А. Бороздин Содержание XVI. Житие протопопа Аввакума по списку Казанской духовной академии 1679 (109) (in. 4°) XVII. Челобитная Симеона, архиепископа сибирского и тобольского царю Алексею Михайловичу о злоупотреблениях даурского воеводы Афонасия Филиповича Пашкова. 1658 года XVIII. Черновой отпуск царской грамоты Симеону. 11 февраля 1658 года XIX. Житие инока Епифания, им самим написанное Часть I Часть II ХХ. Послание инока Епифания к Антониде Афанасьевне     Первый период раскола, начиная с исправления богослужебных книг и обрядов при патриархе Никоне и кончая стрелецким бунтом, является чрезвычайно важной эпохой в выработке его доктрины и развитии внутренней жизни. В это время уже довольно определенно и полно сложились взгляды на православную русскую Церковь и светскую власть, выработалась система отношений к никонианам, известный modus vivendi, установилось в самых существенных чертах учение об антихристе, положено начало разделению раскола на толки, образовались две большие группы поповцев и безпоповцев, и в них уже начинались внутренние препирательства по разным вопросам, – короче можно сказать, что в дальнейшей своей истории раскол старообрядческий ничего существенного не прибавил к тому, что явилось в этот первый период его истории, никаких новых важных вопросов не возбудил. Понятна поэтому необходимость внимательного подробного изучения этого времени, и неоцененным для того пособием являются изданные профессором московской духовной академии Н.И. Субботиным восемь томов «Материалов для истории раскола за первое время его существования». Особенно важно издание трудов первых расколоучителей, и этому отделу источников г. Субботин отвел много места: мы имеем в его издании почти полные собрания сочинений таких видных деятелей, как Аввакум, Феодор, Лазарь, Никита Пустосвят, Авраамий и др. Вышедшим в прошлом году восьмым томом «Материалов» г. Субботин закончил печатание раскольнических сочинений (так он заявляет в предисловии), и об этом нельзя не пожалеть, так как все же в его издании есть некоторые пробелы, которые было бы весьма желательно восполнить; так например: совсем не изданы сочинения Спиридона Потемкина, нет «Истории» Саввы Романова, которую необходимо вновь переиздать, потому что издание Кожанчикова не выдерживает критики, как это доказал сам г. Субботин.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istochni...

А. Л. Дворкин Скачать epub pdf Содержание Предисловие Предисловие ко второму изданию I. Предмет истории Церкви II. Понятие об исторических источниках III. Две родины Церкви I. Начало Церкви II. Мужи апостольские. Церковное устройство III. Гонения V. Апологеты VI. Гностицизм VII. Священномученик Ириней Лионский VIII. Судьба иудаизма IX. Рост Церкви X. Распространение христианства XI. Монтанизм XII. Первые церковные разделения. Богословские споры. Новые ереси и расколы XIII. Тертуллиан XIV. Гонение Декия. Священномученик Киприан Карфагенский XV. Александрийская Церковь. Св. Климент Александрийский XVI. Ориген. Александрийская и антиохийская школы христианской мысли XVII. Великое гонение Диоклетиана и Галерия I. Император Константин и христианство II. Первый Вселенский Собор в Никее III. Арианские споры после Никейского Собора (1) IV. Юлиан Отступник V. Арианские споры после Никейского Собора (2) VI. После II Вселенского Собора VII. Христианство и Рим VIII. Монашество, аскетическая литература, блж. Иероним IX. Свт. Иоанн Златоуст X. Блаженный Августин XI. Послание апостола Павла к Римлянам, 5в понимании св. Иоанна Златоуста и блж. Августина XII. Третий Вселенский Собор XIII. Разбойничий собор XIV. Халкидонский Собор XV. Церковь и общество после обращения Константина XVI. Церковь: устройство и богослужение XVII. Распространение христианства на Востоке XVIII. Распространение христианства на Западе XIX. Папа Лев Великий и развитие идеи папского верховенства XX. Монофизитские споры после Халкидонского Собора XXI. Эпоха императора Юстиниана XXII. Христианский Восток после Юстиниана XXIII. Свт. Григорий Великий и период «Византийского папства» XXIV. Император Ираклий. Персидские войны и зарождение ислама XXV. Моноэнергизм и монофелизм. Свт. Софроний Иерусалимский. Преп. Максим Исповедник. VI Вселенский Собор XXVI. Юстиниан II и Пято-Шестой (Трулльский) Собор XXVII. Первый период иконоборчества и собор Константина Копронима. Преп. Иоанн Дамаскин XXVIII. VII Вселенский Собор и второй период иконоборчества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Аксиньино. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Карта и ближайшие объекты Храм, во имя Нерукотворного Образа Спасителя, с приделом, во имя Архангела Михаила, начало строительства - в 1790 году на средства прихожанки, помещицы Параскевы Алексеевны Давыдовой. Сначала был устроен придел; строительство главного храма продолжалось до 1863 года. Продолжал постройку наследник госпожи Давыдовой, Алексей Владимирович Давыдов. Закончил строительство новый владелец имения, подполковник Павел Иванович Кремешной. В 1895 году состав прихода входят следующие деревни: Милохово, Веино, Подлинки, Софьино, Пирогово, Тетеево и Невежино. Кроме того, к нему было приписано село Кайдаково, находящееся в 2-х верстах. Причт состоял из священника и псаломщика. К 1917 году к составу прежнего прихода прибавилась деревня Приваловка. Согласно декрету СНК РСФСР от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» лишена прав юридического лица. В советское время церковь продолжала действовать нерегулярно: Богослужения и крещение младенцев производились по большим праздникам до смерти священника в 50-х годах. Местные жители разнесли часть имущества по домам. Затем церковь использовалась под склад колхоза до 80 – х годов. В настоящее время сохранился основной объем храма, алтарь и колокольня. Внутри сохранились колонны в основном объеме и в алтаре, а так же дверные коробки, кованые двери и решетки. Отсутствуют трапезная и купол на колокольне. Михайло-Архангельская церковь уникальна по своей архитектуре. На куполе храма сохранилась, но с повреждениями скульптура коленопреклоненного Ангела с Крестом. Рядом, в полуразрушенном виде сохранилась часовня, находящаяся слева при входе в ворота. Бывший волостной центр Веневского уезда. Удалено от Венева на 21 км. Впервые село Аксиньино на реке Горней упоминается в писцовой книге Растовецкого стана Тульского уезда 1626 года. В 1626 году в селе существовала церковь Архистратига Михаила. В 1646 году упомянуты фамилии крестьян: Фуников и Лобанов. В 1676 году по описи засечных укреплений в селе Аксиньино числились " двое ворот с городком " . В конце XVIII - начале XIX века село принадлежало Давыдовым. Здесь сохранилась Спасская церковь, строительство которой началось в 1790 году попечительством Прасковьи Алексеевны Давыдовой. Окончена была только в 1863 году новым владельцем имения подполковником Павлом Ивановичем Кремешным.

http://sobory.ru/article/?object=16805

В каком-то смысле это была демонстрация способности общества объединиться, согласиться, не самоуничтожиться. Теперь о книге Патриарха Кирилла «В годину тяжкую Богом избранный…», точнее мыслях об авторе книги, которые она разбудила после прочтения. Как же похожи в главном, в самоотвержении себя судьбы всех наших Патриархов XX-XXI веков: Тихона, Сергия, Алексия I, Пимена, Алексия II и нынешнего Кирилла. Конечно, невозможно объять необъятное, но все же остановлюсь на авторе книги, о его роли в современной жизни Росси, да и не только. Говоря о выдающейся роли Святейшего Патриарха Кирилла, я хотел бы остановиться на одной стороне его деятельности, на громадной мыслительной и духовной его работе. На его трудах, на его словах, обращенных к проблемам науки и культуры. Период жесткого директивного разделения науки и веры у нас в Отечестве кончился и связано это в том числе и с той философской, богословской, мировоззренческой деятельностью, которую проводил Святейший Патриарх. На многих из нас произвело большое и, я бы сказал, ошеломляющее впечатление выступления на I Всемирном Русском Соборе тогда митрополита Смоленского Калининградского, ныне Святейшего Патриарха Кирилла накануне горячей осени 1993 года. Его ободряющие слова о «восстании, как уже не раз бывало, из пепла и из бездны греховной новой Руси – Руси, давшей миру многих подвижников благочестия, Русь, созидающая храмы в городах, весях и сердцах, Русь, сияющая всему миру правдой и любовью, Русь Святая…» Это было начало восстановления исторического духовного пути, пусть и через кровь, слёзы, отчаянье, но движение к Солнцу Правды. Особое место в нашей жизни заняла знаменитая Соборная встреча ВРНС «Вера и знание». Эта встреча богословов, ученых, общественных деятелей, писателей была просто исторической, ибо не могла состояться не только в советский период, но и во всем ХХ, да и XIX веке, и даже в XVIII. Ибо за это время науку и веру только разводили. Особое место в творческом наследии Святейшего Патриарха занимают его выступления на Всемирном Русском Народном Соборе. История вызвала к жизни эту общественную трибуну, необходимую для прояснения главнейших смыслообразующих и коренных вопросов России. ВРНС не мог появиться ни под крышей правительства, ни под зонтиком оппозиции, ни в государственных кабинетах, ни на митинговых площадях – он получил благословение и развитие от Русской Православной Церкви.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/03/02/sa...

В экспозиции псковского Собора церковного искусства ЖМП 9 сентябрь 2020 /  18 ноября 2020 г. 19:50 Выставочный гид Две выставки в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева , одна из которых посвящена юбилею реставрационных мастерских, «Осенний салон» сергиево-посадских мастеров церковных искусств и псковская экспозиция современных художников. «Журнал Московской Патриархии» — о выставках конца 2020 года, которые нельзя пропустить. PDF-bepcuя «Окно в прошлое»: к 70-летию реставрационных мастерских Музея имени Андрея Рублева Организаторы условно разбили выставочное пространство надвое. В первой части — шедевры, возвращенные к жизни в прошлом веке и давно вошедшие в постоянную музейную экспозицию. Во второй — отреставрированные работы, которые будут выставляться впервые. Есть и исключение — экспонируемое в процессе реставрации деревянное изваяние великомученицы Параскевы Пятницы (рубежа XVIIXVIII веков). «Музей приобрел его в ужасном состоянии — в грубой современной раскраске, искажающей работу до неузнаваемости, — рассказывает главный хранитель музея Оксана Смирнова. — К сожалению, о происхождении этого памятника ничего не известно». Восстанавливает его представитель молодого поколения реставраторов — недавний выпускник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Андрей Назаренко. Рядом еще одна его работа — многофигурная икона девяти мучеников Кизических с сюжетами исцеления бесноватого и видения святого Сисиния (Пошехонье, конец XVIIIначало XIX века), попавшая в реставрационный план благодаря музейному выставочному проекту «Образы огня в церковном искусстве». «Мы выбрали ее в том числе и потому, что огненная стихия выступает здесь не только в виде геенны, — продолжает Оксана Смирнова. — Мы видим, как ангел побивает огненным бичом страшных обнаженных дев. В иконографии у них есть специальное собирательное наименование — трясовицы: это образ хронических недугов, мучающих людей. Например, трясовица Глядея изводит больного бессонницей».

http://e-vestnik.ru/reports/vystavochnyy...

Глава 1. ОТРАСЛЬ БЛАГОГО КОРНЯ Я – странник на земле: странствование начинаю с колыбели, оканчиваю – гробом. Святитель Игнатий Ставропольский На берегу реки Сваны, в Кромском уезде Орловской губернии, на холмах раскинулось село Высокое, окруженное живописными лугами и перелесками. Все побывавшие в тех местах дивились необычайной красоте окрестностей и села с церковью в честь Покрова Божией Матери 1 . По местным преданиям, некогда там были разбойничьи станы, затем окрестности стали вотчинной собственностью одной из ветвей бояр Колычевых, из которых происходил священномученик Филипп (Феодор Степанович Колычев; 1507–1569), митрополит Московский. Здесь, в селе Высоком издревле нес свое служение древний священнический род Амфитеатровых; именно здесь родился и Валентин Николаевич Амфитеатров, будущий прославленный московский пастырь. Родоначальником Амфитеатровых был протопоп Никита, имевший сыновей – священников Георгия Амфитеатрова и Григория Монастырева. Различные фамилии, вероятно, были ими получены в духовной семинарии, где, как известно, было в обычае изменять фамилии учащихся на новые, связанные с какими-либо священными понятиями – Воскресенский, Антиминсов, Смирнов (то есть смиренный). Подобно тому, как в святом Крещении дается новое имя, это как бы символизировало начало новой жизни, служения Господу. Одним из сыновей священника Георгия Никитича Амфитеатрова был великий святитель, митрополит Киевский Филарет (Феодор Георгиевич Амфитеатров; 1779–1857), один из известнейших подвижников благочестия XVIII-XIX вв. ныне причисленный к ликам Украинских и Сибирских святых. Все исследователи, писавшие о представителях рода Амфитеатровых, отмечают редкое множество известных духовных лиц и церковных деятелей, явившихся в нем. К этому роду принадлежали: архиепископ Казанский Антоний (1815–1879), племянник и воспитанник свт. Филарета, Иоанн, архиепископ Полтавский, Виталий, епископ Томский, профессор Московской Духовной Академии Егор Васильевич Амфитеатров, профессор Киевской Духовной Академии, основоположник российской гомилетики Иаков Косьмич Амфитеатров. Несомненно, что в такой семье были не только глубоки традиции православия и церковности, но и силен дух благочестия. Дети жили и воспитывались в особо благодатной атмосфере.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Господь Вседержитель со святыми бессребрениками Космой и Дамианом Асийскими. Конец XVIII - начало XIX вв. Русский Север, музей им. Андрея Рублева. ЖМП 5 май 2022 /  24 мая 2022 г. 14:00 Пасха в российских музеях СВЯТОСТЬ ВРАЧЕЙ, КРЫМ РОМАНОВЫХ И ЛЮБИМАЯ ИКОНА КОЛЧАКА Столетие подвига Церкви, стоически пытавшейся противостоять расхищению святынь богоборцами под предлогом помощи голодающим, нашло отражение и в выставочной палитре нынешней весны. Правда, полновесную экспозицию на эту тему подготовило не государственное, а епархиальное учреждение культуры. Впрочем, ведущие московские и петербургские площадки также приберегли немало интересного — от посвященного святителю Николаю нового зала в Северной столице до подлинных мундиров последнего российского императора в московском Царицыне.  PDF-bepcuя. Святые врачеватели на иконах Образы целителей в восточнохристианском искусстве. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева (ЦМиАР) . Москва, Андроньевская пл., 10. До 29 мая. Иконографические образы святых целителей у верующих пользуются особой любовью и почитанием, пожалуй, столько же, сколько существуют сами иконы. Это неудивительно. Случаями исцелений по вере пронизаны тексты священных писаний и Ветхого, и Нового Заветов. Исцелял страждущих во время земного пути и Сам Спаситель. В центре же экспозиции, сформированной заведующим отделом хранения ЦМиАР кандидатом искусствоведения Надеждой Герасименко из коллекций Государственного исторического музея, Государственной Третьяковской галереи, Сергиево-­Посадского музея-заповедника, церковных и частных собраний, — образы святых врачей, лечивших пациентов во время своей земной жизни и прославившихся многочисленными чудесами посмертных исцелений. Кстати, для всех медработников в знак признательности за самоотверженный труд в условиях пандемии организован свободный вход на выставку. — По степени народной любви среди этой группы святых на Руси вне конкуренции были семь угодников Божиих, — поясняет Надежда Викторовна.

http://e-vestnik.ru/analytics/pasha_vros...

Дмитров. Церковь Казанской иконы Божией Матери в Подлипичье. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Подлипичье известно с XV – XVI веков как село в древнем Повельском стане Дмитровского уезда, ставшее впоследствии усадьбой. Известно, что в селе существовала деревянная Богородичная церковь, разрушенная польско-литовскими интервентами в начале XVII века. Ныне существующая кирпичная церковь во имя Казанской иконы Божий Матери с приделом во имя преподобного Георгия Хозевита была построена в 1735 году на средства владельца усадьбы Петра Никитича Хитрово. В 1735 году храм был освящен. Главный придел храма посвящен иконе Казанской Божией Матери. Здесь находится трехъярусный резной иконостас 1867 года. Слева от Царских врат – храмовая икона Казанской Божией Матери, хранящаяся здесь со времен основания храма. В 1778 году с левой стороны к трапезной храма был пристроен теплый (зимний) придел в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» В 1884-1886 годы на средства И.А. Лямина Скорбященский придел был расширен по проекту московского архитектора И.М. Самарина. В 1898 году на средства вдовы Е.С. Ляминой обновили и переименовали придел Георгия Хозевита. Новый престол по ее просьбе получил наименования Усекновение главы Иоанна Крестителя в память об Иване Артемьевиче Лямине. Усадьба Подлипичье с XVII века принадлежит г. Пятову, далее до конца XVIII века – роду Хитрово. В середине XIX века усадьбой владела Н.А. Пономарева, а в 1890 году она перешла к Ляминым, которые пожертвовали свою усадьбу под богадельню для рабочих и служащих Покровской мануфактуры. После революции 1917 года Казанская церковь в Подлипичье не закрывалась. По книге: «Святыни Земли Дмитровской», 2005 г. Подлипичье известно с XV-XVI веков как село в древнем Повельском стане Дмитровского уезда, ставшее впоследствии усадьбой. Известно, что в селе существовала деревянная Богородичная церковь, разрушенная польско-литовскими интервентами в начале XVII века. Начало строительства нового храма в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом во имя преподобного Георгия Хозевита на средства владельца усадьбы Петра Никитича Хитрово относится к 1735 году. Освящение новой церкви с холодным приделом относится к 1753 года. Старая деревянная церковь была разобрана. На месте ее престола тщанием П.П. Хитрова в 1779 году поставлена часовня, а новый храм и кладбище обнесены каменной оградой. В 1778-1779 годах с левой стороны трапезной части Казанской церкви на средства помещика устроили теплый придел в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " .

http://sobory.ru/article/?object=03498

Доклад иерея Климента Нехамайя, настоятеля прихода Русской Православной Церкви в честь Живоначальной Троицы в г. Чандрапур (Индия), прочитанный на конференции «Внешняя миссия Русской Православной Церкви и миссионерский потенциал культуры» XXXII Международных Рождественских образовательных чтений 2024 г. Иерей Климент Нехамайя «Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе», – так мы поем в тропаре праздника Пятидесятницы. Христос превратил простых рыбаков в ловцов человеков и повелел им, самому основанию Церкви: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28,19–20). И поэтому Фома, один из апостолов, прибыл в Индию, чтобы привести к истинному Богу других овец, о которых говорил Христос (ср. Ин. 10, 16). Так начинается история христианства в Индии, освященная кровью святого апостола. Христианство в Индии было сосредоточено в южной части страны и с века зависело от Персидской Церкви. Она оставалась Православной в течение четырех веков, впоследствии Персидская Церковь стала несторианской. С тех пор несторианство было единственной формой христианства в Индии. В XVI веке в Индию прибыли португальские католики, которые, обнаружив, что индийские христиане являются несторианами, обратили многих из них в католическую веру, положив начало первой Униатской церкви в Индии, известной как Сиро-Малабарская Католическая церковь. Многие индийские христиане протестовали против Римо-католиков и просили различных восточных Патриархов помочь им с епископом. В это же время, в XVII веке, в Индию вошли нехалкидонские сирийские якобиты, и так в Индии была основана Сирийская Якобитская церковь, а затем и Маланкарская Сирийская церковь. Позже, в XVIII–XIX веках, в Индию приезжали различные протестантские миссионеры и основывали свои деноминации. До сих пор Индия видела миссию двух православных юрисдикций в Индии, а именно Вселенского Патриархата и Русской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/159189.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Правда Руси. О традициях русского самоуправления 12.06.2013 943 Время на чтение 15 минут C какой-то стати вошло в моду противопоставлять традиции западной демократии и русского абсолютизма, а вдобавок и " рабства " . Хотя это свидетельствует или о предвзятости оценок или о плохом знании отечественной и зарубежной истории. Если же взглянуть на реальную историческую картину, то дело обстояло... с точностью до наоборот. Абсолютизм был характерен именно для западной цивилизации. Демократия начала там развиваться только в конце XVIII - начале XIX в. А в более ранние времена даже в самых демократических государствах, Англии и Голландии, в гражданской жизни принимало участие лишь 1-2% населения (и британский парламентарий, не согласный с королем, мог запросто лишиться свободы, а иногда и головы). В других странах единовластие было еще круче. Но в России абсолютизм внедрил только Петр I - как раз по западным образцам. Со времен Ивана Грозного в нашей стране действовала уникальная система земской монархии. Главным ее принципом являлась " соборность " . От слова " собор " - сбор, коллегиальное начало. Как сформулировал О.А. Платонова, соборность - это " полное самоуправление в условиях сильной централизованной власти " . То есть жесткая " вертикаль власти " сочеталась с очень развитой демократией на всех " горизонталях " . Власть царя была огромной, но ограничивалась нравственными и религиозными нормами. Он, как Помазанник Божий, отвечал за каждый свой шаг перед самим Господом! Важнейшие решения принимал не единолично, а лишь после совета со " всей землей " , созывая Земские Соборы. Некоторые историки именуют их " зачатками парламентаризма " . Помилуйте, да уж какие " зачатки " , если только в России они обладали учредительными правами - выбирать и утверждать монархов! Ни британскому парламенту, ни французским Генеральным Штатам такие права и не снились! Судите сами: в 1582 г. Собор избирает на царство Федора Иоанновича. Из двух кандидатур - были и сторонники Дмитрия Иоанновича. В 1598 г. Собор избирает на трон Бориса Годунова (вопреки Боярской Думе), в 1599 утверждает его династию. Известно, что в 1604 г. патриарх Иов рассылал по городам решение Собора об избрании сына Годунова. Василий Шуйский созывом Земского Собора пренебрег, за что и поплатился восстанием. А низложили его Собором, хоть и импровизированным. Потом Собором выбирали польского Владислава - и в приглашении на царство оговаривалось, что изменять русские законы он может только по решению " всей земли " . В 1613 г. Земский Собор избирает Михаила. Даже последующих царей, занимавших престол по праву наследства, утверждала " вся земля " - в 1645 г. Алексея Михайловича, в 1676 г. Федора Алексеевича. А в 1682 г. Собор принимал решение, кому править, Петру, Ивану или Софье?

http://ruskline.ru/opp/2013/06/12/pravda...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010