Описание рукописей Кирилло-Белоозерского монастыря, составленное в конце XV века. Сообщение Николая Никольского . Издание Общества Любителей Древней Письменности CXIII. Спб. 1897. (LIX+328). В библиотеке Кирилло-Белоозерского монастыря (ныне – С.-Петербугской Духовной Академии) есть небольшой сбор- —165— ник 102–1178), в котором содержится описание рукописей этого знаменитого монастыря. Сборник относится к концу XV нач. XVI в., как в этом убеждает бумага, на которой он писан, и летописный заметки в нем, возникшие по-видимому в период несогласий между иосифлянами и кирилловскими старцами и усвояемые старцу Герману Подольному († 1533). 2380 Самое описание относится к концу XV стол., как в этом убеждает состав описанных здесь рукописей. В описании собственно три отдела. 1) Инвентарная опись Кирилловского книгохранилища, перечисляющая 214 названий; 4) перебеленная копия подробного описания 24-х соборников и 3) черняк подробного описания, содержащий отчасти те же самые рукописи и кроме того перечисление или описание 19 (или 18) рукописей, не повторяющееся с других отделах описания. Такими образом от конца XV стол., сохранилось подробное описание более 40 рукописей. Зачем нужно было в конце XV в. это описание? Ближайшим поводом к его появлению мог служить известный запрос архиепископа новгородского Геннадия (в 1489 году) к ростовскому Иоасафу, жившему на покое в Ферапонтове монастыре, – прислать ему из монастырей Ферапонтова, Кирилловского и Спасо-Каменского книги, необходимые для борьбы с жидовствующими. Но главное побуждение к описанию рукописей монастыря было более общего характера – это потребность церковно-богослужебной учительности, в связи с которой, по наблюдению г. Никольского, постепенно обогащалась переводами наша учительная письменность. В XIV и XV стол., замечается усиленный приток новых переводов от южных славян; в это же время входит у нас в употребление иерусалимский типик. Потребность согласовать наличные богатства церковно-учительной письменности в библиотеке монастыря с требованием церковного устава и вызывает настоящий труд описания в конце XV века. Вот почему он имеет

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В XII в. в связи с англо-нормандским вторжением усилилось влияние англ. и франц. богослужебной и певч. практики, в первую очередь т. н. сарумского обряда (см.: Lawrence. 2008). Так, архиеп. Джон Комин в 1186 г. предписал церквам своей провинции следовать сарумскому обряду. Быстрее всего эта литургическая практика была принята на территории, перешедшей под англ. контроль, однако со временем она получила распространение и в гэльских землях. Сохранился ряд нотированных ирл. книг сарумского обряда, относящихся к XIV-XVI вв.: Миссал (London. Lambeth Palace. 213; нач. XV в.), Дублинский Тропарий и Консветудиарий (Camb. Univ. Lib. Add. 710; XIV в.), Процессионалы ц. св. Иоанна евангелиста в Дублине (Dublin. Marsh " s Lib. Z. 4. 2. 20; кон. XIV - нач. XV в.; Oxf. Bodl. Rawl. Liturg. d. 4; XIV в.), Антифоналы - собора св. Патрикия в Арма (Dublin. Trinity College Library. 77; нач. XV в.), собора св. Каннеха в Килкенни (Ibid. 78; кон. XV - сер. XVI в.), ц. св. Иоанна евангелиста в Дублине (Ibid. 79; сер. XV в.), Бревиарий из Килмуна (Ibid. 80; нач. XV в.). По структуре и по мелодическому репертуару эти ирл. книги в целом соотносятся с англ. аналогами (см.: Brannon. 1993), но отличаются наличием памятей ирл. святых - Патрикия, Бригиты, Колумбы и др. (всего 49 имен) - и соответственно особых песнопений в их честь (некоторые тексты совпадают с найденными в ранних ненотированных ирл. книгах). Формульный состав мелодий этих песнопений (известны 124 оригинальных мелодии) характеризуется высокой степенью самостоятельности по отношению к английским песнопениям сарумского обряда (согласно изд.: Bryden J. R., Hughes D. G. An Index of Gregorian Chant. Camb. (Mass.), 1969. 2 vol.): 27% ирл. мелодий не имеет соответствия в англ. образцах, 52% имеет сходство только в инципите, 15% имеет неполное соответствие вне инципита, 6% полностью совпадает. В ирл. мелодиях в отличие от англ. и континентальных часто отдается предпочтение 5-му и 6-му модусам (3-му и 7-му гласам). В структурно значимых участках мелодии часто встречаются ходы на терцию, что приводит к подчеркиванию 1-й, 3-й и 5-й ступеней гласа. Согласно Х. ван дер Верфу, в григорианской традиции эта особенность свидетельствует о принадлежности к относительно позднему пласту песнопений, происходящему из области на границе совр. Германии и Франции. Возможно, указанная черта была принесена путешествовавшими монахами с континента в И. или, наоборот, из И. во франко-герм. земли; однако из-за позднего происхождения ирл. источников, содержащих такие напевы (XV в.), однозначно решить эту проблему пока невозможно (см.: Verf. 1983. P. 87, 163; Brannon. 1990. P. 268-269, 271-274; Idem. 2000. P. 198-200).

http://pravenc.ru/text/674067.html

С 1424 г. и вплоть до 1430 г. летописи упоминают о постройке лишь 2 церквей; возможно, что одной из причин перерыва в строительстве стала эпидемия 1424-1426 гг. 30-70-е гг. XV в. Период служения архиеп. Евфимия II Вяжицкого (1429-1458) отмечен активной строительной деятельностью как самого владыки, так и др. заказчиков. Всего известны ок. 50 строительных проектов (возведение зданий, крепостных сооружений, перестройка церквей, ремонт их), не считая основания деревянных храмов. Заказчиком большинства зданий был архиепископ. В деятельности владыки можно четко проследить 2 основных направления. Во-первых, это обустройство Владычного двора, на территории к-рого Евфимий построил больше 10 зданий (надвратные и сенные церкви, жилые и хозяйственные здания), создав уникальный для древнерусской архитектуры XIV-XV вв. ансамбль каменных сооружений. Во-вторых, это работы в Николо-Вяжищской обители: здесь архиеп. Евфимий дважды строил каменный Никольский храм (в 1436 и 1438, 1-я церковь обрушилась), а незадолго до смерти освятил ц. во имя св. Иоанна Богослова при трапезной палате. Новгородское строительство в 30-50-х гг. XV в. в типологическом отношении было на редкость разнообразным: возводились оборонительные сооружения, жилые, хозяйственные и служебные постройки, часозвоня и колокольни, велись ремонтные работы. Строились церкви достаточно редких типов: сенные, надвратные, а также соединенные с трапезными палатами- уникальное явление для древнерус. архитектуры того времени. В 30-40-х гг. XV в. появились первые в Н. р. каменные храмы на погостах. Документы нач. XVII в. упоминают многочисленные каменные храмы такого типа; не исключено, что некоторые из них были построены еще в XV в. В годы архиепископства Ионы Отенского (1458-1470) было построено и отремонтировано ок. 30 сооружений. Основным заказчиком каменных церквей по-прежнему являлся архиепископ, продолживший обустраивать резиденцию - Владычный двор, а также возводить храмы в наиболее важных для святителя мон-рях - Отенском и Вяжищском. Строительством городских церквей или храмов в других мон-рях владыка не занимался - это было делом уличан, частных заказчиков и игуменов. Вполне возможно, что возведение новых построек продолжилось и в 70-х гг. XV в.- в годы архипастырского служения Феофила (1470-1479). К сожалению, в летописи в эти годы отмечено только 2 строительных акта; возможно, к 70-м гг. XV в. относится и возведение ц. свт. Николая в Гостинопольском мон-ре.

http://pravenc.ru/text/2577775.html

Сочинения и сборники смешанного содержания. В числе этих сборников одни несомненно составлены в Греции, по крайней мере, не содержат в себе русских статей, а другие составлены в России, потому что наряду со статьями древних учителей Церкви заключают в себе и статьи русские, хотя немногие. К сборникам первого рода относятся: 1) обширное сочинение Никона Черногорца (XI в.) самого разнообразного содержания: и догматического, и нравственного, и аскетического, и обрядового, и канонического. В сочинении этом две отдельные части, которые большею частию и переписывались отдельно как два особые сочинения. Одна называется Пандекты, состоит из 63 Слов и известна в списке 1296 г. ], в четырех списках XIV и трех XV в. Вторая — Тактикон, или Типикон, содержит 40 Слов и известна в списке 1397 г. и трех списках XV в. В сочинении Никона Черногорца приводится бесчисленное множество мест и отрывков из весьма многих древних писателей Церкви, так что предки наши, читая одно это сочинение, могли знакомиться со многими отцами и учителями, творения которых еще не были переведены на славянский язык . 2) Известный Сборник Святославов, переписанный в 1403 г. иноком Анфимом в московском Андрониковом монастыре 3) сборник начала XV в., содержащий в себе, кроме Египетского Патерика, отрывки из других Патериков, также поучения и жития разных святых 4) сборник 1422 г., заключающий в себе, кроме Лествицы Иоанна Лествичника, многие другие статьи: повести, Слова, краткие изречения и прочее 5) Пчела, или «Речи и мудрости от Евангелия, и от апостол, и от св. муж, и разум внешних философов», в списках XV в. Из сборников, составленных в России, известны: 1) Измарагд XIV в., где вместе с Словами святого Златоустого и других учителей помещены два Слова святого Кирилла Туровского 2) Златая Цепь XIV в., в которой между прочим сохранились до нас известные Слова Серапиона Владимирского 3) сборник XIV в., заключающий в себе между переводными статьями разных святых отцов, поучения святого Алексия, митрополита Московского, Матфия Сарайского и несколько Слов святого Кирилла Туровского ; 4) сборник из отеческих сочинений с одною русскою статьею, конца XIV или начала XV в. 5) два другие такие же сборника XV в. 197]; 6) так называемый Паисиевский сборник XIV–XV в. , где помещены некоторые сочинения святого Феодосия Печерского и Серапиона Владимирского; 7) так называемый Сильвестровский сборник XIV в., в котором находятся, кроме отрывка из Палеи, некоторых житий и других переводных статей, два русских сказания о житии святых мучеников Бориса и Глеба .

http://sedmitza.ru/lib/text/435933/

Шологин см. Шелога Шолох, Шолохов : Иван Михайлович Шолох Чертов [см. Черт], слуга митрополичьего дома, вторая половина XV в.; Степан Шолох, крестьянин, конец XV в. (1493 г.), Новгород; Федор Шолохов, боярин митрополита Алексея, третья четверть XIV в. Ср. шелохнуть, шелохнуться Шолуха см. Шалуха Шолыгин см. Шелыга Шомарь Никита, крестьянин, 1500 г., Владимир Шонур : кн. Иван Федорович Шонур Козельский, первая половина XIV в.; Андрей Филиппович Харламов, конец XV в., Новгород; Григорий Яковлев, ямской дьяк, 1525 г. [см. Сатины] Шоптун , крестьянин, конец XV в., Новгород Шорины , московские гости, XVI–XVII вв.; Василий Григорьев, 1639 г. Шор – самосадочная соль на солонцах Шошин Иван, 1625 г., Калуга Шпак кн. Иван Иванович Голицын [см. Голица], боярин, умер в 1607 г. Шпак – скворец Шпикуев Артемий Иванович, 1579 г., Ряжск Шпиль Иван, крестьянин, 1496 г., Новгород; Шпилев Матвей Богданович, 1620 г., Мещевск Шпилькин Василий Григорьевич, подьячий, 1638 г., позже, в 1644 г., дьяк, Москва Шпынь, Шпынев : Алешка Шпынь, крестьянин, 1624 г., Курмыш; Сергей Шпынев, посадский человек, 1636 г., Старица Шпынь – плут, бездельник Шуба, Шубин : Акинф Федорович Шуба, боярин кн. Владимира Андреевича Серпуховского, 1368 г.; Александр Шубин, 1404 г., Звенигород 111 Шуба Голая см. Голая Шуба Шуба Шитая см. Шитая Шуба Шубаев Ананий Максимович, 1535 г., Пошехонье Шубарников Вохно [см. Вохно], крестьянин, 1559 г., Обонежье Шубинский Ратман [см. Ратман] Тимофеевич, новик, сын выезжего иноземца, 1596 г., Углич; Шубинские, конец XVI в. и позже, Углич Шуваев Иван (Иванка), крестьянин, 1570 г., Рязань Шувайлов Гридя [см. Гридя], крестьянин, конец XV в., Новгород Шувалов Федор, крестьянин, конец XV в., Кострома; Михаил Шувалов, землевладелец, 1541 г., Московский уезд Шугарь ( Шогурь, Шугор ), Шугарев : Дмитрий Владимирович Шугарь (Шугур, Шугор) Всеволож Заболоцкий [см. Заболоцкий], середина XVI в.; Шугарев Ферюта Гридин [см. Гридя], крестьянин, конец XV в., Москва; Шугур Коротнев [см. Коротень], середина XVI в., Обонежская пятина

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Конша – Кондрат или Конон Коньков Михаил Васильевич, середина XV в., Переяславль Конюта, крестьянин, 1501 г., Ростов Конюхов Иван Филиппович, 1596 г., Солова Коняй, Коняйко, Коняш, Коняшка , много лиц в XV–XVI вв. в Новгороде; Андрей Коняев, крестьянин, 1490 г., Владимир; Григорий Иванов Коняшев, кре стьянин, 1590 г., Важская область [см. Половков, Шу тов] Копанкин Клим, вторая половина XV в., Новгород Копило, Копилов : Дмитрий Копило, около 1440 г., Бежецкий Верх; Назарий Копилов, 1470 г., там же Копна, Копнин : Копна, тиун белозерского наместника на Белоозере, первая четверть XV в.; Василий Борисович Копнин, боярин радонежского князя, первая половина XV в. Ср. село Копнино, на запад от Переяславского озера; Копнин пруд, возле Сергиева посада (Загорска); бывшее село Марьинское-Копнино в Радонеже Копоруля Иона, старец Спасо-Прилуцкого монастыря, 1609 г. Копоруля – ральник на крюке для очистки сошника от земли Копос, Копоско, Копосов : Афанасий Владимирович Копосов Румянцев [см. Румянец], конец XV в.; Копоско Злобин Загряжский [см. Злоба, Загряжские], 1551 г.; Копос Григорьев, холоп, 1603 (1609?) г., Новгород; Данило Копосов, крестьянин, 1640 г., Устюг [см. Дубасов, Непотягов] Копоской – придира, мелочный человек, кропотливый, робкий; копоско – душно, тяжело на душе; копостить – беспокоить (Даль) Коптел Гридя [см. Гридя] Васильев, 1475 г., Ростов; Коптел Иванов, 1519 г., Вологда Копть, Коптев : Константин Григорьевич Копть Бутурлин [см. Бутурля], конец XV в.; Иван Иванович Копть Слизнев [см. Слизень] и Копть Жуков-Зачесломский [см. Жук, Зачесломский], первая половина XVI в.; Василий Евстафьевич Коптев, 1533 г. [см. Бровка, Кондырь, Шибан] Коптюшин Кузьма Иванов, посадский человек, 1580 г., Новгород Коптяжин Яков и Михаил Захарьевичи, рязанцы, в 1574 г. помещики в Смоленске Коптязя Борисов, крестьянин, 1570 г., Рязань Копцов Софрон Истомин [см. Истома], помещик, 1585 г., Тула Копцы – западня, ловушка для мелких птиц Копыл , Копылов : Юрий Копыл, псковский посадник, 1510 г.; Копыл, крестьянин, 1545 г., Новгород; Борис Павлович Копылов, 1556 г., Кашира

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

626 Григор Араратеан – в памятной записи «Шаракноца» 1406 г. упоминается монах Татевского монастыря, заказавший писцу Галусту переписать «Шаракноц», он и есть Григор Араратеан (см.: Памятные записи армянских рукописей XV в., ч. I, с. 60). 627 Григор Джугаеци – согласно предположению Л. Хачикяна, тот самый Григор, о котором упоминает Маттеос Джугаеци в своей памятной записи к «Толкованию Евангелия от Иоанна» Григора Татеваци (см.: Памятные записи армянских рукописей XV в., ч. I, с. 688, примеч. 33). 629 Егия – в армянских памятных записях упоминается некий вардапет Егия, который в 1407 г. в Татеве вместе с вардапетами Маттеосом и Григором переписал одно Евангелие (см.: Памятные записи армянских рукописей XV в., ч. I, с. 76); возможно, он и есть Егия Мецопеци. 630 «Ованес из монастыря Ваганд» – церковнослужитель монастыря Ваганд, в 1429 г. как свидетель подписал решение князя Бешкена о возвращении одного Евангелия Сюнаванку (см.: Памятные записи армянских рукописей XV в., ч. 1, с. 392). 631 «Ованес из Кармир Капана» – согласно памятным записям, Ованес, по прозвищу Кармир, ум. в 1410 г. в монастыре Саркаваганц (см.: Памятные записи армянских рукописей XV в., ч. I, с. 112). 632 «Маттеос Ухеци из св. обители Гандзасар» – у Товмы Мецопеци – Маттеос Ухтеци. Некий Маттеос Гандзасареци упоминается в памятной записи 1445 г. (См.: Памятные записи армянских рукописей XV в., ч. I, с. 583) как слагатель «гандзов». По предположению Л. Хачикяна, жил в конце XIV или в начале XV в. (см. там же, с. 732, примеч. 39). 634 «Епископ владыка Аракел» – речь идет о видном армянском литературном деятеле и поэте Аракеле Сюнеци. 635 О сверстниках Товмы, многие из которых стали видными деятелями армянской культуры, см. в предисловии Г. Овсепяна к «Жизни Товмы Мецопеци» (Вагаршапат, 1914, с. 9; на арм. яз.). См. также: примечания к «Житию Товмы Мецопеци». 639 Гора Сепух – в древности на границе областей Даранали и Екелеац, именовалась также Гоанам. Ныне Карадах (См.: С. Еремян. Армения по «Ашхарацуйцу», с. 80).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Особую группу памятников Л. составляют новгородско-софийские летописи: Новгородская Карамзинская (единственный список рубежа XV и XVI вв., РНБ. F.IV.603, имеющий необычную структуру: летописный текст в нем разделен на 2 подборки), Софийская I (представлена старшим и младшим изводами; списки с 60-70-х гг. XV в.) и Новгородская IV (также имеющая старший и младший изводы; списки с 70-х гг. XV в.). Эти летописи отражают сводческую активность в Новгороде, Москве и, возможно, в Троице-Сергиевом мон-ре в 1-й пол. XV в. и по-разному сочетают известия, взятые из новгородского Л., из летописи типа Троицкой, а также из др. источников. В новгородско-софийских летописях впервые появляются обширные повести о Куликовской битве , нашествии хана Тохтамыша , «Слово о житии и преставлении» св. блгв. кн. Московского и Владимирского Димитрия Донского и др. Если в Софийской I летописи доля новгородских известий сравнительно невелика, то в Новгородской Карамзинской она существенно больше, в Новгородской IV - еще значительнее. Существует 2 основные гипотезы относительно того, как соотносятся между собой новгородско-софийские летописи. Согласно первой, в их основе лежит т. н. Новгородско-Софийский свод (ученые датируют его временем от 10-х гг. XV в. до 1448 г.), к-рый впосл. по-разному редактировали в Новгороде и Москве (Шахматов, Я. С. Лурье , М. А. Шибаев). Согласно др. гипотезе, соотношение новгородско-софийских летописей объясняется сложнее, и, в частности, постепенное сложение этих текстов отражают 2 подборки Новгородской Карамзинской летописи, причем в 1-й представлен наиболее ранний этап сводческой работы (Г. М. Прохоров, А. Г. Бобров; при этом Прохоров считает, что новгородско-софийские летописи складывались с кон. XII в., а по более реалистичному взгляду Боброва, история их составления укладывается в 1-ю пол. XV в.). Часть ученых называют одним из этапов сложения новгородско-софийских летописей Московский свод (Полихрон) митр. Киевского свт. Фотия или даже отождествляют его с Новгородско-Софийским сводом (Б. М. Клосс ). В любом случае Софийская I летопись представляет московскую ветвь новгородско-софийских летописей (и на ней основано московское Л. 2-й пол. XV в.), а Новгородская IV - новгородскую ветвь, использованную позднее в новгородских и псковских компиляциях.

http://pravenc.ru/text/2463609.html

Впервые П. упоминается (как мученица) под 14 окт. в месяцеслове кон. XIII-XIV в. при Галицком Евангелии-тетр 1144 г. (ГИМ. Син. 404 - СКСРК, XIV. Прил. 1. С. 562); этот факт объясняется копированием галицко-волынским книжником болг. месяцеслова, совпадающего с месяцесловом Тырновского Евангелия 1273 г. ( Лосева. Месяцесловы. С. 82), и он не оказал влияния на позднейшую восточнослав. традицию. Более широкое знакомство древнерус. книжников с почитанием П. приходится на время «второго южнославянского влияния» (кон. XIV-XV в.) и может быть связано с митр. Киевским и всея Руси свт. Киприаном († 1406). В «Списке русских городов, дальних и ближних», начальный текст к-рого предположительно был создан в канцелярии этого митрополита, содержатся слова: «Тернов, ту лежи святая Параскева» ( Тихомиров М. Н. Русское летописание. М., 1979. С. 94), определяющие предельно позднюю дату памятника (до перенесения мощей в Бдин). Память П. в составе месяцесловов, гимнографические и житийные тексты в ее честь становятся известны на различных древнерус. землях не одновременно и проникают туда разными путями. Раньше всего это происходит на территории Великого княжества Московского и в Сев.-Вост. Руси в целом. Память П. содержится в месяцеслове Апостола 1417 г. (РГБ. Фаддеев. 56), написанном учеником прп. Кирилла Белозерского прп. Мартинианом ( Лосева. Месяцесловы. С. 83). Тропарь и кондак П. читаются в месяцеслове при Псалтири с восследованием 1-й четв. XV в. (т. н. Псалтирь митр. Киприана: РГБ. МДА. Фунд. 142), представляющей рус. копию с митрополичьего кодекса. Проложное Житие П., вероятно, получило здесь известность в составе стишного Пролога не позднее рубежа XIV и XV вв. ( Турилов А. А. Оригинальные южнослав. сочинения в рус. книжности XV-XVI вв.//Теория и практика источниковедения и археографии отеч. истории. М., 1978. С. 40-44). Старший список содержится в рукописи, переписанной ок. 1429 г. для Троице-Сергиева мон-ря (РГБ. Троиц. 715). Между 1516 и 1522 гг. текст Жития был использован как источник по болг. истории при составлении Русского Хронографа ( Турилов А. А. К вопросу о болг. источниках Русского хронографа//Летописи и хроники, 1984. М., 1984. С. 21-24). Между тем в Новгород не позднее посл. четв. XV в. через серб. посредство попала др. разновидность стишного Пролога, где Житие П. отсутствовало. Его нет ни в старшем дошедшем списке 1478-1479 гг., написанном для Варлаамиева Хутынского мон-ря (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. 3933), ни в проложной части октябрьского тома ВМЧ ( Турилов А. А. Оригинальные южнослав. сочинения в рус. книжности XV-XVI вв. С. 42-44). В Великом княжестве Литовском и на правосл. землях Польского королевства к кон. XV в. получила известность еще одна версия стишного Пролога, занимающая промежуточное положение между московской и новгородской, к-рая содержит Житие П. (старший список ок. 1496 г.: ГИМ. Увар. 56-F).

http://pravenc.ru/text/2578996.html

А.И. Никольский Евангелия 2 . Евангелие-апракос , в лист, 222 л., полууставом XV в., с разрисованными буквами, без переплета. Порваны с ущербом для текста листы: 218, 220–222. Рукопись начинается чтением в четверг второй недели по Пасхе. 3. Евангелие-апракос , в лист, неполное, 162 л., в два столбца, полууставом XV в., с разрисованными буквами, в дощатом с парусиною переплете. Нет листов между 143 и 144. На полях внизу листов 1–16 приписка скорописью: «Сия книга – евангелие напрестольное Вологодского уезда церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы что в Коданове». 4. Евангелие-апракос , в лист, неполное, 161 л., в два столбца, полууставом XV в., с разрисованными буквами, в дощатом с кожею переплете. На полях внизу листов 1–10 приписка скорописью: «Сия книга – евангелие напрестолное церкви архангела Михаила что на Пухице». 5 . Евангелие-апракос , в лист, без начала и конца, 164 л., полууставом второй половины XV в., листы (1–61, 68–164) и первой половины XVI в. (62–66), с разрисованными буквами, без переплета; 67 л., чистый. Начинается чтением на пятницу 3-й недели по Пасхе, оканчивается 8-м страстным евангелием. 6 . Евангелие-апракос , в четвертку, неполное, 336 л.л., полууставом XV в., с красивыми заставками и разрисованными буквами, в дощатом с парусиною переплете, разбито. Пробел между листами 36 и 37, 297 и 298. На полях внизу листов 1–13 приписки скорописью: 1) «Вологодского окологородия от церкви Николая чудотворца, что на Харитонове»; 2) «Положил Степан Борисов сын Берьдяев в дом Благовещенья святей Богородице и к великому святителю Христову чудотворцу Николе на Харитоново по своих родителей безвыносно». 7 . Евангелие-апракос , в четвертку, 278 л.л., полууставом XV в., с разрисованными буквами, в дощатом с кожею переплете. На полях внизу листов 1–10 приписка скорописью: «Сия книга евангелие напрестольное церкви Николая чудотворца что в селе...» 8 . Евангелие-апракос , в четвертку, неполное, 177 л., полууставом разных почерков первой половины XV в., в поврежденном дощатом переплете, разбитое. На полях внизу листов 1–18 об. приписка скорописью: «Сие евангелие напрестольное от церкви великомученика Георгия что на Очеве, отобрано на Вологду». Первые четыре листа писаны крупным полууставом XVII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010