В. Яшунский. М., 2006; Главы богословские, а также избр. места из различных писаний тех, что согласны нашему христ. учению и тех, что предваряли его: Слово 17: О воспитании в философии/Пер.: П. К. Доброцветов//АиО. 2007. 2(49). С. 63–68 [Loci communes]; Письма/Пер.: Е. Начинкин. СПб., 2007, 2015 2; Вопросы и затруднения/Пер., вступ. ст., примеч.: П. К. Доброцветов. М., 2008; «Богословские главы» (Loci communes), приписываемые прп. Максиму Исповеднику: Главы 1–10/Пер., вступ. ст.: П. К. Доброцветов//ХЧ. 2010. 2(33). С. 6–57; То же: Главы 14, 38, 45, 48, 51, 53, 56, 57, 59//Мат-лы каф. богословия МДА, 2010–2011. Серг. П., 2011. С. 314–348; Вопросы и недоумения/Пер.: Д. А. Черноглазов; предисл., коммент.: Г. И. Беневич. Афон; М., 2010; Пасхалистический трактат/Предисл., пер. и коммент.: П. В. Кузенков//БТ. 2012. Вып. 43/44. С. 110–178; «Пчела» или «Богословские главы»/Пер., вступ. ст., примеч., послесл.: П. К. Доброцветов. М., 2013; Богословскополемические сочинения/Пер.: Д. А. Черноглазов, А. М. Шуфрин; сост.: Г. И. Беневич. Афон; СПб., 2014; Прп. Максим Исповедник: Полемика с оригенизмом и моноэнергизмом/Сост.: Г. И. Беневич. СПб., 2014 2. Библиогр.: ИАБ. 4. 891-892, 1533-1721; 13. 272, 278, 402; 14. 325, 347; Gatti M. L. Massimo il Confessore: Saggio di bibliografia generale ragionata e contributi per una ricostruzione scientifica del suo pensiero metafisico e religioso/Introd. G. Reale. Mil., 1987; Deun P., van. Maxime le Confesseur: État de la question et bibliographie exhaustive//Sacris erudiri. Turnhout, 1998/1999. Vol. 38. P. 485-573; Louth A. Recent Research on St. Maximus the Confessor: A Survey//SVTQ. 1998. Vol. 42. P. 67-84; М. Максим Исповедник (580-662): Библиогр. Београд, 2012. Лит.: Орлов И. А. Труды св. Максима Исповедника по раскрытию догматического учения о двух волях во Христе: Ист.-догматическое исслед. СПб., 1888. Краснодар, 20102; Martini E. Catalogo di manoscritti greci esistenti nelle biblioteche italiane. Mil., 1896. Vol. 1. Pt. 2; Бриллиантов А.

http://pravenc.ru/text/2561638.html

56 Contra Judaeos, ed Darrouzes, 412–43. 57 Несторианский целитель Ибн-Бутлан указывает, что именно такие взгляды преобладали в Константинополе в 1054. Georg Graf, «Die Eucharistielehre des Nestorianers Al-Muhtar Ibn Sudan», Oriens Christianus 34 (1937) 44–70, 175–91. 58 Dialogus contra kaereses? G 155, cols 109–11. 59 Dialogus, Will, 110–11. 60 Ep. adloannem Tranensem, Will, 58. 61 Ep. Leonii Achridani …ah Humberto in Latinum sermonem trantlau, Will, 63. 62 Dialogus, Will, 115. 63 Там же, 116. 64 Там же, 116–7. 65 Там же, 117. 66 Там же, 119–20. 67 Ср. Thomas Aquinas, Summa Theologica I–II, Q. 103, a. 2, c., trans Fathers of the English Dominican Province, vol 6 (London 1915) 229–30: «Однако, во время Закона было возможным для верующих единение умов верою в Христово воплощение и распятие, и так они были оправданы верою во Христа, и эти обряды были исповеданием веры, так как они предвествовали Христа». 68 Humbert, Dialogue, Will, 141. 69 Nicholas Cabasilas, De vita in Christo, 1, PG 150, col 508. 70 Leo IX, Ep. adMichaelem Constantinopolitanuml, Will, 68, 73–4. 71 Там же, 70. 72 Там же, 71. 73 Там же, 77–8. 74 Ed Humbert und Kerullariosll, 416–75. 75 Deazymo etformentato, PL 158, cols 541–2. 76 Mansi, vol 23, col 295. Mansi, vol 23, col 295. 77 Там же. 78 Трулльский собор, правило 11, Лаодикийскиий Собор, правило 38. 79 Апостольское правило 66: Если кто из клира будет усмотрен постящимся в день Господень, или в субботу, за единственным исключением Великой Субботы: да будет извержен. Если же [это будет] мирянин: да будет отлучен. 80 Латинский перевод Дионисия Малого включал только первые 50 апостольских правил. Собор в Трулле не был признан Римом, и только с течением времени 6 из его 102х правил вошли в западные сборники канонов. 81 Соответствующие правила впервые были собраны в «Трактате против Рима» Никиты Стифата (Libellus, Will), и были более подробно представлены Иоанном II Киевским, Ep. ad Clementum [and-] Papam, ed Pavlov, 169–86. 82 Там же. 83 Responsio, Will, 148.

http://azbyka.ru/kvasnoj-hleb-i-opresnok...

39 Что касается мч. Иустина, то он, после короткого обращения к вопросу о Евхаристии (Iust. Martyr. I Apol. 13), дает относительно подробное описание ранней христианской литургии (Ibid. 65–67). 41 См.: Иоанн Златоуст, свт. Огласительные гомилии/Сост., введ., пер. и коммент. И. В. Пролы­гиной. Тверь, 2006. 42 Свт. Иоанн развивает здесь ту же идею недоверия к чувствам применительно к сути таинства Евхаристии, что и свт. Кирилл Иерусалимский и другие авторы конца IV – начала V века; см.: Frank G. «Taste and See»: The Eucharist and the Eyes of Faith in the Fourth Century//Church History. Yale, 2001. Vol. 70. 4. P. 619–643. 46 С. Жанерас датирует 14–ю беседу 26 марта 350 года, тогда как Тутте, вслед за другими авторами, относил поучения свт. Кирилла к 380 году (см.: PG. 33. Col. 34). Я присоединяюсь к первой точке зрения. См.: Janeras S. À propos de la cathéchèse XIVème de Cyrille de Jérisalem//Ecclesia orans. 1986. Vol. 3. P. 315 sqq.; idem. Sobre el cicle de predicació de les antigues catequesis baptismals//Revista Catalana de Teologia. 1976. T. 1. P. 159–182. 47 Эта книга – литературное переложение бесед из цикла «О священнодействиях», которые, на­против, отражают особенности устной речи. 48 См.: Irshai O. The Jerusalem Bishopric and the Jews in the Fourth Century: History and Eschatology//Levine L. I.(ed.) Jerusalem: Its Sanctity and Centrality to Judaism, Christianity, and Islam. N. –Y., 1999. P. 204–220. 51       Renoux A. Le codex armenien de Jerusalem 121. Turnhout, 1971. Vol. 2: Edition comparee du texte et de deux autres manuscrits. (Patrologia orientalis; 36). 54 Bastiaensen A. A. Observations sur le vocabulaire liturgique dans l " itineraire d " Egerie. Nijmegen, 1962. P. 100–105. (Latinitas Christianorum Primaeva; 17). 56       Cyrille de Jerusalem. Les catecheses baptismales et mystagogiques/Traduction de J. Bouvet, revue et actualisee. Introduction, adnotations et guide pratique par A.–G. Hamman. P, 1993. P. 315. (Les Peres dans la foi; 53–54). 57 См.: Baldovin J. F. The Urban Character of Christian Worship: The Origins, Development, and Meaning of Stational Liturgy. R., 1987. (Orientalia christiana analecta; 228); idem. Liturgy in Ancient Jerusalem. Bramcote, 1989. (Alcuin/GROW Liturgical Study; 9).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

52. Bobrinskoy B. Liturgie et ecclésiologie trinitaire de S. Basile//Eucharisties d " Orient et d " Occident. T. II. Paris, 1970. [­Bobrinskoy. Liturgie et ecclésiologie] 53. Bobrinskoy B. The Mystery of the Trinity. NY, 1999. [­Bobrinskoy. The Mystery of the Trinity] 54. Boismard M. E. De son ventre couleront des fleuves d " eau//Revue Biblique. 1958. 65. P. 523–546. [­Boismard. RB 65] 55. Boismard M. E. Le prologue de S. Jean. Paris: Cerf, 1953. [­Boismard. Le prologue de S. Jean] 56. Boismard M. E. Revue Biblique 55, 1948. [­Boismard. RB 55] 57. Borgen Peder. Targumic Character of the Prologue of John//New Testament Studies. 1970. P. 291–293. [­Borgen. Targumic Character of the Prologue of John] 58. Bornkamm G. Der Paraklet im Johannes evangelium/Festschrift für R. Bultmann. Stuttgart, 1949. [­Bornkamm. Der Paraklet im Johannes evangelium] 59. Boulnois M.-O. Le Paradoxe trinitaire chez Cyrille d " Alexandrie. Paris, 1994. [­Boulnois. Le Paradoxe trinitaire] 60. Braun F.-M. New Testament Studies 4, 1958. [­Braun. NTS 4] 61. Breck John. Spirit of Truth. The Origins of Johannine Pneumatology. NY: St. Vladimir " " s Seminary Press, 1991. [­Breck. Spirit of Truth] 62. Breck John. The Power of the Word. NY: St. Vladimir " " s Seminary Press, 1986. [­Breck. The Power of the Word] 63. Breck John. The shape of biblical languagë chiasmus in the Scriptures and beyond. NY: St. Vladimir " " s Seminary Press, 1994. [­Breck. The shape of biblical language] 64. Brown Raymond E. The Gospel According to John. 1 vol. AB. New York: Doubleday, 1966. [­ Brown. John, 1] 65. Brown Raymond E. The Gospel According to John. 2 vol. AB. New York: Doubleday, 1970. [­Brown. John, 2] 66. Brown Raymond E. The Paraclete in the Fourth Gospel//New Testament Studies. 1966/67. 13. P. 113–132. [­Brown. The Paraclete] 67. Büchsel F. Der Geist Gottes im Neuen Testament. Gütersloh, 1926. [­Büchsel. Der Geist Gottes] 68. Bultmann R. Das Evangelium des Johannes. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1964. [­Bultmann. Das Evangelium des Johannes]. Translation: Bultmann R. The Gospel of John/Tr. G. R. Beasley-Murray. Oxford: Blackwell; Philadelphia: Westminster, 1971. [­ Bultmann. John]

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

частности - то, как Климент использует Писание. Было бы большим преувеличением утверждать вместе с Х. фон Кампенхаузеном, что «Климент... как богослов является прежде всего экзегетом; он видит свое уникальное призвание и задачу в толковании Библии» ( Von Campenhausen H . Griechische Kirchenväter. 3 rd ed. Stuttgart, n.d. S. 33; цит. в: M ü nch Eberhard . Παρδoσις und γραφ bei Clemens von Alexandria. Bonn: Rheinische Friedrich-Wilhelms-Universität, 1968. S. 67). По Клименту, истинный христианский гностик познает Бога ни через Писание (oκ v πoτε γραφ παραδoθεη - Str . 5.65.2), ни через устную традицию (oκτι φωv παραδιδμεvov - Str . 7.2.3), но, как будет показано, через Свет, просвещающий ум, безмолвно сосредоточенный в молитве. Попытка Ульриха Шнайдера представить богословие Климента как библейскую экзегезу ( Schneider . Theologie...) не убеждает. Как давно уже проницательно заметил Гарнак, «христианство, в отличие от ислама, никогда не было и так и не стало религией книги в строгом смысле слова (разве что гораздо позднее, в эпоху жесткого кальвинизма...)» ( Harnack A . The Expansion of Christianity in the First Three Centuries. Vol.1. London: Williams and Norgate, 1904. P. 23). Ранняя Церковь не знала принципа sola Scriptura (ср. Harnack . History... Vol. 2, 33-35, 57-59). Ее христианство было религией Боговоплощения или, по выражению Гарнака, «осуществившейся истории» ( Harnack . History... Vol. 1. Р. 23). с Вальтера Бауэра ( Bauer W. Orthodoxy and Heresy in Earliest Christianity. Eng. trans.: [London: SCM, 1972]), Александрия рассматривалась как прецедент в пользу его тезиса, что группы, исповедовавшие учения, которые считались еретическими с точки зрения восторжествовавшей в III веке ортодоксии, в ранней Церкви преобладали, и что только римская гегемония постепенно положила конец первоначальному плюрализму веры и практики. Дж. Мак-Кью ( McCue J. Orthodoxy and Heresy: Walter Bauer and the Valentinians//Vigiliae Christianae. 33 (1979). Р. 118-130) оспаривает тезис Бауэра в отношении одной из таких групп, валентиниан, утверждая, что эта группа впервые возникла внутри уже существовавшей православной среды (matrix). Подтверждение этому он находит во фрагментах текстов валентиниан, свидетельствующих о численном превосходстве их «душевных» (т. е. православных) оппонентов. Более того, валентиниане подкрепляют свое учение собственной экзегезой тех же книг, что используют для этой цели православные (т. е. книг, которые составят позднее новозаветный канон), и настаивают, что их интерпретация этих текстов не противоречит интерпретации их оппонентов, но лишь добавляет к ней еще один пласт смысла. Таким образом, хотя представляется неоспоримым, что «гностики» интеллектуально доминировали в Александрийской Церкви к середине II века, «безликое большинство» там в ту пору по всей вероятности было православным. О высказанной Биргером Пирсоном идее о еврейских корнях александрийского христианства см. ниже гл. 1, прим. 154.

http://bogoslov.ru/article/740788

52. Photii Epistulae et Amphilochia/ed. B. Laourdas et L. G. Westerink. Lipsiae, 1983–88 (6 vol.). 53. Photii Homiliae/ed. B. Laourdas. Thessalonica, 1959. 54. Pitra J. B. Juris ecclesiastici Graecorum historia et monumenta. Roma, 1868 (2 vol.). 55. Ρλλης Γ., Ποτλς Μ. Σνταγμα τν θεων κα ερν καννων. θναι, 1852–854 (6 τ.). 56. Rosenquist J. Ο. The Life of St. Irene Abbess of Chrysobalanton. Studia Byzantma Upsaliensia, 1. Uppsala, 1986. 57. Sabae Vita Hilarionis το Δαλμτου: Mataniseva T. La Vie d " Hilarion, higoumène de Dalmatos, par Sabas (BHG 2177)//Rivista dei Studi Bizantini e Neoellenici, N. S. 30 (1993), p. 17–29 (изложение). 58. Sabae Vita Ioannicii/ed. J. van den Gheyn//Acta Sanctorum, Novembris, vol. I, p. 332–384. 59. Sabae Vita Macarii Pelecetes//AB, 16, 1897, p. 140–163. 60. Sabae Vita Petri Atroae: Laurent V. La vie merveilleuse de Saint Pierre d " Atroa (Subsidia Hagiographica, 29). Bruxelles, 1956. 61. Sabae Vita Petri Atroae retractata: Laurent V. La Vita retractata et les miracles posthumes de Saint Pierre d " Atroa (Subsidia Hagiographica, 31). Bruxelles, 1958. 62. Scriptor Incertus de Leone Armenio//Leonis Grammatici Chronographia/ed. I. Bekker. Bonnae, 1842, p. 335–362. 63. Scriptores Originum Constantinopolitanorum/ed. Th. Preger. Leipzig, 1907 (2 Bde). 64. Sozomen. Kirchengeschichte/hrsg. von J. Bidez und G. Ch. Hansen. B., 1960. 65. Stephani Diaconi Vita Stephani Junioris//PG 100, 1069–1185. 66. Suidae Lexicon/ed. A. Adler. 5 vols. Lipsiae, 1928–1938. 67. Symeonis Magistri Annales//Theophanes Continuatus..., p. 601–760. 68. Synaxarium Ecclesiae Constantinopolitanae/ed. H. Delehaye. Propylaeum ad Acta sanctorum Novembris. Bruxalles, 1902. 69. Synodicon Vetus/ed. J. Duffy and J. Parker. Washington, 1979. 70. Synopsis Sathae: [Θεοδρου Σκουταριτου] Σνοψις Χρονικ//Σθας Κ. Ν. Μεσαιωνικ Βιβλιοθκη. Τ. П. ν Βενετ, 1894, σ. 1–556. 71. Theodoret. Kirchengeschichte/hrsg. von L. Parmentier. Leipzig, 1911. 72. Theodori Studitae Epistulae/ed. G. Fatouros. Berlin-N.Y., 1992.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Анонимный «Комментарий на Книгу Иова» был составлен, вероятно, в кон. IV или в V в.; в нем содержится толкование Книги Иова от начала до 3. 19. Автор использует букв. толкование Свящ. Писания, делая пространные отступления морально-аскетического и дидактического характера (напр., о браке), обращается к примерам из др. книг ВЗ. Иов представлен как образец терпения и мудрости, невинный праведник, твердо переносивший искушения; ответственность за его страдания автор всецело возлагает на диавола. Иногда применяется аллегорический метод экзегезы, напр. в красочном полемическом выпаде против правосл. вероучения: 3 отряда разбойников-халдеев, угнавшие верблюдов Иова (Иов 1. 17), объясняются как образ правосл. Троицы. Вместе с тем автор широко использует метод типологии: невинно страдающий Иов рассматривается как прообраз Христа. Данная интерпретация приводит автора к оптимистическому взгляду на будущее, что отличает его от напряженных эсхатологических экспектаций, свойственных толкованию на текст Евангелия от Матфея: подобно тому как Господь даровал Иову новых детей вместо погибших, истинная (арианская) Церковь приобретет новых чад, к-рые заменят отпавших. Соч.: CPL, N 692-702, 707; CPG, N 4569; PL. 57. Col. 781-806, 829-832; PLS. T. 1. Col. 691-763; Collatio Augustini cum Maximino Arianorum episcopo//PL. 42. Col. 709-742; Scolies ariennes sur le concile d " Aquilée/Éd. R. Gryson. P., 1980. (SC; 267); Scripta Arriana Latina/Ed. R. Gryson. Turnhout, 1982. Pars 1. P. 3-196. (CCSL; 87). Лит.: Kauffmann F. Aus der Schule des Wulfila. Strassburg, 1899; Zeiller J. Les origines chrétiennes dans les provinces danubiennes de l " Empire romain. P., 1918; Capelle B. Un homéliaire de l " évêque arien Maximin//RBen. 1922. T. 34. P. 81-108; idem. La liste des apôtres dans un sermon de Maximin//Ibid. 1926. T. 38. P. 5-15; idem. Les homélies «De lectionibus evangeliorum» de Maximin l " Arien//Ibid. 1928. T. 40. P. 49-86; Amman A. Maximin//DTC. T. 10/1. Col. 466-472; Meslin M. Les Ariens d " Occident, 335-430. P., 1967. P. 92-250; Nautin P. L " «Opus imperfectum in Matthaeum» et les Ariens de Constantinople//RHE. 1972. T. 67. P. 381-408, 745-766; Sieben H. J. Maximin//DSAMDH. T. 8. Col. 362-369; É taix R. Fragments inédits de l " «Opus imperfectum in Matthaeum»//RBen. 1974. T. 84. P. 271-300; Hanssens J.-M. Massimino il Visigoto//La Scuola Cattolica. Mil., 1974. Vol. 102. P. 475-514; Simonetti M. Hilaire de Poitiers et la crise arienne en Occident: Polémistes et hérétiques//Initiation aux pères de l " Église/Éd. A. Di Berardino. P., 1986. T. 4. P. 136-161; idem. Maximinus the Arian//Encyclopedia of Ancient Christianity. Downers Grove, 2014. Vol. 2. P. 745-746; Vian G. M. Ortodossia ed eresia nel IV secolo: La cristologia dei testi ariani di Verona//Augustinianum. R., 1995. Vol. 35. P. 847-858.

http://pravenc.ru/text/2561678.html

1 Основой для изложения сути 81 ереси для преподобного Иоанна послужил «Панарион» святителя Епифания Кипрского. 2 Analecta Bollandiana 57, 1939. P. 299–333. 3 Dyovouniotes C. οαννης Δαμασκηνς. Αθενης , 1903. S. 187. 4 Khoury A.-T. Johannes Damaskenos: Schriften zum Islam/Corpus islamo-christianum. 3. 1995. S. 37. 5 Peeters P. Passion de saint Pierre de Capitolias/Analecta Bollandiana 57, 1939. P. 299–333. 6 Подробнее о преподобном Феофане см.: Максимов. Ю. Преподобный Феофан Исповедник Сигрианский об исламе. – http:/www.pravoslavie.ru put apologetika feofanispovednik-islam.htm 7 Le Coz R. Jean Damascene, Ecrits sur l’Islam/SC 383. Paris, 1992. P. 67. 8 Dyovouniotes C. Op. cit. S. 52 9 Guterbock C. Der Islam im Lichte der byzantinischen Polemik. Berlin, 1912. S. 15. 10 Eichner W. Die Nachrichten uber den Islam bei den Byzantinern/Der Islam. 1936. 23. S. 137. 11 Voorhis J.W. The Discussion of a Christian and a Saracen/The Muslim World. Vol. XXV. 1935. P. 206–273. 12 Khoury A.-T. Op. cit. S. 60. 13 Argyriou A. Une «controverse entre un chretien et un musulman» inedite/RSL. 16. 1967. P. 239. 14 Le Coz R. Op. cit. P. 202. 15 Abel A. La polemique damasceninne et son influence sur les origines de la theologie musulmane/L’Elaboration de l’Islam. Paris, 1961. P. 65. 16 См. краткий разбор аргументации Абеля в: Khoury A-T. Op. cit. S. 39–44. 17 Sahas J.D. John of Damascus on Islam. Revisited/Abr-Nahram. 23. 1984–1985. P. 104–108. 18 Le Coz R. Op. cit. P. 184–198. 19 Khoury A.-T. Op. cit. S. 35. 20 Khoury A.-T. Op. cit. S. 36. 21 Иоанн Мейендорф, протопресвитер. Византийские представления об исламе/Альфа и Омега. 1995. 4 (7). С. 130. 22 Sahas J.D. Op. cit. P. 112. 23 Иоанн Мейендорф, протопресвитер. Указ. соч. С. 131. 24 Αναστασιος (Γιαννουλατος), επσκοπος. Ο διαλογος με το ισλαμ απ ορθοδξη αποψη/Οικουμενη. 1998. Τ. 2. Σ. 65. 25 Merrill J.E. On the Tractate of John of Damascus on islam/The Muslim World. Vol. XLI (1951). P. 97. 26 Le Coz R. Op. cit. P. 72. 27 Саблуков Г.С. К вопросу о византийской противомусульманской литературе. Казань, 1878. (Оттиск из «Православного собеседника» за тот же год). С. 15.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3236...

34. ep. Epict. (Послание к Епиктету) 7 (М. 26.1061В). 35. fid. cap. (12 глав о вере) 12 (М. 10.1128 А). 36. haer. (Пять книг против ересей) 3.22.2 (М. 7. 957А). 37. Eun. (Против Евномия) 6 (М. 45. 713 А). 38. epp. (Послания) 4 (М. 77. 48 А). 39. eran. (Собиратель) 3 (М. 83. 237 В). 40. Cels. (Против Кельса) 3.25 (GCS vol. 2,1899 р.222.4; М. 11.952А). 41. 1Cor. (Толкования на 1 Послание к Коринфянам: фрагменты) 15:3-4. 42. Деяния Вселенских Соборов. Т.3. С.48. 43. fid.cap. (12 глав о вере) 2 (М. 10.1133А). 44. Jo. (Толкование на Евангелие от Иоанна) 10.36 (GCS vol. 10,1906 р.210.1; М. 14.372 В). 45. hod. (Путеводитель) 23 (М. 89.300 В). 46. Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение Православной веры святителя. С.177-241. 47. Цит. по преп. Иоанн Дамаскин. Христологические и полемические трактаты. С.321. 48. inc. et c. Ar. (О явлении во плоти Бога Слова и против ариан) 12 (М. 26.1004В). 49. eran. suppl. (Доказательства на основании умозаключения, что Бог непреложен) 10 (М. 83.3280). 50. eran. (Собиратель) 2 (М. 83.168С). 51. hom. (Беседы на Евангелие от Матфея) 82.2 (М. 58.740). 52. epp. (Послания) 45 (М. 77.236В). 53. Игнатий Брянчанинов, святитель. Слово о смерти, С.311,312. 54. CCP (543) anath. (Анафематизмы Константинопольского собора 543 г.) О (L 1364). 55. eran. (Собиратель) 2 (М. 83.165А, 168А). 56. interpr. (Изъяснение символа веры) (М. 26.1232В). 57. or. catech. (Большое огласительное слово) 37 (М. 45.96D). 58. f.o. (Точное изложение православной веры) 4.13 (М. 94.1141А). 59. Там же (1149В). 60. imag. (Защитительные слова против отрицающих святые иконы) 3.26 (М. 94.1348В). 61. f.o. (Точное изложение православной веры) 4.13 (М. 94. 1152А). 62. Smyrn. (Послание к Смирнянам) 6.2 (L 1226). 63. or. catech. (Большое огласительное слово) 37 (М. 45.97В). 64. epp. (Послания) 17 (М. 77.113С). 65. dial. (Диалог о правой вере в Бога) 5.2 (М. 11.1833А). 66. 1 apol. (Апология 1-я) 18.6 (М. 6.356В) 67. Catech. (Огласительные слова) 18.18 (L 1363). 68 1Cor. (Толкование на 1 Послание к Коринфянам) 15:51 (М. 74. 913А).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Дарами к больному. В этой обстановке в 1695 г. произошло присоединение правосл. жителей Люблина к унии. В 1696 г. сообщается об убийстве Амвросия (Гирича), игумена Преображенского монастыря и главы Л. б. После окончательной передачи Спасо-Преображенской ц. униатам православные примкнули к греческой общине при люблинской ц. Рождества Пресв. Богородицы. Л. в. возобновлялось в 1882-1915 и 1925-1939 гг. Арх.: РГАДА. Ф. 52 (Сношения России с Грецией), 1679 г. 1. Л. 5; Ф. 229 (Малороссийский приказ). Оп. 1. 9. Ч. 2. Л. 434. Ист.: Susza J. Phoenix tertiatio redivivus, albo Obraz staroytny chelmski Panny i Matki Pzrenajwitszy... potrzecie oyy. Zamo, 1684. S. 97, 98, 102-103, 165; Grondski S. Historia belli cosacco-polonici. Peszt, 1798. P. 12-14, 236; АЗР. Т. 1. 224. С. 370; АЮЗР. Т. 4. 51. С. 86; 72. С. 196; АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 6. С. 104-108, 266-268, 704-706, 751-753; Ч. 2. Т. 1. С. 35-37, 254, 270, 287, 321, 373-374, 397; Крыловский А. С. Львовское ставропигиальное братство: Опыт церк.-ист. исслед. К., 1904. Прил. XXV; Analecta OSBM. LNAHU. Vol. 7. P. 302-303; Ibid. LEHU. Vol. 2. P. 89-90, 165-166; MUH. T. 11. P. 254-255, 293-295; Заборовский Л. В. Католики, православные, униаты: Проблемы религии в русско-польско-украинских отношениях кон. 40-80-х гг. XVII в. М., 1998. Ч. 1. С. 19, 34, 40, 57, 60, 64, 68, 70, 127-128, 134; Крикун М. Miж biйhoю i радою: Козацтво правобережноï Украïни в дpyriй пол. XVII - на початку XVIII ст. К., 2006. С. 109, 215. Лит.: Лонгинов А. В. Памятник древнего православия в Люблине: Правосл. храм и существовавшее при нем братство. Варшава, 1883; Павлов А. С. Заметки о Кормчей люблинского свящ. Василия, писанной в 1604 г.//ПРСЗГ. 1885. Вып. 8. С. 217-228; Петров Н. И. Холмская Русь: Ист. судьбы рус. Забужья. СПб., 1887; Голубев С. Т. Киевский митр. Петр Могила и его сподвижники: (Опыт ист. исслед.). К., 1898. Т. 2. С. 158-160, 164-165, 171, 175-176, 180, 325-326; Т. 2. Прил. 2, 26, 40, 55, 56; Dzi gielewski J. O tolerancj dla zdominowanych: Polityka wyznaniowa Rzeczypospolitej w latach panowania Wadysawa IV. Warsz., 1956. S. 189-193, 195; Грушевський М. С. Icmopiя Украïни-Руси. К., 1997. Т. 9. Кн. 1. С. 401-402; Кн. 2. С. 1126-1128, 1521-1522; Mironowicz A. Prawosawie i unia za panowania Jana Kazimierza. Biaystock, 1997. S. 66-67, 79-80, 110, 114, 187-188. Б. Н. Флоря Рубрики: Ключевые слова: БРАТСКИЕ ШКОЛЫ на Украине и в Белоруссии, появились во 2-й пол. XVI в. вместе с организацией братств православных

http://pravenc.ru/text/2561042.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010