За время своего преподавания Ориген редко отлучался из Александрии, но тем не менее такие отлучки случались. При папе Зефирине (ок. 211–212 г.) он совершил путешествие в Рим, Евсевий передает собственные слова Оригена , объясняющие мотивы его поездки: «Я захотел увидеть самую древнюю церковь – Римскую», а от себя Евсевий добавляет, что Ориген «пробыл там недолго и, вернувшись в Александрию, со всем усердием продолжал заниматься своим делом оглашателя» (Церк. ист. VI,14,10). Во время своего пребывания в Риме александрийский дидаскал встречался со священномучеником Ипполитом Римским . Во всяком случае, блаженный Иероним (О знам. муж. 61), перечисляя творения этого первого «анти-папы», упоминает «Беседу о славе Господа Спасителя», где Ипполит замечает, что «он говорил ее в церкви, в присутствии Оригена». Таким образом, в Риме встретились два знаменитых богослова своего времени – восточный и западный. То, что Ориген пробыл в «столице мира» недолго, объясняется скорее всего тем, что он очень ценил свое время. Второе его путешествие было в Аравию (ок. 215 г.) – римскую провинцию, тесно примыкающую к Палестине 625 . Евсевий на сей счет сообщает следующее: «Когда Ориген жил в Александрии, Димитрию, тамошнему епископу, и тогдашнему префекту Египта принес воин письма от правителей Аравии с просьбой прислать к ним Оригена , так как он хочет с ним побеседовать. Ориген прибыл в Аравию, быстро выполнил свою миссию и тут же вернулся в Александрию» (Церк. ист. VI,19,15). Это сообщение свидетельствует о широкой популярности Оригена и среди римских чиновников весьма высокого положения. Следующая отлучка Оригена случилась уже при совсем иных обстоятельствах. В том же 215 г. в Александрии разразился бунт против императора Каракаллы. Разгневанный император устроил «кровавую баню», отдал город на грабеж солдатам, запретил всякие зрелища и закрыл философские школы. Поэтому Ориген вынужден был искать убежища в Палестине, где поселился в Кесарии. Здесь его приняли радушно и, «хотя он еще не был тогда рукоположен в священника, но местные епископы просили его беседовать с общиной и разъяснять ей Писание» (Церк. ист. VI, 19,16) 626 . Другими словами, Ориген проповедовал в кесарийском храме (а возможно, и в некоторых других палестинских храмах); для Восточных церквей такая проповедь мирян была довольно древним и признанным обычаем 627 , но Димитрий Александрийский воспринял это известие о проповедничестве Оригена с большим неудовольствием. Он направил письмо Александру Иерусалимскому и Феоктисту Кесарийскому (друзьям и почитателям Оригена ; Александр к тому же был и давним однокашником его), в котором писал, «что никогда не слыхано, да и сейчас не бывает, чтобы миряне в присутствии епископов проповедовали в Церкви» (Церк. ист. VI, 19,17).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/patris...

фаланги ( Dio Cassius. Hist. Rom. LXXVIII 7, 18; Herodian. Hist. IV 8; Scr. hist. Aug. Caracalla. 2; Aur. Vict. Epitom. 21). В нач. 215 г. К. посетил Трою (Илион), где принес заупокойные жертвы Ахиллу, установил его бронзовую статую, совершил погребение своего умершего фаворита Феста наподобие похорон Патрокла ( Dio Cassius. Hist. Rom. LXXVIII 16; Herodian. Hist. IV 8). Зимой 215/16 г. К. пребывал в Александрии, где жители подвергали насмешкам его политику и образ жизни. Узнав об их настроениях, К. приказал избить делегацию знатных граждан, встречавших его у въезда в город, а потом и осуществил массовый террор против всего населения. От рук солдат К. в Александрии погибло несколько тыс. чел.; были закрыты философские школы ( Dio Cassius. Hist. Rom. LXXVIII 22-23; Herodian. Hist. IV 8-9; Scr. hist. Aug. Caracalla. 6). Всех приезжих выслали из города; в их числе был Ориген, который переехал в Кесарию Палестинскую ( Euseb. Hist. eccl. VI 19). Одной из основ религ. политики К. стало признание общерим. статуса за егип. культом Исиды и Сераписа. Рим. историки отмечают особое благоговение, с к-рым К. участвовал в религ. церемониях. В 215 г. в честь Исиды и Сераписа был возведен храм у подножия Квиринала в Риме, в который из Александрии перенесли некие реликвии (Scr. hist. Aug. Caracalla. 9; Aur. Vict. Epitom. 21. 4). Во время пребывания в Александрии К. почти постоянно находился в Серапеуме ( Dio Cassius. Hist. Rom. LXXVIII 23). Культ Сераписа К. считал наиболее важным для империи, называл бога «Зевс Серапис Гелиос, непобедимый господь вселенной». На основе этого культа К. собирался ввести почитание «единого бога» всех религий, в т. ч. иудеев и христиан. Возможно, особым статусом при дворе К. пользовался также Дионис (Ibid. 7). Религ. поиски и интерес к Востоку отразились на деятельности Юлии Домны, по заказу к-рой Флавий Филострат написал жизнеописание Аполлония Тианского . Этого гностика I в. двор К. воспринимал как пророка и крупного религ. учителя и пропагандировал его почитание; К.

http://pravenc.ru/text/1680977.html

В «Малые сочинения», изданные Ф. Аристоклисом после смерти К. ( Αριστοκλς Θ. Κωνσταντου Α το π Συναου οιδμου πατριρχου Κωνσταντινουπλεως το Βυζαντου βιογραφα κα συγγραφα λσσονες κκλησιαστικα κα φιλολογικα. Κωνσταντινουπλις, 1866), были включены его работы «О разностях в вере между православными и армянами», «О патриаршествовавших в Антиохии до сего дня», «О клириках, подвизавшихся в добродетели и воспитании после завоевания Константинополя», «Ответ на изданное под псевдонимом немецкое сочинение, обвиняющее российских богословов как допускающих второе крещение», «Об ангелах», «Синоптический трактат о том, когда, как и каким образом в разные эпохи папы посылали миссионеров на Восток для распространения папистского заблуждения» и др. Перу К. принадлежит текст «Окружного послания единой святой кафолической и апостольской Церкви ко всем православным христианам», к-рый был подписан К-польским патриархом Анфимом VI и др. Восточными патриархами и их Синодами и издан в К-поле в мае 1848 г. в ответ на энциклику папы Римского Пия IX «In Suprema Petri Apostoli sede» (6 янв. 1848), призывавшую правосл. Церкви к объединению с Римом. Неизданными остаются такие сочинения К., как «Священный Катехизис в вопросах и ответах» (Ιερ Κατχησις κατ ρωταπκρισην), «О римских понтификах» (Περ τν ποντιφκων τς Ρμης), «О церкви Паммакаристос» (Περ το ναο τς Παμμακαρστου), а также письма. Арх.: РГБ ОР. Ф. 188. Картон 7. Ед. хр. 30 [письма К. к А. Н. Муравьеву]; Ф. 188. Картон 3. Ед. хр. 18 [письма А. Н. Муравьева к К.]; Ф. 188. Картон 3. Ед. хр. 10 [письма А. Н. Муравьева к Александрийскому патр. Иерофею II]; АВП РИ. Ф. 161. Оп. 46. Ед. хр. 14. Л. 1 об.- 2 об. [Дело о награждении К., архиеп. Синайского, орденом св. Александра Невского]. Ист.: [Mouravieff A. N.]. Question religieuse d " Orient et d " Occident. Moscou, 1856. [T. 1]; St.-Pb., 1858. T. 2; он же (Муравьев А. Н.). Мои воспоминания. М., 1913; он же. Записка о состоянии Правосл. Церкви на Востоке. М., 1914; он же. Ответ г-ну Э. Боре на вопрос о святых местах//ППС. 2005. Вып. 40(103). С. 109-133; К. З. Воспоминания очевидца о великом Патриархе Константине//Странник. 1860. 6. С. 246-255; Филарет (Дроздов), свт. Письма к А. Н. М[уравьеву]. К., 1869; он же. Собр. мнений. 1886. Т. 4; Порфирий (Успенский), еп. Книга бытия моего: Дневники и автобиогр. зап. СПб., 1894-1902. Т. 1-8.

http://pravenc.ru/text/2057130.html

AelProm S.Ihm, Der Traktat περ τν οβλων θηρων κα δηλητηρων φαρμκων des sog. Aelius Promotus. Wiesbaden 1995 (Index 155–168). [s.II-–VI) Aes Corpus fabularum Aesopicarum I 1.2. Ed. A.Hausrath – H.Haas. Ed. alt. cur. H.Hunger. Leipzig 1959 (Index II 202–339, 350–351). AesCh Aesopi fabulae, rec, Ae.Chambry, I,II. Paris 192–1926. AesP B.E.Perry, Aesopica. А series of texts relating to Aesop or ascribed to him ... Urbana, III. 1952. AEsph Actes d’Esphigiménou. Ed. dipl. par J.Lefort. Paris 1973 (Index 199–244). Аёт IX, XV Aötius von Amida, ed. S.Zervos, θην 23 (1911) 273–390 (Buch IX); 21 (1909), 3–144 (Buch XV). [s.VI] Аёт XI Aelius von Amida, Buch XI, in: Rufus Ephesius, ed. Ch.Daremberg – E.Ruelle. Paris 1879, 85–126; App. III, p.568–581. [s.VI] Аёт ΧII Aemius von Amida, Buch ΧII, ed. G.A.Kostomiris. Paris 1892. [s.VI] Аёт XIII Aemius von Amida, Buch XIII, ed. S.Zervos, θην 18 (1905) 241–302. [s.VI] Аёт XVI Aemius von Amida, Buch XVI, ed, S.Zervos, Gynäkologie des Aemios. Leipzig 1901, [s.VI] AemOl Ι, II Aemius von Amida, ed. A.Olivieri, Corp.Med.Graec.VIII 1. Leipzig 1935 (Bücher I–IV); VIII 2. Berlin 1950 (Bücher V–VIII) (vgl. (Holla 64,1986,30–36). [s.VI] Aemos ΑΕΤΟΣ. Studies in honour of C.Mango. Ed. by I.Ševenko and I.Hutter. Stuttgart – Leipzig 1998. AgapSyr R.Pope, The greek text of „The narration of our pious father Agapios the Syrian”. Cyrillomethodianum 8–9 (1984–1985) 233– 260 . [s.IV–V(?)] Agath Agathiae Myrinaei historiarum libri quinque, rec. R.Keydell. Berlin 1967 (Index 223–232). [s.VI] Agathange G.Lafontaine, La Version grecque du livre arménien d’Agathange. Louvain 1973 (Index 351–358). [s.VI–VII] AgathNic Encomium in sanctum Agathonicum Nicomediensem martyrem. AnBoll (1886) 396–415. Agnes P.Franchi dé Cavalieri, Scritti agiografici I.Città del Vaticano 1962, 355–376: S.Agnese nella tradizione e nella legg enda. BHG Analecta Hymnica Graeca, I.Schiro consilio et ductu edita, I–XII, Roma 1966–1980. AIv Actes d’Iviron, I. Des origines au milieu du XI е s.; II. Du milieu du XI e s, A 1204. III. De 1204 à 1328; IV. De 1328 au début du XVI e siècle. Ed. dipl. par J.Lefort [et al.]. Paris 1985, 1990, 1994, 1995 (Indices).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Мозаичный пол из ц. св. Стефана в Умм-эр-Расасе. 757 г. В напольных мозаиках часто встречаются образы святых (?) с нимбами (в ц. Илии, Марии и Сорег в Герасе, VI в.), донаторов (Феодора и Георгии в ц. св. Космы и Дамиана в Герасе, 533; в ц. св. Стефана в Умм-эр-Расасе, 757), персонификаций времен года (Зал времен года в ц. семьи Ксар; Ипполитов зал в ц. Богоматери, в ц. аль-Хадир - все в Мадабе, VI в.; в ц. диак. Фомы близ Айн-Муса у горы Нево, VI в.; в правом нефе ц. свящ. Ваила, 586; в церквах еп. Сергия, 587/8; св. Кириака в Эль-Кувайсме (Амман), VI в.; Илии, Марии и Сорег в Герасе, VI в.; в Зай-эль-Гарби в Гадаре, 2-я пол. VI в.), природных стихий и универсальных аллегорий (Таласса-море в ц. Апостолов в Мадабе, 565 или 576; Гея-земля в ц. св. Георгия в Хирбат-эль-Мухаят, 535/6; в верхней капелле свящ. Иоанна при ц. Амоса и Касисея в Вади-Африт у горы Нево, 565; персонификации земли, океан, времен года и аллегории в Византийской ц. в Петре, VI в.), а также сельский стаффаж (фигурки крестьян, охотников, погонщиков, виноградарей, рыбаков), звери и птицы. В раскопанных виллах 1-й пол. VI в. найдены напольные мозаики с изображениями богов и героев и др. персонажей языческой мифологии: наказание эротов с Афродитой, Адонисом и нимфами и Федра с Ипполитом - в Ипполитовом зале; Ахилл, Патрокл и Брисеида - перенесена в ц. Апостолов в Мадабе; Геракл с немейским львом и Ариадна (ее фигура утрачена) с танцующими сатиром и вакханкой - перенесены в Арх. музей в Мадабе. Мн. мозаики с изображениями людей в церквах были уничтожены (фигуры целиком либо только лица) и заложены белой и цветной смальтой. В Герасе в т. н. церкви-синагоге (III-IV вв., 530-531) обнаружен уникальный по иконографии памятник мозаичной напольной декорации синагоги со сценой шествия животных в ковчег Ноя (V - нач. VI в.?). Местным, более нигде не встречающимся жанром (за исключением изображений Вифлеема и Иерусалима в ранних базиликах Рима) являются мозаики с изображениями городов Египта, Палестины и Заиорданья (см. ниже).

http://pravenc.ru/text/578380.html

за собою к Москве»; «презрев Божественный суд... и совесть». О неудачном нападении Острожского на Смоленск в Софийском 2-м кратко (VI, 256–257; VIII, 257–259; Ник., VI, 200–204). Под 7024 г. в Софийском 2-м пропуски следующие против Воскресенского и Никоновского сводов: «отпустил Крымского царя... а с ним вместе»; «из Царягорода пошол... с милостынею, а»; «великого князя для потреб»; пожалование Абдул-Летифу Каширы было «в лето 7025, ноября» (VI, 257–258; VIII, 259–260; Ник., VI, 204–206). Под 7025 г. пропуски в Софийском 2-м: «преосвященным Варлаамом митрополитом всея Руси»; «Шимборк»; «что ему... и до своего живота»; в Воскресенском своде пред словами: «a пешие люди украйные по лесам их бити» находится пропуск слов: «по дорогам их и по бродом бити», восполняемые Никоновским и Софийским 2-м сводами (VI, 258–259; VIII, 260–261; Ник., VI; 206–208). Пропуски в Софийском 2-м под 7026 г.: «лятцкими и литовскими»: «не со многими людми»; «из Царя-города на Москву... вместе прииде»; «и к себе призывав... словесех духовных»; «в Петрово говение и за Петров день»; кроме того, в Воскресенском своде сказано, что дождь перестал после молебна, совершенного митрополитом Варлаамом, а в Софийском 2-м прекращение дождя поставлено в зависимость от принесения Владимирской иконы Божией Матери (известие это немного разнится в обоих сводах); затем, в Софийском 2-м прибавлены следующие известия: о пребывании великого князя в Волок Ламском и об оставлении еппскопом Коломенским Митрофаном своей епископии (VI, 259–262; VIII, 261–265; последнее известие есть и в Ник., VI, 208–216). Под 7027 г. из общего источника взяты следующие известия: о прибытии старца Климента в Москву с Синайской горы (в Воскресенском и Никоновском прибавлено: «и князь велики его пожаловал, отпустил»), о сооружении и освящении церкви Вознесения, об освящении церкви во имя Леонтия, о поездке великого князя на Угрешу (VIII, 265, 267; VI, 262, 263; в последнем известия несколько сокращены). Никоновский свод, VI, 216–221, буквально сходен с Воскресенским, за исключением известия о походе на Литву; последний более близко держался подлинника; составитель Воскресенского свода перечисляет воевод той и другой стороны, а составитель Софийского 2-го только упоминает о походе, не сообщая никаких подробностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 4-й сотнице предлагаются гл. обр. духовные толкования ветхозаветного священства и жертвоприношений (IV 12-79; ср.: Исх 28-29). В 5-й сотнице даются духовные толкования различных образов Свящ. Писания: облака и мрака (V 13, 16; ср.: Исх 19. 9; 20. 21), воскресения тела, души и ума (V 19, 22, 25), духовной брани и соответствующего вооружения (V 28-45; ср.: Еф 6. 13-17), а также духовного града (V 74-82) и духовного храма (V 84). В 6-й сотнице рассматриваются и получают духовное толкование основные положения Никео-Константинопольского Символа веры : о Боге Отце (VI 28-30), о различии между рожденным (ϒεννητν) и сотворенным (ϒενητν) (VI 31-32), о Рождестве Христа (VI 39), о Его кресте и распятии (VI 38, 40), о Его смерти (VI 42), о Его подчинении Отцу вместе со всеми разумными творениями (VI 33-34), о Христе как «Судии живых и мертвых» (VI 74), о покорности (ποταϒ) Богу разумных творений (VI 68-70), о Христе как «Первенце из мертвых» (Кол 1. 18) и «Первородном между многими братьями» (VI 89; ср.: Рим 8. 29) и др. Именно в этом трактате содержатся основные оригенистские положения Е. П., осужденные V Вселенским Собором ( Guillaumont A. 1962. P. 37-39; 156-159; Guillaumont A. et C. 1971. N 170. P. 32). За исключением отдельных фрагментов, греч. оригинал «Умозрительных глав» утрачен; в наст. время имеется ок. 75 фрагментов (из них 8 сохр. частично), составляющих приблизительно 1/7 часть текста оригинала и сохранившихся в экзегетических катенах , в цитатах или под именами др. авторов, таких как Леонтий Византийский , преподобные Варсонофий Великий , Дорофей Газский , Максим Исповедник, Нил Анкирский, а также в сб. «Doctrina Patrum» ( «Учение отцов» ) и в др. сочинениях самого Е. П., особенно в экзегетических схолиях ( Guillaumont A. 1962. P. 22-24). Основная часть данных фрагментов, известная как соч. «Практические главы», приписываемое прп. Максиму Исповеднику, была впервые опубликована С. Л. Епифановичем ( Епифанович С. Л. Материалы к изучению жизни и творений прп. Максима Исповедника.

http://pravenc.ru/text/180865.html

284 . Донесения о первом вызове Диоскора на Собор. С. 234–236 148 . [Т. 2. C. 249–251.] Actio III (de Dioscoro) (CPG 9002t)//ACO II, 1, 2. P. 10–12 17–30). Mansi VI, 989–997. 5000/3. 285 . Второй вызов Диоскору [епископу, посланный Собором] и донесения о нем. С. 236–239 149 . [Т. 2. C. 251–254.] Vocatio secunda Dioscori (CPG 9002.2t) 150 //ACO II, 1, 2. P. 12–15 31–46). Mansi VI, 997–1005. 5000/3. 286 . Записка Феодора, диакона александрийского, поданная против Диоскора [папе Льву и Собору Халкидонскому]. С. 239–240. [Т. 2. C. 254–256.] Theodori diaconi Alexandriae contra Dioscorum (CPG 9002.3t)//ACO II, 1, 2. P. 15–16 47). Mansi VI, 1005–1010. 5000/3. 287 . Записка Исхириона, диакона александрийского, против Диоскора, поданная святому и Вселенскому Собору. С. 241–244 151 . [Т. 2. C. 256-с. 259.] Ischyrionis diaconi Alexandriae contra Dioscorum (CPG 9002.4t)//ACO II, 1, 2. P. 17–20 48–56). Mansi VI, 1012–1021. 5000/3. 288 . Записка Афанасия, пресвитера александрийского, поданная святому Собору, против Диоскора. С. 244–246. [Т. 2. C. 259–261.] Athanasii presbyteri Alexandriae contra Dioscorum (CPG 9002.5t)//ACO II, 1, 2. P. 20–22 57). Mansi VI, 1021–1029. 5000/3. 289 . Записка Софрония против Диоскора, поданная [святому папе Льву и] святому Вселенскому Собору в Халкидоне. С. 246–248 152 . [Т. 2. C. 261–264.] Sophronii Alexandrini contra Dioscorum (CPG 9002.6t)//ACO II, 1, 2. P. 22–25 58–69). Mansi VI, 1029–1036. 5000/3. 290 . Третий вызов Диоскору, посланный от св. Собора, и донесения о нем. С. 248–251. [Т. 2. C. 264–266.] Vocatio tertia Dioscori (CPG 9002.7t) 153 //ACO II, 1, 2. P. 25–27 70–78). Mansi VI, 1036–1041. 5000/3. 291 . Продолжение рассуждений Халкидонского Собора и приговор об осуждении Диоскора. С. 251–271. [Т. 2. C. 266–287.] Damnatio Dioscori (CPG 9002.8t) 154 //ACO II, 1, 2. P. 27–34 79–96) 155 . Mansi VI, 1041–1080. 5000/3. 292 . Подписи произнесших приговор. С. 271–279. [Т. 2. C. 288–295.] Actio III (de Dioscoro) (CPG 9002t)//ACO II, 1, 2. P. 34–41 97–98) 156 . Mansi VI, 1080–1094. 5000/3. Grumel 1932, 123 (подпись свт. Анатолия Константинопольского).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

Дионисий IV (в 4-й раз) 2 месяца. Иаков (в 3-й раз) 1686–1690. Каллиник II 1690–1691. Неофит IV 3 месяца. Каллиник II (вторично) 1691–1693. Дионисий IV (в 5-й раз) 1693–1694. Каллиник II (в 3-й раз) 1694–1702. Гавриил III 1702–1707. Неофит V избран, но не утвержден. Киприан 1708–1710. Афанасий V 1710–1711. Кирилл IV 1711–1713. Киприан (втор.) 4 месяца. Косма III 1713–1715. Иеремия III 1715–1726. Каллиник III, умерший от радости по избрании. Паисий II 1726–1732. Иеремия III (втор.) 1732–1733. Серафим I 1733–1734. Неофит VI 1734–1740. Паисий II (во 2-й раз) 1740–1742. Неофит VI (во 2-й раз) 1742–1744. Паисий II (в 3-й раз) 1744–1748. Кирилл V 1748–1751. Паисий II (в 4-й раз) 1751–1752. Кирилл V (во 2-й раз) 1752–1757. Каллиник IV 1757. Серафим II 1757–1760. Иоанникий III 1760–1764. Самуил I 1764–1768. Мелетий II 1768–1769. Феодосий II 1769–1773. Самуил I (втор.) 1773–1774. Софроний II 1774–1780. Гавриил IV 1780–1784. Прокопий 1784–1789. Неофит VII 1789–1794. Герасим III 1794–1797. Григорий V 1797–1799. Неофит VII (втор.) 1799–1801. Каллиник V 1801–1806. Григорий V (втор.) 1806–1808. Каллиник V (втор.) 1808–1809. Иеремия IV 1809–1813. Кирилл VI 1813–1818. Григорий V (третично) 1819–1821. Евгений 1821–1822. Анфим III 1822–1824 Хрисанф 1824–1826. Агафангел 1826–1830 Констанций I 1830–1834 Констанций II 1834–1835 Григорий VI 1835–1840. Анфим IV 1840–1841. Анфим V 1841–1845. Мелетий III 7 месяцев. Герман IV † 1845. Анфим VI 1845–1848. Анфим VI (втор.) 1848–1852. Герман IV (вторично) 1852–1853. Анфим VI (третично) 1853–1855. Кирилл VII 1855–1860. Иоаким II 1860–1863. Софроний II 1863–1866. Григорий VI (вторично) 1867–1871. Анфим VI (в 4-й раз) 1871–1873. Иоаким II (втор.) 1873–1887. Иоаким III 1878–1884. Иоаким IV 1884–1886. Дионисий V 1886–1891. Неофит VIII 1891–1894. Анфим VII 1894–1897. Константин V 1897–1901. Иоаким III (вторично) 1901. В. Александрийские патриархи Св. Марк 62 . Аниан 62–84. Абилий 84–98. Кердон 98–107. Прям или Ефрем 107–119. Иуст 119–130. Евмений 130–143.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

SB. Theol. lat. Fo. 485; 1 лист - в сокровищнице собора в Кведлинбурге). На основании сходства стиля миниатюр с мозаиками нефа рим. базилики Санта-Мария Маджоре эта рукопись датируется 2-й четв. V в. Сохранившиеся листы содержат фрагменты Книг Царств в доиеронимовском переводе. Иллюстрации перемежались с текстом, занимая целые страницы, разделенные на прямоугольные компартименты, отведенные для отдельных сцен. Изображения предваряли фрагменты текста. Согласно реконструкции, манускрипт включал в себя 220 листов, в т. ч. ок. 60 страниц с миниатюрами. Фризообразные композиции, пейзажи в духе античного иллюзионизма, трактовка поз и одежд персонажей, а также почти квадратный формат листов, особенности написания текста, устройство заголовков и простые красные обрамления миниатюр сближают эту рукопись с ватиканским Вергилием. История Лота (Быт 19. 4 - 9). Миниатюра из Коттоновского Генезиса. Кон. V или VI в. (Lond. Brit. Lib. Cotton Otho B. VI) История Лота (Быт 19. 4 - 9). Миниатюра из Коттоновского Генезиса. Кон. V или VI в. (Lond. Brit. Lib. Cotton Otho B. VI) Одним из наиболее богато иллюстрированных раннехрист. кодексов был Коттоновский Генезис (Lond. Brit. Lib. Cotton Otho B. VI, кон. V или VI в.). Он сильно пострадал от пожара, случившегося в 1731 г. в б-ке лорда Коттона: примерно из 220 листов с 339 миниатюрами сохранилось неск. обугленных фрагментов, иллюстрирующих историю Лота (Быт 19. 4-10, 12-13). Композиции этого памятника, или скопированной с него рукописи, были взяты за образец мозаичистами, украшавшими в нач. XIII в. собор Сан-Марко в Венеции. Пир царя Ирода. Миниатюра из Синопского Евангелия. VI в. (Parisin. Suppl. gr. 1286. Fol. 10v) Пир царя Ирода. Миниатюра из Синопского Евангелия. VI в. (Parisin. Suppl. gr. 1286. Fol. 10v) В VI в. были созданы 3 рукописи, написанные серебром и/или золотом на пурпурном пергамене: Венский Генезис (Vindob. Theol. gr. 31), Россанский кодекс (Архиепископский музей в Россано) и Синопское Евангелие (Parisin. Suppl. gr. 1286). Они отличаются друг от друга по стилю и расположению миниатюр.

http://pravenc.ru/text/383977.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010