Третий, самый обширный отдел обращается к источникам церковной истории: начинаясь обозрением так называемых монументальных источников (надписей на камне, печатях и монетах – 114–117), он ведет речь о творениях отцов и церковных писателей, деяниях соборов и агиологических памятниках (118–139). Следующая глава этого отдела посвящена изучению специальных источников церковной истории – греческой церковной историографии [ Евсевий Кесарийский (132–160), Филосторгий, Йсихий и Филипп Сидский (160–161), Сократ (161–165), Созомен (165– 168), Феодорит (168–171), Феодор Чтец , Иаков Деокриномен, Василий Киликийский (172), и Евагрий (172)]; – гражданских историкам и хронистам : [Прокопий Кесарийский (173–175), Иинодор и Анниан (176), Иоанн Малала (176–177), пасхальная хроника (177–179), Никифор Константинопольский (179–180), Феофан исповедник (180–181), Георгий Амартол и дальнейшие хронисты (181–182), Генесий (182–183), Иоанн Скилица и Георгий (183), Иоанн Зонара и позднейшие писатели (184), Никифор Каллист и его церковная история (184)]; и латинской историографии (переводы с греческого языка (185–186), оригинальные труды по церковной истории: Лактанций , Руфин, Орозий, Сульпиций Север; Либерат, Виктор витский, национальные истории (186–188); западные хронисты: Преспер, Йдатий, Марцеллин, Виктор тунунский (188–190); труд Иеронима: de viris illustribus (190) и Liber pontificalis (190–192). Рассматриваемый отдел заканчивается очерком церковной историографии на восточных языках; здесь имеются: а) церковная историграфия в Сирии : (переводы с греческого языка (143–194), труды Маруты (194), хроника Иисуса Столпника (195), перевод и продолжение истории Захарии митиленского (195–196), Иоанн Ефесский и его церковная история (196–197), эдесская хроника (197–198), Дионисий телл-махрский (198), Михаил Великий и его хроника (199–200), Григорий Абу-ль-Фарадж (Бар-Евройо) и его труды (200–201), несторианские писатели: Эбед Йешу и Фома маргский (201), Мари-ибн-Сулейман и Амвру бну-Матта (201–202);] б) в Египте [коптская церковная письменность (202–203); труды на арабском языке: Севир ашмунайский, Евтихий александрийский, Петр ибн-ур-Рахиб, Аль-Макин Аль-Макризи (203–205)]; в) эфиопская историография (переводная хроника Иоанна никиусского (206–208), самостоятельные хроники (208–209) и г)  армянская историография (добуквенный период: Агафангел Римлянин, Зиновий глакский, Фавст Византиец (209–211); послебуквенный период: Моисей Хоренский, Егише, Кориун, Лазарь фарнский, позднейшие историки (211–212).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Так как науку давно принято называть умственной пищей, то это не будет каким-либо унижением для достоинства науки, если для выяснения высказываемой мысли сравнить её с кушанием, а ученого с поваром, приготовляющим это кушание. Большинство образованных людей знает науку по ученым сочинениям, появляющимся на свет Божий в тщательно отделанном, гармонически обработанном виде; читающей эти сочинения публике остается неизвестной та масса предварительной черновой работы, какую должен был осилить автор прежде, чем прейти к опубликованным им результатам. Ученый оставляет эту работу в стенах своего кабинета, как повар, подающий на стол вкусное блюдо, оставляет на кухне те орудия и продукты, при помощи которых он изготовил его. Поэтому, и не глупый человек, когда у него впервые возникает нужда исследовать какой-нибудь ученый вопрос из области церковной истории, будучи предоставлен самому себе, нередко оказывается в таком же беспомощном положении, как и тот гастроном, который привык к поварскому столу и остался без повара. Церковно-историческая пропедевтика и приходит на помощь этому безвыходному положению: она ведет нас на кухню науки, производит, так сказать, санитарный анализ её продуктов и показывает как нужно ими поль- памятниках (118–139). Следующая глава этого отдела посвящена изучению специальных источников церковной истории – греческой церковной историографии [ Евсевий Кесарийский (132–160), Филосторгий, Исихий и Филипп Сидский (160–161), Сократ (161–165), Созомен (165–168), Феодорит (168–171), Феодор Чтец , Иаков Деокриномен, Василий Киликийский (172), и Евагрий (172)]; – гражданских историкам и хронистам: [Прокопий Кесарийский (173–175), Нинодор и Анниан (176), Иоанн Малала (176–177), пасхальная хроника (177–179), Никифор Константинопольский (179–180), Феофан исповедник (180–181), Георгий Амартол и дальнейшие хронисты (181–182), Генесий (182–183), Иоанн Скилица и Георгий (183), Иоанн Зонара и позднейшие писатели (184), Никифор Каллист и его церковная история (184)]; и латинской историографии (переводы с греческого языка (185–186), оригинальные труды по церковной истории: Лактанций , Руфин, Орозий, Сульпиций Север; Либерат, Виктор витский, национальные истории (186–188); западные хронисты: Преспер, Идатий, Марцеллин, Виктор тунунский (188–190); труд Иеронима: «de viris illustribus» (190) и Liber pontificalis (190–192).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

196 Воскр., VIII, 200; Соф. 1 -я по списку Царского, VI, 88; Ник., VI, 107, и Софийская по списку Бальзера и Горюшкина, VI, 19, кратко; Софийская 2-я по Воскресенскому списку, VI, 222, сходно с Воскресенским сводом. 197 VIII, 200, 201, 205; Ник., VI, 107, 110; 4-я Новгородская летопись (Хронограф), IV, 152; п Софийская 1-я, 84, с пропуском против Воскресенского свода во втором известии слов: «гостей Московских строение, да уже и оскудевати начат.... егда обет свой положи», «в Садех, еже и бысть, первую малую разобрав». О рождении князя Юрия буквально сходно с Софийскою 1-ю по списку Бальзера и Горюшкина, VI, 20 и по списку Царского, VI, 35; 4-я Новгородская, IV, 153. О прибытии татарских царевичей дословно повторяется в 4-й Новгородской, IV, 152, 158 (показан день убийства царевича Бердоулата) и в Софийской 1-й, VI, 34– 35; в Соф. 2 -й, VI 223. короче. 199 VIII, 218; Соф. 1 -я, VI, 35; 4-я Новг., 154. В Софийской 2-й, VI, 232, сходны с означенными сводами известия о смерти Вассиана архиепископа Ростовского и князя Андрея Меньшого. Под 6990 г. с Воскресенским сводом сходна Софийская 1-я по списку Царского, 85, по списку Бальзера и Горюшкина только начало известия о походе на Немцев от слов: «посылал князь великий.... да князя Василия Васильевича Шуйского со Псковскою силою» (VI; 22); в 4-й.Новгородской, IV, 155, о заложении двух церквей, о рождении у великого князя сына Дмитрия и о поездке великого князя во Владимир; в Ник. все известия сходны, только пропущено известие о смерти князя Андрея Меньшого. 200 Эти только известия находятся в Софийской 2-й, VI, 232, 235; в 4-й Новгородской, IV, 155, при этих известиях находятся числовые даты; кроме того, в этом своде находится известие об избрании Сергия в Новгородские архиепископы, заканчивающееся словами: «и вынялся жребий Сергиев на архиепископство в Новгород»; два известия – об освящении церквей Воскресения и св. апостола Акилы – не находятся ни в одном своде: эти известия, вероятно, пропущены составителями Воскресенского и Софийского сводов. В Ник. своде все известия сходны с Воскр. сводом, только пропущено о смерти двух княгинь – Тверской и Ярославской (VI, 117:118).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Его же грамота к митр. Алексею., похвальная, за добрые отношения к патриаршему престолу: Р. И. Б. VI. Его же грамота к Русским князьям о повиновении митрополиту: Р. И. Б. VI. Его же грамота к Новгородскому еп. Алексию о сложении с себя кресчатой фелони и о повиновении митр. Алексию и вел. кн. Димитрию Ивановичу: Р. И. Б. VI. Его же отлучение князьям, не хотевшим воевать с Литвою: Р. И. Б. VI. Его же отлучение Смоленскому князю Святославу: Р. И. Б. VI. Грамота Польского короля Казимира патр. Филофею с просьбою поставить еп. Антония митрополитом в Галич: Р. И. Б. VI. Паломничество Агрифения в Царьград и Иерусалим. Соборное деяние о поставлении еп. Антония в митр. Галицкаго: Р. И. Б. VI. Грамота Литовского кн. Ольгерда патр. Филофею с жалобами на митр. Алексия: Р. И. Б. VI. Грамота патр. Филофея митр. Алексию по поводу поставления Галицкого митрополита: Р. И. Б. VI. Его же грамота к митр. Алексию с требованием явиться в Константинополь на суд по жалобам Тверского князя Михаила: Р. И. Б. VI. Его же грамота к Тверскому кн. Михаилу с приглашением послать своих людей для суда с митрополитом Р. И. Б. VI. Его же грамота митр. Алексию с увещанием помириться с Тверским кн. Михаилом: Р. И. Б. VI. Его же грамота к Тверскому кн. Михаилу о примирении с митр. Михаилом: Р. И. Б. VI. Перевод Афонским монахом Исаиею книги Ареопагита. Легенда об иконе Ченстоховской Богородицы: Галят. Знание Стефаном Пермским Греческого языка: Ж. Стефана. Изобретение Пермской грамоты Стефаном епископом в царство Иоанна царя Греческого. при патриархе Филофее. Уступка имения Русику. Прибытие с Синая митр. Марка: Новгор. 1 и 2; рук. Общ. Прибытие от патр. Филофея 2 протодиаконов Георгия и Иоанна к митр. Алексею. Поставление Киприана в Константинополе в митрополита: Тверск., Воскр., Новг. Посольство Киприана в Царьград: Новгор. 1 и 2. Прибытие из Иерусамлима архим. Нифонта: Воскр. Роспись Новгородской церкви Греком Феофаном: Новг. 3. Московский Собор. Поездка Митяя в Константинополь: Соб. госуд. грам. и догов.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Базилика при византийском претории в «цитадели» (первая половина X в.) Баптистерий в южной пристройке базилики в «цитадели» (первая половина X в.) Монастырь св. Феодора в портовом квартале 1, в углу, образуемом 16 и 18 куртинами (X–XI вв.). Светские постройки общественного характера Комплекс потестарных зданий около «малой агоры» (IV–VI вв.) «Здание Г» («дворец»), открытое в 1903–1905 гг. (IV–VI вв.) 30-местный афедрон в многокамерном здании у куртины 14 и Южных (так называемых «Мертвых») ворот города, раскопанный в 1905 г. (VI в.) Больница (ятрина) св. великомуч. Феодора около 13 куртины (VI в.) Большое городское водохранилище (castellum aquae) около 13 куртины (VI в.) Одноместный афедрон в 25 куртине около башни XXII, раскопанный в 1898 г. (начало VII в.) Предполагаемое здание апофики с кладкой opus mixtum в портовом квартале 2 (начало VII в.) Перестройка зала II больницы св. великомуч. Феодора (VII–VIII вв.) Перестройка помещения афедрона у 14 куртины и устройство в его полу квадратной цистерны (VII–IX вв.) Закрытая цистерна с камарным сводом на агоре (VI–VII вв.) Прямоугольное здание («палаты Анны») на расстоянии 5 м от апсиды крестовидного храма на агоре (VIII–IX вв.) Прямоугольная постройка с эмволом («палаты Владимира») между базиликой и крестовокупольным храмом на агоре (VIII–IX вв.) Баня в «цитадели» (кардинальная перестройка в VI в., обновления в VII–VIII вв.) Баня в «цитадели» (постройка в VII в., разрушение при строительстве раннего претория второй половины IX в.) Дом с помещением 17 (бывший «дом командира») в «цитадели» (перестройка и обновление в VI–VII в.) Общественное здание вдоль 19 куртины в «цитадели», открытое в 1926 г. (VI–VII вв.) Баня рядом с крещальней и экзонартексом Уваровской базилики (VI–VII вв.) Баня рядом с Северной базиликой (конец VI – первая треть VII вв.) Баня в квартале III (VI–VII вв., перестройка в X в.) Баня в юго-западном углу квартала VII (VI–X вв.?) Ранний византийский преторий в «цитадели» (вторая половина IX в.) Архитектурный комплекс помещений с двором позднего византийского претория в «цитадели» (конец IX–XI вв.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3 . позднего периода (434–444 гг.): послание к папе Сиксту 153 , диалог «O том, что един Христос» 154 . Для сравнительного анализа севирианской доктрины и халкидонитской христологии использованы основные произведения византийских дифизитов 155 , содержащие как полемику с доктриной умеренного монофизитства, так и положительное раскрытие дифизитского учения: «Апология Халкидонского собора» 156 и «XVII глав против монофизитов» 157 Иоанна Грамматика (VI в.), «Против несториан и евтихиан» 158 , «Тридцать глав против Севира» 159 и «Эпилисис» Леонтия Византийского (VI в.) 160 , «Против несториан» 161 и «Против монофизитов» Леонтия Иерусалимского (VI в.) 162 , «Путеводитель» прп. Анастасия Синаита (VII в.) 163 , «Богословские и полемические главы» 164 , «Диспут с Пирром» 165 и «Амбигвы» 166 прп. Максима Исповедника (VII в.), «O ересях» 167 , «Диалектика» 168 , «Точное изложение православной веры» 169 , «Против яковитов» 170 , «О единой природе против акефалов» 171 прп. Иоанна Дамаскина (VIII в.). В меньшей степени использованы работы Ефрема Антиохийского (VI в.) 172 , Иоанна Максенция (VI в.) 173 , Евстафия Монаха (VI в.) 174 , псевдо-Леонтия (VI в.) 175 , св. Юстиниана Великого (VI в.) 176 , свт. Анастасия Антиохийского (VI в.) 177 , Феодора Раифского (VI–VII в.) 178 , прп. Евлогия Александрийского (VI–VII в.) 179 , Памфила Палестинского (VI–VII в.) 180 , Анастасия монаха (VII в.) 181 , преп. Феодора Студита (VIII в.) 182 , Феодора Абу Курры (VIII в.) 183 и др. Таким образом, исследование опирается на источниковую базу, включающую труды подавляющего большинства более или менее значимых дифизитских авторов VI–VIII вв. 184 , что позволяет выносить обоснованные суждения о наличии по тем или иным вопросам патристического консенсуса, который может рассматриваться в качестве фиксированной в дифизитской традиции нормы религиозного сознания. Научная новизна исследования и основные результаты, полученные лично соискателем. B настоящей диссертации впервые 1) в качестве богословского методологического основания исследования использован метод соотнесения культурно-исторических явлений c нормой религиозного сознания, формализованной в рамках конкретной традиции, с целью выявления его сотериологических смыслов;

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Не надейся на себя: все благое, совершающееся в тебе, есть следствие милости и силы Божией. Не превозносись верою твоею, но пребывай в страхе до последнего издыхания. Не высокомудрствуй о жительстве твоем, признавая его достойным одобрения, потому что враги твои стоят еще пред лицом твоим. Не возуповай на себя, доколе странствуешь в земной жизни, доколе ты не миновал темных властей воздушных ( авва Исаия ). VI, 200. Не надейся на крепость твою, и помощь Божия будет всегда содействовать тебе ( авва Исаия ). VI, 203. Возлюбленные братия! Во всяком действии вашем обращайте главное внимание на смирение, чтобы неупустительно исполнять требуемое им терпение бесчестий и отсечение воли падшего естества. Держащийся своей воли повреждает и погубляет этим все свои добродетели ( авва Исаия ). VI, 215. Блаженны те очи, которых человек по причине смиренномудрия не дерзает возвести к Богу! Блаженны иноки, прилежащие врачеванию язв своих в духовном разуме, стяжавшие познание грехов своих, омывающие их слезами и просящие прощения у Бога ( авва Исаия ). VI, 223–224. Уничижающего и умаляющего себя упремудрит Господь. Отпадает от премудрости Божией тот, кто признает себя мудрым (Исаак Сирский). VI, 253. Немощь твою и невежество твое от искреннего сознания в них исповедуй Господу в молитве твоей в противодействие тонкому действию возношения, чтобы не быть тебе оставленным и не подвергнуться искушению сквернами. Блуд последует гордости, и возношению – прелесть (Исаак Сирский). VI, 276. Врата Божии – смирение. Отцы наши из среды многих уничижений вошли, радуясь, в храм Божий (Иоанн Колов). VI, 287. Если хочешь обрести покой в этом и в будущем веке, то при всяком случае говори себе: я – кто? и не осуждай никого (авва Иосиф). VI, 301. Совершенство доставляется тем, когда не осуждаем никого ниже в чем малейшем, а осуждаем только себя, и когда претерпеваем досаждения (оскорбления) ( Макарий Великий ). VI, 309. Пимен Великий говаривал братии своей: уверяю вас, куда ввергнут сатану, туда ввергнут и меня ( Пимен Великий ). VI, 329.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

159 VIII, 248; Соф. 1 -я, VI, 52, 53; Ник., VI, 180, 181. В Воскресенском своде запись дошла до нас с позднейшими добавлениями: так указаны места погребения самого великого князя Василия Иоанновича и князей Дмитрия Иоанновича Углицкого († 1521), Дмитрия Иоанновича, внука Uoahha III († 1509), Семена Ивановича, брата великого князя Василия III († 1518), Юрия Дмитровского († 1536) и Андрея Старицкого († 1587). Из того обстоятельства, что прибавки восходят дальше смерти Василия III, следует заключить, что они сделаны не ранее царствования Uoahha IV . Кроме того, в записи, вошедшей в Воскресенский свод, подробнее говорится о месте погребения царевича Петра. 161 VIII, 264; Ник., VI, 213– 215, буквальное сходство; в Соф. 2 -й, VI, 261, 262, из того же источника, но с некоторыми добавлениями, например, что на поле встречал святые иконы Крутицкий епископ Досифей; прекращение дождей поставлено в связь с принесением икон. 162 VIII, 265, 267; в Ник., VI, 217, 218, 220, 221, буквально сходно с Воскр. сводом. Что это вставка, доказательством служит то, что раньше описываются ноябрьские и февральские события, а потом следуют декабрьские и январьские известия. Вероятно, из церковных записей взяты известия о постройке Вознесенской церкви в монастыре, об освящении церкви во имя Леонтия Ростовского и об освящении Введенской церкви на Сретенской улице (Воскр., VIII, 265; Ник., VI, 216.) За чудесами, случившимися в июне и июле, идет описание дел, бывших в марте (там же, 268). 165 VIII, 261; Ник., VI, 208. Летописные погодные записи идут, главным образом, от 7028 до 7038 г. (Воскр., VIII, 269 – 273; Ник., VI, 224–286), за исключением описания похода в 7032 г. на Казань, взятого из разряда (VIII, 270; Ник., VI, 229:230). Укажем еще на двукратное появление одного и того же известия под 7016 г. – о посылке великим князем воевод воевать Литву (VIII, 249). 166 Воскр., VIII, 92; Соф. 2 -я, VI, 143, относить это событие к 6938 г. Сходство начинается со слов: «князь велики послал на него дядю своего князя Костянтина ... иде к Новугороду»; в Ник., V, 82 – 85, буквально сходно с Воскр. сводом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

III, отд. IV, стр. 3–18. 124 VIII, 179, 182 и 215; Ник., VI, 56 и 69. Месяц всюду показан один «апрель»; день рождения 19-е, 18-е и 8-е число; последняя дата, вероятно, взята вместо правильной – 18-го апреля. 126 VIII, 205. Подобное указание на лицо, видевшее необыкновенное физическое явление – «на небе два солнца», находится под 6983 годом (стр. 180); под 6984 годом о затмении солнца сказано: «видехом яко исе града Москвы...» «един видим нами аки за святым Ильею» (стр. 182). Известия под 1480 г. в Ник. Своде нет, а под 6983 п 6984 г. буквально сходно с Воскр. (Ник., VI, 59:69). 128 Воскр., VIII, 170–173, 201–203. Ник., VI, 37–43. Известие о построении церкви вошло с некоторыми пропусками в так называемую Софийскую 1-ю летопись, VI, 19. Пропущены следующие слова: «при благоверном великом князе... и при митрополите Геронтии»; «и звоностью» «и повели ее... железом немецким»; об освящении церкви Богородицы Ник. свод, VI, 108, представляет сходство с Соф. 1 -ю, VI, 19; о перенесении мощей кратко. 130 VIII, 219, 220. В так называемой Новгородской 4-й летописи, IV, 157, 158, это извещение помещено со следующими незначительными изменениями и прибавлениями: «преславный град», «Васильевич всея Руси»; «и весь священный собор... пастырь и учитель»; «со архиепископы и епископы»; «всея Руси» «и всего священного собора Русской митрополии»; вместо «православны» в Новг. 4-й стоит «преславнии»; в Ник., VI, 126, кратко. 131 VIII, 152–158; Соф. 2 -я, VI, 187–190. Последняя сравнительно с Воскресенским сводом представляет следующия отличия: нападение на Кичменгу было не весной, как сказано в Воскресенском своде, а осенью; раненых в походе на Черемис было не 60 человек, а 6. Кроме того, в Софийском 2-м своде пропущены следующие слова: «с Ирыхова к Новугороду Нижнему... день той» и окончание той статьи со слов: «все князи и вся земля их...»». Ник., VI, 4–18, свод во всем сходен с Воскр. сводом. 132 Есть в Соф. 2 -й, VI, 189, под 6977 г., но из другого источника; тут же, рядом с известием о поставлении Вассиана помещено известие о грабеже русских гостей Казанскими Татарами, не нашедшее себе места в Воскресенском своде, чего не случилось бы, если бы составитель последнего свода имел под руками тот же источник, что и составитель Софийскаго 2-го свода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Диоскур (антипапа), (530.IX.22–530.X.14) Иоанн II, 533.I.2–535.V.8 Св.Агапет I, 535.V.13–536.IV.22 Св. Сильверий, 536.VI.8–537.III.11 Вигилий; 537.III.29–555.VI.7 Пелагий I, 556.IV.16–561.III.4 Иоанн III, 561.VII.l7–574.VII.13 Бенедикт I, 575.VI.2–579.VII.30 Пелагий II, 579.XI.26–590.II.7 Св. Григорий I (Великий), 590.IX.3–604.III.12 Caбuhuah,604.IX.13–606.II.22 Бонифаций III, 607.II.19–607. XI.12 Св. Бонифаций IV, 608.VIII.25–615.V.8 Св. Адеодат I (Деусдедит), 615.X.19–618.XI.8 Бонифаций V, 619.XII.23–625.X.25 Гонорий I, 625.X.27–638.X.12 Северин, 640.V.28–640.VIII.2 Иоанн IV, 640.XII.24–642.X.12 Теодор I, 642.XI.24–649.V.14 Св. Мартин I, 649.VII-653.VI.17 Св. Евгений I, 654.VIII.10–657.VI.2 Св. Виталиан, 657.VII.30–672.I.27 Адеодат II, 672.IV.11–676.VI.17 Домн, 676.XI.2–678.IV.11 Св. Агафон, 678.VI.27–681.I.10 Св. Лeb II, 682.VIII.17–683.VII.3 Св. Бенедикт II, 684.VI.26–685.V.8 Иоанн V, 685.VII.23–686.VIII.2 Конон, 686.X.21–687.IX.21 Теодор (антипапа), (687) Пасхалий (антипапа), (687–692) Св. Сергий I, 687.XII.15–701.IX.8 Иоанн VI, 701.X.30–705.I.11 Иоанн VII, 705.III.1–707.X.18 Сизинний, 708.I.15–708.II.4 Константин, 708.III.25–715.IV.9 Св. Григорий II, 715.V.19–731.II.11 Св. Григорий III, 731.III.18–741.XII.10 Св. Захарий, 741.XII.10–752.III.22 Стефан II (антипапа), (752.III.23–752.III.25) Стефан II, 752.III.26–757.IV.26 Св. Павел I, 757.V.29–767.VI.28 Стефан III, 768.VIII.7–772.II.3 Константин II (антипапа), (767.IV.28–769) Филипп (антипапа), (768) Адриан I, 772.II.9–795.XII.25 Св. Лeb III, 795 .XII.27–816.VI.12 Стефан IV, 816.VI.22–817.I.24 Св. Пасхалий I, 817.I.25–824.II.11 Евгений II, 824.V.2–827.VIII Валентин, 827.VIII-827.IX Григорий IV, 827.X-844.I Иоанн (антипапа), 844 Сергий II, 844.I-847.I.27 Св. Лeb IV, 847.IV.10–855.VII .l7 Бенедикт III, 855.IX.29–858.IV.17 Анастасий (антипапа), (855.VIII-855.IX) Св. Николай I (Великий), 858.IV.24–867.XI.13 Адриан II, 867.XII.14–872.XII.14 Иоанн VIII, 872.XII.14–882.XII.16 Марин I, 882.XII.16–884.V.15 Св. Адриан III, 884.V.17–885.IX.15

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010