III) По своему прошлому Иерусалим имеет великую притягательную силу для людей науки, туристов и – более всего – для паломников. Однако нынешний И., областной город дамасского вилайета и место жительства вали или паши (с 1841 г.), весьма мало отвечает пламенным ожиданиям благочестивого чувства последних и ученой любознательности первых. «Путешественнику скоро приходится убедиться, что он не в Иерусалиме, т.е. не в древнем Иерусалиме, а в каком-то новом восточном городе, пленившем город Давидов...; он видит пред собою грязное местечко с валящимися вовсе не от древности домиками, напоминающими заброшенный город отдаленной провинции с мелкими лавчонками, с глухим говором разноязычных жителей» ( А. А. Олесницкий , Св.Земля 1,47–48). По объему он значительно меньше разрушенного Титом И. Только на восточной и западной сторонах он сохранил свои прежние пределы; большая часть древних Сиона, Везефы, Офела, Верхнего города находится ныне за городскими стенами. Нынешняя зубчатая стена И., в 12 метров (ок. 17 арш.) высоты, с 34 бастионами и башнями, построена султаном Солиманом Великолепным в 1534–1539 г.г. В ней 8 ворот: 1) на западе – Яффския или по-арабски: Баб-эль-Халил («ворота друга Божия», т. е. Авраама), Хевронские, иначе Вифлеемские; на севере: 2) ворота Абдул-Гамида, пробитые лишь в 1889 г.; 3) Дамасския или Баб-эль-Амуд («ворота Колонны»), у евреев schaar-Schechem, ворота Сихемския; 4) ворота Иродовы или Баб-эль-Загри («ворота Цветов»); на востоке: 5) ворота Гефсиманские или св. Стефана, Баб-эль-Ситти Мириам (м. б. ­ древние, schaar-hazzon, Овечьи ворота); 6) Золотые ворота (ныне заложенные), Баб-эль-Дагрие. на юге: 7) Навозные, Гнойные, Баб-эль-Могарибе (древние schaar-haschpoth) и 8) Сионские или Давидовы, Баби-небу-Дауд, поблизости от гробницы Давида. Город не имеет правильного плана. Улиц в И. насчитывается 170, но все они узки, тесны и неровны настолько, что движение по ним возможно только пешком или верховою ездой; они кривы, переплетаются зигзагами, нигде не встречаются под прямым углом и не идут параллельными линиями, многие из них проходят под сводами и совсем лишены солнечного света и в летнее время чрезвычайно душны; все они, наконец, дурно вымощены, и зимою многие обращаются в сплошную грязь 52 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Семьдесят толковников передают слово Элогим как θες (Феос, или Теос). Латинская Библия (Вульгата) именует Элогима Deus, немецкая – Gott, славяно-русская – Бог. Германская и славянская формы восходят к санскриту, к древнеиндийскому (арийскому) языку. Gott, видимо, от «гута», а Бог от «бхага». Бог (или бхага) – это богатый, податель всяческих благ. Эль, или Элогим – единый истинный Бог праотцов. От исходного праотеческого имени Божия Эль образовался ряд производных имен Божиих. Причем каждый раз это связано с определенным откровением Божиим. Бог, явившийся Аврааму, приобщает его к полноте Божества через многоразличие производимых от единого имени имен. Производные от Эль имена Божии Эль Элион Аврааму, возвращавшемуся с победоносной войны над Кедорлаомером и бывшими с ним царями, встретился некий загадочный царь Салимский Мелхиседек, вынесший ему навстречу хлеб и вино и благословивший праотца. О царе Мелхиседеке было известно, что он был священник Эль Элиона (Бога Всевышнего) ( Быт. 14:18 ). (Эль Элион) означает «Бог Всевышний». Над ханаанскими богами и идолами возвышался Эль Элион, Бог Всевышний, Он был над всеми и над всем. Среди ханаанских капищ в Салиме (будущем Иерусалиме) уже тогда, и еще до Авраама, Мелхиседек возносил жертвы Богу Всевышнему. Руками Мелхиседека от Эль Элиона Авраам благословляется и получает хлеб и вино. Эль Элион – Тот, Который над всеми, выше всех. В Израиле ныне есть авиакомпания – (Эль аль), что значит «Над нами Бог», или точнее: «Бог над...». Над городами и селениями земли летит самолет, а над всеми – Бог, Бог отцов, Эль Элион. Эль Рой Агарь-служанка, беременная Измаилом, бежит от притеснений Сарры. И нашел ее Ангел Ягве у источника воды в пустыне, у источника на дороге в Суру в Северной Аравии. Там, явившись, Ангел Ягве, Слово Единого Бога, говорит ей о имеющем родиться от нее сыне. И нарекла Агарь Ягве, Который говорил с ней, сим именем: Эль Рой (Ты Бог, видящий меня) ( Быт. 16, 7. 13 ). (Эль Рой) или Бог Видящий. Всевидящее, Недремлющее Око взирает на все происходящее в поднебесной, на все пути человеческие, на всё вообще. Оно заметило и эту несчастную женщину в пустыне. Оно возвращает ее к своей госпоже в дом праотца Авраама. И теперь Бог Авраама Единый Эль, Всевышний Эль Элион, будет именоваться и Эль Рой, Бог Видящий. Так с начала через таинственного священника, а потом через отверженную служанку восполняется имя Бога Авраамова, Явившегося ему в Уре Халдейском.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

М., 1933. С. 99-132). Фатимидский дворец X-XII вв. не сохранился, однако возможна приблизительная реконструкция его планировки по описанию историка аль-Макризи (XV в.). К югу от дворца в 970-972 гг. была построена соборная мечеть Эль-Азхар (реконструировалась в сер. XII (колоннады двора), в кон. XV (2 минарета и михраб) и в сер. XVIII в. (портал)). Вскоре Эль-Азхар стал центром подготовки проповедников, а впосл. и до наст. времени является ведущим ун-том мусульм. мира. Изменение назначения Эль-Азхара и рост населения К. привели к основанию новой соборной мечети аль-Хакима к северу от городских стен (990-1012). Сильно пострадавшая от землетрясения 1303 г., она тогда же была отреставрирована. Двор мечети аль-Хакима. 990–1012 гг. Двор мечети аль-Хакима. 990–1012 гг. В XI в. Фустат (140 тыс. чел.) еще превосходил Эль-Кахиру (80-90 тыс. чел.) по площади в 2-3 раза. Однако смещение русла Нила на запад стало причиной упадка портовых районов Каср-эш-Шамъа, население оттуда переселялось в Эль-Кахиру. Голодные годы, эпидемии и смуты 50-60-х гг. XI в. привели к запустению мн. кварталов Фустата, расположенных на голом плато. Эль-Кахира разрасталась, и в 80-х гг. XI в., в правление везира Бадра аль-Джамали, стены Джаухара были снесены, создана новая, более протяженная линия укреплений. Стены XI в., сложенные из камней и частично перестроенные в кон. XII в. при Салах ад-Дине , имеют много общего с северносир. традицией строительства. До настоящего времени сохранились ворота Баб-эль-Футух и Баб-эн-Наср (1087) в сев. стене и Баб-Зувайла (1091-1092) в южной. В Фатимидскую эпоху егип. христианство под мусульм. владычеством достигло наивысшего развития. Большинство халифов этой династии были веротерпимыми политиками. Зиммии занимали видные гос. посты, строили и украшали церкви, пышно отмечали христ. праздники. В 70-х гг. Х в. были обновлены копт. церкви Эль-Муаллака и св. Меркурия, основано неск. новых церквей в Эль-Кахире. Халиф аль-Азиз (975-996) был женат на православной египтянке и покровительствовал ее братьям, одного из которых, Арсения , сделал митрополитом К.

http://pravenc.ru/text/Каир.html

На северо-востоке его обрамляют сложившиеся из известняка и серпентинов Оманские горы (Джебель-эль-Хаджар) с обрывистыми склонами, каньонами, карстовыми провалами и пещерами. Они состоят из островершинных и скалистых хребтов Эль-Хаджар-эль-Гарби, Эль-Джебель-эль-Ахдар и Эль-Хаджар-эш-Шарки, к-рые полукругом возвышаются параллельно берегу Оманского зал. (наивысшая точка - гора Эш-Шам, 3350 м). Спускаясь на восток от их крутого подножия к морю, на северо-запад от Маската тянется узкая низменность Эль-Батина. Ее плодородные земли наряду с отрогами Джебель-эль-Хаджар столетиями служили очагом оседлого земледелия, основанного на развитой ирригации. Западная и южная подошвы массива Эль-Хаджар переходят в засушливые гравиевые и песчаные равнины Эз-Захиры, Эш-Шаркии и Эль-Вусты, к-рые смыкаются с грядами дюн Руб-эль-Хали (на западе) и с плато Дофар (на юге). Рек с постоянным течением нет; сухие русла (вади) наполняются водой после дождей. Растительность почти на всей территории пустынная и полупустынная; на высоте 1000-1500 м расположены участки листопадных лесов (оливы, монотека, додонея), ниже -редколесья с саваннами из акаций, прозописа, фиги и молочаев, выше - заросли можжевельников, часто с оливой; в руслах вади луга перемежаются с солончаками. Для плато Дофар эндемично ладанное дерево, с древнейших времен являвшееся одним из важнейших экспортных товаров О. Климат тропический, крайне жаркий и сухой, с частыми песчаными бурями, кроме побережья, где весьма высока влажность. В Маскате средняя температура янв. составляет +21°С, июля - +32°С; во внутренних районах континентальность усиливается. Осадки выпадают нерегулярно: на севере - гл. обр. зимой, на юге - летом; на равнинах - ок. 125 мм, в горах - до 500 мм в год. Население Население составляет 4,6 млн чел. (оценка на 2017 г.), из к-рых 28% - мигранты из различных стран Азии (Индия, Пакистан, Бангладеш, Шри-Ланка, Филиппины). 80% населения - арабы (включая иммигрантов из Египта и Иордании). Большинство коренных оманцев сохранили родоплеменное самосознание и принадлежат к 2 конфедерациям - юж.

http://pravenc.ru/text/2578387.html

Еще не было Каира, когда Ахмет-ибн Тулун, родоначальник династии Тулунидов и правитель Египта, при Халифе эль-Мотамеде, от власти коего он отложился, основал в 879 году, за один час пути от Вавилона, дворец свой и мечеть. Она была вторым оригинальным памятником власти арабов в Египте; подлинником служила ей знаменитая мечеть Омара в Фостате. Тулун заменил только легкие столбы ее другими, более тяжелыми и четвероугольными; они в пять рядов стоят вдоль главного внутреннего портика, и только в два ряда вдоль трех остальных. Но сии сто столбов, хотя величественные и украшенные вдоль всей фризы, звездообразными арабесками, не могут превзойти красотою очаровательную колоннаду Омара. Арабы утверждают, что по стенам мечети, имеющей длины 40 сажень, был исписан весь Коран, древними куфическими буквами, но теперь осталось мало их следов. Обычный фонтан бьет посреди двора, по краям коего стоят два минарета, с изваянными перилами на своих балконах. Храм сей поражает величием и вместе простотою зодчества; его массивные, бесчисленные арки, соединяющие меж собою столбы, дают ему важный, отчасти готический вид, столь соответственный избранному месту молитвы. Нельзя не восхищаться сим совершенно оригинальным родом зодчества арабов, строивших храмы свои наподобие огражденного стана, с ясными сводами синего восточного неба вместо тяжелых куполов, как бы для легкого полета молитвы. Так выстроены все их древнейшие мечети; так и преданная запустению, но не менее величественная мечеть Халифа эль-Гакима-биамр-Аллах, основателя секты Друзов, безумно возмечтавшего быть воплощенным богом. Воздвигнутая около 1020 года почти правильным квадратом, в два, три и четыре ряда столбов, она уступает обширности Тулуновой, а древностью только мечети эль-Асхар, или цветов, созданной в память Фатимы, основателем Каира и украшенной многими из его преемников. По обеим сторонам мечети Халифа эль Гакима стоят, как бы два великолепные ее притвора, знаменитые врата победы и завоеваний: Баб-эль-Фотух и Баб-эль-Наср: первый с двумя круглыми, зубчатыми башнями, не столь изящного вкуса и отделки как Баб-эль-Наср. Две четыреугольные башни воздвигнуты с двух сторон сих последних ворот. Складенные из дикого камня, они поражают огромностью и простотою, а еще более своею соразмерностью с величественной аркой входа. Легкий карниз и под ним куфическая надпись украшают обе башни, и пять искусно изваянных щитов на каждой из них, вместе с мелкими узорами арки, придают новую красу сему памятнику Бедр-эль-Джемали, победоносного визиря халифа Мостансера.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

С учетом библейских указаний, что К.-В. находился около юж. границы Ханаана (Числ 34. 4), на границе Иудеи (Нав 15. 3; ср.: Иез 47. 19; 48. 28, где он упоминается в описании идеализированной эсхатологической земли), исследователи полагали, что объект мог быть где-то на востоке, на полпути от Мёртвого м. до дельты Нила (т. е. Вади-эль-Ариш) ( Rainey, Notley. 2006. P. 121). В этом районе, примерно в 19 км к юго-востоку от совр. сел. Эль-Кусейма, Х. Трамбулл в нач. 80-х гг. XIX в. обнаружил источник Кадейс. В качестве аргументов в пользу идентификации этого места с библейским К.-В. он указывал на сходство звучания араб. названия источника Кадейс с библейским наименованием и на то, что вокруг источника находится пышный оазис, соответствующий, по его мнению, библейскому описанию ( Trumbull. 1884; Cohen. Did I Excavate. 1981). В наст. время здесь лишь небольшой пруд, окруженный пустынной землей, поэтому считается, что Трамбулл слишком романтизировал это место в своем описании. В 1905 г. Н. Шмидт ( Schmidt. 1910) предложил для идентификации с К.-В. другое место, к северо-западу от источника Кадейс,- водный источник Эль-Кудейрат и ближайший к нему телль (Телль-эль-Кудейрат) ( Rainey, Notley. 2006. P. 121; Manor. 1992). В 1914 г. археологическую разведку местности произвели Ч. Л. Вулли и Т. Э. Лоренс, к-рые исходили из того, что многочисленный народ Израиля во время пребывания в К.-В. занимал обширный район с пастбищами для скота. Таким, по их мнению, мог быть только район близ совр. Эль-Кусейма с неск. источниками: Эль-Кудейрат, Кадейс и небольшими Эль-Кусейма и Эль-Мувейла ( Tabachnick. 1997). Местоположение библейского К.-В. исследователи также связали с источником Эль-Кудейрат - крупнейшим не только из вышеуказанных, но и вообще на Синае (в наст. время из него получают 40 куб. м воды в час) ( Manor. 1992; Rainey, Notley. 2006). Оазис вокруг источника, по убеждению Вулли и Лоренса, был достаточно богат растительностью, чтобы обеспечить пропитанием людей и скот на очень долгое время ( Tabachnik. 1997). Решающую роль в этой идентификации сыграло обнаружение рядом с источником телля с остатками крепости (К.-В. в поздние времена израильской истории был хорошо укрепленным городом), под к-рой, как считали исследователи, могли быть остатки построек времени Моисея. С тех пор идентификация Телль-эль-Кудейрат с библейским К.-В. стала общепринятой ( Manor. 1992; Rainey, Notley. 2006).

http://pravenc.ru/text/Кадеса-Варни.html

Было уже поздно, когда я возвратился в Каир. Мечети Каира Халиф-эль-Моэзз-ле-дин-Аллах, третий из племени фатимитов, которые выводили род свой от дочери Магомета Фатимы, и основали новое государство в Африке, отделил Египет от престола Абасидов, и, желая сравниться с ними столицею, создал Каир. Визирь его, Каид Гухар, покоритель Египта, основал в 370 году эгиры сию новую столицу, недалеко от Вавилона и слободы ибн-Тулуна. Древнее имя всего Египта Маср, с присоединением прилагательного эль-Кагира (победоносный), перешло к ней вместе с престолом; но она только, под названием эль-Масра, известна народам Азии и Африки. Если пышный Багдад мог иметь соперника, то один только Каир был в силах бороться с ним великолепием и даже затмит его; ибо ныне Багдад опустел, а Каир еще в полном цвете. Со времени основания своего не преставал он расширяться, так что стены, которыми был обнесен чрез два века спустя, по воле знаменитого Саладина, находятся ныне во многих местах внутри города, равно как и некоторые из семидесяти его ворот. Каир отчасти образует четвероугольник, хотя неправильный, наполненный тысячью извилистых улиц и закоулков, иногда столь тесных, что два человека могут только идти в них рядом. Город сей, вполне достойный своей знаменитости, разделен на множество кварталов, заимствующих имена свои от больших мечетей или известнейших базаров, которых считается до шестидесяти, даже самые лучшие улицы идут промеж лавок. Одних фонтанов и колодцев, блестящих мраморными столбами и раззолоченными решетками, находится в нем слишком шестьдесят, не считая менее украшенных: более ста бань, внутри великолепно убранных мрамором; и в сей толпе общественных заведений, существует одна только больница, эль-Мористан, ныне пришедшая в упадок. Но из сонма бесчисленных зданий столицы, меж коими не отличаются красотою дома богатых шейхов и шерифов, или старшин, мечети все затмевают своим величием и, по роскоши зодчества, кажутся чуждым созданием гениев, в сей массе человеческих творений. Они одни остались истинными памятниками славы арабов, которые подобно древним грекам, будучи беспечны к собственным своим жилищам, истощили для храмов все свое искусство и богатство. Из четырехсот мечетей столицы, четыре особенно огромны и великолепны: Тулуна, Гакима, Гассана и эль-Асхар. Сей последней мне не удалось видеть, равно как и других менее знаменитых: эль-Гасанейн, эль-Мористан, султана Баркука, эль-Мойед, Шейкуна, эль-Гури, эль-Эхрофиэ, Сунхера, султана Калауна в вышгороде и Дагера вне города. Говоря о мечетях, нельзя не заметить, что в арабах гораздо более терпимости, нежели в турках: я не мог ни одной посетить в Царьграде, а был напротив того днем, во всех главных святилищах Каира, даже во франкском платье, не смотря на приглашение Мегемета Али надеть турецкое. Его страж и деньги повсюду открывали мне вход, и народ был покоен, чего нельзя было бы ожидать от турок, всегда непокорных и буйных.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

И здесь нужно отметить одну важную деталь: творчество Эль Греко во многом загадочно, в своей манере письма оно не имеет предшественников, хотя следы и Тициана, и Тинторетто там определенно есть. Не осталось у него и учеников. В некотором смысле Эль Греко можно сравнить с Ван Гогом — тот тоже был абсолютно самобытен и лишь условно связан с предшественниками и современниками. Как и в случае с Ван Гогом, Эль Греко многие не понимали. К примеру, когда он уже жил в Толедо, к нему явился один искусствовед, человек весьма современного мышления. Они, оба люди эпохи Возрождения, беседовали об искусстве, философии, богословии... И гость был поражен нестандартностью мышления Эль Греко, который сначала полностью раскритиковал Аристотеля, а затем вообще заявил, что Микеланджело, конечно, был хорошим человеком, но дурным живописцем. Конечно, такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. Кстати, Эль Греко позже вступил в соревнование с Микеланджело — когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». Она в чем-то перекликается со «Страшным судом» Микеланджело в Сикстинской капелле. А когда Эль Греко начал работу над «Петром и Павлом»? В 1587 году (а закончил в 1592-м). К этому времени Эль Греко успел пожить в Риме и перебраться в Испанию, в Толедо, который в каком-то смысле стал его второй родиной. Однако о Риме все же стоит сказать несколько слов. Город оказал на Эль Греко огромное воздействие. Он ходил мимо благородных руин, описывал, срисовывал, как и положено, значимые античные объекты... Но там он долго не задержался — не очень ему понравилась обстановка. Некоторые исследователи указывают на то, что Эль Греко был оппозиционером папству, а Рим — это папский город. Как бы то ни было, с 1575 года и до конца своих дней — до 1614 — он прожил в Толедо. Но почему именно Толедо? Это и сейчас один из самых блестящих городов Испании, а в то время... Когда страна была под владычеством мавров, Толедо по уровню учености своих жителей, по уровню философов, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Испанию окончательно освободили в 1492 году. Однако следы мавританской культуры еще долго здесь сохранялись. Например, когда Эль Греко переехал в Толедо, там еще был разрешен арабский язык. Правда, через семь лет — в 1582 году — его запретили. Но мастер еще застал следы сильного влияния восточной культуры. Обстановку в этом городе хорошо характеризует один эпизод. Как-то раз Эль Греко был вызван на суд инквизиции...

http://foma.ru/apostolyi-petr-i-pavel-el...

Однако на Крите он пробыл только часть жизни. К 26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне и профессионально расти. Чтобы развиваться как живописец, он в 1567 году переехал в Венецию. В его работах очевидны следы пребывания там: он учился в мастерской Тициана и одно вемя находился под сильным впечатлением от его творчества. Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана. Однако вряд ли это справедливо. Талант Эль Греко настолько самобытен, что если он когда-то кого и копировал, то только самого себя. Со временем он внутренне разошелся с Тицианом. Его эстетика все же была чужда Эль Греко, хотя он и считал Тициана гениальным живописцем, мастером рисунка. Но сам Эль Греко был более склонен к более глубоким исследованиям человеческой натуры, творчество Тициана казалось ему слишком чувственным — более внешним, чем внутренним. Эль Греко же был более аскетичен в своих работах, его интересовал прежде всего духовный пласт. Кроме того, огромное влияние за время пребывания в Венеции на него оказал Тинторетто. Многие приемы — игру света и тени, мазки, тему и стиль позднего маньеризма он взял у этого итальянского художника. Вообще же надо сказать, что Эль Греко очень много учился, он был чрезвычайно образованным человеком своего времени. Образование он начал получать на Крите, продолжил в Венеции, позднее переехал в Рим. Почему он, грек, не писал икон, которые казалось бы так свойственны его родине, а выбрал живопись? В своем творчестве, как и в жизни, Эль Греко стремился к гармонии. Он вырос в среде римо-католиков, и ему равно близки были и иконопись, и западная живопись. Плюс, ко всему прочему, он был человеком Ренессанса. Как уже говорилось, он всю жизнь учился. Свободно владел четырьмя языками — греческим, латынью, итальянским, позднее и испанским. Он всю жизнь собирал библиотеку, которая в свое время была одной из самых блестящих в Толедо, куда он переехал на постоянное место жительства. Она включала 131 том только наиболее ценных книг на разных языках, не считая прочих книг. Основное место там занимали труды деятелей Возрождения. Иными словами, Эль Греко, безусловно, всю жизнь находился под впечатлением от Критской иконописной школы, однако это было не единственным, что оказало на него влияние. В искусстве он пошел своим самобытным путем.

http://foma.ru/apostolyi-petr-i-pavel-el...

Наиболее ранние постройки, относящиеся, по-видимому, к арабскому лимесу времени имп. Траяна (98-117), сохранились в форте Авара (ныне Хумайма, между Мааном и Акабой, площадь 204×147 м). Важнейшим фортификационным мероприятием было строительство оборонительной линии в кон. III в. при имп. Диоклетиане. Она протянулась от Бостры до Акабы, ее важнейшими крепостями были находящиеся в разной степени сохранности Беттор (Эль-Ладджун к востоку от Эль-Карака, 220×280 м, 6 на 8 башен), Августополь (Удрух между Петрой и Мааном, 180×220 м, 6 на 8 башен) и Кастрон-Мефаа (Умм-эр-Расас, перестраивался до VI в., 150×190 м, 6 на 7 башен). Исследованы и многочисленные небольшие форты: Хатита (Хирбат-эс-Самра к северу от Эз-Зарки, 65×65 м, 3 на 3 башни), Умм-эль-Джималь (к востоку от Эль-Мафрака, 110×110 м, 2 на 2 башни), Даджания (к северу от Маана, 100×100 м, 4 на 4 башни) и др. Хорошей сохранностью отличаются форты Каср-эль-Азрак (перестроен в 1237) и особенно Каср-Бушир близ Эль-Катраны (50×50 м, 2 на 2 башни). Сохранились и трудно датируемые наблюдательные башни - в Умм-эр-Расасе (позднее могла использоваться для столпнических подвигов) и соседних Эз-Зафаране и Эр-Румейле, а также в Умм-эль-Джимале. Раннехристианское искусство Архитектурные памятники этого периода сохранились в И., за исключением неск. церквей в Умм-эль-Джимале, лишь на уровне оснований стен. В результате раскопок было раскрыто более 200 храмов, датирующихся IV-VIII вв., преимущественно VI в. Основным строительным материалом служил известняк, на плато Хауран (север И.) - базальт, в Петре - песчаник. По функциональным признакам можно выделить 3 группы храмов ( Michel. 2001. P. XIV): храмы паломнических центров (на горе Нево, кон. IV в., сер. VI в.; у пещеры Лота (Дейр-Айн-Абата) VI - нач. VII в.; предполагаемого собора в Герасе, нач. V - VI в.; 8-гранной ц. в Гадаре, 1-я пол. VI - 1-я пол. VII в.; ц. св. Стефана в Умм-эр-Расасе, 1-я пол. VI - сер. VIII в.); обычные храмы; однонефные храмы мелких поселений (гл. обр. на юге И.).

http://pravenc.ru/text/578380.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010