185-188 188-189 189-190 ИСИДОР (Никольский Яков Сергеевич; 1799-1892), митр. Новгородский, С.-Петербургский и Финляндский 190-198 200-201 198-200 201-202 ИСИДОР СВЩМ. И 72 (73) МУЧЕНИКА († 3-я четв. XV в.), , Юрьевские, Ливонские (пам. 8 янв., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, 18 нояб.- в Соборе святых земли Эстонской) 203-206 ИСИДОР ИЗ МИЛЕТА (ум. не позднее 558), визант. архитектор и ученый, один из создателей Софии Св. собора в К-поле 207-208 208-224 ИСИДОР САМТАВИКСКИЙ прп. (пам. 7 мая - в Соборе прп. Иоанна Зедазнийского и 12 сир. отцов), один из 12 сирийских монахов, основателей грузинского монашества ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ († 636), еп. Гиспальский, лат. церковный писатель, богослов, энциклопедист; католич. св. (пам. 4 апр.) 224-238 238-239 240-254 ИСИХИЙ мч. Диррахийский (пам. 7 июля) - см. в ст. Перегрин, Лукиан, Помпей, Исихий, Папий, Саторин и Герман, мученики Диррахийские ИСИХИЙ мч. Доростольский (пам. зап. 15 июня) - см. в ст. Иулий, мч. Доростольский (пам. зап. 27 мая) ИСИХИЙ († нач. IV в.), александрийский экзегет и справщик текста Септуагинты и НЗ, принятого в IV-V вв. в Египте 255-256 256-257 ИСИХИЙ ИЕРУСАЛИМСКИЙ (2-я пол. IV в.- ок. 451), проповедник и экзегет, пресвитер, прп. (пам. 28 марта, согласно Месяцеслову имп. Василия II; 22 сент., согласно Палестино-грузинскому календарю; а также в Соборе всех прп. отцов в субботу сырной седмицы) 257-276 ИСИХИЙ СИНАИТ (VII-IX вв. или 2-я пол. XII в.), прп., игум. мон-ря в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» 276-279 ИСКРЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ недействующий, в честь Успения Пресв. Богородицы, Софийской епархии Болгарской Православной Церкви 279-281 281-312 312-326 ИСКУШЕНИЯ МОНАСТЫРЬ действующий, принадлежит Иерусалимскому Патриархату, расположен на краю Иудейской пустыни и долины Иордана 326-328 328-377 377-400 400-404 ИСМАЙЛОВ Филипп Филиппович (1794-1863), секретарь канцелярии Святейшего Синода РПЦ, обер-прокурор Грузино-Имеретинской синодальной конторы Грузинского Экзархата РПЦ 404-410

http://pravenc.ru/vol/xxvii.html

Показательным примером является предъявляемое О. в начальной части заключения теологов обвинение в ереси пелагианства : при его обосновании используются рассуждения О. о том, что совершаемые находящимся вне благодати человеком «естественные» акты могут иметь положительное значение для спасения (это действительно близко к учению пелагиан), однако игнорируется то, что, согласно О., это возможно не в обычных условиях (как полагали пелагиане), но лишь в гипотетическом случае, если Бог Своей всемогущей волей установит, чтобы это было именно так. Несмотря на достаточно произвольный подход теологов к текстам О., наиболее важные из отобранных ими тезисов могут быть объединены в неск. смысловых групп: 1) тезисы, связанные с волюнтаристскими моментами в теологии О. и с его представлениями о различии между действием Бога согласно абсолютной потенции и согласно упорядоченной потенции (см. тезисы 1-9, 35-36, 46-48: Koch. 1936. P. 82-92, 184-185, 192-193; здесь и далее нумерация тезисов дается по 2-му документу теологов); 2) тезисы, в к-рых отражен номинализм О., т. е. отрицание реального существования общих сущностей и используемых человеком в познавательном процессе категорий (см. тезисы 25-26, 29-30, 41, 43, 45: Ibid. P. 180-181, 183-184, 188, 190-191); 3) тезисы, выражающие представления О. об ограниченности рационального богопознания (см. тезисы 10-18, 38, 42: Ibid. P. 92-93, 168-176, 186, 188-190); 4) тезисы, в которых выражено учение О. о Евхаристии, в т. ч. следующие утверждения: субстанция Хлеба в таинстве Евхаристии полностью уничтожается, а не изменяется; субстанция и количество есть одна и та же вещь, поэтому они не могут существовать по отдельности; сакраментальное присутствие Тела Христова в Евхаристии предполагает его локальное изменение, и т. п. (см. тезисы 19-23: Ibid. P. 176-179). Переход О. в лагерь противников папы Римского Иоанна XXII и его отъезд из Авиньона не были напрямую связаны с разбирательством по поводу его богословских мнений. Однако нельзя исключать, что недовольство О.

http://pravenc.ru/text/2578237.html

Chigi (XI в.), в котором не было указано ни дня, ни месяца Рождества Христова. В Афонской рукописи XI в. был указан третий вариант для времени Рождества согласно комментарию Ипполита на пророка Даниила - πρ τεσσρων πριλων - т. е. 25 марта. Данная дата Рождества-Воплощения совпадает с датой празднования Пасхи. Из надписи на восточной табличке памятника Ипполита в Риме явствует, что другой датой Рождества-Воплощения Ипполит мог считать 2 апреля (см.: F ö rster 2000 . S. 50-51, 53, 48). В результате сопоставления «Хронографа» Филокала с более поздним памятником Consularia Constantinopolitana Х. Форстер пришел к выводу о том, что «указания римского " Хронографа " в 525 г. были интерполированы в Fasti Consulares, также как и в Depositio Martyrum». Значит, ссылка на «Хронограф» как на древнее подтверждение даты праздника Рождества оказывается несостоятельной ( F ö rster 2000 . S. 103). См.: Usener H . Das Weihnachtsfest. Bonn, 1889; Roll 1998 . P. 8. Согласно рассчетам Франка данная проповедь была произнесена позднее свт. Амвросием Медиоланским (373/4-397). См.: Roll 1998 . P. 12. См. о византийском искусстве Северной Африки альбом: Атаянц М . Pax Romana. Римский мир: фотографии и рисунки. М., 2008. Издана А. Вилмаром: Wilmart A . Un Sermon de saint Optat pour la fête de Noël//RSR 2. 1922. S. 271-302. Празднику Рождества Христова, совершавшемуся 25 декабря, посвящены 13 слов блж. Августина: Sermones 184-196 (=Sermones in Natali Domini 1-13). Aug . Sermo 190, 1 (PL 38, 1007:12): et diem quo nasceretur, elegit. Aug . Sermo 190, 4 (PL 38, 1008:57): Dies Filius ex die Patre, Deus ex Deo, Lumen ex Lumine . Ср.: Aug . Serm. 196, 1 (PL 38, 1019): «День рождения, ибо родился день. И потому сегодня, что отныне возрастает день». Leo M . Sermones 21-30 (=De Nativitate Domini 1-10. Léon le Grand . Sermons. T. I. Paris, 1947. SC 22. P. 68-181). Блж. Августин посвятил поклонению волхвов, праздновавшемуся 6 января, шесть проповедей: Sermones 199-204 (=In Epiphania Domini 1-6). «Ибо в тот день поклонялись пастыри, сегодня волхвы» ( Aug . Sermo 199, 1. PL 38, 1026:36). Leo M. Sermones 31-38 (=In Epiphaniae solemnitate sermones 1-8) (SC 22. P. 188-259). Leo M. Sermo 32, 4 (SC 22. P. 200). Talley 1986. P. 58. Habeamus ergo, fratres, solemnem istum diem; non sicut infideles propter hunc solem, sed propter eum qui fecit hunc solem ( Aug. Sermo 190, 1. PL 38, 1007:35). ...quibus hic dies sollemnitatis nostrae, non tam de nativitate Chrismi, quam de novi, ut dicunt, solis ortu honorabilis videatur ( Leo M . Sermo 22, 6. SC 22. P. 86).

http://bogoslov.ru/article/373000

189. Фресковая алтарная роспись XI века в римской церкви св. Севастиана (San Bastianello) на Палатине 190. Фреска в церкви Сан-Бастианелл на Палатине в Риме. Fot. Moscioni Далее, в римских мозаиках и фресках имеется ряд изображений Божией Матери в венце и императорском облачении, но или торжественно стоящей среди святых жен или уже сидящей на престоле и держащей Младенца перед собой. Таковы: мозаика и фреска в церкви св. Пракседы, в крипте, IX века, времен папы Палладия (см. ниже), остаток фрески в атриуме церкви Св. Марии in Cosmedin 188 , мозаика в церкви S. Francesca Romana XII века (см. ниже), икона в церкви св. Марии in Transtevere и другие, позднейшего времени. Большинство этих памятников характерны и по другим сторонам иконографического типа Божией Матери и рассматриваются ниже, в своем месте. Наиболее любопытное из них изображение XI в. было в абсиде (рис. 189 и 190) церкви San Bastianello на Палатине, исполненное папой Александром II для Монтекассинского аббата Дезидерия. Оно представляло: в конхе Спасителя, среди святых Севастиана, Лаврентия и пр., а внизу Божию Матерь в короне, стоящую на подножии, среди архангелов и святых жен; Богоматерь умиленно подъемлет обе руки, раскрытые перед собой 189 . 191. Архангел Михаил и Божия Матерь. Фреска конца XI века на паперти церкви S. Angelo in Formis в Южной Италии Дальнейшая группа изображений Божией Матери Царицы во фресках средневековой Италии, начиная с IX столетия, по своему обилию напоминает скульптурные типы романских соборов и указывает источники прототипа готических статуй Франции. Понятно, что интерес, представляемый этой исторической зависимостью, возрастает по связи с вопросом об историческом ходе искусства в XII и XIII веках. С другой стороны, требуется выделять и обратное влияние готического искусства северной Франции на Италию, достигавшее южных областей последней. В церкви Сант-Анжело in Formis 190 (рис. 191), постройки бенедиктинцев XI столетия, расписанной в конце XI века, выше известного изображения архангела в тимпане главных церковных врат, напереди, имеется в арке образ Божией Матери Царицы и в то же время Оранты, внутри круглого ореола, несомого двумя ангелами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

И во 190 (1682) году брату ж Нашему, блаж. памяти Вел. Государю, и нам Вел. Государям били челом из полону выходцы того ж монастыря архимандрит Иоиль с братьею: Нашего де Вел. Государей жалованья денежные руги и хлеба на 190 год и в церковь на свечи воску им не дано, для того что в 188 году, как воинские люди тот монастырь воевали и его архимандрита с братьею имали в полон и брата нашего блаж. памяти Вел. Государя жалованную грамату взяли ж, а без Наших Государевых грамат из разряду и из приказу большия казны Нашего Государева, денежнаго и хлебнаго жалованья и воску им не дают... И мы Великие Государи пожаловали Святогорскаго монастыря архимандрита Иоиля с братиею, велели Наше Вел. Государей жалование на 190 год выдать и впредь погодно давать в тот монастырь на Валуйке, по прежнему указу брата нашего блаж. памяти Государя, деньги из таможенных кабацких доходов, а воск из кабацких же медовых ставов, а хлеб из валуйских житниц... Писано на Москве лета 7191 года генваря в 21 д.». Грамота не объясняет, как избавились из плена пленные архимандрит Иоиль и братия, и все ли избавились. Очень хорошо известно, что татары не отпускали пленников даром, сострадания они не знали, и чем значительнее был пленник, тем тяжелее назначали выкуп. Известно также, что церковь и государство собирали тогда особые подаяния на выкуп пленных. Но известно и то, что денег, собираемых государством, очень часто недоставало для выкупа всех пленных. Потому-то если не поспевала помощь или любви родственников, или любви сострадательной к каждому ближнему, многие пленные долго томились в плену и умирали пленниками. Таким образом, в Святогорском Синодике на стр. 64 записан «род иеромонаха Ионы» и здесь же: «пленени Прокопия, Анатю (Анатолия)». Во время пребывания о. Иоиля в плену управлял монастырем строитель иеромонах Иоаким. При нем татары появлялись близ монастыря в июне 1680 г., и их ждали в Святых горах в январе 1681 г. Так говорит Чугуевская переписка. Возвратившийся в ноябре 1682 г. из плена архимандрит Иоиль вступил снова в управление монастырем и исходатайствовал (янв.

http://sobory.ru/article/?object=02883

афон. мон. XVI-XVII, Н.Каптерева (Чт. Общ. люб. духов. просв. 1882, 2–3 и его Характ. отнош. к пр.), об Афоне, его управл. (ставропиг. и пр.), монастыр. имущ., и пр. (Герцберг, Ист. Виз. 87, 188, 276) 201 Прибавл. к Твор. св. отц., том VI, кн. 1. О снош. русск. церкви с святогор. обителями стр. 138 203 Карамзин, VI, прим 629, год 1497. О характере этих отношений см. труды Муравьева, Макария и Каптерева 205 Акты истор., I, 103, стр. 146. По словам старца Исаии турецкому султану Афонская гора платила 140 коп. или 14000 турецких денег (Соболевский Перевод. литер., 388) 208 Прав. Собес. 1861 г., январь. Посл. Дмитр. Герасимова к архиеп. Новгород. Геннадию, стр. 100–101, прим. 1; В.И.Жмакин указание на необходимость перевода приписывает близкому к вел. князю Вассиану Патрикееву (151); Голубинский – грекам, бывшим в Москве (II, 675) 211 Полн. собр. рус. лет., VI, 257. Подробности об этом посольстве и прибытии Копыла и Максима Грека в документах о сношениях с Турцией (Сборн. Рус. Ист. общ., т XCV, стр. 49, 122–123, 229, 244, 370–371, 426–479, 495, 620–622) 214 Карамзин, VII, 107; Белокуров, XXXI-XXXII. Копыл на Ааон ходил один с двумя чаушами (чиновн.), данными султаном (Сборн., 370–371, Никон. лет., VI, 205) 215 Словарь духов. писат., II, 389. Того же мнения в Ж. М. Н. Пр., 1834, июнь, проф. Ф.Клоссиус в статье: Библ в. к. Василия и царя Иоанна, и в Ж. М. Н. Пр., 1834, авг., статья А.Терещенка О трудах Максима Грека . Все сказания о Максиме Греке сведены С.А.Белокуровым (О библиотеке московских государей XVI в., прилож., I-LXXXI) 222 Акты истор., I, 103, 123, 133, 297; Карамзин, VI, прим. 629, г. 1497. Лет. Нормантского во Времен., 5, стр. 18, 106, 132, П. С. рус. лет. XIII, 24, 278, 254, 275; Макарий, Муравьев, Каптерев 223 Архив ист. юридич. свед. о России, кн. 2. Учрежд. патриарш. в России, стр. 11. Chronicon, pag. 428, 429 224 Philippi Cyprn Magnae ecclesiae Const. protonotari chronic. Eccles Graec. p 346. (Архив, II, с. 6) 238 Апостольск. I Никейск. Соб. 4. Антиохийск.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

феодора Едесского (лл. 1–12) и слова Максима грека , конца XVI века. Оглавления в рукописи нет, но на некоторых словах есть нумерация их. Первым помещено слово «на Моамефа» (лл. 13–59, без порядкового обозначения), далее о исправлении книг руских (лл. 60–102, помечено «11»), слово о победе над крымским ханом в лето 7049 (лл. 102–114, без нумерации), слово 2 на Моамефа и о кончине века сего (лл. 115–130), отвещательно о книжном исправлении (лл. 130 об. – 141, «12»), какие речи рекл бы убо к Съдетелю всем епископ Тферскый (лл. 141–157), на еллиньскую прелесть (лл. 157–171, «6»), без начала (172–190), на Николая немчина (лл. 190), на Исака жидовина (лл. 190 об. –194, «18»), самовидца мучению (лл. 194–197, «19»), о рождестве И. X. (лл. 197–211, «5»), на еллинскую прелесть (л. 211, «6», тоже, что на лл. 157 и след., здесь, 211, только начало его). Вероятно рукопись составлена из нескольких разбитых рукописей, содержавших слова Максима грека . (Всего здесь около 13 слов). 6 Февраля 7113 года продана Тимошкою Карповым Дмитрию Патрикееву. Сказания о Максиме греке никакого нет. См. Описание ркпп. графа Толстого стр. 490–491. 202) Ркп. F. I, 250 (– т. с. отд. I, в л., 190). Слова Максима грека , конца XVI или начала XVII в. По оглавлению 59 глав, на самом деле в ркп. только 56 (последния три главы, вероятно, оторваны, не сохранились). Помет владельцев никаких нет. Сказания о Максиме греке нет. См. Описание рукописей, стр. 109–116. 203) Ркп. Q. I, 219 (– т. с. отд. II, в 4-ку, 241). Слова Максима грека , XVI и XVII вв., по оглавлению 87 глав. Первые 55 глав писаны одной рукой, остальные другой. Помет владельцев никаких нет. Сказания о Максиме греке нет. См. Описание рукописей, стр. 390–400. 204) Ркп. F. I, 425. Слова Максима грека , поморского письма 1721 г., на 583 лл. Списана была из «малой» книги Максима грека в 77 глав, другой – Троице-Сергиевой лавры в 115 глав и иных. В начале сказание о Максиме греке – «осмой убо тысящи наставши» (лл. 5–8, см. выше стр. XXX-XXXVIII), лл.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

И чем больше человек предается страсти, тем больше у него растет потребность к ее удовлетворению. Постепенно ослабевает в нем духовная жизнь, наступает состояние духовного порабощения, и человек решается тогда на всевозможные пороки и преступления: сквернословие, обман, лесть, ссоры, драки, кровопролития и даже убийства (1:9). Все более попадая под власть этой страсти, человек приближается к скотоподобному образу жизни (2:190). Винопитие составляет для него единственную цель и заботу всей его жизни, и тогда человек утрачивает в себе всякое религиозное чувство, становится холодным ко всему чистому и святому (1:137). Основываясь на мысли святого Иоанна Златоуста , святитель Тихон говорит, что, идя по такому порочному пути, христианин делается ревностным исполнителем злой и богопротивной воли врага и губителя душ человеческих – диавола и этим доставляет ему великую радость (1– 10). Вследствие разоренности души и водворения в ней злого духа человек уже бывает бессилен обуздать в себе внутренние страсти, которые при всяком удобном случае повергают свою жертву в «самоизвольное беснование», достойное смеха и презрения (2:190–191). Такой человек не может принести пользы ни семье, ни обществу (2:190). Под действием зловредной страсти винопития порываются семейные узы, утрачивается любовь к родным и окружающим людям. Пьяница бывает уже неспособен делать добро и становится всем в тягость (1:51), подвергается бесславию и презрению, вызывает отвращение (1:9). К тому же пьянство разрушительным образом действует на тело человека, расслабляя его, подвергая частым и нередко тяжелым, мучительным болезням, которые преждевременно разрушают тело и приводят к смерти (1:51). Вот почему святитель Христов словами святого Иоанна Златоуста говорит, что пьянство есть мать всех зол, и приводит слова апостола Павла, что «пияницы Царствия Божия не наследят» ( 1Кор. 6, 10 ) (1:137; 2:190). Указывая средства к искоренению пьянства как страсти, Задонский подвижник, прежде всего, обращает внимание на необходимость воспитания человека в трезвенности, начиная с юного возраста, и в связи с этим возлагает большую ответственность на родителей, говоря, что они должны предостерегать детей от употребления спиртных напитков, так как навыки, приобретаемые ими в эти детские годы, остаются в их сердцах на всю жизнь. Немаловажным средством, ограждающим от пьянства, служит также удаление от порочных сообществ и от всех пиршеств (1:137–138). Пленившимся этой страстью святитель советует бороться против нее покаянием и слезным молитвенным призыванием Божественной помощи, а также путем рассуждения о ее пагубности, памятования о внезапной смерти, о суде Христовом и вечной участи, ожидающей грешников (2:191).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

И наконец, рассмотрим последний пример, связанный с заменой имени Диодора в несторианских рукописях. Как в мелькитских, так и в западно-сирийских рукописях в данном фрагменте вообще отсутствует какое-либо имя, имеет место лишь отсылка К предыдущей цитате некоего философа: «и снова он же говорит» ( ) (Sin.syr.24,fol.54v). Действительно, близость друг к другу двух цитат, которые имеют схожее аскетическое поучение о борьбе со страстями, может отсылать к одному из представителей стоической философской школы. В конце этого трактата прп. Исаак снова приводит в пример высказывание некоего философа (), которого М. Пирар отождествил с Секстом и идентифицировал две его цитаты [Iσακ Σρος, 2012.Σ. 507]. Почти дословно совпадающее высказывание мы нашли в сентенциях Пифагора [Пчела, 2013. С. 228] и близкое к тексту – у Менандра [Аржанов, 2011. С. 190]. Похоже, что прп. Исаак в этом трактате для большего воодушевления своих учеников в борьбе со страстью чревоугодия решил привести в пример философов, которые еще до пришествия Христа отличились аскетическими навыками. и 21-й,какразговоритсяотомже,что и у прп.Исаака,–о борьбе с чревоугодием: «И нет никого, кто бы следовал за своим вожделением или своим чревом и тут же не был подвержен позору и презрению. Хорошо человеку, который господствует над своим чревом и своему вожделению противостоит,– это помогает ему во всякое время» [Аржанов, 2011. С.190]. В 18-й сентенции Менандр предупреждает, что «изобилие желудка» может обратить «тебя в пищу для собак» [Аржанов,2011.С.190], т.е. привести к позорной смерти. В Библии не раз можно встретить примеры такой позорной смерти, когда труп виновного съедали псы, что означало суд Божий за какой-либо тяжкий грех 10 . Этот фрагмент может согласоваться с заключительной сентенцией, которую приводит прп. Исаак, где говорится о том, что от разнеженности и телесного наслаждения «человек подпадает суду Божию» [ Исаак Сирин , 1911. С. 376].Таким образом, можно предположить, что близость 18, 20 и 21-й сентенций Менандра, посвященных теме борьбы с чревоугодием, и призыв 22-й сентенции к борьбе со сном, ибо «сон ведет в Шеол» [Аржанов,2011.С.190], могли послужить тем материалом, который прп. Исаак, перефразировав, поместил в этом трактате со ссылкой на «одного из великих философов» ( ) [Isaacus Ninivita, 1909. P. 290; Исаак Сирин , 1911. С. 389].

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/ri...

160 Список Новгор. владык 1 и 2; Рукописное сказание о жизни святителя Серапиона, л. 87 на обор. и 88, в моей библиотеке. Автор. Прол. под 16 числом марта. 161 Дубенская общежительная пустынь находилась на острове, обмываемом р. Дубенкою, Дубною и Быстрицею, на границах Тверской и Владимирской губерний, на северо-восток от Сергиевой лавры. Рус. свят. Филар. архиеп. Черниг. за м. март, стр. 95, прим. под буквой «а». 163 См. описание деяний сего собора в И. Р. Ц. митр. Макар. т. VI, стр. 126–130. Соображения, предлагавшиеся на соборе, изложены в житии преп. Иосифа, которое составлено неизвестным, стр. 39–41. 171 П. С. Р. Л. т. VI, 249. Со всей подробностью все эти события описаны самим преп. Иосифом в его посланиях к Борису Васильевичу Кутузову и к Ивану Ивановичу Третьякову-Ховрину, напеч. первое в Древ. Росс. Вивлиое. XIV, 177–203, а второе в Чтен. М. Истор. Общ. 1848, VIII, отд. IV. 177 П. С. Р. Л. VI, 249, 250. См. грам. разреш. Иосифу в А. И. 1, 290. Происходившее на соборе изложил сам препод. Иосиф: он писал, что Серапион, вместо ответа начал только сваритися со всеми, с в. князем, с митрополитом и прочими святителями, и говорил: «про то я ведаю, почему не благословил; а нам какое до того дело? Волен я в своем чернеце, как и князь Феодор в своем монастыре». Древн. росс. Вивлиое. XIV, 193–196. 178 Посл. Серапиона, напечат. в Памят. старин. Русск. Литер. IV, 210–212; сн. Русск. Времен. II, 238. 182 Летопись под 1516 г. говорит: «смирися в. князь с Серапионом». П. С. Р. Л. III, 184; Савв. жит. Иосифа, 49. Собран. Государств. Грам. I, 151. Никон. Л. VI, 190. А под 7024 г. замечено: «Пожаловал государь владыку Новгород. Серапиона в седмое лето сведения его из В. Новгорода». VI, 28. 185 В Музее Румянцева 371. «Апреля в 7 д. обретение мощей иже во святых отца нашего Серапиона архиеп. Новгородского». Здесь служба с каноном и житие его. В святцах устава XVI в. (Толстого I. 100) март. 16. «преставление св. Серапиона архиеп. Новгород.». 188 А. И. IV, 13, 14, 225. В чине поставления епископа 1646 г. испрашивается заступление – «иже во святых отец наших Никиты и Нифонта епископов, Иоанна, Евфимия, Ионы, Моисея и Серапиона архиепископов»... Митроп. Новгор. Никон свои грамоты 1650 и 1651 г. оканчивал так: «Милость св. Софии и великих чудотворцев, Никиты и Нифонта епископов, Иоанна, Евфимия, Ионы, Моисея и Серапиона архиепископов Новгород... да будет на тебе». Описан. Соловец. мон. 111, 319, 321, 328, 330, 331, 385.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010