Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Поклонение волхвов. Мозаика ц. Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. VI в. [греч. μγοι; лат. magi], в НЗ персонажи повествования о Рождестве Христовом , пришедшие «с востока» поклониться родившемуся в Вифлееме Младенцу (Мф 2. 1-12). Согласно рассказу евангелиста Матфея о рождении Иисуса, в правление царя Ирода Великого в Иерусалим пришли некие В., чтобы поклониться Младенцу, ибо они «видели звезду Его на востоке». Их вопрос: «Где родившийся Царь Иудейский?» - вызвал переполох при дворе Ирода, увидевшего угрозу своей власти, а также волнения в народе. Посоветовавшись с первосвященниками и книжниками, Ирод выяснил, что именно Вифлеем был тем местом, где должен родиться Мессия на основании предсказания прор. Михея (Мих 5. 1-2). Узнав от В. о времени появления звезды, Ирод просил их сообщить, когда найдут Младенца, якобы для того, чтобы также пойти и поклониться Ему. По пути в Вифлеем В. вновь явилась звезда, к-рая «шла» перед ними вплоть до дома, где был Младенец. «И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» (Мф 2. 11-12). Разгневанный Ирод, пытаясь защитить свою власть, приказал убить «всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф 2. 16) (см. ст. Вифлеемские младенцы ). Событие поклонения языческих мудрецов Божественному Младенцу становится предметом размышлений мн. толкователей уже в самых ранних памятниках христ. лит-ры, т. к., следуя ветхозаветной традиции, христианство изначально негативно оценивает магию и астрологию как несовместимые с представлением о свободе воли и стремится опровергнуть их перед лицом эллинистической культуры. Во всей библейской лит-ре только евангелист Матфей употребляет термин μγοι в позитивном смысле, относя его к группе людей, совершающих благочестивый поступок. Понятие «маг, волшебник» в ВЗ всегда имеет негативный оттенок и выражается евр. терминами  ,   (заклинатели мертвых (Лев 20. 6; 2 Пар 33. 6),   (прорицатели при егип. (Быт 41. 8, 24; Исх 7. 11, 22; 9. 11) и вавилонском (Дан 1. 20; 2. 2; 4. 4; 5. 7, 11, 15) дворах); дважды словом μγοι в Деяниях святых апостолов (8. 9 и 13. 8) также в негативном смысле названы астрологи и заклинатели.

http://pravenc.ru/text/волхвы.html

Глава 9 (1) Народ ходящий во мраке Увидит свет великий. Воссияет свет на тех, Что живут в земле тени смертной. (2) Ты умножишь для него иноплеменников, Увеличишь радость их, И возрадуются они пред Тобою, Как во время жатвы, Как пляшут при разделе добычи. (3) Потому что ярмо шеи его, Узду плечей его, Палку, побуждающую его, Уничтожишь Ты, как в день миланский. (4) Потому что всякую обувь, надеваемую для войны, И одежду валявшуюся в крови Отдадут на сожжение, В пищу огню. Ибо дитя родилось у нас, Сын дан нам, Будет власть на плечах Его, И дадут имя Ему: «Превосходный Советник, Бог сильный, Владыка мира». (6) Распространению власти Его и мира Нет предела, На престоле Давида И в царстве его; Чтобы упрочить его И устроить, по закону и по правде, Отныне и до века. Ревность Иеговы воинств сделает это. (7) Слово посылает Господь на Иакова, И падает оно на Израиля. (8) Чтобы знал весь народ, Ефремляне и жители Самарии, С гордостью и надменным сердцем говорящие: (9) «Пали кирпичи – построим из тёсаных камней, Срублены сикоморы – заменим их кедрами». (10) Но возвысить Иегова неприятелей Рецина против них. И врагов его вооружит Он. (11) Сирияне – с востока, Филистимляне – с запада, И едят они израиля во весь рот. Но, при всем том, не укротился гнев Его, И рука Его поднята еще. (12) А народ не обращается к бьющему его, За Иеговой воинств не следует. (13) Отсечёт же, за то, Иегова От Израиля – голову и хвост, Верхушку и ствол – в один день. (14) Старцы и вельможи – это голова, А пророки, видящие ложь – это хвост. (15) Вот, вожди этого народа, В заблуждение вводят, И погибнут за то предводители их. (16) Не порадуется за то об их юношах Господь, И не сжалится над сиротами и вдовами их; Потому что все это – нечестивцы и злодеи И открыто говорящие вздор. Но при всем том не отвратился гнев Его, И рука Его поднята еще. (17) Потому что, как огонь разгорелось злодейство, И тростник и бурьян поедает, В чащу леса заходит, И столб дыма высоко возносит. (18) Гневом Иеговы воинств опалена земля И народ будет пищей огня. Не щадят они друг друга: (19) Справа режут – и голодны, Слева едят – и не сыты, Каждый пожирает плоть семени своего: Менаше – Ефраима, (20) Ефраим – Менаше, И вместе они – против Иуды. За все это не укрощается гнев Его, И рука Его простерта еще Читать далее Источник: Книга пророка Исаии (Ешаия). (Опыт переложения на русский язык священных книг Ветхого Завета проф. А.А. Олесницкого (с масоретского текста))//Труды Киевской Духовной Академии. 1865. Т. 3. С. I-VI, 1-288 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

T. 94. Io. Dam. De imag. I. 1261 A). Остальные образы создаются непосредственно людьми для получения, сохранения и передачи знаний о первообразах. Другими словами, допускается изображение практически всего универсума видимого нашими глазами. Св. Иоанн прямо говорит: «Естественно изображаются тела и фигуры, имеющие телесное очертание и окраску» (Ibid. III. 24). Допускается изображать бестелесные «духовные существа» (ангелы, демоны, душа), которые запечатлеваются «сообразно их природе» в традиционных и свойственных им формах («как их видели достойные люди»). Особое внимание Отцы Церкви уделяли двум функциям религиозных изображений: психологической и догматической. Примеры, которых мы найдем ниже. 1-я сцена: явление Господа Иисуса Христа ап. Иоанну (Откр. 1, 9-20). Сам Господь Иисус Христос является апостолу и евангелисту Иоанну, который находится в ссылке на о. Патмос и диктует ему Апокалипсис (Откровения о последних судьбах Церкви и мира). Христос изображен на облаке во всей полноте своего совершенства, дабы Иоанн (как некогда Исайя - Ис. VI, 1-5) мог заимствовать чистоту помышлений от своего видения, во весь рост с золотым поясом на высоте груди и с поднятой правой рукой, в которой он держит 7 звезд (ангелов), символы епископов 7 церквей. Христа окружают 7 зажженных светильников, которые символизируют 7 малоазийских церквей, к которым обращена книга Откровений в форме послания. Ниже сидит исступленный Иоанн, кресло его поднялось на воздух перед горой, а взгляд и слух со вниманием обращен к Иисусу Христу. Вся обстановка созерцания убеждает нас, что Спаситель имея в виду означенные ассийские церкви, входящие в состав епархии ап. Иоанна, в то же время обращается ко всей Вселенской Церкви в семи проявлениях и моментах ее существования. Эти семь эпох новозаветной истории, о которых мы можем только догадываться, судя по наставлениям ассийским церквям, не имеют точной хронологии. Каждая эпоха выражает некоторый, в данное время преобладающий дух или тип, который не сразу и не одновременно возникает и не сразу изменяется. И в этом апокалипсические эпохи ничем не отличаются от иных эпох культурной или духовной жизни человечества. Например, мы не можем точной датой определить, когда закончилась античная культура, и когда началось и закончилось средневековье и т. д. Рис. 3. Первая, вторая и третья сцены Апокалипсиса на фресках Дионисиата. На нимбе Христа: Сущий, (над головой Иоанна) Иоанн Богослов. Фото автора 2014 г. Надпись 1: (вверху сцены) Я Иоанн бы в духе, и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом. (Откр. 1, 9-13) Надпись 2: И вот престол стоял на небе, и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису, и радуга вокруг престола (Откр. 4, 2-3) Надпись3: И вот конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан ему был венец, и вышел он как победоносный (Откр. 6,2).

http://ruskline.ru/analitika/2017/03/18/...

Убегайте же, увещаю вас, сатанинских зрелищ и вредного посещения конских ристалищ; ибо по поводу тех, которые увлеклись и пошли по широкому пути, я и был вынужден сказать это, чтобы они, вразумившись, оставили этот путь и пошли путем тесным, т. е. путем добродетели, и таким образом удостоились, подобно Лазарю, лона Авраамова, и чтобы всем нам вообще избавившись от геенского огня, насладиться теми неизреченными благами, ” не видел того глаз, не слышало ухо » (1 Кор. 2:9), чего да сподобимся все мы, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу и Святому Духу слава, держава, честь ныне и всегда и во веки веков. Аминь. notes Примечания 1 Анфуса, мать св. Иоанна Златоустаго, овдовела на двадцатом году своей жизни. 2 Эгейское море между Грецией и Малой Азией и Тирренское между Италией и Сицилией известны своей бурностью и опасностями для мореплавателей. 3 Одисс. XII, 39–110. 4 Еврип — узкий пролив, отделяющий о. Еввею от Виотии и Аттики, в котором, вода, по сказанию греков, прибывает и убывает семь раз в день и семь раз ночью. 5 Валентиниан и Маркион — ересеначальники сект, известных под именами Валентиниан и Маркионитов — II–ro века; Савеллий и Павел Самосатский — ересеначальники Савеллиан и Павлиан (Самосаситов) — III–ro века; Арий — ересеначальник Ариан — IV–ro века по Р. Х. 6 Исократ и Демосфен — ораторы, Фукидид историк и Платон философ — аттические писатели, жившие в V и IV веках до Р. Х. 7 Флавиана, епископа антиохийскаго. 8 Св. Мелетия, предшественника Флавианова на епископской кафедре в Антиохии. 9 Епископ антиохийский Флавиан. 10 Вероятно, один из тех Феодоров, которых император Валент с 374 г. преследовал по подозрению в домогательстве верховной власти. Созомена, Церк. Ист. Кн. VI, гл. 35. 11 Св. Филогоний, 21–й антиохийский епископ, защитник православной веры против еретика Ария, ум. в 323 или 324 году по Р. Х. Память его празднуется 20 декабря. 12 Здесь смысл неясен, слав.: « и дам лукавые вместо погребения Его, и богатые вместо смерти Его». 13 Синод. перевод: « Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет ». 14 Синод. перевод: « Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу ». 15 В Синод. переводе последней фразы нет. 16 В Синод. переводе: « Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно ». 17 В Синод. пере воде: « лучше кто–нибудь из вас запер бы двери, чтобы напрасно не держали огня на жертвеннике Моем ». 18

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Это главная тема Пастырских посланий вообще или, во всяком случае, Тит. и в еще большей степени 1 Тим. Судя по всему, побывав на Крите, Павел не успел оставить сколько-нибудь внятной церковной структуры, которая гарантировала бы преемство в сохранении возвещенного им Предания и в церковной организации. Все свои надежды апостол возлагал на Тита. Опять вспомним недавно цитированный стих Тит. 1, 5. По сравнению с 1 Тим., о епископах и пресвитерах говорится не как об уже установленных служениях, а скорее как о тех, что только еще должны быть учреждены. Вот какими видит ап. Павел пресвитеров и епископов: 6 если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. 7 Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, 8 но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, 9 держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать (Тит. 1, 6-9). В следующем параграфе имеет смысл более подробно рассмотреть столь важную тематику, как служение епископов и пресвитеров в Церкви по Пастырским посланиям, познакомившись с 1 Тим. Лжеучения Пожалуй, нигде в Новом Завете так резко, едко и иронично не говорится о лжеучениях, противостоящих христианству, как в Пастырских посланиях вообще и, в частности, в Тит. В этом отношении Тит. отличается еще и тем, что Павел привлекает «побочный» материал, цитируя широко известный тогда стих древнегреческого поэта Эпименида Кносского (VI век до Р. Х.). Он повторяет крайне уничижительную характеристику критян вообще: Из них же самих один стихотворец [ЕК: их собственный пророк] сказал: Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы [ЕК: обжоры] ленивые (Тит. 1, 12) . «Замечательно, что, цитируя Эпименида, апостол называет его «пророком» (profh/thj): он, несомненно, думает о дохристианском откровении, которое было доступно и язычникам. Мы знаем, что эта мысль была ему дорога (см. Деян. 14, 17; 17, 22-28; Рим. 1, 20-21)» . Поведение христиан

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Не тяготит нас пища, священнейший папа, хотя и ели пленники предложенное им от обладающих ими, особенно, когда все согласно сказуют, яко варвары, нашедшие на страны наши, не приносили жертв идолам. Апостол же глаголет: пища для чрева и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое ( 1Кор.6:13 ). И Спаситель, всякое брашно очищающий, рек: не то, что входит в уста оскверняет человека, но то, что исходит из уст. ( Мф.15:11 ). Григ. Неокес. пр. 1 65 ). О снедях говорит тебе Господь: добро земли ешьте ( Исх.1:19 ), всякое мясо ешьте, как зелень травную, а кровь выливай на землю как воду ( Быт.9:3 ; Втор.15:23 ); ибо не входящее в уста оскверняет человека, но исходящее из уст, разумею – хулы, оговоры и все прочее таковое. А тук земли ешь ты в правде ( Быт.45:18 ), потому что о, как велика благость его и какая красота его! Хлеб одушевит язык у юношей и вино – у отроковиц! ( Зах.9:17 ). Потому что кто может есть и кто может наслаждаться без Него (Εκкл.2:25). Апост. Пост. кн. VII, гл. 20. Мы говорим также, что всякое творение хорошо и ничем не должно гнушаться; что все, чем мы правильно пользуемся для поддержания себя, прекрасно; ибо, по писанию, и се добра зело ( Быт.1:31 ). Апостольск. Постанов. кн. VI, ил. 11. Ничтожно и то возражение, будто бы невозможно предписать Церкви воздержание от яств без принуждения и насилия. Ибо Церковь весьма хорошо поступила, установив со всяким тщанием для умерщвления плоти и страстей молитву и пост, коих блюстителями и образцами явили себя все святые и посредством коих супостат наш диавол, при помощи высшей благодати, низлагается со всеми своими воинствами и силами, и предлежащий благочестивым путь удобно совершается. Таким образом Вселенская Церковь , вникая во все сие, не принуждает, не делает насилия, но призывает, увещевает, научает тому, что есть в Писании и убеждает силою Духа. Послание, отв. на вопр. 3. Если кто из подвижников станет превозноситься и без. телесной необходимости, полагаясь лишь на свой совершенный разум, станет разрешать посты, преданные в общее соблюдение и хранимые церковью, да будет анафема. Ганр. соб. пр. 19.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Параграф I II III IV V VI VII VIII     Тетрадь первая сочинение Евгения Аквилонова «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» ( 1Петр. 3, 15 ). Почтительнейшее приношение признательного сына глубоколюбящему отцу «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь Я победил мир» ( Иов. 16, 33 ). «В последние дни наступят времена тяжкие, ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды.., жестоки, не любящие добра, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Но они не много успеют, ибо их безумие обнаружится пред всеми» ( 2Тим. 3, 1–9 ). «Знаю твои дела, и скорбь, и нищету, н злословие от тех, которые говорят о себе, что они иудеи... Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть... Будь верен до смерти – и дам тебе венец жизни» ( Апок. 2, 9–10 ). По независящим обстоятельствам автор писал свои статьи с того лихорадочною поспешностью, которая обыкновенно служит насколько в высшей степени неприятною, настолько же п неразлучною спутницей журнального дела. Кто хотя несколько знаком со срочною работой, тот отчасти поймет наше заявление и отнесется к предлагаемым статьям не с высоты ученого критиканства, в форме непогрешимо строгого и беспощадного отрицания всего того, что не высижено годами в ученой келье, но, надеемся, встретит их дружески – братским сочувствием, радуясь тому, что в винограднике Божием, в котором призваны трудиться все верующие, наряду с прочими нашелся и такой, который пришел сюда «в третьем часе“ своего научного делания Мф.20, 3 . Первые шаги ребенка очень нетверды; точно также и христианский богослов не сразу приобретает знание своего предмета и навык в нем. Но ошибочно было бы отсюда заключать к необходимости для такого начинающего рекомендовать кабинетное уединенье. Правда, оно имеет свою прелесть невозмутимо-научного созерцания, но вместе и опасность совершенной отсталости от живого общения с другими тружениками науки, между тем как в этом последнем заключается залог и личного, и общественного развития. С посторонней помощью человек научается от робких шагов твердой поступи. Так и в научной области лишь благодаря серьезной критике и мудрым наставлениям старших младшие становятся более пли менее достойными их подражателями Евр. 13,7. 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Глава 24 (1) Вот Иегова разорил землю, Опустошил ее, Отвратил лицо свое, И рассеялись ее жители; (2) И сталось со священником тоже, что с народом, Что со слугой – то и с господином, Что со служанкой – то и с госпожой, Что с покупателем – то и с продавцом, С ростовщиком – тоже, что с берущим за проценты, С должником – тоже, что с заимодавцем. (3) Да! разорена земля, совершенно разорена, И разграблена до конца. (4) Иегова сказал это слово! Плачет, унывает страна, Скорбит, унывает вселенная, Изнемогают возвышавшиеся над народом страны, (5) Земля осквернена под живущими на ней, От того, что они преступили закон, Отступили от устава, нарушили завет вечный. (6) За то – проклятие пожирает землю И несут наказание ее жители; За то жители страны истребляются, Остается мало людей; (7) Плачет вино, Скорбит виноградная лоза, Вздыхают все веселившиеся; (8) Прекратилось веселье с тимпанами, Умолк шум веселящихся, Затихли звуки гуслей, (9) Не пьют вина с песнями, Горька сикера для пьющих ее; (10) Разрушен город запустевший, Все дома заперты со входа; (11) Плач над вином по улицам, Закатилось все веселие, Переселилась вся радость страны, (12) Осталось в городе запустение И развалины разбитых ворот. (13) Но бывает на земле, Между народами, тоже, Что бывает при сбивании маслин, При собирании винограда, Когда кончен сбор. (14) Они возвысят, от радости, голос свой, О величии Иеговы воскликнут громче моря: «Славьте, за это, Иегову на востоке, На островах морских – имя Иеговы, Бога Израилева». (16) От концов земли, мы слышим песнь: «Слава Праведному»! Я говорил: «гибель мне! гибель мне! о горе мне! Грабители грабят, Грабители расхищают добычу; (17) Ужас, яма и петля На тебя, житель земли! (18) Кто побежит от громов ужаса, Тот попадет в яму; Кто выйдет из ямы, Тот попадет в петлю; Ибо окна в высоте открыты И дрожат основания земли. (19) Земля гибнет, Распадается земля, Земля колеблется, (20) Шатается земля, как пьяный, Качается – как колыбель, Тяготеют на ней беззакония ее, Падет и не встанет снова. (21) Но Иегова обратился К воинству горнему, в высоте, И к царям земным, на земле; (22) Будут собраны они в одну толпу, Как узники во рве, Заключены в темницу, И спустя много времени пересмотрены; (23) Покраснеет тогда луна, Устыдится солнце, Ибо Иегова воинств воцарится на горе Сион, в Иерусалиме, И перед старейшинами его прославится. Читать далее Источник: Книга пророка Исаии (Ешаия). (Опыт переложения на русский язык священных книг Ветхого Завета проф. А.А. Олесницкого (с масоретского текста))//Труды Киевской Духовной Академии. 1865. Т. 3. С. I-VI, 1-288 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Глава 7 1–12. Построение дворца Соломонова. 13–51. Храмовые принадлежности и украшения. 3Цар.7:1 .  А свой дом Соломон строил тринадцать лет и окончил весь дом свой. Большая продолжительность постройки дворца Соломонова – 13 лет в сравнении с храмом – 7,5 лет объясняется или большим количеством рабочих при постройке храма, или тем, что строительных работ при дворе было больше; притом для дворца не было запасено заранее материала, как для храма. 13 лет – от окончания постройки храма, след. дворец был окончен спустя 20 лет от начала постройки храма ( 3Цар.9:10 ), т. е. на 24-м году царствования Соломона (И. Флав. Иудейские Древн. VIII, 5, 1). Дворец Соломона был построен не на Мориа, где храм, и не в Офеле (юго-восточном подножии Мориа: ( 2Пар.27:3,33:14 ; Неем.3:26,11:21 ); И. Флавий, Иудейская Война, VI, 6, 2; Robinson, Palastina II, 29), а на г. Сионе (в «верхнем городе», по И. Флавию), долиной Тиропеон отделяемой от храмовой горы; с храмом дворец был искусственно соединен мостом (во втором Иерусалимском храме здесь была галерея, так называемый Ксист) и внутренним ходом ( 4Цар.11:19 ). Впоследствии здесь был и дворец Асмонеев. 3Цар.7:2 .  И построил он дом из дерева Ливанского, длиною во сто локтей, шириною в пятьдесят локтей, а вышиною в тридцать локтей, на четырех рядах кедровых столбов; и кедровые бревна положены были на столбах. Первым из отдельных дворцов назван «дом леса Ливанского», евр. бет йар га-Лебанои, Vulg.: domus saltus Libani, LXX, слав. -рус. (синодальн., архим. Макария, проф. Гуляева): «из Ливанского дерева» (LXX: οκος δρυμ το Λιβνου). Конечно, этот дворец был не на Ливане (не принадлежавшем Соломону), как полагали некоторые (Михаэлис и др.), или где-либо вообще вне Иерусалима (по таргуму, «летний царский дом» – род дачи); названием своим обязан множеству кедровых деревьев, стоявших аллеями близ него, и множеству кедровых столбов в середине здания. «Соломон во дворце своем построил весьма большое здание перед входом в судилище имело оно сто тридцать столбов кедровых, и думаю, что поэтому и названо домом древа Ливанского, так как множество сих кедровых столбов уподоблялось ливанской роще» (блаженный Феодорит, вопр. 26). Вероятно, дом леса Ливанского, дом царя и дом дочери фараоновой (ст. 8) были частями одного здания, причем первый был центральным корпусом (100 л. длины, 50 ширины и 30 высоту). По устройству дом леса Ливанского представлял колоннаду или перистиль в 4 ряда колонн (Vulg.: quattuor deambulacrainter columnas cedrinas). По назначению это здание служило, между прочим, своего рода арсеналом (ср. 3Цар.10:17 ; Ис.22:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

II. От любостяжания происходит жестокость сердца, недоброжелательство, обман, кража, угнетение ближних и убийство. Любостяжатели бывают очень неосмотрительны, в особенности в отношении денег, что является наибольшим злом, как это можно видеть на примере Иуды, предавшего Христа. Любостяжательный человек отказывает даже самому себе и притом в самом необходимом. За ведение и распоряжение своим имуществом каждый ответственен перед Богом и, согласно с волей Божией, должен употреблять его ко благу не только своей семьи, но и своих ближних, а также служить целям религиозным и народным. III. От блуда происходит отупение ума и религиозного чувства, отвращение к жизни, ужасные болезни, отчаяние, убийство и самоубийство. Апостол Павел говорит: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи... Царства Божия не наследуют» ( 1Кор.6:9–10 ). IV. От зависти происходят: ненависть, злословие, ругательства, клевета и часто убийства. Каин убил из зависти своего брата Авеля. V. От невоздержания бывают: грубость, ссоры, распри, апатия к труду и бесстыдство. Спаситель сказал: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством... и чтобы день тот не постиг вас внезапно» ( Лк.21:34 ). Последствия невоздержания мы можем видеть из притчи о богаче и бедном Лазаре. VI. От гнева происходят: распри, ссоры, неприязнь, месть и убийство. Апостол Иаков сказал: «Гнев человека не творит правды Божией» ( Иак.1:20 ). VII. От лености бывает: заслуженная ею нищета, равнодушие к жизни, дурные желания и беспутная жизнь. Ленивый человек может быть не только в работе, но и в молитве и в посещении служб Божиих. От такой лености происходят равнодушие к религии и к своему спасению, откладывание покаяния и, наконец, часто отчаяние. 763. Кто грешит против Святого Духа? Против Святого Духа грешит тот: 1) кто дерзостно полагается на милость Божию; 2) кто отчаивается в милосердии Божием; 3) кто к спасительным увещаниям имеет сердце затверделое; 4) кто противится познанию правды;

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010