Советская власть прекрасно осознавала, что большинство монашествующих не оставят своего пути следования за Христом. Поэтому власть избрала тактику закрытия максимального количества монастырей и изгнания насельников для разорения не только духовной жизни, но и повседневной бытовой. Для республиканского уполномоченного Ковалева недостаточно было «загнать» всех монашествующих Белоруссии в одну ограду Жировицкого монастыря, необходимо было подорвать и его материальную базу, чтобы потом закрыть последний оплот монашествующих в республике. Одной из задач для местных властей стало ограничение доступа паломников в Жировицкую обитель. В феврале 1961 г. уполномоченный по Гродненской области А. Гашников докладывал в совет: «В 1961 году в Жировицкий женский монастырь в связи с закрытием женского монастыря в гор. Полоцке было переведено 11 монахинь. Вновь поступивших в 1961 году не было. Следует сказать, что начиная с 1958 года доходы монастыря ежегодно увеличиваются. Это объясняется тем, что с лишением монастыря земельных угодий активизировалась деятельность монастырских церквей. В 1961 г. увеличился поток верующих в монастырский собор в связи с тем, что находящийся на покое в Жировицах архиепископ Гермоген вместе с архимандритами Мельниковым (Антоний) и Кудюк (Афанасий) проводят торжественные службы по архиерейскому церемониалу. Несмотря на запрещение им в проведении таких служб, сделанное через Минское Епархиальное управление, все же они продолжают их проводить. Правящий архиепископ Варлаам вместо принятия строгих мер и пресечения их самовольства за последнее время участил свои поездки в семинарию, откуда увозит дорогие подарки и продукты, не внося никаких изменений. Целесообразно было бы убрать с Жировицкого монастыря архимандрита Кудюк А. Г. (Афанасий), предоставив ему приход, а также сделать строгое предупреждение через высшие духовные инстанции Гермогену, запретив ему проводить церковные службы по архиерейскому церемониалу. Кроме того, решить вопрос о закрытии мужского монастыря в Жировицах. Из 24 чел[овек] монашествующих мужчин 12 чел[овек] имеют родственников на территории БССР, все они вполне трудоспособны и могут быть определены на работу по их специальностям и физическим возможностям, а остальных, более престарелых, перевести в другие монастыри. Предлогом к закрытию мужского монастыря может служить несовместимость его нахождения в одном здании с женским» .

http://bogoslov.ru/article/6177573

Там был перегиб в смысле предоставления слишком большой власти настоятелям и умаления участия мирян в управлении материальной стороной приходской жизни. Это имело результатом злоупотребления. Но в 1961 г. произошел перегиб в противоположную сторону: настоятели были совершенно отстранены и все было передано мирянам. Нужно сейчас выработать нечто среднее. Устранить оба перегиба так, чтобы права мирян в хозяйственной жизни приходов были бы сохранены, а надзор епископов и настоятелей над всеми сторонами жизни приходов, духовной и материальной, восстановлен. Чтобы настоятели опять стали возглавителями приходов, а не наемниками». Как вспоминает архиепископ Василий, в кулуарных беседах согласие с его позицией выразили архиепископ Иркутский Вениамин (Новицкий), митрополит Алма-Атинский Иосиф (Чернов), архиепископ Уфимский Иов (Кресович). С речами на совещании выступили митрополиты Пимен и Никодим. В своих выступлениях среди прочего они коснулись и вопроса об изменениях в «Положении об управлении Русской Православной Церкви», которые были внесены Архиерейским Собором 1961 г. Митрополит Пимен сказал: «От множества клириков нашей Церкви мы также получили аргументированные высказывания в поддержку решений Архиерейского Собора 1961 г… Не скрою, есть, правда, единичные высказывания, которые нас возвращают к положению, существовавшему в приходах до 1961 г. Но для этого нет никаких оснований, ибо принятие подобных решений противоречит государственному законодательству и не будет служить на пользу Святой Церкви». Подробнее остановился на этом вопросе митрополит Никодим: «18 июля 1961 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви постановил разграничить обязанности настоятелей и исполнительных органов прихода. Само собой разумеется, что структура и организация жизни нашей Церкви не должны и не могут входить в противоречие с законами нашего Отечества, и все, что может осложнять или ухудшать взаимоотношения между Церковью и государством в нашей стране, нами должно отвергаться, ибо в памяти церковной никогда не должны забываться усилия приснопамятного Святейшего Патриарха Сергия по нормализации этих отношений и обо всем том, что было в церковной жизни при отсутствии этих отношений (напоминание было весьма красноречивым и сильным.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

С мая 1948 года – настоятель Скорбященского храма г. Москвы в сане протоиерея. Кроме приходской деятельности, выполнял различные послушания Святейшего Патриарха. В 1950–1951 гг. в течение нескольких месяцев исполнял обязанности управляющего делами Берлинской епархии, затем назначен настоятелем кафедрального собора г. Берлина. С мая 1955 года исполнял обязанности Начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. С ноября 1956 года – член Хозяйственного Управления Московской Патриархии. В это же время состоял благочинным подворий. С конца 1958 года – благочинный Германской епархии с правом ношения митры. С марта 1961 года – благочинный Патриарших приходов в Финляндии и заместитель председателя Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии. В июле 1961 года пострижен в монашество и вскоре возведен в сан архимандрита. В августе 1961 года хиротонисан во епископа Подольского, викария Московской епархии с оставлением в прежних должностях. С ноября 1961 года – епископ Дмитровский, викарий той же епархии и Управляющий делами Московской Патриархии. В августе 1963 года возведен в сан архиепископа и награжден правом ношения креста на клобуке. В феврале 1964 года освобожден от управделами Московской епархии и члена Синода. С мая 1964 года – архиепископ Берлинский и Среднеевропейский, Экзарх Средней Европы. В июне 1966 года уволен на покой. Проживал в Москве. Кириченко Алексей Илларионович (1908–1975), советский партийный и государственный деятель. В 1941–1945 гг. – секретарь ЦК КП(б) Украины. Кобулов Богдан Захарович (1904–1953), один из руководителей органов государственной безопасности СССР. С 1939 г. начальник следственной части НКВД СССР, в 1941–1943 гг. заместитель, затем первый заместитель наркома внутренних дел СССР, затем заместитель народного комиссара госбезопасности. Козлов Василий Иванович (1903–1968), партийный и государственный деятель Белоруссии. С июля 1944 г. по январь 1948 г. – первый секретарь Минского обкома и горкома Компартии Белоруссии. Колчицкий Николай Федорович (1890–1961), протопресвитер.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На заседании Свящ. Синода от 30 марта 1961 г. было принято решение о «своевременности и желательности» вступления РПЦ в ВСЦ, изложенное в послании Патриарха Алексия на имя генерального секретаря ВСЦ д-ра В. А. Виссерт-Хуфта с заявлением о вступлении и изложением позиции по экуменическому движению. В докладе на Соборе Патриарх Алексий уделил много внимания вопросу о вступлении РПЦ в ВСЦ, подчеркнув миссионерское значение принятого решения, цель к-рого заключается в том, чтобы «явить западным христианам свет Православия». Мысль о том, что членство в ВСЦ поможет приобрести для гонимой Русской Церкви защиту со стороны влиятельных церковных сил Запада и всего зарубежного мира, явившаяся одним из наиболее важных аргументов в пользу этого решения, естественно, не могла быть высказана на Соборе. Решение о вступлении в ВСЦ не было неожиданным: по мере ухудшения внутреннего положения Церкви в СССР все большее внимание уделялось контактам с международными христ. орг-циями. В докладе «Русская Православная Церковь и Всемирный Совет Церквей», с к-рым на А. С. выступил Ярославский архиеп. Никодим (Ротов), речь шла о контактах между священноначалием РПЦ и руководством ВСЦ, имевших место в 50 - нач. 60-х гг. Соборным определением была одновременно одобрена как критическая позиция Свящ. Синода РПЦ по отношению к ВСЦ в 1948-1961 гг., так и решение Синода об участии в деятельности этой орг-ции, принятое 30 марта 1961 г. Еп. Среднеевропейский Иоанн (Вендланд) зачитал на Соборе доклад на тему «Об участии Русской Православной Церкви во Всемирном общехристианском конгрессе в защиту мира в Праге, имевшем место 13-18 июня 1961 г.». Собор выразил удовлетворение по поводу проведения в Праге Всемирного общехрист. конгресса, одобрил результаты его работы и решение о продолжении деятельности Пражской мирной христ. конференции. А. С. вынес решение о присвоении первого церковного ордена Русской Православной Церкви во имя св. равноап. кн. Владимира Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию.

http://pravenc.ru/text/76504.html

Однако за границу Владыку отправлять не стали, новое руководство Совета по делам РПЦ начало проводить жесткую линию по отношению к архиереям и Церкви в целом. Уполномоченный по делам РПЦ по Тамбовской области Зверев писал впоследствии о епископе Михаиле: “Известно, что за время его работы в Смоленской и Ижевской епархиях он зарекомендовал себя как реакционно настроенный, допустивший много случаев нарушения Советского Законодательства о культах” 19 . 29 марта 1961 г. епископ Михаил побывал у Патриарха Алексия, который не считал возможным в этот период его полноценное назначение на новую епархию. Патриарх Алексий записал в своем дневнике: “Преосвященный Михаил, бывший Ижевский, направляем его в Тамбов в помощь болящему архиепископу Иоасафу”. Владыка Иоасаф, по сведениям местного уполномоченного, болел “закупоркой вен, в 1959 г. было кровоизлияние в мозг”. С 1959 г. он почти не служил и не посещал уполномоченного 20 . Епископ Михаил был назначен временно управляющим Тамбовской епархией. 19 апреля 1961 г. он прибыл в Тамбов, затем ездил в Ижевск за вещами, а также в Саратов. 11 июня 1961 г. умер архиепископ Лука и епископу Михаилу было поручено возглавить отпевание Святителя. Вскоре после похорон Крымского Владыки он с докладом о похоронах приехал в Москву. Он долго рассказывал Патриарху Алексию о громадных толпах народа, запрудивших улицы вокруг здания Крымской епархии, о длившемся всю ночь многолюдном прощании в Симферопольском кафедральном соборе, о слезах прихожан, о том, как на всем пути от Собора до кладбища люди порывались взять гроб на руки. В мае 1961 г. сменился и уполномоченный по делам РПЦ, которым стал А. И. Зверев. Согласно принятому на архиерейском Соборе РПЦ в июле 1961 г. новому “Положению об управлении РПЦ” вся хозяйственная и административная власть в приходе переходила от настоятелей храмов к церковным исполнительным органам. Еще 13 января 1960 г. Центральный Комитет партии принимает постановление, имеющее непосредственное отношение к законода­тельной области — “О мерах по ликвидации нарушений советского законодательства о культах”. Нарушением закона объявлялось стро­ительство и покупка домов, привлечение “новых слоев населения” в лоно Церкви; благотворительная деятельность (куда попала и по­мощь приходам и монастырям); “недемократичные” принципы уп­равления церковными общинами; выступления некоторых священ­нослужителей, которые “внушают в своих проповедях верующим необходимость воспитывать детей в религиозном духе, приучать их молиться…”.

http://pravmir.ru/k-20-letiyu-konchinyi-...

2 февр. 1478 г. «на своем дворе» (в Москве?) вел. кнг. Мария Ярославна была пострижена Н. в монашество с именем Марфа (ПСРЛ. Т. 23. С. 193; Казакова. 1961. С. 200). В 1478/79 г. постриженником Н. в Кирилловом Белозерском мон-ре стал ученик прп. Нила Сорского, книгописец и буд. игумен обители Гурий (Тушин) , о чем последний оставил запись в своем кратком летописце (РНБ. Соф. 1468. Л. 177 об.; Казакова. 1961. С. 200; там же указаны др. постриженики Н. того года: некие Дорофей и Лука Соловаров). В игуменство Н., в авг.-сент. 1480 г., в Кирилловом Белозерском мон-ре скончался ослепленный по приказу Иоанна III опальный воевода Ф. В. Басёнок, живший в обители 7 лет и 2 месяца ( Казакова. 1961. С. 200). В 1480/81 г., во время нашествия хана Большой Орды Ахмата, в обители, возглавляемой Н., нашла убежище супруга Иоанна III вел. кнг. София (Зоя) Палеолог со своей свитой ( Казакова. 1961. С. 200; ПСРЛ. Т. 25. С. 328). В 1482 г. Н. стал архимандритом московского Симонова в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, находившегося под великокняжеским патронатом. Пожалований в обитель за недолгий период игуменства в ней Н. в источниках не отмечается. Вскоре после его перевода в Москву, в 1483/84 г. в стенах Кирилловой обители произошел конфликт (по-видимому, по причине неприятия нового игумена Серапиона), следствием к-рого стал временный уход из мон-ря мн. монахов: «...в лето 6991... ходили старци болшии 15 из Кирилова, а пошли по Ильине дни, а пришли (обратно.- М. П.) в великой пост в третью неделю в свои келии по грамоте князя Михаила Ондреевича» ( Казакова. 1961. С. 200); после этого игуменом на 9 месяцев стал постриженник Н. Гурий (Тушин). Эти события могут свидетельствовать об авторитете Н. среди белозерских иноков. В 1484 г. (как и ранее, в 1481) во время конфликта с вел. кн. Иоанном III, в Симонов мон-рь под предлогом болезни ушел патриарх Геронтий, взяв с собой ризницу и посох; это показывает, что Н. пользовался особым доверием главы Русской Церкви. Митрополит оставался в этой обители до нояб., причем вел. князь не давал ему возможности вернуться на митрополичий двор, планируя поставить митрополитом Паисия (Ярославова). В том же году в Симонове мон-ре при Н. была возведена «трапеза каменаа... иже у врат» (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 319-320; см. также: ПСРЛ. Т. 20. Ч. 1. С. 351; Т. 23. С. 184; Т. 24. С. 203; Т. 28. С. 152, 317).

http://pravenc.ru/text/2577723.html

Биография Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 26 апреля 2017 года Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси (Ридигер Алексей Михайлович) Родился 23 февраля 1929 г. в Таллине (Эстония) в семье протоиерея Михаила Александровича Ридигера. В 1944 г. стал иподиаконом архиепископа Нарвского Павла (Дмитровского). В 1945-1947 гг. служил алтарником и ризничим в Александро-Невском соборе, псаломщиком в Симеоновской и Казанской церквях Таллина. В 1947 г. поступил в Ленинградскую духовную семинарию сразу в третий класс, а окончив ее в 1949 г., стал студентом Ленинградской духовной академии. 15 апреля 1950 г. рукоположен в сан диакона, а 17 апреля 1950 г. — в сан иерея и назначен настоятелем Богоявленской церкви г. Йыхви Таллинской епархии. В 1953 г. закончил Ленинградскую духовную академию. 15 июля 1957 г. переведен в университетский г. Тарту и назначен настоятелем Успенского собора. 17 августа 1958 г. возведен в сан протоиерея, 30 марта 1959 г. назначен благочинным Тарту-Вильяндиского округа Таллинской епархии. 3 марта 1961 г. в Троице-Сергиевой лавре пострижен в монашество с именем Алексий в честь свт. Алексия, митрополита Московского. Постановлением Священного Синода от 14 августа 1961 г. избран епископом Таллинским и Эстонским с поручением временного управления Рижской епархией. 21 августа 1961 г. возведен в сан архимандрита. Архиерейская хиротония состоялась 3 сентября 1961 г. в Александро-Невском кафедральном соборе Таллина. Богослужение возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов). 14 ноября 1961 г. назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. 23 июня 1964 г. возведен в сан архиепископа. 22 декабря 1964 г. назначен управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода, с 7 мая 1965 г. одновременно — председатель Учебного комитета. 25 февраля 1968 г. возведен в сан митрополита. Помимо исполнения постоянных должностей в высшем церковном управлении участвовал в деятельности временных синодальных комиссий: по подготовке и проведению празднования 50-летия и 60-летия восстановления Патриаршества, подготовке Поместного Собора 1971 г., по проведению празднования Тысячелетия Крещения Руси, был председателем комиссии по приему, реставрации и строительству в Даниловом московском монастыре.

http://foto.patriarchia.ru/patriarch/svy...

Jugie M. La mort et l’assomption de la Sainte Vierge. Rome, 1944; Wenger A. L’Assomption... (см. прим.19). 257 Об обращении Марии Египетской см. ее Житие (PG, t.75, col.682a–c), а также предание конца VI в., записанное Пилигриммом из Пьяченцы (Wilkinson J. Jerusalem Piligrims, p.83). Об иконе Богоматери из Созополя см. у Евстратия житие св. Евтихия (PG, t.86, 258 Множество чудес приписывает этой иконе патриарх Герман (там же, t.98, со1.185а–в). Цветную репродукцию см. в кн.: Weitzmann K. The Icon. Holy Images – VIth to XIVth Century. N.Y., 1978, p.48–49, pl.5. 259 Weitzmann K. The Monastery of St. Catherine at Mount Sinai. The Icons. Princeton, 1976, vol.l (далее: Weitzmann K. The Monastery of St. Catherine). Воспроизведено y него же в кн.: The Icon, p.42–43, pl.2 (см. выше примеч.26). 260 Житие св. Артемия, 34, c.51–52; cp.: Mango C. On the History of the Templon and the Martyrion of St. Artemios at Constantihople//Зограф. T. 10, 1979, c.42–43. Именно этой работе я обязана данной ссылкой. Другое чудо св. Артемия засвидетельствовано матерью некоего калеки, вознесшей святому благодарственную молитву перед иконой Христа, посредством которой и совершилось чудо. 261 Krauze M. Zur Lokalizierung und Datierung koptischer Denkmäler. Das Tafelbild des Bischofs Abraham//Zeitschrift für ägyptische Sprache und Altertumskunde. Bd. 97, 1971, S.106–110. Разумеется, можно предположить и обратное: что икона оставалась в монастыре, пока Авраам исполнял свое архиерейское служение в городе. 262 de Theodore de Syceon. Ed. and trans. A.M.J. Festugiere. Brussels, 1970 (Subsidia Hagiographica, 48), ch.39; англ. nep. cm. b kh.: Dawes E., Baynes N.H. Three Byzantine Saints. Oxford, 1948, p.l78. Cp. аналогичный случай, описанный в Житии преп. Даниила Столпника: ученик последнего поместил его изображение над входом в часовню, преподобный же, разгневавшись, убрал его, полный решимости «избегнуть славы человеческой» (там же, с.13–14). Этот пример, относящийся к V в., отражает более сильную оппозицию прижизненному изображению и почитанию праведников, чем это имело место в случае с Феодором Сикеотом в VII в. Подобный эпизод произошел и с Плотином (см.: Breckenridge J.D. Apocrypha of Early Christian Portraiture//BZ. Bd. 67, 1974, p. 101–109).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

567)  Феодор. Книга для крещаемых. 13.5. 568)  Феодор. Книга для крещаемых. 13.6. 569)  Феодор. Книга для крещаемых. 13.12; ср. Златоуст. Слово огласительное. 11.25. 570)  Феодор. Книга для крещаемых. 13.11. 571)  Феодор. Книга для крещаемых. 13.10. 572)  Феодор. Книга для крещаемых. 13.8–9. 573)  Συντσσομα σοι, Χρστε. Златоуст. Слово огласительное. 11.24. У Феодора (Книга для крещаемых. 13.5), так же как и у Кирилла, находим более развернутую тринитарную формулу: “Я сочетаюсь, и верю, и крещусь во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”. 574)  Феодор. Книга для крещаемых. 13.19. Иоанн Диакон свидетельствует об использовании ораря (плата) на Западе в конце V в. См. Послание к Сенарию. 6 (критический текст в издании A. Wilmart. Analecta Reginensia, Studi e Testi. Vol. 50. Rome, 1933. 575)  Ср. Деян.26:18. 576)  Ср. Ефрем Сирин . Гимн о девственности. 7.6. 577)  Феодор. Книга для крещаемых. 13.17; Нарсай. Слово о святом крещении. 22. 578)  Златоуст. Слово огласительное. 2.17–18, 11.19; ср. Нарсай. Слово о святом крещении. 22; Ильдефонс Толедский. О смысле крещения. 110. 579)  Надо полагать, что сам обряд совершался около трех часов дня, как и у Златоуста. 580)  Ср. у Златоуста (Слово огласительное. 2.17): Соглашение между крешаемым и Богом “не подписывается на бумаге чернилами. но в Боге начертано Святым Духом. И слова, которые вы произносите здесь, запечатлены на небесах, и соглашение, которое вы произносите устами, пребывает неизменно со Владыкой”. 581)  Ср. Златоуст. Слово огласительное. 11.27. 582)  Ср. Каноны Ипполита. 38; Кводвультдеус Карфагенский. О символе. 3.1.11. 583)  Кодекс Барберини. Fol. 260 r . 584)  A. Wenger (Jean Chrysostome, Huit catéchèses baptismales) выдвинул гипотезу о том, что автором этого огласительного слова может быть Прокл Константинопольский (†447). 585)  Подробнее см. главу VI, с. 245. 586)  Златоуст. Слово огласительное. 1.1–18; 11.1–10; ср. Августин. Проповеди. 336.2; 366.2. 587)  Образ навеян Иез.16. 588)  Златоуст. Слово огласительное. 11.2; ср. Григорий Назианзин. Слово на святое крещение. 40.46.

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

255 Дополнения. «...и паки в новой книге, еже о вере, во главе 17, еже о соборех». См. примечание выше и ниже. 256 Дополнения. В старообрядческом издании (л. 108) опущен отрывок, начиная со слов: «якоже пишет прежереченный Максим Грек в слове, еже о Святем Дусе» – и кончая словами: «и еже писа о сем, та списания его отверже святый пятый собор» Пропуск произошел, очевидно, по вине переписчика вследствие сходства выражения: «отверже святый сей пятый собор» (перед пропущенным отравком) 258 Дополнения. «Федоритова списание». В старообрядческого издании: «Феодоритово списание» (л. 109). 259 Дополнения. «Вещь вся без цены убо». В старообрядческом издании: «Вещь сия без цены убо» (л. 110). 260 Дополнения. «Виды же его святаго начертания». В старообрядческом издании: «Виждь сего святаго начертания» (л. 110). 261 Дополнения. «...иже от небеснаго Егова к нам схождения – в паки от десныя». В старообрядческом издании: «иже от небеснаго Егова к нам схождения Слова. И паки от десныя» (л. 110 об.). 262 Дополнения. «Что сего явственнее?» В старообрядческом издании «Что сего яснее?» (л. 110 об.). 263 Дополнения. «И сей убо вкратце о тех». В старообрядческом издании: «И се убо вкратце о тех» (л. 110 об.). 265 Дополнения. «...и еже с небесе Единороднаго снитие». В старообрядческом издании: «и еже с небесе Единороднаго снитие на землю» (л. 1ll об.). 266 Дополнения. «А положением перстов на пупе снитие Его». Исправлено по старопечатному изданию. В рукописи; «снити Его». 267 Дополнения. «...обитание явственне возвещаем». В старопечатном издании; «обитание ясно возвещаем» (л. 112 об.). 268 Дополнения. «Книга Максима Грека . Сказание, како знаменатися крестным знамением. Глава 40... по Спасову божественному гласу». – Вероятно, Фирсов имел под руками книгу Максима Грека бывшей Соловецкой библиотеки 494, 4°, 766 л., XVI- XVII в., где «Сказание» это находится на л. 477 и след. и, по-видимому, составляет 40-ую главу. (Сравн. Описание рукоп. Солов. монастыря, I, е. с., стр. 473–478 и 483–484. При описании рукописи 494, по-видимому, опущено «Слово о книжном исправлении» между лл. 158– и 198 ?).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010