Глинская пустынь во второй половине XVIIIначале XIX века (1764–1817) Глава III Во второй половине XVIII века огромное влияние на жизнь всех русских монастырей оказала проводимая Екатериной II политика секуляризации 279 монастырских земель, то есть передача их из духовного ведомства в ведение государственного светского учреждения – Коллегии экономии. По узаконению от 20 февраля и «Духовным штатам» от 26 февраля 1764 года у монастырей были отобраны их вотчины, а на содержание обителей назначены штатные оклады по трем классам. Безвотчинные монастыри либо упразднялись, либо были оставлены «на своем содержании» (за штатом). В результате секуляризации произошло огромное сокращение числа монастырей и монашествующих. По итогам 1764 года из 954 монастырей более половины (569) были упразднены, за штатом оставались 161 280 . Попытки выступлений против секуляризации отдельных представителей духовенства, например Арсения Мацеевича , были обречены на провал 281 . В 1786 году узаконение 1764 года распространилось на Малороссию, а в 1788 году – на Харьковскую, Воронежскую, Екатеринославскую губернии и Курское наместничество. (Курское наместничество было учреждено в 1779 году, и Глинская пустынь вошла в состав его Путивльского уезда 282 .) До сих пор исследователи истории Глинской пустыни считали всю вторую половину XVIII и начало XIX века временем упадка материального благосостояния обители 283 , когда положение ее было плачевным 284 . Однако обнаруженные нами документы 285 с полным основанием позволяют разделить этот период еще на два: предсекуляризационный (1764–1788) – период не только достатка, но даже некоторого улучшения благосостояния обители, и послесекуляризационный (1789–1817) – период действительно резкого ухудшения материального положения Глинской пустыни и сокращения числа ее насельников. Однако упадок коснулся лишь хозяйственной, но никак не духовной жизни обители, которая никогда не ослабевала, а, напротив, непрерывно возрастала. Как для первого, так и для второго периода характерна частая смена настоятелей (сведения обо всех настоятелях Глинской пустыни сохранились, начиная с 1764 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

М.Н. Боголюбов Содержание Предисловие Новгородская Н. Ю. Роль и место Российской Духовной Миссии в Пекине в истории русско-китайских отношений (конец XVII–XVIII в.) Саркисова Г. И. Из истории 5-й Духовной Миссии в Пекине Волохова А. А. Российская Духовная Миссия в Китае в XVIII в.: оценка американского историка Кычанов Е. И. Владимир Васильевич Горский (1819–1847) Архимандрит Августин (Никитин) С.-Петербургская Духовная Академия и Русская Духовная Миссия в Пекине: архимандрит Гурий (Карпов) (1814–1882) Самойлов Н. А. Пекинская Духовная Миссия во второй половине XIX в Чигринский М. Ф. Иеромонах Алексий (Виноградов) в Оптиной пустыни Хохлов А. Н. Стажеры и стипендиаты при Пекинской Духовной Миссии Ипатова А. С. Празднование 250-летия Российской Духовной Миссии в Китае (1935) Академик Тихвинский С. Л. Начальник 20-й миссии – Владыка Виктор (воспоминания Генерального консула СССР в Пекине) Кепинг О. В. Последний начальник Российской Духовной Миссии в Китае – архиепископ Виктор: жизненный путь Доронин Б. Г. История империи Цин в трудах членов Российской Духовной Миссии (XVIII – середина XIX в.) Решетов А. М. Значение трудов членов Российской Духовной Миссии в Пекине для этнографии Пан Т. А. Изучение маньчжурского языка в Пекинской Духовной Миссии Нестерова Е. В. Российская Духовная Миссия в Пекине и начало русско-китайских контактов в сфере изобразительного искусства (новые архивные материалы) Архимандрит Августин (Никитин). Русская Православная Миссия в Корее Григорьева Н. В. К вопросу о восприятии христианства в странах Дальневосточного ареала: христианство и традиционный религиозный синкретизм во Вьетнаме Шаталов О. В. К вопросу о развитии отечественной миссиологии Приложения Авторы статей Начальники Российской Духовной Миссии в Пекине Памяти делателей Российской Православной Миссии в Китае, людей духовных и светских, посвящается     Предисловие Российская Духовная Миссия в Пекине, посвящая свои труды проповеди Православия, духовному окормлению паствы, переводу Священного Писания , богослужебных и духовно-нравственных книг на языки Дальнего Востока – китайский, маньчжурский, внесла, одновременно, заметный вклад в историю дипломатических отношений двух великих государств, в развитие отечественной и мировой синологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разрешение экклесиологических проблем русского богословия XVIIIначала XIX в. в трудах святителя Филарета, митрополита Московского Источник (речь перед защитой диссертации на соискание степени кандидата богословия) Предлагаемое исследование посвящено одной из мало разработанных в отечественной богословской науке тем – формированию экклесиологических воззрений святителя Филарета, митрополита Московского. Исследование принадлежит как истории богословия, так и истории Церкви, поскольку выявляет их взаимообусловленность на конкретном материале, реконструирует богословскую составляющую церковно-исторической концепции святителя Филарета, а также показывает, как в ней нашли свое разрешение поставленные ходом истории богословские проблемы эпохи. Его актуальность определяется прежде всего тем, что сама историческая масштабность наследия и личности святителя Филарета не позволяет игнорировать их при разрешении вопроса о том, на каком фундаменте должна основываться современная богословская традиция. Приятие или неприятие его богословских парадигм и сегодня является своего рода лакмусовой бумажкой, позволяющей определить позицию того или иного автора и по иным, вовсе не связанным с историей синодального богословия вопросам. Кроме того, особая значимость церковно-исторических идей святителя Филарета очевидна сегодня на фоне споров о статусе церковной истории как богословской науки. Изучение и приложение к жизни этих идей может и должно содействовать плодотворному осмыслению церковно-исторических проблем в целом. Хронологически исследование охватывает в основном вторую половину XVIII – первую четверть XIX в. Нижняя граница указывает здесь на начало повсеместного господства в русских учебных духовных заведениях воспитавшей святителя школы, основанной на богословской системе преосвященного Феофана Прокоповича , верхняя – 1825 год – условно обозначает вхождение святителя в период богословской зрелости. Однако поскольку прежде чем говорить о школе преосвященного Феофана, следует дать представление о собственном богословском наследии последнего, а для уточнения некоторых положений экклесиологии святителя Филарета необходимо привлечь его позднейшие сочинения, постольку в целом работа обнимает собой период от начала синодальных реформ до кончины святителя Филарета, т. е. с 1721 по 1867 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Христианство и китайская культура Скачать epub pdf Содержание Введение Глава 1. Несторианство в Китае во времена династий Тан и Юань (VII–IX, XIII–XTV вв.) Ранние несторианские «писания Алобэня» Терминологические заимствования из буддизма Поздние несторианские «писания Цзин–цзина» и даосская трансформация христианского богословия Возрождение несторианства при правлении монголов Глава 2. Деятельность Риччи и политика культурной адаптации иезуитов (XVI – начало XVII в.). Альянс христианства и «изначального конфуцианства» в Тяньчжу гиии Космологический спор с неоконфуцианством Проблема человека: бессмертие души и моральное совершенство «Три столпа» китайского христианства – Ли Чжицзао, Сюй Гуанци и Ян Тинъюнь Миссионерские преемники Риччи Китаизация католицизма как адаптация маргинальной религии Глава 3. «Спор об именах и ритуалах» и католические миссии в Китае (XVIIначало XVIII в.) Истоки внутрицерковного спора о пределах культурной адаптации Спор об именах Спор о ритуалах Пределы «синохристианского» синкретизма Глава 4. Французские иезуиты и христианская герменевтика китайской культуры (конец XVIIначало XVIII в.) Ицзинистский фигурализм Буве Фуке и опровержение исторической реальности Трех династий Проблема китайской хронологии Премар и лингвистический фигурализм Фигуралисты и диалог культур Глава 5. Развитие христианского миссионерства в Китае в XIX в. Перевод Библии в терминологический спор Взгляды миссионеров и их критика китайской культуры Обращение к высшим классам общества и попытки диалога с китайскими традициями Католики на пути к китаизации Проповедь Российской духовной миссии в Китае Миссионеры и антихристианские выступления Глава 6. Христианство и вероучение тайпинов «Откровение» Хун Сюцюаня Терминология Тексты и интерпретация Послесловие. Китайское христианство в XX столетии Библиография     В монографии рассматривается проблема взаимодействия христианства и китайской цивилизации с VII в. (прибытие несториан) до конца XIX в. Автор исследует постоянные компоненты этого диалога, опирающегося на устойчивость библейского учения и основы китайской духовной традиции. В центре внимания изучение и сопоставление способов адаптации христианства к китайской цивилизации, избиравшихся миссионерами и китайскими христианами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Часть II. Русско-украинская проблема в ее существе и пути разрешения Глава I. Русско-украинская проблема. Русско-украинский спор исторически достаточно «стар», но в той форме, в какой он предстает ныне, он возникает лишь в XIX в. В XVIII в. закончилось самостоятельное существование Украины (если только можно то, что происходило в течение двух столетий – XVI-XVII – серьезно называть «самостоятельным» существованием Украины как государства) – и что бы ни утверждали украинские историки (из которых я больше всего считаюсь с Липинским, написавшим замечательную работу о Переяславском договоре) – 1654 г. положил конец существованию Украины, которая вошла в состав Московского царства и тем положила начало всей России в том новом ее смысле, который обычно (и удачно) называют периодом «императорской» России. XVIII век был тусклым в истории украинской культуры, – но он был тусклым и в истории России, хотя и очень плодотворным. Но XIX век, положивший начало самостоятельной и оригинальной русской культуры, не только не поглотил украинской культуры (чего было бы, с внешней точки зрения, естественно ожидать), а наоборот, как-то глубоко оплодотворил украинский гений. Украина отдавала своих лучших сынов России, тем создавала Россию – и прав Липинский, что не должно отрекаться украинцам своих прав на Россию, которая создана не одними великороссами, но и украинцами. Но, отдавая свои лучшие силы России, Украина не умирала, а наоборот, расцветала в своем своеобразии. Чрезвычайно любопытно следить за силой и жизненностью украинской стихии в Гоголе, который, отдав себя целиком России, войдя в историю русской культуры как один из важнейших ее деятелей, все время хранил любовь к Украине, ее фольклору и столько страниц посвятил в своих произведениях украинской природе, украинской старине. Но не один Гоголь жил, отдав себя России и Украине, – целая плеяда молодых талантов были такими же, как Гоголь. Не искусственно, не во имя отвлеченного принципа или оппозиции, а естественно, скорее скромно, чем выдвигая себя вперед, робко и стыдливо, но неизменно росло и крепло украинское сознание.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

Часть пятая. Ученики старца Паисия на Афоне, в Молдавии и в России Рост православного старчества в XVIII и XIX веках «Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взявши, положила в три меры муки, доколе не вскисло все» ( Мф. 13, 33 ). Если бы все дело старца Паисия Величковского заключалось в примере личной святости, в устроении монашеского общежительного братства на древних святоотеческих основаниях и в исправлении святоотеческих книг, то и в таком случае это дело было бы немаловажно для православной Церкви и православного монашества и общества. Но старец Паисий сделал больше: он создал школу духовной жизни, он пробудил в православном монашестве широкое духовное движение, он зажег сердца многих любовью к духовной жизни, возбудил стремление к внутреннему монашескому подвигу, к духовному деланию. Под влиянием старца Паисия Величковского в православном иночестве воспиталось много замечательных подвижников, всецело усвоивших заветы старца. Постоянной молитвой, неослабным вниманием к себе, самоиспытанием, внутренней борьбой с помыслами, откровением помыслов, послушанием и смирением, внимательным изучением святоотеческих книг и соблюдением евангельских заповедей они достигали высокой степени духовной жизни и приобретали большое влияние не только на свою братию, монашествующих, но и на мирян, иногда даже высокообразованных не только в светском, но и в богословском смысле. Начавшись во второй половине XVIII века, это духовное движение продолжало развиваться на протяжении всего XIX века вплоть до самой революции. Было бы очень интересно проследить это движение во всех его подробностях: изучить пути и способы его распространения, познакомиться с его выдающимися представителями, с его влиянием на общество и на народ К сожалению, неблагоприятные условия настоящего времени не дают возможности надлежащим образом выполнить эту задачу И нам приходится ограничиться лишь бледным и поверхностным описанием этого замечательного движения, свести это описание почти только к одному перечислению имен.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Введение Для филолога история языка богослужения XIX-XX веков представляет интерес по следующим причинам: –      Вплоть до 1917 г. подавляющее большинство населения России в той или иной степени владело церковнославянским языком. Этот язык звучал во время богослужения, на нем заучивались молитвы, в ряде случаев с него начиналось изучение письменного языка. Перепись 1897 г. выявила, что в Российской империи было более 83 млн. православных (Общий свод I, с. 248), которые, пусть нерегулярно, присутствовали при богослужении и знали некоторое количество молитв. –      В течение XIX-XX вв. на церковнославянском языке было создано огромное количество новых, непереводных текстов (церковных служб, акафистов и молитв). –      Вопрос о языке богослужения периодически становился темой общественной полемики. 1 –      Церковнославянский язык нового времени оказывал и оказывает влияние на русский литературный язык. 2 –      Церковнославянские фрагменты включаются в произведения, написанные на русском литературном языке, как в оригинальные 3 , так и в переводные. 4 Церковнославянский язык представляет интерес и для историков. Вопрос о литургическом языке и исправлении богослужебных книг периодически оказывался в центре общественных конфликтов. Этот вопрос неоднократно приобретал знаковый характер. Изучать историю обновленчества первой половины XX в., так же как и раскола XVII в., не касаясь вопросов о богослужебном языке, нельзя. Между тем работ, посвященных истории церковнославянского языка XIX-XX веков, практически нет. Отсутствие работ по истории церковнославянского языка нового времени объясняется следующими причинами. Во-первых, церковнославянский традиционно привлекал внимание ученых либо в своем древнейшем варианте (старославянский язык) как источник для изучения праславянского языка, либо как средневековый литературный язык (со времени первых переводов с греческого на славянский и до XVIII в.). Церковнославянский как богослужебный (то есть утративший функции литературного языка) исследователей не интересовал.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Г.В. Аксёнова, Е.В. Сокольников (иеромонах Роман) Жизненный путь и особенности служения преосвященного епископа якутского и Вилюйского Иакова (Домского) Источник Содержание Введение Начало церковного служения Ректорское служение в Благовещенской и Пермской семинариях Церковная научно-исследовательская деятельность преосвященного Иакова (Домского) Особенности служения епископа Иакова (Домского) на Якутской земле Выводы Life and community ministry of Jacob (Domsky). The eminent bishop of Yakutsk and Vilyuysk REFERENSES Г.В. Аксенова 1 , Е.В. Сокольников (иеромонах Роман) 2 «В память вечную будет праведник…» 3 В статье на примере жизни и деятельности представителя Синодального периода истории Русской Православной Церкви, миссионера и проповедника епископа Иакова (Иеронима Домского) (1823−1889) раскрываются особенности церковного служения в дальних регионах Российской империи во второй половине XIX в. Преосвященный Иаков (Домский), второй епископ Якутской и Ленской кафедр, первый архиерей, скончавшийся и похороненный в Якутске, явился продолжателем новых миссионерских традиций, сформировавшихся в XVIII – первой половине XIX вв. и направленных на христианское просвещение. Его участие в процессе совершенствования духовных школ, улучшения условий учебы, разработки новых образовательных программ способствовало решению одной из задач – подготовке высокообразованных служителей Церкви. Эти выпускники смогли впоследствии достойно служить отечеству в Сибири, на Дальнем Востоке, в Русской миссии в Китае и Японии, на территории Алеутской и Аляскинской епархий. Открытие сельских приходских и церковно-приходских школ, создание женских епархиальных училищ, публичных библиотек, переводческая деятельность, выпуск епархиальных газет − все это факты из жизни и монашеского служения владыки Иакова. Как епископ одной из самых дальних инородческих епархий он сделал много для утверждения православия и поднятия авторитета православного священства. В статье раскрыта роль епископа Иакова (Домского) в организации духовного образования и региональной церковной печати. На основе краткого анализа основных богословских трудов, среди которых «Русское проповедничество, исторический его обзор и взгляд на современное его направление», показано значение наследия архиерея в развитии церковной исторической науки. На примере деятельности епископа Иакова (Домского) раскрыта роль русских духовных миссионеров-подвижников в организации библиотечного дела, образования и духовного просвещения коренных народов Сибири и Дальнего Востока во второй половине XIX в.  

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

Древнейший Египет Древнее царство Древняя религия Правительство и общество, ремёсла и искусство Строители пирамид VI династия Упадок Древнего царства Среднее царство Падение Севера и возвышение Фив XII династия Гиксосы Возвышение империи. Падение Среднего царства. Гиксосы Изгнание гисосов и торжество Фив Империя. Первый период Новое царство. Общество и религия Усиление государства Возвышение империи Междоусобия Тутмосидов и правление царицы Хатшепсут Усиление империи. Тутмос III Империя Религиозный переворот Эхнатона Конец Эхнатона и распад империи Империя. Второй период Торжество Амона и реорганизация империи Войны Рамсеса II Империя Рамсеса II Окончательный упадок империи Мернептах и Рамсес III Упадок Падение империи Жрецы и наёмники Владычество эфиопов Торжество Ассирии Реставрация и конец Реставрация Заключительная борьба Вавилон и Персия Египетская литература Введение Язык и письмо Архаический период Тексты пирамид Мемфисский богословский трактат Гимны диадемам и ритуалы Чудесное рождение царя Древнейшая летопись Надписи вельмож Религиозные тексты переходного времени Тексты саркофагов Классическая пора литературы Разговор разочарованного со своей душой Беседа Хахеперсенеба Онху со своим сердцем Обличения Ипувера Пророчество Ноферреху Повесть о красноречивом крестьянине Наставления визирю Наставление гераклеопольского фараона сыну Поучение Аменемхета I Премудрости Кагемни, Птаххотепа, Схотегшбра и других Синухет Потерпевший кораблекрушение Хеопс и мудрец Сказка о пастухе Поэзия эпохи Среднего царства Надписи в гробницах эпохи Среднего царства Научная литература Начало Нового царства Карнакские анналы Тутмоса III Царские тексты XVIII династии Надписи в гробницах деятелей XVIII династии Религиозные тексты «Книга мёртвых» Изречения «Выхода днём» Книга коровы Магические ритуалы Драма Осириса Гимны Новоегипетская эпоха XIX династия Памятники побед Надписи о сооружениях Тексты вельмож и другие Время Рамессидов Царские и другие официальные тексты Тексты Бубастидов Наставления Ани Заупокойная литература Магические книги Изящная литература Время реставрации Надписи эфиопских фараонов Надписи царей и деятелей Религиозная письменность Сказания Документы Греко-римское время Надписи официальные Тексты на стенах храмов Заупокойные тексты Надписи частные Магические тексты Изящная литература Заключение  

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Начало работы по изучению истории империи Цин положили переводы И. К. Россохина (1717–1761) и А. Л. Леонтьева (1716–1786). С тех пор переводческая деятельность заняла важное место в трудах членов Российской Духовной Миссии, что свидетельствовало об их стремлении получить информацию о стране из первых рук, минуя возможных посредников. Многое зависело при этом от квалифицированного отбора материалов для переводов. Хотя книжные лавки Пекина предлагали покупателю немало интересного, члены Миссии отдали предпочтение официальным трудам. Эти сочинения готовились под эгидой государства и содержали наиболее полную информацию об империи; они и до настоящего времени остаются одним из главных источников по истории цинского Китая. Издавались такие труды императорской печатней (У ин дянь), распространялись преимущественно властями, и приобрести их иностранцу было, очевидно, нелегко. Не исключено, что для этого членам Миссии приходилось использовать личные связи. И тем не менее в течение XVIII – первой половины XIX в. в поле зрения членов Российской Духовной Миссии попали многие официальные труды, не отнесенные цинскими властями к категории секретных: «Сводное описание империи Великая Цин» (Да Цин и тун чжи), «священные наставления» (шэн сюнь) первых цинских императоров, «Описание усмирения русских» (Пиндин лоча фанлюэ), «Сводное описание восьми знамен» (Ба ци тун чжи), «Описание основания династии» (Кай го фанлюэ), «Исследование происхождения маньчжоу» (Маньчжоу юаньлю као), «Свод законов Великой Цин» (Да Цин хуэй дянь), «История династии Цзинь» (Цзинь ши) и др. Масштабы переводческой деятельности членов Миссии и ее целеустремленность не могут не вызывать чувства глубочайшего уважения к их самоотверженному труду 261 . Помимо многочисленных фрагментов официальных трудов целый ряд наиболее важных сочинений был переведен полностью, в том числе такие фундаментальные, как «Сводное описание восьми знамен» 262 , «Составленное по высочайшему повелению описание похода императора для усмирения территории к северу от пустыни» (Юйчжи циньчжэн пиндин шомо фанлюэ) 263 и некоторые другие. При этом члены Миссии нередко демонстрировали удивительную оперативность.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010