«Слово по рукоположении во пресвитера» (λδβλθυοτεΟτε πρεσβτερος προεχειρσθη; Sermo cum presbyter fuit ordinatus; CPG, N 4317; PG. 48. Col. 693-700; SC. 272. P. 388-418; рус. пер.: Творения. Т. 1. Кн. 2. С. 485-492), произнесено накануне Великого поста 386 г. в Антиохии, в Золотой ц., когда еп. Флавиан рукоположил И. З. во пресвитера ( Malingrey. A.-M. Introduction//SC. 272. P. 367; Mayer. 2005. P. 250; Брендле. 2006. С. 41). Возблагодарив Бога за данный ему талант проповедника, И. З. произносит похвальное Слово своей общине, не упуская возможности воздать хвалу почившему еп. Мелетию и выразить глубокую признательность еп. Флавиану. По мнению И. З., идеальный священник не должен безудержно предаваться умерщвлению плоти, но быть умеренным во всем. Свт. Иоанн Златоуст. Фреска ц. вмч. Георгия в Курбиново, Македония. 1191 г. Свт. Иоанн Златоуст. Фреска ц. вмч. Георгия в Курбиново, Македония. 1191 г. Слово «О возвращении» (De regressu; CPG, N 4394; PG. 52. Col. 421-424; рус. пер.: Творения. Т. 3. Кн. 2. C. 436-440), произнесено по возвращении из Эфеса в К-поль после Пасхи 401 или 402 г. Долгое время было известно только в лат. переводе Аниана Келедского; греч. текст впервые опубл. Венгером ( Wenger. 1961. P. 110-123). И. З. выражает радость по поводу того, что в его продолжительное отсутствие паства осталась тверда в вере. Слово «О принятии Севериана» (De recipiendo Severiano; CPG, N 4395; PG. 52. Col. 423-426 (греч. текст утрачен); рус. пер.: Творения. Т. 3. Кн. 2. C. 440-442), произнесено, вероятно, вскоре после предыдущего, т. е. в апр.- мае 401 ( Baur. 1929-1930. Bd. 2. S. 139-140) или, вероятнее, 402 г. ( Kelly. 1995. P. 187) в связи с примирением И. З. с еп. Северианом Габальским. Святитель призывает паству принять еп. Севериана в мире как брата во Христе. Слово сохранилось только в лат. переводе Аниана Келедского. Прощальное Слово к пастве «Перед отправлением в ссылку» (Πρ τς ξορας; Sermo antequam iret in exsilium; CPG, N 4396; PG. 52. Col. 427-432; рус. пер.: Творения. Т. 3. Кн. 2. C. 444-449), произнесено в К-поле в кон. сент. 403 г., после решений Собора «при Дубе» и до ареста, последовавшего через 3 дня ( Kelly. 1995. P. 229-230). Святитель пытается умиротворить разгневанную паству, говоря о непобедимости Церкви Христовой и о нерасторжимом союзе членов ее Тела с ее Главой. Слово со сходным названием «Когда отправлялся в ссылку» (λδβλθυοτεΟτε πει ν τ ξορ; Sermo cum iret in exsilium; CPG, N 4397; PG. 52. Col. 435-438; сир. перевод: Chahine. 2002; рус. пер.: Творения. Т. 3. Кн. 2. C. 452-454), по всей вероятности, представляет собой др. редакцию предыдущей речи ( Kelly. 1995. P. 231).

http://pravenc.ru/text/540881.html

Так, в Костромской епархии на 01.01.1961 года было 77 священников и 3 диакона, а на 01.01.1962 года стало 70 священников и 5 диаконов . В Тульской области на 1 января 1961 года служили только 51 священник и 10 диаконов, действующих церквей имелось 32 . Большой вред духовной жизни приносила и частая смена управляющих епархиями. Так, в Костромской епархии в течение только 1961 года сменилось 4 архиерея: архиепископ Пимен, архиепископ Иоанн, епископ Донат и епископ Никодим. Уполномоченный по Костромской области в своем отчете писал об этом: «Пимен – выбыл из области в марте 1961 года, будучи одновременно управделами Московской Патриархии. Большую часть времени находился в Москве, Костромской областью интересовался мало, за пределы Костромы не выезжал. Иоанн – получив назначение от Патриархии к управлению епархии не приступал – ушел за штат. Донат – прибыл из Новосибирской области в мае 1961 года, уволен 15 июля 1961 года. Имел крупные неприятности в прежней епархии. Вел себя крайне осторожно, за пределы областного центра не выезжал, влияния на религиозную жизнь не оказывал. Никодим – зарегистрирован 12 августа 1961 года. С первых же дней проявил активность по ознакомлению с приходами. В отличие от своих предшественников принимает меры, чтобы оживить деятельность церквей, в первую очередь за счет комплектования их духовенством» . 1) Итак, Архиерейский Собор 1961 года в очередной раз показал, как государственная власть делает попытки легализации своих непопулярных решений в глазах верующих масс с привлечением церковной иерархи. Инициированная советскими органами власти реорганизация приходского управления 1961 года стала очередным непопулярным решением, которое руководство Церкви объективно вынуждено было принять под мощным государственным давлением. 2) Церковные советы, ставшие полноправными хозяевами на приходах, зачастую комплектовались из людей неверующих, интеллектуально неполноценных, но в силу случая получивших возможность расхищать церковные средства и показывать свою «власть» над духовенством.

http://bogoslov.ru/article/3738150

338 В данном месте славянская «Диоптра» ближе к тексту прп. Никиты, чем греческий оригинал. В греческом тексте имя софиста Григория было понято как имя св. Григория Богослова , в результате вместо звательного падежа Гρηγριε появилось выражение: ν Гρηγριος, а вся фраза стала переводиться так: «Таков есть рай, в который Павел был восхищен, в котором Григорий » (переведено с греч. текста, см.: θως 1920. Σ. 223). В славянском переводе имя Григория переставлено, как в греческой «Диоптре», но оставлено в звательном падеже. 339 Последняя фраза – перевод греческого κ μρους ντεθεν πογευσμενος – была опущена в греческом издании «Диоптры» как не имеющая смысла, поскольку начинает новую мысль прп. Никиты (θως 1920. Σ. 223). Тем не менее она содержится в греческих и славянских рукописях «Диоптры». См.: Wenger 1951. Р. 565. 341 Дословно: «огненный меч показывает мне спину». Ср. дословное выражение в богослужебном тексте: φλγινη ομφαα τ ντα ββωσι (слав. пер. «огненное оружие плещи дает») свидетельствует о возвращении в первозданный рай. См.: Рождественская стихира на «Господи воззвах» Германа, гл. 2. Μγας ερς Συνκδημος. θναι. κδ. Φς. Sine anno. Σ. 762. 342 Филипп Пустынник специально опустил слово «царство», указывающее на особое состояние святых в будущем веке. Он полагал, что состояние святых в райских обителях тождественно царству будущего века после всеобщего воскресения. См.: Wenger 1951. Р. 564. Русский перевод, соответствующий тексту печатной «Диоптры»: «Когда перед всеми открыт вход на небо, который всегда возвещает (παγγελομνης) Христос», или по Paris, gr. 2747: «Когда перед всеми открыт вход на небо, которым всегда возвещает (παγγελομνοις) Христос». 343 Имеется в виду мысль, развивавшаяся в трактате «О рае» (гл. 6–8). Например: «Всё творение, принадлежащее этому видимому и чувственному миру, я имею в виду небо и землю, и всё, что заключено в них, было предназначено всем людям как рай великий и прежде, чем был уготован и посажен в Эдеме рай для Адама ». Пер. по: Darrouzès 1961. Р. 162. Ср.: Sym. N. Theol. Eth. 1, 1:1–8. SC 122. P. 174. Постановка данного вопроса – только повод для решения главной богословской темы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Однако уже в нач. 60-х гг. отношение властей как к митрополиту, так и к церковным делам в области кардинально изменилось. 28 мая 1960 г. Николаевский горисполком принял решение о сносе ряда строений, в т. ч. Симеоновского собора, в связи с реконструкцией проспекта Ленина. В справке о состоянии общины при соборе указывалось, что доходность общины растет (в 1958 - 355 226 р., в 1959 - 437 907 р.), богослужение совершается ежедневно, на нем в среднем присутствует до 50 чел., в воскресные дни - 150-200 чел. На встрече с уполномоченным Совета по делам РПЦ Колесниченко 18 июля 1960 г. митр. Нестор высказался категорически против сноса собора. Др. мнение высказали в сент. 1960 г. настоятель собора прот. Токовило и благочинный Николаевского округа прот. Житинский, заверившие уполномоченного, что со стороны верующих не последует серьезных протестов. В ночь на 18 сент. 1960 г. собор и ряд прилегающих зданий были взорваны, остатки построек разобраны, на месте собора проложена дорога, посажены деревья и цветы. К нач. 1961 г. в Николаеве осталось 3 храма: Николаевский с 5 священниками и 3 диаконами, кладбищенский Всехсвятский с 5 священниками, диаконом, 2 псаломщиками и Свято-Духовский в с. Водопой с одним священником. В 1961 г. Николаевский облисполком принял постановление о создании комиссий по оказанию содействия уполномоченному Совета по делам РПЦ по Николаевской обл. При каждом райисполкоме, горисполкоме, в поселковых и сельских исполкомах должны были создаваться постоянно действующие комиссии содействия обл. уполномоченному, в обязанности к-рых входили контроль за соблюдением законодательства о культах, обнаружение фактов нарушения этого законодательства и сообщение о них местным органам власти и уполномоченному Совета по делам РПЦ. Эта мера ускорила ликвидацию церковных общин. В 1961 г. были сняты с регистрации 8 религ. объединений и закрыты 8 молитвенных домов (в селах Воеводское Арбузинского р-на (переоборудован в б-ку), Пересадовка Октябрьского р-на (передан под магазин), Михайловка Казанковского р-на (передан под детский сад), Новоюрьевка Новобугского р-на (передан под детские ясли), Секретарка Кривоозерского р-на (передан отделу культуры), Очеретянка Кривоозерского р-на, Прибужное (Акмечеть) Доманевского р-на (переоборудован под клуб)); в с. Кривое Озеро Рождество-Богородичная ц. была передана под спортзал, община присоединилась к приходу Параскевиевской ц. Шесть церковных зданий пустовало: в селах Анновка Братского р-на (с июня 1961), Прибужаны Вознесенского р-на (с июня 1961), Краснополь Большеврадиевского р-на (с июня 1961), Щербани Вознесенского р-на (с июля 1961), Степковка Первомайского р-на (с дек. 1961), Куйбышевка Еланецкого р-на (с дек. 1961).

http://pravenc.ru/text/2565622.html

XX. Резолюцию Его Высокопреосвященства, последовавшую на представлении Преосвященного Ректора Академии от 2 августа за 295: «1910 г. Авг. 5. Разрешается допустить Успенского к слушанию академических лекций». Справка : При упомянутом представлении за 295 Преосвященным Ректором Академии, согласно § 150 устава духовных академий 1910 года, представлена была на окончательное распоряжение Его Высокопреосвященства переписка по прошению на имя Его Высокопреосвященства потомственного почетного гражданина гор. Темир-Хан-Шуры, Дагестанской области, Николая Успенского – о допущении, его к слушанию академических лекций при Московской Духовной Академии. —333— Определили : Резолюцию Его Высокопреосвященства принять к исполнению. XXI. Сообщение Правления Академии о том, что – 3000 рублей, ассигнованные, по указу Святейшего Синода от 31 июля с. г. за 10299, единовременно в каждую из четырех духовных академий на приобретение необходимых учебных пособий для практических занятий студентов Академии, уже высланы Хозяйственным Управлением при Святейшем Синоде и ныне находятся в распоряжении Правления Академии. Определили : 1) Приобретение необходимых учебных пособий для практических занятий предоставить усмотрению каждого отдельного преподавателя Академии в пределах нижеуказанных сумм, с тем, чтобы из этих же сумм покрыты были расходы и по устройству соответствующих помещений для книг и других пособий. – 2) Признавая справедливым увеличить, с одной стороны, ассигновку па приобретение учебных пособий по трем кафедрам – педагогики и дидактики с методологией наук, преподаваемых в духовно-учебных заведениях, литургики и церковной археологии, в связи с историей христианского искусства, и психологии – по крайней мере на 100 рублей сравнительно с другими обязательными предметами, и уменьшить, с другой, ассигновку по кафедрам групповых предметов, читаемых одним преподавателем при пяти лекционных часах, до 75 рублей, – распределить означенную сумму (3000 рублей) по кафедрам следующим образом: а) на кафедру Священного Писания Ветхого Завета (2 преподавателя) – 220 рублей; б) Священного Писания Нового Завета (2 преподавателя) – 220 руб.; в) патрологии (2 преподавателя) – 220 рубл.; г) основного богословия – 110 р.; д) догматического богословия – 110 р.; е) нравственного богословия – 110 р.: ж) пастырского богословия с аскетикой и гомилетики – 110 р.: з) истории древней церкви – 110 р.; и) истории русской церкви – 110 р.; i) церковного права – 110 р.; к) систематической философии и логики – 110 р.; л) психологии – 210 р.; м) истории философии – 110 р.; н) педагогики и дидактики, с методологией наук, преподаваемых в духовно-учебных заведе-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Wenger 1951 – Wenger A. Ciel ou paradis//BZ 44.1951. P. 560–569. Список сокращений ЖМНП=Журнал Министерства Народного Просвещения. Санкт-Петербург, 1803–1917. ХЧ=Христианское чтение. Санкт-Петербург, 1821–1917. BZ=Byzantinische Zeitschrift. Leipzig, München, Stuttgart, 1892–. DS=Dictionnaire de spiritualite ascétique et mystique. Doctrine et Histoire/Publiésous la direction de Marcel Viller, S. J., assisté de F. Cavaliera, et J. de Cuilbert, S. J., avec le concours d’un grand nombre de collaborateurs. T. 1–17. Paris, 1937–1995. ЕПЕ=λληνες Πατρες κκλησας. Θεσσαλονκη, 1972–. ΡΟ= Patrologia Orientalis . Paris, затем Tumhout и Roma – Tumhout, 1903–. SC=Sources Chrétiennes. Paris, 1942–. Условные обозначения + добавляет < опускает Макарий (Веретенников). архим. Всероссийский митрополит Макарий: По фрагментам из житий прп. Варлаама Хутынского и при. Стефана Махрищского//Богословский вестник 2003. Т. 3. 3. С. 129–136. Агиография —129— Важным деянием святителя Макария († 1563; пам. 30 дек.) является соборная канонизация русских святых на Московских соборах в 1547, 1549 годах. Поэтому вполне понятно, что в агиографической и гимнографической письменности содержатся сведения о святителе 465 , которые дополняют сообщения летописей о нём. Так, в описании 7-го чуда в житии преподобного Евфросина Псковского († 1481; пам. 15 мая), говорится о пономаре Исаии, который оставил Спасо-Елеазаров монастырь, но затем решил вернуться в него. «И прииде к боголюбивому Макарию архиепископу, и благословися от него, и поведа все по ряду, сотворшееся над ним, и како изцеление получи на пути от преподобнаго чюдотворца Ефросина. Архиепископ же прослави Бога и чюдотворца, и наказав его о ползе душевней, и даде ему свитку и мантию, и повеле ему идти в преподобнаго обитель, отнюдуже изыде. Он же взем благословение от архиепископа, и дойде обители преподобнаго» 466 . —130— В описании 19-го чуда агиограф так начинает с хронологии: «...в тоже время правящу кормила церковная в Великом Новеграде Макарию, мужу в добродетелех преизрядну» 467 . Автором данного жития является псковский священник Василий, в конце жизни принявший монашество в Крыпецком монастыре с именем Варлаам. Возможно, что в сан священника он был рукоположен святителем Макарием, ещё в бытность его Новгородским и Псковским архиепископом (1526–1542). Это был плодовитый писатель Макарьевской школы. О событии, связанном с пономарём Исаией, автор-агиограф мог узнать от самого святителя, с которым он неоднократно общался. Данное сообщение жития характеризует иерарха как мудрого архипастыря и заботливого устроителя монашеского уклада.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Осипова И. И. «В язвах своих сокрой меня...». – С. 38. 144 Удачное выражение академика Н. Н. Покровского. Цит. по Кривова Н. А. Власть и Церковь... – С. 188. 145 О. М. Д’Эрбиньи. Церковная жизнь... – С. 38–39. 146 Wenger Antoine. Rome et Moscou. 1900–1950. Paris, 1987. В отношении его авторитетности как историка даже А. Юдин весьма осторожен. По его мнению, Венгер «несколько романтически оценивает многие обстоятельства тогдашней церковной ситуации в России». – Юдин А. «Я готов на любые жертвы...». – С. 34. Ср. От редакции//Альфа и Омега. 1996. 2/3 (9/10). – С. 355. По правилам французского произношения фамилию Wenger следовало бы передавать как Ванже, однако по свидетельству его собеседников, сам автор Rome et Moscou предпочитает называть себя Венгер. 147 См., например, Монахиня Игнатия. Высоко-Петровский монастырь... – С. 117–123. Ср. характеристику собратий архипастыря, отраженную в следственных документах: «Иеромонах Герман, правая рука Варфоломея, резко отрицательно настроен к католичеству. Архимандрит Агафон, заместитель Варфоломея, крайний антикатолик. Игумен Митрофан, очень терпим к католичеству. Архимандрит Никита, антикатолик». – Юдин А. «Я готов на любые жертвы...». – С. 38. 148 Иеромонах Иларион (Алфеев). Пути выхода из кризиса. Русская Православная и Римско-Католическая Церкви: проблемы и перспективы взаимоотношений//НГ-религии. 1(13), январь 1998. – С. 7 (15). 149 От редакции//Альфа и Омега. 1996. 2/3 (9/10). – С. 354. 150 Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губ Ардатовского уезда с жизнеописанием основателей ее: преподобного Серафима и схимонахини Александры, урожд А. С. Мельгуновой. Составил Архимандрит Серафим (Чичагов). СПб., 1903. – С. 418. 151 Ср. Там же. – С. 423. 152 Там же. – С. 267. 153 Там же. – С. 458. 154 «О цели христианской жизни». Беседа преподобного Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым. Сергиев Посад, 1914. – С. 7. 155 Там же. – С. 4. 156 Там же. – С. 7. 157 Там же. – С. 16. 158 Там же. – С. 17. 159 Там же. – С. 18. 160

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=856...

О крещении в академическом богословии XIX века см.: Gavin F. S. В. Some Aspects of Contemporary Greek Orthodox Thought. Milwaukee, 1923. P. 306–316; En. Сильвестр (Малеванский). Опыт православного догматического богословия. Киев, 1897. Т. 4. С. 422–425. 33 Об этих спорах см.: Алмазов А. История чинопоследования крещения и миропомазания. Казань, 1885. С. 233 и далее. Trembelas P. N. Dogmatique de 1 " Eglise Orthodoxe Catholigue. Paris: Desclee de Brouwer, 1968. Vol. 3. P. 99 ff. 34 Для Trembelas, например, «источниками благодати» являются только таинства: «Несмотря на силу и необходимость молитвы и проповеди, мы не считаем их особыми средствами получения благодати: таковыми являются только божественно установленные таинства» (цит. соч. С. 9); см. также: Gavin. Op. cit. P. 27 ff. 35 О включении этого псалма в богослужение см.: Алмазов А. История… С. 426–427. 36 Lampron to esqhma/Wenger A. (Sources chretiennes; 101). 37 Св. Иоанн Златоуст. Огласительные слова. 2, 25; Wenger (Sources chretiennes; 50). P. 147. 38 Там же, 8, 25. 39 См.: Алмазов А. История… С. 430 и далее; Finn. Op. cit. P. 191 ff; Danielou J. The Bible and the Liturgy. Chap. 2; см. также: Peterson E. Religion et vetement.//Rythmes du monde. 1946 и Pour une theologie du vetement. Lyon, 1943. 40 Peterson E. Religion et vetement. P. 4. 41 Св. Амвросий. De Myst, 34. См. также: св. Григорий Нисский.//Hamman A., ed. Baptism Ancient liturgies and patristic texts. Alba, 1967. P. 122 ff. 42 Об истории этого спора см.: Neunheuser В. Baptism and Confirmation. The Herder History of Dogma N. Y., 1964; Crehan J. Ten Years " Work on Baptism and Confirmation: 1945–1955//Theological Studies 1956 Vol. 17. P. 494–516. 43 Neunheuser B. Chap. 11. 44 Neunheuser В. Chap. 10. 45 En. Сильвестр. Указ. соч. С. 425 и далее. См. также: Gavin. Op. cit. P. 316 ff; Trembelas. Op. cit. P. 132 46 Там же, а также: Gavin. P. 317 ff. 47 О слове «дар» (dwrea) см. ст.: Buchsel F. «didwmi, dwron¼dwrea etc.»//Kittel G. Theological Dictionary of the New Testament. Grand Rapids, 1965. Vol. 2. P. 166 ff. (Theologisches Worterbuch zum NT. Stuttgart,1935. Bd. 2. S. 168–175). О «дарах» как carismata см.ст.: Conzelmann Н. carisma carismata//Friedrich G. Theological Dictionary of the New Testament. Vol. 9P. 402 ff. 48

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

Доход монастыря, складывавшийся из выручки монастырской церкви и пожертвований, увеличился с 116 тыс. рублей в 1959 г. до 133 тыс. рублей в 1960 г. Это, по мнению уполномоченного, свидетельствовало о том, что уровень посещения храма верующими не снижался, хотя местные власти и принимали меры для сокращения числа паломников. Планы республиканского уполномоченного Ковалева были следующие: «Намечено в 1961 году закрыть Полоцкий женский монастырь, а монашек переселить в Жировицкий монастырь, объединив его с бывшим Гродненским женским монастырем» . Витебский уполномоченный Кладов в плане работ на 1961 г. обозначил одну из первоочередных задач: «Изучить деятельность и состояние Полоцкого женского монастыря, подготовить материал на закрытие его и внести на рассмотрение облисполкома, одновременно развернуть подготовительную работу по размещению монашествующих в другие монастыри, трудоустройству и приему их в дома престарелых. Потребовать от настоятеля монастыря и священника монастырской церкви, чтобы они провели среди монашествующих монастыря соответствующую работу» . В отчете за 1960 г. Кладов указал, что им была подготовлена докладная записка в Витебский обком партии и облисполком. Но областное руководство, ознакомившись с материалами о закрытии Полоцкого монастыря, решило временно воздержаться от закрытия, посчитав вопрос «преждевременным и неподготовленным». Уполномоченный отметил, что закрытие Полоцкого монастыря будет решаться в 1961 г., и этот вопрос будет ставиться в том числе перед Советом по делам РПЦ, для чего необходимо незамедлительно начать подготовительную работу по размещению монашествующих в другие монастыри, устройству на работу и в дома престарелых . Полоцкий женский монастырь официально был закрыт в июне 1961 г. Уполномоченный по БССР Ковалев в докладе в ЦК КПБ от 10 июля 1961 г. сообщил, что закрытие монастыря намечалось в первой половине 1961 г. в рамках выполнения задачи по сокращению православных монастырей и для «лучшего использования свободной площади» в Минской духовной семинарии. В мае–июне 1961 г. изучались настроения монашествующих, руководителей монастыря и посещающих монастырскую церковь верующих. В процессе бесед с монахинями было установлено, что многие из них не желают переезжать в Жировицкий монастырь и не намерены освобождать монастырские помещения. Против закрытия монастыря и переезда в Жировицы выступила новая настоятельница монахиня Евлампия, ездившая в Москву в Патриархию и в Совет по делам РПЦ и добивавшаяся оставления монастыря в Полоцке. Отдельные полоцкие монахини, не желающие переезжать в Жировицы, опасались, что их вывезут в неприспособленные для жилья бараки или направят в дома престарелых.

http://bogoslov.ru/article/6177573

«Три главы о молитве и чистоте сердца» (Περ προσευχς κα καθαρτητος καρδας. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 962-963. 1961. Τ. 4. Σ. 132-133; PG. 150. 1117-1121; ΓΠΣ. Τ. 5. Σ. 157-159. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 5. С. 300-302). «Главы естественные, богословские, этические и практические» («150 глав») (Κεφλαια κατν πεντκοντα. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 964-1009. 1961. Τ. 4. Σ. 134-187; PG. 150. Col. 1121-1225; ΓΠΣ. Τ. 5. Σ. 37-120). В рус. «Д.» не включены. «Святогорский томос» (Αγιορειτικς τμος. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 1009-1013. 1961. Τ. 4. Σ. 188-193; PG. 150. Col. 1225-1236; ΓΠΣ. Τ. 2. Σ. 567-578). В рус. «Д.» не включен. 27. Каллист и Игнатий Ксанфопулы. «Метод и точное правило… о выбирающих безмолвническое и монашеское житие» (Μθοδος - ИАБ, 6. 1898. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 1017-1103. 1961. Τ. 4. Σ. 197-295; PG. 147. 635-812. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 5. С. 305-424). Согласно совр. исследователю архим. Симеону (Куц), это сочинение Ксанфопулов вторично по отношению к 22-му слову Каллиста Ангеликуда (см.: ИАБ, 6. 1566). Д. Гонис пришел к выводу о том, что автором «Метода...» был не патриарх св. Каллист I , как полагал прп. Никодим Святогорец, а патриарх св. Каллист II ( Γνης. 1980. Σ. 310-311). 28. Св. Каллист II , патриарх К-польский. «Главы о молитве», 14 глав (Περ προσευχς - ИАБ, 6. 1902. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 1100-1102. 1961. Τ. 4. Σ. 296-298; PG. 147. Col. 813-817. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 5. С. 425-428). Прибавленные к 14 главам в афинском издании дополнительные главы (Θιλοκαλα. 1961. Τ. 4. Σ. 299-367) в действительности являются самостоятельным сочинением Каллиста Ангеликуда. Прп. Никодим Святогорец считал «Главы о молитве», так же как и «Метод и точное правило», сочинением патриарха Каллиста I ( Γνης. 1980. Σ. 312-314). 29. Каллист Ангеликуд. «О безмолвнической жизни» (Слово 22) (Περ συχαστικς τριβς - ИАБ, 6. 1566. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 1103-1107. 1961. Τ. 4. Σ. 368-372; PG. 147. Col. 817-825. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 5. С. 429-435). Часть сборника из 30 слов под общим названием «Исихастское утешение».

http://pravenc.ru/text/178682.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010