Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ I Критянин, архиеп. Синайский и Раифский (1759 - 12 янв. 1790). К. род. в г. Хандакс (ныне Ираклио) на о-ве Крит. В юном возрасте принял постриг в Екатерины вмц. мон-ре на Синае . На протяжении XVIII в. главной проблемой мон-ря была угроза со стороны арабов-кочевников. Сокращение паломничества и внешней финансовой поддержки, а также общий кризис османской власти, утратившей контроль над кочевой периферией своих владений, привели к тому, что мон-рь вмц. Екатерины не мог откупаться от окрестных бедуинов и периодически оказывался на осадном положении. Проезд архиепископа в обитель и его пребывание там были сопряжены с непосильными выплатами окрестным кочевым племенам. Из-за этого К., как видно из сохранившихся источников, посетил Синай лишь раз, в февр.-марте 1761 г., после чего ворота мон-ря были замурованы на мн. десятилетия, а все контакты с внешним миром осуществлялись через «дувару» - проем в стене, куда на веревке в корзине поднимали паломников и таким же образом доставляли продукты и все необходимое для мон-ря. Сохранившиеся в синайском архиве дневниковые записи посл. трети XVIII в. свидетельствуют о периодических конфликтах с племенами «стражей» мон-ря, к-рые грабили караваны с продовольствием, шедшие в мон-рь из Газы и Каира, брали в заложники монахов и паломников, выдвигали различные денежные претензии к обители. Монахи с переменным успехом пытались отстаивать свои права, прибегая к суду бедуинских шейхов Синая или егип. паши. В апр. 1772 г. племя Ауляд-Саид держало в блокаде монастырь вмц. Екатерины и обстреливало его. В дек. 1782 г. (по др. сведениям, в 1779) бедуины разорили храм на вершине горы Моисея, разрушили ограду монастырского сада и подожгли ворота обители, но отступили под выстрелами из ружей и пушек. В подобных условиях местом постоянного пребывания для К. и большей части братии стало Джуванийское подворье в Каире, где была сосредоточена административно-финансовая деятельность Синайского мон-ря. Описание быта монахов-синаитов и окрестных бедуинов оставил мон. Леонтий (Зеленский) из Полтавы, посетивший мон-рь вмц. Екатерины в 1764 г., где в это время подвизались 33 инока. В нач. 80-х гг. XVIII в. мон-рь вмц. Екатерины, его отношения с окружающим кочевым миром и христ. паломничество на Синай описал франц. путешественник и ученый К. Ф. де Шассбёф (де Вольней). Сам он, судя по всему, не посещал Синай, но имел о нем очень подробную информацию, вполне возможно, от старцев Джуванийского подворья.

http://pravenc.ru/text/1840413.html

Воскрешение прав. Лазаря. Икона. 1-я пол. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Воскрешение прав. Лазаря. Икона. 1-я пол. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) В книжной иллюминации сцена «Воскрешение Лазаря» получает более крупный формат, напр., полностраничные миниатюры; в Псалтири кор. Мелисенды (Lond. Brit. Lib. Egerton. 1139. Fol. 5r, Иерусалим, 1131-1143 гг., мастер эпохи крестоносцев) - многофигурная композиция с уменьшенными образами припадающих сестер Л. у ног Христа; в Трапезундском Евангелии (Baltim. W. 531. Fol. 61r, К-поль, 1140-1160 гг.) - на золотом фоне, с мраморными зданиями и саркофагом, на голове Л. араб. плат, пелены синие, как одежды апостолов и Христа. Живописцы уделяют больше внимания переживанию события разными персонажами (ожидание апостолов, возмущение фарисеев, отвращение к запаху тления у гробокопателей и т. д.). Фигуры сестер Л. в поклонении Иисусу Христу обычно показаны одинаковыми, но бывают варианты, когда сестры, разделяя переживание чуда, обращены друг к другу (напр., композиция на сев. стене ц. вмч. Георгия в Убиси, XIV в., мастер Герасиме). В поздневизант. иконописи сцена «Воскрешение Лазаря» присутствует на полях икон с сюжетами чудес и Страстей (икона «Распятие Господне, с евангельскими сценами», XIV в., монастырь вмц. Екатерины на Синае). Традиции визант. минологиев, особенно с развитой, многофигурной композицией, были унаследованы палеологовским искусством, подобные сцены представлены в росписях церквей Пресв. Богородицы Перивлепты (3-я четв. XIV в.) и Пресв. Богородицы Пантанассы (ок. 1428) в Мистре; они были известны в афонской иконописи и миниатюрах (греко-груз. рукопись с лицевым минологием, РНБ. O.I.58. Л. 45 об., 104, 155 об., кон. XV в.). Воскрешение прав. Лазаря. Роспись капеллы дельи-Скровеньи в Падуе. Худож. Джотто. 1304–1306 гг. Воскрешение прав. Лазаря. Роспись капеллы дельи-Скровеньи в Падуе. Худож. Джотто. 1304–1306 гг. Иногда, чтобы подчеркнуть мертвенность лика Л. в композиции воскрешения, его изображают подчеркнуто белым или бледным, а также придают землистый или зеленоватый оттенок (на миниатюре из Никомидийского Евангелия - НБ НАНУ. ДА 25 л. Л. 292, посл. десятилетие XII в.). Фигура спеленутого Л.-средовека, как правило, показана одиноко стоящей на фоне разверстой пещеры, гробокопатели отворачиваются от него, прикрывая лица руками от смрадного запаха. Наиболее натуралистическая трактовка фигуры и лика Л. как персонификации смерти в этой сцене была характерна для мастеров европ. средневековья и Проторенессанса, напр. работы Джотто в Капелла-дельи-Скровеньи (Капелла-дель-Арена) в Падуе (1304-1305), в капелле св. Марии Магдалины в Нижней ц. Сан-Франческо в Ассизи (1313-1314). В европ. искусстве подробности ландшафта, архитектуры и др. деталей происходящего в композиции на эту тему составляли особую заботу художников.

http://pravenc.ru/text/2462509.html

В 869 г. епископская кафедра была переведена из Фарана в Е. в. м. Первый известный Синайский еп. Константин участвовал в К-польском Соборе 869-870 гг., низложившем патриарха Фотия ( Mansi. T. 16. Col. 194). Из источников IX в. явствует, что Е. в. м. выступил представителем всего христ. населения Синая в сношениях с мусульм. властями, в частности в разрешении вопросов налогообложения. Кризис и ослабление ближневост. христ. культуры визант. типа относятся ко 2-й пол. VIII - нач. IX в. Причины и обстоятельства этого кризиса до конца непонятны, в т. ч. и в связи с резким сокращением начиная с IX в. письменных и археологических источников. Это в полной мере относится и к Синаю, где после прп. Анастасия Синаита надолго прекращается культурное творчество. Прямым отражением кризиса синайского христ. социума стала исламизация части «рабов» мон-ря в правление халифа Абд аль-Малика (685-705). В их среде, видимо на религ. почве, произошли кровавые междоусобия, часть «рабов» погибла, другие бежали, оставшиеся приняли ислам. Монахи разрушили покинутый поселок «рабов»; он оставался в развалинах и через 200 лет, при патриархе Евтихии Александрийском, с чьих слов известна эта история ( Eutych. Annales. Pars 1. P. 202-204). Возможно, уже в то время «рабы» перешли на полукочевой образ жизни. Несмотря на обращение в ислам, они продолжали считать себя монастырскими «рабами», а в иерархии синайских бедуинов занимали самое низкое положение. Рака с мощами вмц. Екатерины в кафоликоне мон-ря вмц. Екатерины Рака с мощами вмц. Екатерины в кафоликоне мон-ря вмц. Екатерины Сокращался ареал христ. присутствия на Синайском п-ове. После араб. завоевания в источниках перестают упоминаться христ. общины городов средиземноморского побережья (Острацина, Ринокорура (ныне Эль-Ариш), Пелусий (ныне Эль-Фарама)). Не вполне ясно время исчезновения в них христиан. Сами прибрежные города были большей частью разрушены в эпоху крестовых походов XII-XIII вв. По всей видимости, единственным христ. анклавом Синая остался треугольник между Е. в. м., Фараном и Раифой.

http://pravenc.ru/text/ЕКАТЕРИНЫ ...

P. 276). Из поздних элементов декорации следует упомянуть дверь фатимидского времени (кон. X - нач. XII в.) с резными панелями, главный иконостас критской работы (1612), изразцы придела Неопалимой Купины в тур. стиле, изготовленные в XVII в. в Дамаске, пол в технике opus sectile (1715, мастер Насралла из Дамаска), древний синтрон, перестроенный в кон. XVIII в. Архитектурный комплекс монастыря - один из немногих, если не единственный в христ. мире, к-рый в основном сохранился с VI в. и не подвергался разрушениям. Стены, представляющие в плане четырехгранник (80 ´ 75 м), практически избежали перестроек. По сообщению Прокопия, они строились солдатами, так что осталось впечатление, что возводился не мон-рь, а укрепленный военный лагерь ( Grossmann. 1990. P. 30). Однако угловые башни служили лишь для укрепления стен (одна из них могла быть дозорной), средства обороны ограничивались укреплением зап. входа. Стены не могли выдержать серьезную осаду и защищали лишь от набегов кочевых араб. племен. Св. Феврония. Икона. Нач. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Св. Феврония. Икона. Нач. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Вход находится с запада. Постройки идут по всему периметру мон-ря вплотную к стенам, свободного места почти нет. От построек эпохи Юстиниана сохранились отдельные фрагменты, однако большая часть совр. зданий стоит на местах своих предшественников. От входа улица ведет прямо к базилике. Слева находится здание трапезной, в нач. XII в. превращенное в мечеть (Ibid. P. 38). Это зал средневизант. периода с 2 крестообразными в плане столпами. В отличие от др. зданий он построен не из гранита, а из блоков известняка; снаружи оформлен кирпичом. По др. данным ( Pringle. 1998. P. 51), это здание - гостиница VI в., наспех приспособленная под мечеть во избежание разрушения мон-ря во время религ. преследований при фатимидском халифе аль-Хакиме (996-1021); минбар был подарен в 1106 г. Абу Али аль-Мансуром Ануштакином, министром фатимидского халифа аль-Амира. Рядом стоит минарет позднего времени.

http://pravenc.ru/text/189637.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Моисеем и вмц. Екатериной». Икона, очевидно, была привезена из Москвы в 1693 г. синайским архим. Кириллом. По иконографии она относится не к московскому, а к синайскому типу и соединяет неск. сюжетов: вручение прор. Моисею скрижалей завета на горе Хорив, видение прор. Моисею Неопалимой Купины и изображение вмц. Екатерины со сценой перенесения ее мощей на Синай ангелами. Неопалимая Купина представлена в ее традиц. изобразительной трактовке - в виде образа Богоматери «Воплощение» в центре горящего куста. Иконографическим аналогом памятнику может служить навершие иконы из собрания Е. в. м. «Христос Великий Архиерей, со святителями Иоанном Златоустом и Василием Великим», приписываемой критскому мастеру свящ. Виктору. В документах Оружейной палаты имеется свидетельство того, что в окт. 1687 г. жалованному иконописцу Сергею Васильеву Рожкову Костромитину, известному мастеру миниатюрной живописи, было поручено писать икону Неопалимой Купины. Учитывая, что в февр. того же года в Москву прибыл синайский архим. Кирилл и вскоре началось изготовление раки для мощей вмц. Екатерины, можно связать эти 2 заказа между собой как предназначавшиеся для отсылки в Е. в. м. Икона обычно находится на главном аналое в кафоликоне. К работам лучших мастеров Оружейной палаты также относятся икона «Распятие» кон. XVII в. (праздничный ряд иконостаса, 2-я слева) и 3 иконы разрозненного в наст. время комплекса местного ряда иконостаса нач. XVIII в.: «Богоматерь Иверская», «Господь Вседержитель» (обе в иконостасе малого храма св. Иоанна Предтечи) и «Свт. Мелетий Антиохийский» (монастырская трапезная). Среди памятников XIX в. наиболее значительным является комплекс иконостаса ц. вмч. Георгия в Раифе, который был создан вскоре после 1879 г., по-видимому в мастерской В. М. Пешехонова в С.-Петербурге. В этой же мастерской написана большая икона вмц. Екатерины, в серебряном окладе, находящаяся в соборе над входом в придел Раифских и Синайских мучеников. После учреждения в Киеве в 1744 г. Синайского подворья в мон-рь стали попадать произведения художественной культуры, созданные гл.

http://pravenc.ru/text/189637.html

Аравийская пустыня. Монастырь Антония Великого. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно 200 - 300. Адрес: Египет, Аравийская пустыня Координаты: 28.924493, 32.349353 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Монастырь Антония Великого в Египте, один из первых христианских монастырей, ныне действующий мужской монастырь Коптской церкви. Расположен в районе нагорья Эль-Галала в Аравийской пустыне в 290 км к югу от Каира. Площадь ок. 7,3 га, является крупнейшим по территории монастырем в Египте (за исключением монастыря вмц. Екатерины на Синае). Об основании монастыря точных сведений не сохранилось. У преподобного Антония было два ученика, и, может быть, на некотором удалении от его кельи жило еще несколько человек, в частности, известно, что на этой же горе вместе со святым Антонием подвизался преподобный Павел Препростый. Некоторые издания указывают время основания монастыря между 361-363 годами, в период царствования императора Юлиана Отступника, другие —356 год. О древней истории монастыря сохранилось лишь несколько отрывочных сведений в различных источниках. В V в. здесь находили убежище монахи из монастырей Скита (совр. Вади эн-Натрун), неоднократно подвергавшихся нападению грабителей. Преподобный Иоанн Колов, преставившийся в первой трети V века, незадолго до своей кончины перешел из скитской пустыни в монастырь преподобного Антония Великого и в нем почил. Ок. 537 г. монастырь был заново отстроен по приказу имп. Юстиниана I, который, потеряв одну из крепостей в Аравии, решил укрепить египетскую границу и построил крепость на Синае (совр. монастырь вмц. Екатерины), а также расширил территории монастырей Антония Великого и Павла Фивейского. Известно, что Александрийский патриарх свт. Иоанн Милостивый (+ ок. 619) дал значительную сумму денег игумену монастыря преподобного Антония Анастасию для выкупа пленных. Имеется свидетельство 780 г., что в то время монастырь еще принадлежал православным монахам (мелькитам).

http://sobory.ru/article/?object=22005

стен пастофориев был образован придел Неопалимой Купины с небольшой полуциркульной апсидой. Над местом, где росла Купина, был сооружен престол. Купина пустила за пределы апсиды побег, от к-рого в наст. время вырос куст. Пастофории были перекрыты куполами. В боковых помещениях, первоначальное назначение к-рых неизвестно (для размещения паломников?), были устроены приделы, причем нек-рые помещения были разделены перегородками. В наст. время в сев. пастофории находится придел ап. Иакова, брата Господня (сохр. росписи алтаря, 2-я пол. XV в.), в южном - Синайских и Раифских мучеников. В сев. башне находится придел св. Марины, в следующем помещении, разделенном надвое,- приделы равноапостольных Константина и Елены и сщмч. Антипы, еп. Пергамского. В помещении, примыкающем к сев. пастофорию, располагается сакристия, в примыкающем к южному - ризница. Далее, в перегороженном помещении за юж. нефом, разместились приделы праведных Иоакима и Анны и прп. Симеона Столпника, в юж. башне - бессребреников Космы и Дамиана. Чудеса св. Евстратия. Фрагмент эпистилия. 2-я пол. - 3-я четв. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины) Чудеса св. Евстратия. Фрагмент эпистилия. 2-я пол. - 3-я четв. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины) От первоначального убранства сохранились кипарисовые двери между нартексом и наосом, украшенные 28 панелями с резными изображениями растений и животных. Первоначальный престол, опирающийся на 5 мраморных колонок, вставлен в деревянное обрамление XVII в. 2 плиты от первоначальной алтарной преграды (с изображением креста и газелей) включены в структуру надгробия вмц. Екатерины XVIII в. в апсиде. Колонны сделаны из гранита, «толстые и грубые», их разнообразные капители «убогого местного изготовления» ( Krautheimer. 1986. Р. 277). Базилика с ее убранством представляет собой пример характерного для ранневизант. провинциальной архитектуры соединения «незамысловатого местного плана и зачастую жалкой строительной техники с великолепной декорацией, импортированной из мозаичных и скульптурных мастерских К-поля или иных, но непосредственно связанных с ним» (Ibid.

http://pravenc.ru/text/189637.html

8-15). Эта церковь упоминается паломницей Эгерией (384), в тексте Commemoratorium de Casis Dei (ок. 808) и более поздними паломниками. По сведениям Порфирия (Успенского), груз. царем Давидом II (1089-1125) была построена новая церковь на месте древней. Согласно описанию Николая из Поджибонси (1346-1350), эта постройка имела 3 придела. Л. Фрескобальди (1384) и Дж. Гуччи (1384) говорят о посвящении их прор. Илии, прор. Елисею и прп. Марии Египетской (по др. источникам, вмц. Марине). Др. путешественники - Ансельм Адорнес (1470) и Феликс Фабер (1480-1483) - описывают ее скорее как 3 отдельных объема, включенные в общий комплекс. Средневек. здание не сохранилось. Совр. ц. во имя пророков Илии и Елисея, восстановленная в 1901 г. на средства иером. Каллиста, состоит из 2 объемов; придел прор. Илии включает в себя пещеру пророка. На горе Хорив сохранились парекклисионы вмч. Пантелеимона, прав. Анны, св. Иоанна Предтечи, св. Марины и в честь пояса Пресв. Богородицы. Арх. Михаил. Икона. Кон. XV в. Мастер Андреас Рицос (мон-рь вмц. Екатерины) Арх. Михаил. Икона. Кон. XV в. Мастер Андреас Рицос (мон-рь вмц. Екатерины) В 4 км к юго-западу от горы Моисея находится гора Св. Екатерины, на вершине к-рой синайскими монахами были обретены мощи великомученицы. Антоний из Кремоны (1331) видел на вершине горы на камнях отпечаток тела св. Екатерины, но не упоминает о часовне. По сообщению Лудольфа из Зудхайма, место, где находились мощи великомученицы, было отмечено камнями (1341). В книге Джона Мандевиля уточняется, что эти камни принадлежали ранее стоявшей здесь церкви (ок. 1356-1366). Согласно Феликсу Фаберу, эти камни образовывали стену. В 1553 г. здесь была часовня под открытым небом. Существующая в наст. время часовня сооружена в нач. XVIII в. В окрестностях Е. в. м. на горе Св. Епистимии находится исихастирий (скит) святых Галактиона и Епистимии с одноименным парекклисионом. В нем в 1962-1964 гг. подвизался старец Паисий Святогорец. В последние десятилетия ХХ в. скит отстроен старцем Адрианом.

http://pravenc.ru/text/189637.html

Под эгидой Е. в. м. находилась муж. школа Абетион, основанная в 1860 г. в Каире на средства братьев Рафаила и Анании Абетов (Амбетов), греч. купцов, имевших российское подданство. Школа Абетион давала начальное, среднее гуманитарное (гимназия) и среднее техническое образование и содержалась на проценты с оставленного братьями Абетами капитала. Этой школой заведовала особая комиссия (эфория) при участии одного из представителей семьи Абет и 5 выборных членов от каирской греч. правосл. общины. Председателем комиссии являлся Синайский архиепископ, поскольку наследники Р. Абета дополнили его завещание этим условием. Мн. деятели Синайской и Александрийской Церквей кон. XIX - нач. XX в. были выпускниками школы Абетион. Первоначально школа включала 4 подготовительных класса (прогимназия) и 3 класса средней школы; в ней обучались дети только из правосл. семей. Школьная программа соответствовала программе, действующей в Греческом королевстве. Основным языком был греческий, в качестве иностранных преподавались арабский и французский ( Κοντογιννης. 1987. Σ. 329). С 1888 г. преподавался также рус. язык, т. к. школа находилась под покровительством российских императоров, а рус. дипломатический агент при егип. хедиве состоял ее почетным попечителем. В кон. XIX - нач. XX в. в школе ежегодно обучалось до 200 чел. (История Христианской Церкви. 1901. С. 233). В наст. время школа Абетион состоит из 3 отд-ний: греческого, арабского и англо-арабского, в которых начальное и среднее образование получают до тысячи учащихся из Египта и Греции в соответствии с принятой в Греции образовательной программой. В 1860 г. имп. Александром II на Синай была послана 2-я серебряная рака для мощей вмц. Екатерины, к-рая, как и рака 1689 г., находится в алтаре собора. Вид на вост. часть кафоликона мон-ря вмц. Екатерины. После 548 г. Вид на вост. часть кафоликона мон-ря вмц. Екатерины. После 548 г. Утрата владений Е. в. м. в Сербии и в Дунайских княжествах, секуляризованных господарем Александру Кузой, и имущества др. греч. монастырей в период реформ 1858-1864 гг. вызвала экономический кризис обители.

http://pravenc.ru/text/ЕКАТЕРИНЫ ...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010