39. Sánchez A.J., García-Merino A. Neuroprotective agents: cannabinoids//Clinical Immunology - 2012. - Vol. 142. - - P. 57-67 40. Van der Veer N., Friday J. Persistent psychosis following the use of Spice//Schizophrenia Research. - 2011. - Vol. 130, 1-3. - P. 285-286 41. Vandrey R., Dunn K.E., Fry J.A., Girling E.R. A survey study to characterize use of Spice products (synthetic cannabinoids)//Drug and Alcohol Dependence. - 2012. - Vol. 120, - P. 238-241 42. Weissman A., Milne G.M., Melvin L.S. Jr. Cannabimimetic activity from CP-47,497, a derivative of 3-phenylcyclohexanol//Journal of Pharmacology and Experimental Therapeutics. - 1982. - Vol. 223, 2. - P. 516-523 43. Wiley J.L., Compton D.R., Dai D. et al. Structure-activity relationships of indole - and pyrrole-derived cannabinoids//Journal of Pharmacology and Experimental Therapeutics. - 1998. - Vol. 285(3). - P. 995-1004 44. Zimmermann U.S., Winkelmann P.R., Pilhatsch M., Nees J.A., Spanagel R., Schulz K. Withdrawal phenomena and dependence syndrome after the consumption of " spice gold "http://Deutsches Ärzteblatt International. - 2009. - Vol. 106, 27. - P. 464-467 Часть 5. Правда о " веселящем газе " В данном материале на основании изучения материалов из научных и информационно-аналитических отечественных и зарубежных источников показаны история открытия и последствия увлечения очень популярным в современной молодежной среде, особенно в крупных мегаполисах, психотропным веществом - так называемым " веселящим газом " , в научной среде известном как закись азота. Закись азота - самое старое из известных газообразных веществ с выраженным наркотическим действием. Впервые оно была получено в 1772 году британским естествоиспытателем, философом и общественным деятелем Джозефом Пристли, который вошел в историю прежде всего как выдающийся химик, открывший кислород и углекислый газ. Полученное им вещество он назвал " азотистым воздухом " . Обезболивающие и опьяняющие свойства закиси азота были обнаружены только в 1800 году английским химиком, физиком и геологом, одним из основателей электрохимии Хемфри Деви, и описаны им в отдельной монографии, что, однако, не было замечено медицинским сообществом того времени.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

Поэтому он всецело поддерживает инициативу ИППО употребить мирликийский капитал на строительство храма в Бари. 377 Передача капитала состоялась 7 декабря 1910 г. Храм и подворье в Бари были построены по проекту архитектора А. В. Щусева в 1913 г. 378 57 О них уже приходилось писать: Бибиков М. В. ВугапПпого551са. I. М., 2004. – и теперь вкратце повторим сказанное. 59 Артамонов Ю. А., Зайцев Н. В. Новые источники о паломничестве русских людей в храм Св. Софии в Константинополе-Стамбуле//Русь и Византия. Тезисы. М., 2008. С. 10–15; они же и Гиппиус А. А. Из древнерусской эпиграфики Константинопольской Софии//Ruthenica. Киев, 2009. Т. 8. С. 227–243 60 Каштанов Д. В. Русь и Фессалоники в XII-XIII веках: люди, идеи, пути//ВВ. 2006. Т-65. С. 94–106. 66 Nicephjri Grigorae Historia Byzantina, Bonnae,1829 – 1855. Vol. 1– 3 1952, P. 280 – 287; Da Costa-Louiller G. Saints de Constantinople aux VIII-e, X-e siecles//Byzantion. 1954.Vol. 24. P. 479–492. 67 Vasiliev A.A. The Russian Attack on Constantinople in 860. Cambridge (Mass.), 1946. Р. 70–89. 69 Веск H. – G. Kirche und theologische Literatur in byzantinischen Reich. Munchen, 1977.S. 512. 70 Кузенков П. В. Поход 860 г. на Константинополь и первое крещение Руси в средневековых письменных источниках//ДГ, 2000. М., 2003. С. 15–84. 72 О значении этих терминов см.: Литаврин Г. Г. Болгария и Византия в X1-XII вв. М., 1960. С. 256–263. 75 Nicetae Paphlagonis Vita s. Ingatii, archiepiscopi Constantinopolitani//PG. Vol. 105. Col. 516 CD. 76 История Византии. М., 1967. Т. 1–3. Т. 2. С. 226; Ahrweiler H. Les relations entre les Byzantine et les Russes au IX’siecles//Bulletin d’information et coordination. 1971. Vol 5.P.64. 77 Константин Багрянородный. Об управлении империей. Текст, перевод, комментарий/Г. Г. Литаврин, А. П. Новосельцев. Сер.: Древнейшие источники по истории народов СССР. М„ 1989; 1991. С. 37–39. 89 Eustathii Thessaionicensis Commentarii ad Homeri IIiadem. Lisiae, 1827–1830. Vol. 1–4. 723. 42 и след. 91 Бибиков М. В. Пути имманентного анализа византийских источников по средневековой истории СССР.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

55 . O’Brien, Watson D. F. Послания, формы посланий//Словарь Нового Завета. Т. 2: Мир Нового Завета/под ред. К. Эванса и др. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2010. C. 596–603. 56 . Patzia A.G. Филимону, послание к//Словарь Нового Завета. Т. 2: Мир Нового Завета/под ред. К. Эванса и др. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2010. С. 795–798. 57 . Tidball D. J. Социальная среда основанных Павлом церквей//Словарь Нового Завета. Т. 2: Мир Нового Завета/под ред. К. Эванса и др. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2010. С. 750–758. Литература на иностранных языках 58 . Anderson С. Р. Who Wrote «The Epistle from Laodicea»?//Journal of Biblical Literature. Vol. 85, 4, 1966. P. 436–440. 59 . Bartchy S. S. First-Century Slavery and the Interpretation of 1Corinthians. Missoula, 1973. 210 Р. 60 . Barth М., Blanke Н. The Letter to Philemon. Eerdmans, 2000. 579 Р. 61 . Bean G. E. Balbura//The Princeton Encyclopedia of Classical Sites. Princeton, N. J. Princeton University Press. 1976. P. 139. 62 . Bratcher R. G., Nida E. A. A Translators Handbook on Paul " s Letters to the Colossians and to Philemon. United Bible Societies, 1977. 159 Р. 63 . Callahan A. D. Paul " s Epistle to Philemon: Toward an Alternative Argumentum//Harvard Theological Review. Vol. 86, 1993. P. 357–376. 64 . Church F. F. Rhetorical Structure and Design in Paul " s Letter to Philemon//The Harvard Theological Review. Vol. 71, 1/2, 1978. P. 17–33. 65 . Craig S. de Vos. Once a Slave, Always a Slave? Slavery, Manumission and Relational Patterns in Paul " s Letter To Philemon//Journal for the Study of the New Testament. Vol. 82, 2001. Р. 89–105. 66 . Dibelius М. An Philemon//An die Kolosser, Epheser, An Philemon. Tübingen: J.C.B. Mohr (P. Siebeck), 1927. Р. 78–86. 67 . Didascalia et Constitutiones apostolorum. Vol. 1. Paderbornae, in libraria Ferdinandi Schoeningh, 1905. 207 Р. 68 . Dodd C. H. New testament studies. Manchester University Press, 1953. 182 Р.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/isagogi...

332 Kaluniacki. P. 283–306 и Сырку П. К истории. 1.2. С. 1–31. Имеется другая славянская версия Киприана, также болгарского агиорита и ученика Филофея, с его подачи ставшего Киевским митрополитом в Константинополе в 1375 г. Ср. Сырку П. К истории. 1.1. P. 252ff; Мансветов И. Митрополит Киприан; Прибавления к изданию творений Святых отцов в русском переводе за 1882 г. Вып. 29. С. 152–205, 413–495. О роли болгарских агиоритов на Руси см. Meyendorff J. Byzantium. P. 129ff, 197ff; Obolensky. P. 78–98; Talev I. Some Problems of the Second South Slavic Influence in Russia//Slavistische Beiträge. Bd. 67. München, 1973; также статьи об Афоне и славянах в сборнике Le millenaire. T. I-II (см. в прим. 1). 340 Об этом издании см. Legrand E. Bibliographie. Vol. I. P. 192–195, 76; Strittmatter A. Synapte. P. 75–76. 343 О славянских странах см. выше в прим. 120; о Румынии см. Scrima A. Les roumains et le Mont Athos//Le millénaire (выше, прим. 1). T. II. P. 147. 345 Neale J. M. Essays on Liturgiology and Church History. London, 1863. P. 123–124; Dugmore C. W. Ecclesiastical History, No Soft Option. London, 1959. P. 15; цитируется по: Stringer M. D. Style against Structure: The Legacy of John Mason Neale for Liturgical Scholarship//SL. 1997. 27. P. 235–245, здесь 235, 242. 352 Очень немногие из современных исследователей литургии смогли в этом последовать за ним (по крайней мере, в печати) даже сегодня, см., однако, West F. S. Baumstark " s Comparative Liturgy; West F. S. The Comparative Liturgy of Baumstark; Bradshaw P. F. Origins (особ. стр. 56–57 о Баумштарке); Fenwick J.R.K. Anaphoras. P. 61–62, 133, 79, 227, 309. В отношении методологической рефлексии специалисты по иудейской литургике, хотя их куда меньше, существенно опередили нас, см. Heinemann J. Prayer in the Talmud: Forms and Patterns//Studia Judaica. Vol. 9. Berlin, 1977); Hoffman L. A. Beyond the Text: A Holistic Approach to Liturgy. Bloomington, 1987; id. The Canonization of the Synagogue Service//Studies in Judaism and Christianity in Antiquity. Vol. 4. Notre Dame, 1979; Sarason R. S. On the Use of Method in the Modern Study of Jewish Liturgy/Green W. S. (ed.)//Approaches to Ancient Judaism: Theory and Practice//Brown Judaic Studies. Vol. 1. Missoula, 1978. P. 97–172; и ср. West F. S. Baumstark " s Comparative Liturgy. P. 389–392.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

Ин 11:51 ) и Саул (см. 1Цар 10:10; 18:10 ), ведь иногда могут пророчествовать даже те, о ком Священное Писание свидетельствует, что они достойны осуждения; от того, что не только знают Таинства, но и имеют их, подобно тому, как их имел Симон волхв (см. Деян 8:18 ); от того, что имеют веру, подобно тому, как бесы исповедали Христа – ведь они не могли не верить, говоря: «что Тебе до нас, Сын Божий? Знаем Кто, Ты есть» ( Мк 1:24 ) 55 , – от того, что раздают свое имущество 56 бедным, что делают многие не только в Кафолической Церкви (catholica), но и в различных еретических сообществах (haeresibus); от того, что во время каких-либо внезапно возникших гонений вместе с нами предают свое тело на сожжение за веру (см. 1Кор 13:3 ), которую они исповедают равным с нами образом? Однако поскольку они делают это будучи отделенными, не «терпя друг друга с любовью» (in dilectione) и не «стараясь сохранять единство духа в союзе мира» ( Еф 4:2–3 ) 57 , особенно же не имея любви (caritatem), они не могут достигнуть вечного спасения, даже несмотря на все это, ибо им ничего из этого не приносит пользы. Источники и литература Источники 1. Augustinus. De Baptismo contra donatistas//Patrologiae cursus completus (Series latina – PL)/ed. J.-P. Migne. Paris, 1865. T. 43. Col. 107–244. 2. Augustinus. De Baptismo contra donatistas//Sancti Aureli Augustini. Opera (Sect. VII Pars I). Scriptorum contra Donatistas pars I. Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum – CSEL/ed. M. Petschenig. Wien: Academiae Literarum Caesareae Vidobonensis, 1908. Vol. 51/2. P. 143–375. 3. Augustinus. De Civiate Dei, 15//Sancti Aureli Augustini. Opera (Sect. V Pars 2). De Civitate Dei libri XXII. Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum – CSEL/ed. E. Hoffmann. Wien: Academiae Literarum Caesareae Vidobonensis, 1900. Vol. 40/2. P. 58–122. 4. Concile d’Arles (314)//Conciles Gaulois du IVe siècle. Sources Chrétiennes/ed. J. Gaudemet. Paris, 1977. Vol. 241. P. 35–67. Литература 5. Афанасий (Букин), иером. Блаженный Августин Иппонийский.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Киевск. Дух. Академии», стр. 359, примеч. 2. – Cornelius a Lapide. Commentaria in Danielem prophetam. P. 1259. 825 Якимов. «Опыты соглашения библейских свидетельств с показаниями памятников клинообразного письма». – Христ. Чтение, 1884 г., июль – август, стр. 55–60. 828 " Ανωνμου σνοψις χρονικ. Bibliotheca graeca medii aevi;, ed. C. Sathas. Vol. II. Parisiis. 1894. P. 14. 829 Якимов. «Опыты соглашения библ. свид. с показ. памятн. клин. письма». – Хр. Чтение, 1884, июль-август, стр. 57. 838 Событие, передаваемое во 2-ой главе книги Данииловой, Якимов относит к 20-му году Навуходоносора, т. е. к 12-му только году со времени пленения пророка Даниила. 840 Schrader E. Keilinschriftliche Bibliothek. B. I. S. 27, 29, 35, 67, 101, 133, 141, 143, 185. В. II. S. 13, 15, 33, 63, 67, 101, 131, 133, 149, 199, 203, 205, 223, 229, 275. В. III, 2. Hälfte. S. 123. 842 В Дан. 1говорится, что свящ. сосуды были отправлены «в землю Сеннаар»; это общее название областей вавилонского государства, в котором славились особенно города: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне (см. Быт. 10:10 ; ср. 11:2; 14:1). 845 Сумир в Аккад отожествляют с Сеннааром и Халдеей. Сумерийцы и аккадийцы – это два древних народа, населявших Месопотамию. 847 Ménant I. Annales des rois d " Assyrië. Paris. 1874. P. 195. – Schrader. Keilinschriftliche Bibliothek. В. II. S. 77. 848 C. Plini. Secundi Naturalis historia, recogn. L. Janus. Vol. I. Editio 2. Lipsiae. 1870. P. 241. 850 Ленорман. Руководство к древней истории востока. Пер. Каманина. Т. I, вып. 2. Стр. 354–357. – Tiele. Babylonisch-assyrische Geschichte. 2. Teil. S. 579–580. 852 Цари приглашают их к себе во дворец по случаю каких-либо общественных и государственных торжеств, вместе с князьями, сановниками государства в др. (Schrader. Keil. Bibl. В. II. S 79). 853 Ср. рассказ евангелиста Матфея (2:2) о волхвах-астрологах, пришедших поклониться родившемуся Спасителю. 854 Ленорман. Руководство к древней истории востока. Пер. Каманина. Т. I, вып. 2. Стр. 358–362. – Tiele.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

137 . Notes sur l’influence dionysienne en Orient//StP. I-II. Papers presented to the 2nd International Conference on Patristic Studies, held at Christ Church, Ox-ford, 1955/Ed. K. Aland, F. L. Cross. Berlin: Akademie-Verlag, 1957. Vol. 2.P. 547–552. (TU; Bd. 64). 138 . Историческое значение учения св. Григория Паламы //ВРСХД. 46. С. 3–9. 1959 139 . L’iconographie de la Sagesse Divine dans la tradition Byzantine//CahArch.1959. T. 10. P. 259–277. 140 . Le dogme eucharistique dans les controverses théologiques du XIVe siècle// Γρηγ ριος Παλαμ ς. 1959. T. 42. Ó. 93–100. 141 . Perspectives ecclésiologiques//Contacts: Revue française de l’Orthodoxie.1959. T. 11. P. 89–98. 142 . Что такое Вселенский собор?//ВРСХД. 1959. 52. С. 10–15. 1960 143 . Saint Pierre, sa primauté et sa succession dans la théologie Byzantine//Meyendorff J., Afanasieff N., Schmemann A., Koulomzine N. La primauté de Pierredans l’Église Orthodoxe. Neufchâtel: Édition du Patriarcat O_Ecuménique, 1960. Английский перевод: • St. Peter in Byzantine Theology//Meyendorff J., Afanasieff N., Schmemann A., Koulomzine N. The Primacy of Peter in the Orthodox Church. London: Faith Press,1963. P. 7–29. (2 nd ed. – Leighton Buzzard, Bedfordshirë Faith Press, 1973; 3 rd rev. ed. – Crestwood, NY: SVS Press, 1992. P. 67–90). Немецкий перевод опубликован в: • Afanasieff N., Koulomzine N., Meyendorff J., Schmemann A. Der Primat desPetrus in der Orthodoxen Kirche. Zürich: EVZ-Verlag, 1961. Рец.: Nicol D. M.//JTS. 1962. Vol. 13. P. 453–456; Heinz M.//IKZ. 1967. Bd. 57. S. 265–280. Русский перевод: • Апостол Петр в византийском богословии/Пер. с англ. Н. Ерофеевой, под ред. Я. Тестельца//Альфа и Омега. 1997. 3 (14). С. 151–172. 144 . Projets de concile o_ecuménique en 1367: Un dialogue inédit entre Jean Canta-cuzène et le légat Paul//DOP. 1960. Vol. 14. P. 149–177. 145 . Byzance et Rome, les tentatives d’union//Découverte de l’o_ecuménism. Paris: Desclée de Brouwer, 1960. P. 324–334. Также опубликовано в: • L’Église en plénitude. Paris: Desclée de Brouwer, 1962. P. 324–334.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Does God Suffer? Edinburgh: T&T Clark, 2000; Idem. Does God Suffer? //First Things. 2001, No. 117, November. P. 35–41. Sarot M. Does God Suffer? A Critical Discussion of Thomas G. Weinandy’s Does God Suffer?//Ars Disputandi. 2001. Vol. 1 (The Online Journal for Philosophy of Religion) Weinandy Th. Does God Suffer? // Ars Disputanti. 2002. Vol. 2. Sarot M. Does God Suffer?.. Sarot M. God, Passibility and Corporeality. Ch. 2 и 3. Ibid. Ch. 3. P. 90–94. Sarot M. God, Passibility and Corporeality. Указ. соч. Ch. 3. P. 67. Ibid. P. 56–57. Ibid. Ch. 4–7. Позиция Т. Вейнанди излагается в основном по его упомянутым статьям. Weinandy Th. Does God Suffer? Edinburgh: T&T Clark, 2000. P. 199–200. Ibid. Sarot M. Does God Suffer? См. Вступление. Бальтазар Г.У. «Ты имеешь глаголы вечной жизни»: Размышления над Священным Писанием/Пер. с нем. Е.М. Верещагина. М.: Мысль, 1992. С. 186. Balthasar, Hans Urs Von. The Last Act. Ignatius Press, 1998. P. 222. Balthasar , Hans Urs Von. Theo-Drama: Theological Dramatic Theory: The Dramatis Personae: The Person in Christ. Vol. 3. Ignatius Press, 1993. P. 523. Бальтазар Г.У. «Ты имеешь глаголы...». С. 113. Balthasar, Hans Urs Von. The Last Act. Ignatius Press, 1998. P. 219. Бальтазар Г.У. «Ты имеешь глаголы...». С. 187. Бальтазар Х.У. фон. Целое во фрагменте: Некоторые аспекты теологии истории. М.: Истина и жизнь, 2001. (В оригинале: Balhtasar, Hans Urs Von. Das Ganze im Fragment: Aspekte der Geschichtstheologie. Freiburg: Johannes Verlag Einsiedeln, 1990). С. 304. Бальтазар Г.У. «Ты имеешь глаголы...». С. 56. Курсив наш. – В.Н. Там же. Ezech. h.6,6 Baehr. VIII, 384–385. Ср. аналогичные мысли у Григория Назианзина в стихотворении о человеческой природе 121 и сл. (PG 37, 765). – Прим. Г.У. Бальтазара, входящее в цитируемый фрагмент . Цит. по: Бальтазар Х.У. Целое во фрагменте. С. 306–307. Peri Archon II,4,4 Preuschen V.131, c. 25 и сл. – Примеч. Г.У. Бальтазара, входящее в цитируемый фрагмент . Бальтазар Х.У. Целое во фрагменте. С. 307. Бальтазар Х.У.

http://bogoslov.ru/article/6192426

См.: Schönbom Chr., von. 681–1981: Ein vergessenes Konzilsjubilaum – eine versaumte ökumenische Chance//Freiburger Zeitschrift für Philosophic und Theologie. 1982. Bd. 29. S. 158–159. 1072 См.: Brock S.P. A Syriac Fragment on the Sixth Council//Oriens Christianus. 1973. Bd. 57. P. 63–71. О возникновении и становлении маронитов см.: Булетов А. О маронитской церкви//Альфа и Омега. 1999. С. 346–372. 1073 См.: Rajji М. Le monothelisme chez les Maronites et les Melkites//The Journal of Ecclesiastical History. 1951. Vol. 2. P. 38–42. 1075 См.: Allen P. Blue-Print for the Edition of Documenta ad Vitam Maximi Confessoris Spectanta//After Chalcedon. P. 11–21; Gatti M.L. Massimo il Confessore. Saggio di bibliografia generale ragionata e contributi per una ricostruzione scientifica del suo pensiero metafisico e religioso. Milano, 1987. P. 29–35. 1077 См.: Lackner W. Zu Quellen und Datierung der Maksimosvita (BHG 1234)//Analecta Bollandiana. T. 85.1967. S. 285–316. 1083 См.: Brock S. An Early Syriac Life of Maximus Confessor//Analecta Bollandiana. 1973. T. 91. P. 299–346. 1085 См.: Bracke R. Ad Sancti Maximi vitam. Studie van de biografische documenta en de levensbeschrijvinge Maximus Confessor (ca. 580–662). Louvain, 1980. P. 12–55. 1086 Cm.: Garrigues J.M. La Personne composée du Christ d’après saint Maxime le Confesseur//Revue Thomiste. 1974. T. 74. P. 181–189; Idem. Le martyre de saint Maxime le Confesseur//Revue Thomiste. 1976. T. 26. P. 410–414; DalmaisI.H. La vie de Saint Maxime le Confesseur reconsideree?//Studia Patristica. 1982. Vol. 17, pt. 1. P. 26–30; Idem. Maxime le Confesseur//Dictionnaire de Spiritualite. Fasc. 66–67. Paris, 1978. P. 836–838. 1087 Критическое издание их недавно вышло в свет: Scripta saeculi VII vitam Maximi Confessoris illustrantia/Ediderunt P. Allen et B. Neil//Coprus Christianorum. Series Graeca. Vol.39. Turnhout; Leuven,1999.Эmom текст также издан с параллельным английским переводомТне Confessor and his Companions. Documents from Exil/Edited and Translated by P.Allen and B.Neil.Oxford,2002.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

P. 247-249). Однако такое решение, противоречащее традиции выбора папы Римского только кардиналами, принято не было. Апостольской конституцией «Romano Pontifici eligendo» от 1 окт. 1975 г. П. подтвердил право кардиналов быть единственными выборщиками папы Римского и закрепил максимально возможное число кардиналов-выборщиков - 120 чел. вместо традиционных 70 (AAS. 1975. Vol. 67. P. 622). В самом начале понтификата П. отменил многовековую традицию, идущую от католич. св. Франциска Ассизского , назначать кардиналов-протекторов монашеских орденов и религ. конгрегаций. Это решение было оформлено указанием Гос. секретариата от 28 апр. 1964 г. Синод епископов 15 сент. 1965 г. П. учредил Синод епископов для вселенской Церкви (Synodus Episcoporum pro universa Ecclesia) (motu proprio «Apostolica Sollicitudo» - AAS. 1965. Vol. 57. P. 775-780). 29 сент.- 29 окт. 1967 г. в Ватикане состоялась 1-я генеральная ассамблея Синода. Тема ассамблеи - «Сохранение и укрепление католической веры». Обсуждалась необходимость создания Международной богословской комиссии и реформирования Кодекса канонического права. 11 апр. 1969 г. П. учредил Международную богословскую комиссию, действующую в рамках Конгрегации вероучения (AAS. 1969. Vol. 61. P. 540-541). На 1-й генеральной ассамблее был рассмотрен проект введения нового обряда мессы. В понтификат П. генеральные ассамблеи Синода епископов собирались еще 4 раза. 11-28 окт. 1969 г. была созвана 1-я чрезвычайная генеральная ассамблея Синода епископов, на к-рой рассматривался вопрос о взаимодействии между Папским престолом и национальными епископскими конференциями. Тема 2-й генеральной ассамблеи (30 сент.- 6 нояб. 1971) - «Священническое служение и справедливость в мире». Участники ассамблеи поддержали традиц. католич. учение о целибате, на соблюдении к-рого настаивал П. в энциклике «Sacerdotalis coelibatus» и к-рое было поставлено под сомнение епископатом Нидерландов. Тема 3-й генеральной ассамблеи (27 сент.- 26 окт. 1974) - «Евангелизация в современном мире».

http://pravenc.ru/text/2578533.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010