225. Триодь Постная , в четвертку, 359 лл., полууставом XV в., в кожаном переплете. На полях внизу листов 2–3 приписка скорописью XVI в.: «Сия книга Козьмодемьянская». 226. Триодь Постная , в четвертку, 279 лл., неполная, полууставом XV в., с разрисованными буквами, в порванном кожаном переплете. На полях внизу листов 1–7 приписка скорописью: «Сия книга Триодь Постная от церкви архангела Михаила что на Большей ». 227. Триодь Постная , в четвертку, неполная 244 л., полууставом XV в., с разрисованными буквами, без переплета. Рукопись начинается последованием утрени во вторник 3-й недели поста, оканчивается началом службы в среду 6-й недели поста. 228. Триодь Постная , в четвертку, без начала, 239 л.л. полууставом XV в., в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–6 позднейшею скорописью: «Церкви Козьмы и Дамиана, что в Кузминском». Рукопись начинаетея службою во вторник 3-й недели поста, 229. Триодь Постная , вь четвертку, неполная, 489 л.,л. полууставом конца XV и XVII в. в., в порванном кожаном переплете, разбита. Порваны с ущербом для текста листы: 16, 171, 172, 175–185, 188, 190– 202, 208–210, 214, 278–284, 292–298, 306, 307, 315, 359, 382, 383, 388, 393, 403, 407, 411, 415, 416, 422, 424, 425, 440, 453–455, 460, 485–487. На полях внизу листов: 1–9, 5–24 приписки: 1) позднейшею скорописью: «Сия книга Триодь Постная Вологодского окологородия от церкви Димитрия Селунского что в Раменье»; 2) скорописью XVII в.: «Лета 7031 (1523) купил сию книгу Треодь Постную у вдовово священника Сисоя Плюгина Дмитревской поп Савва за церковныя денги, а положена в дом Дмитрею страстотерпцу и Фролу Лавру а дано дваца алтын з гривною, а подписал поп своею рукою». 230. Триодь Постная , в лист, без начала и конца, 429 л.л., полууставом XV–XVI в.в., без переплета. Порваны с ущербом для текста листы: 1, 412 и 429. Рукопись начинаетея службою в четверг сырной недели, оканчивается седальнами из Октоиха на утрени по 1-м стихословии в седмичные дни Четыредесятницы. 231. Триодь Постная , в лист, 282 л., полууставом XV–XVI вв., в кожаной обертке. Рукопись разбита, с обветшавшими краями; 1–10 листы ветхи. На полях внизу листов 1–35 приписка скорописью: «Сия книга Треодь Постная Вологодского уезда церкви Воздвиженья честного Креста Господня что в Каменском конце».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Никольская церковь до недавнего времени практически не привлекала внимание исследователей новгородского зодчества. В 1986 г. московские исследователи Д.А.Петров и Вл.В.Седов вновь обратились к этому полузабытому памятнику и опубликовали свои наблюдения об архитектуре храма, а также архивные чертежи и фотографии. Исследователи категорически отвергли датировку храма 1522 г., и основывающуюся на клировой ведомости, хранившейся в 1910-е гг. в храме. По их мнению, Никольская церковь была возведена в 50-60-е гг. XV в. (недавно Д.А.Петров уточнил эту дату, отнеся Папоротский храм к 1464-65 гг.). Основным аргументом в пользу такой датировки является наличие на фасадах храма поясов декоративной кладки, не встречающихся на памятниках первой трети XVI в., но широко распространенных в 50-60-е гг. XV в., а также " зальность " пространства интерьера Никольской церкви, созданная с помощью четырех круглых столбов, характерная для новгородского зодчества середины XV в. Исследователи сопоставляют храм с собором в г.Яме (ныне г.Кингисепп Ленинградской обл.), где также были круглые столбы. Церковь в Яме Вл.В.Седов и Д.А.Петров также датируют сер. XV в. Эта датировка Никольского храма сейчас не оспаривается в научной литературе и уже достаточно давно используется некоторыми исследователями. На наш взгляд, Никольская церковь была действительно построена в 1522 г. Мы очень мало знаем об архитектуре того трагического для Новгорода времени, когда после потери самостоятельности активная культурная и политическая жизнь в городе почти замирает - это конец XV - начало XVI вв. От этой эпохи до нас дошло всего несколько построек, это прежде всего церкви Жен Мироносиц 1510 г. и Климента на Иворове 1520 г., а также соборы Тихвинского Успенского и Спасо-Преображенского Хутынского монастырей, построенные не местными новгородскими, а московскими мастерами. Анализируя характер архитектуры Никольской церкви, следует отметить, что в ней зримо соединяются черты, свойственные как новгородской архитектуре XV, так и XVI вв. К XV в. можно, безусловно, отнести пояса фигурной кладки на фасадах - прием, не встречающийся в новгородской архитектуре после 1467 г. В сравнении с церковью Климента на Иворовой улице Никольский храм выглядит действительно гораздо более стройным, точнее построенным композиционно. Этот храм, безусловно, произведение незаурядного и оригинального зодчего.

http://sobory.ru/article/?object=38439

Лит.: Лихачёв Н. П. Хождение св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова: По лицевым рукописям XV и XVI вв. СПб., 1911; Friend A. M. The Portraits of the Evangelists in Greek and Latin Manuscripts//Art Studies. Camb. (Mass.), 1927. Vol. 5. P. 115-147; 1929. Vol. 7. P. 3-29; Попов Г. В. Иллюстрации «Хождения Иоанна Богослова» в миниатюре и станковой живописи конца XV в.//ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 208-221; Hunger H., Wessel K. Evangelisten//RBK. 1971. Bd. 2. S. 452-507; Chatzidakis M. Une icône mosaïque de Lavra//JÖB. 1972. Bd. 21. S. 73-82; idem. Icons of Patmos: Questions of Byzantine and Post-Byzantine Painting. Athens, 1985. P. 45-48, 62-63; Lechner M. Johannes der Evangelist//LCI. 1974. Bd. 7. Sp. 107-130; Babi G. Sur l " icône de Poganovo et la vasilissa Hélène//L " art de Théssalonique et des pays balkaniques et les courants spirituels au XIVe siècle. Belgrade, 1987. P. 57-65; Смирнова Э. С. Лицевые рукописи Вел. Новгорода, XV в. М., 1994. С. 212-215, 243-247, 260-262; Weitzman K. Die Byzantinische Buchmalerei des IX. und X. Jh. W., 1996р; Лифшиц Л. И. Иконография Явления Богоматери прп. Сергию Радонежскому и мотивы теофании в искусстве кон. XIV - нач. XV в.//ДРИ. СПб., 1998. [Вып.]: Сергий Радонежский и худож. культура Москвы. С. 79-94; Никитина Т. Л. Церковь Иоанна Богослова в Ростове Великом. М., 2002. С. 45-55; Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого: [Кат.]. М., 2003. С. 238-243, 290, 324-325, 358-365; Красилин М. М. Икона «Евангелист и апостол Иоанн Богослов в молчании»//«И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. Бондаренко. М., 2003. Кат. 65; Пенкова Б. К вопросу об иконографии росписей купола Боянской церкви//Визант. мир: Искусство К-поля и нац. традиции. М., 2005. С. 345-356; Розанова Н. В. Иоанн и Григорий Богословы в рукописных книгах моск. круга посл. десятилетий XV в.//Древнерус. и поствизант. искусство: 2-я пол. XV - нач. XVI в.: К 500-летию росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. М., 2005. С. 438-450; Иконы Вологды XIV-XVI вв.: [Кат.]/Ред.: Л. В. Нерсесян. М., 2007. С. 271-281, 617-619.

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

За исключением этих особых черт, вызванных примененной здесь конструкцией, подкупольных опор, все в этом памятнике обычно для псковской церкви XVI века со ступенчатыми сводами на столпах и с восьмискатной крышей. Чтобы не оставить это утверждение без доказательств, нам придется несколько уклониться в сторону. Исследователи архитектуры Пскова до сих пор во всех своих работах ограничивались лишь очень обобщенными характеристиками псковского зодчества XV—XVI веков. Они не располагали материалом, который позволял бы отличать псковские храмы XV века от храмов XVI века. Поэтому мы вынуждены коснуться здесь этих различий в их главных чертах. Изучение памятников псковской церковной архитектуры XV века — храмов, сохранивших наземные части и оснований храмов, раскрытых в последние годы раскопками, показывает, что от начала XV века и до последнего его десятилетия псковская архитектура знала два типа церкви с главой на столпах. Первый тип: храм с тремя закругленными абсидами, покрытый по трем полукруглым закомарам с каждого фасада, со ступенчатыми сводами, возможно с постаментом под барабаном (церковь Василия на Горке, 1413 год). Второй тип: храм с полукруглой средней и прямоугольными боковыми апсидами, покрытый на шестнадцать скатов крышей, уложенной прямо на своды, и с восьмигранным постаментом под барабаном, образованным выступающими выше основных сводов повышенными подпружными арками (церковь в селе Мелетове, 1462 год; церковь Козьмы и Дамиана с Примостья, 1462— 1463 годы; две церкви XV века, основания которых раскопаны в Довмонтовом городе). До сих пор было принято считать, что уже в середине XV века в Пскове строились также храмы с главой, поставленной прямо на края цилиндрических сводов, перекрывающих ветви подкупольного креста (или, как говорят, «храмы с подпружными арками слитыми со сводами»), причем у этих храмов все три абсиды были закругленные, а крыши — восьмискатные. Основанием для такого мнения служило то, что в Псковской земле до нашего времени сохранились две такие церкви, относившиеся исследователями к XV веку. Одна из них — церковь Георгия со Взвоза — датируется 1494 годом, вторую — церковь Михаила архангела в Кобыльем Городище — принято датировать 1462 годом. Но эта датировка церкви Кобыльего Городища явно ошибочна, хотя в основу ее и положены сообщения летописей. Упоминания в летописях о псковских храмах и их постройках не могут еще сами по себе без подтверждения их исследованием архитектуры служить основанием для датирования сохранившихся памятников. Псковские церкви перестраивались в древности гораздо чаще, чем обычно думают. Особенно широкий размах приняла перестройка псковских храмов в XVI веке. Летописи лишь в редких случаях отмечали эти перестройки.

http://sobory.ru/article/?object=15903

Пыж, Пыжовы : Федор Васильевич Пыж Хвостов [см. Хвост], XV в.; от него – Пыжовы Пылаев Внук [см. Внук], слуга Рязанского Федорова монастыря, 1582 г. [см. Простой] Пыпа, Пыпины : Иван Пыпа, крестьянин, 1495 г., Новгород; Игнат Алексеев Пыпа, посадский человек, 1635 г., Можайск; Василий Пыпин, крестьянин, 1475 г., Дмитров Пырей, Пырьевы : Пырей Осокин сын Травин [см. Осока, Трава], конец XV в.; от него – Пырьевы Пыркин Федор Семенов, крестьянин, г., Арзамас Пыря , крестьянин, 1545 г., Новгород Пыря, пырка – индюк, кура (вост.) (Даль) Пыск Иван, дьяк ростовского владыки, 1490 г. Пыск – морда Пыстай , крестьянин, 1545 г., Новгород Пыхач, Пыхачевы : Матвей Федорович Пыхачев, середина XV в., Бежецк; Михаил Иванович Пыхачев, 1531 г.; Михей Пыхач, крестьянин, 1564 г., Олонец Пых – пыл, спешка; пыхач – страдающий одышкой, впопыхах, второпях Пыхов Михаил, посадский человек, 1664 г., Устюг; Кали на [см. Калина], 1625 г. Пышка , крестьянин, 1495 г. Новгород Пышнев Алексей, пушкарь, 1585 г., Псков Пьянбугин Яков, послух, середина XV в., Суздаль Пьяница Федор Федорович Вельяминов, XV в. Пьянко Мартемьянов, 1562 г., Шуя; Пьянко Легасов [см. Легасов], царский конюх, 1573 г. Пьяный Иван Иванович Житов [см. Жито], 1524 г.; кн. Григорий Васильевич Мезецкий, середина XVII в. Пядыш ( Пятыш ), крестьянин, 1545 г., Новгород; Иван Пядышев, крестьянин, 1615 г., Соль Камская Пянтеш Федоров, крестьянин, 1564 г., Олонец Пянтин Артюшка, крестьянин, 1564 г., Олонец Пята Федор Федорович Татищев [см. Татище] Пятачев Емельян Яковль, солевар, середина XV в., Соль Галицкая Пятин Гридя [см. Гридя], крестьянин, 1502 г., Кострома; Пятины, вторая половина XVI в. и позже, Мещера Пятка, Пяткин : Пяткин Софрон Степанов, крестьянин, 1504 г., Верея; Корнилий Пятка, холоп, 1603 г., Новгород Пятлин Спиридон, крестьянин, 1624 г., Соль Вычегодская Пятухин Кондрат, посадский человек, 1614 г., Тотьма Пятыгин Василий, холоп, 1603 г., Новгород Пятыка Иван, крестьянин, 1584 г., Арзамас Пятыш см. Пядыш P Рагоза, Рагозины : Иван Терентьевич Рагоза, середина XV в., Дмитров; от него – фамилия митрополичьих слуг Рагозиных; в XVI в. несколько родов других Рагозиных в Новгороде, Коломне и Твери

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Следующим этапом на пути в Россию могла быть Молдо-Валахия, начиная с XV столетия ставшая своего рода центром культурного православия среди инославных стран. К ней примкнула теснейшим образом Буковина, игравшая для всей Молдо-Валахии и, с другой стороны, для Галича роль православного Афона. Здесь доселе сосредоточены памятники искусства XV и XVI века и обширные стенные росписи. Наконец, последним этапом является православный Галич, как в древнейшем периоде, так и в XV столетии, так как при митрополите Фотии почти на 22 года Галич был восприсоединен к митрополии всея России. Недаром судьба православия в Галиче заставляла там постоянно опасаться латинской пропаганды. Тесные связи Галича с Киевом и Черниговом играют большую роль в церковных расчетах того времени. С другой стороны, пути греко-итальянской иконописи на Русь, вплоть до времен крымской орды, могли идти вслед за обычной торговлей, а торговые пути того времени, вместе с венецианцами и генуэзцами, шли также в Кафу и другие фактории Крыма. Отсюда же издавна шли, так называемые, иконы Корсунских писем, об отличии которых от письма собственно Царьградского было уже говорено не раз. Ближайшим доказательством затем может послужить то множество икон критских мастеров, помеченные их подписью и встреченные в монастыре Синайской горы и вообще в греко-восточных церквах. Особенно значительную роль в подготовительном периоде, т. е. в XIV столетии, играла, видимо, Сербия, как в собственном смысле, так и в одноплеменных ей странах, как, например, Хорватия, северо-восточная Македония. Многочисленные росписи, доселе покрывающие стены соборов и церквей Балканского полуострова, настолько наглядно и тесно соответствуют расцвету стенной живописи XIV столетия в Италии, что только можно удивляться, как мы доселе не имеем никакого исторического объяснения этому поразительному совпадению. В самом деле, начиная с Фрушской горы, где некогда было 15 обителей, и кончая Хиландаром на Афоне, мы имеем длинный протянувшийся ряд сербских церквей, которых стены снизу до верху покрыты стенными росписями. Так, во Фрушской горе, в монастыре Великая Ремета указана роспись XV столетия 121 ; в монастыре Бешеново, ц. Архистратига Михаила, стенопись XIV или XV в. отлично сохранившаяся (там же стр. 17), церковь св. Параскевы XIV века, вся расписана (только в алтаре стенопись после 1400 года). В самой Сербии церковь монастыря Жичи XIII в., церковь Смедерево, расписанная в XIV или XV веках; Великая Арильская ц. конца XIII в., церковь монастыря Раваницы, около 1380 года, основанная князем Лазарем. Церковь Манассии, построенная между 1405 и 1427. Кральевая Студеницкая церковь, роспись 1314–1335 года; Любостыньская, роспись 1389–1425 г.; Каленичская – ранее 1427 года; церковь Крушеваца, основанная в 1377–1389 г.; церковь Руденицы в Крушевацком округе между 1405 и 1427 г. Далее, в Босне – монастырь Банья XIII-XIV столетия. Монастыри Озрень, Добрунь, Бихач и друг., основанные и частью расписанные в XIV и XV столетии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Чин литургии. Введение «Диатаксиса» Патриарха Филофея. Тропарь 3-го часа. В кон. XIV в. в русские Служебники начинает включаться «Устав Божественной литургии» (Диатаксис) Патриарха К-польского Филофея (см., напр. ГИМ: Син. 601 (Киприана Служебник), XIV в.; Син. 606 (Евфимия Новгородского Служебник), XV в.; РНБ. Солов. 1024, XV в. и др.). В отличие от греческих Евхологиев в русских Служебниках текст «Диатаксиса» объединен с текстом литургий. Распространение «Диатаксиса» Патриарха Филофея на Руси, несомненно связано с именем свт. Киприана, хотя вероятно, что попытки его введения предпринимал уже свт. Алексий. «Диатаксис» достаточно сильно изменил чин литургии, придав ему практически современный вид. С XV в. появились молитвы, читаемые при облачении в священные одежды, на проскомидии стало употребляться пять просфор (хотя в Служебниках кон. XIV – нач. XV в. встречаются указания и на иное их число) и т. д. С XV в. из формуляров литургии исчезают молитвы не к-польского происхождения, в т. ч. заимствованные из литургии ап. Иакова. С кон. XVI в. в рукописях уже не встречается архаичный порядок литургий – когда первым помещается текст литургии Василия Великого и только затем – Иоанна Златоуста . Другим важнейшим нововведением нач. XV в. стало чтение тропаря 3-го часа среди анафоры литургии. Вставка греками этого тропаря в эпиклезу имела полемический антилатинский характер (см. Преложение Св. Даров) и не была богословски и текстуально оправдана. Чтение этого тропаря напрямую не связано с введением «Диатаксиса», в Служебнике митр. Киприана этот тропарь отсутствует. Точно установить время его появления в русских Служебниках трудно, он начинает регулярно помещаться в чине литургии Иоанна Златоуста в Служебниках времени митр. Фотия. Через некоторое время по аналогии с литургией Златоуста он вносится и в текст литургии Василия Великого . Греки впоследствии отказались от чтения тропаря 3-го часа во время анафоры, в Русской Церкви этот тропарь до сих пор печатается в Служебниках (разрывая синтаксически текст эпиклезы – особенно это заметно в литургии свт. Василия). 5. XV – середина XVII века

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Погудка – напев, лад песни, прибаутка, шутка Подбельский Андрей, помещик, 1608 г., Нижний Новгород Подгорецкий Семен Андреевич, 1610 г., Воротынск Подгубок Гридя [см. Гридя], слуга Троицкого монастыря, вторая половина XV в. Подгубок – род гриба Подгузков Неупокой [см. Неупокой], крестьянин, 1627 г., Нижний Новгород Поддубские , с конца XV в., Новгород Поджар , крестьянин, 1495 г., Новгород Поджарый – сухопарый, сухощавый Поджога, Поджогин : Гавриил Александрович Поджога Зайцев [см. Заяц], вторая половина XV в.; Иван Юрьевич Шигоня [см. Шигоня] Поджогин, думный дворянин, тверской дворецкий, любимец вел. кн. Васи лия III Ивановича, 1517–1536 гг. Подклетный Федор Алексеев, крестьянин, 1600 г., Арзамас Подковшик Елизар Федоров, посадский человек Подлесов Роман Иванович, 1562 г. Подлипай Григорий, посадский человек, 1638 г., Москва Подлица Федор, крестьянин, 1628 г., Белев Поднавеский Игнатий, крестьянин, 1627 г., Белев Подножкин Петр, посадский человек, 1660 г., Устюг Подобедовы , 1597 г. 69 Подовалец , крестьянин, XVI в., Новгород Подовинников Петр, посадский человек, 1624 г., Зарайск Подоприсветов Иван, посадский человек, 1624 г., Вязьма Подорваный , крестьянин, первая половина XVI в., Новгород Подорша Семен, посадский человек, 1580 г., Новгород Подосен, Подосеновы : Подосен Иванович Лазарев, 1526 г., Кашин; Гридя [см. Гридя] и Михаил Григорьевичи Подосеновы, середина XV в., Старица [см. Волга] Подошев Иван, казак,1585 г., Арзамас Подошевников Леонтий, торговый человек Гостиной сотни, 1630 г., Москва Подполок Андрей, землевладелец, середина XV в., Бежецк Подполок – 1) подкладка у полы кафтана, 2) палец на песте, толчей, за который кулаки вала поднимают пест Подрез : Афанасий Подрез, послух, вторая четверть XV в., Соль Галицкая; Григорий Осипович Подрез Плещеев [см. Плещей], 1665 г. Подрез – 1) надрез, 2) чан-обрез, 3) оковка санного полоза Подставица , крестьянин, первая половина XVI в., Новгород Подсумок кн. Иван Борисович Моложский, XV в. Подсумок – котомка через плечо

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

грекам), научи, уговори и убеди всех, чтобы они сделали так, как мы предлагаем и считаем справедливым. Объясни всем хорошенько, что данное для защиты святого города имеет более цены, нежели данное за совершение литургий, для милостыни бедным и освобождения узников, и что кто принесет жертву в помощь нам, тот обретет у Бога большую награду, нежели воздвигнувший храм и монастырь или оказавший им пособие. Ибо сей святой город есть краса христиан всей вселенной, утверждение, освящение и слава. И каких монастырей не создал бы иной, скольких пленных не освободил бы, чтобы только спасти монастыри святого града и живущих в нем? Таким создателем и освободителем будет тот, кто, вразумленный Богом, подаст милостыню и сделает приношение на помощь нашему городу и христианам. Священство твое, убеждая всех к тому, да явится и ныне главным деятелем» (Acta Patriarch. Const. 2. 359–361 (425)). Справочно-библиографические материалы к книге третьей. Список источников и литературы, использованных высокопреосвященным Макарием в 4–5 томах «Истории русской церкви». Рукописи 2987 Библиотека новгородского Софийского собора (Отдел рукописей Российской национальной библиотеки, г. Санкт-Петербург) 1 . Великие Минеи Четьи митрополита Макария. XVI в. Софийск. 1317–1323; Евангелие. 1325–1359 гг. Софийск. 2. 2 . Евангелие. 1362 г. Софийск. 3. 3 . Канонник. 1411 г. Софийск. 389. 4 . Кормчая. XVI в. Софийск. 1174. 5 . Кормчая. Кон. XV в. Софийск. 1173. 6 . Минея служебная на февраль. 1441 г. Софийск. 196. 7 . Минея служебная на март. 1369 г. Софийск. 198. 8 . Минея служебная на апрель. 1441 г. Софийск. 200. 9 . Минея служебная на июнь. 1439 г. Софийск. 207. 10 . Минея служебная на октябрь. 1370 г. Софийск. 189. 11 . Минея служебная на ноябрь. 1438 г. Софийск. 191; Пролог. XIV в. Софийск. 1325; Паисиевский сборник. 1-я четв. XV в. К.-Б. 41081. 12 . Сборник. XIV-XV вв. Софийск. 1262. 13 . Сборник. XIV-XV вв. Софийск. 1365. 14 . Сборник. XVI в. Софийск. 1361. 15 . Сборник. XVI в. Софийск. 1389. 16 . Тимоновский сборник, включающий Слова митр. Григория Цамблака.; Кон. XV в. Софийск. 1426. Триодный Торжественник. 1589 г. или XVI в. Софийск. 1356 или Софийск. 1423.; Триодный Торжественник. 2-я пол. XVI в. Софийск. 1284. 17 . Устав. XV в. Софийск. 1140. Библиотека новоиерусалимского Воскресенского монастыря (Отдел рукописей Государственного Исторического музея, г. Москва) 18 . Евангелие. Кон. XIV в. Воскр. 1 бум.; Евангелие. Нач. XV в. Воскр. 2 перг. 19 . Минея служебная на июль. 1365 г. Воскр. 17 перг. 20 . Псалтирь. XIV в. Воскр. 6 перг. 21 . Служебник. 1380 г. Воскр. 7 перг. 22 . Служебник. XIV в. Воскр. 8 перг. 23 . Служебник. Сер. XVI в. Воскр. 3 бум. Библиотека Троице-Сергиевой лавры (Научная библиотека Казанского государственного университета, г. Казань: Отдел рукописей Российской государственной библиотеки, г. Москва)

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Кокова, Коковкин – распространено в XV–XVII вв. Кокова – палка с корневищем, набалдашник, резное украшение на коньке избы; коковка – веретено с пряжей (Даль) Коковинский Осип Андреевич, 1613 г., Вязьма Коковцев Семен Яковлевич, 1582 г., Новгород Коковыршин Никифор, подьячий, 1638 г., Москва Кокоев Афанасий, крестьянин, 1564 г., Олонец Кокора, Кокорин : кн. Иван Иванович Кокора Елецкий, вторая половина XV в.; Карп Кокорин, крестьянин, 1625 г., Кострома Кокора, кокорь – брус с корневищем или с коленом для постройки судов Кокорь, Кокорев : Андрей Борисович Кокорь Синего-Кобылин [см. Синий, Кобыла], конец XV в.; от него – Кокоревы [см. Бархат, Башлык, Гость, Колос, Цыпля] Кокотов Михаил, крестьянин, 1571 г., Новгород Кокош Федор, посельский вел. кн. Ивана в Московском уезде, вторая половина XV в. Кокош – петух Кокошилов Иван Афанасьевич, патриарший дьяк, 1648 г. Кокошило – забияка, драчун; ср. раскокошить Кокошка, Кокошкин : Василий Васильевич Кокошка Сорокоумов-Глебов [см. Сорокоум], вторая половина XV в.; от него – Кокошкины [см. Неупокой] Кокошка, кокуй, кокошник – женский головной убор Кокшак Иванов, крестьянин, 1564 г., Обонежье Кокша – кокора, карга Кокшар , крестьянин, конец XV в., Новгород; Иван Кокшар Чураков [см. Чурак], крестьянин, 1526 г., Белоозеро Колачев Михаил, убит в 1485 г. в казанском походе; Исаак Михайлович, убит в 1552 г. [см. Слых] Колвашев Яков, посадский человек, 1624 г., Гороховец Колвецкий Семен Тимофеевич, царский ключник, 1551 г., Нижний Новгород Колган , крестьянин, 1545 г., Новгород Калган – простая посуда, ведро, ковш, телячья кормушка (Даль) Колдунов Андрей, подьячий, 1613 г., Москва Колединский Иван Григорьевич, начало XVI в. Фамилия от села Коледина в Старицком уезде Колемин Григорий и Тиша Дмитриевичи, 1521 г., Рязань Колесников Иван, посадский человек, 1624 г., Вязьма Колеснина Федор, посол в Орду, 1328 г., Новгород Колзак, Колзаковы : Михаил Колзак, первая четверть XV в.; от него – Колзаковы; Родислав [см. Родислав] и Булат [см. Булат] Васильевичи Колзаковы, 1550 г., Кашин; Василий Борисович, дьяк, казненный в 1548 г. [см. Рахманин]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010