Глава 1. Церковнославянский язык в культурно-языковой ситуации XIX-haчaлa XX века Левша отвечает: – Наша наука простая: по Псалтирю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем. Англичане переглянулись и говорят: – Это удивительно. А Левша им отвечает: – У нас это так повсеместно (...) Они говорят: – Это жалко, лучше бы, если б вы из арифметики по крайности хоть четыре правила сложения знали. (Лесков II, с. 209) Читай, продолжай читать Евангелие и весь вообще Новый Завет на славянском, а не на русском языке. В местах или словах затруднительных тебе легко определить смысл их по английскому. Из письма М.М. Сперанского дочери (Корсунский 1886, с. 26–27) 1.1. Степень распространения церковнославянского языка в XIX-haч. XX в. Сфера употребления возникшего в XVIII веке нового литературного языка вплоть до 20-х годов XX века была ограниченной. Владение русским литературным языком не выходило за пределы образованной части общества. При этом государственная политика была направлена на расширение сферы употребления русского литературного языка. Характерно, что в мае 1781 г. Синод издает указ, согласно которому дети священнослужителей должны наряду с церковнославянской азбукой изучать и гражданскую. Принятие этого указа мотивируется тем, что священник должен быть в состоянии огласить в храме напечатанный гражданским шрифтом правительственный указ: «1781 года мая 19 и 31 числа по указу Ее Императорского Величества, Святейший Правительствующий синод, имея рассуждение, что в епархиях священно- и церковнослужительские дети (...) при начале учения чтению российской грамоте обучаются по азбукам одной церковной печати, а нам за нужное почитать должно, чтоб не только обучающиеся в семинариях, но и все духовенство разумели читать сверх церковной (...) и гражданскою печатью, тем паче, что выходящие ко всенародному сведению и исполнению манифесты и указы, из коих (...) некоторые и в церквах обнародываются, обыкновенно печатаются гражданской азбукой. И в церквах, особливо сельских, кроме священно- и церковнослужителей, читать их некому, ныне же вновь изданная и напечатанная по высочайшему Ее Императорского Величества повелению в Санкт-Петербурге, при Императорской Академии наук, азбука надежнейшим к тому средством служить может, которая и продается при оной Академии, каждый экземпляр по восьми копеек, того ради приказали оных азбук в Императорской Академии наук купить по половинной цене три тысячи триста экземпляров (...) и разослать во все великороссийские и малороссийские епархии, в каждую по сто экземпляров (...), приуказуя с тем, впредь как в семинариях, так и в прочих училищах священно-церковнослужительские дети и другие отроки грамоте (...) сверх обыкновенной обучаемы были и по сей азбуке непременно». 21

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Закрыть itemscope itemtype="" > Золотая пыль 11.08.2004 441 Время на чтение 4 минуты Дорогу забыли после того, как федеральная трасса Москва - Минск обогнула ее стороной. И тракт превратился в бездорожье. Уцелели закатанными в асфальт примерно 100 километров пути Смоленск - Дорогобуж. Выживший участок может стать туристической Меккой России. ПРАВНУЧКИ ЯМЩИКОВ Как и много веков назад, старая Смоленская дорога начинается с ямщицких станций еще XVI-XVII веков - Надва, Лубино и Пнево. От Надвы осталось кладбище, заросшее репейником. В Лубине, где была ставка Наполеона и где состоялся знаменитый бой на Ватутиной горе в 1812-м, тоже некого спрашивать о прошлом. И лишь в Пневе, когда-то крупнейшей почтовой станции, едва теплится придорожная жизнь. На пять домов здесь живут две старушки - Ольга Лашкевич и Тамара Расторгуева. Остальные дома заколочены. - Это не Новомосковский тракт, - показывает на узкую ленту асфальта Ольга Лашкевич, по старинке называя Смоленскую дорогу Новомосковской, - это спрямленный тракт, настоящий шел извилисто. Свою правоту бабушки подкрепляют рассказами и доводами дедов и прадедов. Себя бабушка причисляет к ямщицким, то есть вольным крестьянам, избежавшим крепостного права. Это они сохранили предание о том, что, кто бы ни строил тракт, все заканчивалось обвинениями в растрате казны. И только позже их именами называли села. Так было с царскими инженерами Соловьевым и Никитиным. Так происходит и сегодня. СОЛОВЬИНАЯ ТРЕЛЬ Соловьево назвали в XVIII веке в честь царского инженера Ивана Соловьева, впервые вымостившего сезонную дорогу щебнем. Въезд в деревню - словно въезд в историю. Справа в полусотне метров от нее переправа через Днепр, где состоялись исторические сражения 1812 и 1941-1942 годов. Сзади, километрах в 15, ближе к ямщицким станциям, - здания бывшего фашистского концлагеря. В нем снова, как и в XIX веке, располагается аптека села Кардымово. Литые решетки на окнах отбивают интерес к истории - в XIX веке умели делать окна в толстую клеточку. Каменные стены такой мощи, что их пять метров ширины кажутся пятью годами заключения. Впереди - начало Смоленского партизанского края, а по округе разбросаны усадьбы Грибоедовых, Глинки, Гедеоновых.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Православие в Анголе Карта Анголы Местоположение : Южная Африка, омывается с запада Атлантическим океаном, граничит на севере с Конго, на востоке – с Замбией, а на юге – с Намибией. Площадь : 1 246 700 км 2 . Численность населения : 12 127 071 человек (по состоянию на июль 2006 г .). Официальный язык : португальский. Краткая история страны. Первые государственные образования на территории страны возникли еще в конце X века. В XV веке на побережье Атлантического океана располагалось государство Баконго, правитель которого носил титул «нгола» (от него и произошло современное название страны). В бассейне реки Касаи существовало государство Лунда. В 1480-е годы на здешнем побережье появились португальские колонизаторы. За несколько столетий отсюда в Бразилию на плантации сахарного тростника они вывезли от трех до пяти миллионов рабов. В XVII–XVIII веках во внутренних районах народом лунда было создано несколько государственных образований. Португальская экспансия во внутренние районы началась лишь в XIX веке, а к началу ХХ века Португалии удалось установить контроль над всей территорией, превратив ее в свою колонию, Претензии на территорию Анголы заявляли и другие колониальные державы Западной Европы. Лишь по договорам Бельгией (1885), Францией (1886), Германией (1886) и Англией (1899) были признаны права Португалии. В середине XIX века вывоз рабов из Анголы прекратился. Главным предметом экспорта стал каучук, а позднее и алмазы. В ХХ веке в стране не раз вспыхивали восстания против колонизаторов (1902, 1914–1915, 1917, 1928, 1930), которые подавлялись португальскими войсками. Осуществлялись и политические попытки борьбы за независимость: в 1912 году возникла Ангольская лига, запрещенная 10 лет спустя. В 1956 году нелегальным освободительным организациям разных коренных народов удалось преодолеть разобщенность и создать «Народное движение за освобождение Анголы» (МПЛА). В феврале 1961 года МПЛА, к которой позднее присоединился «Национальный союз за полное освобождение Анголы» (УНИТА), подняло вооруженное восстание, положившее начало национально-освободительной войне, продолжавшейся до 1974 года, когда новое португальское правительство договорилось с МПЛА о прекращении войны, а годом спустя подписало соглашение о предоставлении Анголе независимости.

http://pravoslavie.ru/3439.html

Разделы портала «Азбука веры» Н.А. Шушвал Церковные старосты в системе приходского храмапопечения (на материалах Вологодской губернии во второй половине XIXначала XX века) В Избранное Храмопопечение — проявление заботы о храме — являлось одной из традиционных форм общественного служения севернорусских крестьян. Оно было продолжением давней традиции, ведущей свое начало с XV века, когда на Русском Севере развернулось повсеместное строительство церквей «на мирском иждивении» с. 8]. Так, изучая историко-географический ареал Двинско-Важского бассейна, этнограф Т.А. Бернштам отмечала, что «самый факт приоритета мирского — народно-приходского — устроения православной жизни в севернорусском регионе — многовековая историческая действительность» с. 238]. Традиционно на Русском Севере приходы обладали большой автономией. Такое явление было связано с двумя факторами — географическим (приходы были распределены по большой территории и часто находились на далеком расстоянии от церковного центра) и социальным (черносошные, а затем государственные крестьяне, проживающие на большей части Европейского Севера, перенесли систему местного управления на организацию приходской жизни) с. 24–25]. В таких условиях церковный староста играл важную роль в жизни прихода, являясь «его поверенным». Члены общины из своей среды избирали «добрых и пожиточных людей», «Бога боящихся», для заведования церковным хозяйством. Вплоть до XVIII века духовное начальство почти не вступалось в отношения прихожан к приходскому храму и не устанавливало никакого контроля над деньгами, собираемыми или жертвуемыми в пользу храма с. 1]. В рамках данной статьи предполагается рассмотреть роль церковных старост в организации приходского храмопопечения в Вологодской губернии во второй половине XIXначале XX века. Источниками для данного исследования послужили дела о строительстве церквей и часовен, о награждении церковных старост похвальными листами и медалями, отчеты благочинных о пожертвованиях, хранящиеся в Государственном архиве Вологодской области в фонде Вологодской духовной консистории.

http://azbyka.ru/cerkovnye-starosty-v-si...

Метафизические предпосылки моделей квантовой космологии РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_36906.html 11 января 2007 свящ. Дмитрий Кирьянов Метафизические предпосылки моделей квантовой космологии Источник:  НБЦ СЛОВО Космология как наука о происхождении и развитии крупномасштабной структуры Вселенной начала развиваться только в ХХ веке. В период, предшествующий этому, космологические воззрения отдельных ученых носили исключительно гипотетический характер и практически не опирались на какую бы то ни было серьезную научную базу. Вплоть дo XVII beka христианской мировоззрение оставалось доминирующим в европейских странах, а потому космологические концепции в первую очередь основывались на библейском учении о творении мира Богом. Однако b XVIII beke философы эпохи Просвещения начинают разрабатывать космологические системы, в корне отличающиеся от библейского понимания мироздания, что привело в XIX веке к почти повсеместному признанию учеными вечности и неизменности Вселенной. В своей работе по физической космологиииз бесконечности Бога И. Кант делает вывод о том, что и Вселенная должна быть бесконечной. Он пишет: " Если оказалось возможным, чтобы Бог последовательностью явлений сделал реальным понятие бесконечности, которое сразу возникло в его разуме, то почему он не в состоянии осуществить и понятие другой бесконечности в целом ряде пространственно связанных явлений и таким образом сделать мир безграничным? "   Из представления о бесконечности Вселенной Кант выводит строго механистическую модель физической реальности. Хотя Кант называл себя теистом, он положил начало агностицизму XVIII-XIX bb. Наука XIX beka, стремившаяся опираться на материалистические и позитивистские мировоззренческие предпосылки, также находилась в резком противоречии христианским взглядом на мир. Начало космологии как серьезного научного исследования было положено созданием ОТО Эйнштейном в 1915 г., за чем последовало ключевое наблюдательное открытие красного смещения Э. Хабблом в 1929, ставшее основным свидетельством расширения Вселенной и нестационарной модели Фридмана-Леметра. Решение, предложенное в 1922 г. А. Фридманом, говорило о том, что Вселенная в настоящее время расширяется, следовательно, в далеком прошлом она должна была иметь ничтожно малый объем с бесконечной плотностью вещества. Следует отметить, что для самого Фридмана это открытие имело не только научное, но и метафизическое значение, так как эпиграфом к первой главе своей книги " Мир как пространство и время " он взял слова из книги Премудрость " Вся мерою и числом сотворил еси "   . Сегодня уже только профессиональные историки науки могут вспомнить о том, какую ожесточенную дискуссию вызвало это открытие. Эйнштейн в беседе с Леметром заметил ему: " Ваши вычисления правильны, но ваше понимание физики отвратительно "   .

http://religare.ru/2_36906_1_21.html

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть В петербургском Доме журналиста открылась выставка « " Санкт-Петербургские ведомости " и великие деятели отечественной культуры» 14:05 16.01.2024 34 Фото: spbvedomosti.ru/news/gorod/ Сегодня, в День российской печати, в петербургском Доме журналиста открылась выставка « " Санкт-Петербургские ведомости " и великие деятели отечественной культуры», сообщает сайт газеты. Это начало долгосрочного выставочного проекта, посвященного страницам истории старейшей газеты России и приуроченного к ее 300-летию, которое будет отмечаться в 2028 году. День печати связан с началом издания 13 января 1703 года первой российской печатной газеты «Ведомости», основанной указом Петра Великого, - предшественницы «Санкт-Петербургских ведомостей». В XVIII столетии «СПб ведомости» были единственной газетой нашего города, а какое-то время и всей Российской империи. Немалую часть XIX столетия «СПб. ведомости» являлись популярнейшей, ведущей газетой страны. Они имели самый большой тираж среди российских газет, которых в ту пору было уже предостаточно.

http://ruskline.ru/politnews/2024/01/16/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Поминовение Святейшего Патриарха Алексия в Париже 10.12.2008 408 Время на чтение 4 минуты Смерть Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II утром 5 декабря стала своего рода историческим рубежом. Святейший Патриарх принадлежал к другому поколению, нежели большинство нынешних русских архиереев. И дело не только в том, что он родился в 1929 году, но скорее в том, что он был частью досоветского поколения, так как родился и вырос в Эстонии, еще не отошедшей по известной международной договоренности к Советскому Союзу. По своему этническому и социальному происхождению семья почившего патриарха принадлежала к остзейским немцам, составлявших в XVIII-XIX веках класс местных землевладельцев, а заодно и опору российского присутствия на этих землях. Пополняя армию и чиновничество Российской империи, многие из них принимали Православие, их родным языком становился русский. Именно эта среда дала в свое время множество подлинных героев Гражданской войны. Прибалтика 1920-1930-х годов стала одним из главных мест русского рассеяния, близко связанным с русской эмиграцией в Западной Европе и в частности во Франции. Об этом говорит хотя бы широкая деятельность Русского христианского студенческого движения (РХСД) в Эстонии и Латвии, к которому имел отношение отец Святейшего Патриарха, ставший впоследствии священником, Михаил Ридигер. Молодежные православные съезды посещались профессорами Сергиевского богословского института (Париж) и многими известными людьми русского зарубежья. В Риге недалеко от вокзала сохранился старый особняк, служивший местом этих съездов… Можно сказать, что Прибалтика времен формирования национальных государств отчасти еще оставалась частью старой Российской империи. И, конечно, в большей степени, чем Советская Россия. Об этом неоднократно говорил и сам Святейший Патриарх, вспоминая свои детские паломничества на Валаам (тогда относившийся к Финляндии, как и во времена Российской империи) и сравнивая их с посещением Валаама уже советского времени. Во время Второй мировой войны именно русская Прибалтика в первую очередь дала множество деятелей так называемой Псковской миссии, действовавшей на северо-западе России во время немецкой оккупации. Духовенство и миряне этой миссии, центр которой находился во Пскове, занимались возрождением храмов, приходов, монашеских общин, научением вере и т. п. на территориях, переживших советские репрессии и тотальное уничтожение духовенства и деятельных мирян в 1920-1930 годы. С возвращением Советской армии большинство служителей Псковской миссии начало свой путь мученичества и исповедничества. Духовник будущего патриарха отец Александр Киселев, напротив, оказался на Западе, и даже был духовником так называемой Власовской армии. Отец патриарха и его семья приняли решение (или были вынуждены: мы этого никогда доподлинно не узнаем) остаться в Советской России.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Израильская хронология Относительно к нам или к нашему летосчислению, первое явление чисто историческое, летопись дома израилева определяется довольно ясно. Оно современно или почти современно появлению Евреев в виде народа, живущего отдельно от других народов под одним уставом духовным и гражданским, т. е. исходу Израиля из земли египетской в XVI или, по другим, в XVIII веке до Р.Х. Но летопись, писанная вскоре после переселения Евреев в южные пределы Палестины, уже получает твёрдое историческое основание с отделением семьи Авраама от всех прочих человеческих семей, т. е. с XIX или XXIII века до Р.Х. Заметим мимоходом, что, кроме сказания еврейского, нет ни одного в целом мире, которое возводило бы народ до его семейного зародыша. Следует определить древность этой летописи в отношении к человечеству вообще, или к её собственным показаниям о младенчестве рода человеческого. В ней описаны две главные эры до Авраама: первая – творение человека; вторая – всеобщий потоп и возобновление рода человеческого от одной избранной семьи. Период между первой эрой и второй, важный в смысле религиозном и философском, не имеет полного значения исторического. Духовно связанный с последующим периодом, вещественно он от него оторван, и человечество, заключённое снова в одном семействе, развивается в форму племён, народов и общин, не от Адама, а от ноевой эры. В отношении к ней и должно определить время Авраама, т. е. начало истинной истории. Тут представляются великое затруднение и несогласие между летосчислителями. Для приведения в ясность разногласящих исчислений, надобно сперва сравнить показание еврейского текста и Вульгаты с показанием греческого перевода, приписанного 70-ти толковникам. По тексту еврейскому Арфаксад родился после потопа через два года, сын его Салах через 37 лет; сын Салаха Эвер через 67 лет; сын Эвера Фалек через 101 год; сын Фалека Рагав через 131 год; сын Рагава, Серух через 163 года; сын Серуха Нахор через 193 года; сын Нахора Фарра через 222 года; старший сын Фарры через 292 года, и Авраам, второй или третий сын Фарры, немного спустя после этого времени или около 300 лет после потопа или после рождения Арфаксада, сына симова и родоначальника дома израилева. Приводя годы их рождения и лета жизни в таблицу, выходит следующее:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

М.Н. Боголюбов Пан Т. А. Изучение маньчжурского языка в Пекинской Духовной Миссии С установлением торговых и дипломатических отношений между Россией и цинским Китаем русские начали изучать маньчжурский язык. В пограничных переговорах и караванной торговле участвовали переводчики-толмачи, обычно знавшие китайский, маньчжурский и монгольский языки. Необходимость знания трех языков была связана с тем, что в XVII–XIX вв. все официальные документы оформлялись на этих языках. На китайском языке говорило основное население Китая. Официальным языком империи считался маньчжурский, и он использовался на дипломатических переговорах. Монгольский язык являлся посредником в политических сношениях между Россией и Китаем, и на нем дублировались все документы, отправлявшиеся через Ургу в собственно Китай. Как отмечает П. Е. Скачков, «особенность русского китаеведения заключалась в том, что на первых порах одинаковое значение имели китайский, маньчжурский и монгольские языки... Причем маньчжуроведческие исследования, например, на первом этапе становления китаеведения как науки сыграли большую роль» 315 . Историю дореволюционного маньчжуроведения, по-видимому, можно разделить на три основных этапа: 1. Начало XVIII в.– 1855 г. Изучение маньчжурского языка студентами и сотрудниками Пекинской Духовной Миссии. 2. 1855–1899 гг. Маньчжуроведение в стенах Казанского и Петербургского университетов. 3. 1899–1920 гг. Деятельность ученых и преподавателей Восточного института во Владивостоке. В данном обзоре мы остановимся на характеристике первого и частично второго этапов, поскольку маньчжуроведение в Восточном институте представляет собой отдельную тему. Основная заслуга в создании русского маньчжуроведения принадлежит членам Пекинской Духовной Миссии. Со дня основания (1715) до Тяньцзиньского договора (1858) Российская Духовная Миссия выполняла светские дипломатические функции и служила помощником в деле сношений России с Китаем. Ее сотрудники должны были изучать китайский и маньчжурский языки. Кяхтинским трактатом 1727 г. в рамках Миссии была предусмотрена организация группы русских студентов из шести человек для всестороннего изучения Китая, китайского и маньчжурского языков. По выражению И. И. Захарова, из состава Пекинской Духовной Миссии вышли «великие знатоки маньчжурского языка» 316 , создавшие ряд ценнейших словарей, грамматик, исследований по маньчжурскому языку, литературе, культуре. Ими были сделаны переводы основных маньчжурских памятников, большинство из которых, к сожалению, остались в рукописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДУХОВНЫЕ СТИХИ в рус. народной культуре совокупность музыкально-поэтических текстов, объединенных христ. тематикой. Традиционно Д. с. называют «стихи», а печатные или рукописные собрания стихов - «стиховники» или «стихарники» (в старообрядческой среде). Термин «Д. с.» был введен собирателем В. Г. Варенцовым в 1860 г. В 1-й пол. XIX в. Д. с. не отделялись собирателями от былин и назывались «старины», сказители - крестьяне и нищие странники («калики перехожие») - также не делали принципиальных различий между произведениями духовного и светского содержания, поскольку все они создавались и воспринимались носителями православного сознания. Во мн. сборниках народных песен Д. с. опубликованы без специальной дефиниции. Д. с. имеют двойную природу - книжную и фольклорную и 2 формы фиксации - письменную и устную. Эти особенности определяют их словесную и муз. структуру, а также способы их функционирования. Являясь посредниками между книжной христ. и устной народной культурами, Д. с. наряду с народными прозаическими текстами религ. содержания - легендами, преданиями, устными апокрифами - служат своеобразным учебником народной этики и источником христ. знания, «народной Библией». Наибольшее распространение Д. с. получили в России, но также бытуют в др. правосл. слав. странах - в Белоруссии, на Украине, в Сербии и Болгарии. К Д. с. примыкают псальмы и канты , пришедшие в Россию с Запада в XVII-XVIII вв. Близкими к Д. с. по тематике являются польск. piesni religijne (религиозные песни), укр. и польск. колядки (подробнее о Д. с. в упомянутых странах см.: Бахтина и др.). История изучения Д. с. Первая публикация Д. с. была осуществлена в Москве в 1848 г. П. В. Киреевским в сб. «Русские народные песни. Ч. 1: Русские народные стихи». По свидетельству составителя, в это собрание были включены записи, сделанные Н. М. Языковым, А. С. Пушкиным, Н. В. Гоголем и др. Материалы из архива Киреевского впосл. легли в основу наиболее полного собрания рус. Д. с.- «Калеки перехожие», подготовленного к печати П. А. Бессоновым ( Бессонов. 1861, 1864), а его предисловие к 6-му вып. положило начало научным исследованиям Д. с.

http://pravenc.ru/text/180672.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010