-Джалиль, а путешественники после этого века – на таковые же в Кефр-Канне. Нынешние православные и католики считают Кефр-Канну евангельскою Каною, но последние делают это с оговоркой. Утверждая, что их церковь находится на месте дома Симона Кананитского, они оспаривают, однако, подлинность показываемых чудесных водоносов. Причина, вероятно, та, что эти водоносы принадлежат православным. Новые протестантские путешественники (например, Robinson, Biblical researches in Palestine, 1856, t. II, p. 347–349) считают Кана-эль-Джалиль евангельскою Каною.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Этот город упоминается, вместе с другими местами, в Священном Писании только один раз, и находится в северной или восточной части удела Вениаминова, чему вполне удовлетворяет местоположение Хирбет Телль-эль-Фара» (Описание..., т. III, стр. 71-73). Говоря о Священном Писании, Герен имеет в виду следующие стихи из книги Иисуса Навина: «Города колену сынов Вениаминовых, по племенам их, принадлежали сии: Иерихон, Беф-Хогла и Емек-Кециц, Беф-Арава, Цемараим и Вефиль, Аввим, Фара и Офра» (Иис. Нав. 18:21-23). Современные комментаторы еврейской Библии принимают эту идентификацию, хотя и без особого энтузиазма. Соответствует она и указанию Кирилла Скифопольского: «В 10-ти стадиях от Фаранской лавры, к востоку, есть селение, называемое Фаран, от которого, как я думаю, получила название и лавра» (Житие Евфимия, 79). Примерно такое расстояние и отделяет лавру от упомянутого Гереном урочища Телль эль-Фара. Проблема в том, что археологическими исследованиями существование в данном урочище поселения во времена Иисуса Навина подтверждается, что говорит в пользу догадки Герена, однако керамика византийского периода здесь не обнаруживается, что вступает в противоречие с известием Кирилла. По предположению Хиршфельда, Кирилл (или позднейший его переписчик) мог ошибиться в определении того, что от чего располагалось к востоку: селение от лавры или лавра от селения. Если верно второе, то следует полагать, что во времена Кирилла название Фаран носило селение, находившееся к западу от лавры, и здесь, примерно в двух километрах от монастыря (10 стадиев соответствуют 1840 м) действительно имеется урочище Хирбет Абу-Мушшарах, где византийская керамика в изобилии выявляется археологически. Однако в этом случае византийское селение Фаран и современное урочище Телль Эль-Фара оказываются разнесенными почти на 4 км, с самой лаврой на полпути между ними, что оставляет вопрос открытым.    Хотя Герен посетил развалины лавры ещё в 1863 г. и даже заметил, что пещеры когда-то могли служить убежищем отшельникам, он не отождествил урочище с Фаранской лаврой.

http://sobory.ru/article/?object=18570

Такое же аккомодативное истолкование нашла у святителя Тихона Задонского и история призвания Моисея: «Сними обувь твою с ног твоих, как пишут учители, – это значит отложить земные попечения. Сними и ты, христианин, обувь с ног твоих, то есть отбрось печаль житейскую, помыслы суетные, когда ты пришел в дом Божий, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая ( Исх. 3:5 ) " 202 . Похожее истолкование данного места можно найти и в гомилиях святителя Григория Паламы , видевшего вслед за святителем Григорием Нисским в жизни Моисея аллегорию духовного восхождения человека к Богу: «Что же означает это: сними обувь твою с ног твоих! Это значит: сбрось кожаные одежды, в которые ты оделся и в которых грех действует и отстраняет тебя от святой земли. Итак, слова сними обувь твою с ног означают: не живи более по плоти и в грехе, но да будет упразднена и умерщвлена противная Богу жизнь, и рассуждение плоти, и закон в членах, противящийся закону духа и пленяющий законом греха; пусть он более не побеждает и не действует, умерщвленный силою боговидения. Разве это не крест? Ибо Крест, опять же согласно божественному Павлу, означает: распять плоть со страстями и похотями ( Гал. 5:24 ). Итак, сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая ( Исх. 3:5 ). Эти же слова показали ему будущее освящение, которое должно было наступить на земле благодаря Кресту, после явления Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Ибо тогда, взирая на величие зрелища – купину, орошаемую в огне, он предузрел будущее Пришествие Христово, потому что созерцание в Боге есть тайна Креста, и оно-то проистекает из второй тайны (то есть из распятия себя миру), которая больше первой (то есть самого удаления от мира)» 203 . Рассматриваемый раздел кроме прообразовательного и нравоучительного имеет также важное богословское значение – откровение об имени Божием Сущий ( Исх. 3:13–15 ). В текстах Ветхого Завета встречаются различные именования Бога Израилева, чаще всего Эль – «быть сильным» (общесемитское наименование Божества) и производные от него – Эль Шаддай («Бог Всемогущий »), Эль Эльон – («Бог богов, или Бог Всевышний, священником Которого был Мелхиседек»), ЭлоаК – «Сильный» (то есть Бог), Элогим – «Всесильный». Однако наряду с этими именами для обозначения только Бога Израилева священные писатели с первых глав Бытия (см.: Быт. 4:26 ) употребляют и имя Ягве – Сущий, открытое, когда «Сын Божий, Слово Божие, Господь наш Иисус Христос говорил с Моисеем в купине» 204 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Коптская Церковь имеет четыре поста: Великий пост перед Пасхой (50 дней), Петровский пост (13 дней), Успенский пост (15 дней) и Рождественский пост. Рождественский пост для клириков имеет продолжительность в 43 дня, а для мирян — 23 дня. Имеются малые посты: Ниневийский, в память пророка Ионы, продолжительностью в три дня (перед Великим постом), и пост Ираклия, в связи с взятием Иерусалима (1-я седмица Великого поста). Среда и пятница, кроме святок и пасхального периода, — постные дни. Крестное знамение копты кладут справа налево одним перстом 70 , объясняя это единством существа в Троице славимого Бога, а также древностью этого способа, восходящего к евангелисту Марку, который научил так молиться своих последователей в Египте. 20. Церковное искусство, храмы Археологи признают, что искусство коптов было самостоятельным течением, несмотря на позднейшие иностранные влияния, являя как бы живое присутствие древнего Египта. Самыми знаменитыми из сохранившихся до настоящего времени памятников церковного искусства являются находящиеся вблизи города Сохаг храмы Белого и Красного монастырей, которые с IV в. поднимают свои мощные стены среди пустыни. Это прямоугольный тип двухэтажного храма с алтарем, отгороженным от средней части храма колоннами, в подражание западным базиликам оканчивающимися в западной части храма. После VI в. в коптских базиликах трехчастный алтарь отделяется от остальной части храма иконостасом. Из-за постоянных гонений окна сократились до небольших слуховых отверстий. Наиболее древние храмы — это храм Богородицы (Эль-Атра) в Харет эль-Цумах (Х в.), святого Меркурия, сооруженный в той же местности в 927 г., который был резиденцией патриарха в XIV–XV вв., храм Эль-Моальака в Вавилоне, служивший кафедральным собором с 617–822 гг. для епископа Каирского и местом для хиротонии патриархов в XII в., храм святых Сергия и Вакха (VIII в.), под которым имеется крипта VI века, сооруженная на месте, где, по преданию, находилось Святое Семейство во время бегства в Египет.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

В удостоверение чего настоящий акт составлен 26 Мохаррема 1307. (Записи, находящиеся на обратной стороне копии акта): Для копии, соответствующей регистрации. Мохамед Хоршид. 3. Налоговые сборы за копию вакуфного акта, полученную из реестра – 675 пиастров. Сумма в 675 пиастров получена 3 ноября 306 (1890). Кассир: Рафаель Кагиль. Главный бухгалтер из Иерусалима:/нет подписи/ Верность (французского) перевода удостоверена. 1-й Драгоман Генерального Консульства/подп./Хомси. АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/11, д. 4, л. 4–13. 62. Купчая крепость на место в Айн-Кареме (Горнем Граде Иудовом) Иерусалим, 11 ноября 1889 г. Перевод с арабского. Копия. Удостоверяю верность нижеизложенного, (подпись) Эс-Саид-Мухаммед Тагир-эль-Халеди, Наместник Судьи г. Иерусалима. (М. П.) Перед Судом и в присутствии Наместника Судьи, печать и подпись коего выше значатся, явился г. Яков, драгоман Архимандрита, Духовного Главы Русского Правительства в Иерусалиме, о котором сказано будет ниже, (Яков), сын Георгия, сына Ивана-эль-Халеби, грек, турецкоподданный 91 , и заявил, подтвердив свободно и добровольно (своё заявление) свидетельскими показаниями, удовлетворяющими всем требуемым законом условиям: что все произрастания из плодовых деревьев различных пород (маслина и др.), находящиеся на пространстве старых западных полей, на земле деревни Айн-Карем, прилежащей с запада к южным развалинам монастыря, окружённых оградою со всех 4 сторон, известных под названием «Масличных полей» и ограничиваемых с юга владениями Субани и землями Абд-ур-Рахима и Мухаммеда, сыновей Давуда, жителей сказанной деревни; с востока – землёю детей бывшего Муфтия, которая составляет часть второго поля, третьего – ниже помянутого и развалинами вышесказанного монастыря, считая и площадь, примыкающую к стене сего монастыря, в каковой стене имеется дверь; с севера – общественною дорогою; с запада – владениями детей Ати и Измаила Наван, и Али-эль-Хадж, и детей 92 , жителей названной деревни, и что все строения старого западного дома, находящегося вне деревни, но в пределах названного поля, каковой дом имеет 2 этажа, – нижний состоит из двух смежных комнат, большой комнаты, кончающейся галереей, кухни и цистерны для накопления дождевой воды; верхний этаж – из двух смежных комнат и маленькой комнаты с галереей и открытым балконом и с законными удобствами, – (дома), ограничиваемого с юга сказанным полем, с востока – площадью, примыкающею к стене развалившегося монастыря, в которой проделана дверь; с севера и запада – помянутым полем, причём сей дом и сказанные деревья стоят на земле, составляющей вакф во имя Святого Абу-Медия Фаут и несущего повинность хикр в 20 пиастров ежегодно, в пользу сего вакфа,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Жизнь синайских монахов вообще довольно тяжела; при климате, требующем пищи легкой и удобоваримой, обычная трапеза их в состоянии расстроить самый здоровый непривычный организм. Она состоит из хлеба столь дурного качества, какого я никогда не видал и которого не могли даже есть бывшие здесь недавно русские поклонники. К хлебу подается чашка тюри из риса или из трав с оливковым маслом, апельсин вместо лимона и лимон, исправляющий должность апельсина, и все это запивается чаркой мастики – напитка, к которому тоже надобно привыкнуть, чтоб находить в нем какой-нибудь вкус. По праздникам дается тюря из соленой рыбы и прибавляется к обыкновенному столу чарка красного вина, весьма дурного качества. Из стен монастырских монахи выходят редко, и единственное удовольствие их – прогулка по саду, среди которого находится описанная уже усыпальница, напоминающая ожидающую их участь. Недаром наместник Патриарха в Каире говорил мне, что для греческих монахов Синайский монастырь – все равно, что Сибирь для русских: за вины их ссылают на смирение на Синай. Вот все, что видел я интересного в стенах монастыря. Обращаюсь теперь к окрестностям. Выше уже говорилось о долине Эр-Рагах. Полная дикого величия, идущая скатом к монастырю, неравномерно выпуклая посредине и опускающаяся к краям, обставленная с обеих сторон гранитными вертикальными скалами с обрывисто осыпающимися подошвами и замкнутая вверху утесами, наполовину скрытыми за ее выпуклостью, – она видна почти на всем своем протяжении с террасы монастырских стен. Согласно с преданиями и исследованиям и ученых (Robinson, Biblical Researches) 14 , на ней стояли станом израильтяне во время пребывания Моисея на Синае. Размеры ее таковы, что могли быть достаточными для массы израильтян, достигших этого места. Средняя ширина ее около 900, длина до 2300 метров. Сверх того, к ней прилегает широкий вход в долину Эль-Шейх с одной стороны и большое ровное пространство устья долины Эль-Леджа с другой. На восток от монастыря видны величественные гранитные утесы горы Эль-Деир, а с запада стены монастыря примыкают к подошве еще более грозных утесов Хорива (Джебель-эс-Сафсафег по-арабски), за которыми на юго-западе упираются в небеса колоссальные массы Синая (Джебель-Муса по-арабски).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Едва я разбил свой шатер, как все пустынные власти Эль-Ариша собрались ко мне, несмотря на ночное время; я угостил их трубками и кофеем; они долго пробыли у меня, и я занялся с ними расспросами о пути к Петре Аравийской и к Синаю; я все еще имел надежду быть там. Они предлагали мне лучших проводников и поручителей. Это есть удобнейшее место для направления своего пути в Аравию. Бедные христиане, предпринявшие путь с женами и детьми из Египта в Иерусалим к Пасхе, были остановлены в этой пустыне, под открытым небом, без всякой помощи, претерпевая зной, недостаток в съестных припасах, тратясь деньгами для защиты себя от притеснений и отчаиваясь встретить великий праздник в святом граде. Пророк Исаия, упоминая о Риноколуре (древнее имя Эль-Ариша), сказал: «Придут… погубляемии во Египте и поклонятся Господеви на горе святей во Иерусалиме» ( Ис 27:13 ). Узнав о прибытии моем, египетские христиане заключили, не знаю по каким слухам, будто я имею повеление снять карантин. От радости они, по обычаю восточному, подняли пальбу из ружей и пистолетов; арабы-христиане стреляли даже пулями, которые наконец начали свистать мимо нас и заставили нас остеречь их самих и себя. Я узнал на другой день, что коптский Епископ, глава Восточной Коптской церкви, обманутый этими слухами, направился к моему шатру с некоторыми из своих, при свете фонарей, чтоб узнать от меня истину; он встречен был офицером, и этот варвар осмелился, несмотря на его сан и преклонные лета, ударить его палкою. На другой день я посетил Епископа и в присутствии его строго выговаривал египетскому офицеру и внутренно обещался не оставить без наказания виновного, доведя это происшествие до Ибрагима-паши. Эль-Ариш, древняя Риноколура, важен как средоточие караванов Азии и Африки; он обнесен со всех сторон песочными холмами. Некоторые писатели полагают, что в этом пустынном городе Ной разделил землю трем сыновьям своим 11 . Мы видим из Диодора, что Риноколура основана Ефиопским царем Актизаном для ссылки преступников; он описывает это место так, как оно есть, – лишенным всех потребностей жизни; он прибавляет, что преступники нашли средство несколько улучшать свою жизнь ловлею в тенетах перелетных из-за моря птиц, которые в известное время в большом множестве, утомясь долгим путем, спускались на этот дикий берег.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Мозаичный пол из ц. св. Стефана в Умм-эр-Расасе. 757 г. В напольных мозаиках часто встречаются образы святых (?) с нимбами (в ц. Илии, Марии и Сорег в Герасе, VI в.), донаторов (Феодора и Георгии в ц. св. Космы и Дамиана в Герасе, 533; в ц. св. Стефана в Умм-эр-Расасе, 757), персонификаций времен года (Зал времен года в ц. семьи Ксар; Ипполитов зал в ц. Богоматери, в ц. аль-Хадир - все в Мадабе, VI в.; в ц. диак. Фомы близ Айн-Муса у горы Нево, VI в.; в правом нефе ц. свящ. Ваила, 586; в церквах еп. Сергия, 587/8; св. Кириака в Эль-Кувайсме (Амман), VI в.; Илии, Марии и Сорег в Герасе, VI в.; в Зай-эль-Гарби в Гадаре, 2-я пол. VI в.), природных стихий и универсальных аллегорий (Таласса-море в ц. Апостолов в Мадабе, 565 или 576; Гея-земля в ц. св. Георгия в Хирбат-эль-Мухаят, 535/6; в верхней капелле свящ. Иоанна при ц. Амоса и Касисея в Вади-Африт у горы Нево, 565; персонификации земли, океан, времен года и аллегории в Византийской ц. в Петре, VI в.), а также сельский стаффаж (фигурки крестьян, охотников, погонщиков, виноградарей, рыбаков), звери и птицы. В раскопанных виллах 1-й пол. VI в. найдены напольные мозаики с изображениями богов и героев и др. персонажей языческой мифологии: наказание эротов с Афродитой, Адонисом и нимфами и Федра с Ипполитом - в Ипполитовом зале; Ахилл, Патрокл и Брисеида - перенесена в ц. Апостолов в Мадабе; Геракл с немейским львом и Ариадна (ее фигура утрачена) с танцующими сатиром и вакханкой - перенесены в Арх. музей в Мадабе. Мн. мозаики с изображениями людей в церквах были уничтожены (фигуры целиком либо только лица) и заложены белой и цветной смальтой. В Герасе в т. н. церкви-синагоге (III-IV вв., 530-531) обнаружен уникальный по иконографии памятник мозаичной напольной декорации синагоги со сценой шествия животных в ковчег Ноя (V - нач. VI в.?). Местным, более нигде не встречающимся жанром (за исключением изображений Вифлеема и Иерусалима в ранних базиликах Рима) являются мозаики с изображениями городов Египта, Палестины и Заиорданья (см. ниже).

http://pravenc.ru/text/578380.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010