Об этом можно судить, напр., по мозаике с изображением Христа и 12 апостолов в капелле Сант-Акуилино в ц. Сан-Лоренцо Маджоре в Милане (ок. 400 г.), а также по почти идентичным друг другу оплечным изображениям евангелистов в медальонах на диптихе слоновой кости, служившем окладом Евангелия (VI в., сокровищница кафедрального собора в Милане),- все имеют бороды и длинные волосы. На саркофаге нач. VI в. (Археологический музей, Стамбул) два евангелиста показаны бородатыми и два - юными и безбородыми. Ап. Иоанн Богослов. Мозаика ц. Сан-Витале в Равенне. 546–547 гг. Ап. Иоанн Богослов. Мозаика ц. Сан-Витале в Равенне. 546–547 гг. Тем не менее есть основания полагать, что в раннехрист. искусстве И. Б. чаще изображался юным. Об этом свидетельствуют прежде всего те древнейшие изображения евангельских сцен, в которых его можно узнать: «Распятие» (на крышке реликвария, VI в., Музеи Ватикана; на миниатюре из Евангелия Раввулы - Laurent. Plut. I 56. Fol. 13, 586 г.) и «Преображение» (на мозаике в апсиде базилики мон-ря вмц. Екатерины на Синае, сер. VI в.). Сохранились также нек-рые единоличные изображения И. Б., удостоверенные надписями. Так, юным и безбородым он представлен на равеннских мозаиках: в куполе Баптистерия православных (сер. V в.) и в медальоне на зап. арке в виме ц. Сан-Витале (546-547). На мозаике на предалтарной арке капеллы св. Петра Хрисолога в Архиепископском дворце в Равенне (494-519) он также достаточно юн, но имеет небольшую бородку, как и на фреске алтарной апсиды капеллы пещерного мон-ря в Бауите, Египет (VI-VII вв., Коптский музей, Каир). Вероятно, в подобных случаях художники опирались на уже утвердившееся к тому времени представление о том, что И. Б. был самым молодым учеником Иисуса Христа. С И. Б. отождествляется также неизвестный молодой святой, чье оплечное изображение в медальоне помещено на верхнем поле иконы ап. Петра (VI в., монастырь вмц. Екатерины на Синае). Основанием для такой атрибуции помимо внешнего облика святого служат различные варианты реконструкции символической программы синайской иконы ( Weitzmann K.

http://pravenc.ru/text/469832.html

Соглашение архиепископа с синайской братией, составленное в 1859 г., предусматривало его постоянное проживание на Джуванийском подворье при условии посещения Е. в. м. раз в год ( Воронов. 1872. 2. С. 288). Начавшееся с давних пор «принижение Синая пред Джуваниею» достигло пика в сер. XIX в.: «Джувания стала Синаем, митрополиею, а священный и царский монастырь стал метохом последнего разряда; на Синае не было даже достаточного количества иеромонахов и иеродиаконов для достоприличного отправления священнослужений» (Там же. С. 301). Синайские горы и мон-рь вмц. Екатерины. Миниатюра из Псалтири. Кон. XVII в. Грузия (ГМИГ. Cod. I - 182) Синайские горы и мон-рь вмц. Екатерины. Миниатюра из Псалтири. Кон. XVII в. Грузия (ГМИГ. Cod. I - 182) С 1804 по 1859 г. архиепископом Синайским был Константий II, племянник архиеп. Кирилла I, получивший образование в КДА и затем неск. лет бывший настоятелем принадлежавшего Е. в. м. киевского Екатерининского мон-ря. Посетив Синай в 1805 г. после своего рукоположения, Константий II 6 лет прожил на Кипре, а затем до конца жизни в К-поле, устроив резиденцию на одном из Принцевых о-вов - Антигоне (Бургазада) - и посвятив себя ученым занятиям. По избрании на Патриаршую К-польскую кафедру (1830- 1834) он продолжал оставаться архиепископом Синайским. Константий II, имевший репутацию историка и богослова, издал неск. археологических описаний Египта и К-поля. Несмотря на пребывание в К-поле, Константий II всячески заботился о благосостоянии обители, «оказав монастырю большие услуги упорядочением его внутреннего быта и благоустройством его хозяйственно-экономических дел» (История Христианской Церкви. 1901. С. 332). Его стараниями в Александрии, на участке, приобретенном у архиепископа Кентерберийского, был построен 3-этажный дом для сдачи в аренду ( Порфирий (Успенский). Синайская обитель. 1848. С. 198). В 1811 г. в Киеве сгорел до основания Петропавловский второклассный мон-рь, приписанный к Е. в. м. Его предполагалось восстановить за счет казны, но не было изыскано необходимой суммы. Труды по возобновлению мон-ря легли на плечи насельников и их добровольных жертвователей. В 1826 г. мон-рь был восстановлен. В сер. XIX в. на территории Российской империи синаиты имели «два подворья: одно в Тифлисе с торговой лавкой, а другое в Киеве с неск. домами, мельницей, с жалованьем из казны наравне с нашими второклассными монастырями» ( Он же. Первое путешествие. 1856. С. 250). Еще одно владение синаитов находилось в Бессарабии, присоединенной к России по Бухарестскому трактату 1812 г.

http://pravenc.ru/text/ЕКАТЕРИНЫ ...

«Христос на троне» (ок. 1250) и «Сорок мучеников Севастийских» (кон. XIII в.). Иконы посл. трети XIII в. представляют явление, свидетельствующее о нарастающих взаимоотношениях с К-полем и возрождении греч. искусства (напр., иконы «Богородица Панагия на троне, с предстоящими ангелами», «Прав. Симеон Богоприимец»). Возможно, в самом монастыре обращались к классическим памятникам нач. XIII в., напр. к Деисусу, от к-рого сохранились только иконы архангелов и апостолов. Визант. иконопись XIV в. свидетельствует о налаживании контактов с К-полем. Памятники этого времени представляют собой небольшие иконы для личного обихода, зачастую - триптихи или полиптихи (складни) с разнообразными сюжетами, предназначенные для литургического использования,- они были поклонными иконами. К нач. XIV в. восходят 2 сохранившиеся боковые створки триптиха с фигурами св. воинов Феодора Тирона и Георгия (вверху) и преподобных Саввы, Онуфрия, Иоанна Дамаскина и Ефрема Сирина (внизу). Большая часть складней в Е. в. м. вкладные, напр. маленький 6-частный складень (гексаптих) с изображением 12 праздников (ок. сер. XIV в.). Небольшого размера (32 ´ 23 см) икона со сложной программой - «Распятие с праздниками и сценами Страстей» - датируется 2-й пол. XIV в. Ок. 1400 г. в К-поле выполнен 2-частный складень «Богоматерь Одигитрия. Снятие с креста», представляющий собой один из лучших образцов искусства этого периода. В это время в мон-ре в качестве даров появляются и произведения западноевроп. искусства, посвященные вмц. Екатерине,- алтарная завеса «Св. Екатерина, со сценами из жития», выполненная ок. 1330 г. в Италии, створка алтаря с изображением вмц. Екатерины 1387 г.- подарок посла Каталонии в Дамаске Б. Мареса. В собрании Е. в. м. присутствуют иконы преимущественно небольших размеров, датируемые 1-й пол. XV в. Новые черты иконографии обусловлены систематическим копированием живописи XIII в. Сохранились иконы, происходящие из различных христ. общин, с к-рыми у мон-ря были тесные связи. По причине народного характера живописи этих памятников, практически неизученных, существуют значительные трудности в их датировке. В нек-рых прослеживается влияние Запада. Еще один значительный комплекс произведений связан с первыми примерами итало-критской живописи. Во 2-й пол. XV в., несмотря на падение К-поля, на Синае было отмечено перепроизводство икон, обусловленное экономическим расцветом мон-ря.

http://pravenc.ru/text/ЕКАТЕРИНЫ ...

В османскую эпоху обострилась борьба между представителями различных христианскох исповеданий за обладание св. местами Палестины. В патриаршество Германа происходили столкновения православных с католиками. Стороны оспаривали владение кувуклием Св. Гроба, который в 1530-х годах был отреставрирован патриархом Германом, а в 1550-х - францисканскими монахами. В конце 1540-х годов патриарх Герман добился сноса католического алтаря, установленного незадолго до того на месте Снятия с Креста, однако не смог помешать размещению такого же алтаря в маронитском приделе храма Св. Гроба. Источники отмечают конфликты христианских конфессий в начале 1560-х годов за первенство при проведении обряда возжигания Благодатного огня в Великую субботу. В 1561 году османские власти изгнали францисканских монахов из их монастыря на горе Сион, обращенного в мусульманский вакф. Взамен им передали монастырь св. Иоанна Богослова (по другой версии, францисканцы первоначально взяли монастырь в аренду, а в 1590 окончательно присвоили его). Отношения патриарха Германа с соседним Александрийским Патриархатом были омрачены давним спором о границах. В 1530 и 1542 годах Александрийский патриарх Иоаким официально отказывался от претензий на Газу, Синай и Керак, однако долгие годы два Патриархата вели споры за богатый монастырь вмц. Екатерины на Синае , тесно связанный с Египтом. В 1540 году патриарх Герман учредил на Синае епископскую кафедру , чтобы ограничить там влияние патриарха Иоакима. В 1544 году спор патриархов был перенесен в Стамбул, где патриарх Герман при поддержке Константинопольского патриарха закрепил свои права на Синай. Однако патриарх Иоаким, воспользовавшись недостойным поведением еп. Макария Синайского , в 1557 году на Соборе трёх восточных патриархов добился упразднения кафедры, принадлежавшей Иерусалимскому Патриархату на Синае и снова претендовал на покровительство монастырю. Затяжной конфликт был окончательно разрешен в июле 1575 году на новом Соборе в Стамбуле . Председательствовавший на Соборе патриарх Герман настоял на восстановлении Синайской епископской кафедры, причисленной к диоцезу Иерусалимского Патриархата.

http://drevo-info.ru/articles/13680325.h...

От VI-VII вв. в мон-ре сохранилось полтора десятка различных надписей, как правило, на греч. языке, хотя не все они были сделаны греками. Лит. и эпиграфические данные указывают, что большинство синайских монахов происходили из Египта, Палестины и Сирии; лишь изредка среди них встречались уроженцы Армении, Балкан и др. частей христ. мира. Раннеарабский период (640 -1099) - В ходе мусульм. завоеваний 30-х гг. VII в. Синайский п-ов был включен в состав Арабского халифата. Ок. 630 г. правитель Айлы признал власть Мухаммада. В кон. 639 г. через Синай прошла араб. армия, направлявшаяся на завоевание Египта. Под властью халифов христиане сохраняли свободу вероисповедания и внутреннюю автономию при условии соблюдения политической лояльности и выплаты подушной подати, от к-рой, впрочем, были освобождены монахи. Согласно позднейшему преданию, зафиксированному в XVII в. Иерусалимским патриархом Нектарием, синайские старцы еще в 624 г. получили особую грамоту Мухаммада, в к-рой монахам и в целом христианам гарантировался ряд прав и привилегий, в частности неприкосновенность церковных имений и освобождение монастырей от податей. Подлинник грамоты был, как утверждали, взят в К-поль османским султаном Селимом I после завоевания им Египта. Ученые Нового времени отрицают достоверность этого документа (см., напр.: Burckhardt. 1992. P. 546-547). Часовня вмц. Екатерины на горе Св. Екатерины Часовня вмц. Екатерины на горе Св. Екатерины В первые 100-150 лет существования Халифата ближневост. христиане сохраняли прежние формы культуры и социальной организации. Визант. традиция продолжалась в активном церковном строительстве, массовом монашеском движении, грекоязычной письменности и лит. творчестве. Эти процессы наилучшим образом изучены на примере Палестины и Заиорданья, однако есть все основания относить их и к Синайскому п-ову. Самые знаменитые из синайских монахов, во многом повлиявшие на визант. богословие,- прп. Иоанн Лествичник († 649) и прп. Анастасий Синаит († после 701) - жили уже в араб. эпоху. Предания о синайских отцах, современниках прп. Иоанна Лествичника (прп. Георгии Арселаите , Стефане Отшельнике, Иоанне Савваите, игум. Исавре, преемнике Иоанна Лествичника), свидетельствуют о сохранении в неизменном виде ранневизант. монашеской традиции. Синай участвовал в богословских спорах, волновавших христ. мир того времени. На Латеранском Соборе 649 г. среди отлученных сторонников монофелитства фигурирует Фаранский еп. Феодор. Нек-рые исследователи идентифицируют его с писателем Феодором Раифским, учеником прп. Иоанна Дамаскина, выступавшим в защиту иконопочитания.

http://pravenc.ru/text/ЕКАТЕРИНЫ ...

Аналогичный ее среднику сюжет представлен на пелене (1763). На алтарной завесе (1770) - цикл жития вмц. Екатерины. В ризнице хранится ряд вещей, принадлежавших синайским архиереям: выполненные на Крите скуфья (1731) и орарь (1748) с изображениями Богоматери «Неопалимая Купина» и вмц. Екатерины архиеп. Никифора; украшенная бриллиантами митра кон. XVIII в. архиеп. Кирилла. Замечателен по своей иконографической программе саккос архиеп. Кирилла (XVII в.): на переднем полотнище изображение «Иисус Христос Лоза истинная» («Союзом любви связуемы апостолы…»), на заднем - «Древо Иессеево» с образом Богоматери в центре. Сирийский кодекс. V в. (Sinait. syr. 30) Сирийский кодекс. V в. (Sinait. syr. 30) Среди произведений художественного серебра, связанных происхождением с Малороссией, наиболее значительным памятником является паникадило 1753 г. в главном нефе кафоликона. Оно было создано по заказу архиеп. Константа и архим. Германа Синайского в Нежине мастером Иоанном Захариу, греком по происхождению. Возможно, работы были оплачены представителями нежинского греч. купечества. Паникадило, выполненное в стилистике барокко, представляет редкий образец подписного датированного произведения, изготовленного в Нежине. На парных серебряных подсвечниках 1756 г. киевской работы, экспонирующихся в монастырском музее, во вкладной надписи упомянуто имя заказчика - Антония (Величковского), игум. киевского мон-ря Петра и Павла (в то время в нем находилось подворье Е. в. м.). С киевской традицией серебряного дела связана лампада 1777 г. В надписи на ней упомянут Д. Ф. Дранзев, сын священника, вложивший лампаду «в греческий монастырь» (по-видимому, подворье мон-ря в Киеве, откуда памятник был затем перевезен на Синай). Серебряный оклад Евангелия с эмалевыми живописными пластинами, выполненный в 1790 г., был заказан в Киеве синайским мон. Иаковом в качестве подарка архиеп. Кириллу. Евангелие до недавнего времени использовалось в качестве напрестольного и находилось в алтаре кафоликона. Специфика заказа отразилась в иконографическом подборе сюжетов финифтяных живописных вставок.

http://pravenc.ru/text/ЕКАТЕРИНЫ ...

Противоречия Синайских иерархов и Иерусалимских патриархов периодически обострялись. Так, в 1723 г. Синайский архиепископ протестовал против упоминания Синайской горы в титулатуре Иерусалимского патриарха ( Порфирий (Успенский). Второе путешествие. 1856. С. 323-327). Грамота К-польского патриарха от 1782 г. выводила Синай из подчинения Иерусалимскому престолу, однако обстоятельства и последствия появления этого документа неизвестны ( Воронов. 1871. С. 397-400). V. Бедуинское окружение. От XVI - нач. XIX в. до нас дошло значительное количество источников, позволяющих с большей степенью точности, чем для ранних эпох, реконструировать характер отношений монахов с бедуинами. Кочевники, населявшие юг Синайского п-ова, объединялись в конфедерацию Тавара (от 7 до 11 племен). Непосредственное окружение обители составляли монастырские «рабы», к-рые за особую плату обрабатывали сады в оазисах, привлекались для строительных работ, сопровождения паломников. Численность «рабов» наблюдатели сер. XIX в. оценивали в 1,5 тыс. «Стражи» мон-ря (в XVI-XIX вв. это были кланы Аулад Саид и Аварим племени Савахиля и племя Алейкат, ориентировочно 1,5-2 тыс. чел.) кочевали к западу и северо-западу от горы Синай в радиусе неск. десятков км. По договору с мон-рем они обязаны были защищать его от др. племен, а также имели монопольное право на провод караванов паломников и доставку припасов из Каира в мон-рь. Вид на строение мон-ря вмц. Екатерины, где находилась груз. ц. вмч. Георгия (нач. XII в.). Фотография. 2007 г. Вид на строение мон-ря вмц. Екатерины, где находилась груз. ц. вмч. Георгия (нач. XII в.). Фотография. 2007 г. Ежедневно до сотни бедуинов из «стражей» и «рабов» появлялись под стенами мон-ря, требуя выдачи положенного им продовольствия. Монахи снабжали их хлебом из плохой муки (для арабов в мон-ре с XVII в. существовала особая пекарня), маслом, сахаром, а иногда одеждой и предметами быта. В голодные годы требования кочевников возрастали, Е. в. м. из-за экономических трудностей зачастую не мог откупаться от них, а то и совсем прекращал хлебные раздачи. Это приводило к конфликтам с бедуинами, к-рые захватывали подворья в оазисах, грабили караваны, шедшие в мон-рь, брали в заложники монахов и паломников, а иногда прямо нападали на обитель, обстреливая ее и пытаясь поджечь ворота. В мон-ре были ружья и неск. пушек, однако, памятуя о бедуинском обычае кровной мести, из них стреляли больше для психологического воздействия на нападающих. Ввиду фактически независимого статуса синайских бедуинов Е. в. м. в случае конфликтов редко апеллировал к суду каирских властей, предпочитая обращаться к посредничеству бедуинских шейхов, к-рые достаточно часто выносили решения в пользу монахов. Известны даже случаи тюремного заключения задолжавших или провинившихся бедуинов на Джуванийском подворье ( Порфирий (Успенский). Второе путешествие. 1856. С. 337-346).

http://pravenc.ru/text/ЕКАТЕРИНЫ ...

Слева от нартекса базилики расположен т. н. колодец Моисея. В постройках сев.-зап. угла мон-ря размещен музей-ризница. За алтарем базилики - кухня и правее т. н. старая трапезная. Это бесстолпный зал кон. XII - нач. XIII в. со стрельчатыми готическими арками и деревянной кровлей; на вост. стене сохранилась фреска «Страшный Суд» (1573). Первоначальное назначение здания неизвестно; в XV в. здесь жили паломники из зап. стран, позже оно стало использоваться как трапезная. Юж. часть территории мон-ря с 3 сторон окружена идущими вдоль стен монашескими кельями. Вдоль юж. стены возвышается корпус 1951 г. с неск. ярусами портиков и аркад и башнеобразным ризалитом в центре, на 3-м этаже к-рого расположена б-ка. В центре юж. части территории монастыря находятся неск. храмов, окруженных келейными корпусами. Все они поздние, бесстолпные, одноапсидные. Иконостасы часто собраны из разрозненных, иногда древних элементов. Храмы во имя первомч. Стефана (основан сербами) и св. Иоанна Предтечи перекрыты цилиндрическими сводами. Окрестности С зап. стороны, близ монастырских стен, на кладбище построена 2-этажная ц. мч. Трифона (сер. XIX в.), на нижнем этаже к-рой находится костница. В стеклянной витрине помещены мощи прп. Стефана Синаита, сидящего и держащего в руке посох. «Панагия Влахернитисса». Икона. 2-я пол. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины) «Панагия Влахернитисса». Икона. 2-я пол. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины) Первый храм на вершине горы Моисея был построен, согласно Феодориту Кирскому, прп. Иулианом (Саввой) Осроенским в 360-363 гг. Остатки этого очень небольшого здания (примерно 1,8 ´ 1,8 м) обнаружены при раскопках 1998 г. При имп. Юстиниане (после 560; по др. сведениям, в 532) из блоков красного гранита была построена большая (примерно 27 ´ 12 м) 3-нефная базилика с апсидой, полуциркульной внутри и 5-гранной снаружи. Кровля была деревянной; сохранились фрагменты богатого архитектурного убранства. Эта базилика была давно заброшена. В нач. ХХ в. на основании вост. части сев. нефа стояла небольшая часовня арх.

http://pravenc.ru/text/ЕКАТЕРИНЫ ...

Хотя Фаран упоминается автором XII в. Нилом Доксопатром в числе митрополий Александрийского Патриархата, город к тому времени мог уже прийти в упадок. Порфирий (Успенский) , описавший в 1845 г. развалины Фарана, отмечал резкий контраст между руинами визант. кирпичных построек и значительно уступавших им по размерам и качеству средневек. домов из дикого песчаника. По данным араб. авторов, в сер. XV в. Фаран был разрушен бедуинами и окончательно запустел ( Порфирий (Успенский). Первое путешествие. 1856. С. 283-289). В раннеараб. период были покинуты почти все кельи и мон-ри на горе Хорив. Лишь на 3 из 15 объектов визант. времени обнаружено наличие средневек. керамики. Кроме того, в средние века на горе было возведено неск. часовен, однако постоянно монахи там уже не жили. Точно так же пришли в запустение мон-ри в горах Умм-Шомар, к югу от горы Синай. Следы более позднего присутствия остались лишь в 4 из 11 визант. обителей. Качество строительства резко ухудшилось: на смену прямоугольным визант. постройкам из обтесанных камней пришли более грубые строения со скругленными углами, сложенные из дикого камня. По преданию, последний из мон-рей массива Умм-Шомар, Дейр-Антуш, просуществовал до нач. XVIII в. ( Finkelstein. 1985. P. 60, 61, 64). Богоматерь «Влахернитисса», с прор. Моисеем и Иерусалимским патриархом Евфимием II. Икона. Ок. 1224 г. (мон-рь вмц. Екатерины) Богоматерь «Влахернитисса», с прор. Моисеем и Иерусалимским патриархом Евфимием II. Икона. Ок. 1224 г. (мон-рь вмц. Екатерины) Первые столетия правления Аббасидов отмечены переходом большей части христиан на араб. язык и соответствующей сменой идентичности: быстрее всего этот процесс шел у мелькитов (православных) Палестины. В мон-рях переводились церковные книги, создавались оригинальные апологетические и исторические сочинения на араб. языке. Хотя основной центр этой лит. активности находился в лавре св. Саввы Освященного, Е. в. м. также был вовлечен в процесс создания арабоязычной христ. лит-ры, к-рая уже вполне оформилась к рубежу VIII и IX вв.

http://pravenc.ru/text/ЕКАТЕРИНЫ ...

Апсида внутри полуциркульная, снаружи граненная. Главный, зап. вход (между совр. нартексом и наосом) смещен к югу из-за перепада высот перед ним. Еще до завершения строительства базилика была увеличена за счет боковых помещений, 2 башен по сторонам зап. фасада (они остались неоконченными, над северной в 1871 была надстроена 3-ярусная колокольня) и 2 пастофориев по сторонам апсиды. Пастофории сильно выступали за линию вост. стены апсиды; их соединили толстой стеной, в кладку к-рой оказался включенным весь внешний объем апсиды. Упомянутая стена и боковые стены пастофориев, т. о., образовали место поклонения Неопалимой Купине. В целом план базилики связан с палестинскими традициями, за исключением 2-башенного фасада (как в базилике вмч. Димитрия Солунского в Фессалонике) и расположения мартирия Неопалимой Купины под открытым небом (Ibid. 1986. Р. 276-277, 493). Распятие. Икона. VIII в. (мон-рь вмц. Екатерины) Распятие. Икона. VIII в. (мон-рь вмц. Екатерины) К юстиниановскому же времени относится мозаика в апсиде работы к-польских мастеров. Основная композиция в конхе «Преображение Господне» заключена в пояс с оглавными изображениями святых в медальонах: в верхней части - апостолов, в нижней - ветхозаветных пророков; в стыках этой рамы, в верхней части,- крест, справа - синайский игум. Лонгин, слева - диак. Иоанн. Над конхой - фигуры 2 летящих ангелов, выше - 2 композиции с прор. Моисеем: «Прор. Моисей перед Неопалимой Купиной» (слева), «Прор. Моисей принимает завет» (справа). Впосл. архитектура базилики претерпела ряд несущественных изменений. В XI в. был пристроен нартекс, не доходящий до линии юж. стены базилики из-за необходимости оставить пространство между храмом и т. н. башней Елены. Главный вход в него был устроен с запада, примерно по оси базилики; др. вход, с севера, имел раньше портик. После пристройки нартекса были сделаны проходы из него в каждый из нефов. Видимо, до 614 г. ( Grossmann. 1990. P. 36), но по крайней мере не позже 1217 г. ( Pringle. 1998. P. 56) соединением вост.

http://pravenc.ru/text/ЕКАТЕРИНЫ ...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010