Заметим, что такое допущение может объяснить, почему у Павла Силенциария, столь отчетливо реагирующего на центрированные композиции, нет упоминания Богоматери в непосредственной близости от описания центра композиции преграды. Вероятно, если бы Она находилась справа или слева от фигуры Христа, это было бы указано. Остается предположить, что изображение Богоматери помещалось действительно «λλοθι» – в другом месте. По С.Ксидису 373 , этим местом может быть боковая сторона преграды, где изображение Богоматери располагалось бы над малыми вратами. Но тогда отсюда бы следовало, что симметричные им врата второй боковой стороны преграды венчает иконографически столь же значительное изображение. На эту роль как будто не подходит ничто из упомянутого в поэме. Очевидно, что без композиционной пары такое изображение не могло существовать. Потому такое предположение трудно принять 374 . Скорее всего изображение Богоматери располагалось на центральной оси преграды. Но так как одно композиционное место там уже было занято фигурой Христа, то Богоматерь должна была бы располагаться в другом ярусе композиции, что маловероятно: ниже этому изображению поместиться некуда, равно как и выше, поскольку тогда бы оно оказалось увенчивающим всю композицию и приобрело бы статус главного, что не могло бы не отразиться в тексте. Значит, скорее всего, это изображение было направлено в другую сторону, в сторону алтаря. Его могли видеть священнослужители, когда они находились в алтарной апсиде. Вспомним, что двусторонняя изобразительная структура могла присутствовать в таких ранних памятниках, как Латеранский Фастигиум. Если композиция с двумя фасадными сторонами присутствовала в памятнике, который следовало бы считать одним из прототипов алтарной преграды, то очень вероятно, что возможность существования подобной двусторонней композиции в этом месте храмового пространства могла как-то быть отражена в последующих памятниках. Пластическое устройство Латеранскош Фастигиума как отдельной архитектурной формы впоследствии было отвергнуто, но структура его изобразительного ряда могла повлиять на способ размещения изображений в алтарной преграде, на ее иконографическую программу. На стороне, обращенной к верующим, Фастигиум имел изображение Христа среди апостолов, что может быть понято как передача власти ученикам. А по сторонам апсиды Христос был представлен в окружении ангелов. Таким образом небесное противопоставляется земному устроению. Христос был представлен в окружении ангелов со стороны «огражденного возвышения для ангельских Ликостояний», как называет алтарь Григорий Богослов 375 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

К 9 посланиям примыкает послание к епископам Галлии, к-рое ранее приписывалось папе Сирицию (Ep. 10: Seu canones Synodi Romanorum ad Gallos episcopos//PL. 13. Col. 1181-1194; Babut. 1904. P. 69-87). Послание представляет собой ответ «апостольского престола» на запрос нек-рых епископов Галлии, желавших получить у папы консультацию по вопросам церковной дисциплины (legis scientiam seu traditiones, букв. - знания закона или традиций) - о поведении и образе жизни клириков и мирян. В послании затрагивались вопросы о девственницах, нарушивших свои обеты, о необходимости целомудрия и воздержания для клириков, об особенностях совершения таинства Крещения во внепасхальное время, об освященном елее, о браке с родственниками, об особых случаях рукоположения клириков, о епископах и клириках, переходящих из одной церкви в другую, о совершении рукоположения на чужой канонической территории, о мирянах, отлученных от Церкви своим епископом и принятых в клир другим, и др. «Explanatio fidei» (Изложение веры - CPL, N 1634; PL. 13. Col. 373-376; 59. Col. 157-159) представляет собой первые 3 главы «Decretum Gelasianum de libris recipiendis et non recipiendis» (Декрета папы Геласия о принимаемых и непринимаемых книгах - CPL, N 1676; PL. 19. Col. 787-794; 59. Col. 157-164; 62. Col. 537-540); в нек-рых рукописях они сохранились отдельно от остальных глав «Декрета...» и приписывались Д. Вероятно, они были составлены Д. на Римском Соборе 382 г. ( Turner. 1899. P. 554-560; Idem . 1904. P. 155-158). В 3 главах «Изложения веры» говорится о 3 источниках церковного авторитета: в 1-й - о 7 духах, или о «седмеричном Духе» (Spiritus septiformis), почившем на Христе; во 2-й - о книгах библейского канона (куда включены и второканонические книги: Книга премудрости Соломона, Екклезиастик (т. е. Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова), Книга Товита, Книга Иудифи и 2 Маккавейские); в 3-й - о первенстве Римской кафедры. Впосл. к ним были добавлены 4-я и 5-я главы, где речь шла об авторитете Вселенских Соборов и писаний св. отцов Церкви, а также о еретических и апокрифических книгах. Несохранившиеся сочинения

http://pravenc.ru/text/168690.html

Преграде Св. Софии посвящено первое и самое подробное из известных нам описаний византийской алтарной преграды. Оно было сделано в поэме Павла Силенциария, написанной в жанре экфразы, то есть ученого описания архитектуры и декорации храма. Это сочинение было создано к концу реставрационных работ, связанных с обвалом части сооружения в 558 г. Прочитана поэма была, вероятно, на Крещение, 6 января 563 г., в связи с новым освящением Св. Софии. Алтарной преграде посвящены стихи 682–719 и 871–873. Описание Павла Силенциария – основной письменный источник для реконструкции этого памятника. Мы посчитали нужным дать новый перевод тех мест текста, которые имеют отношение к алтарной преграде, поскольку существующие русские переводы оказываются либо устаревшими и неполными, либо неточными 380 . Перевод выполнен совместно c Л. А. Фрейберг по изданию: Friedlander P. Johannes von Gaza und Paulus Silentiarius: Kunstbeschreibungen justinianischer Zeit. Leipzig–Berlin, 1912. Стихи 765–785 представляют собой исправленный нами перевод С.И.Сивак, взятый из комментирующей его статьи А.А. Иерусалимской 381 . Для удобства отсылок мы сохранили разбивку на стихи, иногда в ущерб литературной гладкости. В скобках добавлены слова, облегчающие понимание текста. В примечаниях даны возможные варианты перевода и толкования. 682. Ибо обращенное к востоку полукружие Великого храма Отгородили как место для бескровных жертвоприношений. [Его] не слоновая кость, и не каменные блоки или медь ограничивает, 685. Но все [тут] увенчал [император] серебряным металлом, И не только на все стены, которые посвященного Мужа отделяют от многоголосой толпы 382 . Он [император] наложил чисто серебряные пластины, но и их Колонны целиком покрыл серебряным металлом. 690. [Колонны], сияющие посылаемым вдаль блеском. [Их было] шестью две 383 . На них искусным ритмом трудолюбивой руки Сталь 384 вычеканила диски, более вытянутые, чем круги 385 , В центре которых [сталь] вырезала образ непорочного Бога, Надевшего бессеменное изображение тленного облика.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Преклониться пред Богом не обидно для человека, какое бы положение он ни занимал в мирском обществе, как справедливо замечает св. Амвросий Медиоланский в одном из посланий к Валентиниану младшему (Лошкарев. Церковное Право в его основах, стр. 113). 2 Inslit. I. tit. 2. § 5. Qnod principi placuit, legis habet vigorem, quum lege regia, quae de imperio ejus lata esl, populus ei et in eum omne suum imperium et potestatem concessit. 3 Maxima quidem in hominibus sunt dona dei a superna collata clementia, sacerdotium et imperium, illud quidem divinis ministrans, hoc autem humanis praesidens ac diligentiam exhibens; ex uno eodemque principio utraque procedentia humanam exornant vitam. Ideoque nihil sic erit studiosum imperatoribus, sicut sacerdotum honestas, quum ulique et pro illis ipsi semper Deo supplicent. Nam si hoc quidem inculpabile sit undique et apud Deum fiducia plenum, imperium autem recte et competenter exornet traditam sibi respublicam, erit consonantia quaedam bona, omne quidquid utile est humano conferens generi. Nos igitur maximam habemus sollicitudinem circa yera dei dogmata et circa sacerdotum honestatem, quam illis obtinentibus credimus, quia per eum maxima nobis dona dabuntur a Deo, et ea, quae sunt, firma habebimus, et quae nondum hactenus venerunt, aequiremus. Bene autem universa geruntur et competenter, si rei principium fiat decens et amabile Deo. Hoc antem futurum esse credimus, si sacrarum rcgularum observatio custodiatur, quam justi et laudandi et adorandi inspectores et ministri Dei Verbi tradiderunt apostoli, et sancti patres custodierunt et explanaverunt. 4 Вот подлинный текст этого замысловатого места: Επεi δ π σα υχ πρς τ πολιτεεσθαι καταυεσασα τατην τν μετραν κα χρι ιανικν πολιτε αν εθς μυεσθα τε τς εσεβε ας πιποθε σν τ τζει τ πολιτικ, κα τ τς σωτηρας κα τελεωσεως κα πρς Θεν ιαβσεως φελοντα τοι τ περ τν κκλησα ερατικν κα ρχιερατικν τελετν κα ποκληρσεων εκονικς τεθεκαμεν, μετ τν σωματοποησιν οονε τς πολιτεας σπερ κα τν υχογοναν συντξαντες, καθαπερ λ τ πολιτε τ ε δος γουν τν κκληταν ουντεθεικτες. 5 Τς πολιτεας κ μερν κα μοριν ναλ γως τ νθρπ συνι αμνης, τ μγι α κα ναγκα οτατα μρη βασιλες κα πατριρχης Δι κα κατ υχν κα σμα τν πηκων ερνη κα εδαιμονα βασιλεας κα ρχιεροσνης ν π σιν μοφροσνη κα συμφωνα.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Тема передачи закона становится демонстрацией дисциплины и закона в живописи. Сама иконография «Traditiolegis» в данной мозаике весьма далека от канона, но только лишь потому, что канона еще не существовало. Композиция выглядит остро найденной и не вписывается в наши традиционные представления, скорректированные будущим. Здесь она явно определена темой Рима, причем в двояком отношении: Рима христианского, как града апостола Петра, и Рима старого, языческого и имперского, – на этот Рим намекает зрительное уподобление композиционной схемы мозаики заседанию римского Сената. Триумфальное начало подчеркнуто, впечатление величия и блеска выражено по-римски помпезно и брутально, с чисто имперским пафосом. Рисунок. См. изображение в оригинале Тяжеловесная массивность, крупный масштаб, осанистость фигур, четкий, иногда даже жесткий контур, грубоватая выразительность рельефа а энергичных мясистых ли ц делают сложный духовный контекст «Traditio legis» доступным, натуральным и зримым. Передача благодати здесь – конечно, в первую очередь передача власти, притом власти земной, осязательной и конкретной. Поражает «юридический» аспект восприятия темы: Христос подобно судье восседает в курульном кресле императорской базилики и возглашает своего рода «Codex Rimus populus» («Свод законов римского народа»). Все изображенное весьма затруднительно соотнести с возвышенным христианским спиритуализмом, за ним скорее читается и слышится широкая поступь римских легионов и крик прославления императором. Можно думать, не случайно такое искусство родилось лишь после разделения империи на Западную и Восточную, а не раньше, знаменуя своим появлением и дальнейшие тенденции развития Западной церкви. Утраченные мозаика в базилике Сан Пьетро (так называемая Старая базилика) известны лишь по рисунку X V I в. и сохранившемуся фрагменту (ныне в музеях Ватикана). Поздний рисунок дает представление об иконографии и композиционном решении мозаики. По сравнению с мозаикой церкви Санта Пуденциана, апеллирующей к конкретности и реализму в интерпретации сюжета, мозаика в базилике Сан Пьетро представляет собой шаг к поискам отвлеченной аллегории – будущего стержня западного искусства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Исследователи заметили, что Петр в сюжете traditio legis нередко стоит слева от Христа, в то время как доминирующая сторона, отражающая первенство после примата, является правой. Такие изображения Петра мы видим на саркофаге из Вероны (IV век), на саркофаге полководца Стиликона из базилики святителя Амвросия в Милане (IV век) и на других саркофагах. В контексте раннехристианской иконографии указанного времени правая сторона символизировала милосердие, в то время как левая — требовательность (строгость) . Строгость к людям Завета объясняется притчей о винограднике, где «хозяин дома» (Бог), посылает «слуг» (пророков) собрать плоды, «виноградари», убившие наследника — иудеи, «новые виноградари» — язычники (Мф. XXI. 33-41). Как следствие этого делается заключение: «Потому сказыкаю вам, что отнимется у вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф. XXI. 43). В Деяниях Апостолов это сказано еще более ясно: «Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: “Вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам. Ибо так заповедал Господь: Я положил тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли” (Деян. 13, 46-47)». В контексте этой логики проповедник среди язычников Павел идет раньше проповедника среди иудеев Петра. На пальме в сцене traditio legis, в ветвях которой укрывается Павел, изображена птица. Безусловно, это феникс, символ воскресения, провозвестником которого был апостол среди язычников. Саркофаг Проба. Грот святого Петра, Ватикан. IV в. На некоторых сценах «передачи закона» крест изображается не всегда у апостола Петра, следовательно, здесь крест присутствует не как орудие смерти апостола, но в более глубокой трактовке. На саркофаге Проба (грот Ватикан) крест держит Христос. Он стоит на холме, из которого текут четыре реки, в правой руке держит крест, а в левой — раскрытый свиток закона. Петр стоит справа, слева Павел. Крест в руке у Христа орнаментирован, что означает Его славу, и изображен одновременно как трофей победы и как посох . На предыдущем описанном изображении креста, что на плече у Петра, крест представляется как указание «Кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником» (Лук. 14.27). Здесь крест прочитывается уже не только как орудие распятия, но как и сам призыв: не все ученики должны быть распяты, но должны нести на себе знак духовного возрождения Тав, то есть печать крещения, что в грядущей эсхатологии понимается как имя Отца и Сына . Это крест эсхатологии, небесной славы.

http://bogoslov.ru/article/6176142

В своей Первой апологии святой Иустин Философ, обращаясь к теме нового закона, говорит, что его пришествие уже совершилось: «Когда пророчественный Дух говорит как предрекающий будущее, тогда говорит так: «От Сиона выйдет закон и слово Господне из Иерусалима, и Он будет судить посреди народов и изобличит много людей (…) (Ис. 2, 3). Что это так было, можете сами удостовериться. Из Иерусалима люди, числом двенадцать, вышли в мир, и притом люди неученые, не умеющие говорить, но силою Божьею возвестили всему роду человеческому, что посланы Христом научить всех слову Божию» . О различии старого и нового закона говорит и Евсевий Кесарийский: «Этот закон, исходящий от Сиона, отличный от закона, установленного в пустыне Моисеем на горе Синай, что может быть, как не слово Евангелия, “исходящее от Сиона” через Спасителя нашего Иисуса Христа и проходящее через все народы? Ибо ясно, что именно в Иерусалиме и на прилегающей к нему горе Сион, где по большей части жил и учил наш Господь и Спаситель, начался закон Нового Завета, и оттуда вышел и воссиял всем, согласно заповедям, который Он дал Своим ученикам» . В буквально выраженных словах послания апостола Павла проповедь Христа, или «новый закон» был определен, как «Петру для обрезанных», «и мне у язычников». Это утверждение нашло отражение в иконографии двух апостолов в сюжете Traditio legis — «передача Закона», в котором каждый апостол имел свою отдельную трактовку и в котором также присутствует иконография креста. Донышко от сосуда. IV в. Иконография «традиция закона» начинает свое развитие в конце III века . После обретения святых мощей апостолов Петра и Павла в Риме (258 год) римская кафедра стала их выделять как первоверховных, отождествляя с устроителями Вселенской Церкви, обрезанных и необрезанных. В 324 году в обеих столицах империи апостолам были построены храмы. С сюжетом «передача закона» всего известно немного более сорока произведений, в основном италийского происхождения. В своем большинстве это мозаики и саркофаги.

http://bogoslov.ru/article/6176142

Спас Елеазаровский. Икона. Сер. XIV в. Псков Иконы апостолов Андрея и Луки из деисусного чина раннего XV в. также несут в себе зрелые черты псковской школы этого столетия: крупные контрастные цветовые пятна киновари, темной зелени и вишнево-коричневого в доличном письме, покрытые обильным «дождем» ассиста – символического отблеска Божественной славы на «сынах Света»; темная карнация и нервный, острый облик апостолов, наделенных «псковскими» физиогномическими чертами; статные фигуры благородных пропорций, поставленные свободно и непринужденно. Эмоциональная окраска образов отмечена и некоторой сдержанностью: их внутренний аскетизм гасится оттенком задумчивой созерцательности, в чем можно усмотреть влияние московской живописной традиции, идущей от великого Андрея Рублева. Иконы входят в состав т.н. «апостольского» варианта деисусного чина, принадлежащего византийской традиции и уникального для искусстве Руси этой эпохи, а в данном случае – единственного сохранившегося до нашего времени. Св. Ульяна. Икона. Кон. XIV – нач. XV в. Псков В апостольском чине звучит не столько мотив деисусного моления («Второго пришествия» или «Страшного Суда»), сколько тема поучающего Христа, восходящая к древнейшим изображениям передачи Завета (Закона) апостолам (иконографический тип «Traditio Legis»), а в данном аспекте – в исповедании веры и апостольского попечительства о Церкви. Иконографическая программа псковского апостольского чина проводила мысль о равноапостольстве священства – предвечного Божественного установления («ибо Бог пребывает в священстве постоянно и вечно»), и отвечала на злободневные, острые вопросы церковного «нестроения» и вызовы еретиков стригольников, проявившихся в это время. Обилие сияющего ассиста, сплошь окутавшего на иконах фигуры апостолов, – осязаемый символ того духовного света, дарованного по благодати священнику. Начало XVI в. до недавнего времени расценивалось как последний этап самостоятельности псковского искусства, и интерес исследователей сосредоточивался на ранних стадиях его развития. Однако многочисленные новые материалы позволяют переосмыслить искусство Пскова после 1510г.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Следовательно, наследие Христа в виде закона (Евангелие) и дела Крестного (ργον) передаются ученикам — Церкви. Это закон нового христианского миропорядка, передается через «его провозглашение Христом» . Traditio legis. Мозаика в Мавзолее св. Констанции (Рим). Около 345 г. Это еще нагляднее видно на другой композиции «передачи закона». В том же мавзолее святой Констанции в Риме на соседней конхе, рядом с композицией дарования Ветхим Деньми пророку Моисею Закона, расположена и traditio legis, передача закона Христом Церкви. В центре композиции Христос юноша, стоит на возвышении, из которого текут четыре реки. Его фигура сверху обозначена крестом. Правой рукой он приветствует Павла, а левой передает Петру свиток закона, на котором написано: «Dominus pacem dat» — «Господь дает мир». Текст этой хартии запечатлен печатью в виде хризмы (знака имени Божия). С каждой стороны апостолов символически изображены два града, осеняемые пальмами. Здесь церкви обрезанных и необрезанных, которые приносят Христу свои плоды. Это передается на нижнем поле, где изображены идущие от каждой стороны к подножию холма с четырьмя реками овцы — души праведных. Таким образом, осмысление Креста в композиции «передача закона» запечатлевает в себе установления Церкви как нового миропорядка, нового социального устройства в противопоставлении с ветхим (античным) мироустройством. Общество стало христианским. Не случайно в кондаке Кресту Господню Церковь возвещает особую, новую мысль, которую в свободном переводе можно передать как: «Ты, Христе Боже, добровольно восшедший на Крест, ради одноименного тебе нового христианского царства (миропорядка), милости Твои подай ему, возвесели нас в Своей силе, имеющих Твою победоносную защиту, подавая нам победы над врагами, оружие мира — (pax, εινη) — [Твой] непобедимый трофей » (αττητον τρπαιον).   Danielou J. Théologie du Judéo-Christianisme. Paris. Cefr. 1991, p. 35. Reicke. Diakonie, Festfreude und Zelos, Upsala, 1951, p. 233-393, См. также: Schoeps H.-J. Theologie und Geschichte des Judenchristentums. Tubingen, 1949.

http://bogoslov.ru/article/6176142

Подземная базилика святых Феликса и Адавкта в катакомбах Коммодиллы. Кон. IV в. Подземная базилика святых Феликса и Адавкта в катакомбах Коммодиллы. Кон. IV в. Тема Теофании прослеживается не только в росписях такого высокого уровня. Так, кубикула Пекарей в катакомбах Домитиллы (2-я пол. IV в.; Bisconti. 2000; Andaloro. 2006), большое 8-угольное помещение, с 2 сторон имеет апсиды, в которых с запада представлен Добрый Пастырь, а с востока - одно из наиболее монументальных изображений Иисуса Христа с апостолами, вероятно вдохновленное монументальной композицией к.-л. церкви ( Testini. 1963). Иисус Христос изображен юным и безбородым, Он восседает на престоле и поднимает правую руку в т. н. ораторском жесте, перед Ним - корзина со свитками. По сторонам Спасителя сидят апостолы Петр и Павел, за их спинами стоят остальные апостолы. Эту фреску от др. аналогичных композиций отличают неодинаковые позы апостолов. Богоматерь. Фрагмент росписи базилики святых Феликса и Адавкта в катакомбах Коммодиллы. Сер. VI в. Богоматерь. Фрагмент росписи базилики святых Феликса и Адавкта в катакомбах Коммодиллы. Сер. VI в. Многочисленные изображения Иисуса Христа с апостолами, особенно с апостолами Петром и Павлом, в росписях К. рубежа IV и V вв. несомненно близки к образам в раннехристианских декорациях апсид. Так, в аркосолии Биатора в катакомбах «Ad decimum» на Виа-Латина (кон. IV - нач. V в.) ( Recio Veganzones. 1983; Andaloro. 2006) в центре представлена сцена «Traditio legis». Иисус Христос изображен в верхней части сцены; над Его нимбом - десница Бога Отца. Правой рукой Спаситель благословляет, левой передает свиток апостолу Петру, к-рый вместе с ап. Павлом стоит ниже. Композицию фланкируют пальмы, на одной из них сидит птица феникс. В нижней части сцены было изображение Агнца на возвышении, из к-рого проистекали 4 райские реки, а по сторонам стояли еще 4 агнца. Ближайшие аналогии с этим изображением представляют мозаики 2-й пол. IV в. в мавзолее Санта-Костанца и сер. V в. в неаполитанском баптистерии.

http://pravenc.ru/text/1681353.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010