Место в Деяниях Событие География Робинсон (1976) Джуитт (1979) Послания (1999) Макрей (2003) Кинер (2013–16) Рождение 2 пол. 10-х гг. Обращение на пути в Дамаск Дамаск Авг-окт.34 Между 31 и 34 Дамаск, Аравия (33–35) Иерусалим Кон.37 Тарс, Сирия, Киликия (35–46) Между 34/35 и 40? Павел в Антиохии Антиохия Ок. 40–47? Второе посещение Иерусалима, во время голода Иерусалим Первое миссионерское путешествие Пергия, Атталия, Антиохия Писидийская, Икония, Листра, Дервия Весна 45-весна 49 Кон.47-сер.48 Апостольский Собор в Иерусалиме Иерусалим Авг-окт.51 Нач.49 Второе миссионерское путешествие Троада, Филиппы, Фессалоники, Верия, Афины, Коринф, Эфес Кон.49 или нач.50-осень 52 Лето 49-лето 51 Третье миссионерское путешествие Эфес, Троада, Македония, Милет, Тир, Кесария Весна 53-весна 58 Авг.51-май 54 Пребывание в Иерусалиме Иерусалим Пребывание в Кесарии Кесария Лето 57-лето 59 Лето 57-лето 59 Лето 54-июнь 56 Путешествие в Рим Сидон, Миры, Крит, Мальта, Сиракузы, Регия, Путеолы Осень 59-зима 60 Осень 59-зима 60 Осень 60-весна 61 Осень 56-зима 57 Первое заключение в Риме Весна 61-весна 63 Май 57-фев.59 Более поздние путешествия, второе заключение в Риме Смерть Зима 67–68 64–67? 23 Cp.: Keener C.S, Acts. Vol. 2. P.1449 (автор, однако. отмечает. что эта датировка – не более чем догадка). 25 Benedktus PP. XVI. Specialis Annus Sacer ad recolendum bis mitlesimum annum a natali die Sancti Pauli Apostoli. P.670. 26 Датой рождения Иисуса Христа принято считать 5–6 годы до Р.Х. О том, каким образом Иисус мог родиться за несколько лет до «Рождества Христова». см. в: Иларион (Алфеев) , митрополит. Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга 1: Начало Евангелия. С.257–262, гл.5, 2. О возрасте апостолов см.: Там же. С.537, гл.12, 5. 27 См., в частности: Hengel M. Zur urchristlichen Geschichtsschreibung. S.72 (32–34гг.); Jewett R. A Chronology of Paul’s Life. P.30; Hubaut M.A. Paul de Tarse. P.29–57; Baslez M.F. Saint Paul. P.401–405. 34 Jewett R.A. Chronology of Paul " s Life (схема помещена в конце книги и не имеет пагинации). Выстраивая хронологию жизни Павла, Джуитт отдает предпочтение Павловым посланиям как первичному источнику перед книгой Деяний как вторичным источником.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Вторая ред. Мученичества написана более изящным стилем, но в общих чертах повторяет сюжет первой. Наиболее важным ее отличием является появление в повествовании 3 других христиан - Акакия, Менандра и Полиена, о к-рых сообщается лишь то, что они пострадали вместе с П. Время кончины П., как и время составления Мученичества, неизвестно. Некоторые исследователи предполагают, что текст был написан под влиянием Мученичества сщмч. Пиония, пострадавшего при имп. Деции (249-251), где также упоминается проконсул Иулий и содержится пространная речь сщмч. Пиония о подземном огне. Сведения о почитании П. датируются не ранее IX в. О нем упоминается в Хронике, написанной Георгием Амартолом во время правления имп. Михаила III (842-867) ( Georg. Mon. Chron. P. 438-440). Его память отмечена под 19 мая в неаполитанском Мраморном календаре IX в. ( Delehaye H. Hagiographie Nepolitaine//AnBoll. 1939. Vol. 57. P. 21-22) и в палестино-груз. календаре X в. (Sinait. iber. 34 - Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 67, 228-229). Под этим же числом епископ упоминается вместе с Акакием, Менандром и Полиеном в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.). Здесь большая часть заметки посвящена учению П., изложенному на основе Мученичества. В конце говорится, что синаксис мученикам совершался в К-поле, в ц. Пресв. Богородицы, в «тон Киру» (τν Κρου) (SynCP. Col. 695; Janin. Églises et monastères. P. 193-195). В Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) под 19 мая Акакий, Менандр и Полиен названы учениками П. В нек-рых визант. Синаксарях память П. содержится под 17 мая (напр.: Ambros. B. 133. Supl., XII в.), под 29 апр. изложено его учение о Страшном Суде (напр.: Paris. Coislin. 223., 1301 г.). В Синаксаре 1172 г. (Lips. R. II. 25) под 30 апр. помещены тексты учения П. «о подземном огне и горячих водах» и сщмч. Пиония «о пламени, извергающемся из-под земли в различных местах и карающем», изложенные неким Григорием, который после 2-го Собора в Никее (787) видел извержение Везувия, длившееся 6 дней и остановленное лишь по молитвам Стефана II, еп. Неапольского (767-800). В греч. печатной Минее (Венеция, 1603) память П. и его слово о Страшном Суде содержатся под 28 апр.

http://pravenc.ru/text/2579768.html

48. Bockmuehl М. The Epistle to the Philippians/BNTC. London, 1998. 49. Braumann C. μορφ/NIDNTT: In 4 vol./Ed. by Colin Brown. Grand Rapids, 1975,1986. Vol. 1: a. 50. Braumann, C. σχμα/NIDNTT. Grand Rapids, 1975,1986. Vol. 1: a-f. 51. Brown R.E. An Introduction to the New Testament. New ork, 1997. 52. Brown F., Driver S.R., Briggs C. A.A Hebrew and English Lexicon of the Old Testament. Oxford, 1962. 53. Bruce F.F. The Epistle to the Hebrews/NICNT. Grand Rapids, 1990. 54. Bruce F.F. The Epistles to the Colossians, to Philemon and to the Ephesians/NICNT. Grand Rapids, 1984. 55. Bultmann R. Theology of the New Testament. Vol. 1. New York, 1951. 56. Burney C.F. Christ as the ΑΡΧΗ of Creation/The Journal of Theological Studies. 1926, XXVII (106). 57. Cerfaux L. L " hymne au Christ-Serviteur. Louvain. 1946. 58. Charlesworth J.H. Critical Reflections on the Odes of Solomon/JSP SS 22. Sheffield: Academic Press. 59. Collange F. L’Epitre de Saint Paul aux Philippiens/Le Commentaire du Nouveau Testament. Lausanne, 1973. 60. Collins R.E. Introduction to the New Testament. Norwich, 1992. 61. Cullmann O. The Christology of the New Testament. London. 1956. 62. DeMaris R.E. The Colossian Controversy: Wisdom in Dispute at Colossae/JSNT SS 96. Sheffield, 1994. 63. Deichgraber R. Gotteshymnus und Christushymnus in der fruhen Christenheit. Untersuchungen zu Form, Sprache und Stil der fruhchristlichen Hymnen. Gottingen, 1967. 64. Delling C. Der Kreuzestod Jesu in der urchristlichen Verkundigung. Gottingen, 1972. 65. Delling C. πλρωμα/TDNT: In 10 vol./Ed. by G. Kittel. Grand Rapids, 1988. Vol. 6. 66. Delling G. μνοςμν . ψαλμ . ψλλω/TDNT: In 10 vol./Ed. by G. Kittel. Vol. 1. 67. Dibelius M. An Die Kolosser, Epheser, an Philemon/HNT, 12. Tubingen, 1953. 68. Dibelius M. Die Geisterwelt im Glauben des Paulus. Gottingen, 1909. 69. Dodd C.H. The Meaning of Paul for Today. London, 1960. 70. Drane J.W. Гностицизм/НБС. 4. 2. Библейские реалии. СПб., 2001. 71. Dunn J.D. Christology in the Making: A New Testament Inquiry into the Origins of the Doctrine of the Incarnation. London, 1989.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/gimny-v...

45 . Тронский И. М. История античной литературы. М., 1983. 46 . Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии. Кн. 1. М., 1910. Кн. 2. М., 1915. 47 . Феодорит , епископ Киррский. История боголюбцев/Вступ. статья и нов. пер. А. И. Сидорова . М., 1996. 48 . Феодорит , епископ Киррский. Церковная история. М., 1993. 49 . Филарет (Гумилевский) , архиеп. Историческое учение об отцах Церкви. М., 1996. 50 . Филон Александрийский. Против Флакка. О посольстве к Гаю; Иосиф Флавий. О древности иудейского народа. Против Апиона. Москва; Иерусалим, 1994. 51 . Флоровский Г. В. Восточные отцы IV века. М., 1992. 52 . Флоровский Г. В. Феофил Александрийский и апа Афу из Пемдже/Он же. Догмат и история. М., 1998. С. 311–350. 53 . Ермий Созомен Саламинский. Церковная история. СПб., 1851. 54 . Baur Ch. Georgius Alexandrinus/Byzantinische Zeitschrift. 1927. T. 27. P. 1–16. 55 . Baur Ch. John Chrysostom and His Time. 1960. Vol. 1–4. London, 1960. 56 . Beck H. G. Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich. München, 1959. 57 . Bréhier L. Les institutions de l’empire byzantine. Paris, 1947. 58 . Casson L. Travel in the Ancient World. London, 1974. 59 . Dagron G. Naissance d’une capitale. Paris, 1974. 60 . Delehaye H. Les légendes hagiographique. Bruxelles, 1955. 61 . Delehaye H. Les passions des martyres et les genres litteraires. Bruxelles, 1966. 62 . Douze récits byzantins sur saint Jean Chrysostome/Publies par Franзois Halkin Bruxelles, 1977. 63 . Downey G. A History of Antioch in Syrie. Princeton, 1974. 64 . Festugiére A. J. Antioche païenne et chrétienne, Libanios, Chrysostome et les moines de Syrie. Paris, 1959. 65 . Gaudemet J. L’Eglise dans l’Empire romain. Paris, 1958. 66 . GrabarA. Martyrium. Recherches sur la culte des reliques et l " art chrétien antique. Paris, 1964. 67 . Jaeger H. Παρρησα et fudicia. Etude spirituelle des mots/Studia patristica. 1957. Vol. 1. P. 221–239. 68 . Janin R. Constantinople byzantine. Paris, 1950. 69 . Janin R. Le géographie ecclésiastique de l’empire byzantin. Paris, 1969.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Преемники Магомета не называются ни князьями, ни царями, а только преемствующими святой трон... Преемство это духовное Магомета вкратце таково: «Адам, Шиши, Ной, Авраам, Исыгагэ, Яков, Моисей, Давид, Иисус, Магомет. Духовные истины с Иисусом прекратились; возникли ереси. Вот почему Бог избрал Магомета» (Sic!) Самое жизнеописание автором делится на три периода: 1) от рождения Магомета до 41-го года его жизни, т. е. до получения посланничества; 2) от 41-го до 54-го года, т. е. до переселения в Медину; 3) до 64-го года, т. е. до смерти лжепророка. Не касаемся содержания и частностей биографии, где чудесное и сказочное смешивается с действительностью; заметим только, что в самом конце описываются особенные чудеса Магомета, делается похвала в честь его, описываются афоризмы и действия Магомета, делаются выписки об Аравии и положении магометан в Китае, по китайским источникам. «Коран», с префиксом «аль-Коран», или точнее »Куран« – арабское слово, означающее »чтение« или «то, что должно читать», соответствует халдейскому »Keri»; книга эта называется еще «Фуркан» от корня – «разделять». «расчленять», в смысле отделений, частей, «Section» Св. Писания. Арабы говорят: «Аль-Мозаф (Moshaf)» – том, vol.; «аль-Китаб» – книга по преимуществу; «Аль-Дгикр» – увещание, admonition. Коран есть книга веры, соответствующая Библии. Он состоит из книги, разделенной на сто четырнадцать секций, или глав, именуемых " сурами» – «Suras» т. е. правильные ряды чтений, имеющих свои особые названия и количество стихов; – «айят»; пред каждой главою ставится формула «Бишм-Иллах» «во имя Бога»; иногда глава называется по её содержанию, но для двадцати девяти употреблены буквы арабск. алфавита, имеющие мистическое значение, прочие названия – случайны, хронологический порядок соблюден не всегда однообразно, различаются суры Медины и суры Мекки. По силе пророческого вдохновения и времени происхождения, различаются суры следующие: а) первого периода, под числами 103, 100, 99, 91, 106, 1, 101, 95, 102, 104, 82, 92, 105, 89, 90, 93, 94, 108; б) второго периода: 96, 112, 74, 111; в) третьего периода: 87, 97, 88, 80, 81, 84, 86, 110, 85, 83, 78, 77, 76, 75, 70, 109, 107, 55, 56; в) от 6-го по 10-й год миссии Магомеда: 67, 53, 32, 39, 73, 79, 54, 34, 31, 69, 68, 41, 71, 52, 50, 45, 44, 37, 30, 26, 15, 51; г) к пятому году миссии: 46, 72, 35, 36, 19, 18, 27, 42, 40, 38, 25, 20, 43, 12, 11, 10, 14, 6, 64, 28, 23, 22, 21, 17, 16, 13, 29, 7; д) неизвестны по времени – 113, 114; е) по происхождению из Медины: 2, 47, 57, 8, 58, 65, 98, 62, 59, 24, 63, 48, 61, 4, 3, 5, 33, 60, 66, 49, 9. Большая часть прочих по происхождению из Мекки или частью из Медины. Шесть равных частей называются «Геизб» (Heizb), каждая из коих подразделяется на четире равных части, для удобства чтецов, которые в царских мечетях или кафедральных, также в надгробных часовнях над именитыми людьми, должны прочитывать весь Коран ежедневно. Причем количество прочитываемых секций распределяется поровну между этими чтецами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 465; Delehaye H. Les Martyrs d " Égypte//AnBoll. 1922. Vol. 40. P. 32-34, 67, 70, 96, 98, 118-119, 121, 123, 151; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 897; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 81; Sauget J. -M. Vittore il Generale//BiblSS. Vol. 12. Col. 1258-1260; Lucchesi G. Vittore e Corona//Ibid. Col. 1290-1292; Keller K. Victor der Sieger: Zur Verehrung von frühchristl. Märtyrern mit Namen Victor//Hermeneia. 1996. N 12. Иконография В памятниках визант. круга представлен юным темноволосым мучеником или средовеком с короткой округлой бородой; облачен в хитон и плащ; в руке держит крест. В Ерминии Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., о В. сказано: «Юный без бороды» (Ч. 3. § 10. 10). Как юный мученик В. представлен: в Новой ц. Токалы-килисе в Гёреме (Каппадокия), кон. X в.; в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. fol. 174, 976-1025 гг.); в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас (в наосе, где в XIX в. на месте утраченного образа был написан новый). Как средовек: в ц. Георгия Диасорита на о-ве Наксос, XI в.; в Палатинской капелле в Палермо, в Сицилии, 50-60-е гг. XII в.; в Чефалу, в Сицилии, ок. 1148 г.; в мон-ре Хора (Кахрие-джами), в К-поле, ок. 1316-1321 гг.; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 57, 94, XV в.). Обычно изображался в мучении, или единолично в рост, или в паре с мучениками Викентием и Миной Египетским (см. ст. Викентий , мч.). В западнохрист. искусстве В. представлен, как правило, юным мучеником: напр., деревянная скульптура мастера Франческо ди Вальдамбрино, Сиена, XV в.; миниатюра Сано ди Пьетро (XV в., Сиена, б-ка Пикколомини) - с пальмовой ветвью и знаменем; полиптих работы Пьетро да Монтепульчано (1418, собор в Озимо, Италия) - с пальмовой ветвью и мечом; картина худож. Л. Мемми из Сиенского собора (1333, Нац. музей, Копенгаген) - с мечом и ветвью оливы, и др. Лит.: Jerphanion G. , de. Les églises rupestres de Cappadoce: Une nouvelles province de l " art byzantin. P., 1928. vol. 2. p. 340; Demus O. The Mosaics of Norman Sicily. L., 1949. p. 14, 39, 80, 115; Restle M. Byzantine Wall Painting in Asia Minor. Recklinghausen, 1967. Bd. 2. Pl. 10. 115-116; Underwood P. The Kariye Djami. L., 1967. vol. 1. P. 153, 156-159. Pl. 164. vol. 2. P. 163; Chatzidakis M. et al. Naxos. Athens, 1989. P. 69-70. Pl. 1; Connor J. L. Art and Miracles in Medieval Byzantium: The Crypt at Hosios Loukas and Its Frescoes. Princeton, 1991. p. 17; Jolivet-Levy C. Les églises byzantines de Cappadoce: Le programme iconographique de l " abside et de ses abords. P., 1991. p. 93. Remarq. 79; P. 116. Remarq. 266, 269; Chadzidakis M. , Bitha I. Corpus de la peinture monumentale byzantine de la Grèce: L " Ile de Cythére. Athènes, 1997. p. 61. Pl. 5; Евсеева. Афонская книга. С. 217, 251.

http://pravenc.ru/text/158514.html

(CPGS, N 2415/6), или «Духовное завещание прп. Макария», дошло в 3 редакциях: обширной грузинской ( Нинуа. 1982. С. 109-136), краткой арабской (Vat. arab. 71; Paris. arab. 253) и в резюме, имеющемся в араб. собрании апофтегм (St. Macar. hagiogr. 18, следует сразу за Житиями М. В. и прп. Макария Александрийского) и в сир. рукописи (Paris. syr. Carshoumi. 239). Греч. оригинал (не издан, в ркп. Ath. Laur. Γ 17) обнаружен Жеэном ( G é hin. 1999. P. 94. Not. 25). Помимо этих редакций существует араб. текст, отражающий традицию Коптской Церкви (мон-ря прп. Макария). Подробнее см.: Дунаев. 2015. С. 56 (там же указаны издания). «Послание об ангеле-хранителе» «Послание об ангеле-хранителе» (CPGS, N 2415/7) дошло в 3 вариантах: а) пространном - грузинском ( Нинуа. 1982. С. 136-156; рус. перевод непосредственно с рукописи Теклатского мон-ря: Онуфрий (Шушания). 1914. С. 105-123) и «втором эфиопском» (CPG, N 5597; изд.: Arras V. Collectio monastica. Louvain, 1963. [Vol. 1]. P. 7-50. N 3 [текст]; [Vol. 2]. P. 6-37 [лат. пер.]. (CSCO; 238-239. Aeth.; 45-46); б) кратком - «первая эфиопская» редакция (CPG, N 5598), изданная Б. А. Тураевым (с русским переводом: Тураев. 1916) и В. Аррасом ( Arras V. Patericon aethiopice. Louvain, 1967. [Vol. 1]. P. 158-167 [текст]; [Vol. 2]. P. 115-121 [лат. пер.]. (CSCO; 277-278. Aeth.; 53-54)); в) 3-й (неизданной) араб. версии, отличающейся от первых 2 и менее обширной, чем грузинская. Подробнее см.: Дунаев. 2015. С. 57. По мнению Г. А. Нинуа и У. Занетти, не исключено, что эти 2 послания (по крайней мере, первое) - подлинные творения М. В. Однако эти предположения не подкреплены конкретными доказательствами. Существует мнение, что послания отражают дальнейшую стадию приписывания М. В. разных сочинений (аргументация: Там же). Ряд сочинений приписан М. В. в лат. традиции: «Третье послание» (PG. 34. Col. 441-444; PL. 103. Col. 451-452; CPG, N 2415/3; CPL, N 1843; ср.: Wilmart. 1922). Данное «послание» - компиляция VII в. из трактата «О восьми духах лукавства» Псевдо-Нила (Евагрия) (CPG, N 2451) и «Подвижнической речи» прп. Ефрема Сирина (CPG, N 3909, 3968); «Четвертое послание» (PG. 34. Col. 443-446; CPG, N 2415/4; CPL, N 1843a), компиляция из «Первого послания» («К чадам») и «Третьего послания»; частично совпадает с соч. «Doctrina abbatis Macarii de his qui in cenubiis sunt» (Учение аввы Макария о тех, кто проживает в киновиях) среди творений свт. Кесария Арелатского (PL. 67. Col. 1163-1166=CCSL. 103. P. XLIX-LI; CPL, N 1017, 1019a; ср.: Wilmart. 1920. P. 68-70). Подробнее см.: ИАБ, 4. 528-533; Дунаев. 2015. С. 218. Молитвы

http://pravenc.ru/text/Макария ...

Анонимный «Комментарий на Книгу Иова» был составлен, вероятно, в кон. IV или в V в.; в нем содержится толкование Книги Иова от начала до 3. 19. Автор использует букв. толкование Свящ. Писания, делая пространные отступления морально-аскетического и дидактического характера (напр., о браке), обращается к примерам из др. книг ВЗ. Иов представлен как образец терпения и мудрости, невинный праведник, твердо переносивший искушения; ответственность за его страдания автор всецело возлагает на диавола. Иногда применяется аллегорический метод экзегезы, напр. в красочном полемическом выпаде против правосл. вероучения: 3 отряда разбойников-халдеев, угнавшие верблюдов Иова (Иов 1. 17), объясняются как образ правосл. Троицы. Вместе с тем автор широко использует метод типологии: невинно страдающий Иов рассматривается как прообраз Христа. Данная интерпретация приводит автора к оптимистическому взгляду на будущее, что отличает его от напряженных эсхатологических экспектаций, свойственных толкованию на текст Евангелия от Матфея: подобно тому как Господь даровал Иову новых детей вместо погибших, истинная (арианская) Церковь приобретет новых чад, к-рые заменят отпавших. Соч.: CPL, N 692-702, 707; CPG, N 4569; PL. 57. Col. 781-806, 829-832; PLS. T. 1. Col. 691-763; Collatio Augustini cum Maximino Arianorum episcopo//PL. 42. Col. 709-742; Scolies ariennes sur le concile d " Aquilée/Éd. R. Gryson. P., 1980. (SC; 267); Scripta Arriana Latina/Ed. R. Gryson. Turnhout, 1982. Pars 1. P. 3-196. (CCSL; 87). Лит.: Kauffmann F. Aus der Schule des Wulfila. Strassburg, 1899; Zeiller J. Les origines chrétiennes dans les provinces danubiennes de l " Empire romain. P., 1918; Capelle B. Un homéliaire de l " évêque arien Maximin//RBen. 1922. T. 34. P. 81-108; idem. La liste des apôtres dans un sermon de Maximin//Ibid. 1926. T. 38. P. 5-15; idem. Les homélies «De lectionibus evangeliorum» de Maximin l " Arien//Ibid. 1928. T. 40. P. 49-86; Amman A. Maximin//DTC. T. 10/1. Col. 466-472; Meslin M. Les Ariens d " Occident, 335-430. P., 1967. P. 92-250; Nautin P. L " «Opus imperfectum in Matthaeum» et les Ariens de Constantinople//RHE. 1972. T. 67. P. 381-408, 745-766; Sieben H. J. Maximin//DSAMDH. T. 8. Col. 362-369; É taix R. Fragments inédits de l " «Opus imperfectum in Matthaeum»//RBen. 1974. T. 84. P. 271-300; Hanssens J.-M. Massimino il Visigoto//La Scuola Cattolica. Mil., 1974. Vol. 102. P. 475-514; Simonetti M. Hilaire de Poitiers et la crise arienne en Occident: Polémistes et hérétiques//Initiation aux pères de l " Église/Éd. A. Di Berardino. P., 1986. T. 4. P. 136-161; idem. Maximinus the Arian//Encyclopedia of Ancient Christianity. Downers Grove, 2014. Vol. 2. P. 745-746; Vian G. M. Ortodossia ed eresia nel IV secolo: La cristologia dei testi ariani di Verona//Augustinianum. R., 1995. Vol. 35. P. 847-858.

http://pravenc.ru/text/2561678.html

Иезекииля (Иез 1. 28), что, по мнению С. Габелич, придает композиции апокалиптический характер ( 1998. С. 55-57). Причащение апостолов. Христос Великий Архиерей совершает литургию. Роспись ц. арх. Михаила в Леснове. 1341–1346/48 гг. Причащение апостолов. Христос Великий Архиерей совершает литургию. Роспись ц. арх. Михаила в Леснове. 1341–1346/48 гг. В росписи ц. арх. Михаила в Леснове, кроме «Н. л.» в куполе, в алтаре под композицией «Причащение апостолов» находится образ Иисуса Христа, стоящего за церковным престолом с литургическими сосудами и Евангелием, благословляющего обеими руками, в архиерейском облачении, окруженного мандорлой,- так акцентирована мысль, что Сам Христос является священником, Великим Архиереем, совершающим Божественную литургию (Там же. С. 55-56, 67-68). Тип изображения Христа Великого Архиерея получил широкое распространение в алтарных росписях, гл. обр. в композиции «Причащение апостолов» (напр., в храмах: св. Николая Орфаноса в Фессалонике (ок. 1320), св. Никиты в Чучере, Македония (до 1316), Вознесения мон-ря Дечаны (ок. 1348), Спаса в Призрене (1348), Рождества Богородицы мон-ря Матейче близ Скопье (1356-1357), св. Георгия в Полошко (ок. 1370)). Изображение Христа Великого Архиерея как главного священнодействующего лица определяет иную редакцию иконографии Великого входа. Одним из ранних примеров изображения Великого входа с Христом Архиереем является резной артосный панагиар сер.- 2-й пол. XIV в. из мон-ря Ксиропотам на Афоне (см.: The Treasures of Mount Athos. Athens, 1974.Vol. 1. P. 317, 319). На панагиаре, вокруг средника с Богоматерью Великой Панагией, в арочных обрамлениях изображены ангелы, совершающие Великий вход. Христос дважды представлен у алтаря - благословлющим и принимающим Св. Дары, к-рые переносят ангелы-диаконы. В Раванице (ок. 1387) Христос Архиерей изображен и в «Евхаристии» (фронтально, в центре композиции), и в купольной композиции с «Н. л.» - здесь Он показан в саккосе, с кадилом, встречающим перед престолом Св. Дары ( 1997.

http://pravenc.ru/text/2564804.html

Соч.: PL. 40. Col. 897-942; 101. Col. 1027-1098; 143. Col. 797-800; 147. Col. 453-458, 463-474, 473-476; 158. Col. 798-803; Leclercq J. La prière au sujet des vices et des vertus//StAnselm. 1953. Vol. 31. P. 3-17; Leclercq J., Bonnes J. P. Un maître de la vie spirituelle au XIe siècle: Jean de Fécamp. P., 1946. (Études de théologie et d " histoire de la spiritualité; 9); Wilmart A. Auteurs spirituels et textes dévots du moyen âge latin. P., 1932; idem. Deux préfaces spirituelles de Jean de Fécamp//RAM. 1937. Vol. 18. P. 3-44. Лит.: Wilmart A. La Complainte de Jean de Fécamp sur les fines dernières// Idem. Auteurs spirituels et textes dévots du moyen âge latin. P., 1932. P. 131-134; idem. Deux préfaces spirituelles de Jean de Fécamp//RAM. 1937. Vol. 18. P. 3-44; Leclercq J., Bonnes J. P. Un maître de la vie spirituelle au XIe siècle: Jean de Fécamp. P., 1946; Leclercq J. Écrits spirituells de l " école de Jean de Fécamp//StAnselm. 1948. Vol. 20. P. 91-114; idem. Prières attribuables à Guillaume et à Jean de Fruttuaria//Monasteri in alta Italia dopo la invasione saracene e magiare (sec. X-XII): Relazioni... al 32. Congersso storico subalpino. Torino, 1966. P. 156-166; idem. Jean de Fécamp//DSAMDH. 1974. T. 8. Col. 509-511; Musset L. La contribution de Fécamp à la reconquête monastique de la Basse-Normandie//L " abbaye bénédictine de Fécamp. Fécamp, 1959. Vol. 1. P. 57-67; idem. La vie économique de l " abbaye de Fécamp sous l " abbatiat de Jean de Ravenne (1028-1078)//Ibid. P. 67-79; Mathon G. Jean de Fécamp: Théologien monastique?//La Normandie bénédictine au temps de Guillaume le Conquérant (XIe siècle)/Éd. G.-U. Langé. Lille, 1967. P. 485-500; Bulst N. Untersuchungen zu den Klosterreformen Wilhelms von Dijon (962-1031). Bonn, 1973; Evans G. R. Mens Devota: The Literary Community of the Devotinal Works of John Fécamp and St. Anselm//Medium Aevum. 1974. Vol. 43. P. 105-115; Ward B. Introduction//The Prayers and Meditations of St. Anselm. Harmondsworth, 1986. P. 47-51; Köpf U. Johannes v. Fécamp//TRE. 1987. Bd. 17. Sp. 132-134; Potts C. Monastic Revival and Regional Identity in Early Normandy. Woodbridge, 1997; Feiss H. John of Fécamp " s Longing for Heaven//Imagining Heaven in the Middle Ages/Ed. J. S. Emerson, H. Feiss. N. Y., 2000. P. 65-82; Gazeau V. Normannia monastica. Caen, 2007. Vol. 2. P. 105-110.

http://pravenc.ru/text/471526.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010