142. Gregorii Nazianzeni Hymnus 29//PG. 37. Col. 507. 143. Антология мировой философии: В 4 т. Т. 1, ч. 2. М., 1969. С. 608. 144. Ср.: Удам X. О проблеме значения в суфийских текстах//Труды по знаковый системам. III. С. 317—323. 145. Ioannis Damasceni In Dormitionem oratio I, 2//SC. 80. C. 82. 146. Ср.: Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. С. 95—123. 147. Christ W., Paranikas М. Anthologia Graeca carminum Christianorum. Lipsiae, 1871. P. 103. 148. Ср. ниже главу «Знак, знамя, знамение». 149. См.: Hunger Н. Reich der Neuen Mitte. Der christliche Geist der.: Hunger Н. Reich der Neuen Mitte. Der christliche Geist der byzantinischen Kultur. Graz; Wien; Köln, 1965. S. 81.yzantinischen Kultur. Graz; Wien; Köln, 1965. S. 81. 150. Epistola ad Romanes XIII, 2. 151. Благовестник: Толкование на святые Евангелия блаж. Феофилакта, архиеп. Болгарского. СПб., [б. г.]. С. 286 (далее: Феофилакт Болгарский). 152. Цезарь будто бы колебался в выборе столицы между Александрией и Троей. См.: Suetoni Divus Caesar 79; Horati carm. Ill, 3. 153. Liber Isaiae XLV. 1. 154. Acta apostolorum XXIII. 2; cp.: Evangelium secundum Lucam XXII, 6. 155. Cp.:.: Benz . Der gekreuzigte Gerechte in Plato, Bibel und Frühchristentum. Mainz, 1947.enz . Der gekreuzigte Gerechte in Plato,.:.: Benz . Der gekreuzigte Gerechte in Plato, Bibel und Frühchristentum. Mainz, 1947.enz . Der gekreuzigte Gerechte in Plato, Bibel und Frühchristentum. Mainz, 1947.ibel und Frühchristentum. Mainz, 1947. 156. Plini Caecili C. Secundi epistolarum X, 96, 8. 157. H Plutarchi Vita Alexandra 54. 158. «Увидев однажды женщину, недостойным образом распростершуюся перед статуями богов, и желая избавить ее от суеверия, он, по словам Зоила из Перги, подошел и сказал: „А ты не боишься, женщина, что, быть может, бог находится позади тебя — ибо все полно его присутствием, — и ты ведешь себя недостойно по отношению к нему? " В храм Асклепия он подарил кулачного бойца, чтобы он подбегал и колотил тех, кто падает ниц перед богом» (Диоген Лаэртский//Памятники поздней античной научно-художественной литературы II—V веков. М., 1964. С. 157).

http://predanie.ru/book/217170-poetika-r...

168 . Beyer H.-V. Попытка научного подхода к анализу исихазма на примере (Пс.-) Симеона Нового Богослова //Verbum 3 9 .1524). 173–186. См. также предисловия И. Осэра и А. И. Сидорова к их публ. трактата, и кр. того://AdQ 6 .509). 12. 16–20; Rigo A. 2 .183); Лурье В. М. [комм. к Мейендорф 1997]: 6 .1092). 414–417; Лурье В. М. 1 .120). 315–317. Никита Стифат CSGL 15238; PG 120; РМА (Nicetas Pectoratus monachus Studita); RF 8/2. 243–245; TLG 3099; Beck 535–538; DS 11. 224–230; DThC 11/1. 479–486; ThEE 9. 466–470;TRE 24 (1994). 463–464 Ok. 1005–1090, св. Иеромонах Студийского м-ря в Константинополе, ученик св. Симеона Нового Богослова , автор жития его и публикатор его соч. Сочинения Соч. изданы все, кроме: Против армян, Против обвинителей святого [т.е. Симеона Н. Б.]. Список соч. Стифата (в т. ч. несохранившихся) см. в канд. дисс. иером. Дионисия (Шленова) «Преп. Никита Стифат и его богословские сочинения». Моск. Дух. Академия. 1998. 50–61. Имеется неизд. рус. пер. иеромон. Дионисия (Шленова) большинства соч. Стифата. Издания нескольких сочинений 169 . Nicétas Stétbatos. Opuscules et lettres/Éd. Darrouzès J. P. 1961. (SC 81). Hausherr l.//OCP 1962. 28. 434–435. 170 . Nicétas Stétbatos. Le paradis spirituel et autres textes annexes/Texte, trad. et comm. Chalendard M. P. 1944. Полемические соч. Против армян Первые четыре слова неизд. Слово 1: Vat. gr. 1105, f. 143v, Vat. gr. 1151, f. 65 sq., Vindob. theol. gr. 58, f. 119v-124 v. Слова 1–4: Mosq.433 (=Владимир 232), f. 171v-190v. См. также Vat. gr. 1151, f. 65 sq. Греч, текст (по моск. ркп) и рус. пер. в неизд. диссерт. иеромонаха Дионисия (Шленова) , МДА (готовится к публикации). Пятое слово (отсутствует в моск. ркп): 171 . Hergenröther J. Πραγματεα περ νζυμων κατ ρμενων κα Λατνων//Monumenta graeca ad Photium... pertinentia. Ratisbonae 1869. 139–154. [С парал. лат. пер. ркп: Monac. gr. 524, f. 14 sq.]. Против латинян Есть древний лат. пер. Humbertus de Silva Candida (Libellus contra Latinos), изданный в PL и PG, а затем в кн.:

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

266 См. Puntel 8с White, Beingand God, p. 315–317. Здесь, помимо прочего, говорится, что «тексты фон Бальтазара – одни из наиболее прекрасных и глубоких текстов о Бытии, об «изумлении пред Бытием [die Verwunderung über das Sein]», которое он описывает в чрезвычайно элегантных и выразительных словах, хотя и нельзя сказать, что выверенных теоретически». 267 David Bentley Hart, The Beauty of the Infinite: The Aesthetics of Christian Truth (Grand Rapids, Mich./Cambridge, U.K.: Eerdmans, 2003), p. 29. [Рус. пер.: Дэвид Харт. «Красота бесконечного. Эстетика христианской истины». М.: ББИ, 2010.] 270 Используя выражение «логика любви», я ни в коей мере не хочу сказать, что истинную любовь можно каким бы то ни было способом из чего-либо вывести или полностью понять, а хочу сказать только то, что она всегда полностью соответствует самой себе. Логика любви заключается в том, чтобы быть безосновательной самоотдачей и, как говорит Бальтазар: «Любовь любит удивлять». В этом ее логика. См. Balthasar, TL 1, p. 211. 271 Hart, Beauty of the Infinite, p. 229–240. Ссылки на Jean-Luc Marion, God Without Being: Hors-Texte (Chicago: University of Chicago Press, 1991). 274 1 К. Barth, “Theology” in: E.G. Homrighausen and K.J. Ernst, ed., God in Action: Theological Addresses, Edinburgh: T & T Clark, 1936, p. 39, далее, GIA. E. Busch, Karl Barth: His Lifefrom Letters and Autobiographical Texts, trans. J. Bowden, Grand Rapids: Eerdmans, 1994, p. 244 cf. 186–187. 276 H.U.v. Balthasar, The dory ofthe Lord: A Theological Aesthetics. Vol. I: Seeing the Form,]. Fes- sio and J.K. Riches, eds., Edinburgh: T Sc T Clark, 1982, p. 80. 277 R. Viladesau, Theological Aesthetics: God in Imagination, Beauty, and Art, Oxford: Oxford University Press, 1999, pp. 30–34. 278 F.A. Murphy, Christ the Form of Beauty: A Study in Theology and Literature, Edinburgh: T&T Clark, 1995, p. 133. 279 J. W. De Gruchy, Christianity, Art, and Transformation: Theological Aesthetics in the Struggle forJustice, Cambridge: Cambridge University Press, 2001, p. 117 cf. 113–114.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

427 Об истории толкования книги Екклесиаст см. Ch. D. Ginsburg, Coheleth, commonly called The Book of Ecclesiastes (1861), перепечатано в: он же, The Song of Songs and Coheleth, New York 1970, c. 27–243; обзор подает также A. Rayez, in: H. Duesberg – там же, статья «Ecclésiaste»//Dictionnaire de Spiritualité, IV/1, Paris 1960, c. 47–52; и R. Berndt, «Skizze zur Auslegungsgeschichte der Bücher Proverbia und Ecclesiastes in der abendländischen Kirche»//Sacris erudiri, 34,1994, c. 5–32. 428 Так называет Книгу Екклесиаста Th. Kobusch, «Zeit und Grenze. Zur Kritik des Gregor von Nyssa an der Einseitigkeit der Naturphilosophie»//S.G. Hall (изд.), Gregory of Nyssa, Homilies on Ecclesiastes. An English Version with Supporting Studies (Proceedings of the Seventh International Colloquium on Gregory of Nyssa, St Andrews, September 1990), Berlin – New York 1993, c. 299–317, особенно 302. 429 Cp. Ориген , Comment, in Cant., пролог 3, 1–15: SC 375, 128–138. См. также S. Leanza, «La classificazione dei libri salomonici e i suoi riflessi sulla questione dei rapporti tra Bibbia e scienze profane, da Origene agli scrittori medioevali»//Augustinianum, 14,1974, c. 651–666. 430 Понятие «эпоптика» очевидно происходит из обозначения высшей ступени посвящения в элевсинских мистериях (см. Плутарх, De Iside 77: 382d). См. также P. Hadot, «Les divisions des parties de la philosophie dans l " Antiquité»//Museum Helveticum, 36,1979, c. 201–223, особенно 218 ff. 431 Схолии Оригена и восемь гомилий на Екклесиаста были известны еще Иерониму (см. Ер. XXXIII ad Paulam: CSEL 54, 256,15; 257,12 ff). Сегодня мы можем составить представление о них на основании фрагментов в греческих катенах. См. об этом S. Leanza, «Lesegesi di Origene al libro dell’ Ecclesiaste», Regio Calabria 1975; также «Ancora sull’esegesi origeniana dell’Ecclesiaste»//E. Livrea – G. A. Privitera (изд.), Studi in onore di A. Arizzoni, Messana – Roma 1978,1, c. 491–506. 434 ... τ νυπρθετον ... τς ν τ ματα περβολς (In Eccl. hom. 1: GNO V, 283,16 ff). См. весь пассаж 282,10 – 283,17.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

4. В 398 г. 448 по просьбе монаха Анатолия блаж. Иероним пересмотрел и исправил текст «Толкования на Откровение» (Commenmarium in Apocalypsin, CPL. 80; PL. 5. Col. 317–344 (фрагменты поздней редакции); полный текст: CSEL. 49 (Haussleiter. 1916). P. 17–153; SC. 423 (М. Dulaey. 1997). P. 46–123), принадлежавший раннему латинскому экзегету Викторину Петавскому (ум. ок. 304 г.) и носивший хилиастический характер. В предисловии 449 блаж. Иероним отмечает, что в первых 19 главах он ограничился только исправлениями ошибок, внесенных переписчиками (вероятно, в старолатинский перевод книги Откровения), в то время как в последних двух главах он устранил все места, содержавшие хилиастические представления, и существенно дополнил их толкованиями, заимствованными из трудов предшествовавших экзегетов (главным образом, из толкований Тихония Донатиста), а также улучшил стиль Викторина, писавшего на довольно грубой латыни 450 . Кроме того, в конце книги блаж. Иероним присоединил свое собственное нравственно-аскетическое толкование двух последних глав книги Откровения 451 . Исправленный блаж. Иеронимом текст «Толкования» дошел до нас в искаженном виде, содержавшем следы нескольких позднейших редакций. Первая была сделана в 470-х гг. (Y); затем она была основательно переделана в начале VI в. неизвестным редактором (Ф), который дополнил ее многими стихами, не цитировавшимися Викторином, по старолатинскому переводу книги Откровения; наконец, ок. 700 г. появилась еще одна редакция (S), в которой были заменены многие старые стихи и добавлены новые, заимствованные уже из Вульгаты, и которая представляла собой эклектическое соединение двух предшествующих редакций (Y и Ф) с многочисленными дополнениями и перестановками текста 452 . Этими редакциями пользовались многие латинские экзегеты докаролингской эпохи – св. Кесарий Арелатский , Амвросий Аутпертский, Примазий Адруметский, Апрингий, св. Беда Достопочтенный , Беат Сен-Мартэнский и др. – при составлении своих толкований на книгу Откровения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

57 В связи с этим, в ходе работы над переводом его теологических трактатов о Троице нам часто приходилось отмечать такие места вопросом, о какой душе там идет речь. 58 Реконструкцию этого порядка провел в свое время П. Адо; см.: Hadot 1971. Р. 253– 262, 301–303. 59 По мнению большинства ученых, этот Кандид, представляющийся другом Викторина и признаваемый таковым самим Викторином, на самом деле является вымышленным персонажем – псевдонимом самого Викторина. CM: Simonetti 1963. Р. 155; Simonetti 2006. Р. 842; Nautin 1964. Р. 309, 317, 319; Hadot 1971. Р. 272–275. 60 Marius Victorinus. De generatione Divini Verbi 1:6–12. Последняя фраза является аллюзией на знаменитое высказывание Платона о познании Демиурга в «Тимее» (Plato. Timaeus 28с:3–5 (J. Burnet. Oxford, 1904 (r1967). Vol. 4.)). Еще ближе no форме к фразе Викторина знаменитое высказывание из «Герметического корпуса»: «Бога постичь трудно, а выразить невозможно тому, кому и постичь тяжело» (Θεν νοσαι μν χαλεπν, φρσαι δ δνατον και νοσαι δυνατν. Corpus Hermeticum. Fr. 1.1:1–2 (A.-J. Festugiere, A. D. Nock. P., 1954. Vol. 3. P. 2)). 64 Cm.: Oracula Chaldaica. Fr. 38:1 (ννοιαι πατρς des Places. P., 1971. P. 76); cp. также: Fr. 3:1–4:1 des Places. P., 1971. P. 64). 67 Adversus Arium 1, 56:15–20. Последняя фраэа (complet Sanctum Spiritum in perv fectionem) допускает различные варианты перевода: «и наполняет Святого Духа, чтобы совершенство было полным» (Henry, Hadot 1960. (SC 68). P. 365); «посылает Святой Дух для совершенства» (Marius Victorinus 1981. P. 181–182). Впрочем, из латинского текста до конца не ясно, о чьем совершенстве идет речь: творений, которым сообщается Святой Дух, или самого Святого Духа, Который в системе Викторина есть Божественное Самосознание и Блаженство и благодаря Которому достигается полнота бытия в Троице (см.: Фокин 2014. С. 414–415). Судя по контексту, речь все же идет о совершенстве творений: «Действительно, все [творения] возникают Словом Силы, и все становятся совершенными Премудростью Святого Духа» (Adversus Arium 1, 56:23–25).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

87 Crouzel H. Patrologie et renouveau patristique//Bilan de la theologie du XXe siecle/Ed. R. V. Goucht et H. Vorgrimler. T. 2. Freiburg. Br., 1970. P. 661–683. 88 Di Berardino A. Orientations actuelles des recherches patristiques//Les Peres de TEglise au XXe siecle. Histoire – Litterature – Theologie. «Laventure des Sources chreriennes». Paris: Cerf, 1997. P. 379–402. Сборник, как и статья А. Ди Берардино, представляет собой текст докладов, прочитанных на конференции, посвященной 50-летию серии Sources chretiennes. 90 Reale G. Agostino e il Contra academicos//Opera litteraria di Agostino tra Cassiciacum e Milano. Agostino nelle terre di Ambrosio (1–4 октября 1986). Palermo, 1987. P. 13. 91 Histoire «acephale» et Index syriaque des Lettres festales d " Athanase d " Alexandrie/Введение, критический текст, перевод и примечания А. Мартена в сотрудн. с М. Альбером//SC 317. Paris, 1986. 94 Opus imperfectum in Matthaeum/J. van Baning//CCL 87B. Turnhout, 1988; Mahl F. Das Opus imperfectum in Mattheum und sein Verhaltnis zu den Matthauskommentaren von Origenes und Hieronymus. Innsbruck, 1991. 95 См.: Harris О. М. The Social Setting of the Ministry as Reflected in the Wrigtings of Hermas, Clement and Ignatius. Waterloo (Ont.), 1991 (с указанием предыдущих публикаций); Holmberg В. Sociology and the New Testament. Minneapolis, 1990. 96 См.: статью Pseudepigraphie//DEAC 2; Speyer W. Die litterarische Falschung im heidinischen und christlichen Altertum. Ein Versuch ihre Deutung. Munich, 1971; Metzger B. Litterary Forgeries and Canonical Pseudopigraphica//JBL 91 (1972). P. 3–24; N. Brox (ed.). Pseudepigraphie in der heidinischen und jiidisch-christlichen Antike. Darmstadt, 1977; Meade D. G. Pseudonymity and Canon. An Investigation into the Relationship of Autorship and Authority in Jewish and Earliest Christian Tradition. Tubingen, 1986; Charlesworth J.H. Research on the New Testament Apocrypha and Pseudoepigrapha//ANRW II. 25, 5 (1988). P. 919–3968; Speyer W. Friihes Christentum im antikes Strahlungsfeld. Tubingen, 1989.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nas...

О Ефреме Антиохийском см. Library, codex 228. 95 Чистое действие (лат.) 96 «Божественное существует во вселенной и сущностью, и энергией». Amphil., 75; PG 101:465вс. 97 См.: Akindynos, Against Palamas, in Codex Monacensis graecus 223, foil. 283, 293, 298, 305, 311, etc. 98 Library, codex 1 99 Там же. 100 Ep. 2 to Pope Nicholas; PG 102:604θ–605θ. 101 Mystagogy of the Holy Spirit, 15; PG 102:293A. 102 Там же, 9, 23; PG 102:289в, 313BC. 103 Там же, 94. 104 Michael Psellos, Address to His Negligent Disciples, ed. J. F. Boissonade (Nuremberg, 1838; репринт, переизд.. Amsterdam: Hakkert, 1964), p. 151. 105 Ed. C. Sathas, Bibliotheca graeca medii aevi (Venice, 1872), V, 442. 106 Address to His Negligent Disciples, p. 146. 107 См. В. Tatakis, La philosophic byzantine (Paris: Alcan, 1949), p. 199. 108 Michael Psellos, On the Character of Some Wntings, ed. J. F. Boissonade, P. 52. 109 Консул философов (греч.) 110 CM. J. Gouillard, Synodikon, p. 56–60,188–202. 111 Порядок (лат.). По–русски — чин богослужения. (Тут имеется в виду наличие нескольких «ордо» в римско–католической церкви.) 112 Обожение (греч.). 113 Evagrius Ponticus, Praktikos; PG 40:1272–1276. 114 Pseudo–Nilus (Evagrius), De Oratione, 84; PG 79:1185в. 115 Там же, 52. 116 Там же, 34л. 117 Там же, 11. 118 Macarius of Egypt, Нот., 11, 1; ed. Domes, p. 96–97, 119 Там же, 15, 20; p. 139. 120 Там же, 11, 11; р. 103. 121 Там же, 1, 12; р. 12. 122 Diadochus, Сар. 77. 78; ed. Ε. des Places, SC, 5 bis (Paris: Cerf, 1955),p. 135–136. 123 Там же, 85; р. 144–145. 124 См. там же, 31, 32, 61, 88. 125 John Climacus, The Ladder of Paradise, Degree 28; PG 88:1112c. 126 Там же, слово 27; PG 88:1097лв. 127 О Евагрии и Максиме см. Lars Thunberg, Microcosm and Mediator: The Theological Anthropology of Maximus the Confessor (Lund: Gleerup, 1965) p. 317–325. 128 «Братская» (христианская) любовь (греч.). 129 CM. Lossky, Vision of Cod, p. 9–10. 130 Anastasius Bibliothecarius, Preface to the Eighth Council, Mansi XVI, 6 131 И.Ошер, ред. — в изд.: OnentChr 12 (1928), 45.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Тропарь 9–й песни канона на утрени в четверг 3–й седмицы Великого Поста. 289 Ср. Quasten. Patrology I, 221. 290 Ср. Афиней. Пир софистов VIII, 341е. Ср. также Диоген Лаэртский. О жизни VI, 76. 291 Об изнеженности и развратном образе жизни Аристиппа см. Диоген Лаэртский. О жизни II, 8, 66–81. 292 См. Лукиан. О паразите 34. 293 По Аристотелю, Бог не вмешивается в управление миром. 294 Ср. Диоген Лаэртский. О жизни V, 4–5. 295 Ср. Диоген Лаэртский. О жизни IX, 5: " Он не был ничьим слушателем, а заявлял, что сам себя исследовал и сам от себя научился " " . 296 О высокоумии и надменности Гераклита, а также о его смерти от водянки, см. Диоген Лаэртский. О жизни IX, 1–4. 297 Татиан. Речь против эллинов 2–3. В последней цитированной фразе имеется в виду, очевидно, учение о переселении душ (метемпсихозе). 298 Иустин. Апология I, 46. 299 Строматы 1, 2. 300 Строматы 1, 5. 301 Строматы 1, 5. 302 Строматы 1, 2. 303 Гал. 3:23–24. 304 Строматы 1, 5. 305 Строматы 1, 7. 306 Строматы 6, 7. 307 Сл. 32, 25, 3–8; SC 318, 136–138=1.476. 308 Ученики Пифагора проводили пять лет в молчании: см. Диоген Лаэртский. О жизни VIII, 10. 309 Пифагор запрещал употребление бобов: см. Диоген Лаэртский. О жизни VIII, 19. 310 Формула, которую употребляли пифагорейцы, ссылаясь на своего учителя. 311 Учение об идеях — наиболее характерная часть философской системы Платона. 312 Слово metenswmatoshs не употреблялось Платоном, но встречается у неоплатоников III в., в частности у Плотина. Григорий, вероятно, имеет в виду мифы из платоновского Государства (614b-616b, 617d-621b). 313 В Государстве (615a) Платон говорит о тысячелетнем периоде подземного странствования душ. 314 Ср. Федон 72e. 315 Намек на педерастию Платона. 316 Эпикур учил о том, что мир состоит из атомов, и считал наслаждение (hdon — удовольствие) высшим благом для человека (отсюда " " гедонизм " " ).. 317 Григорий видел в Аристотеле прежде всего теоретика риторического искусства. 318 " Пустота " " и " " полнота " " — излюбленные термины Демокрита. 319

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Библиогр.: CPG, N 7352–7355, 7358–7360; BHGa, N 2117–2119; ИАБ, 4. 1407–1431. Ист.: ActaSS. Iun. T. 1. P. 591–613; Vita Dosithei//SC. 92. P. 122–146; Theod. Stud. Ep. 31//PG. 99. 1028AB; idem. Testamentum//PG. 99. Col. 1816 ; Tarasius. Ep. 5//PG. 98. Col. 1461–1465 ; Ioan. Mosch. Prat. spirit. 166//PG. 87. Col. 3033А; Epistula de Dorothei vita et scriptis//PG. 88. Col. 1613–1617 ; Anonymi praefatio//PG. 88. Col. 1612–1613 ; Barsanuphe et Jean de Gaza. Correspondance//SC. 450. Соч.: Изд.:  Поучения :  Gryneus I. J. Monumenta S. Patrum Orthodoxographa. Basileae, 1569. T. 1. P. 195–363; Auctarium Bibliothecae Patrum Ducaenum. T. 2. P. 742–869. P., 1624, 1644, 1654; Bibliotheca veterum Patrum/Ed. A. Galland. Venetiis, 1773, 1788. T. 12. P. 369–469; PG. 88. Col. 1617–1836 ; Dorothée de Gaza. OEuvres spirituelles/Ed. L. Regnault, J. de Préville. P., 1963. P. 146–486. (SC; 92);  Письма:  PG. 88. Col. 1793–1837 ; SC. 92. P. 488–525;  Изречения:  PG. 88. Col. 1808–1812 ; SC. 92. P. 526–531; Житие святого Досифея: Brun M. La Vie de saint Dosithée: Texte crit., introd., trad. franç. et not.//OrChr. 1932. Vol. 26. P. 87–123; SC. 92. P. 122–146. Пер.:  лат .:  [Hilarion Veronensis.] Sermones Sancti Dorothaei Abbatis de vita monastica. Venetiis, 1523; [Chrysostomus Calabrus.] Sancti Dorothaei Sermones XXI. Venetiis, 1564; Bibliotheca Cassinensis. Cassino, 1877. T. 3. P. 317– 329 (по пер. XI в.);  груз .:  Peradze G. Die altchristliche Literatur in der georgische Überlieferung//Oriens Chr. 1930. S. 80–85; Blake R. P. Catalogue des manuscrits géorgiens de la Biblioteque de la Laure d’Iviron au Mont Athos//ROC. 1933/1934. Vol. 28. P. 230–235; Garitte G. Catalogue des manuscrits géorgiens littéraires du Mont-Sinai. Louvain, P. 99, 259–260. (CSCO; 165);  араб .:  Graf. Geschichte. Bd. 1. S. 405–406. (ST; 118);  c лав .:  [ Берында П., свящ.] К., 1628; М., янв. 1652; М., сент. 1652; рус.:  Орлов Ф. М., 1701; Вершинский Д. С. //ХЧ. 1826–1830;  Климент (Зедергольм) , иером. Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. М., 1856; ИАБ, 4. 1408, 1409–1412.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010