Loci communes, 721–1018. Ambiguorum liber, l031–418. Scholia in Dionysium Areopagitam, 4, 15–432. ANASTASIUS SINAITA. Hodegus, 89, 35–310. Quæstiones, 329–824. THALASSIUS. Centuriæ 1–4, 91, 1427–70. GREGORIUS II, papa. Confessio fidei (Epistola ad Germanum I CP), 91, 1017–24; 98, 147–56. JOANNES DAMASCENUS. Dialectica, 94, 521–676. De fide orthodoxa, 789–1228. De recta sententia, 1421–32. De institutione elementari, 95, 99–112. Fragments, 95, 227–38. Dubia, 411–16. Expositio fidei ex arabico latine, 417–36. Sacra Parallela, 95, 1039–1588; 96, 9–442. THEODORUS ABUCARA. Demonstratio ex ratione quod Deus est, 97, 1491–1504. De nominibus Dei, 1565–8. Dialogus hæretici et orthodoxi de Deo et deitate, 1567–76. Utrum Deus etiamnum creet, 1593–4. TARASIUS. Apologeticus et Epistolæ, 98, 1423–80. GERMANUS I CP. Epistolä dogmatical, 98, 147–222. THEODORUS STUDITA, Sermones catechetici 1–134, 99, 509–688; 1811–12, latine. NICEPHORUS I CP. Epistola ad Leonem III, papam, 100, 169–200. ANONYMUS BECUCCIANUS. Dogmata orthodoxa (simul compendiaria fidei expositio), 98, 1229–40. SYMEON JUNIOR THEOLOGUS. Orationes 1–33, 120, 321–508. Divinorum amorum liber, 507–602. Capitula practica et theologica, 603–88. De fide, 693–702. ANONYMUS SCHOLASTICUS. De Deo, 120, 709–12. EPIPHANIUS. De religione Christiana libellus, 120. 273–86. NICETAS PECTORATUS. Capitum tres centuriæ, 120, 851–1010. PHILIPPUS. Dioptra rei christianæ cum præfationibus, 127, 707–878. MICHAEL PSELLUS. De omnifaria doctrina, 122, 687–784. Versus politici de dogmate, , 122, 811–18. EUTHYMIUS ZIGABENUS. Panoplia dogmatica, 130, 19–1362. Expositio symboli, 131, 9–20. THEODORUS PRODROMUS, , 133, 1221–2. EUSTATHIUS THESSALONICENSIS. Dialogus inter Theophilum et Hieroclem, 135, 909–26. ANTONIUS MELISSA. Loci communes, 136, 785–1244. NICETAS ACOMINATUS. Thesaurus fidei orthodoxæ, 139, 1091 ad 140, 284. NICEPHORUS BLEMMYDA. Sermo ad monachos suos (De fide), 142, 583–606. GREGORIUS PALAMAS. De fide, 151, 93–101. Confessio fidei orthodoxæ, 763–68.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

S. Basilius Caesariensis. Homilia in Sanctam Chiusti Generationem//PG 31: 1457–1476. S. Basilius Caesariensis. Homilia in quadraginta martyres//PG 31: 507–526. S. Basilius Caesariensis. Homiliae et sermones// PG 31: 163–618. S. Basilius Caesariensis. Homiliae in Hexaemeron// PG 29: 3–206. S. Basilius Caesariensis. Homiliae quaedam dubiae// PG 31: 1429–1510. S. Basilius Caesariensis. Liber de Spiritu Sancto//PG 32: 67–218. S. Basilius Caesariensis. Liber de virginitate//PG 30: 669–812. S. Basilius Caesariensis. Moralia//PG 31: 699–870. S. Basilius Caesariensis. Regulae brevius tractatae//PG 31: 1051–1320. S. Basilius Caesariensis. Regulae fusius tractatae//PG 31: 889–1052. Boethius. Liber de persona et Duabus naturis//J.-P. Migne (ed.). Patrologiae cursus completus (series Latina – PL). In 221 t. Paris, 1844–1856. Vol. 64: 1337–1354. Clemens Alexandrinus. Fragmenta//PG 9: 729–776. Clemens Alexandrinus. Paedagogus//PG 8: 247–684. Clemens Alexandrinus. Stromata. Lib. V, VII// PG 9: 9–206, 401–558. S. Cyrillus Alexandrinus. Adversus Nestorium//PG 76: 9–248. S. Cyrillus Alexandrinus. Ad reginas de recta fide oratio altera//PG 76: 1335–1420. S. Cyrillus Alexandrinus. Apologeticus pro XII capitibus contra orientales//PG 76: 315–386. S. Cyrillus Alexandrinus. Contra Julianum. Lib. I, IV, VIII, IX//PG 76: 509–556, 675–732, 885–1002. S. Cyrillus Alexandrinus. De sancta Trinitate dialogi VII. Aroumentorum de S. Spiritu capita//PG 75: 1075–1124. S. Cyrillus Alexandrinus. Epistola I//PG 77: 9–40. S. Cyrillus Alexandrinus. Glaphyrorum In Genesim. Lib. III//PG 69: 111–176. S. Cyrillus Alexandrinus. In Joannis Evangelium Lib. IX//PG 74: 103–282. S. Cyrillus Alexandrinus. Quod unus sit Christus//PG 75: 1253–1362.S. Cyrillus Alexandrinus. Scholia De Incarnatione Uniceniti//PG 75: 1189–1254. S. Cyrillus Alexandrinus. Thesaurus de sancta et consubstantiali Trinitate//PG 75: 9–1074. S. Cyrillus Hierosolymitanus. Catechesis VI, IX, XVI, XVII//PG 33: 535–604, 637–658, 917–1016. Didymus Alexandrinus. De Trinitate. Liber I, II, III//PG 39: 269–992.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

163 Cyrillus Alexandrinus. Thesaurus 24//PG. 75. Col. 397C. Ср. рус. пер.: Кирилл Александрийский , свт. Книга сокровищ. С. 233. Слегка отличающуюся версию этого текста можно найти в «Толковании на Евангелие от Иоанна» издания Ф. Пюьзи: Cyrillus Alexandrinus. Com men ta rii in Iohannem VIII ( Jn. 12, 27–28 )//Op. cit. Vol. 2. P. 320. Однако поскольку это часть фрагментов из катен, Жак Льебэр вполне может быть прав, заключая, что (несколько изменённый) текст из «Сокровища» был ошибочно приписан «Толкованию на Евангелие от Иоанна»: Liébaert J. La doctrine christologique de Saint Cyrille d’Alexandrie avant la querelle nestorienne. Lille, 1951. P. 76, note 9. См. также: Hallman J. M. The Seed of Fire: Divine Suffering in the Christology of Cyril of Alexandria and Nestorius of Constantinople//Journal of Early Christian Studies. 1997. Vol. 5 (3). P. 377, note 30. 164 В своей статье (Loon H., van. The Role of the Human Body in Cyril of Alexandria’s Mystagogy (в главе ‘The Fall’)//Early Christian Mystagogy and the Body/ed. P. van Geest and N. M. Vos. Leuven (Annua nuntia Lovaniensia) – готовится к печати) я опровергаю идею, что человеческая природа, которую восприняло Слово, не нуждалась в пище и питии для своего тела, как это доказывает Конрад Завадски в своей интерпретации толкования свт. Кирилла на 1Кор. 15, 44–45 (Zawadzki K. F. Der Kommentar Cyrills von Alexandrien zum 1. Korin ther bri ef. Einleitung, kritischer Text, Übersetzung, Einzelanalyse. Leuven, 2015. (Traditio exegetica graeca; vol. 16). S. 508–513). 168 Относительно понимания свт. Кириллом слова «ипостась» см.: Loon H., van. The Dyophysite Christology. P. 507–509. 171 Grillmeier A. Das östliche und das westliche Christusbild. S. 93: «wobei natürlich die jeweilige Verschärfung einer by Cyrill noch gezähmten Einseitigkeit einzukalkulieren ist». См. также примеч. 8. 174 Cyrillus Alexandrinus. Epistula 1. Ad monachos Aegypti 25//ACO. T. 1. Vol. 1. Pars 1. P. 22:13– 17. Англ. пер.: McGuckin J. A. St. Cyril of Alexandria: The Christological Controversy. P. 260. Ср. рус. пер.: Кирилл Александрийский , свт. Послание к египетским монахам/пер. с др.-греч., вступ. ст. и примеч. иером. Феодора (Юлаева) //БВ. 2010. 11–12. С. 97–98. В своей упомянутой выше готовящейся к изданию статье (Loon H., van. The Role of the Human Body (в главе ‘The Fall’) я доказываю, что согласно свт. Кириллу, смертность людей принадлежит их природе, и только присутствие Святого Духа препятствует им умереть. Поэтому то, что Слово позволило смерти поглотить Свою плоть, является частью Его позволения плоти действовать в соответствии с её собственной природой.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

518 подобных же бедствиях, предваряющих пришествие Мессии, говорится очень часто и в талмуде; в раввинской догматике образовалось даже особое учение о так называемых «бедах Мессии» под именем которых разумеются все испытания, имеющие постигнуть как иудеев, так и язычников перед явлением Мессии. См. о сем Bertholdt, Christologia ludaeorum, стр. 45–54; Schommgenii, II, стр. 509, 560 и др.; Gfrorer, Jahrhundert d. Heils, II, 300–304; Weber, Die Lehren d. Talmud, стр. 334–336; Oehler, Real-Enc. Herzog’s, IX, стр. 665–666. 519 В эфиопском и арабском тексте вместо этих слов читается: ты увидишь землю после третьего месяца в смятении (videbis terram post tertium mensem turbatam). 523 Armorum sonitum toto Germania coelo Audiit, insolitis tremuerunt motibus Alpes. Vox quoque per lucos volgo exaudita silentis Ingens; et simulacra modis pallentia mitis Visa sub obscurum noctis; pocudesque loquutae. Georgicon, lib. I, стихи 474–478 (Lipsiae 1843, стр. 34); ср. Tacitus, Histor., V, 13. 527 Ugolinus – Thesaurus antiquitatum sacrarum, t. XXV, стр. 966; Oehler, Real-Enc. Herrzog’s, IX, стр. 665. 529 Si Jsraelitae poenitentiam agunt, tum per Goelem (т. e. Избавителя – Мессию) liberantur: это было основным пунктом раввинской догматики; см. Gfrorer – Jahrhund. d. Heils, II. стр. 224; Weber – Die Lehren d. Talmud, стр, 334–335: Oehler, Real-Enc. Herzog " s, IX, стр. 665–666. 531 Тамъ же; ср. Ugolinus – Thesaurus antiqu. sacr., XXY, стр. 686: si Judaei poenitentiam facerent una die, statim veniat Messias filius David. 536 покаянии Израиля перед явлением Мессии очень часто говорится также в Заветах XII патриархов: «после жестоких наказании вы вспомните о Господе и совершите покаяние, и Он избавит вас»: Зав. Завулона 9 гл.: Иссах. 6 гл.: Нефоал. 4 гл. 538 ) Oehler, Real-Enc. Herzog’s, IX, стр. 668. Свидетельства Талмуда о явлении Илии см. у Schottgenii, Horae hebr., II, стр, 533 и д.; Lightfoot, Horae hebr., стр. 384, 609 и 965; Bertholdd, Christologia, стр. 58–68; Gfrorer – Das Jahrliundert d. Heils, II, стр. 227–229; Weber, стр. 337 и д.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

575 Эта мысль повторяется и у свт. Кирилла Александрийского : «Если Бог и Отец – выше всякой сотворенной (γενητς) сущности, то Он будет выше нее и по тропосу [, созерцаемому] в рождении (κατ τν ν τ γεννν τρπον)», см.: S. Cyrillus Alexandrinus. Thesaurus//PG 75. 77 C. 578 В своей 8-й книге Против Евномия свт. Григорий акцентирует внимание на абсурдность предположения о том, что «существование Единородного по подобию твари имело какое-либо известное начало» (PG 45. 796 А). 579 Так, проф. В. В. Болотов отмечает взаимо-исключительность тропосов бытия Сына и Духа следующим образом: «Сын определяет чрез свою рожденность и τρπος τς πρξεως Св. Духа, Его нерожденность», см.: Болотов В. В. К вопросу о Filioque. СПб., 1914. С. 49, прим. 1. 580 Подобно тому как под творением здесь подразумевается общее понятие (ведь речь идет не о какой-то одной твари, а о всех сразу), так и Сын отнесен к общему, т. е. общему с Отцом, – Божеству. Т. е. утверждается, что образ существования Сына – Божественный, как и у Отца, а не как у тварей. 582 S. Cyrillus Alexandrinus. Thesaurus//PG 75. 45 B (в контексте слов о исхождении Духа от Отца и почивания в Сыне): τς μετουσας τρπος. 585 Ibid. 404 С, 632 D: «Ни порядок, ни образ осуществления не производят никакого различия в естестве». 586 «образ рождения ребенка» ( τρπος τς γεννσεως το παιδου), см.: S. Basilius Caesariensis. Commentarius in Isaiam prophetam//PG 30. 464 В; «образ рождения по плоти» (τρπον τς γεννσεως τς κατ σρκα), см.: S. Gregorius Nyssenus. In Baptismum Christi//PG 46. 584 С; «πρς τος σωματικος τς γεννσεως τρπους», см.: S. Basilius Caesariensis. Homiliae quaedam dubiae//PG 31. 1457 C; «способ человеческого рождения», см.: S. Gregorius Nyssenus. De hominis opificio//PG 44. 189 А; «способ рождения» муравьев «одного от другого», см.: S. Gregorius Nyssenus. Contra Eunomium. Lib. X//PG 45. 828 С; рождение «от семени Давидова», см.: S. Joannes Damascenus. Expositio in Epistolas Pauli. PG 95. 444 А. 587 S. Basilius Caesariensis. Homiliae et sermones//PG 31. 597 B; Homiliae quaedam dubiae//PG 31. 1460 А: τρπος τς θεας γεννσεως; Epistolarum Classis II//PG 32. 396 A: о непостижимости образа рождения Сына; также у свт. Григория Нисского : PG 45. 393 АВ; 509 В, 660 С, 784 ВС; «естество Божие неведомо и образ рождения неведом», см.: Contra Eunomium. Lib. XI//PG 45. 877 D; «τν μν τρπον, καθ’ ν γννησεν Θες», см.: S. Basilius Caesariensis. Adversus Eunomium//PG 29. 621 А, 628 А; «образ как родил Бог (Сына) неизреченен и недомыслим и отличен от образа Его отцовства по отношению к нам», см.: PG 29. 624 А.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

501 Weber, стр. 335. Впрочем, и в Талмуде иногда высказывается мысль, что день Мессии составляет тайну, сокрытую от людей; см. Weber, стр. 335. 503 Нужно иметь здесь в виду, что авторы иудейских апокалипсисов смотрят на переживаемое ими время, как на период, за которым в скором времени последует явление Мессии; поэтому многие черты в описании переживаемых событий могут быть рассматриваемы, как знамения, предшествующия открытию блаженного царства Израиля. 507 Хотя здесь и нет упоминания о Мессии, однако нужно думать, что приведенная глава книги Еноха имеет несомненнно в виду предмессианские времена, так как в противном случае она была бы совсем неуместной в отделе притч, где речь идет почти исключительно о личности Мессии и о тайнах небесного мира. 509 «Немного мудрых обретется в то время, и разумные будут крайне редки; но и те, которые знают, будут больше молчать. И скажут многие многим в то время: куда сокрылось множество разума и куда переселилось множество мудрости?» (Ап. Вар. 48: 33– 36 ). 510 Очень возможно, что в период около маккавейских войн в среде некоторых книжных людей стала укрепляться мысль о неправильности исчисления продолжительности года в 354 дня по лунным месяцам и о необходимости перейти к системе исчисления по солнечному обращению; автор книги Еноха, как сторонник этой новой системы, естественно должен был восставать против традиционного исчисления, выдавая его за какое-то отжившее суеверие и заблуждение. 511 Mischna Sota IX, 15; в параллельном сему месте в Babyl. Sanhedr. 97 добавляется: «к саддукейскому знанию», чем намекается, по догадке ученых, на христианство; см. Oehler, Real-Enc. Herzog’s. IX, стр. 666; Schurer – Geschichte d. jud. Volk., II, стр. 441, примеч. 512 Ugolinus, Thesaurus antiqu. sacrarum, XXV, стр. 954 и дал.; Oehler, Real-Enc. Herzog’8, IX, стр. 666; Weber, Die Lehren d. Talniud, стр. 336. 514 Weber, Die Lehren d. Tahmud, стр. 336; Lewis, Moral. relig. und messian. Lehren, стр. 137 и далее. 516 Так у Филона (De execrat.); но в книге Юбилеев говорится, что из-за нечестия сынов человеческих погибнуть также дикие звери, скот, птицы и морские рыбы (23 гл.)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

PG. T. 56. Col. 637. Ср.: Роман Сладкопевец. Проэмий кондака на трех отроков: «Ο τρεις τη Τριδι δουλεσαντες ν μονοα,/Θυμν βασιλως κα πρσταγμα πανθρωπας/Κατησχνατε, γιοι παιδες» – «Вы трое, Троице служившие в единомыслии,/Царский гнев и повеленье бесчеловечья/Постыдили, святые отроки». – Romanos le Mélode. Hymnes. T. I//Sources Chretiennes. T. 99. Paris, 1964. P. 360. Три волхва вовсе не аксиома: число их в Евангелии от Матфея не определено. В различных источниках встречаются разные числа, в том числе 12, характерное для «Хроники Зукнина». См.: Неклюдов К.В. Волхвы. С. 281–282. По «Thesaurus Linguae Graecae» было исследовано 300 контекстов, из них только в одном случае эпитет qeofÒroj относился к святым ветхозаветной Церкви – к пророку Илии ( θεοφρος λας). См.: Pseudo-Athanasius. Disputatio Contra Arium//PG. 27. Col. 497 D. «στ ουν κα σνοδοι πντες, θεοφροι κα ναοφροι, χριστοφροι, γιοφροι, κατ πντα κεκοσμημνοι ν ταις ντολαις ησου Χριστου». – Ignatius Antiochensis. I. 9. 2. «Πολεμουμαι, Δσποταδι τν σεπτν κα χραντν σου εκνα, ν μοι παρδωκαν ο θεοφροι πστολοι». – PG. 28. Col. 1072. О св. Косме и его творчестве см. обобщающую работу: Δεταρκης Θ. Ο Κοσμς του Μαιουμ//Αναλεκτα Βλατδων. Τ. 29. Θεσσαλονκη, 1979. См.: Μηναια του λου νιατου. Δεκεμβρου. θηναι, 1993. Σ. 509. Каждан А.П. История византийской литературы (650–850). СПб., 2002. С. 159. См., в частности: Кобищанов Ю.М. Аксум. М., 1966; Кобищанов Ю.М. Северо-восточная Африка в раннесредневековом мире: VI – начало VII в. М., 1980; Munro-Hay S. Aksum: An African Civilisation of Late Antiquity. Edinburgh, 1991. Полную библиографию см.: Французов С.А. Аксумское царство//ПЭ. Т. 1. С. 417–419. О преследовании христиан г. Награна и походе Элла Ацбэхи см., в частности: Shahid I. The martyrs of Najran. Brussels, 1971. Прокопий Кесарийский в своем сочинении «Война с персами» сообщает, что «царь Юстиниан отправил к царю эфиопов Эллисфею и царю омиритов (то есть химьяритов) Эсимифею послом Юлиана и просил их обоих как единоверцев помочь римлянам против воевавших с ними персов» – «ττε δ ουστινιανς [] βασιλες ν μ ν Αθοψι βασιλεοντος λλησθεαου, σιμιφαου δ ν μηρταις, πρεσβευτν ουλιανν πεμψεν, ξιων μφο ωμαοις δι τ της δξης μγνωμον Πρσαις πολεμουσι ξυνρασθαι». – Procopius. De bellis. I. 20.

http://pravoslavie.ru/50858.html

Достигшие же означенного возраста оглашаются 40 дней, каковой срок и еще сокращается в случае успехов наставляемого. 2) Больных, ищущих крещенья, следует крестить без промедления, наблюдая при том, чтобы они были в здравом уме и полном сознании, и уведомлять епархиальное начальство о выздоровлении таких лиц, чтобы оно могло поручить духовному лицу для оглашения в вере выздоровевшего новокрещенного» 177 . 77 Suicerus «Thesaurus ecclesiaslicus». Tom. II, sub voce: κατηχω Edit. 1746 r. pag. 69. 79 Suicerus. Ibidem, pag. 70 «Audirc ex aliorum sermone alliquid, quod pertinel ad myslrria salutis». 82 Григорий Нисский «Hom. XV in Canticum» – о Нафанаиле: δι τ μετ πσης κριβεας κατηεσθαι παρα τς πρσθητεας ατν τ παρα τν Κριου μυστριον... (тщательно научен был). Curs. Complet. Palrolog ser. Graec. Tom. XLlV, col. 1089; cp. Твор. Григ. Нисск. в русск. пер. ч. III, M. 1862 г.. стр. 375. 83 В смысле наставления вообще он озаглавил нравственные свои увещания к инокам под именем оглашений – « κατηχεισεις» Curs. Complet. Patrolog. Ser. Graec. Tom. XCIX. col. 509. 85 Как употребляется оно у Дионисия Галикарнасского. См. Ивашковский: «Полный греко-росс. словарь» Том II, М. 1838 г., стр. 26. 88 Феодульф еп. аврелианск., «De Baptism» Curs. Complet. Patrolog. ser. Latin. Tom. LXXVIII, col. 354. 90 Tuttee «Dissort. II do catechisibus S. Cyrilli Hierosol». Curs. Complet. Patrolog. ser. Graec. Tom. XXXIII, col. 143. 96 «Constitul. Apostol». Lib. VII, cap. XXXIX-XL Curs: Complet Patrolog. Ser. Graec. Tom. 1, col. 1037–1041; Ср. «Апост. Постановл.» в русск. пер. Каз. 1864 г., стр. 237–239. 99 Как известно, еще при самом своем начале она ознакомилась с каноническими правилами Церкви, благодаря просветительной книжной деятельности св. славянских апостолов – Кирилла и Мефодия. См. Макар. «Христианство на Руси до Владимира». Обозр. деятельности Мефодия. 100 «Русский Историч. Библтек.» Том. VI, ч 1. Вопросы Кирика СПб. 1880 г.. стр. 26, вопр. 10; ср. стр. 33, вопр. 40. 102 Указ Св. Синода 1840 г. Февр. 20 дн. «Устав, духовн. консист.» разд. II, ст. 31. СПб. 1841 г. стр. 15. Богословский. «Поля. круг. дух. зак.» 1878 г. стр. 285–286. Совершенно так же в данном случае было поставлено дело и в прошедшем столетии. По указу Синода 1740 года сент. 11: «неверных прежде Крещения нужно поучать со всяким усердием о Едином Трпостасном Боге, о воплощении Сына Божия, о спасительном Его за нас страдании, воскресении и вознесении, о св Крещении, Евхаристии и других таинствах, о воскресении мертвых, о будущем веке; и суде, также обучать их молитве «Отче наш», «Богородице Дево»... « Символу веры » и «Десятисловию» (Указ. Синода 1740 г. Сен 11. пунк, 2. См. Гиновский: «Оглавление законов, греко-росс. Церкви. ч. 1, СПб. 1827 г., стр. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Напряжённость нравственных требований у рассмотренных писателей объясняется характером эпохи – это было время гонений, в такое время всегда энтузиазм возрастает. Имеет здесь также значение и то, что проповедниками строгой морали большею частью выступали пророки, то есть харизматики-энтузиасты, которым, конечно, трудно было удержаться от преувеличений. Таким образом, некоторые колебания в сохранении чистоты апостольского вероучения в данный период объясняются чисто случайными историческими обстоятельствами, а вовсе не обусловливаются отсутствием до середины II века признанного апостольского Предания и общецерковного обязательного вероучения. Зачатки Малоазийского богословия, данные в трудах свв. Игнатия и Поликарпа, не заглохли во внутренно-церковной литературе II века. 178 A. Harnak. Die Lehre der zwölf Apostel. (Texte und Untersuchungen. 2, 1–2) Leipzig. 1884. 180 Учение Двенадцати Апостолов. Новооткрытый памятник древней церковной литературы в переводе с греческого с введением и примечаниями. ТКДА. 1884. Т. 3. Ноябрь. С. 344–384. 184 W. Rordorf – автор предисловия к французскому изданию в SC говорит об этом произведении как об анонимном (SC. Т. 248. P. 108). 190 Vie de Schenute. Cm.: R. A. Kraft. Barnabas and the Didache. The Apostolic Fathers, A new Translation and Commentary, 3. NY. 1965. 191 J. Schlecht. Doctrina XII Apostolorum, una cum antiqua versione latina prioris parties de Duabis Viis. Freiburg. 1900. 192 Изданный Б. Пецем (B. Pez) в 1723 г. в Thesaurus anecdotorum novissimus. IV. Pars II. Col. 5–8//SC. T. 248. P. 207–210. 193 Constitutiones Apostolorum//PG. T. 1. Col. 509–1157; р.п.: Постановления Апостольские. Казань. 1864; СПб. 2000 (CPGS. 1730). 194 Климент Александрийский – Strom. I, 20, 100//PG. T. 8. Col. 817C; р. п.: T. l.C. 132; Ориген Александрийский – De princip. III, 2, 7//PG. T. 11. Col. 313AC; р. п.: C. 235; псевдо-Киприан – Cypr. Carthag. De aleatoribus//PL. T. 4. Col. 827–835; псевдо-Афанасиево сочинение De virginitate//PG. T. 28. Col. 251–283, содержащее 2-ю евхаристическую молитву «Дидахи» (9, 3–4).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

прим. 511 ниже). 509 Mercier. P. 162, 1315. Этой молитвы нет в древнейшей дошедшей до нас рукописи ИАК в кодексе IX в. Vat. Gr. 2282. 511 Однако текст в ИАК инвертирован: «Tu es enim offerens et accipiens et obla- tus et te ipsum dans hominibus» (Tarchnisvili M. Lilurgiae. P. 4), и в ЗЛАТ списка Graz Georg. 5 содержится уникальное чтение: «Tu enim es qui offers et offeris, assumis et es indivisibilis» (Ibid. P. 55). Разночтения могли быть вызваны ошибками, как считает Тархнишвили (Tarchnišvili M. M. Georgische Übersetzung. S. 89. Прим. 29. Ср. Molitok J. Glossarium ibericum//CSCO. Vol. 228. Subsidia 20. Louvain, 1962. P. 57). 512 Согласно нашему коллеге Джону Баггарли (John Baggarly SJ), занимающемуся богословием данного периода Византийской церкви, эта молитва могла возникнуть в контексте более широкого спора о соединении ипостасей, и когда одна сторона настаивала на своем акценте, другая сторона в ответ усиливала свой акцент. Баггарли считает, что четвертое причастие могло быть опущено в литературе того спора, потому что в воздухе витала идея о том, что мы принимаем Святого Духа при причащении тайн. 514 Ibid. P. 206207; Richard M. Une homélie de Théophile d´Alexandrie sur l´institution de l´eucharistie//Revue d´histoire ecclésiastique. 1937. Vol. 33. P. 4656. Минь атрибутирует эту проповедь Кириллу, который приходился племянником Феофилу//PG 97, 10161029). 517 Bacha C. Versions arabes. P. 260; Aucher. G. Versione armena. P. 358; Орлов. С. 131, 1819 (и аппарат издания). 520 Ср. святоотеческие тексты, приведенные в деле против Пантевгена (Choniates Thesaurus I, 24//PG 140, 165. См. также «Церковную историю» Германа (HE 6 и 36). Фрагмент, часть изначального текста Германа, содержит только первые два причастия (Ср. Brightman. P. 258, 390; Borgia P. 12, 29). Эти причастия также находятся в других молитвах: ИАК, молитва каждения (Mercier. P. 162, 915); вариант Херувимской молитвы ПРЕЖД кодекса Ethnike bibl. 2086 (XIV в.) (Trempelas. P. 214). Ср. Lanne E. La priere de la Grande Entree. P. 308.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010