О. Ю. Тарасов Список черно-белых иллюстраций и цветных таблиц Черно-белые иллюстрации в тексте 1 . В Заволжских лесах. Почтовая открытка. Начало ХХ века. Архив Г.И. Вздорнова, Москва. 2 . Кремль в городе Москве, празднование Вербного воскресенья. Гравюра из книги «Voyage du Adam Olearius». Paris, 1727. Музей книги, РГБ. 3 . Клятва московитов. Гравюра из той же книги. 4 . Сретение иконы Владимирской Богоматери. 30х71. XIX век. ГМЗК. 5 . И.Е. Репин. Крестный ход в Курской губернии. 1880–1883. ГТГ. б. К. Савицкий. Встреча иконы. 1878. ГТГ. 7 . В.Г. Перов. Сельский крестный ход на Пасхе. ГТГ. 8 . Серафим Саронский с житием. Начало ХХ века. ЦМиАР. 9 . «Пожар в соборе Феодора Стратилата в Костроме и сохранение иконы»: перед иконой князя Василия Георгиевича с носвященным собором“ и людьми». Клейма иконы «Богоматерь Феодоровская с чудесами». Первая половина XVIII века. ГМЗК. 10 . Авраамий Галицкий с житием. XVIII век, 56х106,5. ЦМиАР. 11 . Явление чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы «Пустынно-Глинской». Литография. Типография Е. И. Фесенко в Одессе. Конец XIXначало ХХ века. Отдел ИЗО РГБ. 12 . Шествие по воде св. Василия, епископа Муромского. Миниатюра XIX века. Архив автора. 13 . Адриан Пошехонский. Вторая половина ХЖ века. ЦМиАР. 14 . Тихон Калужский. Вторая половина XIX века. 18х14. ЦМиАР. 15 . Никандр Псковский чудотворец. Цветная литография. Типография И. и В. Морозовых. Конец ХХ-начало ХХ века. Отдел ИЗО РГБ. 16 . Явление иконы Богоматери Авраамию Галицкому. Вторая половина XVII века. 32х28. ГМЗК. 17 . Н.С. Матвеев. Пожар. 1891. ГМИР. 18 . Убор Богоматери Казанской, XVII век. ГТГ, собрание П.Д. Корина. 19 . Сравнительная картина символов старого и нового обряда. Вторая половина хек века. мм. 20 . Сравнительная картина символов старого и нового обряда. Конец XVIII – первая половина XIX века. ГМИР. 21 . Никоново мудрование. Миниатюра из «Повести о ерархе нашем Никоне». ОР БАН, ф. 67, ед. хр. 49, л. 51. 22 . Поморские ответы. Фрагмент рукописи с рисунками на полях. ОР РГБ, ф. 17, 28.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

А.И. Никольский Службы 759. Служба 1-го августа Всемилостивому Спасу , в четверхку, 19 лл., полууставом XIX в., с недурною заставкою, без переплета. 760. Служба пред Господем нашим Иисусом Христом , творение Феоктиста инока обители Студийской, в восьмушку, без конца, 13 лл., полууставом XVII–XVIII вв., в парусинной обложке. 761. Служба пред Господем нашим Иисусом Христом , творение Феоктиста инока Студийской обители, в четвертку, 4 л., полууставом XIX в., в бумажной обложке. 762. Служба Софии Премудрости Божией , в четвертку, 13 лл., плохим новейшим полууставом, без переплета. 763. Служба Пресвятей Богородице Одигитрии , в четвертку, 16 лл., полууставом XIX в., с заставкою, без переплета. 764. Служба во вторник Светлой седмицы Пресвятей Богородице и «Приснодевы Марии Одигитрии , яже толкуется крепкая помощница», в четвертку, 22 л., полууставом XIX в., без переплета. 765. Служба Пресвятей Богородице Себежской , в четвертку, 27 лл., полууставом XVIII в., с виньетками и разрисованными буквами, в коленкоровой обложке. На л. 1 об. запись полууставом: «Сия книжица служба Пресветей Богородицы Умилениа Себежския написана по обещанию града Опочки воеводы Герасима Феодотовича Лазылева Стонищева 7190 (1682) году. Ныне тщанием опочец мещанина Мины Ефставева сына Куколкина переписана 1778 году маиа 2 день». Вторая часть этой записи приведена на лицевой стороне 1 л. с изменением фамилии «Куколкина» на «Какулина». На полях внизу листов 2–27 приписка скорописью XIX в. «Сия книга Опочец Преображенского собора, о чем свидетельствую оного собора иерей». За службою на 22–27 листах приводится «Оказание о чудеси от образа Пресвятыя Богородицы Умиления Себежские во граде Опочки». Начало: «В лета 7189 (1681) марта в 14 день на память преподобного отца нашего Венедикта в понеделник пятыя недели святыя Четыредесятницы и в среду тояж недели бысть знамение от образа Пресвятыя владычицы нашея Богородицы и за весь род христианский излия слезы яко струи изо обу оку». В этом же сказании читаем: «Тойже образ Пресвятыя Богородицы принесен из Себежа, како той град Себеж при державе царства вели государя царя и вели князя Феодора Алексеевича всея великия и малыя и белыя России самодержце по воли цареве отдан бысть Литве и утвари церковные принесены быша на Опочку и той образ принесен тогдаж и поставлен в церкви соборной града Опочки боголепного Преображения». Служба поетея 14-го марта. Сказание имеет не малый исторический интерес, тем более, что в месяцеслове архим. Сергия (т. II. Часть III. M. 1876 г. Приложение 1, стр. 7) икона Себежской Богородицы отнесена к тем иконам, коих время явления и дни празднества неизвестны, а известно одно наименование.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Введение Часть I. На пороге философии Глава I. До эпохи Петра Великого Глава II. XVIII век. Перелом в церковном сознании. Философия Г.С. Сковороды Глава III. Начало светской культуры в России. Философское движение в России в XVIII веке Часть II. XIX век Глава I. Философия в высших школах и её судьбы. Мистицизм начала XIX века. Раннее шеллингианство. Новый гуманизм Глава II. «Архивные юноши». Д.В. Веневитинов, кн. В.Ф. Одоевский, П.Я. Чаадаев Глава III. Возврат к церковному мировоззрению. Н.В. Гоголь. Начало «славянофильства». А.С. Хомяков Глава IV. И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, К.С. Аксаков Глава V. Гегельянские кружки. Н.В. Станкевич, М.А. Бакунин, В.Г. Белинский Глава VI. А.И. Герцен Глава VII. Философское движение в высших Духовных школах в первой половине XIX века. Голубинский, Сидонский, Карпов, Авсенев, Гогоцкий, Юркевич и др.) Глава VIII. Перелом в русской жизни (эпоха Александра II). Начатки позитивизма и материализма в русской философии (Чернышевский и его последователи). Дальнейшая эволюция радикализма в 70-е годы. (Н.В. Чайковский и «Богочеловеки») Глава IX. Полупозитивизм в русской философии XIX века. К.Д. Кавелин, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Н.К. Кареев Глава X. Преодоление секулярной установки на почве натурализма и позитивизма. Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой Глава XI. «Почвенники». Аполлон Григорьев. Н.Н. Страхов. Ф.М. Достоевский Глава XII. К. Леонтьев, В.В. Розанов Часть III. Период систем Глава I. Общие замечания. Владимир Соловьев Глава II. Владимир Соловьев (продолжение) Глава III. В.Д. Кудрявцев. Архиепископ Никанор Глава IV. Несмелов. Тареев. Каринский. Мит. Антоний Глава V. Н.Ф. Федоров Глава VI. Позднейшие гегельянцы. Чичерин, Дебольский, Бакунин Глава VII. Неолейбницианство в русской философии. Козлов, Аскольдов, Лопатин, Лосский Глава VIII. Неокантианство в русской философии. Введенский, Лапшин, Челпанов, Гессен, Гурвич, Яковенко, Степун Глава IX. Новейший позитивизм в России и поиски «научной философии». Лесевич, Грот и др., Вернадский, Мечников, dii minores. Часть IV. XX век Глава I. Общие черты последнего периода русской жизни. Материализм. Неомарксизм. Плеханов, Богданов, Ленин, т. наз. «советская философия» Глава II. Религиозно-философское возрождение в XX в. в России. Мережковский и его группа. Религиозный неоромантизм (Бердяев). Иррационализм (Шестов) Глава III. Кн. С. и Е. Трубецкие Глава IV. Метафизика на основе трансцендентализма. Спир, Вышеславцев, Струве, Новгородцев, философские искания И.А. Ильина. Гуссерлианцы (Шпет, Лосев) Глава V. Метафизика всеединства, а) системы А.П. Карсавина и С.Л. Франка Глава VI. Метафизика всеединства, б) о. П. Флоренский и о. С. Булгаков Приложение Заключение  

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

А.И. Никольский Чины 953. Чин литургии Иоанна Златоустаг о , в лист, 16 лл., полууставом XVIII в., в бумажном переплете. На 16 листе отрывок из службы заупокойной, писанный полууставом XIX в. 954. Чин таинства брака , в четвертку, 10 лл., скорописью XVIII в., в цветной бумажной обложке, 1 и 10 листы без текста, 955. Чин елеосвящения , в четвертку, без начала н конца, 72 л., полууставом XVII в., в кожаном переплете; 71 и 72 листы порваны с ущербом для текста. Чин тот же, что и в единоверческом Потребнике московской печати 1877 года. 956. Чин крещения, в восьмушку, 16 лл., полууставом XVIII в., в двух бумажных обложках; на одной из них помета: «Указ о крещении из дома крестьянина дер(евни) Лахты Афанасия Тимофеева. 345. 7 июня 1855 г.; к 6587 пред. от 13 ноября 1854 г.; выписка 22 декабря 1854 г. к 1062». Чин совершенно отличный от изданнаго в единоверческом Потребнике московской печати 1877 года. 957. Чин крещения , в четвертку, 18 лл., полууставом XIX в., в бумажном переплете; 15–18 листы чистые. На 1-м листе помета: 13–22, 10 июня 1855 г.». Из заглавия, сделаннаго киноварью на 2 листе, видно, что этот чин выписан из Большого Потребника, напечатанного при московском патриархе Иоасафе. 958. Чин исповедания , в восьмушку, 137 лл., юго-западно-русским полууставом XVII в., с черною наклеенною заставкою, в дощатом с кожею и металлическими застежками переплете. Чистые листы: 2а и ненумерованный в начале рукописи. Состав: 1) оглавление (1–2 об.); 2) кающемуся чителнику наука (3–8 об.). Начало: «Преблагий и всемилостивый Бог , иже не хощет смерти грешнаго, но хощет всем спастися»; 3) молитва идучи до исповеди (9–12): «О, предвечный владыко, милосердия отче и всякия утехи Боже»; 4) молитва по исповеди (12–14 об.): «Слава тебе Господи, слава тебе царю, слава тебе святый Творче»; 5) часть первая. Рахованя своей совести, в которой припоминается, яковым способом выступует человек против Богу и ближнему и самому себе напред (15–23 об.); 6) часть вторая, в которой ся припоминает, як человек грешит против десяти приказаний Божиих (23 об.–38 об.); 7) часть третья. О еедми грехах смертных и прочиих грехах, которие ся от них родят, а напред о гордости всех грехов царицы (38 об.–123 об.); 8) выводы короткие през подобенства каждому человеку купонятю снадные як то есть речь пожитечьная часто споведатись (123 об.– 131 об.). Начало: «Который долго отволокает споведатися грехов своих»; 9) замкнение (131 об.–133 об.). Начало: «О тое над все ключися старатися нает, абы злобие голубинное могл мети безжадной просады»; 10) последование о избавлении злых помыслов (134–135); 11) правило внегда случится кому искуситися во сне до действу диаволю (135–137). Статьи 10-я и 11-я на церковно-славянском языке, прочия на книжном юго-западно-русском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.И. Никольский Епитимейник 888. Епитимейник , в восьмушку, 46 лл., новейшим полууставом, без переплета. Заглавие рукописи: «Выписано из книги печатныя в осмую доль листа, из духовного потребника, в житии блаженного памяти святейшаго кир-Иоасафа патриарха, заповеди святых отец о епитимьях». 889. Молитва к Пресвятей Богородице умилительная покаянная, в восьмушку, 4 л., полууставом XIX в., без переплета. Начало: «Откуду начну плакати о Пречистая Дево, откуду начну аз молитися». 890. Молитва Пресвятей Богородице , в четвертку, 2 л., скорописью XVIII в. Начало: «О Пресвятая Богородице, Дево, владычице, известное всего мира спасение, благодати неисследимая пучина, милости неизмеримая глубино, щедрот неизчерпаемая бездна». В этой молитве читаем: «Молим тя вси: рассеянныя в злочестии и суверии в един православия союз собери, заблуждшыя в ереси на путь правый настави, отпадшыя от благочестия в соединение веры паки возврати, старость подкрепляй … Церковь кровию Сына Твоего искупленную невредиму соблюди: в долготу дний сохрани и прослави в победе врагов видимых и невидимых славящую Тя Благочестивейшую Самодержавнейшую великую Государыню нашу Императрицу Елисавет Петровну всея России и наследника ея, внука Петра Первого, благоверного государя вели князя Петра Феодоровича и супругу его благоверную государыню великую княгиню Екатерину Алексиевну и благоверного государя вели князя Павла Петровича и благоверную государыню великую княжну Анну Петровну, спаси и сохрани раб твоих Святейший Правителствующий Синод и вели господина нашего преосвященнейшаго Арсения митрополита Ростовского и Ярославского и прочия преосвященныя митрополиты». 891. Молитва святителю Николаю чудотворцу , в восьмушку, 4 л., полууставом начала XIX в., без переплета; 1-й лист чистый. Начало: «О освященная главо Николае, иже имый апостольская дарования, покажи ныне и на нас нищих и смиренных рабех твоих свое отеческое благоутробие». 892. Молитва святаго Иоанна Дамаскина яко во образ исповедания, в восьмушку, 8 лл., полууставом XVIII в., в бумажном переплете. Начало: «Яко на страшнем и нелицепием твоем предстою судищи Христе Боже».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Светильник под спудом. Часть 1. Житие преподобного отца монаха Герасима Краснослобожца Портрет-икона «Преподобный Серафим Саровский». Конец XIX - начало XX века. Серафимо-Дивеевский монастырь. Портрет-икона «Преподобный Серафим Саровский». Конец XIX - начало XX века. Серафимо-Дивеевский монастырь. Саровская пустынь... В XVIII и начале XIX века это был один из самых почитаемых в народе и авторитетных среди подвижников монастырей. Именно в Саров благословляли своих наиболее ревностных духовных чад опытные духовники. Пустынь славилась высоким подвижничеством, строгой монашеской жизнью. Именно в Сарове явился один из величайших (если не сказать – самый великий) святой нового времени – преподобный Серафим. При воспоминании о преподобном Серафиме невольно возникает вопрос: откуда вдруг в российской глубинке, в глухих темниковских лесах, в небольшом монастырьке Тамбовской епархии мог появиться светильник, подобный великим подвижникам древнего православного Востока, истинный боговидец, созерцатель и носитель нетварного света? Преподобный Серафим, несомненно, был знаком с творениями учителей древнего православного монашества, но не более, чем любой другой усердный русский монах его времени. Рукописное собрание Саровской пустыни (РГАДА, ф. 357) располагает не бедной, но и не уникальной подборкой литературы по данному вопросу, а печатные издания славянских и русских переводов святых отцов и основоположников монашества в то время еще не получили такого распространения, как с середины XIX столетия. Так что предположить здесь опыт в значительной мере книжный было бы неверно. Говорить же исключительно о сверхъестественных откровениях – значит подвергаться опасности спутать великую святость с прелестью. Единственный вывод, который напрашивается сам собой: святость преподобного Серафима – плод гениального ученичества, умения усваивать и преумножать духовный опыт наставников, сподвижников, сомолитвенников и сотаинников. Выдающаяся личность преподобного Серафима как бы невольно заслонила собой от взора потомков плеяду его предшественников и современников, подвизавшихся в Сарове.

http://pravoslavie.ru/3375.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОРСУНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Новокаховской и Генической епархии УПЦ), находится в с. Корсунка Новокаховского городского совета Херсонской обл. (Украина). Кон. XVIII - нач. XX в. Основан в 1787 г. близ с. Б. Знаменка Мелитопольского у. Таврической обл. как муж., старообрядческий; с 1803 г.- единоверческий монастырь во Фроловом (Флоровом) урочище, близ с. Казачьи-Лагери Днепровского у. Таврической губ. Основание К. м. связано с образованием Новороссии и расселением в новоучрежденной губернии старообрядцев. В июле 1780 г. архиеп. Славянский и Херсонский Никифор (Феотоки) освятил в слободе Знаменке на правобережье Днепра церковь для старообрядцев и дозволил совершать богослужения по старопечатным книгам (ГА Кировоградской обл. 1906; Арх. СПб ИИ РАН. Ф. 200. Оп. 3. Д. 345. С. 4-4 об.). Так было положено начало единоверческому движению, в которое в кон. XVIII - нач. XIX в. была вовлечена значительная часть старообрядцев-поповцев. В кон. 70-х - нач. 80-х гг. XVIII в. представители старообрядческого дьяконова согласия из Стародубья священноинок Михаил Калмык и инок Никодим († 1784), к-рые искали пути выхода из кризиса, постигшего поповцев после «Перемазанского собора» в Москве, получили сведения о единоверческом движении в Елисаветградской пров. Новороссии. В 1783 г. инок Никодим от имени 1500 старообрядцев направил в Синод прошение, указывая в нем условия, на к-рых они готовы соединиться с РПЦ ( Бельский. 1999. С. 77-78). Указом 11 марта 1784 г. старообрядцам разрешалось строить каменные церкви и совершать богослужения по старому обряду (ГА Респ. Крым. Ф. 26. Оп. 4. Д. 307. С. 2). В кон. того же года из Стародубья в С.-Петербург во главе делегации старообрядцев с заверениями верности Православию и просьбой о назначении для старообрядцев особого епископа прибыл архим. Иоасаф, преемник инока Никодима. Он обратился к митр. С.-Петербургскому и Новгородскому Гавриилу (Петрову) с просьбой о назначении его, согласно завещанию инока Никодима, строителем Никодимовой пуст. Вскоре он был утвержден настоятелем Успенского мон-ря (бывш. Никодимовой пуст.). В авг. 1785 г. кн. Г. А. Потёмкин объявил, что Российская империя заинтересована в заселении причерноморских степей и нижнего течения Днепра, в то же время призываемые на новые места жительства старообрядцы из внутренних губерний России и из-за границы приглашались к союзу с РПЦ, обозначенному в кон. XVIII в. понятием «единоверие».

http://pravenc.ru/text/2458759.html

«Ученики византийцев, русские, подобно тем и тверже тех держали оборону в отношении западной культуры на протяжении всего Средневековья. В Новое время, в целом не раньше конца XVII в., они начали подвергаться серьезному латинскому влиянию в области богословия; при этом раз возникнув, это влияние явилось у них более глубоким и более прочным, чем у греков. Оно берет начало с Киевской академии, где в 1689 г. был учрежден богословский факультет. Латынь была там языком преподавания не только для богословия, но и для предметов литературных и философских, – обычай, который удержался и в других основанных позднее духовных академиях примерно до 1840 г. До середины XVIII в. профессора догматики составляли свои курсы по образцу польско-латинских учебников ad mentem sancti Thomae. Они следовали им в порядке, методе и содержании, хотя они знали других схоластиков и более поздних католических авторов. Самым большим авторитетом для них был «Ангел школы» [Фома], от которого они отходили почти только в вопросах исхождения Святого Духа и учения о непорочном зачатии Богородицы. Что касается латинских отцов, то они цитировались уже так же часто, как и греческие. Святой Августин, которого им достало вкуса называть святым, а не блаженным, как это было распространено в Русской Церкви в XIX в., пользовался их уважением в первую очередь. Феофан Прокопович , который занимал в Киеве кафедру догматики с 1711 по 1716 г., имел в своей личной библиотеке сочинения Учителя из Иппона в 12 томах в прекрасных кожаных переплетах, на французском. Два следующих номера (в описи его библиотеки) занимают «Послание к Оптату» и «Сокращение всех вещей» (Epitome omnium rerum). Русские богословы второй половины XVIIIначала XIX в., почти все ученики Феофана в смысле протестантских тенденций их курсов, продолжали цитировать латинских отцов в своих учебниках, и главным именем, к которому они обращались чаще всего, было имя Августина. В 1788 г. В Москве выходит первый русский перевод: «Избранные сочинения» Августина в четырех томах. Реформа духовного образования (семинарии и академии), проведенная в 1808 г., закрепляет преимущественное место библейских исследований и отсутствие курса патристики…» 4

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Шокино. Церковь Петра и Павла. Петропавловская Церковь Карта и ближайшие объекты От стоящего посреди села комплекса — холодной Петропавловской церкви типа «восьмерик на четверике», пристроенной к ней в XIX в. колокольни и теплой Пятницкой клетской церкви (1723 г.) — сохранилась лишь ярусная церковь. Эта церковь интересна прежде всего тем, что на ней можно видеть подлинные наличники XVIII в., повторяющие в дереве изысканные формы каменных культовых и дворцовых построек в стиле барокко. Невысокий центральный объем Петропавловской церкви завершает граненый купол с небольшим восьмериком и главкой. С запада примыкает трапезная, с востока — пятистенный, рубленный из бруса «в лапу», перекрытый крышей на пять скатов алтарь. В 1872 г. церковь была обшита снаружи досками, однако при этом сохранилась не только прежняя объемная композиция, но и многие ее детали, в которых элементы барокко сочетаются с подлинно народными традициями. Так, крыльца при северном и западном входах имели двускатные кровли с охлупнями-коньками поверху. И хотя они не сохранились, их размеры, формы и конструкция хорошо видны по имеющимся на бревнах врубкам. Образцом прекрасной работы народных мастеров является кованый крест на главе, красивые личины-накладки из просечного железа на западной двери. Частично сохранился и интерьер церкви. Внутри можно увидеть многоярусный резной иконостас XVIII в. и росписи на куполе в виде квадратных членений — кессонов с розетками. Петропавловскую церковь отличает выразительная композиция, красота и изящество деталей, высокое мастерство строителей. Источник: Петропавловская церковь. 1783 г. с. Шокино Воротынского района//Памятники истории и культуры Горьковской области: Справочник/Составитель и научный редактор профессор В.П.Фадеев. – 2-е изд., испр. – Горький: Волго-Вятское кн.изд-во, 1981. С.174 8 мая 2012 года церковь в Шокине обрушилась, ветром сдуло… В мае 2012 г. в селе Шокино Воротынского района Нижегородской области под порывами ветра рухнула Петропавловская церковь, находившаяся в аварийном состоянии. Этот памятник федерального значения исторически входил в архитектурный ансамбль деревянных храмов. К нему относились ныне также утраченные теплая церковь святой великомученицы Параскевы Пятницы и первоначально (XVIIIначало XIX в.) отдельно стоявшая колокольня. Такое сочетание двух храмов, один из которых являлся летним (неотапливаемым), другой – зимним (отапливаемым), а также колокольни было широко распространено в русском деревянном зодчестве, в том числе и в пределах Нижегородского Поволжья.

http://sobory.ru/article/?object=28366

Белбаж. Троицкий Белбажский женский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной. Церковь. Не действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Архитектурный стиль: Нарышкинский Год постройки:Между 1720 и 1726. Адрес: Нижегородская обл., Ковернинский р-он, с. Белбаж Координаты: 57.318835, 44.181949 Проезд:1. Нижний Новгород - Городец - Ковернино - с.Горево - Белбаж 2. Нижний Новгород - Городец - Ковернино - Успенский монастырь - с.Белбаж (однако на участке от д.Федорово до д.Радость неудобная грунтовка) 3. Нижний Новгород - Семенов - с.Ильино-Забоское - с.Горево - Белбаж Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Белбаж – село в Ковернинском районе. В «Нижегородском топонимическом словаре» Н.В.Морохина так объясняется название села: от марийского: «пел» - «половина» и «важ» - «корень, исток»: место раздвоения реки. Другие названия – Троицкое (Троицкий монастырь), Покровское – по названию престольных праздников. Памятники градостроительства и архитектуры: комплекс Троицкого монастыря (основан в начале XVIII века): Троицкий собор (1720-1726 гг., 1809-1810 гг.), Введенская церковь (1732 год), Спасская церковь (1815 год), игуменский корпус (первая половина XIX века), келейные корпуса (вторая половина – конец XIX века), ворота с фрагментом ограды; Покровская церковь (конец XVIIIначало XIX века, 1821 год). Документы о принятии на госохрану 22, 8. http://www.gttp.ru/map_NN/kovernino.htm Троицкий Белбажский женский монастырь, расположенный на левом берегу речки Белбаж, при Покровской слободе, был основан в 1708 году по указу Государя Императора Петра I строителем Переяславского Николаевского монастыря игуменом Питиримом (ставшим впоследствии архиепископом Нижегородским и Алатырским). Этот монастырь был создан с миссионерской целью для увещевания и обращения из церковного раскола беглых крестьян. Еще в XVII столетии здесь, в глухих Заволжских лесах на берегу речки Белбаж, возникли старообрядческие скиты. Топонимическое название речки Белбаж, притока Керженца, по одной из версий, возникло от слова " Белмаш " , " Беглаж " – то есть беглый, беглец. В «Нижегородском топонимическом словаре» Н.В. Морохина приводится иное объяснение данного названия: от марийского «бел» – «половина» и «важ» – «корень, исток», то есть место раздвоения реки.

http://sobory.ru/article/?object=23580

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010