Княжгорский Иван Исаевич, 1613 г., потомок Новгородцев, переселенных в конце XV в. в Нижегородский уезд Княжнин Афанасий Елизарович, вотчинник, конец XIV в., Радонеж; его потомки стали писаться Княжниными (не ранее конца XV в.), по родословным преданиям, потому, что вел. кн. дал за Елизара «княжну с сеней» [см. Хотен] Князь, Князько – распространенное в Новгороде прозвище у крестьян; Князев Курбат [см. Курбат] Данилович, 1563 г., Тверь [см. Барык] Кобач Зиновьев, крестьянин, 1486 г., Московский уезд; Борис Кобачев, 1496 г., там же Кобель, Кобелевы : Кобель Агламазов [см. Агламазовы], помещик, середина XVI в.; Никифор Кобелев, дьяк вел. кн. Ивана III, конец XV в. Кобец, Кобцов ( Кобцев ): Кобец Чеглоков сын Карачаров [см. Чеглок, Карачаров], 1527 г.; Игнатий Кобцев, крестьянин, середина XVI в., Переяславль Кобузов Василий Ананьич, 1492 г., Рязань; Васюк Кобузов, холоп кн. Ромодановских, 1522 г.; Афанасий Иванович Кобузов, 1527 г., Переяславль Кобыла, Кобылин : Андрей Иванович Кобыла, боярин московских князей, середина XIV в.; Сухово-Кобылины [см. Сухово-Кобылин], помещики, конец XV в., Новгород [см. Бобарыка, Бобрыня, Вантей, Гавша, Голтяй, Дюдка, Елка, Жеребец, Кокорь, Мокрый, Неплюй, Стербей, Хлудень, Шевляга] Кобылка, Кобылкин : Василии Федорович Кобылка Ржевский, первая половина XV в.; Кобылкины, новгородские бояре, переселенные в конце XV в. в Нижегородский уезд Кобыльский Степан Замятнин [см. Замятня], помещик, 1596 г., Смоленск; Иван Семенович, 1615 г., Белоозеро Кобяк, Кобяковы : Иван Филиппович Кобяк Наумов, великокняжеский дьяк, 1500 г.; Михаил Дмитриевич Кобяков, боярин рязанских князей, начало XVI в.; Кобяк Клементьевич Линев [см. Линь], 1571 г. [см. Гулаков, Подьюс] Кобяк – собственное имя (татар.) Коваленок Петр, крестьянин, 1628 г., Белев Коваль , крестьянин, 1545 г., Новгород Кованька Степан Иванов, крестьянин, 1624 г., Курмыш Ковач Ермак [см. Ермак], крестьянин, начало XV в., Белоозеро; Иван Ковачев, крестьянин, 1627 г., Белев Коведяевы Гость [см. Гость], Погожий [см. Погожий] и Никита Александровичи, 1534 г., Торопец

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Афанасий Юрьев Сабуров — сын боярский 2-й статьи по Торжку, новгородский помещик (ТКДТ. С. 391), не исключено, что брат опальной великой княгини Соломониды Юрьевны, урожденной Сабуровой ( Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969. С. 191; Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV первой трети XVI в. М., 1988. С. 194–195). А. Ю. Сабуров, видимо, также состоял в каком-то родстве с Василием Мунзориным. В рукописи исправлено из: священноиереа. От этого имени до конца текст поминания написан почерком, отличным от основного. Северин Жданский, очевидно, родственник Ивана Жданского, в XVI в. помещика Бежецкой пятины (НПК. Т. 6, см. указатель к НПК). Захарий Воронов, по грамоте 2-й половины XVI в. помещик Дубровицкого погоста Шелонской пятины. Вороновы были испомещены в Деревской и Шелонской пятинах с XV в. ( Савелов Л. М. Указ. соч. Вып. 2. С. 127–129; Десятня новиков… С. 199; Антонов А. В. Частные архивы русских феодалов XV — начала XVII в.//Русский дипломатарий. Вып. 8. М., 2002. С. 267). Полной родословной росписи рода Благово не имеется, так как его представители редко упоминаются в сохранившихся ранних источниках. Публикуемая поминальная запись позволяет выявить имена представителей рода, восходящих к XIV в. С. Б. Веселовский считает, что фамилия Благово происходит от некоего Данилы Благово, получившего в конце XV в. поместье в Шелонской пятине ( Веселовский С. Б. Ономастикон… С. 40). В синодике записаны имена его вероятных предков: Юрия (2-я половина XIV в.), далее, по-видимому, следует его сын Евстафий (конец XIV — начало XV в.), внук Тимофей Евстафьев (1-я половина XV в.), правнук Иван Тимофеев (середина XV в.), возможно, именно он получил прозвище Благой. Вероятно, у Ивана Тимофеева было 2 сына: Даниил и Яков. Затем в синодике записано потомство Данилы Иванова, который имел 3 сыновей: Василия, в иночестве Вассиана, Ивана и Федора, в иночестве Филофея, в 1498 г. помещиков Шелонской пятины (НПК. Кн. 5. СПб., 1905. С. 29). Очевидно, также новгородскими помещиками были Михаил Васильев, Замятня, в иночестве Мисаил (упоминается в 1539–1571 гг.) и Иван Васильев, Поздняк. Елизарий Иванов Благово, вкладчик монастыря во 2-й половине XVI в., который также был новгородским помещиком ( Савелов Л. М. Указ. соч. Т. 1. С. 178), является правнуком Якова Иванова Благово. Следующее поминание относится к потомкам Федора Благово: сам Федор, его сын Петр Федоров, Верига, и внук Владимир Петров, в иночестве Варлаам (упоминается в 1573 г.), помещик Московского уезда. Далее поминаются 2-й сын Федора Благово Федор Федоров, внуки Иван и Сила Федоровы, убитый Осип (Иосиф) Благово, помещик Шелонской пятины (НПК. Кн. 6. С. 468).

http://sedmitza.ru/lib/text/5199033/

Лит.: Иванчин-Писарев Н. Спасо-Андроников. М., 1842; Григорий (Воинов-Борзецовский), архим. Историческое описание Московского Спасо-Андроникова монастыря. М., 1865; Кондаков Н. П. Лицевой иконописный подлинник: Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1905. Т. 1. С. 82. Табл. А; Максимов П. Н. Собор Спасо-Андронникова монастыря в Москве//Архитектурные памятники Москвы XV-XVII вв. М., 1947. С. 8-32; Огнев Б. А. Вариант реконструкции Спасского собора Андронникова монастыря//Памятники культуры: Исслед. и реставрация. М., 1959. Вып. 1. С. 72-82; Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV вв. М., 1962. Т. 2. С. 325-337; Вагнер Г. К. Спасо-Андронников монастырь. М., 1972; Альтшуллер Б. Л. Белокаменные рельефы Спасского собора Андронникова монастыря и проблема датировки памятника//Средневековая Русь. М., 1976. С. 284-292; Вздорнов Г. И. Искусство книги в Древней Руси. М., 1980. С. 80. Кат. 36-38; Гальченко М. Г. Книгописание в Спасо-Андрониковом монастыре и проблема второго южнославянского влияния на Руси в конце XIV-XV вв. М., 1994; Перфильева Л. А. , Разина Н. Г. К истории церкви Сергия в Рогожской в Москве//Памятники русской архитектуры и монументального искусства: Столица и провинция. М., 1994. С. 109-120; Беляев Л. А. Древние монастыри Москвы (XIII-XV вв.) по данным археологии. М., 1994. С. 188-190, 263-264; он же. Русское средневековое надгробие. М., 1996. С. 354-357; Никифорова О. «Музандр» и «Экзандр» - страницы истории Спасо-Андроникова монастыря (20-е - 30-е гг. ХХ в.)//Золотой Рожок. М., 1997. С. 31-52; Давид Л. А. , Альтшуллер Б. Л. , Подъяпольский С. С. Реставрация Спасского собора Андроникова монастыря//ДРИ. СПб., 1998. [Вып.] Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV-XV вв. С. 360-392; Костюхина Л. М. Палеография русских рукописных книг XV-XVII вв.: Русский полуустав. М., 1999. С. 8-9. Табл. 15-17; Каталог славяно-русских рукописных книг XV в., хранящихся в РГАДА. М., 2000. С. 91-105, 25; С. 350-352, 122; Козлов В. Ф. Епископ Владимир (Соколовский) - последний настоятель Спасо-Андроникова монастыря//Хоругвь. М., 2000. Вып. 5. С. 113-131; Памятники архитектуры Москвы: Юго-вост. и южная части территории между Садовым кольцом и границами города XVIII в. М., 2000. С. 39-50, 315-316 [Библиогр.].

http://pravenc.ru/text/115428.html

Пар. Парижские памятники агиологии, по указаниям из Мартынова. Пар. I. Славянская глаголитская рукопись в. в Париже. Пар. II. Славянская рукопись XV в. в Париже. Пар. VI. Сербская служебная минея за февраль, XV в., в Париже. Пар. VIII. Славянская минея за август, XIV-XV в., в Париже. Петр. Греческий синаксарь или пролог, писанный Петром в XI в. Печ. Пр. Печатный славянский пролог 1641, 1642, 1643, 1657, 1685, 1689 и друг. годов. Погод. Книга глаголемая: Описание о российских святых в. у Погодина. Порф. или М. Порф. Греческие служебные минеи 12 в. у преосв. Порфирия чигиринского. Порфир. Абиссинский месяцеслов, изданный преосв. Порфирием. Поссев. Синаксарь Поесенина XVI в. Пс. 10 . Следованная псалтирь в публичной библиотеке XVI в. 10. Месяцеслов студийский. Пс. 1625 г. Месяцеслов в печатной следованной псалтири 1625 г. по иерусал. уставу. Публ. ев. 10. Евангелие славянское в публичной библиотеке XV века. Публ. ев. XV в. Евангелие в публичной библиотеке XV века. Публ. М. Минеи славянские в публичной библиотеке в Петербурге. Р . Мартиролог Рабана Мавра, † 856 г. Рейм . Месяцеслов при славянском реймском евангелии XIII в. Рум . Месяцеслов в румянцевском обиходе XIII в. в москов. музее из прологов 1 редакции месяцеслова Василия, ­ XI в. Рум. 321 Пролог конца XV в. или начала XVI в., 2 ред. месяцесл. Василия. Рум. 160, 322, 325, 330, 397, 422 рукописи румянцевского музея. Сав. Месяцеслов в евангелии славянском XI в., писанном попом Саввою. Св. 1639, 1646,1648, 1659 годов. Печатные славянские святцы сих годов, по иерусал. уставу. Св. 382 Рукописные полные святцы в типограф. библиотеке XVII в. С в. 878 Рукописн. полные святцы или месяцеслов в синод. московск. библиотеке. Св. 1771. Святцы, напечатанные в Вене в 1771 году, славянские. Сев. 2. Греч. месяцеслов 1323 г. в румянцевском музее, пожертвованный Севастьяновым. Сербляк – службы сербским святым с синаксарями по 6 песни. Мы имели последнее издание 1861 г. Сиб. Стишной греч. месяцеслов из стишного пролога, изданный Сибером (martyrologium metricum).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

(Add. MS. 39627), украшенное 366 миниатюрами, иконография к-рых за исключением выходных изображений царского семейства восходит к визант. образцам XI в. (напр., греч. Евангелие - Paris. gr. 74). В свою очередь болг. кодекс 1356 г., принесенный на рубеже XIV - XV вв. в Молдавию, послужил источником для мн. копий кон. XVI - нач. XVII в., выполненных на пергамене в мастерской митр. Анастасия (Кримки) , в частности Елисаветградское Евангелие (РГБ. Ф. 178. М. 9500) и Евангелие воеводы Иеремии Могилы (Бухарест, Музей истории Румынии. Сучевица. 24, 1607 г.). Исцеление кровоточивой. Воскрешение дочери Иаира. Миниатюра из Лицевого Евангелия царя Иоанна Александра. 1356 г. (Fol. 29) Исцеление кровоточивой. Воскрешение дочери Иаира. Миниатюра из Лицевого Евангелия царя Иоанна Александра. 1356 г. (Fol. 29) Рус. иллюминированные рукописи Четвероевангелия встречаются редко и отличаются более скромным декором. Типичным составом иллюстраций является изображение 4 евангелистов: Зарайское Евангелие (РГБ. Ф. 256. Рум. 118, 1401 г.), Рогожское Евангелие (РГБ. Ф. 247. Рогож., 136, кон. XIV - нач. XV в.), Евангелие XV в. (РГБ. Ф. 247. Рогож. 138), Евангелие нач. XV в. (РГБ. Ф. 304. III. 5/М. 8655), Евангелие XV в. (ГИМ, Усп. 2-п), Переяславское Евангелие (РНБ. F. п. I. 21, между 1406-1410 гг.- Спас в силах и четыре евангелиста), Аникеевское (Аникеево) Евангелие (БАН. 34.7.3, 1-я треть XV в.) и многочисленные позднейшие кодексы. Расцвет книжной миниатюры со 2-й пол. XV в. и создание большого числа рукописей с многочисленными иллюстрациями в тексте отразились и на характере украшения Евангелий. В Евангелиях 1-й трети XVI в. появляются миниатюры на сюжеты евангельских притч и событий, напр. «Проповедь Христа в синагоге» (Евангелие Исаака Бирева - РГБ. Ф. 304. III, 1531 г. (собр. Ризницы ТСЛ. 15/М. 8559)). В архитектурном фоне этой миниатюры ощущается несомненное влияние западноевроп. гравюры. В 1605 г. по заказу Д. И. Годунова для костромского Ипатьевского мон-ря было выполнено Евангелие со 106 миниатюрами.

http://pravenc.ru/text/209475.html

Вышеславцев Михаил Матвеевич, середина XV в., Суздаль; Вышеславцевы, XVI в., Суздаль и Великий Новгород [см. Попадья] Вьялица, Вьялпцыны: Вьялица Потемкин [см. Потемкин], московский подьячий, 1628 г. [см. Висленевы, Злобка, Смага] Вьялица – метель, вьюга Вязга, Вязгины : Иван Афанасьевич Вязга Суков [см. Суков], 1495 г.; Мичура [см. Мичура] Суков Вязгин, середина XVI в., Романов на Волге Вязга – придира, сутяжник, спорщик Вязгунов Иван Афанасьевич, боярин, середина XV в., Новгород Вязель Василий Иванович Осокин [см. Осока], конец XV в. Вязинин Бурнаш Молчанов [см. Бурнаш, Молчан], 1578 г., Москва Вязовый Лоб см. Лоб Вязовый Вялков Федор, крестьянин, 1624 г., Курмыш Вялый, Вялого Евстафий Яковлев, послух, 1476 г., Кострома; Петр Вялый, крестьянин, 1606 г., Арзамас Вятка, Вяткины : Кузьма Яковлевич Вятка Сахарусов [см. Сахарус], митрополичий дворецкий, 1491–1504 гг.; от него – Вяткины Вятка – 1) ватага, толпа (смолен.), 2) клин земли (рязан.) (Даль) Вяхирь Федор, крестьянин, 1628 г., Белев Вяхирь – голубь, витютень Вяхорь, Вихоревы : Вяхорь, крестьянин, XVI в., Новгород; Истома [см. Истома] Дмитриев Вяхорев, 1557 г., Белоозеро Вяхорь – кошель или сетка из бичевы для сена Вячесловы ( Вичесловы ), чаще Вечесловы: Ефантий Вячеслов, середина XV в., Суздаль [Ср. Вечесловы] Г Габзуев Савва, крестьянин, 1570 г., Олонец Гавердовские , во второй половине XVI в. и позднее в большом количестве в Рязани. Фамилия по селению Гавердово Гавреневы , конец XV в. и позже, Кашинский уезд Гаврень – Гавриил, Гаврило. Ср. Мишень, Мишеня – Михаил; Юреня – Юрий Гавша, Гавшук : Гавша Андреевич Кобылин [см. Кобыла], вторая половина XIV в., имел двор в Кремле [см. Бобарыка, Мокрый] Ср. под Москвой село Гавшино; в XV–XVI вв. очень распространено в Новгородской области и вообще в Западной Руси Гавша – Гавриил Гага, Гагины : кн. Василий Андреевич Гага ШастуновЯрославский [см. Шастун], XV в.; от него – князья Гагины и Великого-Гагины (Великогагины); Алфер Гагин, посадник, 1478 г., Новгород; Павел Михайло вич Гагин, 1568 г., Ярославль; Гагины, во второй по ловине XVI–XVII в. также в Рязани

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

XV - 1-й трети XVI в. (частные коллекции, см.: Галерея Темпл, Лондон. NN015 и H028) - по сторонам нимба Божией Матери ангелы с молитвенно сложенными руками; XVII в. (Византийский и христианский музей в Афинах) - с полнофигурным изображением Богоматери, сидящей на троне, с предстоящими святыми Екатериной и Лукией; 2) иконы со свернутым свитком: ок. 1500 г. (ГИМ); ок. 1500 (частная коллекция, см.: Галерея Темпл, Лондон. XX005); икона 2-й пол. XV (?) в., 3 иконы кон. XV в. и икона кон. XV - нач. XVI в. (Византийский и христианский музей в Афинах); 3) иконы с державой: 2 иконы Николаоса Зафуриса - кон. XV в. (Византийский и христианский музей в Афинах) - с фигурой св. Франциска Ассизского на поле, и до 1501 г. (Музей П. и А. Канеллопулос, Афины); 2-й пол. XV в. (Музей византийской культуры, Фессалоника); мастерской Николаоса Зафуриса, посл. четв. XV в. (собрание К. В. Воронина); ок. 1500 г. (Епархиальный музей Сольсоны, Испания); нач. XVI в. в ц. Сретения Господня в Хоре на о-ве Патмос; нач. XVI в. (ГЭ); 2 иконы - 1-й пол. XVI в. и 2-й пол. XVII в. (Византийский и христианский музей в Афинах) - на 2-й ангелы возлагают на голову Божией Матери корону; XVI в. (частное собрание, Рим) и мн. др. (см., напр., в кн.: Μπαλτογιαννη Χ. Εικονες Μητηρ Θεου. Αθηνα, 2004. Αριθ. 68-73, 75-76, 78-82; Σ. 282-294). Только наиболее чтимые из икон, как на гравюре Мокетти - Madre di Consolazione, и близкие к ним по иконографии, как образ из Имолы - Madonna della Salute, будучи прославлены чудесами, имели собственное наименование, к-рое, впрочем, не зафиксировано надписью на этих иконах. Лишь в редких случаях встречаются примеры, когда при изображении на фоне фигурирует эпитет Божией Матери: напр., «Η ΕΛΕΟΥΣΑ» (Милостивая) на иконе нач. XVI в. (Византийский и христианский музей в Афинах; см.: Ibid. Αριθ. 72; Σ. 286; Πιν. 143, 144), «Η ΚΥΡΙΑ Η ΠΟΡΤΑΗΤΙΣΣΑ» (Госпожа Вратарница) на иконе XVII в. (собор св. Трифона, Котор, Черногория). В наст. время утвердившееся наименование икон этого типа - «Madre (Madonna) della Consolazione».

http://pravenc.ru/text/2578712.html

XII/XIII вв.: Sinai gr. 1036; EBE 662; XIII в.: Grottaferrata Г.ß. XIII.; Sinai gr. 966; Sinai gr. 1037; Ambrosiana 709 (R24 Sup); Barberini gr. 443; XIV в.: Paris gr. 324; Vatopedi 133 (744); Vatican gr. 2324; XIV/XV вв.: Benaki 90 (ТА 246); XV в.: Paris gr. 2509; Sinai gr. 968; EBE 685; EBE 769; EBE 2403; EBE 661; EBE 1910; EBE 877; Vatican gr. 1978; Panagia Kamariotissa 145 (142); XV/XVI вв.: Paris gr. 326; EBE 756; XVI в.: Ottoboni gr. 288; Paris gr. 347; Sinai gr. 2017; Sinai gr. 2045; Sinai gr. 2111; Sabas 53; Sabas 48; Sinai gr. 2037; Benaki 10 (B16); Benaki 79 (ТА 177); EBE 2400; EBE 878; EBE 755; EBE 772; EBE 749; EBE 759; EBE 781; XVII в.: Taphou 334. 2. Свт. Епифаний Кипрский: XIV в.: EBE 2086; XVII в.: EBE 802. 3. Свт. Герман Константинопольскии : XII в.: Barberini gr. 329; Biblioteca Angelica gr. 15; XIII в.: Ambrosiana 276; XIV в.: Grottaferrata Г.ß. III; XV/XVI вв.: Sabas 382; XVI в.: EBE 757; Vatican gr. 2007, Vatican gr. 2032, Vatican gr. 2143. 4. Свт. Григорий Великий: XV в.: Ambrosiana 84, Typikon Sinai gr. 1109; XVI в.: Paris gr. 393; EBE 775; Dionysiou 469; Taphou 134 (593); Koutloumousiou 341; XVII в.: EBE 2202; Эти сведения можно представить в виде таблицы: Век Без автора Епифаний Герман Григорий XI/XII XII/XIII XIV/XV XV/XVI В большинстве сохранившихся рукописей, которые относятся к Константинопольской традиции, не упоминается автор Преждеосвященной Литургии. Свт. Герман Константинопольский (+740), начиная c XII в. многократно упоминается в качестве автора Преждеосвященной Литургии. И хотя он на 200 лет моложе событий, связанных с упоминанием Преждеосвященной в Константинополе в Пасхальной Хронике, огромный авторитет богослова, церковного писателя, гимнографа и литургиста мог стать причиной над писания Литургии его именем. Свт. Епифаний Кипрский (упоминается в манускриптах XIV и XVII вв.), епископ города Констанции (древний Саламин), (+403) был выдающимся отцом и учителем Церкви, богословом-полемистом и ересеологом. Не существует определенных свидетельств, согласно которым можно было бы объяснить появление атрибуции свт. Епифанию или свт. Герману в манускриптах XII–XVII вв. Интересно, что в Типиконе Великой Церкви (IX–X вв.) [Mateos, 1962–63,290], в студийском Евергетидском Типиконе (кон. XI в.) [Дмитриевский, 1895, 454], а также в современной традиции памяти святых Епифания и Григория совершаются в один день 12 мая, им указан общий тропарь святителям: «Боже отец наших…».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

апокрифических книг//Исследования по источниковедению истории России (до 1917 г.): Сб. ст. М., 1996. С. 75-97; Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 1 (по указ.); Медведев И. П. К истории изучения переводной новгородской письменности кон. XV ст.//НИС. СПб., 1997. Сб. 6 (16). С. 165-174; Квливидзе Н. В. Икона Софии, Премудрости Божией, и особенности новгородской литург. традиции в кон. XV в.//Сакральная топография средневекового города. М., 1998. С. 86-96. (Изв. Ин-та христ. культуры средневековья; Т. 1); Григоренко А. Ю. Духовные искания на Руси кон. XV в. СПб., 1999 (по указ.); Макарий (Веретенников), архим. Окозрительный устав архиеп. Новгородского Геннадия//АиО. 1999. 4 (22). С. 177-181; он же. Новгородский святитель Геннадий и его церк.-просветительские труды//Ист. вестн. М.; Воронеж, 2000. 2 (6). С. 30-62; он же. Свт. Геннадий Новгородский: (Хронол. вехи жизни и деятельности)//Макариевские чт. Можайск, 2003. Вып. 10. С. 28-60; Ромодановская В. А. Кириллическая латинская Псалтирь XV в. из Новгорода//200 лет первому изданию «Слова о полку Игореве». Ярославль, 2001. С. 166-171; она же. К характеристике интерлинеарной части Чудовской латинской Псалтири//ТОДРЛ. 2004. Т. 55. С. 379-386; Цветков М. А. Захар стригольник в послании архиеп. Геннадия//Новгородский арх. вестн. 2001. 2. С. 19-24; Плигузов А. И. Полемика в Русской Церкви 1-й трети XVI ст. М., 2002 (по указ.); он же. Послание архиеп. Геннадия Новгородского еп. Прохору Сарскому в контексте с правилами новгородских кормчих кон. XV-XVI вв.//НИС. СПб., 2003. Сб. 9 (19). С. 179-196; Романова А. А. Некоторые дополнения к биографии Новгородского архиеп. Геннадия//Прошлое Новгорода и Новгородской земли: Тез. докл. науч. конф./Ред. В. Ф. Андреев. Новгород, 1994. С. 56-59; она же. Древнерус. календарно-хронол. источники XV-XVII вв. СПб., 2002 (по указ.); она же. Эсхатологические ожидания XV в. и записи в пасхалии//Российское гос-во в XIV-XVII вв. СПб., 2002. С. 217-242; Фролов А. А. Конфискации вотчин Новгородского владыки и мон-рей в посл.

http://pravenc.ru/text/162054.html

А.И. Никольский Минеи Общие 285. Минея Общая , в четвертку, неполная, 239 лл., полууставом разных почерков XV в., в кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 1–18, 27, 33, 34, 39, 51, 53, 66, 84, 96, 101, 105, 107, 155, 238, 239. На 198–239 листах последования царских часов в навечерия Рождества Христова, Богоявления и в великий пяток, последнее без конца. 286. Минея Общая, в четвертку, III лл., полууставом второй половины XV в., в дощатом переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 1,2, 21,47, 63 и 82. За службами общими святым следуют службы: Благовещению Пресвятыя Богородицы, Николаю чудотворцу и пророку Илии (91–111). 287. Минея Общая , в четвертку, неполная, 87 лл., полууставом XV в., с разрисованными буквами, в кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 52–59, 76–78 и 87. На полях внизу листов 1–9 приписка позднею скорописью: «Сия книга Минея Общая Вологодского уезда от церкви Николая чудотворца что в Оночисте». 288. Минея Общая , в малую четвертку, 84 л., неполная, полууставом первой половины XV в., с разрисованными буквами, без переплета. Листы 1–13 и 43 подклеены с возобновлением текста; порваны с ущербом для текста листы: 45, 59–61, 65. За службами общими святым следуют последования царских часов в навечерия Рождества Христова и Богоявления, последнего только начало (45–84). Минея Общая , в восьмушку, неполная, 162 л., полууставом XV в., без переплета. На полях внизу листов 1–8, 12–19 две приписки скорописью: 1) «Сия книга Минея Общая из Катромского монастыря»; 2) «Дал сию книгу Минию Николе чудотворцу и Всем Святым на Катрому Гарман Иванов по родителех при игумене Илинархи». 290. Минея Общая , в восьмушку, 150 лл., полууставом XV в., в порванном кожаном переплете. 291. Минея Общая , в четвертку, без конца, 220 лл., полууставом XV–XVI в.в., с разрисованными буквами, в порванном кожаном переплете (сохранилась только верхняя доска). Порваны с ущербом для текста и подклеены листы: 32–34, 40, 41, 47–49, 53, 54, 57, 58, 64, 69, 70, 72, 74–78, 88, 104, 108, 111–117,124, 125, 141–190, 215–220. Внизу на полях листов 1–8 приписки скорописью: 1) «Лета 7092 (1584) купил сию книгу Минию Опщую пономарь Козма Михаилов на Николины денги дал на ней полтину»; 2) «Сия книга Минея Общая Вологодского окологородия от церкви Николая чудотворца что на Валухе». За службами общимн святым следуют: службы: 1) трем отрокам: Анании, Азарии и Мисаилу (153–164 об.); 2) в неделю святых праотец (164 об.–175 об); 3) Борису и Глебу (176–185); 4) на Боготелесное погребение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и на плач Пречистой Богородицы – творение Симеона Логофете (185–190); 5) праздником и предпразднеством Господским (191–198); 6) праздником и предпраздньством Богородичным (198–205 об.); 7) последование вечерни в неделю Пятидесятницы, без конца (206–220 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010