Скачать epub pdf Январь Максим Исповедник, св. [О нем.] Жизнь, дела и мученичество преподобного отца нашего и исповедника Максима/Пер., изд. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1913. Т. 1. 1. С. 1–16 (1-я пагин.). (Начало.) —1— Перевод жития св. Максима сделан по следующим текстам, помечаемым у нас буквами: А. Пергам. рукопись Моск. Синод. (Патр.) Библиотеки, по описанию архим. Владимира 380, писанная в 1022-м году (на л. 370 почти стершаяся припись), листы 231 об.–252. По сравнению с печатными изданиями жития у Combefis " a и Mignéя, рукопись имеет следующие особенности: 1) нет I–VII глав, излагающих жизнь св. Максима до монофелитского движения и участия в нем Ираклия, – 2) главы VIII–XVIII изложены сходственно, но не тожественно, причем в рукописи прибавлено сообщение о сочинениях св. Максима, – 3) вместо сокращенного изложения изданных Combefis " ом Актов в XIX–XXXIV главах «Жизни», рукопись дословно выписывает самые эти Акты (Comb. I. XXIX–LXVI, Migne 90. 110–172), хотя и с значительными опущениями, именно: в Acta I: гл. IV, нач. V, VIII, IX, первая половина X, вторая половина XI, почти вся XIV и XV. – в Acta II: I и нач. II изложено иначе, опущено: кон. V, VI, VIII, VIII, почти вся XII, вся XIII, XIV, XV, XVI, нач. XVII, почти вся XIX, XX, XXI, конец XXIII и XXXII, – 4) приведено все целиком письмо св. Максима к Анастасию монаху (Comb. XLI–XIII Migne 131–134, – 5) в конце жизнеописания помещено письмо Анастасия пресвитера и апокрисиария, – ученика и сподвижника св. Максима, – к Феодосию пресвитеру Гангрскому, – напечатанное у Combefis " a (LXVII–LXX) и Mignéя (171–178) только в латинском переводе Анастасия Библиотекаря, – в рукописи приведены главы II–V, – 6) наконец, нет сообщения о чудесном восстановлении дара слова и способности письма десницами у святых Максима и Анастасия, по отсечении у них языков и правых рук, – и др. нек. Частные особенности этой редакции жития св. Максима отмечаются в разночтениях, а большие отделы печатаются целиком – в греческом тексте с русским пе-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Церковь и общественная жизнь в России XIII — начало XIX в. К оглавлению Реформа Петра I неблагоприятно сказалась на общественном положении Русской Православной Церкви. Боязнь, что сопротивление его преобразованиям может приобрести религиозную окраску, побудила императора не только упразднить патриаршество, заменив его находящимся в безусловном подчинении самодержавной власти коллегиальным Высшим Церковным Управлением, но и ввести строгую регламентацию различных сторон внутрицерковной жизни. Показательным в этом отношении является, например, содержащийся в «Духовном регламенте» (1721—1722) запрет монахам держать в келлиях чернила и бумагу без особого на то разрешения настоятеля монастыря. Созданная тогда же система духовного образования, предполагавшая формирование контингента учащихся открывавшихся училищ, семинарий и академий почти исключительно из детей духовенства, привела к тому, что в течение столетия фактически были сведены на нет выборы приходского духовенства (когда прихожане сами избирали членов причта, представляя епископу прошение) и последнее превратилось в замкнутое сословие. Все это вместе с приниженным положением клириков (когда, например, священник мог быть подвергнут телесному наказанию, как и любой другой представитель «неблагородного» (недворянского) сословия) заметно снижало общественное значение Церкви. К этому необходимо добавить, что вторая половина XVIII столетия отмечена увлечением значительной части русской аристократии идеями новой французской философии с ее антиклерикальными, а порой и откровенно атеистическими воззрениями. Идеи «борьбы с клерикализмом» нашли отражение в секуляризационной политике Екатерины II, хотя, конечно, никакого клерикализма в смысле господства Церкви в государственной политике и общественной жизни в России не было.

http://sedmitza.ru/lib/text/436417/

В.В. Четыркин Исагогическое исследование Содержание Предисловие Отдел I. Апокалипсис в новозаветном каноне I–III вв. Игнатий и Папий Поликарп и Ириней Иустин Мученик и др. писатели II века (Мелитон Сардийский. Феофил Антиохийский. Аполлоний. Поликрат Ефесский. Послание церквей Лионской и Вьенской. Левкий Харин) Алоги Предание Римской церкви. Климент Римский и Ерма Мураториев фрагмент Ипполит Кай Викторин Петавийский Сирийская национальная церковь в Едессе Африканские церкви. Тертуллиан и Киприан Александрийская церковь. Послание Варнавы Климент и Ориген Дионисий Александрийский С IV века до реформации Евсевий Кесарийский Кирилл Иерусалимский Епифаний Кипрский Иоанн Златоуст Феодор Мопсуестийский. Блаж. Феодорит. Юнилий Ефрем Сирин Афраат Сирийские переводы Нового Завета. Иоанн Дамаскин Лаодикийский собор Григорий Богослов Амфилохий Иконийский Андрей и Арефа Кесарийские Леонтий Византийский Пресвитер Евстратий в Константинополе Афанасий Великий и др. Западная церковь. Иларий. Амвросий и др. Филастрий Августин Иероним. Сульпиций Север. От реформации до нашего времени Эразм Карлштадт. Лютер и др. Цвингли Кальвин Начало научной критики Апокалипсиса в XVIII в. Ewald, Lücke и др. Ново-тюбингенская школа. Baur. Hilgenfeld. Volkmar и др. Конец XIX и начало XX века Вопрос о составе Апокалипсиса 1. Гипотезы христианских источников или переработок 2. Гипотезы иудейских и христианских составных частей Апокалипсиса 3. Гипотезы иудейского происхождения и иудейских составных частей Апокалипсиса 4. Гипотезы фрагментов Отдел II. О происхождении Апокалипсиса I. Религиозно-историческая гипотеза в применении к истолкованию Апокалипсиса Важность религиозно-исторической гипотезы О синкретическом характере послепленного иудейства О влиянии на иудейскую религию вавилонской культуры О влиянии на иудейство парсизма Иудейство и эллинизм Решение вопроса о происхождении новых элементов позднейшего иудейства Крайняя неудовлетворительность источников, делающая невозможным строго научное религиозно-историческое исследование Методологическая неправильность, допускаемая при таком исследовании Нового Завета Преувеличения, допускаемые при религиозно-историческом изучении Нового Завета Можно ли признать широкое распространение среди иудеев апокалипсических образов, – и притом чуждого происхождения Об эсхатологическом предании иудеев Отношение исследователя Апокалипсиса к выводам религиозно-исторического исследования Число семь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Верный до гроба. Князь А.А. Ширинский-Шихматов Приближаясь 84 к закату дней своих, все чаще переносишься думами и чувствами в прошлое. Воскресают в памяти те, с коими доводилось встречаться на длинном жизненном пути. Останавливаешь внимание с любовью на более близких и дорогих. Господь милостиво богато наградил меня друзьями, что позволяет мне, выделяя многими испытываемое неутешное горе – гибель Царской Семьи и злочестивую революцию, – считать жизнь свою счастливой. К числу тех, о коих особливо хранится светлая память, принадлежит церковный и государственный деятель, родившийся сто лет назад. С первой встречи, в разгар революции 1905 г., на меня, правоведа старшего курса, большое впечатление произвел своими определенными взглядами значительно старший соученик, тогда сенатор, князь Алексей Александрович Ширинский-Шихматов. В течение последующих 25 лет мне, с короткими перерывами, довелось находиться с ним в очень близком общении, пользуясь его доверием. Глубоко верующий и подлинно церковный, русский до мозга костей, убежденный сторонник исторически сложившегося Самодержавия, на котором веками держалась Россия, верный слуга любимых им Императоров Александра III и Николая II, знаток и ценитель родной старины, он даже внешним обликом, домашней одеждой напоминал боярина времен тишайшего Царя Алексея Михайловича. Ширинские-Шихматовы – старинный княжеский род, записанный в родословную книгу Смоленской губернии, вел начало от беев Ширинских, которые имели обширные владения по Волге и затем были завоевателями Крыма. Здесь они до конца XVIII в. считались «знаменитейшими и сильнейшими из всех» и «составляли в народном собрании первейшую степень». Один из беев Ширинских – Кинбар выехал в Россию при Великом Князе Иоанне III и признается родоначальником рода Ширинских. Потомки правнука его – Шихмата, во св. крещении Василия Келядемаевича (начало XVI в.), стали называться Ширинскими-Шихматовыми. Последние выдвигались в XVI в. на военном поприще, при Петре Великом были стольниками. В XIX в. известны были: князь Платон Александрович (1790–1853) – министр народного просвещения, академик Императорской Академии наук и писатель; брат его Сергей, в иночестве Аникита (1783–1837), – моряк, инспектор Царскосельского лицея, академик, иеромонах Новгородского Юрьева монастыря, писатель-поэт; князь Александр Прохорович († 1884) – попечитель Виленского, Киевского, Московского учебных округов, товарищ министра народного просвещения, сенатор. Князь Алексей Александрович был сыном последнего. Родился он в Вильне 6(18) ноября 1862 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «О зачале святаго места Кожеезерския пустыни» (БАН. Арх. 405. Л. 1) († после 1566 - до 1585, Москва), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Кожеозерский, основатель Кожеезерского (Кожеозерского) в честь Богоявления мужского монастыря (Архангельской митрополии). Сведения о Н. очень скудны. Согласно устному преданию, зафиксированному в XIX в., он был пострижен в Сырьинской в честь Успения Пресв. Богородицы пуст., основанной иноками Александрова Ошевенского монастыря . В 1552 г. иером. Н. в поисках безмолвного уединенного жития пришел на Лопский п-ов, омываемый водами Кожозера (Кожеозера, бассейн Онеги) и поставил часовню в честь св. Богоявления ( Челмогорский. 1901. С. 473). Основным письменным источником сведений о жизни Н. является «Сказание о зачале места святой обители Кожеозерского монастыря и о житии блаженных создателей и предивных строителей пустыни сея, священноинока Нифонта и инока Серапиона», известное в 2 списках 1-й пол. XVIII в., представляющих 2 разные редакции. В ранней редакции «Сказания...», составленной в 1613 г. (БАН. Арханг. Д. 405. Л. 1-9; список из б-ки Антониева Сийского мон-ря), имя Н. в заглавии не значится - «О зачале святаго места Кожеезерския пустыни и о житии предивнаго старца Серапиона». Однако в рукописи на поле около заглавия поздним почерком приписано: «преже его бе Нифонт». Начало «Сказания...» указывает на житийно-проложный характер повествования, посвященного одному лицу - прп. Серапиону (начало: «Сей убо Серапион родом измаильтянин…»). О Н. сообщается, что подвижник жил совершенно одиноким, по строгому уставу, пребывал в непрестанной молитве, безмолвии и строгом посте, питаясь ягодами и «былием». Вскоре к пустынножителю из Москвы пришел некий Сергий, бывш. астраханский царевич Туртас хан Гавирович, плененный при взятии Казани в 1552 г. Он попросил Н. постричь его в иноки. Н. с радостью принял юношу и, тщательно испытав, «постриже его и нарече ему имя Серапионъ.

http://pravenc.ru/text/2577709.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАРХАЛЬСКИЙ МНОГОГЛАВ Начало гомилии свт. Иоанна Златоуста на Рождество Христово. Лист из Пархальского Многоглава. Х в. (НЦРГ. А 95. Л. 15) Начало гомилии свт. Иоанна Златоуста на Рождество Христово. Лист из Пархальского Многоглава. Х в. (НЦРГ. А 95. Л. 15) [Груз. ] (НЦРГ. А 95, посл. четв. X в. (по совр. датировке Национального центра рукописей Грузии; ранее датировался XI в.), мон-рь Пархали ; каллиграф Гавриил Малый (Патараи), письмо нусхури; не иллюминирован), наиболее объемный (653 пергаменных и 2 бумажных листа; 45,5×33,5 см) из Многоглавов - груз. литургических сборников. В П. М. включены груз. переводы памятников, к-рые использовали при совершении богослужения по иерусалимскому чину. До XVII в. П. М. хранился в Пархали, затем попал к османам. Царица Картли Мариам (1634-1658) выкупила рукопись и пожертвовала ее мон-рю Давидгареджи в пуст. Гареджи (Кахети). В XVIII в. было составлено оглавление П. М. (Л. 654-655 об.). В кон. XIX в. в фонде рукописного и старопечатного наследия Давидгареджи П. М. был перенесен в хранилище Церковного музея духовенства Грузинской епархии. В 1901 г. Ф. Жордания опубликовал 1-е описание рукописей Церковного музея. В 1930 г. коллекция Церковного музея вошла в фонды Отдела рукописей Гос. музея Грузии, в 1958 г.- в фонды Института рукописей имени Корнелия Кекелидзе (ныне Национальный центр рукописей Грузии). Вопросы структурных особенностей и соотношения груз. Многоглавов, в т. ч. П. М., рассматривали А. Шанидзе, И. Абуладзе , М. ван Эсбрук, Т. Мгалоблишвили, М. Майсурадзе, А. Гамбашидзе, М. Чхенкели, Н. Чхиквадзе. В 1974 г. Институтом рукописей было опубликовано полное описание рукописи. П. М. содержит 149 чтений и условно разделен на 2 части - гомилетическую и агиографическую, последняя отсутствует в др. груз. Многоглавах IX-X вв.- Синайском (Sinait. iber. 32-57-33, 864 г.), Многоглаве Пустыни (Удабнойском; НЦРГ. А 1109, IX в.), Тбетском (Сванском; НЦРГ.

http://pravenc.ru/text/2579124.html

Полом. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь в Вобловицах /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Спаса Нерукотворного Образа , Илии Пророка , Трифона Вятского Год постройки:между приблизительно 1751 и 1770. Ссылки:   Адрес: Россия, Кировская область, Белохолуницкий район, село Полом (Вобловица). Координаты: 59.192938, 50.818463 Проезд:Трасса Р-243 Киров-Омутнинск. За Белой Холуницей, в д.Шитово, левый поворот по указателю на Кирс. От поворота примерно 28км., далее левый поворот по указателю на Иванцево. От поворота, следуя через Иванцево, до Полома около 17км. Всего от Кирова порядка 130км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Спаса , начало 1750-х-1767; 1798 -начало 1800-х; после 1913 гг.      Кирпичный объем церкви одиноко высится на берегу старицы реки Вятки. Стены, некогда покрытые известковой обмазкой и побеленные, сильно выветрились. Относится к числу наиболее ранних каменных храмов в районе.     До настоящего времени памятник дошел в руинированном состоянии. Сохранились только стены четверика до уровня карниза нижнего света, объем теплого храма, включающий южную палатку, и до половины разобранный нижний ярус колокольни без одного устоя. Какое-либо эстетически положительное ощущение от восприятия церковного интерьера отсутствует. Внешний вид бывшего храма оставляет удручающее впечатление крайней запущенности. Внешние габариты здания в плане: длина - 44,0 м (без алтаря), ширина по трапезной - 28,0 м.     Храмозданная грамота на построение каменной церкви во имя Спаса Нерукотворного с теплым приделом Ильи Пророка получена в марте 1751 года. Через восемь лет Ильинский придел был освящен. Общестроительные работы по возведению холодного храма продолжались до 1767 года, а в 1770 году освятили и его. Следующим этапом в развитии композиции церкви стало сооружение колокольни и тогда же, на рубеже XVIII-XIX веков, надо полагать, произошла замена завершения четверика. Есть сведения о работах в трапезной, отмеченные между 1848 и 1873 годами, которые носили декоративный характер и не коснулись фасадов. Наиболее серьезные изменения внешнего облика церкви произошли во втором десятилетии XX века. Объем здания был композиционно уравновешен сооружением северного придела и увеличен по высоте надстройкой яруса верхнего освещения над трапезной, боковые фасады колокольни были обстроены палатками.

http://sobory.ru/article/?object=11819

проф. П.В. Верховской Определение периода Последним периодом Русской Церковной Истории обыкновенно считается период синодальный , т. е. историческая эпоха, начинающаяся учреждением Св. Синода и продолжающаяся в настоящее время. Однако такое определение синодального периода едва ли может быть удержано в на­уке. Действительно, реформы Петра В., особенно его ре­формы в церковной сфере внесли в русскую религиозную жизнь так много нового, что они справедливо могут быть взяты, как грань новой эпохи в Истории Русской Церкви, Но и на наших глазах совершились события такой важно­сти, что они, по справедливости, также могут быть рассматриваемы, как конец периода и начало нового. Здесь разумеются, во-первых, новые вероисповедные законы, на­чиная с закона 17 апреля 1905 г. об укреплении начал веротерпимости; во-вторых, созыв и работы т. наз. Предсоборного Присутствия, как подготовительная стадия к Рус­скому Поместному Собору, от которого ожидаются боль­шая преобразования в нашей церковкой жизни; в-третьих, ряд мероприятий к усовершенствованию нашего церковного строя, уже принятые и проводимые Св. Синодом, не дожи­даясь Собора; наконец, преобразование всего нашего государственного строя, в результате которого церковно-госу­дарственные отношения не могут оставаться прежними. Таким образом, если мы переживаем теперь конец прежнего и начало нового периода, то т. наз. «синодальный» период правильнее определить, как «период XVШ–XIX. веков», или период «государственной церковности». Гра­нями его следует, считать: 1) кончину патриарха Адриана (15 октября 1700 г.); 2) религиозное и политическое брожение начала текущего XX столетия. Значение этого периода русской церковной истории гро­мадно. Предпринятые в его начале реформы имели высокие и благодетельные цели усовершить наш религиозно-нравственный быт. Однако способы, принятые для этого, не дали желательных результатов и внешнее упорядочение церковных дел сопровождалось глубокими упадком веры и благочестия, потерею духовенством своего автори­тета, подчинением церковной власти влиянию светской бюро­кратии, уклонением от Церкви интеллигенции и крайним развитием старообрядчества и сектантства. Переживаемое нами положение столь безотрадно, что для восстановления до­стоинства веры и Церкви в будущем несомненно потре­буются героические усилия и высокий религиозный и нравственный подвиг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий. Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, отцы и братия! Благодарю за предоставленную мне возможность поделиться с Вами своей болью, так как боль разделенная - половина боли. История Православия в Эстонии является неотделимой частью истории Русской Православной Церкви - само появление Православия в Эстонии связано с приходом на эти земли христианских проповедников с Древней Руси. Прибалты: эсты, чудь - постоянно общались с православными из Киева, Новгорода и Пскова, посеявшими семена Слова Божия на земле Эстонии. Начиная с Xl-ro века, здесь существовали православные приходы, окормлявшие не только русских " гостей " (купцов или воинов), но и привлекавшие к истинной вере местных жителей-эстонцев. Сама Пресвятая Дева Богородица благословила распространение веры православной на Эстонской земле, в XIII веке явившись на святой Пюхтицкой горе эстонским пастухам. В XVI веке на этих землях проповедовал священномученик Корнилий Псково-Печерский. Приходы существовали в Ревеле (ныне Таллин) и Юрьеве-Тарту, причём право русских купцов иметь свой храм в Ревеле гарантировалось договором Ливонского Ордена с Новгородом, а позднее - с московскими государями. Начало XVIII-beka - новый этап в жизни эстонского Православия. После окончания Северной войны на землях Эстонии, ставших частью Российской Империи, медленно, но верно стало увеличиваться число православных приходов, в основном объединявших русское население. Народной Церковью Православие становится в XIX столетии. За массовым обращением эстонцев следует возникновение большого количества, действительно, эстонских приходов: увеличивается число священников-эстонцев. Православная Духовная Семинария в Риге готовит священнослужителей для всей Прибалтики - некоторые ученики и выпускники этой семинарии стали впоследствии у кормила государственного и церковного правления в Эстонии и Латвии.

http://sedmitza.ru/lib/text/429646/

I • II • III • IV • V • VI • VII • VIII • IX • X • XI • XII • XIII • XIV • XV • XVI • XVIIXVIIIXIX • XX • XXI • XXII • XXIII • XXIV • XXV • XXVI Содержание Предисловие От издателей Конец 1877 г. 1878 весь и начало 1879-го года Июль 1877 года Август 1877 года Сентябрь 1877 года Октябрь 1877 года Ноябрь 1877 года Декабрь 1877 года Январь 1878 года Февраль 1878 года Март 1878 года Апрель 1878 года Май 1878 года Июнь 1878 года Июль 1878 года Август 1878 года Сентябрь 1878 года Октябрь 1878 года Ноябрь 1878 года Декабрь 1878 года Январь 1879 года     Предисловие Настоящее издание – это первая публикация всех известных на данный момент дневников святого праведного Иоанна Кронштадтского (1829–1908). Дневники охватывают период с 1856 года по 1898 год. На настоящий момент отсутствуют тетради дневников за 1894–1896 годы и за период с 1898 года до середины 1908 года. Отсутствие тетрадей за эти годы нисколько не умаляет значения публикации, так как недостающие тетради добавили бы какие-то подробности, касающиеся жизни праведника, ничего не добавив по существу. В связи с публикацией дневников следует сказать, что они впервые предоставляют возможность составить подлинную биографию праведника как с точки зрения фактов, так и по существу его духовного подвига. Имеющиеся на данный момент биографии отца Иоанна Кронштадтского носят несколько упрощенный характер: они – и не икона, и не фотография, а скорее похожи на лубок. В качестве развлекательного чтения такие биографии имеют право на существование – но в качестве вспомоществования на пути ко спасению, в качестве духовного ориентира они могут принести скорее вред, нежели пользу, так как могут ввести читателя в заблуждение относительно жизни правеедника, рисуя такую картину окружавшего его мира, в которой было мало сходства с реальной, зачастую весьма суровой действительностью. Многие страницы дневника написаны отцом Иоанном с предельной откровенностью, так что у читателя может возникнуть помысел, а уж не обычный ли он человек, отец Иоанн, – хотя и священник, а, может быть, такой, как и мы, грешники.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010