246 Quomodo unum velle possunt, quibus scire non unum est; cum scientia, et ignoratio voluntatis unius impediant unitatem? Cum itaque scientiae inscientia adversa sit, unum velle adversa non possunt (De Tr. IX, 70). 247 Differt itaque natura et origo hominis abinstitutione, universae creationis: et proprie de со ante et tractatur et confirmatur, ut fiat, cum caetera sine quadam consilii sententia esse sint jussa. Habet ergo primum hanc origo hominis dignitatem, quod ei proprium fuit de se ante tractari (In Ps. 118, 10, 4 ). 248 Non pepercerat autem primo illi de terrae limo Adam, quem de paradiso post culpam, ne lignum vitae attingens in aeternitatem poenae maneret, ejecit (In Ps. 68, 23 ). Jam non, sicut in Adam, donum ejus et statuta perturbabuntur: quia ille constitutae immortalitatisbeatudinem peccato transgresse legis amisit (In Ps. 1, 13 ). Nisi quod secundum primi hominis naturam, cui post peccatum dictum est: «Terra es, et in terram ibis» (In Ps. 142, 11 ). 249 Et ne ad inanimena hanc terrae molem esset sermo referendus, universitas nostra ex terra in primo Adam parente genitorum subplurali numero monstratur cum dicitur: «Jubilate Deo omnis terra» (In Ps. 65, 4 ). 250 Non enim ea vita, quae nunc est per infirmitates corporis, sua estnamque ista coepit, non cum Adam inchoata est, quam non vitam, sed mortem esse. Apostolus novit… In hac ergo vita sua Deum, qualis primum in homine est instituta, laudabit (In Ps. 145, 2 ). 251 Quisquis ergo in crimine primi parentis Adam exsulem se factum illius Sion recordabitur, in qua sine cupiditate, sine dolore, sine metu, sine crimine vita est, et traditum se saeculo con­fusionis hujus tamquam Babyloni, traditum corpori quod vitiorum et appelitionum et cupiditatum perturbatione confusum est; recte et ipse spiritaliter captuvus (est) (In Ps. 136, 5 ). 253 Sunt enim multa saeculi scandala, quae prohibent perfectam in nobis mandatorum esse custodiam. Taceo de naturis corporum, quae nos interim aut per infirmitatem, aut per incentiva vitiorum inperfectos esse compellunt. At vero morte victa, et aculeo ejus obtuso et cum facie ad faciem audiemus atque cernemus; tunc vere et vivemus, et mandata Dei servabimus (In Ps. 118, 3, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/il...

133 Красносельцев Н.Ф. О древних литургических толкованиях//Летопись историко-филологического общества при Имп. Новороссийском университете. Одесса. 1894. Т. 4: Византийское отделение. Ч. 2. С. 178–257, особ. с. 221. 134 Там же. С. 201. Толкование кивория над престолом как Ковчега Завета («ибо κιβ значит Ковчег, a ουριον – озарение Господне, свет Божий») (С. 239) было хорошо знакомо на Руси в XII в. В известии Новгородской I летописи старшего извода за 1204 г. говорится о разграблении собора Софии Константинопольской и описывается устройство алтарной преграды из 12 колонн с серебряным убранством «межы стьлпы», а также сообщается о четырех столпах «кивотъныя». Нет сомнений, речь идет о кивории, понимаемом как Кивот Завета. Отметим, что 12 колонн преграды очень близки 12-столпным изображениям Небесного Иерусалима на рассмотренных миниатюрах. 137 Du Cange C. Glossarium ad Scriptores mediae et infimac graccitatis. Lyon. 1688: Cp: Walter C. The Byzantine Sanctuary – a Word List//Литургия, архитектура и искусство византийского мира. Т. 1. С. 98. 139 Голубинский E. Указ. соч. С. 208. О светильниках на архитраве преграды Софии Константинопольской свидетельствует поэма Павла Силенциария: Васильева Т.М. Traditio Legis и иконография алтарной преграды Св. Софии Константинопольской//Восточнохристианский храм: Литургия и искусство/Ред.-сост. А.М. Лидов. СПб. 1994. С. 136. 140 Revel-Neher Е. L " alliance et la promesse… P. 138. Fig. 3–4. Раковина в центре четырехколончатой алтарной преграды, представленной подробно, с нижними решетками и завесами в боковых отделениях, изображена на сирийском костяном рельефе позднего VII в. Из собрания Сфорцеско в Милане с изображением санктуария Св. Мины (см. ил II); Age of Spirituality. P. 578. Cat. 517. 143 Смирнова Э.С. Два примера убранства иконостасных тябл на Севере//Средневековая Русь М . 1976. С. 356. 144 Kalavrezou-Maxeimer I. The Knotted Column//Fourth Annual Byzantine Studies Conference: Abstracts of Papers. Ann Arbor. 1978. P. 31–32. Замечательным примером понимания алтарной преграды как входа в Святая Святых является мозаичный декор пола пресбитерия в капелле Богородицы на горе Небо в Иордании (начало VI в.), сохранившей нижние части престола и колонок преграды. В центре декоративного фриза между царскими вратами и трапезой изображен четырехколонный фасад Святая Святых с жертвенником перед ним – как символический вход в алтарь христианского храма. Близкий пример представляет мозаичный пол перед алтарной преградой с изображением четырехколончатого портика с раковиной капеллы Св. Иоанна (Вторая половина VI в.) в Вади Африт.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

1976. T. 26. P. 410–452. 1127 См.: «В вопросе о взаимоотношении Церкви и государства Византия не только ограничила принцип всемогущего и всепоглощающего rocyдapcmba(quod principi placuit,legis habet vigorem), но и на первый план выдвинула идею Церкви, провозгласила превосходство церковного канона над гражданским законом, власти церковной над светской, учения церковного над принципами общественно-политической жизни. По византийскому воззрению, государство лишь постольку выполняет свое назначение, поскольку оно проникается духом церковного учения, поскольку оно оцерковляется. Византии именно принадлежит историческая заслуга провозгласить идею оцерковленного государства,раскрыть возвышенное учение о том, что государство должно усовершить принцип справедливости, каким оно живет, по руководству высшего принципа любви, каким живет Церковь , – должно быть теократической монархией, в которой государственный принцип становится действенным лишь в той мере, в какой приникается учением Церкви, а носитель светской власти не может стоять впереди представителя власти церковной«(Соколов И.И. О византизме в церковно-историческом отношении. Избрание патриархов в Византии с середины IX до начала XV века(843–1453гг.). Вселенские суьи в Византии. СПб.,2003.С19–20) Правда , «с цезарепапизмом мы встречаемся в истории Византии, но это было лишь нарушением юридической и канонической нормы, злоупотребление отдельных лиц, явление временное и случайное»(Там же. С.24) 1128 Сам преп. Максим неоднократно использует данное различие «теологии» и «икономии»; в его эпоху данным различием пользуется и анонимный автор патристического флорилегия «Учение отцов о Воплощении Бога Слова», позднее – преп. Феодор Студит . Еще позднее православные богословы успешно применяют его в антилатинской полемике. Необходимо отметить, что указанное различие было также в ходу как среди монофизитских, так и среди несторианских богословов. См.: Pelikan J. The Christian Tradition. A History of the Development of Doctrine. Vol.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

1998). Исследователи связывают происхождение этой иконографии с 2 античными композициями: философ с сидящими полукругом учениками и император на престоле с приближенными, которые обращаются к нему с приветственными жестами. Изображение Иисуса Христа среди апостолов приобретает особую актуальность в IV в., в эпоху распространения ересей, как образ единства Церкви и истинного учения, переданного Учителем ученикам. Из композиции «Собрание апостолов» иногда выделяется центральная часть с фигурами Иисуса Христа и апостолов Петра и Павла. В такой сокращенной композиции, заимствованной из светского придворного церемониала и получившей название «Traditio legis» (Даяние закона), Иисус Христос обычно изображен восседающим на троне или стоящим в центре в торжественной позе. Он передает ап. Петру развернутый свиток, символизирующий закон, а ап. Павел воздает хвалу Господу, с благоговением созерцая происходящее. Здесь выражена идея преемственности Римской Церкви. Элементы светской имп. иконографии подчеркивали, что земная иерархия имеет небесный прообраз. В отдельных случаях такие сцены могли выражать антиимперские настроения, сохранившиеся и после прекращения гонений на Церковь. Однако более важным был их общий смысл универсального образа иерархической структуры мироздания. Наконец, изображение Иисуса Христа, восседающего на престоле среди апостолов, напоминало о Страшном Суде и, т. о., приобретало эсхатологический оттенок. Изображение Иисуса Христа с апостолами - как Учителя с учениками, как Владыки мира с небесной свитой, как судей - встречается в декорациях апсид раннехристианских храмов, но именно тема видения Иисуса Христа во славе, грядущего в конце времен, постепенно выходит на 1-й план. Мозаики и фрески церквей IV в. почти не сохранились в отличие от росписей К., где этот сюжет появляется часто, причем многие черты в его трактовке свидетельствуют о его происхождении из репрезентативного и дидактического монументального искусства восторжествовавшей Церкви ( Grabar. 1966; Bisconti.

http://pravenc.ru/text/1681353.html

496 Эту идею высказал и разработал Л. И. Лифшиц в монографическом исследовании, посвященном фрескам новгородской Софии (рукопись). 497 Вздорнов Г. И. Волотово. Фрески церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода. М., 1989. С. 50. Кат. 76, 77. 500 Белецкий В. Д. Довмонтов город: Архитектура и монументальная живопись XIV века. Л., 1986. С. 85–87. Рис. 55, 56. 501 Малков Ю. Г. О датировке росписи церкви Архангела Михаила «на Сковородке» в Новгороде//ДРИ: XIV–XV вв. М., 1984. С. 200–203. 509 Примером может служить фреска в церкви Св. Николая в Куртя де Арджиш, XIV в. См.: Musicescu М. A., Ionescu G. Biserica domneasca din Curtea de Arges. Bucuresti, 1976. P. 58–59. Примечательно, что и «Ерминия» предписывает располагать эту сцену в алтаре храма. См.: Дионисий Фурнографиот. Указ. соч. С. 237. 510 Капитальное исследование по иконографии Скинии см.: Revel-Neher Е. L’Arehc d’alliance dans Part Juif et Chretien du second au dixieme siicics: Le signe de la recontrc. Paris, 1984. 511 Изображения херувимов упоминает Ю. Н. Дмитриев. См.: Дмитриев К). И. Церковь Николы на Липне в Новгороде//Памятники искусства, разрушенные немецкими захватчиками в СССР. М.; Л., 1948. С. 70. Схемы росписи см.: Царевская Т. Ю. Новые данные о составе росписей церкви Николы на Линне//ДРИ: Русь. Византия. Балканы, XIII век. СПб.. 1997. Схемы нп с. 415,417.422. 512 Исследование иконографии алтарной преграды доиконоборчесюого периода и обширную библиографию см.: NeesL. The Iconographic Program of Decorated Chancel Barriers in the pre-Iconoclastic Period//ZK 1983. Bd. 46. S. 15–26. 513 Перевод текста, его интерпретацию и обширную библиографию см.: Василье- «а Т. Л/. Traditio Legis и иконография алтарной преграды св. Софии Константинопольской//Восточнохристианский храм. Литургия и искусство/Ред.-сост. А. М. Лидов. СПб., 1994. С. 121–137. 514 К такому выводу пришел С. Манго на основании опубликованного им описания чудес св. Артемия. См.: Mango С. On the History of the Templon and the Martyrion of St. Artemios at Constantinopole//Зограф Београд, 1978. Т. 10. С.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

65 Arthur Bellinzoni, ‘Luke in the Apostolic Fathers’, in A. Gregory and C. Tuckett (eds.), Trajectories through the New Testament and the Apostolic Fathers (Oxford: Oxford University Press, 2005), 45 – 68, at 49, n. 17. 66 Grant, Irenaeus, 1, 34, does not think it included Hebrews, but according to Eusebius, Irenaeus cited Hebrews in a lost work. It is likely that Irenaeus did not attribute Hebrews to the apostle Paul, as some others did. We cannot tell if Irenaeus’ collection included James or Jude, because he does not quote them. Grant sees an allusion to 2 Peter 3.8 in 5.28.3, but this is doubtful. In addition, some believe that Irenaeus held The Shepherd of Hermas to be Scriptural (see 4.20.2), but Grant, Irenaeus, 38, probably correctly, thinks this is not the case. 67 Harry Gamble, ‘The New Testament Canon: Recent Research and the Status Quaestionis’, in Canon Debate, 268 – 94 at 281. 72 Pagels (ibid.) curiously says that Athanasius lists ‘virtually all of our present “New Testament” ’. Athanasius lists exactly our present New Testament. On the same page Pagels says that in his letter Athanasius ‘demanded that Egyptian monks destroy all such writings, except for those he specifically listed as “acceptable,” even “canonical”. In fact, Athanasius recommended a number of books not in the New Testament canon as worthy of reading by Christians. 74 The text is preserved in Slavonic. The English translation is that of Reidar Hvalvik, ‘Christ Proclaiming his Law to the apostles: The Traditio Legis-Motif in Early Christian Art and Literature’, in John Fotopoulos (ed.), The New Testament and Early Christian Literature in Greco-Roman Context: Studies in Honor of David E. Aune, NovTSupp 122 (Leiden: Brill, 2006), 430. 77 See Charles Lett Feltoe, St Dionysius of Alexandria, Letters and Treatises (London and New York: SPCK/Macmillan, 1918), 76 – 81. 78 G. W. Clarke (translator and annotator), The Letters of St. Cyprian of Carthage, 4 vols., Vol. IV, Letters 67 – 82, Ancient Christian Writers 47 (New York and Mahwah: Newman Press, 1989), 59.

http://azbyka.ru/otechnik/world/who-chos...

661       Описывается техника канители, которая в данном случае сочеталась с выткаными изо­бражениями. См.: Johnstone P. The Byzantine tradition in church embrodiery. London, 1967. P. 68–69. 662       Возможно, апостол Павел единственный назван здесь по имени потому, что соименен автору. 664       Описанная иконография апостола Петра напоминает его изображение на синайской иконе VI в. См.: Weitzmann К. The monastery... P. 23–26. N B5. Pl. 8–10,48–51). 665       Как справедливо указывает М. Л. Фобелли (Fobelli М. I. Un tempio per Giustiniano... P. 159–160), описанное здесь изображение соответствует распространенной в раннехристианском искусстве иконографии Traditio legis – «Даяние закона». При этом фигуры Христа и апостолов находились в типичном для ранневизантийского искусства обрамлении из колонн и аркады. Однако здесь эта тройная аркада имела навершие в виде храма: примененный к последнему глагол κολπθη (букв, «вздулся») указывает на то, что он был изображен сводчатым и, скорее всего, купольным, т. е. похожим на сам храм Св. Софии. 666       Видимо, по краям покрова были изображены постройки Юстиниана и Феодоры и не­которые евангельские сцены. Возможные иконографические параллели см.: Bovini G. Le «tovaglie d’altare» ricamate... P. 83–89; Иерусалимская A. A. Ткани собора Св. Софии в Константинополе. Еще Й. Стржиговский указал в качестве параллели египетские ткани: «ткань Даниила» с изобра­жением конкретных церквей на полях и «ткань Петра» с «чудом в Кане Галилейской» на верхнем поле (Strzygowski J. Orient oder Rom. Leipzig, 1901. S. 90. Taf. IV-V. Abb. 41–43). 667       То есть на других сторонах этого покрова или на покровах других алтарных столов (см. с. 420–421, примеч. 582). 668       Здесь, очевидно, имеются в виду ктиторские изображения Юстиниана и Феодоры, пред­стоящих соответственно Христу и Богородице. 669       «Государи» – здесь явно pluralis maiestatis (ср. 176,681). До этого император в поэме вы­ступал как отдающий распоряжения архитекторам (ср. 554), а здесь – как архитектор (ср. Ргосор. Aed. 1,1,71–78, с. 226–229).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Además, el antiguo simbolismo de las celdas cementeriales pasa a formar parte de la decoración fastuosa de los ábsides, de los arcos triunfales, de los transeptos, de los pavimentos, combinándose con símbolos nuevos. Vemos así repetido el motivo ornamental de la viña, figura de la Iglesia; de los pavos reales, símbolo de la inmortalidad, dispuestos a los dos lados del cantharus, del que mana el agua de la vida; el cordero divino derecho sobre la roca, de la cual salen los cuatro ríos (Evangelios), mientras a derecha e izquierda están alineadas doce ovejas. Va, finalmente, desapareciendo el símbolo antes popularísimo del pez, substituido por el monograma constantiniano de Cristo y de la cruz con piedras preciosas, que comienza a campear desenvuelta, como signo de triunfo, en las concavidades absidales. Finalmente, se debe hacer resaltar la importante transformación sufrida por el tipo iconográfico de Cristo. Mientras en las pinturas que estaban en los cementerios era generalmente representado como adolescente imberbe y más bien como figura episódica, en la iconografía basilical aparece adulto, con barba y respirando con solemne majestad. El clásico mosaico de Santa Pudenciana (s. IV) lo presenta como sentado sobre una silla imperial, con el libro de la ley en la mano (la traditio legis), rodeado de los apóstoles, con el fondo verdeante de la Jerusalén celestial. Encima campea la cruz. La idea de esta grandiosa figura de Cristo sobre el trono en el ábside, al cual están coordinadas todas las figuras, no era solamente un magnífico elemento decorativo, sino la expresión plástica del triunfo de Cristo sobre sus enemigos y del concepto dogmático de que Cristo es el centro de toda la liturgia. La antigua costumbre de rezar con los brazos dirigidos a Oriente sugirió en seguida el dar una orientación también a los edificios del culto. Se encuentra la primera prescripción hacia el final del siglo III en la Didascalia: Segregetur presbyteris locus in parte domus ad orientem versa... nam Orientem versas oportet vos orare; a la cual hacen eco las Constituciones apostólicas: Aedes (ecclesia) sit oblunga, ad orientem versus, navi similis. El ábside, por tanto, debía de mirar a Oriente, de forma que, orando, el pueblo tuviese la mirada dirigida a aquella dirección. En Oriente esta disposición de las iglesias debía de ser general, porque el historiador Sócrates cita como una singularidad el caso de una iglesia en Antioquía que miraba hacia el Occidente.

http://azbyka.ru/otechnik/spanish/histor...

Si quasi nota contemnis, intellige te inexcusabilem fore, cum a te commissi tibi talenti quaesierit ille rationem (Matth. XXV, 26), qui per nos de hoc sancto fenore suum lucrum semper exspectat. Aspice (piae poena illum maneat, qui abscondit acceptum, qui integrum certe restituit quod accepit: unde evidenter adverte quod sit et vel quale periculum, nec quod acceperis reddidisse. An tu Domino nostro dicturus es: Quos dedisti mihi, custodivi (Joan. XVII, 12), cum sic scindi in partes audiamus ejus Ecclesiam? Qua conscientia vivis, pene ab omnibus in hac civitate desertus? Optaveram eos tunc fuisse tam cautos quam nunc sunt, cum sibi desiderant subveniri. Unde tibi in has quaestiones verba dirigere, quas sit blasphemumcogitasse? Unde in populos haec episcopo praedicare, quibus virginei partus reverentia saucietur? Non debent veteris fidei puritatem blasphema in Deum verba turbare. 4.      Quis umquam non dignus est anathemate judicatus, vel adjiciens vel detrahens fidei? Plene etenim ac manifeste tradita ab Apostolis nobis, nec augmentum, nec imminutionem requirunt. Legimus in libris nostris (Apoc. XXII, 18), non addi debere, non detrahi: magna quippe et addentem et detrahentem poena constringit. Unde cauterium praeparamus et ferrum, quia ultra non erunt fovenda vulnera, quae merentur abscidi. Scimus certe majora vitia majore semper dolore sanari. Inter multa quae a te impie praedicata universalis recusat Ecclesia, symbolo ab apostolis tradito plangimus haec verba fuisse sublata quae nobis totius spem vitae, salutisque promittunt. Quod quare fiat loquuntur epistolae tuae, de quibus nulla dubitatio est quia eas ipse misisti; quas in manus nostras nolueramus venire, ne de tanti cogeremur sceleris genere judicare. Omnium disputationum tuarum vias brevis earum sermo conclusit; extendisti te latius, multis anfractibus circumisti, sero tamen diverso itinere pervenisti ad impium constitutum. Scimus quid ille caverit, qui praecepit contentiones et pugnas legis esse vitandas: sunt enim, inquit, inutiles et vanae ( Tit. III, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Testamenti novï quatuor Evangelia, secundum Mattheum, Marcum, Lucam et Joannem; Actus Apostolorum a Luca evangelista conscripti; quatuordecim epistolae Pauli Apostoli, ad Romanos, duae ad Corinthios, ad Calatas, ad Ephesios, ad Philippenses, ad Colossenses, duae ad Thessalonicenses, duae ad Timotheum, ad Titum, ad Philemonem, ad Hebraeos; Petri Apostoli duae, Joannis Apostoli tres, Jacobi Apostoli una, Judae Apostoli una, et Apocalipsis Joannis Apostoli». Ss. Concilii Tridentini sessio quarta, decretum de canonicis scripturis. Ed. Aem. L. Richter. Lipsiae, 1839, col. 4. Все эти книги содержатся в Biblia sacra vulgatae editionis Sixti V, Pont. Max. jussu recognita atque edita. У меня есть издание Antverpiae, 1603 г., с которым я сравнивал упомянутый декрет Тридентского собора. Протестанты в своей библии имеют меньшее число ветхозаветных книг сравнительно с церковью римско-католическою. Число новозаветных книг у них равняется числу книг в православной и римско-католической церквах, а из ветхозаветных признаются: пять книг Моисеевых, Иисуса Навина, книга Судей, Руфь, две Самуила, две книги Царств, две книги Паралипоменон, Ездры, Неемии, Эсфирь, Иова, псалмы Давида, притчи Соломона, Екклезиаст, Песнь песней, Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и двенадцати меньших пророков. По этому каталогу составлены издания британского и иностранного библейского общества, а также и сербский перевод Даничича. Ср. Oehler, Kanon des Alt. Test., в Herzog’s Real Encyklopädia. Bd. VII, S. 243 sq. См. выше прим. 3 § 7. Критерий для оценки истинности предания церкви выражен в одном классическом сочинении западного отца церкви, Викентия Леринского († ок. 450), которому следует и ныне православная церковь . На возбужденный вопрос, как отличить неподдельную истину, Викентий говорит, что это может быть «primum divinae legis auctoritate, tum deinde ecclesiae catholicae traditione... In ipsa item catholica ecclesia magnopere curandum est, ut id teneamus, quod ubique, quod semper, quod ab omnibus creditum est.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010