Изменение положения о приходах оказало самое негативное влияние на церковную жизнь, в первую очередь, на структуру самого иерархического управления. Приходские организации, формально подчиняясь церковной власти, фактически стали подчиняться исполнительной местной власти, которая, в силу возложенных на нее государством полномочий и согласно новым инструкциям, осуществляла свой надзор и контроль над приходскими организациями. Реформой церковный народ, по замыслу партийных идеологов, на «законных» основаниях фактически был отделен от пастырей, что должно было способствовать разложению церковных структур и постепенной ликвидации церковной организации.  Реформа приходского управления была принята под жестким нажимом властей и была встроена в общий план по ликвидации Церкви как таковой. В октябре 1961 года на XXII съезде партии была принята программа построения коммунизма и взят курс на ликвидацию религии и Церкви в ближайшие 20 лет. Статистика говорит об ужасающей картине разрушения приходских организаций: только за одни год – с 1961 по 1962 – Русская Православная Церковь потеряла полторы тысячи приходов. Постановлением Совмина от 16 января 1961 г. «Об усилении контроля за деятельностью Церкви» отменялись все законодательные акты военного и послевоенного времени. Как докладывал председатель совета по делам РПЦ В. А. Куроедов, «На текущий 1961 год мы ставим серьезную задачу – вернуть общественным организациям все здания… которые ухитрились церковники захватить в военные и послевоенные годы» . По мнению прот. В. Цыпина, при таких темпах потери приходов на полное разрушение церковной организации понадобилось бы пять лет . На территории Центральной России в 11 епархиях (включая г. Москву, в которой из 41 храма бы снят с регистрации лишь один приход в 1962 г.) из зарегистрированных в 1961 г. 784 приходов к 1963 году осталось 663. На территории РСФСР к 1963 году осталось 2093 зарегистрированных прихода . Вместе с сокращением приходов, а также происходившим на этом фоне закрытием Киевской и Ставропольской семинарий, 12 монастырей, 7 епархий за шесть лет, с 1960 по 1966 гг., количество приходского духовенства, по различным причинам, сократилось на 1500 человек (с 9061 до 7347 священников и диаконов) . В Центральной России в 1960–1966 гг., например, со 104 священников в Калининской епархии осталось 54, с 388 в Московской епархии осталось 181, в Ивановской с 82 количество священников сократилось до 64 .

http://bogoslov.ru/article/4786144

699. De la structure de l " Eglise Contacts. Вестник Русского Западно-Европейского Экзархата, 1958, 20, 22 – 23. И отдельно: Paris, 7 стр. 1959 год 700. Из истории спора Старого Рима с Новым. Вестник Русского Западно-Европейского Экзархата, 1959, 29, с. 38 – 59. 701. Халкидонский собор и восточный папизм. Там же, 32, с. 255 – 268. 702. Рецензия на книгу «Чешки научник о Cbemocabckoj Kpмчuju». Весник Савеза Ужруженьа православног свештенства ) Jrocлabuje, 1959, 246. 1960 год 703. Спор Старог Рима са Новим. Посебно изданье Српске Akaдeмje Наука, кн. CCCXXXII. Београд, 1960, с. 68, и фототипия трактата о первенстве Константинопольского престола с критической схолией по Ленинградской рукописи II, 250, 7. 704. О неправде Карловацкого раскола. Разбор книги прот. М. Польского «Каноническое положение высшей церковной власти в СССР и за границей». Париж, 1960, 148 стр. 1961 год 705. О смысле 9-го и 17-го канонов Халкидонского Собора. Журнал Московской Патриархии, 1961, 2, с. 57 – 65. 706. Св. Мефодий как славянский законодатель. Там же, 12, с. 49 – 59. 707. Кто включил папистическую схолию в Православную Кормчую? Богословские труды, 1961, сб. 2, с. 5 – 51. 708. Святой Мефодий как славянский законодатель. Там же, с. 83 – 124, и фотокопия «Закона судного людем» по рукописи Иасафовской Кормчей, с. 125 – 141. 709. Резюме реферата ««Закон судный людем» как памятник византийского права», прочитанного 11 IX 1961 г. на Конгрессе византологов в Охриде. Resumes des communi- cations Конгресса, p. 109 – 110. 1963 год 710. Для кого, когда и где святой Мефодий составил «Закон судный людем». Ежегодник Православной Церкви в Чехословакии, 1963, с. 49 – 58. 711. «Закон судный людем» краткой редакции. Приготовили к печати M. H. Тихомиров, Л. М. Мвлов под редакцией M. H. Тихомирова. Изд. Академии Наук СССР. Москва, 1961. (Рецензия.) Slovo, Zagreb, 1963, с. 203 – 212. 1964 год 712. «Закон судный людем» как памятник византийского права. Extrait des Actes du XII-e Congres Internationale des Etudes Byzantines, tome II, p. 525 – 529. И отдельно: Beograd, 1964. (На русском яз.)

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Рецензии на книги 2789. [Рец. на кн.:] Антоний (Блум), митр. Сурожский. Во имя Отца и Сына и Святого Духа: [Проповеди]. 1982//ВРЗЕПЭ. 1982. 109/112. С. 289–291. 2790. Белякова Е. В. [Рец. на кн.:] Мангилева А. В. Духовное сословие на Урале в первой половине XIX в.: На примере Пермской епархии. Екатеринбург, 1998. 218 с.//Страницы. 1998. Т. 3. 4. С. 627. 2791. Бессарабова И. [Рец. на кн.:] Струве Н. А. Православие и культура. М.: Христианское изд-во, 1992//ППр. 1993. 2. С. 253–256. 2792. [Брутон Л.] [Рец. на кн.:] Pelikan J. Mary through the Centuries: Her Place in History of Culture [=Пеликан Я. Мария в веках: Ее место в истории культуры]. New Haven: Yale University Press, 1996. XII, 269 p. From: The Princeton Seminary Bulletin. 1998. P 85–87 (New Series; Vol. 19)/L. Broughton; Пер. с англ.: К. Бурмистров//Страницы. 1998. Т. 3. 2. С. 315. 2793. Василий (Кривошеин) , архиеп. Брюссельский и Бельгийский. [Рец. на кн.:] Beck H.-G. Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich. München, 1959 [=Бек Х.-Г. Церковь и богословская литература в Византийском государстве]//ВРЗЕПЭ. 1960. 33/34. С. 131–133. 2794. Василий (Кривошеин) , архиеп. Брюссельский и Бельгийский. Histoire de la Spiritualité Chretiénne: [Рец. на кн.:] Bouyer L. La Spiritualité du Nouveau Testament et des Pères. Aubier, 1960 [=Буйе Л, о. Духовное учение Нового Завета и отцов]//ВРЗЕПЭ. 1960. 35. С. 54–56. 2795. Василий (Кривошеин) , архиеп. Брюссельский и Бельгийский. Неизданное творение Иоанна Златоуста : [Рец. на кн.:] Jean Chrysostome. Huit Catechèses Baptismales inédites/Introduction, texte critique, traduction et notes de A. Wenger. Paris, 1957 [= Иоанн Златоуст , свт. Восемь неизданных поучений о Крещении]//ВРЗЕПЭ. 1960. 36. С. 59–60. 2796. Василий (Кривошеин) , архиеп. Брюссельский и Бельгийский. [ Рец. на кн.:] Quasten J. Patrology...Vol. 3: The Golden Age of Greek Patristic Literature: From the Council of Nicaea to the Council of Chalcedon. Utrecht; Antwerpen, 1960 [=Квастен И. Патрология... Т. 3: Золотой век греческой патристической литературы: От Никейского Собора до Халкидонского]//ВРЗЕПЭ. 1961. 37. С. 61–62.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О. Александр переставил события: письмо архиеп. Ермогена было написано не до Собора 1961 г., а через четыре года после него. 73 Собор 1945 г. был собран в связи со смертью патриарха Сергия (Страгородского). Архиерейский собор 1961 г. внес изменения в четвертый раздел «Положения об управлении Русской Православной Церковью», принятого в 1945 г. Изменение это облегчило процедуру закрытия храмов — так, на 1.1.1961 в стране действовало 11 616 церквей, а на 21.8.1963 — лишь 8 314. 74 Кодекс канонического права Западной церкви не содержит такого правила. 75 Свт. архиеп. Лука (Войно–Ясенецкий) (1877–1961), архиепископ Симферопольский и Крымский с 1946 г., умер 11 июня, до открытия собора. Подробнее о нем см. на стр. 192. 76 В начале 1950–х гг. Александр по благословению схиигуменьи Марии прислуживал в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, настоятелем которого был о. Дмитрий Делекторский (ум. 1970). До этого о. Дмитрий служил в храме Вознесения до самого его закрытия. Будучи уже глубоким старцем, он с благодарностью вспоминал архим. Серафима (Батюкова), уступившего ему место для служения в храме Вознесения, что дало ему возможность выехать с большой семьей из села, куда он был назначен и где наверняка был бы арестован или убит. Вместе с Александром в храме Рождества Иоанна Предтечи прислуживали Кирилл Вахромеев (ныне митр. Филарет) и будущие священники Сергий Хохлов и Владимир Рожков. В студенческие годы Александр прислуживал в храмах г. Иркутска. 77 Под ред. А. П. Лопухина. 78 Прот. Александр Смирнов (1888–1950), с 1943 г. ответственный секретарь Николо–Кузнецкой церкви в Москве. «Журнала Московской Патриархии», в 1949 г. — и. о. ректора МДА. Более 20 лет до своей кончины, настоятель Николо–Кузнецкой церкви в Москве. 79 Свящ. Николай Эшлиман (1928–1985). Рукоположен в диаконы в 1959 г.в Костроме, в священники — в 1961 г. митр. Пименом (Извековым); последнее место служения — московский храм Покрова Пресвятой Богородицы в Лыщиковом переулке. Подробнее о нем см. на стр. 112. 80

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

Но огромный урон был нанесен православной Беларуссии. Она действительно почти буквально стала «первой атеистической республикой», как и задумал Хрущев. Много бед терпели православные в Почаеве и на всей Украине. В 1961 году Хрущев потребовал сместить митрополита Николая (Ярушевича), чья критика в адрес первого секретаря ЦК Компартии становилась всё жестче. Тому было предложено переехать на кафедру в Ленинград или Новосибирск. Митрополит отказался, заявив, что как любой гражданин Советского Союза имеет право жить по месту прописки — в небольшом доме рядом с метро «Бауманская», где ему помогала по хозяйству некая женщина-медсестра. В доме она исполняла обязанности экономки. Некоторые историки считают, что эта женщина была завербована органами и при первом сердечном приступе митрополита осенью 1961 года вызвала не обычную районную неотложку, а ту, которую ей приказали. Митрополита Николая отвезли в больницу, где он умер при странных обстоятельствах. Основной упор власти сделали именно на пропаганду. Тогдашний ответственный секретарь журнала «Московская Патриархия» Анатолий Васильевич Ведерников собирал все вырезки, касающиеся религии. И к концу 1959 года агентство, которое он для этого нанимал, отказалось работать, потому что оно просто не справлялось с объемами работы — такой поток атеистической пропаганды шел в советской прессе. Отец Александр Мень рассказывал, что в день выходило примерно от семи до восьми книг атеистического содержания. Можно себе представить, какой это был массированный шквал. После 1961 года был введен учет и контроль всех таинств в церкви, то есть стало необходимо записывать паспортные данные: кто когда венчался, крестился и прочее. 18 июля 1961 года состоялся Архиерейский Собор, на котором было потребовано, чтобы священник не возглавлял «двадцатку» (исполнительный орган любого прихода во главе с председателем и ревизионной комиссией: без этой «двадцатки» нельзя было зарегистрировать общину), а стал наемным сотрудником. «Двадцатка» теперь должна была возглавляться светским старостой. На Архиерейском Соборе 1961 года священников лишили каких-либо прав в общине. Теперь «двадцатка» имела право расторгнуть с ним договор без объяснения причин.

http://azbyka.ru/fiction/pomoshhnik-prep...

Как вспоминает архиепископ Василий, в кулуарных беседах согласие с его позицией выразили архиепископ Иркутский Вениамин (Новицкий), митрополит Алма-Атинский Иосиф (Чернов), архиепископ Уфимский Иов (Кресович). С речами на Совещании выступили митрополиты Пимен и Никодим. В своих выступлениях среди прочего они коснулись и вопроса об изменениях в «Положении об управлении Русской Православной Церковью», которые были внесены Архиерейским Собором 1961 года. Митрополит Пимен сказал: «От множества клириков нашей Церкви мы также получили аргументированные высказывания в поддержку решений Архиерейского Собора 1961 года... Не скрою, есть, правда, единичные высказывания, которые нас возвращают к положению, существовавшему в приходах до 1961 года. Но для этого нет никаких оснований, ибо принятие подобных решений противоречит государственному законодательству и не будет служить на пользу Святой Церкви». Подробнее остановился на этом вопросе митрополит Никодим: «18 июля 1961 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви постановил разграничить обязанности настоятелей и исполнительных органов прихода. Само собой разумеется, что структура и организация жизни нашей Церкви не должны и не могут входить в противоречие с законами нашего Отечества, и все, что может осложнять или ухудшать взаимоотношения между Церковью и государством в нашей стране, нами должно отвергаться, ибо в памяти церковной никогда не должны забываться усилия приснопамятного Святейшего Патриарха Сергия по нормализации этих отношений и обо всем том, что было в церковной жизни при отсутствии этих отношений. Напоминание было весьма красноречивым и сильным. - Я думаю, что нам, ответственным перед Пастыреначальником Господом Иисусом Христом и Его Церковью за нормальное течение и развитие церковной жизни, это совершенно ясно, и в данном вопросе нет места неконструктивным спорам. Опыт 10-летнего применения этого решения Архиерейского Собора 1961 года в приходской жизни показал оправданность известного утверждения Святейшего Патриарха Алексия, сделанного им в речи на Соборе: «Умный настоятель, благоговейный совершитель богослужений и, что весьма важно, человек безукоризненной жизни, всегда сумеет сохранить свой авторитет в приходе...»

http://sedmitza.ru/lib/text/440013/

Число арестованных и осуждённых священнослужителей составляло тогда несколько сот, среди них были и «повторники», уже отсидевшие за то, что во время войны служили на оккупированных территориях. Закрытие приходов в 1959 году приобрело массовый характер, в следующем году оно осуществлялось с ещё большим размахом, сравнимым разве что с кампаниями эпохи великого перелома. Из 13 008 приходов на 1 января 1961 года осталось 11 571, 1437 храмов были закрыты, многие разрушены или взорваны . Например, в Калужской области за 1960 год было закрыто 4 церкви – в селе Красное Боровского района, в селе Никитское Медынского района, в селах Юрьевское и Лукьяново Малоярославецкого района. В 1961 году было закрыто еще 3 церкви: в селе Феодоровское Угодско-Заводского района, в селе Кудрявец Хвастовичского района,  церковь «Рождество на Угре» Дзержинского района. Если на 1 января 1960 года в области было 37 действующих православных храмов, то к 19 июня 1961 года их осталось 30 . О соотношении действующих и недействующих церковных зданий в провинциальных районах Центральной России к концу 1961 года наглядно говорит следующая информация Кораблинского райисполкома Рязанской области: «В районе насчитывается зданий церквей в количестве 20, из них сохранивших внешний вид – 2 – Лесуновская и Рябиновская действующие церкви. Остальные здания церквей потеряли свой прежний вид и используются в основном под складские помещения и сельские клубы» .  «Чувствую себя нервным от общего лада церковных дел…», – именно такие слова написал в конце августа 1959 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский), оценивая государственно-церковную политику в стране. По его мнению, это было связано с каким-то новым отношением к делам Церкви со стороны гражданских властей . 13 января 1960 года было принять постановление ЦК КПСС «О мерах по ликвидации нарушений духовенством Советского законодательства о культах». Основное внимание уделялось тому, что «Положение об управлении Русской Православной Церкви», принятое Поместным Собором 31 января 1945 года, отстранило прихожан от управления церковным имуществом и денежными средствами, вернув эту прерогативу, как было и прежде, настоятелям. Впрочем, необходимо отметить, что это было не везде. Так, священник Владимир Виноградов в своем рапорте епископу Ивановскому и Кинешемскому Роману, датированном 1957 годом, писал: «Милюковский церковный совет с церковным положением совершено не считается. И себя ставит выше не только священника, но даже епископа. Говорят: у нас так было. И без всякого моего на то согласия захватил почти все доходы, поступившие за службы». 

http://bogoslov.ru/article/3698574

При приглашении на работу в храме псаломщиков, пономарей, алтарников и вообще лиц, так или иначе участвующих в богослужении, исполнительный орган согласует кандидатов на эти должности с настоятелем. м) Строгое соблюдение как духовенством, так и приходскими общинами гражданского законодательства о Церкви, не говоря уже о церковной дисциплине, обязательно. В этом – залог общего церковного благополучия Русской Православной Церкви и приходского благополучия – в частности. (Основание: «Книга правил святых Апостолов, Вселенских и Поместных Соборов и святых Отец», «Положение об управлении Русской Православной Церкви» 1945 года; Журнальное Постановление Священного Синода Русской Православной Церкви от 18 апреля 1961 года; Постановление ВЦИКа и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 года.) 3. Настоящее Постановление Собора Преосвященных Архиереев Русской Православной Церкви опубликовать в «Журнале Московской Патриархии» ко все общему сведению православных общин Русской Православной Церкви, руководству и исполнению. 4. Перечисленные выше параграфы заменяют собой IV раздел («Приходы») в «Положении об управлении Русской Православной Церкви»... 5. В III разделе («Епархии») «Положение об управлении Русской Православной Церкви», в параграфе 30, исключить фразу, начинающуюся после последней запятой («а также наблюдает за правильностью хозяйственной стороны приходов»). Собор Епископов Русской Православной Церкви. 18 июля 1961 года//Журнал Московской Патриархии. 1961. 8. С. 15–17. См. также: Хибарин И. К решению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о приходе//ЖМП. 1961. 9. С. 14–19. 1961 г., 23 августа. – Текст документа, направленного Г.К. Крючковым и А.Ф. Прокофьевым в Совет по делам религий при Совете министров СССР Церковь ЕХБ в СССР переживает состояние глубокого кризиса, вызванного отступлением ряда ее служителей от чистоты евангельского вероучения и проведением ими в жизнь неправильной практики служения. Для разрешения создавшегося положения церковь ЕХБ нашей страны имеет острую нужду в проведении Всесоюзного Чрезвычайного съезда с повесткой дня, касающейся исключительно церковных вопросов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1961 году из Ватикана поступило неожиданное сообщение: Дёпфнера  к осени переведут летом из Берлина в столицу Баварии Мюнхен. В архиве Р. Гелена хранилась копия донесения от 11 июля 1961 года некого агента БНД, имевшего псевдоним  " Vortragsnotiz 1209 " (Докладная записка 1209). Пятью днями ранее официально стало известно, что Дёпфнер сменит покойного кардинала Йозефа Венделя на посту архиепископа Мюнхена и Фрайзинга. Из рукописного письма Папы  Иоанна XXIII следовало, что тот «насильно перевел его (в Мюнхен.— Примеч. автора),но  не без двусмысленного напоминания Дёпфнеру о долге его повиновения». Дёпфнер явно  не хотел ни при каких обстоятельствах уезжать из Берлина. Позже, когда Дёпфнер  уже занимал пост архиепископа, стало известно о негативном его отношении в 1961 году к новому месту назначения. Один из агентов БНД под псевдонимом  «Петрус» сообщил, что Дёпфнер  «был полон решимости в случае необходимости выступить против папского приказа о переводе». Две немецкие спецслужбы «были раздражены предстоящим переводом Дёпфнера в Мюнхен». Как Штази, так и БНД пришла к выводу, что «папа Иоанн XXIII отозвал Дёпфнера по политическим причинам». Согласно оценке БНД, ссылавшейся на  своего «случайного информатора с очень хорошими отношениями с высокопоставленными лицами», Ватикан посчитал Дёпфнера уже «политически сожженным». Существовали и некоторые «внутрицерковные причины», сыгравшие роль в переводе Дёпфнера из Берлина в Мюнхен. Они всплыли из архивных документов Р. Гелена. В Мюнхене Дёпфнер якобы был «срочно нужен по пастырским соображениям». Его предшественник кардинал Йозеф Вендель не смог твердо заявить о себе на своем посту. А вот епископ Дёпфнер как «правильный человек» обладал «необходимой твердостью», чтобы обеспечить должный порядок в епархии Фрайзинга и Мюнхена. Даже когда Дёпфнер покинул Берлин и занял пост  архиепископа Фрайзинга и Мюнхена, служба Штази окружила  его в Баварии  своими  четырьмя «неофициальными сотрудниками», чтобы следить за кардиналом. Для Штази всегда казалось подозрительным, как Ватикан передвигал на церковной шахматной доске такую влиятельную фигуру, как  Юлиус Дёпфнер. БНД также интересовалась дальнейшей судьбой Дёпфнера. Из документов Р. Гелена стало известно, что в кабинетах немецкой спецслужбы «возмущались» тем, что служитель Католической церкви Дёпфнер «отказался от должности военного епископа». Дёпфнер назначен архиепископом Мюнхена и Фрайзинга 3 июля 1961 года, но его  интронизация состоялась только  30 сентября. Вместе с тем на Дёпфнера, начиная с 3 июля 1961 года по 19 августа того же года возложили управление вакантной Берлинской епархией.

http://ruskline.ru/opp/2022/01/24/kardin...

Выставлено было требование привести «Положение об управлении Русской Православной Церковью» в строгое соответствие с Постановлением ВЦИК и Совнаркома РСФСР 1929 года «О религиозных объединениях», которое устраняло священнослужителей как лиц, лишенных избирательного права, от участия в хозяйственных делах религиозных общин. После издания Конституции СССР 1936 года, предоставившей всем гражданам одинаковые права, «Постановление» это вступило в противоречие с Основным Законом государства. По докладу митрополита Крутицкого Питирима Архиерейский Собор принял постановление о расширении состава Священного Синода включением в число его постоянных членов управляющего делами Патриархии и председателя Отдела внешних церковных сношений. После Архиерейского Собора 1961 года постоянными членами Синода, кроме митрополита Киевского Иоанна, Ленинградского Гурия и Крутицкого Питирима, стали архиепископы: Тульский Пимен (Извеков) и Ярославский Никодим (Ротов). Заслушав доклад архиепископа Никодима, Собор одобрил постановление Синода о вступлении Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей, вынесенное 30 марта 1961 года. Архиерейский Собор заседал в то время, когда по всей стране происходило закрытие церквей. Делалось это под разными предлогами: то потому, что церковь была открыта в войну на оккупированной территории по разрешению немецких властей, то из-за того, что вблизи храма расположена школа, или под предлогом, что церковь мешает движению транспорта. В Кировской епархии из 75 православных приходов, существовавших в 1969 году, к 1964 году осталось всего 35; 7 деревянных церквей было разобрано, одна каменная, в епархиальном городе, взорвана; в остальных 32-х - богослужебные книги и иконы были сожжены, сами храмы разорены дотла. В Московской епархии с 1959 по 1963 годы закрыто было более половины церквей. В Москве летом 1964 года впервые за послевоенное время был разрушен храм - Малого Преображения, в которой еще недавно совершал богослужение митрополит Крутицкий Николай. Особенно тяжко пострадали Белоруссия, Украина, Молдавия. В Днепропетровской и Запорожской епархии в 1959 году было 285 приходов, а к 1961 году осталось всего 49. В Киеве у Церкви отнят был Андреевский собор. Всего по стране за время хрущевских гонений была закрыта почти половина приходов. В 1959 году Русская Церковь насчитывала около 14 тысяч приходов, в 1961 году число приходов сократилось до 8 тысяч (к 1966 году сохранилось 7523 прихода). Соответственно уменьшилось и число служащих священников и диаконов. К 1961 году оставалось лишь 8252 священника и 809 диаконов; к 1967 году - 6694 священника и 653 диакона. Сокращался прием в духовную семинарию. В конце концов 5 семинарий: Ставропольская, Саратовская, Киевская, Луцкая, Жировицкая - были закрыты. В 1959 году Русская Церковь имела 47 монастырей, а к середине 1960-х годов осталось только 16; число монашествующих сократилось к этому времени с 3 тысяч до примерно полутора тысяч.

http://sedmitza.ru/lib/text/440010/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010