Михаила, позже разобранная. В 1934 г. на месте вост. половины главного нефа базилики был построен храм Св. Троицы, с использованием сполий и включением фрагмента стены апсиды. Южнее ц. Св. Троицы находится пещера, в к-рой прор. Моисей пребывал в течение 40 дней перед тем, как получить скрижали завета (Исх 24. 18). Др. пещера расположена рядом с церковью, слева. По преданию, в ней находился Моисей, когда Господь показал ему славу Божию (Исх 33. 18-23). Над этой пещерой (2 ´ 2 м, 1,5 м высотой) в нач. XII в. построена небольшая мечеть, включившая фрагмент юж. стены с дверным проемом, относящийся к пристроенному к юстиниановской базилике нартексу. На пути к вершине горы Моисея находится ц. Пресв. Богородицы Экономиссы. Время ее возникновения неясно. По всей видимости, ее можно отождествить с церковью, упоминаемой в Commemoratorium de Casis Dei (ок. 808) и находившейся между ц. прор. Илии и мон-рем Сорока мучеников. Название церкви связано с происшедшим здесь чудом: однажды, когда монахи были готовы оставить Е. в. м. из-за отсутствия лампадного масла, Пресв. Богородица явилась эконому и приказала им вернуться, пообещав, что монастырские сосуды никогда не оскудеют. Рассказ об этом событии изложен Абу-ль-Макаримом (нач. XIII в.) и Титмаром (1217). Существующее в наст. время прямоугольное в плане здание, примыкающее вост. частью к скале и имеющее небольшую пристройку с сев. стороны, построено относительно недавно. Положение во гроб. Икона. 1-я треть XV в. (мон-рь вмц. Екатерины) Положение во гроб. Икона. 1-я треть XV в. (мон-рь вмц. Екатерины) На пути к вершине было сооружено 10 ворот (по числу заповедей), в наст. время сохранились ворота Исповедания (на уровне ц. Пресв. Богородицы Экономиссы) и ворота св. Стефана (рядом с пещерой прор. Илии). Церковь во имя прор. Илии на горе Хорив, на высоте 2097 м, существовала уже в IV в. Она была построена рядом с пещерой, где пребывал прор. Илия, скрываясь от Иезавели, и где Господь явился ему как «веяние тихого ветра» и говорил с ним (3 Цар 19.

http://pravenc.ru/text/189637.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Констанций I, патриарх К-польский. Фотография с портрета [Константий; греч. Κωνστντιος Α] (1768 или 1770, К-поль - 5.01.1859, там же), патриарх К-польский (6 июля 1830 - 18 авг. 1834), архиеп. Синайский, Фаранский и Раифский с именем Констанций II (1804-1859) и игумен Екатерины великомученицы мон-ря на Синае , богослов, историк, археолог. Начало церковной карьеры Род. на синайском подворье св. Иоанна Предтечи в к-польском квартале Балат, где постоянно проживал его дядя, архиеп. Синайский Кирилл I (1759-1790). Окончил народную школу прихода Ксилопорта, а затем Патриаршую школу в квартале Фанар. По завершении обучения принял монашество, был рукоположен во диакона и в 1787 (или 1788) г. сопровождал архиеп. Кирилла в Молдавское княжество для инспектирования мон-рей и подворий, принадлежавших Синайскому мон-рю. В Яссах К. продолжил образование, в т. ч. овладел франц. языком. Там на него обратил внимание главнокомандующий русской армией граф П. А. Румянцев-Задунайский; по его рекомендации в 1790 г. К. отправился в Киев, где было синайское подворье - киевский во имя вмц. Екатерины мужской монастырь , и поступил в КДА. В течение 4 лет К. прослушал полный курс обучения, изучил лат., рус. и церковнослав. языки и усовершенствовался в нравственно-аскетическом отношении. В 1794 г., по окончании академии, К. вернулся в К-поль и через год отправился в Каир на Джуванийское подворье Синайского мон-ря. В нач. 1796 г. он был вызван в К-поль, рукоположен во иеромонаха, а затем получил сан архимандрита и в 1797 г. был назначен игуменом греческого монастыря вмц. Екатерины в Киеве. В этой должности К. оставался до избрания в 1804 г. архиепископом Синайским, успев за 8 лет управления благоустроить киевский мон-рь. В Киеве К. начал заниматься археологией и историей, познакомился со мн. рос. учеными. К. пользовался расположением Московского митр. Платона (Левшина) . Высшее духовное начальство неоднократно привлекало К. в качестве посредника к переговорам с представителями Вост. Церкви. Избрание архиепископом Синайским, Фаранским и Раифским

http://pravenc.ru/text/2057130.html

Кафоликон Преображения Господня мон-ря вмц. Екатерины. После 548 г. Кафоликон Преображения Господня мон-ря вмц. Екатерины. После 548 г. Совр. стены мон-ря, сложенные из крупных блоков красного гранита, базилика Преображения Господня и ряд др. построек обители восходят к VI в. Строительство базилики было завершено между 548 и 565 гг. Надпись на одной из ее балок сообщает имя архит. Стефана из Айлы (ныне Элат, Израиль) ( Shevchenko. 1966. P. 256-257). Монастырское предание приписывает Юстиниану возведение в епископский сан игумена мон-ря и дарование Е. в. м. особых привилегий. Попытки связать эти события с К-польским (536) или Вселенским V Собором (553) не находят подтверждения в источниках. В XVII в. синайские монахи, стремясь выйти из-под власти Иерусалимских патриархов, утверждали, что имп. Юстиниан даровал Е. в. м. полную независимость. Церковный историк XVII в. синаит Нектарий , впосл. Иерусалимский патриарх (1661-1669), обнародовал текст соответствующей новеллы Νεαρς имп. Юстиниана в своем сочинении об истории Е. в. м. Уже современниками Нектария была доказана неподлинность этой новеллы (Мат-лы для истории архиепископии Синайской горы. 1909. Т. 2. С. 137-144), однако долгое время на нее продолжали ссылаться для обоснования особого статуса мон-ря. Позднейшие церковные историки утверждали, что власть Синайского епископа была ограниченна, он не мог посягать на самоуправление монашеского сообщества. Символом этого ограничения было соборное решение запереть архиерейский горний престол в монастырской церкви ( Порфирий (Успенский). Первое путешествие. 1856. С. 103-104). Не вполне ясно первоначальное соотношение статусов епископа и игумена в мон-ре: совмещались ли эти должности в одном лице или существовали параллельно. С достаточной уверенностью можно говорить, что епископская кафедра замещалась нерегулярно. От визант. эпохи дошло неск. имен настоятелей и епископов, как правило без дат. Паломник из Пьяченцы (ок. 570) застал в Синайском мон-ре 3 авв (в лат. оригинале tres abbates), знающих лат., греч., сир., егип. и бесский языки (Путник Антонина из Плаценции кон. VI в./Изд., пер. и объясн.: И. В. Помяловский//ППС. 1895. Т. 13. Вып. 3(39). С. 44). По всей видимости, среди монастырских «рабов» были проживавшие во Фракии бессы.

http://pravenc.ru/text/ЕКАТЕРИНЫ ...

Митра. Вклад царя Михаила Федоровича Романова. Москва. 1642 г. (мон-рь вмц. Екатерины) Митра. Вклад царя Михаила Федоровича Романова. Москва. 1642 г. (мон-рь вмц. Екатерины) На основании сообщений паломников и анализа рукописей и документов Е. в. м. можно сделать некоторые выводы о численности и об этническом составе монахов. Основную массу синайской братии в этот период составляли арабы и греки. Нек-рыми епископами были составлены сочинения богослужебного и эпистолярного характера на араб. языке. Синайскими монахами было собрано огромное количество разноязычных рукописей. В монастырской б-ке насчитывается ок. 750 араб. манускриптов. Интенсивность араб. книгописания слабеет только в XV в. В колофонах фигурируют имена синайских монахов - выходцев из Египта, Палестины, Заиорданья (особенно из г. Эш-Шаубак), Сирии. Наряду с этим в монастыре сохранилось 376 сироязычных кодексов, создание основного числа к-рых приходится на XIII в. Уникально по богатству и многообразию собрание греч. рукописей мон-ря (более 3150), в т. ч. украшенных миниатюрами. В источниках упоминаются греч. монахи Е. в. м.- уроженцы М. Азии, островов Эгейского м. и др. регионов. Несомненно греч. происхождение ряда епископов XIV-XV вв. Самый знаменитый из монахов Е. в. м., живших в мамлюкскую эпоху,- прп. Григорий Синаит (ок. 1275-1346(?)), грек из-под Смирны, один из ведущих деятелей визант. исихазма, провел в мон-ре ок. 10 лет. На примере биографии прп. Григория Синаита и ряда др. синайских монахов видно тесное взаимодействие Синая с правосл. культурами Балкан и Ближ. Востока. Нек-рое время в Е. в. м. подвизался свт. Филофей Коккин (впосл. патриарх К-польский). В Е. в. м. сохранялось груз. присутствие. Среди синайской братии встречались также выходцы из юж. славян. Серб. короли кон. XIII - нач. XIV в. Стефан Драгутин, Стефан Урош II и Стефан Урош III посылали в Е. в. м. пожертвования. На средства кор. Стефана Милутина в Е. в. м. была построена ц. во имя первомч. Стефана. В 1234 г., во время второго путешествия по св. местам Ближ. Востока, Е. в. м. посетил свт. Савва, архиеп. Сербский, к-рый прожил в обители на протяжении всего Великого поста и сделал богатые пожертвования ( Дoмehmujah. Живот светога Саве. Београд, 2001. С. 372-374, 386-388, 392-394, 496-498). Иаков, митр. Серрский, сделавший в 1360 г. вклад в мон-рь (см. в разд. «Библиотека Е. в. м.: Славянские рукописи»), снабдил вкладную запись прочувствованными стихами, восхваляющими Синай ( Записи. Т. 1. 116). В XV в. пожертвования в мон-рь делали боснийские правители (в т. ч. Стефан Вукчич, титуловавший себя «герцог от святого Саввы»), претендовавшие на преемственность от династии Неманичей ( Jupeчek К. Ucmopuja Срба. Београд, 19782. 1. С. 372).

http://pravenc.ru/text/189637.html

Нач. XVIII в. Мастер Иоанн Корнарос (мон-рь вмц. Екатерины) Однако в февр. 1091 г. у Е. в. м. не нашлось средств, чтобы откупиться от егип. военачальника, подавлявшего мятеж синайских бедуинов и занявшего обитель. Египтяне вымогали у иноков монастырские сокровища и подвергли пыткам игум. еп. Иоанна; он умер от побоев и был причислен синаитами к лику священномучеников ( Порфирий (Успенский). Первое путешествие. 1856. С. 133-134). Эпоха крестовых походов (1099-1250) Политическое положение Е. в. м. заметно изменилось с появлением в непосредственной близости от него гос-в крестоносцев. В 1115 г. иерусалимский кор. Балдуин I покорил Петру и Айлу, лежавшие в неск. днях пути от Е. в. м. (крестоносцы удерживали эти территории до 1184), и хотел совершить паломничество на Синай. Однако монахи направили ему письмо с просьбой отказаться от своего намерения, чтобы не навлечь на мон-рь гнев егип. властей. Крестоносцы учредили в Кераке (Эль-Караке) архиепископский престол Петры Аравийской в составе лат. Иерусалимского Патриархата. По нек-рым данным, лат. архиерей Керака числил у себя в подчинении епископа Синайской горы, однако чисто номинально. Лат. клириков на Синае не было, епископы и монахи были православными. По мнению С. Рансимена, Синай являлся едва ли не единственной епархией Иерусалимского Патриархата, оставшейся вне власти крестоносцев, подчиняясь в церковном отношении правосл. Иерусалимским патриархам, жившим в изгнании в Византии ( Рансимен С. Восточная схизма. М., 1998. С. 71). В копто-араб. описании Е. в. м. Абу-ль-Макарима (нач. XIII в.) указывается, что поставление Синайского епископа совершает правосл. Иерусалимский патриарх. В 1223 г. в Е. в. м. был погребен Иерусалимский патриарх Евфимий II . В переписке сер. 50-х гг. XV в. с К-польским патриархом Геннадием II Схоларием синаиты обсуждали каноничность рукоположения Иерусалимского патриарха ( Порфирий (Успенский). Первое путешествие. 1856. С. 138, 141); сам факт подобной дискуссии предполагает подчиненное положение Е.

http://pravenc.ru/text/189637.html

Интересно, что после поражения Максентия и обнародования закона в пользу христиан, Максимин, еще управлявший восточными народами, узнав об этом, весьма огорчился, однако, чтобы не показать, что уступает другим, с одной стороны, и, опасаясь утаить повеление императоров, с другой стороны, по необходимости, как бы от собственного лица, написал к подчиненным себе областным начальникам первую грамоту в пользу христиан. Первые упоминания о праздновании памяти св. вмц. Екатерины — не старше VIII века, когда ее мощи были открыты египетскими христианами и перенесены в монастырь на горе Синай. Этот монастырь привлекал множество паломников, и почитание святой распространилось сначала в Восточной Церкви, а потом перешло и на Запад, где ей посвящено множество гимнов и рифмованных легенд. На Синае образовался орден рыцарей св. Екатерины для покровительства паломникам. Память ее совершается 24 ноября у нас, и 25 — в Греции и на Западе (по старому стилю). На Западе, где св. Екатерина, славившаяся своей ученостью, считается покровительницей уча­щихся, существует множество учебных заведений ее имени. История московского храма великомученицы Екатерины начинается в конце XVI столетия, когда на Всполье появляется ремесленная слобода, устроенная стараниями Анастасии Романовны, первой супруги царя Иоанна Грозного. Ею же здесь был построен первый деревянный храм, известный по летописным источникам 1612 года. В XVIII веке храм усилиями императрицы Екатерины II получает новую жизнь. Полностью перестроенный архитектором Карлом Бланком в 1766-1767 гг., он освящается в честь небесной покровительницы царствующей особы. В 1769 году московскими мастерами под руководством Бланка устанавливается кованая ограда храма. Она интересна тем, что, будучи изготовлена при Петре I,  до момента своего переноса на Большую Ордынку являлась принадлежностью Соборной площади Кремля. Таким образом, декорированная решетка, ограждающая храм — древнейшая  сохранившаяся часть архитектурного ансамбля. С храмом св. вмц. Екатерины связаны имена известных религиозных и общественных деятелей. Одним из прихожан храма был русский богослов и философ, виднейший деятель славянофильства Алексей Хомяков (1804-1860). В советское время по меньшей мере однажды Божественную литургию в престольный праздник совершил святитель Тихон.

http://patriarchia.ru/db/text/66531.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГРИГОРИЙ I АНТИОХИЙСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Григорий I (+ 593 ), патриарх Антиохийский (с 570), святитель Память 20 апреля Происходил из Палестины , о его рождении, детстве и юности ничего не известно. Был сначала монахом , затем игуменом нескольких обителей: монастыря Византийцев (греч. τν Βυζαντων) в Иерусалиме, Фаранской лавры в Палестине недалеко от Синайской горы и монастыря вмц. Екатерины на Синае . Достаточно рано Григорий стал принимать активное участие в византийской политической жизни, проявив себя талантливым дипломатом. Он был послан имп. Юстином II (565-578) в монастырь вмц. Екатерины для урегулирования отношений с арабскими кочевыми племенами, угрожавшими обители. Церковный историк и друг Григория Евагрий Схоластик отметил, что результаты этой миссии впечатлили как императора, так и персидского шаха Хосрова I , который подарил Григорию золотые кресты и церковную утварь. В 570 году Григорий занял патриаршую кафедру Антиохийской Церкви , сменив низложенного Юстином II Анастасия I Синаита . Иоанн Мосх в « Луге духовном » рассказывает, что за 6 лет до патриаршества, в бытность игуменом Фаранской лавры, Григорий очень хотел посетить отшельника по имени Сергий, который в это время пребывал в пустыне у Мёртвого моря. Сергий тепло принял Григория и омыл ему ноги. В течение дня они беседовали о спасении души, и лишь на следующий день пустынник отпустил Григория. Позже Сергий рассказал ученику, что видел перед собой патриарха в полном облачении и с Евангелием в руках. Патриаршество Григория I было омрачено военными столкновениями с арабами и клеветой монофизитов на патриарха. В 579 году против него было выдвинуто обвинение в идолопоклонстве (обвинение поддержал правитель пров. Осроена и Месопотамия Анатолий, сам обвиненный в совершении жертвоприношений). По сообщению церковного историка Иоанна Эфесского , жители Антиохии усмотрели связь происшедшего землетрясения со слухами об идолопоклонстве патриарха и потребовали изгнания Григория, который был вынужден скрываться, пока его дело рассматривалось в столице.

http://drevo-info.ru/articles/10296.html

обр. в художественных мастерских Киево-Печерской лавры. Среди них - многие памятники иконописи и живописи имеют автограф мастера. Наиболее ранними являются парные иконы Христа и Богородицы в местном ряду иконостаса придела Раифских и Синайских мучеников в кафоликоне, выполненные в 1754 г. худож. Стефаном по заказу синайского архим. Германа. Первоначально комплекс состоял из 3 икон и включал также образ «Двенадцать апостолов», местонахождение к-рого в наст. время неизвестно. Имя мастера Стефана (Стефан Лубенский?) встречается на одном из рисунков иконописной мастерской Киево-Печерской лавры, датированном 1753 г. Икона киевского иконописца Антона Петушинского «Вмц. Екатерина, в житии» 1798 г. находится в монастырском храме Живоносного Источника. В малом храме ап. Иоанна Богослова размещен комплекс местного ряда иконостаса («Христос Вседержитель», «Богоматерь Черниговская-Ильинская», «Вмц. Екатерина», «Св. Иоанн Предтеча»), написанный в 1838 г. по заказу синайского архим. Кирилла известным киевским мастером О. А. Белецким, к-рый работал для Киевского архиерейского дома Киево-Печерской лавры и подписные работы которого в укр. собраниях не сохранились. Аналогичный по составу и иконографии комплекс, выполненный в 1844 г. также по заказу архим. Кирилла для Е. в. м., ныне находится в ц. прор. Моисея в жен. мон-ре в оазисе Фейран. Его автор - киевский иконописец Феодот (фамилия в подписи утрачена). К живописным произведениям в масляной технике на холсте, связанным с киевской традицией, относится яркий пример примитива - полотно «Кончина прп. Онуфрия» (рубеж XVIII и XIX вв.), находящееся в храме св. Трифона над монастырской костницей. Памятники прикладного искусства в собрании Е. в. м. отражают этапы истории его развития и представлены деятельностью различных мастерских и художественных центров. К визант. периоду относится незначительное количество предметов. Их малочисленность явилась следствием сложной истории обители, когда от нападений страдала прежде всего драгоценная утварь.

http://pravenc.ru/text/189637.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕВФИМИЙ II ИЕРУСАЛИМСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Евфимий II (+ 1223 ), патриарх Иерусалимский (с 1204?) Первый православный предстоятель Иерусалимской Церкви, вернувшийся в Иерусалим после разгрома крестоносцев султаном Салах-ад-Дином ( 1187 ) и изгнания латинского духовенства. Вопреки утверждениям позднейших греческих историков иерусалимские патриархи конца XII века в силу неизвестных причин долгое время не возвращались в Палестину, предпочитая оставаться в Константинополе. Считается, что Евфимий II бежал из Константинополя после захвата города крестоносцами в 1204 году, а на патриаршество был избран уже в Иерусалиме. Данные о его правлении крайне скудны. Иоанн Апокавк , митр. Навпактский (+ ок. 1233), в письме, предположительно датируемом 1216 годом, сообщает, что патриарх призвал христиан воздержаться от паломничества в Палестину, чтобы агаряне не обогатились от их даров и пошлин . Очевидна параллель между призывом патриарха и принятым на Латеранском Соборе 1215 года запретом продавать мусульманам оружие и дерево для постройки кораблей. По всей вероятности, патриарх Евфимий II поддерживал связи с крестоносцами Иерусалимского королевства, от которого к тому времени осталось несколько прибрежных крепостей, и приветствовал их планы по овладению Иерусалимом. Возможно, с событиями V крестового похода (1218-1221) и вызванными им гонениями на христиан в мусульманских землях связано бегство Евфимия из Иерусалима в монастырь вмц. Екатерины на Синае . Об этом сообщают стихотворные диптихи Иерусалимских патриархов, составленные на греческом языке в конце XIII века и использованные Максимом Симским в " Истории Иерусалимских патриархов " . Из диптихов явствует, что на Синае Евфимий II скончался. Дата и обстоятельства его ухода из Иерусалима остаются неясными. Еп. Порфирий (Успенский) издал надпись на надгробии Евфимия II, находящемся в главной церкви Синайского монастыря.

http://drevo-info.ru/articles/13680194.h...

В 1951 г. на пожертвования проживающих в Египте греков у юж. стены мон-ря был построен новый корпус, в к-ром были размещены резиденция архиепископа, братская трапезная, б-ка и собрание икон. В 1953 г. в Египте была свергнута монархия и провозглашена республика. После избрания в 1956 г. Президентом Египта Г. А. Насера последовали вторжение на территорию страны англо-франко-израильских войск и 3-месячная оккупация Синайского п-ова, в т. ч. Е. в. м., израильтянами. В 1957 г. состоялся обмен письмами между митр. Крутицким и Коломенским Николаем и архиеп. Порфирием III, а еще через неск. лет представители РПЦ получили возможность посетить Е. в. м. В сент. 1966 г. в Е. в. м. и на его подворье в Каире состоялось празднование 1400-летия основания обители, в котором приняли участие представители всех Поместных Православных Церквей, а также кор. Греции Константин II. Архиеп. Порфирий III пригласил представителей РПЦ принять участие в этих торжествах. На Синай была направлена делегация РПЦ в следующем составе: еп. Подольский Владимир (Котляров) (ныне митрополит С.-Петербургский и Ладожский), представитель Московского Патриархата при Патриархе Антиохийском (глава делегации); прот. Матфей Стаднюк, в то время настоятель рус. Александро-Невского храма в Александрии, и прот. Иаков Ильич († 1981), тогда настоятель подворья Московского Патриархата в Бейруте. Члены делегации приняли участие в праздничных богослужениях; владыка Владимир огласил послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I ( Владимир (Котляров), еп. Юбилейные торжества, посвящ. празднованию 1400-летия основания мон-ря св. вмц. Екатерины на Синае//ЖМП. 1967. 1. С. 55-60). Относительно числа монашествующих в Е. в. м. в 1966 г. имеются противоречивые сведения: 12 чел. (Там же. С. 59) или 32 чел. (ΘΗΕ. Τ. 11. Σ. 178). В результате арабо-израильской войны 1967 г. Синайский п-ов, включая Е. в. м., вновь был оккупирован израильскими войсками. Архиеп. Синайский Порфирий III переехал на монастырское подворье в Каире, где и скончался в 1968 г. Там же в 1969 г. его преемником был избран архиеп. Григорий II (1912-1973), выпускник школы Абетион, преподававший в ней в течение мн. лет. Григорий II является автором 18 книг по истории Синая, им составлен каталог старопечатных книг синайской б-ки ( Казновецкий А., прот. Новый предстоятель Синайской архиепископии//ЖМП. 1969. 10. С. 48). Из-за арабо-израильского конфликта хиротония Григория II была произведена не в Иерусалиме, а в Афинах 3 митрополитами, направленными туда Иерусалимским Патриархом Венедиктом (2 февр. 1969). Затем под покровительством международной орг-ции Красного Креста Григорий II прибыл к месту служения - в Е. в. м. (Там же. С. 48-49).

http://pravenc.ru/text/189637.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010