Они предназначались, как правило, для кафоликона. На ранний XIII в. приходится расцвет житийной иконографии. К этому времени восходит неск. житийных икон, среди к-рых - монументальные ростовые образы прор. Моисея, вмц. Екатерины, св. Иоанна Предтечи, вмч. Георгия, а также поясные житийные иконы свт. Николая и вмч. Пантелеимона. Образы покровителей мон-ря вмц. Екатерины и прор. Моисея - самые ранние из известных житийных икон. Некоторые исследователи пытаются связать житийный образ вмц. Екатерины с иконой, упоминавшейся паломниками в XIV в., в храме, посвященном святой, на вершине горы. Созданный по заказу мон. Иоанна, бывшего родом из Грузии, образ вмч. Георгия, по мнению Э. Константинидис, предназначался для несохранившегося, но известного по источникам парекклисиона вмч. Георгия. Ок. 1200 г. был создан комплект из 12 икон-миней, ныне находящийся на колоннах кафоликона. Нач. XIII в. традиционно датируются 2 монументальных образа - «Прор. Илия, питаемый вороном» (129 ´ 69) и «Прор. Моисей, получающий скрижали» (134 ´ 70), находившиеся в XVI в. у входа из нартекса в кафоликон; на иконах сохранились араб. надписи, указывающие на то, что они были изготовлены для Е. в. м. (Г. Парпулов предложил новую датировку икон - посл. десятилетия XI - нач. XII в.; см.: Holy Image. 2007. Р. 191-193). Сохранилось 6 икон с ростовыми изображениями святых в 3/4-ном повороте с развернутыми свитками в руках, к-рые могли составлять композицию «Служба св. отцов»: святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, ап. Марк (обращены вправо), святители Григорий Богослов, Игнатий Богоносец и ап. Иаков, брат Господень (обращены влево). Святые Марк и Игнатий изображены в апостольских одеждах, поверх к-рых омофоры. По мнению Паттерсон-Шевченко, эти иконы можно датировать ранним XIII в., Хадзидакис считает, что они были выполнены во 2-й пол. XV в. в традициях искусства рубежа XII и XIII вв. Ок. 1200 г. был написан эпистилий с двунадесятыми праздниками (сохр. фрагмент). К нач. XIII в. относятся 2 поясных Деисуса, представляющие по уровню исполнения уникальные иконы в собрании мон-ря.

http://pravenc.ru/text/189637.html

На средства, присланные папой Римским свт. Григорием I Великим (590-604), в Е. в. м. была построена больница. Лонгин, игум. синайский. Мозаика кафоликона мон-ря вмц. Екатерины. 3-я четв. VI в. Лонгин, игум. синайский. Мозаика кафоликона мон-ря вмц. Екатерины. 3-я четв. VI в. VI - нач. VII в. были временем наибольшего расцвета синайского монашества. Археологические изыскания последних десятилетий выявили на юге Синайского п-ова до 70 обителей, сосредоточенных в 3 регионах: в вади Фейран и окрестностях горы Сербаль, в Раифе, близ горы Синай, а также в примыкающем к ней с юга массиве Умм-Шомар, расположенном на главной дороге от Раифы к Синайскому мон-рю ( Tzaferis. 2001. P. 318; Finkelstein. 1985. P. 39). Прп. Иоанн Лествичник перед Иисусом Христом. Миниатюра из «Лествицы». XII в. (Sinait. gr. 418) Прп. Иоанн Лествичник перед Иисусом Христом. Миниатюра из «Лествицы». XII в. (Sinait. gr. 418) Главным центром монашеской активности была гора Хорив, 2-й из отрогов Синайской горы. В отличие от обрывистой и почти неприступной горы Моисея (Муса, 2285 м) гора Хорив (Рас-Сафсафа, 2168 м) была более пологой и, кроме того, изрезанной множеством долин и оврагов, в к-рых сохранились остатки 15 групп строений визант. времени. Расцвету монашества во многом способствовали уникальные природные условия региона. Средняя температура августа на горе Св. Екатерины (Катерин, 2642 м) составляет 17,6°С, температура янв. 1°С (на побережье, в Раифе, 30°С и 15°С соответственно). Годовой уровень осадков достигает 65 мм в отличие от 10-25 мм на побережье. Гора Синай состоит из практически водонепроницаемого красного гранита. Потоки дождевой воды стекали по склонам в вади, что позволяло монахам создать эффективную систему ее сбора и хранения. Почвы долин были пригодны для земледелия. Археологами было описано множество террас, каналов, оштукатуренных дамб (самая большая высотой 9,1 м), бассейнов разной площади и глубиной до 4 м. На склонах горы не осталось ни одной долины, не используемой под сады, огороды, возможно, небольшие пшеничные поля. Площадь сельскохозяйственных земель, примыкавших к разным скитам, колебалась от 250 до 1 тыс. кв. м. Поля были окружены каменными изгородями для защиты от коз. В одном из мон-рей был найден винный пресс, единственный на Синае ( Finkelstein. 1985. P. 40, 42, 48-50, 55).

http://pravenc.ru/text/189637.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ МОНАСТЫРЬ НА СИНАЕ [Ιερ Μον Αγας Ακατερνης το Θεοβαδστου Ορους Σιν], автономный, самоуправляемый, муж., общежительный, расположен в юж. части Синайского п-ова. Игуменом Е. в. м. является архиепископ Синайский, Фаранский и Раифский . Высшим адм. и законодательным органом мон-ря является собрание синайской братии. Исполнительной властью в период между собраниями наделен архиепископ Синайский как игумен мон-ря вместе со Свящ. Собором, 6 членов которого (дикей (наместник), скевофилакс (ризничий), эконом, секретарь, казначей и гостинник, библиотекарь) избираются собранием по предложению архиепископа (Δπτυχα. 2008. Σ. 1049). Исторический очерк Византийский период (IV в. - 640) - Появление первых монахов на Синайском п-ове относится приблизительно ко времени гонений имп. Диоклетиана . Горный массив Юж. Синая служил надежным убежищем от преследований, он был достаточно изолирован для отшельнического уединения и имел водные ресурсы, к-рых хватало для выживания значительного числа монахов. Не меньшую роль играли связанные с этим местом события библейской истории (см. в ст. Синай ). Наибольшее число отшельников подвизалось в районе горы Синай. По преданию, равноап. Елена построила у подножия этой горы, возле Неопалимой Купины, ц. во имя Пресв. Богородицы и башню, в к-рой иноки могли укрываться от нападений бедуинов. В башне жили игумен монашеской общины с пресвитером и неск. послушниками, а в церкви по воскресеньям собирались пустынники из округи. Куст Неопалимой Купины в мон-ре вмц. Екатерины Куст Неопалимой Купины в мон-ре вмц. Екатерины Христианство относительно рано распространилось и в др. местностях Юж. Синая. Приблизительно в нач. IV в. появилась епископская кафедра в г. Фаран (в совр. вади Фейран, к северу от Е. в. м.). В Фаранскую епархию входили район горы Синай и г. Раифа (ныне Эт-Тур) на побережье Суэцкого зал., ставший еще одним крупным центром монашеской активности ( Порфирий (Успенский). Первое путешествие. 1856. C. 91-97).

http://pravenc.ru/text/189637.html

Помимо них изображали св. воинов Георгия, Димитрия Солунского, Феодора Тирона, Феодора Стратилата; врачевателей Косму и Дамиана, напр. на Е. греч. работы (XV в., монастырь Эсфигмен на Афоне). На Е. молдовлахийского производства присутствуют портреты ктиторов-господарей Александра Доброго и его супруги Марины в рост (1400-1432, ГЭ); фигуры коленопреклоненных Петра III и его сына Марка (1537, мон-рь Эсфигмен на Афоне); изображения Иоанна Негоша с сыновьями и его супруги с дочерьми наряду с образами святителей и пустынников (XVII в., мон-рь Эсфигмен на Афоне). Новогреч. традицией Кондаков считал упоминание имен не только вкладчиков и создателей, но и членов их семей (напр., на Е. 1680, мон-рь прп. Дионисия, Афон). На выбор изображений влияло местное почитание святых. На создание Е. сер.- 2-й пол. XVI в. (ГММК) с фигурами Московских митрополитов Петра, Алексия, епископов Леонтия Ростовского и Никиты Новгородского, возможно, повлияли прославление еп. Никиты Новгородского после обретения его мощей в новгородском Софийском соборе в 1558 г. и привоз его погребальных одежд в столицу на поклонение (ПСРЛ. Т. 30. С. 190). На Е. из Киево-Печерской лавры (1672, НКПИКЗ) вышиты образы преподобных Антония и Феодосия Печерских. На Е. (2-я пол. XVI в.), вложенной свящ. Георгием в афонский мон-рь Симонопетра, среди святителей присутствует свт. Митрофаний, 1-й еп. К-польский. Появление его образа могло стать характерной чертой произведений поствизант. периода: Кондаков упомянул греч. Е. XVII в. из мон-ря Ксенофонт, на к-рой изображение свт. Митрофания К-польского предшествовало образам К-польских святителей ( Кондаков. 1902. С. 256). Евангельские сюжеты. Фрагмент лицевого шитья на епитрахили иером. Матфея. XV в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Евангельские сюжеты. Фрагмент лицевого шитья на епитрахили иером. Матфея. XV в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) В поствизант. период оформление греч. Е. утратило прежнюю целостность, красоту рисунка, на иконографию сильно влияли итало-критские образцы.

http://pravenc.ru/text/190057.html

мира и др. стран, напр. митра (1636), выполненная в Янине. Оригинальный сосуд для освящения хлеба и вина (артокласия) в виде монастырского комплекса (1679) был прислан из Трикалы. Неск. предметов изготовлены в Пловдиве - центре эмальерного производства: тщанием иером. Анастасия мастерами Даниилом и Пуллосом создана дарохранительница (1635) в виде 5-купольной базилики; кадильница в форме 5-купольного храма и митра работы мастера Анастасия (1678) по заказу синаита протосинкелла Никифора. Произведение к-польских мастеров - дарохранительница (1672) в форме 5-купольного храма, изначально вложенная мон. Иоанном в афонский монастырь Ставроникита и оказавшаяся впосл. на Синае. Сохранившиеся рус. произведения выполнены в Москве царскими мастерами: серебряный позолоченный складень (сер. XVII в.) с агатовой камеей в средней створке, представляющей образ вмц. Екатерины, в драгоценном окладе; митра, присланная в 1642 г. царем Михаилом Феодоровичем архиеп. Иоасафу, с агатовой камеей «Богоматерь «Знамение»» в возглавии и черневыми пластинами с изображениями, составляющими Деисус, и вкладной надписью; серебряная позолоченная рака для мощей вмц. Екатерины с чеканным изображением на крышке, рельефными орнаментами и вкладной надписью в 5 овальных медальонах на боковой стороне (1651-1652, 1687-1689). Др. рака для мощей небесной покровительницы обители (1860), высокого качества, была создана в С.-Петербурге с мозаичным изображением святой в стиле академической живописи 2-й трети XIX в. на крышке, с медальонами на боковой стороне: в центральном - сцена перенесения ангелами мощей святой на Синай. Обе раки хранятся в алтаре кафоликона. Самый ранний сохранившийся предмет лицевого шитья - воздух XVI в. с изображением композиции «Положение во гроб», изготовленный в мастерской г. Смирны (ныне Измир, Турция). В 1842 г. К-польским патриархом Константином I была вложена плащаница работы к-польской мастерской. Ряд предметов создан по заказу греч. общины в Вене и посвящен покровительнице монастыря: плащаница с изображением перенесения мощей святой на Синай и клеймами жития (1805) изготовлена по заказу синайского протосинкелла Азарии.

http://pravenc.ru/text/189637.html

в. м. в Сирии, Палестине и Заиорданье было потеряно им после изгнания крестоносцев с Ближ. Востока во 2-й пол. XIII в. В эпоху крестовых походов Е. в. м. посетили неск. паломников, оставивших подробные описания обители. К кон. XII в. относится сочинение копт. автора Абу-ль-Макарима о церквах и мон-рях Египта (ранее ошибочно приписывавшееся Абу Салиху Армянину), где немалое место отведено Е. в. м. Помимо информации, заимствованной у патриарха Евтихия Александрийского, аш-Шабушти и др. авторов, Абу-ль-Макарим приводит наблюдения современников или, возможно, собственные. По его словам, в 1180/81 г. в мон-ре насчитывалось 60 иноков, хотя не исключено, что эта цифра заимствована у автора Х в. Ахмеда ибн аль-Касса ( Mouton, Popesku-Belis. 2006. Р. 30). В труде Абу-ль-Макарима впервые встречается ряд синайских преданий, в т. ч. о чуде Богородицы Экономиссы. Эти же легенды повторены в описании Е. в. м. нем. путешественником магистром Титмаром (1217). К 1234-1235 гг. относится 1-е правосл. паломничество на Синай, описанное в лит-ре,- путешествие свт. Саввы , архиеп. Сербского, одарившего обитель богатой милостыней. Мамлюкская эпоха (1250-1517) В правление мамлюкских султанов Е. в. м. сохранял многие свои привилегии. Известно ок. 70 султанских грамот XIII-XVI вв., подтверждающих традиц. права мон-ря и ограждающих его от притеснений бедуинов. Мн. мамлюкские властители поддерживали широкие торговые и дипломатические связи с Европой и благосклонно относились к христ. паломничеству на Синай. Кадило. Вклад Роксандры, вдовы молдав. господоря Александру Лэпушняну. 1569 г. (мон-рь вмц. Екатерины) Кадило. Вклад Роксандры, вдовы молдав. господоря Александру Лэпушняну. 1569 г. (мон-рь вмц. Екатерины) Начиная с XIV в. число паломников, посещавших Е. в. м., значительно возросло. В городах Египта и Палестины складывалась соответствующая инфраструктура - постоялые дворы для паломников, курировавшиеся европ. консулами, система договоров с бедуинами-проводниками и т. д. Соответственно увеличился объем источников, паломнической лит-ры с описаниями Е. в. м. В 1331-1346 гг. на Синае побывало не менее 8 паломников-писателей, в т. ч. Лудольф из Зудхайма. Эпидемия «черной смерти» в Европе и крестовый поход кипрского кор. Петра I Лузиньяна на Александрию (1365) на время прервали движение паломников, однако к 80-90-м гг. XIV в. паломничество возобновилось, благодаря чему появилось еще 6 описаний мон-ря (в т. ч. Л. Фрескобальди, Дж. Гуччи, Н. Мартони). После нек-рого спада паломничества в нач. XV в. его новая активизация произошла во 2-й пол. XV в. (Б. фон Брейденбах (1483), Ф. Фабер (1483), А. фон Харф (1497), М. Баумгартен (1507) и др.). К этому же времени относится 1-е описание Е. в. м. в древнерус. лит-ре, составленное священноиноком Варсонофием (1461-1462), а также ряд греч. «Проскинитариев».

http://pravenc.ru/text/189637.html

Сфера применения иконографии Димитрия Солунского воина была весьма обширной. Однако, как и в случае с образом Димитрия Солунского-мученика, чаще всего это были групповые изображения св. воинов, подобные образам на миниатюре из Псалтири Василия II. Таковы, напр., икона свт. Николая Чудотворца (1-я пол. XI в., монастырь вмц. Екатерины на Синае) - Димитрий Солунский по пояс, на поле иконы в паре с вмч. Георгием, над Феодором и Прокопием; костяной триптих с изображением 40 мучеников Севастийских в среднике и 8 св. воинов на створках (XI в., ГЭ) - Димитрий Солунский рядом с вмч. Меркурием; эмалевая икона арх. Михаила (XI в., сокровищница Сан-Марко в Венеции) - на полях изображены 8 св. воинов, в т. ч. представленные на одной пластине Димитрий Солунский и мч. Нестор. В произведениях такого типа Димитрий Солунский предстает как член небесного воинства, в состав которого входят также Севастийские мученики и арх. Михаил. Та же идея нашла отражение в памятниках, где св. воины представлены вдвоем или втроем, напр. на камее с фигурами великомучеников Георгия и Димитрия Солунского, венчаемых Христом (X-XI вв., Кабинет медалей Национальной б-ки, Париж); сланцевая икона великомученников Георгия и Димитрия Солунского. (XI-XII вв., ГЭ) - святые показаны в повороте друг к другу; на стеатитовой иконе великомучеников Феодора, Георгия и Димитрия Солунского (XII в., Национальный музей-заповедник «Херсонес Таврический») и на иконе тех же святых (XII в., ГЭ) - на обеих Димитрий Солунский с воздетым обнаженным мечом. Изображение приготовленного для боя меча в памятниках средневизант. времени могла получить неск. иную трактовку: на сланцевой иконе великомученников Георгия и Димитрия Солунского из ГЭ, а также на дне серпентинового литургического сосуда из сокровищницы Сан-Марко (XII в.) мученик представлен вынимающим меч из ножен или вкладывающим в ножны. Редкий для средневизант. эпохи пример отдельной иконы Димитрия Солунского воина - небольшой мозаичный образ с поясным изображением святого (2-я пол. XII в., монастырь вмц. Екатерины на Синае).

http://sedmitza.ru/text/514958.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мон-рь прп. Антония Великого [Дейр-эль-Каддис-Антван, Дейр-эль-Араб], расположен в р-не нагорья Эль-Галала в Аравийской пустыне, в 290 км к югу от Каира. Площадь ок. 7,3 га (18 акров), является крупнейшим по территории мон-рем в Египте (за исключением мон-ря вмц. Екатерины на Синае). После смерти прп. Антония Великого на месте его подвигов в царствование имп. Юлиана Отступника (361-363) было устроено монашеское поселение, состоявшее из самых необходимых построек. В V в. здесь находили убежище монахи из мон-рей Скита (совр. Вади эн-Натрун), неоднократно подвергавшихся нападению грабителей. Ок. 537 г. А. п. м. был заново отстроен по приказу имп. Юстиниана I , к-рый, потеряв одну из крепостей в Аравии, решил укрепить егип. границу и построил крепость на Синае (совр. мон-рь вмц. Екатерины), а также расширил территории А. п. м. и мон-ря прп. Павла Фивейского. В VII и VIII вв. эти мон-ри населяли православные монахи ( мелькиты ). В XI в. многие из них погибли, тогда же мон-ри подверглись сильному разрушению. Пещера прп. Антония Великого в Восточной пустыни Пещера прп. Антония Великого в Восточной пустыни При копт. патриархе Иоанне VI (1189-1216) в А. п. м. уже жили копт. монахи-монофизиты. В XIII в. обитель переживала эпоху расцвета: была проведена значительная реконструкция, построена укрепленная стена. Игум. мон-ря Иоанн представлял Коптскую Церковь на Ферраро-Флорентийском Соборе (1438-1445). В 1484 г. мон-рь и его б-ка были разрушены во время бунта бедуинов, к-рые были заняты на подсобных работах. В нач. XVI в. копт. патриарх Гавриил VII послал 20 монахов из сир. мон-ря Дейр-эс-Суриани для помощи в восстановлении А. п. м. После реставрации здесь нек-рое время сосуществовали эфиоп. и егип. общины. В XVII в. мон-рь использовали капуцины для языковой подготовки своих миссионеров. Во 2-й пол. XVIII в. в мон-ре перестроили храм ап. Марка (1766), обновили стены (1783). На протяжении XVII-XIX вв. 12 монахов обители избирались на Александрийскую Патриаршую кафедру и в течение почти 300 лет определяли историю Коптской Церкви . В XVIII-XIX вв. мон-рь посетил целый ряд западноевроп. путешественников и ученых (напр., К. Сикар, И. С. Ассемани , Дж. Г. Уилкинсон), нек-рые оставили заметки о мон-ре. В 1850 г. здесь был архим. (затем епископ) Порфирий (Успенский) .

http://pravenc.ru/text/114046.html

Богоматерь с младенцем типа Киккской на троне. Средник иконы. XII в. (монастырь вмц. Екатерины на Синае) Все наиболее ранние изображения «Взыграния» либо встречаются на Балканах (на территории совр. Греции, Македонии и Сербии), либо были исполнены балканскими мастерами: Поза разыгравшегося Младенца Христа известна в византийских памятниках комниновского времени (инициал с поясным изображением Богоматери с Младенцем в Гомилиях Иакова Коккиновафского , XII в.; икона XII в. «Богоматерь с Младенцем типа Киккской на троне, в окружении пророков и святых» из мон-ря вмц. Екатерины на Синае). Иконографический тип «Взыграние» был распространен и в др. восточнохристианских землях (среди наиболее ранних примеров сир. миниатюра в Книге псалмов 1203 г. - образ заключен в отдельную рамку). Подобно некоторым древним византийским богородичным иконам, жанровый характер изображения «Взыграния» скорее всего сформировался из повествовательных евангельских сцен, в первую очередь композиции « Сретение Господне ». Драматический характер движения Младенца Христа, порывисто хватающегося за край мафория Матери, более всего напоминает позу Младенца в сцене Сретения, где Он часто показан вырывающимся из рук Богоматери. Это соответствует текстам гомилий и проповедей, посвященных принесению Богомладенца в храм, для которых характерным является мотив «взыграния» Младенца, влекомого силой своего жертвенного предназначения от Матери на руки Симеона, предвозвещающего страстной путь (Гомилии на Сретение Григория Никомидийского ). В ряде других текстов также подчеркивается антитеза ласкания Богородицей Младенца Христа и оплакивание Ею мертвого Сына: «Когда-то я растила Тебя материнскими руками, когда Ты по-детски подпрыгивал и скакал, а ныне Ты лежишь на тех же руках мертвый» (Псевдо-Симеон Метафраст - ). Иконография Пелагонитиссы является своего рода изобразительным синтезом этих противоположных смысловых акцентов: на Киккской иконе «взыграние» Младенца близко к отвержению (жест правой ручки) нежной ласки Матери, на Владимирской иконе Он приникает к лику Богородицы.

http://drevo-info.ru/articles/15497.html

II. Иерусалимский устав известен также под поздним названием «Устав лавры Саввы Освященного». Проф. МДА И. Д. Мансветов в 1885 г. высказал мнение о том, что Иерусалимский Типикон «по содержанию был весьма приближен к студийскому типику» и «отличался от последнего лишь немногими выдающимися особенностями», перечисленными Никоном Черногорцем ( Мансветов. 1885. С. 83, 176-180); Мансветов также свидетельствовал об ошибочности утверждений проф. КДА А. А. Дмитриевского о том, что Иерусалимский устав «был создан монахами-спудеями в Иерусалиме, при храме Воскресения», затем «был принят всеми иерусалимскими монастырями, а затем и на всем православном Востоке под именем Типикона обители Саввы Освященного» (Там же. С. 83, 176-180) (см.: Пентковский. 2001. С. 77-78). Мон-рь вмц. Екатерины на Синае, Египет Мон-рь вмц. Екатерины на Синае, Египет Длительное влияние студийские институты оказывали на ежедневную жизнь лаврских монахов (Ibidem). Лавра была необычным монастырским образованием. Афонский Типикон содержит свидетельства о начале независимости и самоуправляемости М. в Византии с кон. XI вплоть до XV в. (Byzantine Monastic Foundation Document. 2000. P. 195). Несмотря на разнообразие бытовых форм и видов подвижничества, первичным бытом визант. иночества было анахоретство, отшельничество. Одиночный образ жизни признавался в визант. монашестве наиболее спасительным и богоугодным; школа отшельничества развивала в монахе аскетические стремления, закаляла его в борьбе с плотью и со страстями - способствовала торжеству духа над телом. Поэтому аскеты считали необходимым пройти эту школу ( Соколов. 1894). Начало монастырского жительства С первых веков христианства подвижники стали уходить в горы, пустыни, чтобы жить вдали от греховного мира и его соблазнов. Пустыней же именовалось незаселенное место. Такие подвижники назывались отшельниками, или пустынниками, они и заложили основные принципы монашеской жизни. Родиной монашества является Египет, известный своими отцами-пустынниками IV-V вв.

http://pravenc.ru/text/2564106.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010