Л. Никитина, учитывая существующие в литературе разные мнения о взаимоотношениях первой и второй редакций, предложила называть первую редакцию Краткой (далее я также буду использовать этот термин). Выявив около 130 списков Краткой редакции, исследовательница выделила несколько вариантов текста (включая восходящие к Краткой новые редакции): тип 1А – наиболее распространенный в списках и характеризующийся наличием имен ростовских епископов и князей; тип 1Б – представленный малым числом списков и не содержащий имен ростовских епископов и князей; тип 2 (Макариевская редакция) – особый вид, созданный для Великих Миней Четиих, с упоминанием имен ростовских епископов и князей и стилистическими изменениями в тексте; тип 3, или редакция в составе печатного Пролога, основанная на типе 1А; тип 4, или редакция Димитрия Ростовского, основанная на Проложной В противоположность своим предшественникам Никитина полагает, что первичен тип 1А (с именами ростовских епископов и князей), так как именно к нему относятся наиболее ранние списки Краткой редакции конца XV – начала XVI в. Замечу, что известен более ранний список Краткой редакции Жития без имен – в составе годового минейного торжественника 70-х гг. XV в. (СПбИИ РАН, ф. 238, колл. Н. П. Лихачева, оп. 1, Именно этот вариант, скорее всего, и был первичным, как предполагал еще Ключевский. В литературе встречаются разные датировки первоначального текста Жития. Согласно архиепископу Филарету (Гумилевскому), оно было создано не позднее XIV согласно В. О. Ключевскому – не ранее XV согласно А. П. Кадлубовскому – в конце XV Ставшую общепринятой датировку Ключевского М. О. Скрипиль сузил до 80–90-х гг. XV в., указав на зависимость Жития Авраамия Ростовского от легенды о путешествии на бесе Иоанна Новгородского из Жития святителя, составленного не ранее 80-х гг. XV в. (мнение о зависимости сюжета о заключенном в сосуде бесе в Житии Авраамия Ростовского от сюжета в Житии Иоанна Новгородского было высказано уже Ключевским и обосновано Л. А. Дмитриевым; Никитина, однако, считает его недостаточно убедительно Голубинский относил создание Жития Авраамия Ростовского к концу XV – началу XVI Однако существование более раннего списка Краткой редакции памятника свидетельствует о том, что она возникла не позднее начала 70-х гг.

http://sedmitza.ru/lib/text/8968692/

Мн. памятники раннего XV в. продолжают традиции позднего палеологовского искусства, напр. икона «Богоматерь «Пелагонитисса»» (рубеж XIV и XVI вв.), по мнению Н. Драндакиса выполненная в Македонии. Икона 1-й трети XV в. «Положение во гроб» принадлежит к другой группе памятников, охарактеризованных Драндакисом как начало итало-критской живописи. Манера письма и особенности обработки доски указывают на ее принадлежность к синайской митрополичьей мастерской. Еще одно произведение этой мастерской 2-й пол. XV в.- икона «Деисус, с избранными святыми»: вверху разделенной на 5 регистров иконы помещен Деисус, остальное пространство занято изображениями особо почитавшихся на Синае святых. Из икон поствизант. периода в научный оборот введена лишь малая часть. Самые значительные произведения, находящиеся в храме и парекклисионах, связаны с деятельностью критских мастеров. Известно, что критские иконописцы работали по заказам крупных мон-рей, в т. ч. и Е. в. м., с к-рым имели особенно тесные контакты (в Ираклионе процветало подворье мон-ря). Новый резной иконостас для кафоликона Е. в. м. был выполнен в 1612 г. критянином Иеремией Палладасом. В искусстве этого периода появляются как новые сюжеты, так и новые элементы в традиц. иконографии, отчасти под влиянием контактов с зап. миром. Сохранился ряд подписных произведений худож. Ангелоса, которого отождествляют с жителем Ираклиона Ангелосом Акотантосом († 1457). К числу его работ принадлежат небольшого размера подписной «Деисус» и неподписная икона Христа с предстоящими в молении святыми Иоанном Предтечей и Фанурием. Еще одна икона без подписи, «Введение во храм Пресв. Богородицы», следует иконографическому изводу Ангелоса и имеет сходство с подписной иконой мастера, хранящейся в Византийском музее в Афинах. Неск. икон атрибутируются кисти Андреаса Рицоса (1421-1492), напр. икона «Арх. Михаил» (кон. XV в.) из иконостаса кафоликона. Из его же мастерской происходит «Богоматерь Одигитрия, со святыми на полях» (2-я пол. XV в.). Среди икон позднего XV в.- «Прп. Антоний Великий?», выполненная свящ. Димитрием, а также «Успение свт. Василия Великого» (ок. 1500). Сохранились работы и др. критских иконописцев: Георгиоса Клондзаса («О Тебе радуется, со сценами из Акафиста» (1604), «Сцены из монашеской жизни» (1603)), Эммануила Цанеса («Богоматерь с Младенцем, с пророками (Похвала)» (ок. 1651)), свящ. Виктора (складень с образом Христа Великого Архиерея в центре, с Богоматерью на троне и со св. Иоанном Предтечей по сторонам, складень с изображением Христа Великого Архиерея в центре, вмц. Екатерины и с композицией «Благовещение» по сторонам, икона «Христос Великий Архиерей, со святителями Иоанном Златоустом и Василием Великим» (все между 1651 и 1657)). Иконы (кон. XV - нач. XIX в.) из России

http://pravenc.ru/text/189637.html

Икона-спилок. 1-я пол. XVI в. (собрание К. В. Воронина) Несмотря на немногочисленность сохранившихся образцов прикладного искусства домонг. периода, их иконография свидетельствует о достаточно широком репертуаре в выборе изображений И. Так, на 2-сторонней каменной иконке «Явление Господа прор. Илии. Свт. Николай Чудотворец» (кон. XII в., ГТГ) И. показан сидящим в пустыне, вверху в небесном сегменте - благословляющий Иисус Христос. И. стал одним из самых любимых святых, что повлияло на распространенность его изображений в иконописи. В XIII-XIV вв. И., как сщмч. Власий Севастийский или вмч. Георгий Победоносец, почитался как покровитель сельского хозяйства. Сохранился ряд сев. икон одного иконографического типа, где И. изображен по пояс, седовласым старцем в хитоне и милоти, с повязанным на шее белым платом, со свитком в руке, с характерным пророческим жестом (пальцы, как правило, направлены в сторону свитка). К этому изводу принадлежат иконы: из часовни И. пос. Пяльма Пудожского р-на (1-я пол.- сер. XV в., МИИРК); из храма на острове оз. Машезеро (XV в., частное собрание); из собрания И. С. Остроухова (сер.- 2-я пол. XV в., ГТГ) - на красном фоне; из Покровской ц. с. Ракулы на Сев. Двине (1-я пол. XV в., ГТГ); из с. Манихина Ленинградской обл. (кон. XV в., ГРМ) и др. В сохранившихся новгородских храмовых росписях XIV - нач. XV в. И. присутствует вместе со св. Иоанном Предтечей среди пророков в купольной декорации: в храме Спаса на Ковалёве (1380); в ц. Успения на Волотовом поле (80-е гг. XIV в.); в ц. Спаса на Ильине ул. (1378); в ц. Рождества Богородицы на Красном поле (90-е гг. XIV в.); в ц. арх. Михаила Сковородского мон-ря (нач. XV в.). Близкое расположение И. к образу Пантократора в куполе появилось под влиянием исихастских воззрений: свт. Григорий Палама, опираясь на текст Книги Царств о явлении И. Господу на горе Хорив (3 Цар 19. 11-13), писал о пророке, что «свидетельство и правдивое известие - его общепризнанное прозвание: боговидцем и даже высшим боговидцем его зовут все» ( Григорий Палама, свт.

http://pravenc.ru/text/389301.html

44) Нек-рые рукописи Евангелий-апракос включают различные единичные миниатюры. В Пантелеимоновом Евангелии (РНБ. Соф. 1, кон. XII - нач. XIII в.) находится миниатюра с изображением вмч. Пантелеимона и вмц. Екатерины, в Феодоровском Евангелии (ЯМЗ. 15718, 1321-1327 гг.) - вмч. Феодор Стратилат и ап. Иоанн с Прохором, в Сийском Евангелии 1340 г.- Отослание апостолов на проповедь (БАН. Арх. ком. 189. Л. 172об.) и Поклонение волхвов (отдельный лист в ГРМ. Др. гр. 8.), в Андрониковом Евангелии (ГИМ. Епарх. 436, нач. XV в.) - Христос Еммануил во славе. Уникальным среди рус. лицевых Евангелий-апракос является Сийское Евангелие 1693 г., украшенное миниатюрами на отдельных листах, в тексте и на полях, число к-рых превышает 2 тыс. Однако чаще, чем лицевыми миниатюрами, рукописи украшались орнаментальными заставками и инициалами. Среди рукописей этого типа встречаются такие роскошно украшенные экземпляры, как Евангелие Феодора Кошки (РГБ. Ф. 304. III. 4/М. 8654, 1-я четв. XV в.). Лист с инициалом “В”. Миниатюра-заставка из Евангелия Хитрово. Нач. XV в. (Л. 74 об.) Лист с инициалом “В”. Миниатюра-заставка из Евангелия Хитрово. Нач. XV в. (Л. 74 об.) Ко 2-й четв. XVI в. (30-е - 40-е гг. XVI в.) относится уникальный опыт иллюстрирования Учительного Евангелия - сб. проповедей на евангельские темы, предназначенных на воскресные и праздничные дни (перевод к-польского Патриаршего гомилиария). Сохранившийся кодекс (РГБ. Ф. 98. Егор. 80) написан, вероятно, псковичом в Новгороде, в окружении архиеп. Макария и богато проиллюстрирован миниатюрами (свыше 160) на евангельские сюжеты безымянным художником, хорошо знавшим западноевроп. гравюру кон. XV - 1-й четв. XVI в. Лист с инициалом “С”. Миниатюра. 1-я четв. XV в. Евангелие Феодора Кошки (РГБ. Ф. 304. III. 4/М. 8654) Лист с инициалом “С”. Миниатюра. 1-я четв. XV в. Евангелие Феодора Кошки (РГБ. Ф. 304. III. 4/М. 8654) В XVII в. гравюры на темы евангельских притч сопровождали укр. и белорус. издания Учительного Евангелия, начиная с киевского издания 1637 г.

http://pravenc.ru/text/209475.html

‹…..› Богатую информацию о московско-ордынских отношениях дают актовые источники: в первую очередь духовные и договорные (между собой, с князьями других русских земель и Литвой) грамоты московских князей, а также договоры Новгорода (с русскими князьями и международные), жалованные грамоты, грамота духовенства Дмитрию Шемяке (1447) 54 . ‹…..› Отношения Москвы и Орды на последнем этапе их одновременного существования (последняя четверть XV b. и первые годы XVI b.) освещены в посольских книгах по сношениям с Крымским ханством и Польско-Литовским государством, а также в разрядных книгах. На отдельные аспекты московско-ордынских отношений проливает свет информация родословных книг. Использованные в книге иностранные источники могут быть подразделены на: литовские (в смысле созданные на территории Великого княжества Литовского) – Супрасльская летопись (середина XV в.), «Хроника Литовская и Жмойтская» (XVI b.), послания великих князей литовских Витовта и Александра Казимировича; польские – книги расходов королевского двора 55 и «История» Яна Длугоша (ум. 1480) 56 ; ордынские – ярлыки 57 ханов русским митрополитам (XIV в.) 58 , послания: Едигея великому князю Василию Дмитриевичу 59 , Махмуда – турецкому султану 60 , Ахмата – Ивану III 61 , Муртозы – Ивану III и касимовскому хану Нурдовлату 62 ; Ших-Ахмета и Тевекеля – Александру Казимировичу 63 ; крымско-татарские – ярлыки крымских ханов великим князьям литовским 64 и их послания в Москву и Литву 65 ?; арабские – сочинения Рукн-ад-дина Бейбарса (конец XIII – начало XIV в.) 66 , Ибн Халдуна (конец XIV в.) 67 , Ибн Арабшаха (первая половина XV в.) 68 ; персидские – труды Рашид-ад-дина (начало XIV в.) 69 , Кашани (начало XIV в.) 70 , Низам-ад-дина Шами (начало XV в.) 71 , Шереф-ад-дина Йезди (начало XV в.) 72 ; «Муизз» (первая половина XV в.) 73 ; сочинение продолжателя Рашид-ад-дина (первая половина XV в.) 74 ; византийские – патриаршие послания на Русь 75 ; немецкие – хроники 76 , сочинения И. Шильтбергера (начало XV в.) 77 и С. Герберштейна (первая половина XVI в.) 78 ; венгерские – хроники 79 и акты 80 ;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На Русь сочинения Г. С. приходят через болг. посредство (вероятно, через Афон) в эпоху «второго южнославянского влияния», не позднее нач. XV в. В 2 монашеских сборниках идентичного состава нач. 10-х гг. XV в., сопровождающих Патерик Азбучный и Иерусалимский (РНБ. Погод. 872; ЯМЗ. Инв. 15479), содержатся «Толк о еже яко несть наша брань» и 142 «Главизны с краегранесием» (для 1-го кодекса не исключено создание его рус. писцом на Афоне, 2-я рукопись, возможно, написана в Спасо-Преображенском мон-ре в Ярославле). Практически современен им (1-я четв. XV в.) рус. сборник сочинений Г. С. (ГИМ. Син. 923), созданный в каком-то крупном книгописном центре (описание см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 2. С. 465-470, 172). Др. рус. списки XV в.- РГБ. Троиц. 186 (1866) (этому списку в части сочинений Г. С. тождествен список РГБ. Троиц. 748 (1647), XV в., принадлежавший, по всей видимости, старцу Паисию Ярославу), БАН. 1261 (2-я четв. XV в.- Срезневский В. И. , Покровский Ф. И. Описание Рукописного отделения Библиотеки Имп. АН. СПб., 1915. Т. 2. С. 56-59), РГБ. Рум. 200, 1431 г.). Позднее аскетические сочинения Г. С. получили достаточно широкое распространение в рус. монашеских сборниках XVI-XVIII вв., но их рукописная традиция остается недостаточно исследованной (нек-рые наблюдения см.: Прохоров Г. М. Келейная исихастская лит-ра (Иоанн Лествичник, Авва Дорофей, Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит) в б-ке Троице-Сергиевой лавры с XIV по XVII в.//ТОДРЛ. 1974. Т. 28. С. 321-323; Прохоров Г. М. Келейная исихастская лит-ра (Иоанн Лествичник, Авва Дорофей, Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит) в б-ке Кирилло-Белозерского мон-ря с XIV по XVII в.//Монастырская культура: Восток и Запад. СПб., 1999. С. 44-58; Tachiaos. 1983; см. также раздел «Почитание»). Наибольшее внимание к сочинениям Г. С. из рус. книжников проявил в кон. XV в. прп. Нил Сорский, активно использовавший их и в своей иноческой практике и в лит. творчестве (см.: Прохоров Г. М. Нил Сорский//СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 137; Нил Сорский, Иннокентий Комельский, прп. Сочинения/Изд. подгот.: Г. М. Прохоров. СПб., 2005). В XVI в. сочинения Г. С. вошли во состав ВМЧ под 11 февр. (ГИМ. Син. 991, 179; см.: Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. С. 464; ЧОИДР. 1886. Кн. 1. С. 119-141).

http://pravenc.ru/text/168073.html

С именем Д. без достаточных оснований связывают роспись алтарной преграды с изображением преподобных, пустынников и постников собора Рождества Богородицы Саввина Сторожевского мон-ря в Звенигороде, 1-я треть XV (?) в. (Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей) (Чураков); ряд икон из иконостаса Успенского собора во Владимире (т. н. Васильевский иконостас), до недавнего времени считавшегося совместной работой Д. и прп. Андрея, созданной вместе со стенописью Успенского собора во Владимире,- в действительности изготовлен в Москве в 10-х гг. XV в., вероятно, по заказу митр. Фотия мастерами из его окружения (Чураков, Брюсова); надвратную сень с изображением Евхаристии из Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, не ранее сер. XV в. (ГТГ) (Антонова); икону «Арх. Михаил с деяниями ангелов» из местного ряда иконостаса Архангельского собора Московского Кремля, созданную, возможно, Феофаном Греком или его учеником, ок. 1399 г. (Брюсова); икону «Св. Иоанн Предтеча» работы мастера из ближайшего окружения (ученика?) Д. и прп. Андрея, 1-я (?) пол. XV в. (ЦМиАР) (Чураков); икону «Благовещение» из Троице-Сергиевой лавры, написанную греч. (?) мастером, работавшим в Москве в кон. XIV - нач. XV в. (ГТГ) (Брюсова); икону «Преображение» из Переславля-Залесского работы московского художника, ок. 1403 г. (ГТГ) (Брюсова); икону «Рождество Христово» из Звенигорода, созданную московским живописцем, не ранее 2-й четв. XV в. (возможно, новодел кон. XIX - нач. XX в.) (ГТГ) (Брюсова); икону «Богоматерь Одигитрия» из местного ряда иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря, написанную художником московской традиции, ок. 1497 г. (ГТГ) (Грабарь); икону «Успение» из местного ряда иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря, написанную тем же художником, что и «Богоматерь Одигитрия» (ГТГ) (Грабарь, Брюсова); миниатюру «Евангелист Иоанн» (Л. 229 об.) из Евангелия Успенского собора Московского Кремля, 10-е гг. XV в. (ГИМ. Усп. 2-п) (Брюсова); миниатюры Морозовского Евангелия, написанные греч. мастерами из окружения митр. Фотия в дополнение к созданным ок. 1400 г. заставкам и инициалам, 1414-1415 (?) гг. (ГММК. Оружейная палата) (Чураков, Плугин, Брюсова); рисунок покрова (знамение) с изображением прп. Сергия Радонежского, ок. 1422 г. (СПГИАХМЗ) (Н. А. Маясова). Иконография

http://pravenc.ru/text/171187.html

Медведев И.П. Мистра: Очерки истории и культуры поздневизантий-ского города. Л., 1973. Медведев И.П. Византийский гуманизм XIV-XV вв. СПб., 1997 (2-е изд.). Мейендорф И. , прот. Жизнь и труды святителя Григория Паламы : Введение в изучение/Пер. с фр. СПб., 1997. Мейендорф И. , прот. Византия и Московская Русь: Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV веке/Пер. с англ. СПб., 1990. Мыц В.Л. Каффа и Феодоро в XV веке: контакты и конфликты. Симферополь, 2009. Наумов Е.П. Господствующий класс и государственная власть в Сербии XIII-XV вв. М., 1975. Николь Д. Падение Константинополя. Хэлдон Дж. Последние дни Византии. Тернбулл С. Полумесяц над Босфором/Пер. с англ. М., 2008. Норвич Дж. История Венецианской республики/Пер. с англ. М., 2009. Норвич Дж. Срединное море: История Средиземного моря/Пер. с англ. М., 2010. Осташенко Е.Я. Андрей Рублёв: Палеологовские традиции в московской живописи конца XIV – первой трети XV века. М., 2005. Пашкин Н.Г. Византия в европейской политике первой половины XV в. (1402–1438 гг.). Екатеринбург, 2007. Пашуто В.Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968. Поляковская М.А. Общественно-политическая мысль Византии (40–60-е гг. XIV в.). Свердловск, 1981. Пономарев А.Л. Деньги Золотой Орды и Трапезундской империи: (Квантитативная нумизматика и процессы средневековой экономики). М., 2002. Попова О.С. Аскеза и Преображение: Образы византийского и русского искусства XIV в. Милан, 1996. Попова О.С. Искусство Новгорода и Москвы первой половины XIV в.: Его связи с Византией. М., 1980. М. Београдска Београд, 1982. Прохоров Г.М. «Так воссияют праведники...»: Византийская литература XIV в. в Древней Руси. СПб., 2009. Рансимен С. Падение Константинополя в 1453 г./Пер. с англ. М., 1983; М., 2008. Рансимен С. Великая Церковь в пленении: История Греческой церкви от падения Константинополя в 1453 г. до 1821 г./Пер. с англ. СПб., 2006. Сметанин В.А. Византийское общество XIII-XV веков: (по данным эпистолографии). Свердловск, 1987. Фонкич Б.Л. Греческо-русские культурные связи в XV-XVII вв.: (Греческие рукописи в России). М., 1977.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мережковский Д.С . Цит. соч. Т.2. С. 191. Толстой Л.Н. Путь жизни. «Бог». М., 1911. С. 2. Там же. С. 3. Там же. С. 4. Там же. С. 5. Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников. Т.2. С. 399. «Бог». С. 12. Ильин. И.А. Т.5. С. 90. Полн. собр. соч. Л.Н .Толстого. T.XV. С. 73. О религии Льва Толстого. С. 36–38. Полн. собр. соч. Л.Н. Толстого. T.XV. С. 281–282. «Бог». С. 7. Полн. собр. соч. Л.Н. Толстого. T. XV. C. 178. Антоний, архимандрит. Цит. соч. С. 46–47. Мышинский А.Л. Проблема раннего даосизма в отечественной историко-философской литературе. Екатеринбург, ЕГУ, 1996. С. 53. Флоровский Георгий , прот. Цит. соч. С. 404. Ильин И.А. Собр. соч. Т.6, кн.3. С. 461. Толстой Л.Н. Собр. соч. Т.7. М., 1992. С. 350–351. Полн. собр. соч. Л.Н. Толстого. T.XV. С. 81. Там же. T.XXXIV. С. 299. Там же. T.XV. С. 317. О религии Льва Толстого. С. 10. Духовная трагедия Льва Толстого. С. 71–72. Евангелие Толстого. С. 249. Булгаков С.Н . Соч. Т.2. М., 1993. С. 480. Там же. С. 482. Полн. собр. соч. Л.Н. Толстого. T.XV. C. 321–322, 340–341. Лев Николаевич Толстой. Биография. Т.2. М., 1913. С. 403. Булгаков С.Н. Соч. Т.2. С. 487–488. Антоний, архимандрит. Цит. соч. С. 49–50. Собрание писем святителя Игнатия Брянчанинова . М.-СПб., 1995. С. 280. Булгаков С.Н. Т.2. С. 488. Полн. собр. соч. Л.Н. Толстого. T.XV. C. 179. Святитель Феофан Затворник . Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться. М., 1997. С. 40. Субботин К., свящ . Руководство к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1994. С. 112. Чехов А.П. Полн. собр. соч. Т.18. М., 1949. С. 313. Мережковский Д.С. Л.Толстой и Достоевский. Т.2. СПб., 1902. С. 223–224. Духовная трагедия Льва Толстого. С. 112. Там же. С. 117. Троицкий Димитрий, протоиерей. Православно-пастырское увещание графа Л.Н. Толстого.//Роман-журнал XXI век. 2000. 12. С. 103–104. Добротолюбие. Т.2. М., 1895. С. 664. Бердяев Николай. Т.2. С. 471. Толстой Л. H . Царство Божие внутри вас. С. 197–199. Там же. С. 212. Духовная трагедия Льва Толстого. С. 113. Зеньковский В. В., прот. Цит. соч. Т.1. С. 397.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavie-i-r...

С. 189-200; Кодов. С. 143-155), дошедшее в ряде южнослав. списков XV в., в т. ч. в Сборнике Владислава Грамматика 1479 г. (Нац. музей «Рильский монастырь». 4/8), и получившее на Руси известность не позднее 1-й трети XV в. в качестве проложного чтения в составе службы Г. (Минея праздничная - РГБ. Собр. ОР. Пост. 6/1973). Кроме Житий и чудес Г. был посвящен ряд Похвальных слов и поучений. В сер. XIV в. (1343?) на Афоне или в Болгарии на слав. язык было переведено Поучение на праздник в честь Г. на тему Мф 10. 32 («Рече Господь: Всяк иже исповедает меня пред человекы»), включенное в состав Евангелия Учительного. В рукописной традиции это Поучение приписывается К-польским патриархам Иоанну IX Агапиту, Филофею Коккину или Каллисту I. Поучение встречается в рус. списках с 1-й пол. XV в. Похвальное слово Г., написанное Аркадием, архиеп. Кипрским, переведено, вероятно, в Сербии в XIV в. или в 1-й пол. XV в. Оно вошло в Сборник Владислава Грамматика 1479 г. (Нац. музей «Рильский монастырь». 4/8). Слово того же автора на память освящения ц. во имя вмч. Георгия в Лидде (3 нояб.) было переведено в Болгарии во 2-й пол. XIV в. в составе т. н. Студийской коллекции ( Hannick. S. 131). Рус. списки появляются с XV в.: ГИМ. Увар. 328, 1172 и др. Это Слово помещено в московских комплектах ВМЧ под 4 нояб. ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. С. 132). 2 Похвальных слова в честь Г. были написаны в кон. XIV - нач. XV в. Григорием Цамблаком . 1-е Слово (нач.: «Вчера, любимици, светлый воскресения празновахом праздник и днесь страстотерпца всеторжество») датируется 1397 г. ( Петровский Н. М. К хронологии проповедей Григория Цамблака//РФВ. 1903. Т. 50. С. 58-63), оно сохранилось во мн. рус. и славяно-молдав. списках начиная с XV в. ( Hannick. S. 207-208). В ВМЧ это Слово помещено под 23 апр. и в составе «Книги, глаголемой Цамблак» - под 31 июля (подробнее о нем см.: Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 503-505). Рукописная традиция 2-го Похвального слова (нач.: «Велико некое и чуда полно мужество еже истинные еже к Богу любве»), датируемого 1403-1406 гг., ограничивается 2 славяно-молдав.

http://pravenc.ru/text/162188.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010