Имя Авраам - диалектный вариант к Аврам, который встречается в егип. текстах XVIII в. до Р. Х. в форме Aburahana. Имя Авраам сравнивали с аккад. личными именами: напр., Aba(m) rama (времен первой вавилонской династии) или ассир. Aba-rama (люби отца; VII в. до Р. Х.) - имя невестки царя Синахериба. Согласно У. Олбрайту значение имени Авраама - «он велик в том, что касается его отца» (т. е. имя указывает на знатное происхождение его носителя). Теофорное значение западносемит. имени А. подчеркивал М. «[мой] Отец (т. е. Бог покровитель) возвышен». Исторический анализ библейских рассказов о религии ветхозаветных патриархов (с привлечением археологического и эпиграфического материала) показал, что библейские сообщения о ней отражают древнейшую догосударственную традицию Израиля и, след., в случае ветхозаветных патриархов речь идет о реальных исторических личностях, независимо от того, как конкретные историки представляют себе их образ и связь с последующей историей Израиля. Археологические открытия 2-й пол. XX в. (особенно в Нузи и Мари) показали, что предание о ветхозаветных патриархах отразило исторические реалии среднебронзового века (1-й пол. II тыс. до Р. Х.) и обнаруживает определенные параллели с обычаями, нравами и правовыми представлениями древневост. культур этого времени и т. о. подтверждают сообщения Библии Попытки ученых точно датировать время ветхозаветных патриархов с использованием данных археологии не приводят, однако, к единому мнению, предлагаются даты: XX/XXI в. до Р. Х. между XX и XVI вв. XIX/XVIII в. Иконография Сюжет жертвоприношения Авраама (Быт 22), символизирующий новозаветную жертву, получил широкое распространение в раннехрист. искусстве; одно из наиболее ранних изображений находится в росписи синагоги в Дура-Европос, ок. 250 г. Этот сюжет встречается в росписях катакомб рельефах саркофагов, украшает евхаристические сосуды. Иногда Авраам изображается безбородым юношей в короткой тунике (напр., стеклянная чаша IV в., найденная в 1888 г. в Булонь-сюр-Мер но обычно Авраам - муж с бородой, в тунике и паллиуме (в Дура-Европос - с темными волосами; в росписях катакомб, мозаиках Санта-Мария Маджоре в Риме, 432-440 гг.,- с короткими седыми).

http://pravicon.com/info-1620

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «LUX MUNDI» [Лат. «свет миру»], сборник из 12 статей англ. теологов, изданный в 1889 г. под ред. Ч. Гора , оказавший значительное влияние на богословие и церковную жизнь Великобритании кон. XIX - нач. XX в. Цель издания, указанная в предисловии,- «приведение христианского исповедания веры в правильное соотношение с современным развитием естественнонаучных, исторических и критических взглядов и с современными политическими и этическими проблемами». Издание «L. M.» было подготовлено членами трактарианского и Оксфордского движений . Но «L. M.» стал своеобразным продолжением сб. «Essays and Reviews» (L., 1860), в к-ром отстаивалось право на свободу исследований в области богословия и высказывалось требование историко-критического подхода к изучению Библии. По инициативе приверженцев Высокой Церкви , к либеральному крылу к-рой принадлежали авторы «L. M.», была проделана большая издательская работа, напр. выпуск в свет в 1841-1863 гг. 95 томов «Library of Anglo-Catholic Theology», также повлиявшая на развитие англ. богословия 2-й пол. XIX - нач. XX в. Авторы сборника, большинство из к-рых были оксфордскими теологами, полагали, что католицизм и протестантизм дополняют друг друга, однако необходимо избегать «излишнего следования ритуалам»; отличительной чертой англиканства является традиционализм, поэтому необходимо возвращение к теологии ранней церкви и к классической англиканской теологии XVI-XVII вв.; положение Церкви требовало соединения ее принципов с научными достижениями (теорией эволюции, философскими течениями - экзистенциализмом, позитивизмом и др.). В «L. M.» авторы попытались соединить божественный авторитет Свящ. Писания с критическим взглядом на библейские тексты. Центральной богословской проблемой сборника стало Боговоплощение, что отличало авторов труда от последователей Низкой и Широкой Церквей, хотя в целом «L. M.» объединил тех, кто придерживались примирительной либеральной позиции.

http://pravenc.ru/text/2561078.html

Нижегородской губ., где в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XIX в. совместно с И. Г. Усовым (впосл. еп. Нижегородский Иннокентий ) организовал типографию и мастерскую по производству гектографированных изданий (на титульных листах выпускавшихся здесь книг было обозначено: «Яссы, типография Б. Н. П...къ», аббревиатура расшифровывается: «Бог нам помощник»). В этот период А. издал гектографическим способом ряд богослужебных книг, к-рые стремился максимально приблизить к совр. ему старообрядческой богослужебной практике, стараясь осмыслить как разночтения в старопечатных книгах, так и расхождения в богослужебных обычаях разных старообрядческих общин. При редактировании текстов А. пользовался не только книгами времени первых 5 Московских Патриархов, но и юго-западнорус. правосл. изданиями XVI - нач. XVII в., что объясняет появление в исправленных А. чинопоследованиях непривычных для великорус. извода церковнослав. языка 1-й пол. XVII в. речевых оборотов. В Безводном был издан составленный А. «Краткий практический устав» (1888; Уральск, 19082, впосл. неоднократно переиздавался, последнее изд.: М., 2001р), по-видимому, в 80-90-х гг. XIX в. были гектографически изданы «Чиноприемник и чин св. Крещения», «Чин исповеди», поныне употребляемые старообрядческой Церковью (типографским способом опубликованы в Уральске в 1908-1910). В сент. 1890 г., во время поездки по Черниговской губ., А. подвергся тюремному заключению за «явное оказательство раскола», освобожден под денежный залог в апр. следующего года. 21 окт. 1897 г. А. был рукоположен во епископа Уральского и Оренбургского (для старообрядцев, проживавших на Юж. Урале и в прилегающих областях). В 1898 г. в течение неск. месяцев исполнял обязанности местоблюстителя Московской архиепископской кафедры, после того как старообрядческий Московский архиеп. Савватий (Лёвшин) , давший властям подписку «не именоваться архиепископом Московским», был собором старообрядческих епископов уволен на покой как отказавшийся от сана. А. восстановил проведение старообрядческих соборов, в окт.

http://pravenc.ru/text/76256.html

Солемское аббатство св. Петра. XI в., XIX в. Солемское аббатство св. Петра. XI в., XIX в. Во 2-й пол. XVIII в. среди М. возникло движение за ослабление чрезмерно суровых требований устава. В 1765 г. 28 монахов Сен-Жермен-де-Пре обратились к кор. Людовику XV (1715-1774) с письмом, осуждавшим сложившиеся практики. Это стало причиной серьезного конфликта внутри конгрегации, генеральный настоятель М. Ж. Дельрю и др. лидеры М. сурово осудили авторов письма. Однако этот конфликт и политика французских властей, направленная на ограничение влияния монашеских орденов и конгрегаций (в 1766 была создана Комиссия по делам монашествующих, франц. Commission des réguliers), сделали необходимым составить новую версию конституции М. (принята на генеральном капитуле в 1769; опубл. в 1770), но в ней практически не содержалось послаблений по сравнению с предыдущей версией. Наиболее значительным новшеством стало включение в состав генерального капитула делегатов из числа рядовых монахов ( Lemoine. 1965. P. 243-246). Конгрегация М. была ликвидирована в 1790 г., во время Французской революции (1789-1799). 2 сент. 1792 г. в Париже казнили последнего генерального настоятеля Амбруаза Шеврё и 2 монахов-М. (беатифицированы Римско-католической Церковью в 1926). После реставрации во Франции династии Бурбонов вернувшимися из эмиграции М. была предпринята попытка возродить конгрегацию, закончившаяся неудачей. В 1817 г. конгрегация была формально упразднена папой Римским Пием VII . В 1837 г. папа Римский Григорий XVI создал во Франции бенедиктинскую конгрегацию во главе с аббатством Солем; она стала правопреемницей всех франц. бенедиктинцев, в т. ч. и М. Продолжая традиции средневек. «ученого монашества», М. уделяли огромное внимание высокому уровню образованности монахов. В каждой провинции существовали 1 или 2 мон-ря, предназначенные для подготовки новициев, а также несколько обителей, где велись научные исследования. Принесению монашеских обетов и монашескому постригу предшествовал 2-летний период новициата, а рукоположению во священники - не менее 5 лет обучения, включавшего изучение не только теологии и философии, но и древних языков (в т. ч. древнегреческого и древнееврейского), а также истории. М. заботились о комплектовании монастырских б-к в соответствии с запросами ведущих ученых как новейшими печатными изданиями, так и старинными рукописями. Главным интеллектуальным центром конгрегации было аббатство Сен-Жермен-де-Пре, куда привлекали наиболее способных монахов из других мон-рей. М. также поддерживали контакты с историками-эрудитами, пользовались их б-ками, состояли с ними в переписке, организовывали в Сен-Жермен-де-Пре регулярные собрания для обсуждения различных научных проблем. Видные ученые-М. предпринимали длительные путешествия по Франции и Зап. Европе для сбора необходимых материалов ( Knowles. 1959. P. 174).

http://pravenc.ru/text/2561154.html

После временного упадка в XVII в. возрождение И. на Ближ. Востоке началось в XVIII в. благодаря усилиям учителей и таких евр. религ. деятелей, как Хизкия де Сильва, Хаим бен Аттар, Шалом Мизрахи, каббалист Гдалия Хайюн, работавших в основном в Иерусалиме. В Новое время в Зап. и Центр. Европе в результате активной деятельности раввинов из Польши и Литвы еврейские образовательные структуры переживали временный подъем. В XVII-XVIII вв. в Зап. Европе наибольшей известностью пользовались И. во Франкфурте-на-Майне, в Хальберштадте, в Фюрте, в Меце. Среди И. Центр. Европы в это время выделялась пражская, с к-рой связана деятельность Иома-Това Липмана Геллера, Йонатана Эйбеншюца и Иезекииля Ландау. В 1-й пол. XIX в. выделялись И. в Лиссе (ныне Лешно, Польша), в Познани, а также в Никольсбурге (ныне Микулов, Чехия). В нек-рых крупных городах, таких как Львов, Краков, Люблин, было неск. И., содержавшихся за счет общин. Иногда И. имела собственное здание, чаще размещалась в одной из синагог города, поэтому в польских и рус. документах синагоги иногда называются «школы». В кон. XVIII в. стали развиваться литов. И., в отличие от других они имели значительную степень самоуправления, будучи организованы независимо от местных общин. Наиболее видным деятелем литов. еврейства был виленский гаон Илия бен Шломо Залман , который вместе с учениками смог организовать развитую сеть И. в Литве и Белоруссии. Введенный им творческий метод анализа текстов Талмуда вместо бессмысленной крайней схоластики, господствовавшей в И. Польши и Литвы в XVI-XVII вв., успешно распространялся в основанных им новых И. Литвы. В 1802 г. учеником гаона Илии Хаимом Воложинером была основана И. в Воложине, где наиболее успешно применяли новые методы обучения. Окончившие эту И. раввины и ученые-талмудисты стали известны не только в России, но и за ее пределами. Высокий авторитет воложинской И. привлекал учащихся из разных стран, в т. ч. из Великобритании, Германии, Австрии и Сев. Америки. С сер. XIX в. в литов. И. начали вводить ряд общеобразовательных дисциплин в учебные программы, однако консервативно настроенная часть раввината сопротивлялась этим изменениям.

http://pravenc.ru/text/293812.html

Послание ангелу Смирнской церкви. Миниатюра из Апокалипсиса с толкованиями Андрея Кесарийского. Выговское общежительство. 1708 г. (ГИМ. Хлуд. 358. Л. 21 об.) Послание ангелу Смирнской церкви. Миниатюра из Апокалипсиса с толкованиями Андрея Кесарийского. Выговское общежительство. 1708 г. (ГИМ. Хлуд. 358. Л. 21 об.) Миниатюры подавляющего большинства рассмотренных лицевых Апокалипсисов XVI-XVII вв. являются яркими образцами русской столичной и провинциальной книжной графики. Для них характерно сочетание рисунка пером, иногда чрезвычайно тонкого, с искусной раскраской жидко разведенной темперой. Лишь в некоторых памятниках изографы отступали от традиций очерковой миниатюры и пользовались иконописными приемами послойной живописи по плотной подложке (РГБ. Ф. 173. I. 14). В XVIII-XIX вв. старообрядцы наиболее последовательно способствовали не только сохранению, но и обогащению традиций древнего искусства рус. рукописной книги. С обостренным вниманием относясь к эсхатологической части христ. вероучения, они создавали множество лицевых списков Толкового Апокалипсиса. В Новое время в разных регионах России благодаря поборникам старой веры возникали книгописные мастерские, работали искусные каллиграфы и художники, складывались самобытные «школы» книжной миниатюры. На севере России изготовлением лицевых Апокалипсисов активно занимались, напр., в таких известных центрах старообрядческой культуры, как выговский, северодвинский и вологодский. Мн. памятники связаны со старообрядчеством Поволжья, где со 2-й пол. XVIII в. центром по переписке и иллюстрированию Толковых Апокалипсисов стал Городецко-Нижегородский край. Известны также уральские старообрядческие лицевые Апокалипсисы. Совр. исследователи продолжают выявление в массиве сохранившихся памятников XVIII-XIX вв. старообрядческого пласта, установление принадлежности той или иной лицевой рукописи к определенному центру, «школе», мастерской. Региональный аспект в исследовании поздних иллюстрированных Апокалипсисов важен для изучения рукописно-книжной культуры как таковой и как необходимый этап в изучении иконографических редакций позднего русского лицевого Апокалипсиса.

http://pravenc.ru/text/471605.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НРАВСТВЕННОЕ БОГОСЛОВИЕ Раздел богословия, в рамках к-рого изучается и систематически излагается христ. учение о нравственности, нравственном сознании и нравственном поведении человека. Как самостоятельная богословская дисциплина Н. б. возникло в XVI в. в католич. и протестант. церквах. В наст. время в католич. науке Н. б., как правило, носит название «моральная теология», в протестантской - «христианская этика». В кон. XVIII - нач. XIX в. Н. б. было усвоено рус. духовными учебными заведениями. Н. б. изучает состояние и поведение человека в свете сотворения его по образу Божию и призвания к обожению . Истину о первозданном, падшем и преображенном состояниях человека, о его должном и недолжном поведении Н. б., как и всякая богословская наука, черпает из Свящ. Писания и Предания Церкви. Предметом рассмотрения Н. б. является то онтологически необходимое, что позволяет человеку достигать цели, ради к-рой он сотворен. Н. б. тесно связано с др. церковно-научными дисциплинами. Опираясь на Свящ. Писание и святоотеческое наследие, Н. б. пользуется данными библеистики и патрологии . Тесно связано Н. б. с догматическим богословием . Доктринальные положения христ. вероучения в рамках Н. б. осмысливаются как основания христ. жизни. Тематически Н. б. связано с аскетикой (см. ст. Аскетизм ) и каноническим правом , т. к. эти дисциплины также изучают сферу должного и недолжного в жизни человека с т. зр. его богообразности и принадлежности к Телу Христову. Аскетика, будучи посвящена теории и практике личного христ. подвига, а также методам борьбы со страстями и стяжания добродетелей, изначально была частью Н. б. и выделилась в самостоятельный предмет во 2-й пол. XIX в. В качестве вспомогательных источников Н. б. связано с науками философскими, у к-рых оно заимствует общенаучные методы исследования. В XX в. Н. б. получило новый импульс развития благодаря достижениям медицины в сфере эмбрионологии, нейробиологии, паллиативной медицины и проч. (см. ст. Биоэтика ). Учитывая, что естественные науки не рассматривают явления через призму категорий добра и зла, роль Н. б. заключается в уточнении условий возможного применения тех или иных современных технологий с т. зр. учения Церкви. Н. б. и философская этика

http://pravenc.ru/text/2577979.html

В XVII-XIX вв. создавались Жития К. на различных языках, в основном не имевшие научной ценности. Наибольший интерес представляет глава о К. в пространной «Истории Общества Иисуса» (Istoria della Compagnia di Gesù; 1653-1673), составленной итал. иезуитом Даниэлло Бартоли. Повествование о К. в разд. «Азия» во многом основано на материалах опросов 1610-1616 гг., бóльшая часть которых впоследствии была утрачена. Как и другие поздние агиографы К., Бартоли некритически относился к легендарным сведениям о миссионере. Составленное им жизнеописание К. неоднократно издавалось как отдельное произведение (напр.: Bartoli. 1666; см.: Schurhammer. 1977. Vol. 2. P. 648-650). Во 2-й пол. XIX в. франц. иезуит Леонар Жозеф Мари Кро обнаружил в архивах Франции, Испании и Португалии сведения о жизни К. в Европе и об истории его семьи, а также о его почитании в Наварре. Кро опубликовал лишь 1-ю часть труда о К., основанного на этих документах ( Cros. 1903); впосл. он составил популярную биографию миссионера, в к-рой использовал найденные им источники ( Idem. 1900; см.: Schurhammer. 1977. Vol. 2. P. 652-657). Многочисленные материалы о К. были опубликованы в сер. «Памятники истории Общества Иисуса» (Monumenta Historica Societatis Iesu; с 1894). Так, в сб. «Monumenta Xaveriana» вошли письма современников миссионера и материалы опросов свидетелей. На этих источниках основано жизнеописание К., составленное иезуитом Александром Бру ( Brou. 1912; Idem. 1925), 1-м исследователем, который приступил к «демифологизации» образа К. (см.: Schurhammer. 1977. Vol. 2. P. 657-659). В XX в. изучение биографии К. продолжил нем. иезуит Георг Шурхаммер (1882-1971). Во время работы в Индии он получил исцеление от мощей К. (1910) и посвятил жизнь изучению его деятельности. Работая с материалами Римского архива Об-ва Иисуса, Шурхаммер установил, что многие сведения о К. неточны или ошибочны. Составленная им популярная биография К. ( Idem. 1925) была переведена на ряд языков. С 1932 г. по поручению руководства Об-ва Иисуса исследователь работал в архивных собраниях, выявил множество новых материалов о К., посетил почти все места, где он жил и проповедовал. Шурхаммер опубликовал ряд источников и исследований по истории стран Юж. и Вост. Азии в эпоху португ. колонизации, о деятельности христ. миссионеров в XVI в., о почитании К. и т. д. В сотрудничестве с иезуитом Йозефом Викки ученый подготовил новое издание сочинений К. (Epistolae. 1944, 1945); впосл. Викки опубликовал свод источников по ранней истории миссии иезуитов в Индии, среди к-рых были материалы, связанные с деятельностью К. (Documenta Indica. 1948-1972). В 1955 г. Шурхаммер начал публикацию жизнеописания К., над к-рым работал вплоть до кончины. На этом труде, получившем высокую оценку исследователей, основаны все совр. работы о К.

http://pravenc.ru/text/2462095.html

«Прииме мя пустыне» из Поморского сборника духовных стихов. Л. 179 об. Кон. XIX в. (частное собрание) Вариантность текстов Д. с. менее значительна, чем в светском фольклоре. Как правило, существует неск. редакций у эпических текстов, не имевших связи с соответствующим письменным прототипом или утерявших ее. Однако для нек-рых Д. с. может существовать довольно большое количество версий одного и того же сюжета. В Д. с. могут различаться региональные варианты, но в связи с тем что в наст. время основными хранителями стихов являются старообрядцы, большее значение имеют конфессиональные и внутриконфессиональные варианты как конкретного стиха, так и всего стихового репертуара. Лит. параллелью покаянным стихам и народным песням была виршевая поэзия, не связанная с музыкой, хотя и в ней отдельные произведения могли исполнять на к.-л. известный напев. Виршевая поэзия в большинстве случаев основывалась на стихе, к-рый поэтами XVII в. назывался двоестрочным или согласным. Поэты, пользовавшиеся двоестрочным стихом, часто обращались к темам покаянных стихов (см.: Виршевая поэзия (1-я пол. XVII в.)/Сост., подгот. текстов, вступ. ст. и коммент.: В. К. Былинин, А. А. Илюшин. М., 1989). Муз. стиль Д. с. столь же пестр, как и словесный, и вбирает в себя особенности мн. муз. жанров. Ранние покаянные стихи связаны с древнерус. письменной традицией как в лит., так и в муз. отношении. Преобладающее количество покаянных стихов в рукописях XVI-XVII вв. нотировано одноголосной знаменной нотацией . Выявлены также стихи с путевой и демественной нотациями в многоголосной традиции (см.: Ранняя русская лирика; Конотоп. 2005). Вариантность распевов, свойственная покаянным стихам, иногда обозначается в заголовках текстов («болшая», «болшим знаменем», «путь», «надгробная»), ряд стихов распет на неск. гласов ( многогласники «Воинской трегласной стих. Придете христоносении людие», «Богатством ли пространствуеши ся»). Муз. истоки форм и интонаций покаянных стихов - знаменный распев, плачи, народная песня, в XVIII-XIX вв.- канты, иногда напевы четкого плясового рисунка, духовный концерт .

http://pravenc.ru/text/180672.html

к. оказалось в зоне действий морейского контингента османской армии, набранного из правосл. христиан. Бей, возглавлявший морейский отряд, выставил охрану вокруг подворья, а позже содействовал встрече делегации синайских монахов с султаном Селимом. Монахи предъявили султану апокрифическую грамоту Мухаммада о привилегиях мон-ря, на основании к-рой получили фирман о подтверждении всех своих прав и льгот. Если это предание соответствует действительности, то, возможно, сама грамота, приписываемая Мухаммаду, была изготовлена именно в это время. Ни одна из петиций синаитов айюбидского и мамлюкского времени, равно как и указы егип. султанов о привилегиях Е. в. м., не содержит упоминаний о грамоте Мухаммада. Впрочем, аналогичные фирманы османских султанов также ссылаются не на волю Мухаммада, а на положения мусульм. права и указы прежних правителей. Османы гарантировали мон-рю неприкосновенность его имущества на Синае, в Египте и др. местах, беспошлинный провоз монастырских грузов через все порты, беспрепятственный сбор милостыни и невмешательство в монастырские дела. Стена мон-ря вмц. Екатерины, востановленная по приказу Наполеона. Ок. 1800 г. Стена мон-ря вмц. Екатерины, востановленная по приказу Наполеона. Ок. 1800 г. К османскому времени Е. в. м. утратил многие из своих владений, упоминавшихся в булле Григория IX: Фейран, 10 миль красноморского побережья и др. земли. Однако во владении Е. в. м. еще оставались неск. садов в оазисах, прилегающих к мон-рю, и огромная финиковая роща в Эт-Туре. Авторы XVI-XIX вв. упоминают до 10 малых мон-рей, часовен и подворий, разбросанных вокруг Е. в. м. Почти все они были покинуты, за исключением мон-ря Сорока мучеников в долине Леджа. В 1-й пол. XVII в. мон-рь был на какое-то время заброшен, в 1676 г. восстановлен наряду с мон-рями св. Бессребреников и св. Онуфрия, однако наблюдатели нач. XIX в. снова называют мон-рь Сорока мучеников необитаемым ( Порфирий (Успенский). Синайская обитель. 1848. С. 137). Сады, находившиеся в этих подворьях, по большей части арендовали монастырские «рабы» за половину урожая.

http://pravenc.ru/text/ЕКАТЕРИНЫ ...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010