«Будьте, – учит святой Пастырь, – подобны купцам, усчитывающим свою прибыль и заботящимся ревниво о прибыли в торговле и умножении своего имения. Заботьтесь о духовной прибыли добродетелей» (89–90). Также действенными средствами служат молитва ко Господу, соединённая с покаянием (101), с желанием быть только с Ним Единым (90), и познание прелести, «гибельности греха, ненависть к нему, сознание нелепости и безумия его» (101). Если же бесплотный враг представляет в привлекательном виде скоропреходящую сладость греха, должно победить её сладостью «нетленной, мирной, вечной, превосходнейшей... влечением к красоте небесной, нетленной, непреходящей» (48). «Вспомни, – учит святой Пастырь, – что в Боге- сладость вечная, несказанная, красота первоначальная, неописанная, и, сколько угодно, пленяйся ей, восхищайся, насыщайся: она чиста, нетленна, всеблаженна» (112). Важно отсечь, удалить поводы ко греху, что почти равнозначно убийству его, уже гнездящемуся в сердце (246). «Весьма большое значение, – утверждает святой Иоанн, – имеет удаление всяких поводов и повадок к какому-либо греху... Надо во всём стеснять своего ветхого человека, порывающегося постоянно на всякие грехи, чрез зрение, слух, вкус, осязание, обоняние, воспоминание и воображение» (250). Примером победоносной борьбы с грехом служат Святые. «Как они боролись с грехом? – вопрошает святой Иоанн и отвечает: – Молитвой, постом, Богомыслием, долулежанием, трудом телесным» (241), бдением, добродетелями – «всеми силами» (247), «побеждали благодатью и державой Христовой» (241). Итак, наша плоть подвержена греху – распинай её «со страстями и похотями: если тянет к невоздержанию – постись; сердится -укроти её, снисходи к немощам других и люби; завидовать хочет – добродетельствуй; не хочет повиноваться – слушайся, и т.д.» (241–242). Борись неусыпно – «день и ночь» (54). Подобает учиться искусству воевать с грехом, «но, – заявляет святой Иоанн, – наперёд говорю: никто не надейся на свою силу или разум, искусство или мужество, чтобы победить этого врага: нет, он сильнее всех нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

По той же теории отменения, некоторые отменяющие стихи (насых) появились прежде отмененных ими стихов (мансух). Примером такого странного отменения служит 234 ст. 2 гл., который был ниспослан Мухаммеду прежде, 241 ст. той же главы, отмененного ранним стихом. В 234 ст. говорится: «Если кто из вас умирает оставляя жен, то жены должны ждать четыре месяца и десять дней. По окончании этого срока, они могут располагать собою добровольно, и вы не будете отвечать за них: Бог ведает ваши поступки». Этот стих, явившийся ранее 241, отменил его, а в 241 ст. говорится: «Кто из вас умирает, оставляя после себя жен, должен назначить им содержание достаточное на год, без выхода их из дома. Если же они сами оставят дом в течение этого времени (и выйдут замуж), то вы не отвечаете за то, что они сделают добровольно». Дело здесь в том, что сначала Мухаммед объявил 4 мес. и 10 дней для иддата 168 вдов, каковой срок вошел в закон, а после сказал, что срок этот продолжится год. Другой пример такого отменения представляет 49–й стих 33 главы, где сказано: «Пророк! тебе позволено жениться на женах, которых ты одаришь, на пленницах, которые по изволению Божию попадут в твои руки, на дочерях твоих дядей и теток по матери и по отцу, которые переселились с тобою в Медину, и на всякой верующей, которая отдастся в руки пророка, если пророк захочет жениться на ней. Это – твое особенное право, а не всех верующих». После этого в 52 ст. было открыто ему: «Вперед тебе не позволено брать других жен, менять их одну на другую, даже когда тебя обворожит их красота, кроме невольниц, которых ты можешь приобретать». Кроме приведенных противоречий, в Коране есть и такие противоречия, на которые мусульмане не обращали своего внимания и потому не позаботились примирить их своею теориею о насхе. Таково (3, 127; 57, 21) представление Корана о рае, занимающем пространство, равное небу и земле, и потому исключающее возможность существования земли и ада, не говоря уже о том, что оно противоречит другому представлению, по которому рай весь помещается на небе (34, З6). Такое же противоречие заключается в представлении, что престол Божий обширнее неба и земли (2, 256), а между тем некоторые богословы думают, что у Бога на небе два престола. В одном месте Корана говорится, что идолы не живые существа, а только имена (53, 23), а в другом месте говорится, что в день суда Бог соберет ложных богов и заставит их отвечать (25, 18 20), а потом ввергнет их в ад, где они будут вечно мучиться (21, 98 – 100). Особенно много противоречий в учении Корана о предопределении и добрых делах: в одних стихах Корана добрые дела признаются условием спасения человека, а в других стихах говорится, что Бог спасает, кого захочет, и осуждает на вечные муки, кого захочет. (См. в Указателе к Корану, сл. Бог и Награда).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

166 об.; 39) внегда отпущати к плаванию карабли (214 об.–216): за псалмом: «Возведох очи мои в горы» и ектенией молитва: «Владыко Господи Боже наш сподобивыся сплавати святым ти учеником и апостолом»; сл. 867 на л, 167 об.; 40) над солью (216), без начала; 41) над приносимым плодом овощия (216–217): «Благодарим тя Господи Боже наш и приносим начатки плода сего»; 42) о приносящих начатки вся снедна (217–218): «Владыко Господи Боже наш иж твоя от твоих приносити тобе, по предложению коемуждо повелел еси»; 43) на истребление церкви егда пес вскочит (218–219 об.), та же, что в 870 на 348–349 лл. и в 736 на лл. 36 об.–37 об., Все перечисленныя здесь молитвы те же, что в помянутом единоверческом Потребнике; 44) толкование (в вопросах и ответах) храма и его принадлежностей (219 об.–221 об.). Начало: «Вопрос: что есть церкви Божия? Ответ: земное небо»; сокращение известного текста, изд. проф. Красносельцевым. Молитвы: 45) над сосудом глинным и медным и железным и двоеушатым (222 об.), та же, что в 868 на лл. 266–266 об.; 46) сказание вкратце о святых четырех евангелистах (223–229). Начало: «Понеже нецын велемудрии презоривии и любохвалнии и любопреивы и гноеумнии сиречь близ ересей церковнии расколницы и святым отцем противницы»; 47) наказание отрочатом и вн … чатом девицам (230 об.), русское: Начало: «Буди чадо, слушай отца и матерь, и сродных чти и ко всем послушание имей и люби всякого, а к сиротам приветлив и не лай матерьный»; 48) вопроеы кающимся с назначением епитимий (230 об.–236 об.); 49) правила святых отец како подобает иерею крестити, о пияных попех крестящих дети (237 об.); 50) о духовном сродстве (237 об.–238), 51) о втором духовном сродстве (238– 241); 52) предисловие типику святаго Иоанна Златоустаг о (241 об.): «Блажен град от благочестивых царей царствуем и монастырь от воздержных и искусных строим»; 53) толкование крестные силы (241 об.–242 об.). Начало: «Сия три слова пиши над главою креста»; 54) чин крещения, без начала (243–305); имеет некоторыя отличия от изданного в помянутом Потребнике; 55) последование во еже омыти крестившагося во осмый день (305–312 об.); на лл.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XXXIII 1, 38. 199. 1, 9. 101. 7, 12. 119. 3, 36. б. 266. 6, 15. 442. 14, 15. 241. 2, 19. 216. 4, 6. а. 272. 6, 1. 413. 18, 23. 155. 7, 37. 210. 15, 4, 343. 1, 3–4. 76. 1, 4. 84. 1, 9. 103. 6, 57. 61. 15, 4. 343. 6, 32–33. 482. 6, 38–39. 11. XXXVIII 19, 10. 190. 6, 51. б. 39. 7, 30. 186. 8, 24. б. 276. 13, 18. 128. 13, 23-–26 проп. 309. 13, 21. проп. 307. 1, 1. б. 26. 1, 1. в. 29. 1, 4. 84. 1, 9. 102. 1, 9–10. 117. 10, 34–87. 21. 12, 46. 103. 1, 9. 107. 14, 11. б. проп. 311. 5, 23. 359. 1, 32 33. 180. 7, 39. 217. 17, 18–19. 101. 3, 29. 244. 7, 9–10. 114. 15, 14–15. 367. 10, 16. 496. 14, 28. б. 296. 12. 24. 82. 14, 28. б. 296. 10, 16. 497. 12, 41. 98. 17, 25. 123. XLVIII 10, 16. 497. 1, 11. 135. 10, 11–13. 484. 14, 10. б. 204. 11. 13. 6, 29. 473. Троицкий В. А. Понятие о Церкви в противоиудейской полемике первых двух веков//Богословский вестник 1912. Т. 2. 6. С. 241–255. (2-я пагин.). (Окончание.) —241— Мы представили то учение о Церкви, которое сложилось у церковных писателей в полемике против иудеев и иудействующих христиан и которое было противопоставлено узкому националистическому представлению о Церкви, как о соединении всех народов под законом Моисея. Но идея Церкви, как универсального общества воссозданного человечества, выражена не только в рассмотренных нами сочинениях древне-церковных полемистов; эта идея ясно заметна во всех древнейших памятниках древне-церковной письменности, хотя бы авторы их и не ставили себе прямой задачей полемику против иудаистических тенденций. Этот факт показывает, что не полемика с иудейством создавала понятие о Церкви, а сама эта полемика черпала свое содержание в церковном сознании. Церковь , как новый народ, древнейшие церковные писатели противопоставляют не только иудейству, но и язычеству. 1702 Один из самых древнейших памятников древне-церковной письменности – послание Климента римского к —242— коринфянам, не имеет целью своего написания полемику с иудействующими, однако Церковь уже в этом послании определяется так же, как и в позднейших полемических произведениях. 1703 Многократно христиане в послании называются избранными или призванными, 1704 их Бог избрал в народ особенный (ες λαν περιοσιον) 1705 чрез Христа. 1706 Христиане – избранная часть для Господа, 1707 святая часть (γα μερς), 1708 народ избранный из среды народов (ϑνος μαου ϑνν). 1709 Христиане – войско Божие, 1710 стадо Христово, 1711 члены Христовы (τ μλη το Χρστο). 1712 Под водительством благого Бога христиане воспитываются, 1713 так что ведут особый похвальный образ жизни, 1714 у них может быть ненасытное желание делать добро (ρεςτος πϑος ες γαϑοποιαν), 1715 в любви они достигают совершенства. 1716 Можно также отметить, что совершенство жизни христианской Климент ставит в самую тесную связь с полнотой благодати св. Духа. 1717 Наконец, этот облагодатствованный и избранный народ, по учению Климен-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но этот стих отменен по смыслу другим стихом, в котором говорится, что последователи иных религий, кроме ислама, не угодны Богу и в будущей жизни будут в числе несчастных (3:79), между тем в 78 стихе той же главы сам Бог предлагает Мухаммеду признать откровения, данные прежде него бывшим пророкам, и не делать различия между всеми ними. По той же теории отменения, некоторые отменяющие стихи («насых») появились прежде отмененных ими стихов («мансух»). Примером такого странного отменения служит 234 ст. 2 гл., который был ниспослан Мухаммеду прежде 241 ст. той же главы, отмененного ранним стихом. В 234 ст. говорится: «Если кто из вас умирает, оставляя жен, то жены должны ждать четыре месяца и десять дней. По окончании этого срока, они могут располагать собою добровольно, и вы не будете отвечать за них: Бог ведает ваши поступки». Этот стих, явившийся ранее 241, отменил его, а в 241 ст. говорится: «Кто из вас умирает, оставляя после себя жен, должен назначить им содержание достаточное «на год», без выхода их из дома. Если же они сами оставят дом в течение этого времени (и выйдут замуж), то вы не отвечаете за то, что они сделают добровольно». Дело здесь в том, что сначала Мухаммед назначил 4 мес. и 10 дней для иддата 183 вдов, каковой срок вошел в закон, а после сказал, что срок этот продолжится год. Другой пример такого отменения представляет 49-й стих 33 главы, где сказано: «Пророк! тебе позволено жениться на женах, которых ты одаришь, на пленницах, которые по изволению Божию попадут в твои руки, на дочерях твоих дядей и теток по матери и по отцу, которые переселились с тобою в Медину, и на всякой верующей, которая отдастся в руки пророка, если пророк захочет жениться на ней. Это – твое особенное право, а не всех верующих». После этого в 52 ст. было открыто ему: «Вперед тебе не позволено брать других жен, менять их одну на другую, даже когда тебя обворожит их красота, кроме невольниц, которых ты можешь приобретать». Кроме приведенных противоречий, в Коране есть и такие противоречия, на которые мусульманские ученые не обращали своего внимания и потому не позаботились примирить их своею теорией о насхе. Таково (3:127; 57:21) предоставление Корана о рае, занимающем пространство, равное небу и земле, и потому исключающее возможность существования земли и ада, не говоря уже о том, что оно противоречит другому представлению, по которому рай весь помещается на небе (34:36). Такое же противоречие заключается в представлении, что престол Божий обширнее неба и земли (2:256), а между тем некоторые богословы думают, что у Бога на небе два престола. В одном месте Корана говорится, что идолы не живые существа, а только имена (53:23), а в другом месте говорится, что в день суда Бог соберет ложных богов и заставит их отвечать (25:13–20), а потом ввергнет их в ад, где они будут топливом геенны, в которой будет только один визг... (21:98–100).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Ч Чимабуэ (Ченни ди Пепо, ок. 1240–1302), итальянский художник 33 Чириков Григорий Осипович (1882–1936), иконописец и реставратор, владелец иконописной мастерской в Москве 169, 185, 186, 188, 195, 213, 275, 459 Чириков Михаил Осипович, иконописец и реставратор, владелец иконописной мастерской в Москве 169, 185, 186, 188, 195, 213, 275 Чириков Осип Семенович (ум. 1903), иконописец и реставратор из Мстери, основатель иконописной мастерской в Москве 169, 185, 188, 241, 243, 270, 467 Чирин Прокопий Иванов (ум. не позже середины XVII в.), царский иконописец 264, 270, 387, 417 Ш Шакловитый Федор Леонтьевич, государственный деятель, советник царевны Софьи Алексеевны 312 Шампень Филипп де, французский художник 363 Шарапов П.М. 429 Шафранов П.А. 163, 235, 472 Шахов А.Л. (вторая половина XIX в.), иконописец и владелец мастерской в Холуе 170, 181 Шевченко Александр Васильевич (1882–1948), художник 440, 472 Шедер Г. 10, 472 Шереметев Сергий Дмитриевич (1844–1918), граф, историк, председатель Общества любителей древней письменности и Комитета попечительства о русской иконописи 236, 241, 244, 245, 256, 258, 287 Шереметевы, семья 187, 243 Шеффер Ари (1795–1858), французский художник 295 Шибанов Петр Васильевич (1822–1892), собиратель рукописей и старопечатных книг, букинист 40, 215 Ширинский-Шихматов А.А., князь 213 Ширмен Дж., историк искусства 293, 297, 472 Ширский Иннокентий, гравер, с 1697 г. монах Киево-Печерской лавры 312 Шитников Петр (упом. 187З), иконописец 399, 400 Шитов В.О., иконописец и владелец мастерской в Мстере 168 Шитов, иконописец из Мегеры 199 Шишков Александр Семенович (1754–1841), государственный деятель, писатель, адмирал 235 Шишманов Ив. 30, 472 Шнайдер К. 162, 472 Шнорр фон Каррольсфельд, Юлиус (1794–1872), немецкий художник, иллюстратор Библии 261, 295, 307, 308, 310 Штукенберг И.Ф., экономист 167, 472 Щ Щенникова Л.А. 213, 472 Щукин Петр Иванович (1853–1912), московский купец, коллекционер 210, 472 Э Эванс Дж. 155, 472 Эгберт В. 155, 472 Эккартсхаузен Карл фон (1752–1803), немецкий писатель 344

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Около Успеньяго дня я получил формальное известие о переводе моем в костромскую епархию. Священно-церковно-служители венденского благочиния, узнав о моем переходе, пожелали проститься со мной и, прибыв в Венден, к последнему моему служению поднесли мне: священники – икону Спасителя и трость, на которой вырезаны с одной стороны следующие слова: «Любовь, признательность и благодарность», а с другой: «священники венденского благочиния». Псаломщики поднесли мне икону «Зачатие Иоанна Предтечи». Я сильно был тронут тем расположением, которое выразили мне мои сослужители. Кроме того священники пожелали вместе со мной сняться и снялись. Простившись с рижскими родными и знакомыми, я отправился с семьей в Кострому через Псков. Проезжая последним приходом Лифляндии, за неименьем другого помещения, я принужден был ночевать у священника, который, латыш по происхождению, очень радушно меня принял, и к удивлению моему утром, на другой день, проводил меня с колокольным звоном. Протоиереи Иоанн Поспелов Сергий (Страгородский), архим. На Дальней Востоке: (Письма японского миссионера) [I–XXIV: Письмо III, «Индейский океан 9° сев. шир., 71° вост. долг.», 7 и 8 сентября 1890 г.]//Богословский вестник 1895. Т. 4. 11. С. 241–258 (2-я пагин.). (Продолжение.) —241— Письмо III. 7-го Сентября. Индейский Океан. 9° сев. шир., 71° вост. долг Начну с того, на чём кончил Портсаидское письмо. В субботу (25 Августа) мы должны были прийти в Порт-Саид, место для нас важное во многих отношениях: там нам нужно было запастись тропической одеждой и распроститься с европейскими водами. Средиземное море, хотя и окружено азиатскими и африканскими берегами, все еще полуевропейское, все еще в нём, как говорится, русским духом пахнет. С Порт-Саида пойдет уже настоящая Азия, страны вполне басурманские. Среди всевозможных толков и соображений, что купить, куда сходить и т. п., незаметно подошел вечер. Пообедали. Было начало седьмого часа, когда я предложил командиру отслужить всенощную. Предложение принято с радостью всеми. Сейчас же начали строить из флагов алтарь. Певчие нашлись. И вот под непрерывный стук винта, среди потемневшего уже моря далеко-далеко понеслось наше пение. Редко случалось молиться так, как в этот раз. Днем слишком светло в море. Невольно себя отделяешь от него. Теперь же, когда море только шумело невидимое, когда только чувствовалась его близость и бесконечность, как-то сливаешься с ним. Точно бы и оно участвует в этом нашем слабом, замирающем среди волн пении.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

618 Игнатий (Брянчанинов) , свт. Аскетические опыты. Гл. О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником. Отд. 2//Полное собрание творений. Т. 1. М.: «Паломник», 2000. С. 229; см.: Основы. Т. 2. С. 300; Варнава (Беляев) , еп. Записные книжки 1–16. 1950–1955 гг.//«Дядя Коля» против. Н. Новг.: «Христианская библиотека», 2010. 1952. 96. С. 271–275. «Особенно они (эти явления – ид.И.) часты у католиков, разных сектантов и прочих». – Еп.В. (Основы. Т. 2. С. 401; напр., см.: У. Джеймс, проф. Многообразие религиозного опыта. М., 1910. С. 399–401). 641 См.: Основы. Т. 4. С. 241–242; ср.: Слова прп. Симеона. Слово 84. Вып. 2. С. 398–399.Лествица. Слово 23, 36. С. 159. 645 Лествица. Слово 26, 65. С. 191; ср.: Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1900. Ч. 1. Гл. 10. С. 103. 648 См.: Петр (Екатериновский), еп. Указание пути к спасению. (Опыт аскетики). Серг. Пос.: СТСЛ, 1905. С. 33–80. 649 См.: Петр (Екатериновский), еп. Указание пути к спасению. (Опыт аскетики). Серг. Пос.: СТСЛ, 1905. С. 33–80. 650 См.: Гл. 4. § 6. Общий план описания каждой из греховных страстей еп. Варнавой; см. также: Основы. Т. 2. С. 98–312. 651 Ср.: С. М. Зарин, проф. Аскетизм по православно-христианскому учению: Эгико-богословское исследование. СПб., 1907. С. 267–273; Основы. Т. 2. С. 188–200. 652 Ср.: С. М. Зарин, проф. Аскетизм по православно-христианскому учению: Этико-богословское исследование. СПб., 1907. С. 258–308; Основы. Т. 2. С. 98–312. 653 Ср.: С. М. Зарин, проф. Аскетизм по православно-христианскому учению: Этико-богословское исследование. СПб., 1907. С. 25–29, 220–236, 241–248; Основы. Т. 1. С. 239–280, 290–295; Т. 2. С. 7–8; Т. 3. С. 121. 654 Ср.: С. М. Зарин, проф. Аскетизм по православно-христианскому учению: Этико-богословское исследование. СПб., 1907. С. 248–258; Основы. Т. 1. С. 295–333. 655 Ср.: С. М. Зарин, проф. Аскетизм по православно-христианскому учению: Этико-богословское исследование. СПб., 1907. С. 140–154, 392–395, 415–420, 437–441, 457–468; Основы. Т. 2. С. 92–93; Т. 4. С. 22–30, 126–128, 201–203, 230–255; Тернистым путем к небу. С. 196–197, 243–246.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

105 Там же. В последнее время стала известна более осторожная интерпретация датировки и осмысления изображенного на пелене события (Христианские реликвии в Московском Кремле/Ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2000. С. 261–263). 110 ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 2. Почти месяц спустя, 25 января архимандрит Спасский Афанасий венчал крещеного царевича на великокняжеской сестре Евдокии (Там же). 125 Попов Г.В. Орнаментика рукописи 1499 г. из Московского Успенского собора//Древнерусское искусство. Рукописная книга. М., 1972. С. 227. 127 Там же. С. 241–242; Попов Г.В. Живопись и миниатюра Москвы сер. XV – нач. XVI в. М., 1975. С. 43. Оклад Евангелия см.: Толстая Т.В. Успенский собор Московского Кремля. К 500-летию уникального памятника русской культуры. М., 1977. Табл. 121. 134 Филарет, архиеп. Харьковский. Обзор русской духовной литературы: 862–1720. Харьков, 1859. С. 162. 135 АИ. Т. 1. С. 164. Этот текст известен по спискам Кормчих книг в XIII в. (РИБ. Т. 6. Стб. 101–110). 137 Аналогичный текст известен за именем митрополита Макария (Леонид, архимандрит 1887. Вып. 1. С. 132), хотя A.A. Зимин высказывает сомнения в принадлежности ему такой грамоты (Зимин A.A. И.С. Пересветов и его современники. М., 1958. С. 76. Прим. 37). 138 Савва, архим. Указатель для обозрения Московской Патриаршей (ныне Синодальной) ризницы и библиотеки. М., 1855. С. 35. Однажды, когда патриарху Филарету (1619–1633) привезли частицу Животоворящего Креста Господня, он совершил Чин воздвижения, облачившись, «а сак облачал черной Симона митрополита крестовой» (Голубцов А. Чиновники Московского Успенского собора с предисловием и указателем//ЧОИДР. 1907. Кн. 4. С. 241). 143 ПСРЛ. Т. 12. С. 258. Постниковский летописец называет имя брата архимандрита Кассиана «Ивашку Самочерного», а из «иных многих» «Гридю Квашню, да Митю Пустоселова» (ПСРЛ. Т. 34. С. 8). Миниатюру Лицевого летописного свода, изображающую Собор 1504 г., см.: Российское законодательство. Т. 2. С. 319. 152 ГАР. Ч. 2. С. 355. В другом ящике архива хранилась «запись прощальная Симона митрополита» (Там же. Ч. 1. С. 70).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Примечания Зернова А.С. Указ. соч. С. 27. Там же. С. 28. Савва В. Московские цари и византийские василевсы. Харьков, 1901; Аста Pamriarchami Consmanminopolimani (изд. Миклошичем). 1859. Т. II. С. 190. Будовниц И.У. Русская публицистика XVI века. М.—Л., 1947. С. 146. Каптерев Н.Ф. Характер отношений России к православному востоку в XVI и XVII вв. М., 1914. С. 241—243, 483—486. Письмо патриарха Паисия 1 июля 1649 года, приписка об Арсении Греке. См.: Белокуров С. Арсений Суханов. Ч. I. Биография Суханова//ЧОИДР. 1891. Прил. XLV. Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1881. Т. VII. С. 70—96; Белокуров С. Указ. соч. С. 191. Николаевский П.Ф. Из истории сношений России с Востоком в половине XVII века//Христианское чтение. СПб., 1882. Т. I. С. 257. Каптерев Н.Ф. Характер отношений России… С. 116, 221—247. Макарий. История русской церкви. СПб., 1866—1883. Т. IX. С. 236—237. Каптерев Н.Ф. Характер отношений России… С. 61 и сл. Макарий (Булгаков). История русской церкви. Т. IX. С. 237—239. Каптерев Н.Ф. Характер отношений России… С. 421; Николаевский П.Ф. Из истории сношений России… С. 247, 258, 732. Павел Алеппский. Указ. соч. Т. II. С. 241. Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и его противники... С. 145. Воссоединение Украины с Россией. М., 1953. Т. I. С. 46; Т. II. С. 27; Харлампович К.В. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. С. 26. Харлампович К.В. Указ. соч. С. 26, 28—29. Грушевский М.М. История Украины-Руси. Т. VI. Нью-Éорк, 1954. С. 264. Голубев С. Киево-могилянская академия//ТКДА. 1890. Т. I. С. 539. Флоровский В.Г. Пути русского богословия. Белград—Париж, 1937. С. 45, 48, 52. Малышевский И.И. Киевские церковные соборы.//ТКДА. 1884. 12. С.535. Malvy A., Villier М. Op. cim. P. XXIII; Флоровский Г.В. Указ. соч. С. 49—52. Malvy A., Villon M. Op. cit. P. XXXIV, 1, 10, 11, 145; Голубев С. Киево-могилянская академия//ТКДА. 1890. Т. I. С. 545. Голубев С. Киево-могилянская академия//ТКДА. 1890. Т. I. С. 545. Меднянський С. Бpamcki школи Ykpaihu i Бiлopycii в XVI—XVII ст. Kieb, 1958. С. 115.

http://sedmitza.ru/lib/text/439505/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010