Это заключение оправдывается и другим свидетельством Дееписателя (XII, 19 – 23) о смерти царя Ирода Агриппы I (37, 40, 41–44 г. г. по р. Хр.), который – по Иосифу Флавию (Antiqu. XIX, 8:2)- скончался в Кесарии в четвертый год Клавдия, или в 44 году 368 , а по книге Деяний (XII, 25) это было около времени пребывания Варнавы и Савла в Иерусалиме в качестве Антиохийских посланников туда для помощи по случаю голода (XI, 27-З0). Вот тут и высказываются 369 , что последнее событие рисуется невероятными чертами, как бывшее «по всей вселенной» (XI, 23), почему и весь реферат о благотворительной миссии из Антиохии является фальшивым. Но Дееписатель не говорит, что все это происходило со строжайшей одновременностью 370 , а лишь «в то время» (XII, 1), обнимавшее несколько эпизодов и ничуть не покрывавшееся только фактом голодовки. Тогда нельзя никоим образом утверждать, что последняя мыслится ставшей «вселенским» несчастьем в один год позорной смерти Иродовой. Это есть совершенно произвольное перетолкование, якобы бедствие разом и в краткий срок охватило orbem Romanam, ибо рассказ допускает понимание в смысле разновременности поражения по различным местам империи. А в этом смысле имеется достаточно исторических оправданий. Светоний (Claud. 18) констатирует assiduae slerilitates в правление Клавдия, другие свидетели упомиинают о голоде в Риме в начале его (Dio Cass. LX. 11. flurel. Victor. Caes. 4), в 9 –10 м или 11 м году (Euseb. Chron. ed. Schoene II, 152–153, по армянскому тексту и по блаж. Иерониму; Oros. VII, б, 17; Tacit. Annal. XII, 43), а в 8–9 м и в Греции (Euseb. Chron. 1. cit.), затруднения же столицы решительно убеждают в хлебном оскудении богатых поставщиц зерна по Средиземному морю. Таков прежде всего Египет, но нет препятствий относить сюда и Иудею. Именно при Клавдие (около 45 г.) иудейская прозелитка Елена, мать Адиабенского царя Изата, помогала жизненными продуктами страждущим Иерусалимлянам, закупая в Египте хлеб и на Кипре фиги (Jos. Flav. flntiqu. XX. 5: 2). Разве это не соответствует Дееписательской фразе по ее разумному значению, что голодание захватывало разные местности Римской империи? И мог ли кто-нибудь говорить и понимать ее иначе, если всякому была очевидна явная абсурдность подобной интерпретации, обрекавшей на вымирание целое богатое государство? Но о многократных голодовках в отдельных его провинциях по свойственной древним преувеличенности вполне дозволительно было говорить, как о «вселенском» голоде. В отношении Иудеи (и Иерусалима) мыслится, конечно, бывший при Елене Адиабенской голод около 45 г. Если мы даже допустим, что Варнава и Савл во все продолжение его оставались во святом городе, – и тогда возвращение их в Антиохию упадет на 45 г., поскольку двухгодичная длительность голодания едва ли возможна.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

an. 5). Души в их естественной простоте должны быть одинаковы у всех, отсюда и показания их должны быть осязательны для всех, их авторитет силен не для одних христиан, но и язычников, как образованных, так и необразованных (Ibid. 5). 398 Apol. 23. 27; ad Scap. 2. В экзорцизме Прессансе не видит доказательства в пользу христианской религии (Hist. des trois premiers siècles de l’eglise chret., par. E. Pressensé, t. II, éd 1861 an.). «Удивительно, говорить он, что Тертуллиан настаивает на аргументе, который не имеет для себя другого основания, кроме эфемерного суеверия» (р. 457). Это явление – экзорцизм – Прессансе объясняет расстройством воображения; «ничто, говорит он, не было так распространено, как верование в одержание бесами, больной ум вполне подпадать под власть этого верования, только оно окрашивалось в нем различно, смотря по характеру влияний, которым подвергался расстроенный ум. Если больной приходил в соприкосновение с христианами, то изъяснял свою болезнь как они, считал себя находящимся под влиянием демона, в этом демоне видел языческого бога, и, не колеблясь, объявлял об этом экзорцисту, который спрашивал его... Стало быть, неудивительно, что пылкое воображение Тертуллиана воспламенилось при таком зрелище, и что он извлек из этого один из своих любимых аргументов в пользу новой религии» (р. 455). Таким-то образом «и самая лучшая апология подвер­глась влиянию современных предрассудков!» (р. 457). Не будем ни защищать, ни опро­вергать этот взляд Прессансе, не будем ссылаться на Еванг. от Марка 14:17 , – укажем только, что для подтверждения этого взгляда на экзорцизм в первые века нужно расстроить воображение у слишком многих христиан того времени (Tert, apol. 23); об экзорцизме говорит и на нем основывает доказательство истинности и божественности христианства не один Тертуллиан (Orig. Contra Cels. 1. 1). С другой стороны – для подтверждения этого взгляда Прессансе недостает твердой опоры, – в основе его лежит не более, как одно бездоказательное предположение. 408 В Риме существовал особый закон, охраняющий имперское величие, lex majestatis (Tacit annal. II, 50), как логическое следствие бывшего прежде закона Юлия о поддержании величия римского народа. 410 Обычной формулой, какой начинались официальные бумаги Домициана, была: Dominus ac Deus noster haec jubet (Dio Cass. LXVII, 13. – у Freppel’я, Tertull. I, 141).

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

   IV. K четвертой категории, наконец, принадлежат города старой страны филистимлян, северные и северо-западные берега Черного моря, западная верхняя Италия, средняя и северная Галлия. Распространение Христианства среди различных слоев общества     Апостол Павел пишет «Посмотрите, братия, кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых» (1 Кор. 1:26—27). Другие свидетельства из древнего времени до Марка Аврелия подтверждают, что христианские общины состояли тогда преимущественно из людей по общественному положению незначительных, - из невольников, вольноотпущенников и ремесленников. Цельс (contra Celsum. I, 27:III, 18.44; VIII, 50), Цецилий (у Мин. Феликса - Octav. V, 8—12), также Лукиан (Peregr. XII, 13) и Аристид ритор (Orat. XLVÏ «христиане не сидят в советах городов») - ясно говорят то же самое, и апологеты соглашаются с ними в этом.    Даже служители Церкви, иерархические лица - принадлежали часто к низшим состояниям… С другой стороны, сам же Павел указал, что также отдельные знатные, мудрые и сильные становились христианами (ср. Флп. 4:22 - «наипаче из кесарева дома»), и он же предполагает, что есть христиане, состоящие еще невольниками (1 Кор. 7:12). Книга Деяний подтверждает это. На острове Кипре был обращен начальник, проконсул Сергий-Павел (13:2—12), в Афинах Дионисий Ареопагит (17:11), в Верии подобное же (17:12). Из Рим. 16видно, что «строитель городской» Ераст был христианин. По-видимому, Акила с Прискиллою должны быть причислены к высокому общественному положению. Плиний пишет императору Траяну, что «multi ornois ordinis» перешли в христианскую секту. Против богатых христиан Иаков обращает свое послание (2:1; 14:13). В Риме в христианство была обращена Помпония Грецина, «insigois femiaa» (Tacit. Annal. XIV, 39), потом консул Тит Флавий Климент и его жена Домицилла (по Диону Кассию LXVn, 14) вместе с теми и другие уклонились к «безбожию» и правам иудейским, т. е. значит, знатные лица вели пропаганду в своих кругах. На основании новейших раскопок устанавливается, что христианство проникло в императорскую фамилию Флавиева дома (ср. De Rossi, Kraus у Hauck, R.E. IV, 165). Св. Игнатий в своем послании к Римлянам предполагает, что римская община так влиятельна, что она может избавить его от смерти (но он сам не желает этого)… В лице апологетов христианство приобрело образованных людей. В особенности среди гностиков встречались высоко интеллигентные личности и мыслители первого ранга. Дейсман (Deismann) несомненно преувеличивает пролетарский и некультурный состав древне-христианских общин. Павловы послания должны были быть иначе написаны, если бы они предназначались таким читателям.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3677...

116 В подлиннике сказано за похищение ключей; но нельзя думать, чтобы это значило воровство, потому что жена не имела повода воровать. Wächter über die Ehescheidungen. 118 Tacit. Annal. IV. 16. «Император Тиберий при избрании нового Flaminis Dialis предложил проект закона. По старинному обыкновению надобно было представить трех Патрициев, рожденных от брака per confarreationem, в кандидаты на Фламина Диала; но такие Патриции были весьма редки, потому что браки per confarreationem или вовсе вышли из употребления, или остались y немногих. Тиберий объяснял это многими причинами и преимущественно нерадением об этой форме брака мужчин и женщин. К тому присоединилась многоложность обрядов, да и то, что рожденным от этого брака, достигнув священнической должности, равно как и супруга его, освобождались от отеческой власти. Чтобы пособить этому, Сенату предложено: издать новое постановление в отмену старого обычая, тем более, что уже и сам Август отменил многое из угрюмых старинных обычаев (ex horrida ilia antiquitate) и применил к потребностям настоящего времени. – Сенат однако же, увлеченный совестливостью (tractatis religionibus) ничего не изменил в постановлениях об избрании Фламина Диала.» 119 Ulpian. frag. IX. 1. «farre convenitur in manum cerlis verbis et testibus decem praesentibus et solenni saerificio facto, in quo panis quoque farreus adhibetur». Gajus говорит: «Farreo in manum conveniunt per quoddam genus sacrificii,... quo farreus panis adhibetur: unde eliam confarreatio dicitur; sed complura praeterea hujus juris ordinandi gratia cum certis et solemnibus verbis praesenlibus decem testibus aguntur et fiunt, quod jus etiam nostris temporibus in usu est: nam Flamines majores id est Diales, Martiales, Quirinales… sacrorum nisi… confarreatio (пропуски в рукописи). Нибур отыскал эту рукопись. Gai. instit, comment. IV. Berolin. 1820. Lib. I. §.112. pag. 40. 120 Plinius: «in sacris nihil religiosius confarreationis vinenlo erat: novaeque nuplae farreum praeferebant. Hist, natur XVIII. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Marcellin in Hermog. Сравн. Meursii Attic. 6, 21 и Panathen. c. 26. См. R. Hofmann. Das Leben Jesu nach d. Apokr., s. 360. 452 Кажется, нет оснований сомневаться в действительности этого имени жены Пилата, которое мы находим во второй главе апокрифического евангелия Никодима: также именуется она в Nicephor. histor. eccl. lib. 1. cap. 30; loan. Malalas, chron. pag. 309; Pseudo-Dexter, Chron. pag. 21 ed. Lugdun. Ефиопские христиане называли жену Пилата Abrocla. Ludolph. Lex. Aethiop., p. 541. Христианская древность в своих легендах то признавала ее «прозелиткою врат», то окружала нимбом христианки и даже святой. См. об этом более подробно Pontius Pilatus v. G. A. Mbller, s. 5–7. Сравн. Das Leben Jesu nach den Apokryphen v. Rudolph Hofmann. Leipzig. 1851, s. 339–341. С похвалою упоминают о Прокуле св. Иларий (Comment. in Matth. 33, 1), Афанасий (Ad Maximum T. 1, p. 163) и Августин (de tempore, ser. 121). Древние Leges Oppiae, запрещавшие женам проконсулов сопровождать своих мужей в управляемые ими провинции, при Тиверии потеряли свою силу. Поэтому нас не должно удивлять присутствие Клавдии в Иерусалиме вместе с Пилатом. См. Tacit. Annal. I, 40; II, 54; III, 33–34; IV, 20. 455 Омовение рук водою как символ чистоты и невинности было в большом употреблении у иудеев. Еще в законе Моисеевом встречается предписание об умовении рук как доказательстве невинности в убийстве ( Втор. 21:6 . Сравн. Пс. 25:6 ). Тем не менее, нельзя согласиться с предположением Фридлиба (Archaeolog. d. Leidensgesch., s. 124), что и Пилат в данном случае имел в виду именно это предписание иудейского закона. Те неприязнь и презрение, с которыми относился пятый прокуратор Иудеи к управляемому им народу, служат достаточным ручательством, что он не имел ни малейшего желания знакомиться с какими бы то ни было религиозными обрядами иудеев и еще меньше исполнять их, хотя бы и в таком исключительном случае, как настоящий. Да и нет никакой необходимости искать здесь непременно иудейский обряд. Такая символизация воды и омовения ею была не чужда и другим народам того времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/arheolo...

131 Страшное гонение было воздвигнуто на некоторые сочинения Цицерона, где он критически и с язвительной иронией относятся к языческой религии, и религиозный трак­тат его de natura deorum при Диоклетиане был сожжен. 134 Polyb. Histor. gent. VI, 56. Strabo, Geograph. I, 2 – у Фреппеля, S. Justin, р. 13., 14. Афинагор–Апол. 1 Боязнь чего-то неизвестного, ожидаемого в будущем, еще наводила панику на массу и удерживала ее от сильных увлечений и возмущений. 137 Seneca. De vita beata, 27; Plin. Nat. hist. II, 7, – сильные проявления, суеверия – магия, заклинания и т. п. – вызвали против себя даже строгие интердикты правительства (Tacit. Annal II, 33). 138 Закон XII таблиц (Cicero, de leg. II, 8); deos peregrinos ne colunto; separatim nemo habessit deos, neve novos, sive advenos, nisi publice adscitos, privatim colunto. – Constructa a pattribus delubra in urbibus habento. Lucos in agris habento, et larum sedes. – Ritus familiae patrumque servanto. – Poena violati juris (а по иным maris) esto. 139 У Диона Кассия (Dio Cass. 1. II, p. 208) речь Мецената к Августу передается так: «почитай богов непременно по отечественным законам и принуждай других по­читать их таким же образом. Тех же, которые вводят в этом отношении что-либо чуждое, преследуй и наказывай, не за то только, что они богов презирают, но за то, что, презирая их, они презирают все другое, за то, что, вводя новые божества, соблаз­няют к приятию новых законов. Отсюда происходят потом заговоры и тайные сою­зы, отнюдь не терпимые к монархии. Не дозволяй никому быть безбожником» (у Чельц. Истор. христ. церкви, т. 1, стр. 116). 145 Cicero – de natura deorum, I. 26: «Mirabile videtur, quod non rideat haxuspex, cum haruspex, cum haruspicem viderit...» 146 Tert. Apol. 14 и 15; de spect. 1; August. de civ. Dei, VI, 8: «non alii dii videntur in theatris, quam qui a lorantur in templis». 155 М. Фел. Окт. 20; Dio Cass. LXXI. С апофеозом можно отчасти знакомиться по ст. Радонежского «погреб. обряды древних римл.» гл. 12, – в Ж.М.Н. Пр. ч.176.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

Правда, за такое присоединение был теперь и голос в самом народе, однако подобные заявления не менее громко выражались еще прежде – лет за 9–10, причеми1удеи твердо высказывались за включение в область Сирии с субординацией тамошним наместникам (Antiqu. XVII, 11:2 fin.), видя в этом даже принципиальное преимущество (ср. Antiqu. XVI, 11:4), между тем все это не встретило тогда римской апробации, хотя шло на встречу империалистским планам 61 . Значит, и по низвержении Архелая желание иудейства ничуть не было принудительным для Рима, который в таком случае должен был бы принять эту меру гораздо раньше. Римское правительство сделало, что хотело и когда пожелало, ибо всегда руководилось своими личными интересами с подчинением им всех других. Оно ничуть не связывалось силою обстоятельств и откладывало свои решения, потому что не механически двигалось внешними событиями, но умело предусматривало и предуготовляло их в своих выгодах получше многих позднейших царств до нашего времени. Везде и всегда доминировали воля Рима и его державные запросы. Ирод в. всецело признавал это и не без искусства приспособлялся к сему, наружно удерживая за собою царственный престиж. И весь трагизм его правления состоял в том, что он должен был согласовать непримиримое и чувствовал реальную эфемерность своих усилий. При подобных компликациях мог ли он помешать римскому абсолютизму, а последний разве поцеремонился бы с его оппозицией на пути к достижению своих целей? Тут исторически вероятен лишь неизбежный компромисс с покорностью первого второму, так как иначе сильный сокрушил бы слабого, который ради самосохранения обязывался исполнить римские веления. Это подтверждается и ближайшею аналогией, что – не менее Ирода в. Независимый – царь Капподокийский Архелай вынужден был (при наместнике Сирии Вителлии) произвести опись имущества и требовать подати «на римский манер» у подвластного ему племени Клитов, хотя из-за этого они ушли в Таврские горы (Tacit. Annal. VI, 41). Если беспристрастно сообразить все изложенное, то едва ли научно будет спорить, что ценз при Августе во владениях Иродовых не исключался достоинством regis socii 62 , а исторически совершенно возможен и фактически вероятен 63 , как допускают и некоторые оппоненты Луки 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Всё сказанное нами, по-видимому, решительно опровергается тем, что языческие римские императоры жестоко преследовали первенствующих христиан. Однако это вовсе не так. Языческие римские императоры видели в первенствующем христианстве не существующую народную религию, а нововозникающую и нововымышляемую, весьма вредную и ненавистную, религиозно-политическую секту (со стороны религиозной христианство в их глазах было exitiabilis superstitio, Tacit. Annal.. lib. XV, c. 44; со стороны политической христиане для них были publici hostes, Tertull. Apologet., cap. 2). Проповедники христианства, одушевляемые сознанием его истинности, старались распространять его в мире, несмотря ни на какие препятствия, но по этому самому римские императоры считали своей обязанностью подавлять его всеми зависящими от них средствами. О совершенной терпимости языческих римских императоров, преследовавших христианство, ко всем существовавшим народным религиям свидетельствует их Пантеон, который был посвящён богам всего мира. (И так называемый их позднейший в религии синкретизм; да припомнит также читатель, что Афиняне времён апостола Павла чтили богов мира не только ведомых, но и неведомых). О терпимости к христианству именно Норманнов и об их взглядах на религии именно совершенно таких, какие мы усвояем Святославу и вообще язычникам, см. Римбертово житие св. Ансгария (§§9, 11, 14, 19, 24, 26, 27, 30, – подчёркнутые §§, в которых взгляды; во время всей миссионерской деятельности Ансгария часть народа только один раз восстала против проповедников по возбуждению лиц заинтересованных – жрецов – §17, cfr 16). О терпимости к христианству западных Славян см. у Гельмольда в Chronica Slavorum, Lib. 1 §2 (терпимости именно под тем условием, чтобы христиане воздерживались от пропаганды). Совершенно о таковых, как выше сказано, взглядах на религии наших теперешних Сибирских язычников, см. в Духовной Беседе 1863г., стр. 70. (Во 2 томе, в речах о веротерпимости Монголов, мы приводим ещё совершенно ясные доказательства сейчас нами сказанного;– языческая религия может отличаться нетерпимостью в том только случае, если она не есть религия народная в собственном смысле, а происходящая от какого-нибудь одного, создавшего её, лица, и это потому, что творец религии считал и объявил её за единственно истинную: такова напр. была Зороастрова религия в Персии).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Павел говорил о всеобщем отступлении: – но разве незаслуженное гонение от соплеменников не было горестным свидетельством, что язычество совершенно отпало от добра, поскольку демонически попирает его в принципе и применении? Сейчас – при этой мрачной трагедии сатанинского неистовства – иудейство спряталось за кулисы, однако продолжало свою антихристиански-богоборческую работу, ибо не возвещал ли и сам проповедник (1 Фесс. 16) конечный гнев на него от Бога? Сфера для явления «человека беззакония» была как будто вполне готова, и тревожная мысль усердно оглядывалась кругом. Она понимала всю его необычайность в связи с внешнею властью, потребной для реализации грандиозно-страшных и универсально-пагубных планов, а кто был выше и могущественнее императора, и допускалась ли хоть тень сомнения в этом? Сказано, что сын беззакония «откроется», – и это достаточно подходило к личности царствовавшего тогда (24 января 41 г. – 13 октября 54 г.) престарелого (род. 1 августа 744 г. а C.U., за 10 лет до р. Хр.) и изжившего Кесаря Клавдия (см. Tacit. Annal. XII; Suet. Claud.; Cass. Dion. Lx). Последние годы его правления были прямо зловещи, и он «обнаруживался» для всех в качестве всеобщего бича со своей неестественной мнительностью. Этот деспот преследовал интересы своего абсолютного верховенства, превышающего всякое величие – и божеское и человеческое, поскольку думал совмещать их в себе. Он наложил руку на иудеев и наряду с ними изгнал из Рима и христиан ( Дeяh. XVIII, 2 ). У страха глаза велики. И перед ним теперь неотступно рисовались ужасные сцены попрания всего святого и священного при всецелом возобладании демонического торжества. При таких условиях и вдохновенные откровения, и устные дидактически-назидательные внушения, и письменные наставления Апостола получили новое освещение, приобрели неотразимую эсхатологическую отчетливость и оказались авторитетными свидетелями близкой мировой катастрофы. 2. Пророческий характер 2 Фесс. и экзегетическое истолкование свидетельств об «отступлении» и «человеке беззакония», ο τ ατχον и ατχων

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

157 Sallust. Catil. с. I: Mihi rectius videtur ingeni, quam virium opibus gloriam quaerere, et memoriam nostri quam maxume longam efficere. Nam... virtus clara aeternaque habetur. Ibid. cap. II: ls mihi vivere atque frui anima videtur, qui aliquo negotio intentus praeclari facinoris, aut artis bonae famam quaerit. Sallust. Bell. Jugurth. cap. I: Quod si hominihus bonarum rerum cura esset, eo magnitudinis procederent, ubi pro mortalibus gloria aeterni fierent. 158 Sallust. Catil. cap. IV: Mihi a spe metu partibus rei publicae animus liber erat. Igitur de Catilinae coujuratione quam verissume potero paucis absolvam. 159 Tacit Annal. I, 1: Consilium mihi pauca de Augusto mradere et cetera sine ira et studio, quorum causas procul habeo. Hist. I. 1: Incorruptam fidem professis neque amore quisquam et sine odio dicendus est. 160 Сатиры Д. Юния Ювенала. Перев. А. Адольф. Москва, 1888 г. стр. 354–355 и 89–90. (Примеч. к Sat. X, 174–175; III, 58 и дал.). 168 Впрочем, в некоторых странах, как напр. во Франции, эти два сочинения доселе читаются в школах. Первое из них (Epitome historiae sacrae) доселе употребляется также в наших духовных училищах. 170 См. напр. сочинение В. И. Модестова „Школьный вопрос», изд. 2, С.П.Б. 1880 г. и его же статью „О средней школе и университете» (Статьи для публики, т. I, С.П.Б. 1883 г. стр. 291–308). 171 Мы разумеем поступивший в январь настоящего года, судя по газетным сведениям, на рассмотрение особой Комиссии при Министерстве Народного Просвещения проект попечителя Кавказского учебного округа г. Яновского, предлагающего между прочим начинать преподавание классических языков в гимназиях с пятого класса. 172 В наших гимназиях и прогимназиях изучение латинского языка начинается с 1-го класса и греческого с 3-го; в духовных училищах изучение обоих классических языков начинается с 2-го класса. 175 Извлечение из замечаний иностр. ученых и педагогов. Журн. Мин. Нар. Просв. за мес. июль 1871 г. стр. 80–81. 176 Сочинен. гр. Л. Н. Толстого ч. X (Анна Каренина, ч. IV гл. 10). Изд. 6. Москва, 1886 г. стр. 232.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Drozdo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010