25 Якунина Л. И. Памятник портретного искусства конца XV века//Древнерусское искусство XV — начала XVI веков. М., 1963. С. 263–284; Масленицын С. И. Ярославская иконопись. М., 1973. С. 29–31. Табл. 40. 29 G. et M. Sotiriou. du Mont Sinan. I–II. Ath–nes, 1956–1958; Sinai: Treasures of the Monastery of Saint Catherine/Gen. ed. Manafis K. A. Athens, 1990. 31 См. Пуцко В. Киевский художник XI века Алимпий Печерский (По сказанию Поликарпа и данным археологических исследований)//Wiener Slavistisches Jahrbuch. XXV. 1979. С. 63–88. 32 Пуцко В. Г. Монастыри и развитие русской иконографии святых//Монастыри России. Можайск, 2000 (Материалы VII Российской научной конференции, посвящённой памяти Святителя Макария. Вып. VII). С. 122–144. 33 Карабинов И. А. “Наместная икона” древнего Киево-Печерского монастыря//Известия Гос. Академии материальной культуры. 5. 1927. С. 102–113; Пуцко В. Печерский ктиторский портрет//Зограф. 13. 1982. С. 42–48. 34 Пуцко В. Г. Крест преподобного Авраамия Ростовского//История и культура Ростовской земли, 1994. Ростов, 1995. С. 96–104. 36 Силкин А. В. Малоизвестные памятники Строгановского лицевого шитья из Ростова Великого//ПК НО. 1984. Л., 1986. С. 420–423. 38 См. Голубинский Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Сергиевский Посад, 1892; Иеромонах Иоанн (Кологрив). Очерки по истории русской святости. Брюссель, 1961; Пуцко В. Г. Русское монашество XV века. Калуга, 1992. 39 Маясова Н. А. Образ преподобного Сергия Радонежского в древнерусском шитье (К вопросу об иконографии)//Древнерусское искусство: Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV–XV вв. М., 1998. С. 40–53; Нарциссов В. В. Проблемы иконографии преподобного Сергия Радонежского//Там же. С. 54–62. 40 См.: Преподобный Сергий Радонежский в произведениях русского искусства XV–XIX веков. Каталог/Сост. Воронцова Л. М., Зарицкая О. И., Шитова Л. А. М., 1992. 42 Зонова О. В. Вновь открытая икона “Сергий Радонежский” из Успенского собора Московского Кремля//Государственные музеи Московского Кремля: Мат. и исслед. III (1980). С. 42–55; Гусева Э. К. Об иконе преподобного Сергия Радонежского в житии круга Дионисия из Троицкого собора//Искусство Древней Руси: Проблемы иконографии. М., 1994. С. 91–116.

http://pravmir.ru/ikonografiya-russkih-s...

2 Apophthegmata Patrum, alphabetical collection (PG 65), Antony the Great, 37 and 38: ET Benedicta Ward, SLG, The Sayings of the Deserts Fathers (London 1981), pp. 8–9 [русск. перев.: «Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов». Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1993 (репр. изд. МДА, 1855 г и Вечное, 1965 г.), с. 17–18]. 3 Apophthegmata Patrum, anonymous series (Nau/Guy), 244 (112) and 290 (158): ET Benedicta Ward, SLG, The Wisdom of the Deserts Fathers (Fairacres Publication 48: Oxford 1975), pp. 34, 45. 5 The Life of Antony, chapters 87 and 81: ET R.C. Gregg (The Classic of Western Spirituality: New York 1980), pp. 94, 90 [русск. перев.: Святитель Афанасий Великий . Творения в 4-х томах. Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, М., 1994 (репр. изд. Св.-Троицкой Сергиевой Лавры,1903 г.). Том III, с. 241 и 245]. 6 Apophthegmata Patrum, alphabetical collection, Theophilus the Archbishop, 2: ET, p. 81 [в русск. перев. («Достопамятные сказания...», цит. изд.) в главе о Феофиле архиепископе (с. 200–201) этого текста нет]. 11 Apophthegmata Patrum, alphabetical collection, Poemen 8: ET, p. 167 [русск. перев.: «Достопамятные сказания...», цит. изд., с. 135 – в другом переводе]. 13 The Book of Varsanuphius and John, ed. Sotirios Schoinas (Volos 1960), Letters 208, 39, 353, 110 and 239 [Русск. перев.: «Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошения учеников». Изд. группа Св.-Троице-Серафимо-Дивеевского женского монастыря «Скит», б/г. Здесь в указанных номерах мы нашли только часть цитат: ответы 39 (с. 47), 110 (с. 93), 350 (с. 246)]. Критическое издание части греческого текста с английским переводом подготовлено Д. Дж. Читти [D. J. Chitty]: Varsanuphius and John, Questions and Answers (Patrologia Orientalis xxxi, 3: Paris 1966). Полный французский перевод выполнен Л. Рено [L. Regnault]: Barsanuphe et Jean de Gaza, Correspondance (Solesmes 1972). 14 Apophthegmata Patrum, alphabetical collection, Antony, 16: ET, p. 4 [русск. пер.: «Достопамятные сказания...», цит. изд., с. 13].

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/du...

772 Κωνσταντνου εν Χριστ βασιλε βαιλως Ρωμαων του Πορφυρογενντου, Διγησις απ διαφρων αφροισθεσα ιστορικν, περ της Αγαρον αποσταλεσης αχειροποιτου θεας εικνος Χριστο του θεο ημν. Και ως Εδσσης μετεκομσθη προς την πανευδαμονα τατην και βασιλδα των πλεων Κωνσταντινοπολιν//PG 113, col. 423–454. 773 Sotiriou. О Χριστς εν τη τεχνη... p. 38 ff. See also Patlagean E. L’entree dela Sainte Face d’Edesse à Constantinople en 944//La religion civique à l’epoque médiévale et moderne. Paris, 1995, p. 21–35. 774 Patterson Ševenko N. Mandylion//The Oxford Dictionary of Byzantium. New York, 1991, p. 1282. 775 Galavaris G. Early Icons (from the 6 th to 11 th centuries)//Sinai. Treasures of the Monastery/Ed. A Manafis. Athens, 1990, p. 96–97, pi. 13; Belting. Bild und Kult. Eine Geschichte des Bildesvordem Zeitalterder Kunst, 235 ft.; Kessler H. Configuring the Invisible by Copying the Holy Face//The Holy Face... 129 ff.; Idem: Il mandylion//Il Volto di Cristo... p. 92. 780 Velmans. L’églisc de Khe en Géorgie... p. 76–77; Moutsopoulos N. K, Demetrokalles G. Γερκι. Οι εκκλησες του οικισμο. Thessaloniki, 1981, p. 186, fig. 292; Jolivet-Levy C. Les églises byzantines de Cappadoce. Le programme iconographique de l’abside et de ses abords. Paris, 1991, p. 126–127. 783 Millet G. Monuments byzantins de Mistra. Paris, 1910; Chatzidakis M. Μυστρς, Η Μεσαιωνικ πολιτεα και το κστρο. Athens, 1989, 2 nd ed. (Athens 1956); Dufrenne S. Les programmes iconographiques des églises byzantines de Mistra. Paris, 1970; Sinos S. Mistras//Reallexikon zur byzantinischen Kunst. 1999, 380 ff. 784 Millet. Monuments byzantins de Mistra... pis. 92–104 ; Chatzidakis., Μυστρς 60 ff.; Dufrenne. Les programmes iconographiques... 8 ff., pi. 10–19. 785 Hallensleben H. Untersuchungen zur Genesis und Typologie des Mistratypus//Marburger Jahrbuch fur Kunstwissenschaft 18 (1969), 105 ff.; Delvoye C. Considerations sur l’emploi des tribunes dans l’église de la Vierge Hodigitriade Mistra//Actes du XIIe Congrès International des Études Byzantines, III (Belgrade 1964), 41 ff.; Mango C. Byzantine Architecture. New York, 1975, p. 290; Cameron A. The Constmction of Court Ritual: the Byzantine Book of Ceremonies in Rituals of Royalty//Power and Ceremonial in Traditional Societies. Cambridge, 1987, p. 106–136.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Apophthegmata Patrum, alphabetical collection (PG 65), Antony the Great, 37 and 38: ET Benedicta Ward, SLG, The Sayings of the Deserts Fathers (London, 1981), pp. 8-9 [русск. перев.: «Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов Св. -Троицкая Сергиева Лавра, 1993 (репр. изд. МДА, 1855 г и Вечное, 1965г. ), с. Apophthegmata Patrum, anonymous series (Nau/Guy), 244 (112) and 290 (158). ET Benedicta Ward, SLG, The Wisdom of the Deserts Fathers (Fairacres Publication 48: Oxford 1975), pp. 34, A. Elchaninov, The Diary of a Russian Priest (London 1967), p. The Life of Antony, chapters 87 and 81: ET R. C. Gregg (The Classic of Western Spirituality: New York 1980), pp. 94, 90 [русск. перев. Святитель Афанасий Великий. Творения в 4-х томах. Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, М., 1994 (репр. Св. -Троицкой Сергиевой Лавры, 1903 г. ). Том III, с. 241 и Apophthegmata Patrum, alphabetical collection, Theophilus the Archbishop, 2: ET, p. 81 [в русск. перев. («Достопамятные сказания… «, цит. изд. ) в главе о Феофиле архиепископе (с. 200-201) этого текста Ibid., Antony, 27: ET, p. 7 (русск. перев.: «Достопамятные сказания… «, цит. изд., с. Ibid., Antony, 24: ET, p. 6 (русск. перев.: «Достопамятные сказания… «, цит. изд., с. Ср. жития св. Тихона Задонского (+ 1753) и современника еп. Игнатия еп. Феофана Затворника (+ Evergetinos, Synagoge i, 20: ed. Victor Matthajou, vol 1957), pp. Apophthegmata Patrum, alphabetical collection, Poemen 8: ET, p 167 (русск. перев.: «Достопамятные сказания… «, цит. изд., с 135 — в другом О важности молитвы духовного отца см., напр., Apophthegmata Patrum, anonymous series, 293 (160): ET, pp. The Book of Varsanuphius and John, ed. Sotirios Schoinas (Volos 1960), Letters 208, 39, 353, 110 and 239 [Русск. перев.: «Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошения учеников». Изд. группа Св. -Троице-Серафимо-Дивеевского женского монастыря «Скит б/г. Здесь в указанных номерах мы нашли только часть цитат ответ 39 (с. 47), 110 (с. 93)]. Критическое издание части греческого текста с английским переводом подготовлено Д. Дж. Читти [D. J. Chitty]: Varsanuphius and John, Questions and Answers (Patrologia Orientalis xxxi, 3: Paris 1966). Полный французский перевод выполнен Л. Рено [L. Regnault]: Barsanuphe et Jean de Gaza, Correspondence (Solesmes 1972).

http://pravmir.ru/zadacha-duxovnogo-otca...

Kadas, Sotiris. Mount Athos: An Illustrated Guide to the Monasteries and Their History. Louise Turner, trans. Athens: Ekdotike Athenon, 1980. 200 p. Bibliography: p. 199. Knowles, David. From Pachomius to Ignatius: A Study in the Constitutional History of the Religious Orders. Oxford: Clarendon Press, 1966. 98 p. (The Sarum lectures, 1964–5.) Kovalevskii, Ioann. Iurodstvo o Khristie v Khrista radi iurodivye Vostochnoi i Russkoi tserkvi: istoricheskii ocherk v zhitiia sikh podvizhnikov blagochestiia. Farnborough: Gregg, 1969. 275 p. Title also: Folly in Christ and fools for Christ’s sake in the Eastern and Russian church. Reprint of 1st. ed., Moscow, 1895. Kovalevsky, Pierre. Saint Sergius and Russian Spirituality. Translation by W. Elias Jones. Crestwood, NY: St. Vladimir’s Seminary Press, 1976. 190 p. Translation of Saint Serge et la spiritualite russe. Lossky, Nicolas. Lancelot Andrewes the Preacher (1555–1626): The Origins of the Mystical Theology of the Church of England. Foreword by Michael Ramsey; afterword by A. M. Allchin; translated from the French by Andrew Louth. Oxford: Clarendon Press; NY: Oxford University Press, 1991. 377 p. Translation of Lancelot Andrewes le predicateur (1555–1626). Makarii, Monk, [Macarius, Starets of Optino], 1788–1860. Russian Letters of Direction, 1834–1860. Selection, translations, and foreword by Iulia de Beausobre. Crestwood, NY: St. Vladimir’s Seminary Press, 1975. 115 p. Mantzarides, Georgios I. Orthodox Spiritual Life. Brookline, MA: Holy Cross Orthodox Press, 1994. Meyendorff, John. Byzantine Hesychasm: Historical, Theological and Social Problems: Collected Studies. London: Variorum Reprints, 1974. 292, ca 300 p. in various pagings. (Variorum reprint; CS26.) Reprints of sixteen studies in English, French, Greek, or Russian written between 1953 and 1971. -. St. Gregory Palamas and Orthodox Spirituality. Authorized translation by Adele Fiske. Crestwood, NY: St. Vladimir’s Seminary Press, 1974. 184 p. Translation of St. Gregoire Palamas et la mystique orthodoxe.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-a-to...

The Life of Antony, chapters 87 and 81: ET R. C. Gregg (The Classic of Western Spirituality: New York 1980), pp. 94, 90 [русск. перев. Святитель Афанасий Великий. Творения в 4–х томах. Изд. Спасо–Преображенского Валаамского монастыря, М., 1994 (репр. Св. — Троицкой Сергиевой Лавры, 1903 г. ). Том III, с. 241 и 245]. 259 Apophthegmata Patrum, alphabetical collection, Theophilus the Archbishop, 2: ET, p. 81 [в русск. перев. («Достопамятные сказания… " , цит. изд. ) в главе о Феофиле архиепископе (с. 200–201) этого текста нет]. 260 Ibid., Antony, 27: ET, p. 7 (русск. перев.: «Достопамятные сказания… " , цит. изд., с. 16). 261 Ibid., Antony, 24: ET, p. 6 (русск. перев.: «Достопамятные сказания… " , цит. изд., с. 15). 262 Ср. жития св. Тихона Задонского (+ 1753) и современника еп. Игнатия еп. Феофана Затворника (+ 1894). 263 Evergetinos, Synagoge i, 20: ed. Victor Matthajou, vol 1957), pp. 168–9. 264 Apophthegmata Patrum, alphabetical collection, Poemen 8: ET, p 167 (русск. перев.: «Достопамятные сказания… " , цит. изд., с 135 — в другом переводе). 265 О важности молитвы духовного отца см., напр., Apophthegmata Patrum, anonymous series, 293 (160): ET, pp. 45–46. 266 The Book of Varsanuphius and John, ed. Sotirios Schoinas (Volos 1960), Letters 208, 39, 353, 110 and 239 [Русск. перев.: «Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошения учеников». Изд. группа Св. — Троице–Серафимо–Дивеевского женского монастыря «Скит б/г. Здесь в указанных номерах мы нашли только часть цитат ответ 39 (с. 47), 110 (с. 93)]. Критическое издание части греческого текста с английским переводом подготовлено Д. Дж. Читти [D. J. Chitty]: Varsanuphius and John, Questions and Answers (Patrologia Orientalis xxxi, 3: Paris 1966). Полный французский перевод выполнен Л. Рено [L. Regnault]: Barsanuphe et Jean de Gaza, Correspondence (Solesmes 1972). 267 Apophthegmefta Patrum, alphabetical collection, Antony, 16: ЕТ, p. 4 [русск. пер.: «Достопамятные сказания… " , цит. изд., с 13]. 268

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

   Apophthegmata Patrum, alphabetical collection (PG 65), Antony the Great, 37 and 38: ET Benedicta Ward, SLG, The Sayings of the Deserts Fathers (London, 1981), pp. 8—9 [русск. перев.: «Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов Св. -Троицкая Сергиева Лавра, 1993 (репр. изд. МДА, 1855 г и Вечное, 1965г. ), с. 17—18].    Apophthegmata Patrum, anonymous series (NauGuy), 244 (112) and 290 (158). ET Benedicta Ward, SLG, The Wisdom of the Deserts Fathers (Fairacres Publication 48: Oxford 1975), pp. 34, 45.    A. Elchaninov, The Diary of a Russian Priest (London 1967), p. 54.    The Life of Antony, chapters 87 and 81: ET R. C. Gregg (The Classic of Western Spirituality: New York 1980), pp. 94, 90 [русск. перев. Святитель Афанасий Великий. Творения в 4-х томах. Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, М., 1994 (репр. Св. -Троицкой Сергиевой Лавры, 1903 г. ). Том III, с. 241 и 245].    Apophthegmata Patrum, alphabetical collection, Theophilus the Archbishop, 2: ET, p. 81 [в русск. перев. («Достопамятные сказания... », цит. изд. ) в главе о Феофиле архиепископе (с. 200—201) этого текста нет].    Ibid., Antony, 27: ET, p. 7 (русск. перев.: «Достопамятные сказания... », цит. изд., с. 16).    Ibid., Antony, 24: ET, p. 6 (русск. перев.: «Достопамятные сказания... », цит. изд., с. 15).    Ср. жития св. Тихона Задонского († 1753) и современника еп. Игнатия еп. Феофана Затворника († 1894).    Evergetinos, Synagoge i, 20: ed. Victor Matthajou, vol 1957), pp. 168—9.    Apophthegmata Patrum, alphabetical collection, Poemen 8: ET, p 167 (русск. перев.: «Достопамятные сказания... », цит. изд., с 135 – в другом переводе).    О важности молитвы духовного отца см., напр., Apophthegmata Patrum, anonymous series, 293 (160): ET, pp. 45—46.    The Book of Varsanuphius and John, ed. Sotirios Schoinas (Volos 1960), Letters 208, 39, 353, 110 and 239 [Русск. перев.: «Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошения учеников». Изд. группа Св. -Троице-Серафимо-Дивеевского женского монастыря «Скит бг. Здесь в указанных номерах мы нашли только часть цитат ответ 39 (с. 47), 110 (с. 93)]. Критическое издание части греческого текста с английским переводом подготовлено Д. Дж. Читти [D. J. Chitty]: Varsanuphius and John, Questions and Answers (Patrologia Orientalis xxxi, 3: Paris 1966). Полный французский перевод выполнен Л. Рено [L. Regnault]: Barsanuphe et Jean de Gaza, Correspondence (Solesmes 1972).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3484...

κοσμοστειρα, die die Welt rettet, Weltretterin: θεοτκος AnBoll 100 (1982) 349. id. MR III 565; VI 416. EustrTheot 4,16; 80,234 (Jo.Maur.). Philes I 18, 28,1; II 233,3. σταρωσις PapOdai 491. κιβωτς EustMin 223,91.– L, Tgl. κοσμοστηρ, Retter der Well: -ρες κα θεοι μαθητα το Κυρου ArsenTest 949Α. κοσμοσωτριος die Welt rettend: NBasOr 46,20. ProdGed XI 37. ArchEkHist 34. EustMin 126,54. Sotiriou, Icônes du Sinai 128.– L, Tgl, Kr, StudLex 193, Dem. κοσμοτερπς die Welt erfreuend: SymMetHym 137,126. DaphCor 14,2 (Sup.). AttalPon 411. Philes II 217, 204,12, PhilesMa 44,12. κοσμτης, Anmut: AASS Oct XI 473C (V. Chrysanthi et Dariae), Mäßigung, Anständigkeit: ψυχς GazSen 1 (β) ms. Weltlichkeit: PRK 238,4 (a.1355/6?).– κοσμιτης LS, L. κοσμοτριπθητος von der Welt sehr geliebt: PoetOtr G 1,7. κοσμτροπος weltlich gesinnt: BalsamEpigr 186 XΙX 21.–L. κοσμουργτης, Weltschöpfer: NPB X 2, 190. Coxe, Cat. Bodl. I 368 (Mac. Chrysoceph.). κοσμοφγος die Welt auffressend: βδλλα τς πληστας Philes I 254,51. κοσμοφας die Welt erleuchtend: - σλα GregAntKam 603. κοσμοφανς der Well leuchtend (erscheinend): ThStudBa 47,24. ThStudPG 772D. PsChrys I 5,114. AHG VII 305,73. MR 1157. TR 91. EustManas 300,354. κοσμοφεγγφωτος die Welt mit Licht erhellend: HagNik I 328,20 app. κοσμφθογγος weltweit tönend: κ. σλπιγξ τοτου γλττα PselMB V 350. κοσμοφθρος die Welt vernichtend: Simoc VIII 15,7. Philes II 288,30,10 app.–LS, L, TLG. κοσμοφιλς von der Welt geliebt: μλαγμα Philes I 254 n.5: Germ.II, cod. Coisl. 278,17r. κοσμφιλος die Welt, das Weltliche liebend: WengAss 214,9=F. Manns, Le récit de la dormition de Marie, Jerusalem 1989,f.l82r,7.– (Кг X Somav). κοσμοφλτατος von der Welt sehr geliebt: Γαβριλ MSyncArch 1572A. κοσμοφορω die Welt tragen: LXX 4 Mac. 15,31. Schmuck tragen: VTheodStyl 763A с. 14. κοσμοφρος die Welt tragend: Philes II 288,30,10. γκυρα AnHier I 436,16.– (LS), L. κοσμοφρονω weltlich denken: AASS Nov IV 239E (V. Thomaïdis). κοσμφρων weltlich gesinnt: Isaias 200. Antioch., PG 89.1740C.1781A. AntPetron 221,1. Achmet 8,11; 124,27.– L.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

В. представлен в ц. Вознесения мон-ря Сучевица, Румыния (80-е гг. XVI в.), в соборе в Каламбаке, Греция (XVI в.). В западноевроп. искусстве Е. В. изображали как юную деву в плаще, нередко с диадемой на голове, с лилией (символом чистоты и непорочности) или пальмовой ветвью (символом мученичества) в руке. Ей сопутствовало изображение льва (иногда и медведя). Атрибутами служили также орудия пыток: меч (картина Дж. Сементи, XVII в., Национальная пинакотека, Болонья) и колесо. С посохом Е. В. представлена на фреске в ц. вмц. Евфимии в Сполето (ок. 1400); с пальмовой ветвью, лилией, мечом и возлежащим у ног львом - на картине А. Мантеньи (1454, Национальные музей и галереи Каподимонте, Неаполь). Статуя Е. В. (с колесом у ног) 1758 г. работы братьев Винченцо и Джованни Баттисты Валлани да Маньяго увенчивает колокольню ц. великомучеников Георгия и Евфимии в г. Ровинь. В древнерус. искусстве изображения Е. В. известны с раннего времени. По предположению Ф. Г. Солнцева (Древности Рос. гос-ва. СПб., 1849. Отд. 1. Рис. 8, 13), Е. В. была изображена в ц. Св. Софии Киевской (40-е гг. XI в.). Облик Е. В. следует визант. иконографии; иногда плат, покрывающий ее голову, изображали белым. Образ святой включен в декорацию ц. св. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре в Вел. Новгороде (кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.). Со свитком Е. В. представлена на 2-сторонней иконе-таблетке «Рождество Христово. Зачатие св. Иоанна Предтечи и вмц. Евфимия Всехвальная» (1-я пол. XVI в., Вел. Новгород; ЦАК МДА). Изображение Е. В. в гробнице со свитком в руке могло быть включено в композицию «IV Вселенский Собор» (роспись ц. Рождества Пресв. Богородицы в Ферапонтовом мон-ре, 1502). Е. В. нередко изображали на полях заказных икон и на минеях: на иконе «Рождество Богоматери» 1783 г., на минейной иконе 1802 г. (обе из музея «Невьянская икона», Екатеринбург). Лит.: Demus O. The Mosaics of Norman Sicily. L., 1950. P. 327; Sotiriou G. A. et M. G. Icônes du Mont Sinai. Athènes, 1958. Vol. 2. Fig. 183; Naumann R., Belting H.

http://pravenc.ru/text/187812.html

(Изд. Bury, IV, 406–407). 856 Точная цифра действительного состава армии неизвестна, но есть некоторые указания на значительность ее. Кроме римских контингентов (гвардия Нарзеса, войска Валериана, Дагистея, Иоанна, племянника Виталиана, и Иоанна Обжоры), состоявших из большого числа кавалерии и 8.000 стрелков из лука, в ней было 5.200 лангобардов, 3.000 герулов, к которым нужно прибавить второй контингент этого же народа, 400 гепидов, большого числа (παμπληθες) гунов, персов и еще 1.500 регулярной кавалерии (В. G., 598–599, 618). Это составит при указанных 18.100 человек и с теми войсками, точное число которых неизвестно, армию из 30–35.000 человек. 2. 3. 4. В то же время он уплатил им всегда запаздывавшее жалованье. 862 Как победный трофей, были отправлены в Константинополь окровавленные одежды и диадема Тотилы (Théophane, 228). 881 Nov., App. VIII. Agnellus (95) говорит: A. Basilii tempore consulatum agentis (541) usque ad Narsetem patricium provinciales Romani ubique ad nihilum redacti sunt. А папа Пелагий писал: Quia Italiae praedia ita desolata sint ut ad recuperationem eorum nemo sufficiat. 907 Ср. Bury, Hist. of the later Roman empire, I, 372–380, 418–469.   В этом сочинении история персидских войн изложена очень точно. 914 Относительно первой персидской войны следует обращаться, на ряду с Прокопием (В. Р., 59–114), к рассказу Малалы (427, 434–435, 441–442, 449–450, 452–453, 461–473, 477–488) и Захария Митиленского (стр. 168–176), которые ведут свое повествование независимо от Прокопия. Сравнения их рассказов см. у Sotiriadis " a, Johannes von Antiochia, стр. 116 и след. 915 В. Р., 88–89. Ср. Malalas, 434–435, а относительно личности Аламундара (Аль Мондир) – Nöldeke, loc. cit, 170–171. 920 Тем не менее победоносный Велизарий подвергся порицанию со стороны императора и был смещен (Malalas, 465–466; Zach. Rh. Об отозвании его см. Haury, II, 30–32). Со своей стороны персы осадили Мартирополис (531) (Malalas, 468–470), а их союзники гуны разграбили Сирию до Антиохии (в дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

   001    002    003    004   005     006    007