В данной книге мы отмечаем, что православный опыт в отношении проблемы науки и религии является особым по многим причинам, включая в первую очередь сами богословские различия с западным христианством, а также и сугубо исторические и политические факторы. Последнее имеет прямое отношение к русскому православию и России вообще, где само развитие науки и ее возможное взаимоотношение с религией вышли на сцену только в конце XVIII века, то есть достаточно поздно по сравнению с эпохой научных революций в Западной Европе. По-видимому, начало дискуссий на тему науки и религии в России можно отнести к эпохе М. В. Ломоносова, который в одной из своих статей защищал точку зрения, что «знание натуры, какое бы оно имя ни имело, христианскому закону не противно...» 1 . Однако как у Ломоносова, так и у авторов XIX и начала XX веков в центре внимания была не столько проблема религии и ее взаимоотношения с конкретными результатами естественных наук, сколько более общая проблема «веры и знания». Эта последняя проблема во многом имела философский характер, то есть ее обсуждение проходило на уровне неких общих представлений о Боге как творце и устроителе вселенной и не было явно привязано к специфике православного богословия и его понимания науки и ее роли в жизни человека. Неудивительно поэтому, что большинство работ по проблеме веры и знания в дореволюционной России и русской диаспоре после революции было написано религиозными философами, а не богословами. Более того, иерархи Русской православной церкви до революции вообще не высказывались на тему религии и науки. Реакция церкви и православной интеллигенции даже по отношению к эволюционистским идеям, ставшим предметов широких дебатов после публикации известных работ Ч. Дарвина, была в общем-то умеренной 2 . Для многих философов конца XIX – начала XX веков проблема науки и религии имеет, так сказать, отрицательный контекст, связанный с критикой науки и экспансией научного механистического мировоззрения в целом в философии. Согласно этому мировоззрению, в математической вселенной, которая следует слепым механическим законам, фактически устраняется свобода и тем самым обесценивается само человеческое существование, которое порабощается и сводится к необходимости природного существования.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/log...

Таким образом, мы видим, что во второй половине XVIII-haчaлe XX в. существенные для истории церковнославянского языка процессы происходили в стенах Московской или Санкт-Петербургской синодальных типографий. Отсюда следует, что на основании архивов Синода и двух столичных типографий можно восстановить цепь наиболее существенных событий истории исправления богослужебных книг. Изучение этих архивов дает исследователю возможность до просмотра de visu выделить издания, при подготовке которых текст был подвергнут правке. Литургический, как и любой нормированный язык, изменяется в результате сознательной деятельности кодификаторов и справщиков. Поэтому историю литургического языка можно рассматривать как историю институтов, контролирующих издание богослужебных книг. Это хорошо вписывается в предложенную Н.И. Толстым идею описания литературного языка как последовательной смены эпох централизации (жесткое нормирование) и децентрализации (потеря строгости нормы и проникновение локальных явлений). 15 В истории церковнославянского языка эпохам централизации соответствует ограничение числа типографий, издающих богослужебные книги, и сильные органы контроля за их изданием, в то время как для эпох децентрализации характерно обилие типографий, осуществляющих издание богослужебной литературы, и слабость централизованного контроля. Поскольку сведения о внешнем контроле можно получить, основываясь на материалах тех организаций, которые непосредственно его осуществляют, составление приблизительной периодизации истории церковнославянского языка конца XIX-XX века оказывается не столь уж сложной задачей. На наш взгляд, эта периодизация выглядит следующим образом. 0.2.1. Синодальная эпоха Это период централизации и контроля над изданием богослужебной литературы. Все новые издания утверждаются Синодом. Причем правом первого издания основного круга богослужебных книг обладала только Москва. В 1869 г. по инициативе митр. Московского Иннокентия (Вениаминова) в Москве создается комитет, занимающийся редактированием богослужебных книг. Этот комитет работал над исправлением Служебника, а также занимался нормализацией пунктуации в славянском Евангелии. Его работа была продолжена синодальной комиссией, возглавляемой еп. Саввой (Тихомировым) , а затем Сергием (Ляпидевским) . Однако практические результаты деятельности этой комиссии были незначительны. 16

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Внутри нового П., согласно классификации Грегерсена, различаются 2 варианта, к-рые он называет «строгим» (strict) П. и «ограниченным» (qualified) П. Сторонники 1-го варианта (напр., Хартшорн) считают, что к.-л. взаимодействующий с Богом мир всегда необходимым образом существует, а также утверждают, что все происходящее в мире оказывает естественное воздействие на существование Бога. Сторонники 2-го варианта (напр., Клейтон) считают, что Бог может существовать без мира и произведение мира является свободным актом Бога, а также полагают, что мир воздействует на существование Бога лишь в ограниченном смысле, т. е. в той мере, в какой это свободно допускает Сам Бог (см.: Ibid. P. 23). Если 1-й вариант нового П. принципиально не может быть совмещен с христ. картиной мира, то в случае 2-го варианта такое совмещение теоретически возможно, однако для его осуществления требуется радикальный пересмотр мн. закрепившихся в традиции (хотя и не всегда являющихся строго необходимыми с т. зр. церковной догматики) богословских понятий и концепций, что является неприемлемым или нежелательным для мн. христ. теологов. Историческое и содержательное развитие П. История П. может быть разделена на 3 взаимосвязанных этапа, на протяжении к-рых происходило уточнение и содержательное обогащение дополнительными идеями его основного принципа: 1) пред-панентеизм, или древний П.,- зарождение в религ. традициях (напр., в индуизме и греч. политеизме) и философских учениях (напр., в философии досократиков , в платонизме , в стоицизме ) представления о том, что божественное начало является одновременно трансцендентным и имманентным по отношению к миру; 2) классический П.- формирование в неоплатонической философской традиции учения об онтологическом единстве Бога и мира, христианизация этого учения и его дальнейшее развертывание в многообразных формах в европ. философии вплоть до нем. идеализма XVIII-XIX вв. и рус. религ. философии XIX-XX вв.; 3) новый П.- переосмысление учения о Боге, мире и человеке в их взаимосвязи, осуществляемое в теологии XX-XXI вв. под влиянием философии процесса и др. совр. философских течений. Древний П.

http://pravenc.ru/text/2578803.html

Издан уникальный каталог храмового строительства на Алтае 25 января 2006 г. 17:27 В каталог «Храмовое строительство на Алтае (середина XVIIIначало XX века)» , который издан краевым управлением архивного дела, включено более 80 архивных документов о практике церковного строительства в крае. Это храмозданные и благословенные грамоты, дающие право на постройку церквей, рапорты о ходе строительных работ и сметы, подписки жителей на сбор денег, общественные приговоры о назначении и переизбрании ответственных за строительство и другие документы. Об этом сообщили в пресс-службе краевой администрации. Как отметил начальник управления архивного дела края Виктора Кутищева, Цель издания каталога — отразить сохранившееся архитектурно-художественное наследие края для создания православной культуры в регионе. Каталог документов центра хранения Архивного фонда Алтайского края рассчитан на всех интересующихся историей края и специалистов. По словам Виктора Кутищева, эти документы и сейчас являются востребованными. Историки, архитекторы и студенты обращаются к чертежам и планам храмовых зданий для их использования не только в научных исследованиях, но и в современном церковном строительстве. По информации управления архивного дела, именно в начале XX века — последние документы, представленные в каталоге, датированы этим временем — закончился период интенсивного строительства церквей на Алтае. В 1930-е годы церкви стали активно закрывать. Так, как отмечено в самом издании, до 1939 года в крае было закрыто 346 церквей. Наибольшую ценность из числа документов имеют проекты православных храмов. Среди них — фрагмент чертежа Петропавловской церкви - первой деревянной церкви при Барнаульском заводе. Чертеж составлен в 1751 году геодезистом, чертежником и картографом Пименом Старцовым. Также в сборнике опубликованы чертежи, составленные известными на Алтае архитекторами: Андреем Молчановым, Лаврентием Ивановым, Яковом Поповым, Иваном Носовичем «Благовест-инфо» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/78918.html

Деревянное храмостроительство XIX—XX вв. В традиционно сложившуюся деревянную архитектуру в XVIII– XIX вв. пришли многие особенности каменной. Это во многом повлияло как на внешнее оформление храмов, так и на убранство интерьеров. Первым этапом было появление многоярусных храмов, где главная часть имела четыре возвышающихся один над другим срубов и представляла собой башню. Нижний ярус рубили в форме четверика, а верхние в большинстве случаев имели форму восьмерика. Храмы постепенно уменьшались по высоте и по площади. Желание придать церкви «каменный вид» привело к тому, что на Севере их стали обшивать тесом и красить в светлые цвета. Крыши, главы, купола покрывались железом. Издалека такой храм мог ничем не отличаться от каменного. В традициях нового времени перестраивались и многие древние храмы. Купола и крыши перекрывались железом, купола заменялись модными вазонам и шпилями. Стены обшивались тесом, убирались декоративные элементы. Многие храмы теряли свою неповторимость, суровую строгость, становились тяжеловесными и невыразительными. Стремление приблизить деревянное сооружение к каменному заставляло вносить в его внутреннее убранство значительные изменения. Часто внутренние стены вытесывали и штукатурили, прорубались дополнительные окна. По штукатурке рисовали подобие камня (мрамора) или оклеивали стены бумагой. Древние иконостасы заменялись новыми, которые из-за недостатка средств зачастую резали неумелые мастера, пытаясь подражать столичным образцам. Конечно, эти новшества коснулись далеко не всех деревянных храмов. К концу XIX в. в деревянной архитектуре постепенно нарастает тенденция упадка. Этому способствовали два обстоятельства. Вопервых, со второй половины XIX в. увеличилась миграция населения из отдаленных сел в города. Во-вторых, из-за недостатка средств и желания сохранить храм ремонты проводились без учета сохранения сложных форм. В конце XIX — начале XX вв. бедственноеположение деревянной архитектуры побуждает Священный Синод и деятелей культуры принять какие-либо меры. В 1871 г. состоялась, по-видимому, первая экспедиция Л.В. Даля для изучения деревянных памятников Севера. За ним последовали В.В. Суслов и Ф.Ф. Горностаев, с именами которых по праву должно быть связано начало систематического изучения деревянного древнерусского зодчества. Создавались специальные экспедиции, занимавшиеся исследованием храмов на местах. Составлялись планы, чертежи, делались многочисленные фотоснимки. Много удалось сохранить благодаря трудам Императорского Общества любителей памятников старины.

http://pravoslavie.ru/3708.html

В нач. 50-х гг. XX в. мон-рь оказался в зоне, примыкавшей к создаваемому Костромскому водохранилищу. Чтобы спасти от затопления вост. часть Костромского р-на, в 1-й пол. 50-х гг. возвели 140-километровую защитную дамбу, с юга оказавшуюся непосредственно у стен обители. В 1956 г. в связи с пуском у г. Городца Горьковской ГЭС уровень Волги поднялся и мон-рь, ранее возвышавшийся над рекой на холме, оказался почти у воды. Под воду ушла Стрелка - коса у впадения р. Костромы в Волгу, историческому ландшафту близ И. м. был нанесен непоправимый ущерб. В 1955 г. из зоны затопления на территорию Нового города И. м. перевезли деревянные, стоящие на сваях Преображенский храм (нач. XVIII в.) из с. Спас (Спас-Вёжи) и 4 бани из с. Жарки. Они положили начало созданию Музея деревянного зодчества. 30 авг. 1958 г. по распоряжению Совета Министров РСФСР в И. м. был создан Костромской историко-архитектурный музей-заповедник. В кон. 50-х гг. из мон-ря началось выселение местных жителей (в 186 квартирах проживало 670 чел.). Во 2-й пол. 50-х - 70-х гг. на территории И. м. проводились ремонтные работы, в нач. 60-х гг. все главы Троицкого собора заново вызолотили, внутри собора реставраторы расчистили и укрепили фрески. В 1984 г. закончилась комплексная реставрация иконостаса. В кон. 50-х гг. на звонницу были установлены 6 колоколов, вывезенных из Никольской ц. с. Николо-Анфимово Парфеньевского р-на Костромской обл., самый большой весил свыше 122 пудов (почти 2 т.). В 1962-1970 гг. был отреставрирован архиерейский корпус. В 60-х гг. XX в. все здания обители были заняты музеем: в братском корпусе разместилась экспозиция истории края периода феодализма, в свечном - периода капитализма, в архиерейском - периода социализма, в бывш. богадельне - экспозиция отдела природы. Большая личная роль в деле восстановления памятников И. м. принадлежит первому директору музея-заповедника М. М. Ореховой. В кон. 60-х гг. было разрушено находившееся близ И. м. здание бывш. монастырской церковноприходской Романовской школы. 1989-2004 гг.

http://pravenc.ru/text/673737.html

Имеется в виду дело экстраординарного профессора русской истории Киевского университета и Киевского Коммерческого института Е. Д. Сташевского, который еще в 1912 г. был уличен в краже документов (понадобившихся ему для работы над диссертацией) из московских архивов, в том числе, из МГАМИД. После обнаружения пропажи и запроса МИД в Министерство народного просвещения, Сташевский вернул все документы, поэтому МИД не настаивало на существенных репрессиях. Сташевский получил выговор, и этим, на первых порах, дело ограничилось. Однако, в 1916 г. вся история всплыла вновь и даже попала на страницы печати. Косвенно это дело коснулось и Богословского, который, собственно, и обнаружил пропажу. Когда Богословскому понадобилось сверить текст Сольвычегодской заседки 147 г. г.], он пришел в Архив МИД с корректурой и в присутствии служащих Архива пытался найти оригинал, но его на месте не оказалось. При разбирательстве выяснилось, что последним с этим архивным делом работал Сташевский, о чем имелась соответствующая запись в листе использования. Первоначально Сташевский отрицал свою вину, ссылаясь на то, что документ, возможно, попал в другое архивное дело. Однако, позднее, под грузом неопровержимых доказательств, вынужден был признаться и вернуть документы в архивы. Подробнее об этой истории см.: Михальченко С. И. «Дело Сташевского» (начало XX в.)//Российские университеты XVIII-XX вв. в системе исторической науки и исторического образования. Материалы межвузовской научной конференции. Воронеж, 1994. С. 46–48; Дубинский А. М. Ученый и его наука в письмах//Переписка С. Б. Веселовского с отечественными историками. М., 2001. С. 17. Письма С. Б. Веселовского Е. Д. Сташевскому 6, с. 349–350), Е. Д. Сташевского С. Б. Веселовскому 7, с. 351–353), П. П. Смирнова С. Б. Веселовскому 6, 7, 22, с. 305–307, 308, 336–337), Л. Н. Яснопольского С. Б. Веселовскому 3, с. 498–499), примечание С. Б. Веселовского к письму В. Е. Данилевича к нему 5, с. 365)//Переписка С. Б. Веселовского с отечественными историками. М., 1998.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Шумеры, затем аморреи – 2050–1750. Аккадские поэмы о сотворении мира и потопе. Хаммурапи ок. 1750 Поздняя бронза 1550–1200 XVIII и XIX династии 1580–1200. Тутмос III 1468–1436 – палестино-сирийские кампании. Аменхотеп IV (Эхнатон) 1375–1350. Культ гелио-польского бога Солнца Ра, а не фиванского Амона. Сети I 1314–1292. Рамзес II 1291–1225. Борьба с хеттами. Мернептах 1225–1215 В Ханаане – хетты. Угаритские таблички (1400– 1300). Выход из Египта в пустыню. В Малой Азии и на севере Сирии – хетты. Начиная с XV в. – апогей хеттской цивилизации. Рост могущества Ассирии 1230 – прибытие в Ханаан Тексты из Тель-Амарны. Стелы Сети I и Рамзеса II в Бейт-Шеан. Стелы упоминают о победе над народом Израиля Железный век 1200–900 XX династия 1184–1070. Рамзес III – ок. 1175 – победа над «народами моря» на берегах Палестины Ок. 1200 – начало завоевания Иисуса Навина. Завоевание Асора и многих «царей» 1200–1100 XXI династия 1070–945 Судьи Девора и Варак. Гедеон. Победа филистимлян при Афеке 1050. Начало царствования Самуила – 1040. Цари Саул 1030–1010 – победы над аммонитянами и филистимлянами. Давид 1010–970 – победы над филистимлянами, моавитянами, арамеями Хова и Дамаска, аммонитянами, амаликитянами, едомитами. Взятие Иерусалима в 1000. Соломон 970–930; строительство Храма; активная торговля, развитие литературы; религиозные традиции евреев фиксируются писцами; широкое использование верблюда в хозяйстве Арамейские царства Арам-Хова, Арам-Хамат, Арам-Мааха, Арам-Рохот, время господства в Вавилоне К 1100 г. апогей могущества Ассирии. Феглаффелласар I, затем упадок Резон, царь Дамаска – ок. 950 Египет Пророки Израиль Арамейские царства Месопотамия Железный век II 900–600 930 – собрание в Сихеме и схизма XX династия. Шешонк I 945–925 – победа над землей Израиля. Стела в Мегиддо Ровоам 928–911 Храм, построенный Шешонком I AXIЯ из Силома Иеровоам 928–907 – пребывание в Фирце; храмы: Дан и Вефиль Дамаск. Тавримон. Венадад I Упадок Ассирии Египет теряет могущество Авия 911–908. Аса 908–867 союз с Венададом I против Ваасы

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделяй и властвуй - древний принцип Интервью с профессором Алексеем Осиповым По данным агентства ИНТЕРФАКС, за последние несколько лет в Москве, начиная со взрывов домов на улице Гурьянова, от террористических актов погибли 407 человек. Трагедия в Беслане унесла от 338 до 450 жизней, в том числе и детских, общая цифра пострадавших в Северной Осетии - 1221 человек. В этом списке не упоминается количество истерзанных и сломанных трагедией судеб, пролитых слез и потерянных надежд. Не подсчитать и не взвесить всей боли, оставшейся в душе тех, кто навсегда потерял своих любимых и близких.  Переживая события и встречаясь с очевидцами терактов, мы часто слышим вопрос - «За что?» или «В чем провинилась моя девятилетняя дочь, собранная по фрагментам после взрыва вагона метро? Я ничего не хотел знать ни о черных политических играх, ни о грязных деньгах и нефтяных войнах. Я люблю свою работу... Обожаю жену и дочь, которых потерял... За что?» Наш собеседник - Алексей Ильич Осипов, профессор Московской Духовной академии, известный ученый, богослов и полемист. - Алексей Ильич, задавая Вам первый вопрос, оговорюсь, что вызван он нынешним настроением, может быть, тех, в ком больше веры, нежели цинизма. Этот вопрос был адресован в никуда одним детским учителем из российской глубинки, после захвата заложников в Беслане и гибели детей - что происходит? - Сама постановка вопроса проста и оригинальна. Но подобные события происходят на протяжении всей истории человечества, даже когда людей можно было по пальцам перечесть, и тогда уже Каин убил Авеля. Мы, если говорить о христианах, прекрасно понимаем, что наше состояние, состояние, в котором находится нынешний человек - глубоко болезненно, ведь если бы оно не было бы таковым, то не было бы и войны. Обратите внимание, к чему стремится человечество на протяжении всей своей истории - к счастью, миру, справедливости, согласию, любви... Чем же наполнена вся история? Войны, насилие, рабство, жестокость... Правда, одно время думали, что виной тому наше несовершенство, и придет  время - XVIII, XIX, ну наконец XX век, и человечество достигнет вершины своего развития. Но XX век превзошел все прочие по количеству пролитой крови и жестокости. Христианство утверждает этот факт, эту реальность, но христианство утверждает и то, что в каждом из нас есть доброе и худое, т.е. начало здоровое и болезненное. Которому из них мы дадим развитие в самом себе - очень во многом  зависит от нас самих, ведь из совокупности отдельных личностей складывается общее духовное начало нации, народа, всего человечества. Есть непреложный закон - дух творит себе форму.

http://pravoslavie.ru/4601.html

Каргоп. 144. Молитвенник старообрядческий (отрывок). Начало XIX в. 8°. 26 л. Филигрань: «18=12» (1812 г.). Содержание: л. 1 26 об. – чин покаяния самостоятельного; л. 6–25 об. – поновление. Каргоп. 165. Исповедальник старообрядческий, для мужчин. Третья четверть XIX – начало XX в 8°. 33 + III л. Штемпель: «Фабрики наследников Сумкина 6», вид: Клепиков. Филиграни и штемпели, 202 (1869–1909 гг.) Содержание: л. 1–33 – чин исповеди для .мужчин; л 10–12 – вопросник о вере (ВВ-Псч. тр.); л. 13 об.–19 об. – вопросник мужчинам и вдовцам (М-Печ. тр.); л. 20–28 – поновление мужчинам. Каргоп. 399. Сборник богослужебный старообрядческий (отрывок) Вторая половина XIX в. 8°. 14 л. Без водяных знаков, без штемпелей. Текст в рамке. Запись: л. 4 (нрзб.). Содержание: л. 1–5 об. – чин исповеди (без начала и конца); л. 5–5 об. – краткий вопросник мирянам (КрСтарообр-Каргоп. 399). Издание: Корогодина М.В. Исповедь в старообрядческой рукописной традиции XIX в.//Историография и источниковедение отечественной истории: Сб. науч. статей. СПб., 2003 Вып. 3. С. 66–67 (КрСтарообр-Каргоп. 399). 62 (старый шифр 17.5.5). Синодик лицевой. Последняя четверть XVII в. 4°. 350 л. Поступила в Библиотеку Академии наук в 1728 г. из библиотеки царевны Натальи Алексеевны. Содержание: л. 253–258 – иллюстрированное описание мук грешников. Описание: Библиотека Петра I/Автор-сост. И.Н. Лебедева. СПб., 2004. С. 94–95. 93 (старый шифр 32.4.24). Исповедальник. Конволют: 1) л. 1–20 – последняя четверть XVII в.; 2) л. 21–51 – конец XVII начало XVIII в. 4°. Поступил в Библиотеку Академии наук в 1728 г. из Казённой палаты. Содержание: л. 1–20 – чин исповеди; л. 21–51 – чин исповеди. Описание: Библиотека Петра 1. С. 124–125. 94 (старый шифр 16.15.1). Требник. Середина XVI в 8° 274 л. Филиграни: 1) Кабан, вид: Лихачёв, 3294 (1544 г.); 2) Герб (?) с короной (фрагмент, вставные листы, не отожд.). Записи: на верхнем защитном листе – «Клисиарха Макария творца дидаскала» (нрзб., XVI в ); л. 4– 5 – «Поп Володимир руку приложил». Поступила в Библиотеку Академии наук в 1728 г. из дома царевны Натальи Алексеевны. Содержание: л. 92–97 – чин исповеди иноков; л. 213 об.–214 об. чин исповеди (без конца); л. 215–219 об. – чин исповеди; л. 220–239 – чин исповеди (без начала); л. 222–222 об. – вопросник о вере (ВВ-Петр. 94); л. 222 об.–224 об. – поновление; л. 225–228 – вопросник мужчинам (М-Петр. 94); л. 228–230 – вопросник женщинам (Ж-O.I.473); л. 231 об.–233 – поновление священникам; л. 233 – поучение духовным детям; л. 234 об. – поучение духовным детям; л. 237 об.–238 – поучение судьям, вельможам; л. 238 об. – поучение слугам; л. 239–241 – чин дать причастие больном) вскоре; л. 267 об.–272 – покаяние скитское; л. 272 – отрывок устава о епитимьях (без начала); л. 272–272 об. – вопросник вельможам (В-Арханг. 71); л. 272 об.–273 об. – поновление инокам и инокиням Описания: Описание РО БАН. Т. 1. С. 204–207; Библиотека Петра I С. 125–126.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010