А., в которых предлагается своего рода «коррекция» гностицизма, нередко представляющая собой попытку пересказа истин христианства на языке гностиков-валентиниан. Рассуждая о содержании «Стромат», К. А. неск. раз свидетельствует о желании опровергнуть еретические лжеучения (см., напр.: Clem. Alex. Strom. IV 1. 2. 2-3; VI 15. 89. 1-2), подразумевая под ними мнения различных гностических учителей. Фактически понятия «еретик» и «ложный гностик» для К. А. являются синонимичными; еретиками для него оказываются все действующие внутри христианства и от имени христианства учителя, к-рые не следуют Свящ. Писанию и церковному Преданию, а предлагают вместо этого своим ученикам разработанные ими самими системы «гносиса» (см.: Ibid. VII 16-17; подробнее о понятии «ересь» у К. А. см.: Le Boulluec. 1985. T. 2. P. 263-438). Среди гностических групп, являвшихся объектами полемики К. А., выделяются 4 основные. В 1-ю группу входят рим. гностик александрийского происхождения Валентин и его последователи валентиниане, в т. ч. Феодот и Ираклеон . К. А. неоднократно излагал и критиковал воззрения валентиниан в «Педагоге», «Строматах», «Извлечениях из сочинений Феодота...», «Избранных местах из пророческих писаний» (см.: Clem. Alex. Paed. I 6; Strom. II 8. 36. 2-4; 20. 114. 3-6; III 7. 59. 3-4; IV 13. 89. 2-3; VI 6. 52. 3 - 53. 1; Exc. Theod. passim; Eclog. proph. 25). К. А. знал мн. сочинения валентиниан: он цитирует толкования Ираклеона на Евангелие (Strom. IV 9. 71-73; Eclog. proph. 25) и сочинение «О друзьях» Валентина (Strom. VI 6. 52. 3); в «Извлечениях из сочинений Феодота...» используется некое сочинение валентиниан, к-рое также было известно сщмч. Иринею Лионскому; упоминаются письма Валентина (Strom. II 20. 114. 3; III 7. 59. 3). В полемике с валентинианами К. А. затрагивал мн. богословские темы, в т. ч. учение о Боге, о Логосе, о Боговоплощении и спасении, о таинстве Крещения; при этом по некоторым вопросам взгляды К. А. оказываются близки к мнениям валентиниан. Членами 2-й группы являются александрийский гностик Василид и его последователи, в т.

http://pravenc.ru/text/Климента ...

Сведения о судьбах израильтян в Месопотамии крайне скудны. В Ассирии изгнанники из Израиля занимались в основном земледелием и ремеслом. Судя по ассир. документам кон. VIII-VII в., нек-рые израильтяне стали высокопоставленными чиновниками (в частности, в казначействе), а некий Хилкия был ассир. военачальником. Часть представителей сев. колен ассимилировалась с арам. и ассир. населением. Однако мн. израильтяне сохранили свой религиозно-национальный облик и слились впосл. с переселенцами из Иудеи, депортированными в Месопотамию вавилонянами в нач. VI в. до Р. Х. Иудейские пророки Иеремия (посл. треть VII - нач. VI в.) и Иезекииль (1-я треть VI в.) предвещают избавление не только иудейским, но и израильским изгнанникам. Среди вернувшихся из вавилонского плена были и представители сев. колен. История Иудеи от периода царствования Езекии до разрушения Иерусалима и храма в 586 г. до Р. Х. Реконструкция «рогатого» жертвенника из Беэр Шевы Реконструкция «рогатого» жертвенника из Беэр Шевы На деятельность благочестивого (4 Цар 18. 5-7) иудейского царя Езекии (ок. 729 или 715-686), несомненно, оказало влияние то, что он явился свидетелем падения Самарии, Израильского царства и депортации сев. колен. Учителем Езекии мог быть прор. Исаия (ср.: 4 Цар 20. 1-11; Ис 38; 2 Пар 32. 24, 32). Царь провел религ. реформу, направленную на централизацию богослужебного культа в Иерусалимском храме и очищение культа от элементов язычества (4 Цар 18. 3-4, 22; 2 Пар 32. 12; Ис 36. 7). Он «поразил Филистимлян до Газы и в пределах ее» (4 Цар 18. 8). Экономика Иудеи была на подъеме, развивались земледелие и скотоводство, велись строительные работы (2 Пар 32. 23, 27-29). Ввиду ожидаемой осады ассирийцами Иерусалима Езекия пробил туннель длиной приблизительно в 530 м от источника Гихон (в синодальном переводе - Геон) в Кедронской долине до водоема внутри городских стен (4 Цар 20. 20; 2 Пар 32. 30; Сир 48. 19; ср.: Ис 22. 9-11). В 1880 г. в 10 м от юж. конца туннеля была обнаружена евр. надпись, в которой говорится об обстоятельствах этого строительства.

http://pravenc.ru/text/293912.html

в) Об эволюции темных чувственных ощущений и о постепенном превращении их в ясное и разумное восприятие у Плотина (VI 7, 5, 18 – 25) имеется весьма убедительное рассуждение со ссылкой на Платона (Alcib. I 129e), а также и вообще говорится о самоощущающем чистом разуме (VI 7, 7, 24 – 31): " Умопостигаемые предметы мы называем чувственными (хотя они и бестелесны), поскольку они погружены в восприятия, правда, в другом смысле " . Тем более ощущения необходимы для воображения (IV 3, 29, 25). Самое же главное – это то, что чувственные ощущения обладают разной степенью обобщения, поскольку ощущения солнца, неба, земли и многого другого, вполне оставаясь чувственными, обладают огромной степенью обобщенности, а это уже приближает их к степени чистого разума (4, 25, 39 – 42). Плотин (VI 3, 16, 20 – 24) ссылается здесь на Платона, у которого (Phileb. 56a – 57d, R. P; VII 529c – 530b) имеются обширные рассуждения о всех главнейших видах искусства с точки зрения наличия в каждом чувственно–техническом осуществлении искусства также и умопостигаемых элементов. Но если возможны ощущения таких больших вещей, как солнце или небо, то возможно и ощущение всего космоса целиком. И таковое ощущение как раз и свойственно космической душе (III 4, 4, 8 – 13; IV 9, 3, 19 – 24; ср. III 4, 2, 1 – 4). Плотину принадлежит замечательное рассуждение о самоощущающей космической душе, где доказывается, что не только звезды ощущают себя и все прочее и на этом основании способны воспринимать наши молитвы, но даже и земля, взятая в целом, и видит, и слышит, и осязает, хотя для этого ей вовсе не требуется наших органов чувств ввиду превалирования ноуменально–обобщающего момента в подобного рода чувственных ощущениях (IV 4, 24 – 26). Ведь даже относительно обыкновенных и вполне телесных ощущений необходимо сказать, что они вовсе не есть само тело, но что они только носимы телом, сами же по себе они обладают только смысловой и, в частности, познавательной функцией (27, 13 – 17). г) Тот, кто пользуется чувственными ощущениями правильно, тот никогда не может ограничиться их слепым состоянием, но они возводят его в мир умопостигаемой красоты. Об этом особенно много говорит Плотин в своем трактате против гностиков, которые в чувственных ощущениях находили только одно зло (например, II 9, 16, 36 – 56).

http://predanie.ru/book/219667-iae-viii-...

подр. Ист. чинопосл. крещ. и мироном. А.Алмазова , 628–638 стр., а также статьи проф. И.Бердникова в Прав. Собес. 1891, 2–3; 1892, 3–4, 5, 10–11; 1893, 9). 456 Некоторые, указывая на то, что допущение при крещении двух восприемников, помимо недоразумений относительно порядка участия их при совершении таинства, возбуждает затруднения в действующей практике и относительно духовного родства, как препятствия к браку. Имея это в виду, а также и принимая во внимание отсутствие этого обычая в древней церковной практике, – высказывают желание, чтобы в современной церковной практике допускалось к восприемничеству при крещении только одно лицо (см. Прав. Собес. 1892, 3–4; 1899, 9). Решающее значение в этом случае могло бы иметь 53 пр. VI Всел. Собора. По мнению митр. Филарета, «запретить другого восприемника было бы противно 53 правилу VI Всел. Собора», в каковом правиле указывается «при младенце женского пола и восприемник», «следственно правило допускает двух, хотя довольно одного“ (Собр. мн., IV т., 406 стр.); но другие утверждают, что в 53 пр. VI Всел. Собора говорится только об одном восприемнике (см., напр., Прав. Собес. 1891, 2–3). Во всяком случае, пока законодательным путём не «воспрещено приглашение к восприемничеству двух лиц, священник, конечно, не имеет права отказывать тем родителям, которые желают, чтобы при крещении их детей были восприемник и восприемница (сн. 990 стр.), если последние вполне удовлетворяют требованиям, предъявляемым к ним церковными правилами (см. 990–993 стр. печатного оригинала). 457 Женщине, находящейся в обычном очищении, неудобно быть восприемницей (сн. на 964 стр. 2 пр.); в таких случаях можно отлагать крещение на три–четыре дня, или же брать другую восприемницу (Ц.В. 1890, 20). 458 Известный канонист, проф. А.С. Павлов , относительно этого так говорит: «при исключительных обстоятельствах крещение может быть совершено и совсем без восприемника; в этом случае обязанность восприемника принадлежит тому лицу, которое совершает самый акт крещения (безразлично, будет ли то священник или мирянин) » (Кур.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В древнегреческую эпоху сформировался комплекс агоры, но ее руины были перекрыты слоями рим. периода. Справа от выхода на агору с Лехейской дороги обнаружены священный источник IV в. до Р. Х. и остатки храма с апсидой: вырубленный в скале скрытый проход с водным каналом вел с террасы к алтарю архаической эпохи внутри храма. На восточной оконечности агоры открыты 2 линии начала дорожки для скачек на колесницах (IV-III вв. до Р. Х.). Западнее, ближе к форуму, на высотке стоял дорический храм Аполлона и Артемиды, один из древнейших в Греции (сер. VI в. до Р. Х.), с 38 монолитными колоннами, 7 из них все еще стоят на месте. Храм Аполлона в Коринфе. Сер. VI в. до Р. Х. Храм Аполлона в Коринфе. Сер. VI в. до Р. Х. Агора К. делилась на верхнюю и нижнюю. Сев.-зап. сторону нижней агоры обрамлял торговый ряд с колоннадой, за ним находились развалины дорим. сев.-зап. стои. Между нею и пропилеями, над засыпанным священным источником, во II в. по Р. Х. построили «портик пленников», где огромные статуи варваров поддерживали мраморные балки 2-го этажа. С востока на нижнюю агору выходила большая рим. базилика Юлия, где найдены мраморные статуи имп. Августа и членов его семьи. Южнее стояло здание рим. эпохи (городского архива?), его парадный зап. фасад оформляла колоннада из 13 коринфских колонн. С юга агору замыкала длинная (165 м) юж. стоя (IV или III в. до Р. Х.; изначально это была двойная колоннада из 71 дорической колонны и 34 ионических во 2-м ряду), где размещались 2 ряда лавок, по 33 в каждом. Почти во всех лавках переднего ряда имелся глубокий колодец (10 м), и они соединялисьс подземными каналами, наполнявшимися водой из источника Пирена. Вероятно, это были своего рода «погреба» для вина и продуктов, требующих охлаждения. В римский период торговый ряд использовали для административных зданий (местный сенат и др.). К центру южной стои вела с юга мощеная дорога; 2-я дорога выходила на агору с зап. конца стои. План древнего Коринфа 1. Южная стоя 2. Южная базилика 3. Булевтерион 4. Базилика Юлия 5. Портик Аполлона 6. Базилика 7. Термы Эврикла 8. Храм Аполлона 9. Северная агора 10. Северо-западные торговые лавки 11. Храм Гермеса 12. Храм Геркулеса 13. Храм Посейдона 14. Пантеон 15. Храм Венеры Фортуны 16. Храм Октавии (?) 17. Храм Геры Актии (?) 18. Западные торговые лавки 19. Одеон 20. Театр 21. Пирена 22. Лихейская дорога 23. Агора (форум)

http://pravenc.ru/text/2458653.html

25:4. Плоды и молоко. Типичное благословение подразумевает, что следует радоваться и наслаждаться плодами своего труда/виноградника ( Пс. 127:2 ; Ис. 3:10 ). В данном случае, однако, все плоды трудов становятся собственностью захватчиков (ср.: Иез. 23:29 ). Вся продукция сельского хозяйства и животноводства будет конфискована, и вся экономика страны придет в полный упадок. 25:5. Равва. См. коммент. к Иер. 49и Иез. 21:18–20 . 25:8–11 Пророчество о судьбе Моава 25:8. Моав в начале VI в. до н. э. Моав был среди стран, участвовавших в организованной Седекией в 597 г. до н. э. встрече, которая имела большое стратегическое значение ( Иер. 27:3 ). Хотя Моав сохранил территориальную целостность и был местом убежища для иудеев из Иерусалима, разрушенного войсками Навуходоносора в 587 г. до н. э., его роль потенциального возмутителя спокойствия в данном регионе не была забыта. Иосиф Флавий описывает более позднюю вавилонскую военную кампанию 582–581 гг. до н. э., которая привела к усмирению Аммона и Моава. Хотя объективных данных, позволяющих судить об эффективности этой кампании, не имеется, народ Моава, вероятно, выжил и вошел в состав Персидской империи в конце VI в. до н. э. 25:9. Города. Каждый из этих городов находился на линии оборонительных сооружений на западе Моава. Беф-Иешимоф (Телль Азеймех, Tell " Azeimeh) находится в Ситтимской долине, к северу от Мертвого моря. Ваалмеон, который упоминается на стеле царя Меши, отождествляется с Кирбет Майном (Khirbet Máin), расположенным в 4 милях к юго-западу от Мадавы (Мадабы) и в 13 милях к юго-востоку от Беф-Иешимофа. Кириафаим также упоминается на стеле Меши и предположительно расположен на Моавитском плато ( Нав. 13:19 ). Местоположение его точно не установлено, приводится несколько возможных поселений, в том числе и эль-Керейят (el-Qereiyat), но исследователи не пришли к единому мнению на этот счет. 25:12–14 Пророчество о судьбе Эдома 25:12. Эдом в начале VI в. до н. э. Эдом, вероятно, оставался нейтральной или, скорее, сочувствующей Вавилону страной ( Пс. 136:7 ) в ходе конфликтов, которые привели к разрушению Иерусалима. В Иер. 40сообщается, что Эдом принял иудейских беженцев после 587 г. до н. э. Во время военной кампании в Трансиордании Навуходоносор, очевидно, не достиг границ Эдома, но его преемник Набонид запечатлел в своих хрониках осаду столицы Эдома Восора в 552 г. до н. э. Археологические раскопки в Бусейре и в Телль-эль-Хелейфе (Tell el-Kheleifeh) указывают на разрушения, имевшие место в этот период, за которыми последовало быстрое восстановление и возобновление экономической активности в районе южной окраины «Царской дороги».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

г) То, что подобного рода каппадокийское учение в огромной степени зависело от античного неоплатонизма, это уже не раз устанавливалось в науке. То, что Бог не имеет никаких частей и везде пребывает целиком, во всей своей конкретности, это является общим местом хотя бы для Плотина (например, V 1, 11, 7 – 10; VI 5, 3, 8 – 15). Особенно яркий результат получается при сопоставлении учения Василия Великого о Святом Духе с учением Плотина о душе . Между прочим, необходимо сказать, что именно каппадокийцы развивали учение о Духе Святом, недостаточно представленное на Никейском соборе и впервые догматизированное только на втором соборе 381 года, на котором главнейшим авторитетом был как раз Григорий Богослов. Но если говорить об античных элементах у каппадокийцев, то мы не стали бы приводить даже и Плотина, а привели бы в первую очередь Платона, у которого в диалоге " Софист " развивается диалектика равносильных и равновеликих категорий бытия, различия, тождества, покоя и движения (ИАЭ II 288 – 290). Эти пять категорий Плотин (VI 296 – 298) трактует именно как категории умопостигаемые в отличие от чувственных категорий. Поэтому диалектика самотождественного различия, при помощи которой каппадокийцы завершили тринитарную проблему в IV веке, это – всецело античная, и даже еще платоновская, диалектика. Итак, каппадокийская теория троичности есть античная неоплатоническая диалектика трех ипостасей минус эманация, или минус иерархийная субординация. Заметим, что вся эта каппадокийская доктрина все же, в конце концов, в смысле формальной диалектики есть только воспроизведение античного неоплатонизма. Правда, у Плотина невозможно найти точного разграничения oysia и hypostasis, поскольку первоединое тоже квалифицируется у него как ипостась (VI 8, 20, 9 – 11; 7, 46 – 47), хотя весь Плотин представляет собой вопль об абсолютном апофатизме первоединого. Однако уже у Порфирия (фрг. 16 Nauck), и притом со ссылкой на Платона, утверждается, что " божественная сущность (oysia) доходит до трех ипостасей " (ср. фрг. 17).

http://predanie.ru/book/219667-iae-viii-...

Титул III. Об иске, вытекающем из опеки, иске о представлении опекуном отчета и об actio utilis в случае попечительства (25). Титул IV. Об обратном иске, вытекающем из опеки, и об actio utilis (6). Титул V. О том, кто вел дела за опекуна или за попечителя (5). Титул VI. Если указывается, что сделка совершена с утверждения лица, не являющегося опекуном (12). Титул VII. О поручителях за опекунов и попечителей, о лицах, предложивших назначить данное лицо опекуном или попечителем, и о наследниках опекунов и попечителей (8). Титул VIII. О предъявлении иска к магистратам (9). Титул IX. О том, что вещи, находящиеся под опекой или попечительством, не должны быть отчуждаемы или закладываемы без декрета (14). Титул X. О попечителях, назначенных к безумному и к другим лицам, кроме несовершеннолетних (17). КНИГА 28 Титул I. Кто может совершать завещания и каким образом завещания совершаются (31). Титул II. О назначении наследниками детей и детей, которые родятся после смерти отца, и о лишении их наследства (32). Титул III. О завещании, совершенном неправомерно, уничтоженном, недействительном (20). Титул IV. О том, что вычеркнуто, затерто и надписано в завещании (4). Титул V. О назначении наследников (93). Титул VI. Об обычной субституции и субституции при назначении наследника к сыну, если он умрет до достижения совершеннолетия (48). Титул VII. Об условиях, под которыми назначаются наследники (28). Титул VIII. О праве обсуждения (11). КНИГА 29 Титул I. О завещании воина (44). Титул II. О приобретении наследства и об отказе от наследства (99). Титул III. Каким образом завещания вскрываются и осматриваются и каким образом с них снимается копия (12). Титул IV. Если кто-либо, не приняв наследства по завещанию, владеет наследством в порядке законного наследования или иным способом (30). Титул V. О Силаниановом и Клаудиановом сенатусконсультах и о том, завещания каких лиц не вскрываются (27). Титул VI. Если кто-либо препятствует другому совершить завещание или принудил (к совершению завещания) (3).

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/di...

7-9 ч. ночи μεσονκτες, полночь quarta 10—1 час дня ρθρος, пение петухов. Далее следует πρω (букв.: «рано утром»), или 1-й час дня (т. е. 7-й час утра по современному счислению). Условный «день» (с 6 часов утра до 6 часов вечера) также был разделен на четыре дневных стражи (excubiæ). В Новом Завете эти стражи (тричасия) обобщенно именуются «часами», horæ (см.: Мк. 15:33 » Деян. 2:15; 3:1; 10:3, 9 ), как позднее соответствующие богослужения Палестинского Часослова, распределенные по дневным тричасиям 3 . Поэтому, во-первых, соотношение между дневными римскими стражами и евангельскими «часами» выглядит следующим образом. Стражи Современное значение 6-9 часы утра 9 часов утра — полдень Полдень – 15 часов 15-18 часов Во-вторых, с этим счислением не следует путать порядковый счет страж относительно друг друга (см.: Мф.15:25 !): здесь речь идет не ο III часе, а о третьей страже (VI часе), т. е. о периоде времени между полуднем и 15 часами. В-третьих, можно встретить термин час в привычном понимании (1/12-я часть дня). Например: «Не двенадцать ли часов во дне?» ( Ин.11:9 ); Ин.4:52 ; Мф.20:2-12 . В более ранние времена, до прихода римлян, в Палестине было принято более простое деление ночи, на три стражи: 1-я=18-22 часам; 2-я=22-02 часам; 3-я=02-06 часам. Такой порядок страж может быть назван библейским. Давно римские трубы перестали будить монахов, появились более точные способы деления времени. Но христиане, восприняв римский вариант отсчета времени, сохранили древние стражи в названиях соответствующих им служб суточного цикла (Часов). При этом события Священной истории, связанные с каждой конкретной стражей, стали определять и темы отдельных богослужений (прежде всего — в тропарях Часов). Примечания: 1. «Ежедневная забота о том, чтобы каждая смена возвещалась сигнальной трубой, лежит на центурионах первого манипула триариев обоих легионов» (Полибий. Ист., VI, 36, 4–5, — с. 27); «Смена караулов возвещается центурионом» (Тацит. Анналы, XV, 30, — с. 292); см. также: Baumsmark. 1956.

http://azbyka.ru/schyot-vremeni-v-drevne...

17. Валуев Н.С., депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VI созыва, член комитета Госдумы по физической культуре, спорту и делам молодежи, чемпион мира по версии Всемирной боксерской ассоциации (по согласованию); 18. Журова С.С., депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VI созыва, заслуженный мастер спорта России (по согласованию); 19. Лебедев П.В., сотрудник Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества; 20. Новиков П.В., заместитель Министра спорта Российской Федерации (по согласованию); 21. Носов В.А., мастер спорта международного класса по боксу, чемпион России и Европы (по согласованию); 22. Петровский Д.И., сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; 23. Сагалаков Д.А., генеральный директор Московской федерации русского рукопашного боя (по согласованию); 24. Феденко И.А., руководитель Отдела культуры и заместитель руководителя Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Ташкентско-Узбекистанской епархии. Список почетных членов Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта (по согласованию) 1. Астахов С.А., президент Международной федерации рукопашного боя; 2. Волков А.Е., чемпион мира по кикбоксингу в абсолютной весовой категории по версии ММА (г. Москва); 3. Емельяненко Ф.В., президент Союза смешанных боевых единоборств «ММА» России; 4. Жуков А.Д., первый заместитель председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, президент Олимпийского комитета России; 5. Исинбаева Е.Г., заслуженный мастер спорта России; 6. Карелин А.А., депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VI созыва, член комитета Госдумы по международным делам; 7. Карпов А.Е., международный гроссмейстер, заслуженный мастер спорта СССР; 8. Немов А.Ю., четырехкратный олимпийский чемпион; 9. Плющенко Е.В., заслуженный мастер спорта России; 10. Попов А.В., заслуженный мастер спорта СССР; 11. Скрынник Б.И., президент Федерации хоккея с мячом;

http://patriarchia.ru/db/text/4305288.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010