500 чел.). Мелькитский собор ап. Павла на Хариссе. 1962 г. (Статистика за 2013) в Л. представлен гл. обр. Восточными католическими Церквами . Традиционно в стране доминировала христ. община маронитов, в наст. время составляющая Маронитскую католическую Церковь . Резиденция ее архиерея - Антиохийского маронитского патриарха - находится в Бкерке. В Л. действуют 4 патриарших еп-ства (подчиняются непосредственно патриарху): Джубба (Хадат-эль-Джубба), Згарта-Ихдин, Сарба и Джуния (всего ок. 150 приходов, ок. 410 тыс. чел.); 4 архиеп-ства: Антильяс (93 прихода, 250 тыс. чел.), Бейрут (127 приходов, 232 тыс. чел.), Триполи (125 приходов, 144 тыс. чел.), Сур (22 прихода, 42 тыс. чел.); 5 епископств: Эль-Батрун (66 приходов, 70 тыс. чел.), Баальбек-Дайр-эль-Ахмар (34 прихода, 45 тыс. чел.), Джубайль (86 приходов, 185 тыс. чел.), Сайда (104 прихода, 155 тыс. чел.), Захле (33 прихода, 49 тыс. чел.). Марониты сосредоточены в Вост. Бейруте, а также в секторе от Бейрута до Триполи (районы Кесруан, Джубайль, Эль-Батрун, Бшарри). Мелькитская католическая Церковь представлена митрополией Бейрут и Джубайль (121 приход, 200 тыс. чел.), митрополией Сур (11 приходов, 3 тыс. чел.), в подчинении к-рой находятся архиепископства-суффраганы: Банияс (др. названия - Панеада, Кесария Филиппова; 11 приходов, 2,5 тыс. чел.; центр - Марджъуюн), Сайда (53 прихода, 32 тыс. чел.), Триполи (15 приходов, 10 тыс. чел.), а также 2 архиеп-ствами: Баальбек (7 приходов, 20 тыс. чел.), Захле и Эль-Фурзуль (39 приходов, 150 тыс. чел.; в подчинении патриаршей епархии-митрополии в г. Дамаск (Сирия)). В Бейруте находятся престолы патриарха армян в Киликии (см. Армянская католическая Церковь ; 7 приходов, ок. 12 тыс. чел.) и Сирийского патриарха Антиохии и всего Востока (см. Сирийская католическая Церковь ; 5 приходов, в 2010 - ок. 14,5 тыс. чел., в 2013 - ок. 100 тыс. чел.). Халдейская католическая Церковь представлена Бейрутским еп-ством в юрисдикции Вавилонского патриархата (3 прихода, ок. 20 тыс. чел.). Католики латинского обряда образуют апостолический викариат в Бейруте (8 приходов, ок. 10 тыс. чел.). Протестантские церкви, деноминации и секты

http://pravenc.ru/text/2463663.html

ЭЛЬ – общесемитское наименование Божества (ср. Илу Илум, Аллах). В Ветхом Завете оно употребляется редко (напр., Числ.12:13 ) и иногда обозначает языческих богов (напр., Исх.15:2 ). Этимологически слово Эль происходит от понятий «сила», «могущество». Оно входит во многие теофорные имена (Израиль, Иезекииль, Илия, Иерусалим и др.). ЭЛЬ ШАДДАЙ – столь же редкая форма, обычно переводимая как Бог Всемогущий ( Быт.17:1 ). Возможно, такое имя означало «Бог Горы» (в Сирии «Гора Севера» обозначала местопребывание Божества). ЭЛЬ ЭЛИОН («Бог Всевышний») встречается преимущественно в поэтических текстах Ветхого Завета (напр., Пс.7:18 ). Первое упоминание этого имени Бога мы находим в Быт.14:18 , где сказано, что священником Эля Элиона был Мелхиседек, ханаанский царь Салима (Иерусалима?). В ханаано-финикийском языке к богу Ваалу прилагается сходное наименование Алийян, что значит «сильный». ЭЛЬ РОЙ – Бог Видящий ( Быт.16:13 ), было, вероятно, также одним из древних наименований Божества. САВАОФ – Бог Сил. Так Его называют ангелы в видении пророка Исаии. Одно из самых частых имен Бога в Писании. ЭЛОХИМ, или ЭЛОГИМ, является именем во множественном числе, образованным от ЭЛОАХ, архаического имени Божьего, употреблявшегося в священной поэзии (в том числе в Книге Иова). Наряду с именем ЯХВЕ, слово Элохим является наиболее употребительным в Ветхом Завете, начиная с Книги Бытия (в синодальном переводе «Бог»). Предполагается, что им предпочитали пользоваться в Ефреме. Множественная форма слова Элохим почти повсюду согласуется с единственным числом. Исключение составляют те редкие места, где «элохим» обозначает сонм небесных сил (напр., Пс.8:6 ). АДОНАЙ (евр. «Господин мой», церк.-слав. – «Господь») также является общесемитским наименованием Божества (в греч. варианте Адонис). В Септуагинте оно переведено как «Кириос», и ради благоговения этим словом заменялось произношение свящ. имени ЯХВЕ (как в синодальном и многих других европейских переводах). ЯХВЕ – условное произношение священного имени, с которым Бог открылся Моисею.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

Открытия в Эль-Арадже, сделанные в предыдущие годы, включают церковь, остатки деревни, которая была обитаемой с первого века до нашей эры по третий век нашей эры, а также множество рыболовных снастей — именно этого и следовало ожидать, если бы кто-то нашел еврейскую рыбацкую деревню римского периода. Раскопки церкви выявили, среди прочего, три надписи, одна из которых содержала обращение ни к кому иному, как к святому Петру. Преобладание доказательств привело Нотли и Авиама к выводу, что это было не что иное, как «Церковь Петра», церковь Апостолов в деревне Вифсаида. Само название Эль-Арадж может служить подтверждением того, что это место, а не какое-либо другое, было Вифсаидой, предполагает Нотли. «Эль-Арадж» означает «хромой человек», и он утверждает, что книжники перепутали название «Вифсаида» («рыбацкая деревня») с Вифездой, где Иисус исцелил хромого человека в Иерусалиме. В самых первых греко-христианских рукописях, посвященных чудесам Иисуса, сбитые с толку переписчики начали называть Бет-Зету (Вифезду) в Иерусалиме Вифсаидой, и каким-то образом Вифсаида приобрела ассоциацию с «хромым человеком». Добавим, что раскопки в Эль-Арадже продолжаются, несмотря на начало войны 7 октября в Секторе Газа и отъезд иностранных добровольцев, уехавших сразу после начала боевых действий. В частности, за это время археологи раскопали две ступени апсиды. Открытия этого сезона включают в себя тот факт, что церковь прослужила дольше, чем предполагалось. Судя по всему, церковь действовала сотни лет, с конца пятого по восьмой век. Длительная деятельность храма подчеркивает его важность в раннехристианском мире. «Это было настолько важно, что они инвестировали в несколько этапов развития и сохранения», — говорит Нотли. В подтверждение версии о том, что Эль-Арадж был Вифсаидой, домом апостолов, также приводят мнение, что, возможно, это была не самая ранняя церковь в городе. «Рядом с базиликой растет эвкалипт. Большой. Нет, эвкалипт не является родным для Израиля. Их завозили из Австралии с идеей «осушить болото», начиная с 1880х годов, и чем меньше об этом будут говорить, тем лучше», — отмечают археологи.

http://azbyka.ru/news/v-izraile-najdeny-...

Весть о чудесной находке разнеслась по острову. Возник культ почитания иконы, и с тех пор каждый год тысячи паломников стали стекаться в местечко Эль-Кобре, куда был перенесен чудотворный образ. Увеличивались пожертвования, и со временем на эти средства был выстроен собор, высящийся на холме у подножия горы. Сюда постоянно приезжают богомольцы, чтобы предстать перед иконой Божией Матери со своими бедами и страданиями. Те же, кто не находит сил отправиться в путь, сооружают миниатюрные домашние алтари и с любовью украшают их. Эрнест Хемингуэй, долгие годы проживший на Кубе, хорошо знал об этой национальной святыне. В августе 1956 года в Гаване состоялось чествование нобелевского лауреата. Хемингуэй отобедал в кругу более чем полутысячи кубинцев. В конце обеда писатель обратился к почитателям с краткой речью и подтвердил то, что он заявил еще два года назад: «Хочу передать медаль, полученную мною вместе с Нобелевской премией по литературе, в дар нашей Деве Каридад дель Кобре, покровительнице этой страны, которую я так люблю». А вскоре медаль была вручена Гаванскому архиепископу для передачи ее в дар собору Эль-Кобре. …Паломники, прибывающие в Эль-Кобре, направляются к собору, возвышающемуся над городком. Городок можно обойти за полчаса; это несколько асфальтированных улочек, незатейливые одно- и реже двухэтажные домики под красной черепицей, много зелени. Дорога по перекинутому через ручей легкому мостику ведет в гору. У самого подножия горы — церковь, не очень большая, но очень нарядная и ухоженная. Это и есть собор Эль-Кобре, где хранится икона Святой Девы Марии Милосердной. Широкая и довольно высокая каменная лестница ведет к главному входу. Особенно много паломников бывает здесь 7 и 8 сентября — на празднике в честь чудотворной иконы. В эти дни на лестнице и вокруг самой церкви, как говорится, банану негде упасть. Но и в обычные дни здесь довольно многолюдно. В Эль-Кобре нет ни единого уголка, арки, входа в дом, где бы ни стояли импровизированные алтари с изображением Святой Девы Каридад.

http://azbyka.ru/fiction/v-bolshoj-schas...

В Египте открылось шесть новых семинарий: В Александрии, Танте, Шебин-эль-Коме, при монастыре Эль-Мухаррак, в Эль-Минии и Эль-Блаяне. Кроме того, благодаря усилиям епископа Шенуды, в США - также две, на Восточном побережье в Джерси-Сити, и на Западном, в Лос-Анджелесе. В 1969 году епископ Шенуда избирается Президентом Ближневосточной Ассоциации богословских учреждений Коптской Церкви. 9 марта 1971 Патриарх Кирилл VI отходит ко Господу. 22 марта для избрания Преемника в Египте собирается Священный синод. Епископ Шенуда становится одним из трех претендентов на Патриарший Престол.  31 октября 1971 года состоялась церемония избрания, во время которой, по традиции, маленький мальчик с завязанными глазами выбрал одну записку из чаши, куда были помещены бумаги с именами трех кандидатов.  Выбор пал на епископа Шенуду. 14 ноября 1971 года в соборе Святого Марка в Каире, состоялась интронизация епископа Шенуды.  Он стал 117 Патриархом Александрийским, Патриархом Престола Святого Марка, и первым, начиная с V века, Патриархом, занимающим пост декана Центральной духовной семинарии Коптской Церкви, где продолжал читать лекции равно, как и в  Коптском институте высших исследований. Расширяя границы христианского образования, Предстоятель Коптской Церкви учреждает три новых факультета: библиологии, гимнологии и коптского языка. А 29 ноября 1993 года благодаря Патриарху Шенуде III открывает двери Институт пастырского служения. Предстоятель Коптской Церкви свободно говорил на английском, арабском, коптском, французском языках, читал на амхарском, греческом и латыни.  В 1965 году издал первый номер основного печатного органа Коптской Церкви, журнала «Эль-Кераза», главным редактором которого оставался вплоть до блаженной кончины.  До монашеского пострига был членом союза журналистов Египта, а писательством занимался всю свою жизнь, оставив после себя богатое литературное наследие – письма, дневники, статьи, стихотворения, рассказы и религиозные тексты. Патриарх Шенуда III писал о том, как строить свои отношения с Богом, в частности об этом повествует довольно известный пятитомник «Жизнь в Покаянии и Очищении», в который вошли книга с одноименным названием, «Духовное пробуждение», «Духовная бдительность», «Страх Божий» и «Духовная война».

http://e-vestnik.ru/obituaries/patriarh_...

Основание и происхождение: Рассматриваемая территория состоит из четырех участков, один из которых известен под названием «Хакурет-эль-Бурдж» (сад при башне); второй – под названием «Хакурет-эль-Дали», – оба принадлежат учредителю на основании официального документа, выданного вышеупомянутым судом 15 Зилка’де 1290, подписанного судьей (в то время), покойным Мохамедом Хейр-уль-Сах-эль-Ариани, скрепленного его печатью, а также на основании двух основных документов Тапу, за 1 и 2, внесенных в реестр в декабре 1289; третий, известный под названием «Хакурет Вади-Кельт», был куплен им у Мохамеда, сына Сабаха, из Иерихона, на основании основного и временного документов 1, зарегистрированных в январе 1290, и четвертый – известный под названием «Хакурет-аль-Сабах» и купленный им у Сабаха, сына Ибрагима Хамада, из Иерихона, на основании основного и временного документов 1, зарегистрированных в реестре в марте 1300. Все деревья, строения и стены земельного участка, названного «Хакурет-эль-Бурдж», находящегося напротив входа в крепость Иерихон на северной стороне, площадь которого измерена и составляет два данума, исходя из соответствующего протокола. Этот описываемый участок ограничен с других сторон улицами и приобретен им у Давида, сына Хассана Джебе и Саламе, сына Раби, оба – жители Иерихона, на основании основного и временного документов 62, зарегистрированных в реестре в марте 1300. 4 . Айн-Карем (Пустынь святого Иоанна) Все деревья, сооружения и стены большого земельного участка, находящегося за пределами деревни Айн-Карем, составляющего часть вакуфных земель учредителя на юго-западе и расположенного рядом с разрушенным монастырем на южной стороне. Описываемый участок окружен с четырех сторон стенами и содержит: различные деревья, четырнадцать домов, каждый из которых снабжен цистерной для хранения дождевой воды, помещения и комнаты, а также другие постройки, возведенные на законных основаниях, большую цистерну, дом на южной стороне, с двумя жилыми помещениями – одно из которых находится в нижнем этаже, а другое – в верхнем, расположенная на западном конце участка так называемая эль-мантара (сторожевая башня) 850 , цистерна напротив вышеназванных помещений на восточной стороне, а также другая, расположенная ниже предыдущей, на северо-западной стороне. Все эти сооружения и насаждения были построены и посажены учредителем вакуфа на его собственные средства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Пресв. Богородицы (Канисат-эр-Рум - «церковь ромеев») на горе Эль-Мукаттам рядом с резиденцией халифа (Ibid. P. 58). Там же располагался правосл. мон-рь Эль-Кусайр, настоятелем которого на рубеже VIII и IX вв. был Евстафий (впосл. Александрийский патриарх). Он построил в монастыре ц. св. Апостолов и епископскую резиденцию (Ibid. P. 52). Хотя после восстановления правосл. Александрийского Патриархата (731) Патриарший престол оставался в Александрии, центр церковной жизни мелькитов, как и коптов, постепенно перемещался в Фустат. Главы христ. общины Фустата были недовольны избранием патриарха Евтихия (933-940). Большую часть времени он, видимо, пребывал в Фустате и лишь перед смертью вернулся в Александрию. Иерусалимские патриархи Х в. Христодул и Иосиф скончались в Фустате, куда приезжали по делам Церкви, и были погребены в ц. св. Феодора. После побед над мусульманами визант. армии Никифора Фоки в 960 и 961 гг. в Фустате прошли погромы христиан. Правосл. ц. арх. Михаила в Каср-эш-Шамъа трижды была разграблена и осквернена; пострадали мн. храмы коптов и 2 церкви несториан, к-рые, следов., также имели свою общину и храмы в егип. столице. В 969 г. Египет был захвачен армией шиитской династии Фатимидов , к-рые провозгласили себя халифами и стремились к ниспровержению суннитского халифата Аббасидов в Багдаде. В 969 (или 970) г. полководец Фатимидов Джаухар основал в нескольких километрах к северу от Фустата новый военно-адм. центр - дворцовый комплекс с казармами и мечетью, обнесенный стенами из кирпича-сырца, получивший название Эль-Кахира. В течение неск. столетий Фустат и Эль-Кахира развивались параллельно. Фустат оставался центром ремесел и торговли. Путешественник XI в. Насир-и-Хусрау писал об исключительно высокой плотности населения в этом городе, о домах в 14 этажей, о переполненных рынках, о деловой активности торговцев. Эль-Кахира оставалась местом жительства халифа и элиты, где располагались гос. учреждения ( Насир Хосров [Насир-и-Хусрау]. Сафар-намэ: Книга путешествия.

http://pravenc.ru/text/1319897.html

В дневниковых записях русского паломника сначала упоминаются те обители, которые были основаны к югу от Фаюма. Так, близ деревни Сермент-эль-Гебел он посетил монастырь св. Георгия, «перестроенный коптами и заваленный разными хлевами и хижинами» 606 . Вот как выглядел в те годы интерьер храма этого монастыря. « Церковь в нем довольно светла; свет падает из купола; церковь высока; в ней есть две мраморные колонны, коих верхняя половина отбита, а прочие колонны по обе стороны церкви двойные, т. е. две круглые колонны тонкие стоят рядом и тесно друг подле друга на одном базисе; на сих колоннах покоятся арки, – пишет о. Порфирий. – Иконостас деревянный, чистый; храмовая икона большая – св. Георгия на белом коне, в большом киоте с колонночками на левой стороне церкви. Священников двое. К монастырю принадлежит ближняя деревня» 607 . К юго-западу от Фаюма находится древний монастырь Алнаклун, основанный, по преданию, в VII веке. В обители есть две старинные церкви, а позади монастыря имеются несколько пещер, в которых когда-то жили местные насельники. Архимандрит Порфирий посетил этот монастырь – «Богородицкий, близ деревни Лязеп, на Фаюмском поле». В большой церкви он видел «девять колонн, по три в ряде». В обители в те годы был один священник; незадолго до визита русского гостя монастырь был восстановлен из развалин. «Через двор – другая церковь , во имя Макария абу-Сифет, вновь сделана 19 лет назад», – сообщает о. Порфирий, добавляя при этом: «Близ сего монастыря есть много древних катакомб или подземелий; ибо они устроены в подземной скале, покрытой песком и поверхностью почти равняющеюся Фаюмскому полю. В этих катакомбах похороняются копты» 608 . Близ Фаюма находятся еще два старинных коптских монастыря: Эль-Азаб и Эль-Моллак. Дейр-эль-Азаб находится в восьми километрах от Фаюма и доехать туда можно на микроавтобусе. Основанный в XIII веке, он находится в деревушке Эль-Азаб, отсюда и его название. Здесь сохраняются мощи местного подвижника – св. Авраама, скончавшегося в 1914 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Основание и происхождение: Рассматриваемая территория состоит из четырёх участков, один из которых известен под названием «Хакурет-эль-Бурдж» (сад при башне); второй – под названием «Хакурет-эль-Дали», – оба принадлежат учредителю на основании официального документа, выданного вышеупомянутым судом 15 Зилка’де 1290, подписанного судьёй (в то время), покойным Мохамедом Хейр-уль-Сах-эль-Ариани, скреплённого его печатью, а также на основании двух основных документов Тапу, за 1 и 2, внесённых в реестр в декабре 1289; третий, известный под названием «Хакурет Вади-Кельт», был куплен им у Мохамеда, сына Сабаха, из Иерихона, на основании основного и временного документов 1, зарегистрированных в январе 1290, и четвёртый – известный под названием «Хакурет-аль-Сабах» и купленный им у Сабаха, сына Ибрагима Хамада, из Иерихона, на основании основного и временного документов 1, зарегистрированных в реестре в марте 1300. Все деревья, строения и стены земельного участка, названного «Хакурет-эль-Бурдж», находящегося напротив входа в крепость Иерихон на северной стороне, площадь которого измерена и составляет два данума, исходя из соответствующего протокола. Этот описываемый участок ограничен с других сторон улицами и приобретён им у Давида, сына Хассана Джебе, и Саламе, сына Раби, оба – жители Иерихона, на основании основного и временного документов 62, зарегистрированных в реестре в марте 1300. Айн-Карем (Пустынь святого Иоанна) Все деревья, сооружения и стены большого земельного участка, находящегося за пределами деревни Айн-Карем, составляющего часть вакуфных земель учредителя на юго-западе и расположенного рядом с разрушенным монастырём на южной стороне. Описываемый участок окружён с четырёх сторон стенами и содержит: различные деревья, четырнадцать домов, каждый из которых снабжён цистерной для хранения дождевой воды, помещения и комнаты, а также другие постройки, возведённые на законных основаниях, большую цистерну, дом на южной стороне, с двумя жилыми помещениями – одно из которых находится в нижнем этаже, а другое – в верхнем, расположенная на западном конце участка так называемая эль-Мантара (сторожевая, башня), цистерна напротив вышеназванных помещений на восточной стороне, а также другая, расположенная ниже предыдущей, на северо-западной стороне. Все эти сооружения и насаждения были построены и посажены учредителем вакуфа на его собственные средства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В 1577 г. Эль Греко переехал из Италии в И., где его «Триумф имени Христа» одобрил кор. Филипп II, дав художнику надежду на получение места придворного живописца. Однако недовольство короля необычной картиной «Мученичество св. Маврикия» (1580-1582, Эскориал) отстранило Эль Греко от двора, и он поселился в Толедо. Первые толедские работы (картины для алтаря ц. Санто-Доминго-эль-Антигуо (1577-1579, центральная композиция «Вознесение Марии» в Ин-те искусств, Чикаго), «Эсполио» («Срывание риз с Христа») для сакристии Толедского собора (1578)) уже отрицают нормы классической традиции: в них больше экспрессии, фигуры напоминают языки пламени свечи, все формы представлены в искажении ракурсов снизу вверх, лица деформированы. Св. Троица. 1632–1636 гг. Худож. Хосе Рибера (Прадо, Мадрид) Св. Троица. 1632–1636 гг. Худож. Хосе Рибера (Прадо, Мадрид) Слава художника в Толедо и за его пределами достигла вершины после создания в 1586-1588 гг. для приходской ц. Санто-Томе картины «Погребение сеньора Оргаса», за основу к-рой Эль Греко, некогда иконописец, взял правосл. иконографию «Успение Пресв. Богородицы» (Богоматерь на ложе, апостолы вокруг Нее, Иисус Христос принимает в руки Ее душу). В кон. 90-х гг. XVI - нач. XVII в. художник создал неск. алтарных ансамблей (для капеллы Сан-Хосе в Толедо, 1597-1599; в церкви госпиталя Каридад в Ильескасе, пров. Толедо, 1600-1603; для коллегиума августинцев в Мадриде, 1596-1605), камерные и лиричные композиции «Святого семейства» (госпиталь Сан-Хуан-де-Афуэра в Толедо, 1590-1595, Прадо, Мадрид; Художественный музей, Кливленд), множество образов святых, мучеников, аскетов, подвижников, в т. ч. серию «апостоладос» - изображения апостолов (1605-1610, сакристия собора в Толедо; 1610-1614, дом-музей Эль Греко в Толедо), а также портретов, отличающихся психологической индивидуальностью и остротой характеристик (портрет главного инквизитора Ниньо де Гевары, атрибутируется также как портрет кард. Сандоваля-и-Рохаса, 1601, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; портрет поэта-мистика Ортенсио Парависино, 1609, Музей изящных искусств, Бостон, и др.).

http://pravenc.ru/text/2007791.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010