«Единородный Сыне». Икона. 1668 г. (ГТГ) «Единородный Сыне». Икона. 1668 г. (ГТГ) По мнению Х. Матеоса, «Е. С.» первоначально служил входным песнопением на литургии, что согласуется с известным по к-польской кафедральной традиции употреблением его в том же качестве (без антифонов) во время процессии из храма Св. Софии в ту или иную стациональную церковь ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 142; Idem. Celebration. P. 50-51). Согласно иерусалимскому списку Типикона Великой ц. (Hieros. S. Crucis. 40, X в.), на литургии в воскресенья и непраздничные дни «Е. С.» был припевом к 3-му антифону (Пс 94, включая входный стих - Пс 94. 6а), когда же к 3-му антифону присоединяли особый тропарь, «Е. С.» пели со 2-м антифоном на ξα (  ) или не пели вовсе ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 94, 110, 138, 308; idem. Celebration. P. 50-51). В Порфирия Евхологии (РНБ. Греч. 226, X в.), происходящем из Юж. Италии, «Е. С.» указан на литургии в качестве воскресного входного песнопения в составе 3-го антифона (после Пс 94. 6), причем на ξα Κα νν (      ) должно было повторяться окончание тропаря со слов: ες ν τς ϒας τριδος (        ) (см.: Thibaut J. B. Monuments de la notation ekphonétique et hagiopolite de l " Église Grecque. St.-Pb., 1913. Part. 3. P. 1-11). Как полагал Матеос, такое же повторение окончания тропаря практиковалось и в К-поле. В списке Евхология Порфирия, уже вскоре после его создания, «Е. С.» и стих Пс 94. 6 были вычеркнуты, что, вероятно, свидетельствует об изменении положения «Е. С.», к-рый стали петь не с 3-м, а со 2-м антифоном литургии ( Красносельцев. Рукописи Ватиканской б-ки. Прил. 1. С. 285, прим. 1; Mateos. Celebration. P. 52). С XI в., когда увеличилось число тропарей годового круга, к-рые пелись после 3-го антифона литургии, припевом к последнему стал стих «Спаси ны, Сыне Божий...», а «Е. С.» был окончательно присоединен ко 2-му антифону в качестве заключительного тропаря ( Mateos. Celebration. P. 19, 54, 86; Taft. Great Entrance. P. 88). Эта практика засвидетельствована в ряде памятников XI в. (литургические рукописи, толкование, носящее имя Николая Андидского, см.: Mateos. Celebration. P. 48, 50-52; Taft. 2001. Р. 71) и сохраняется в правосл. богослужебной традиции до наст. времени - «Е. С.» всегда поется в конце 2-го литургийного антифона, вне зависимости от того, какие именно антифоны исполняются: праздничные, вседневные или изобразительные (в первых 2 случаях «Е. С.» должно петься на       в 3-м - на     но на практике и в этом случае «Е. С.» нередко поется на      )

http://pravenc.ru/text/189555.html

Avons-nous oublié à quoi a mené l’intervention de l’état dans les affaires de l’EOB-PB à l’époque de la triste division des années 1992-2004, époque pendant laquelle des églises, des monastères, des entreprises et les finances de notre Église orthodoxe ont été usurpés par des schismatiques, avec le soutien du régime politique en place durant cette période ? Qui prendra la responsabilité de tous ces gens, en Ukraine, dont la vie sera menacée à partir du moment où ils se lèveront pour défendre leurs sanctuaires, leurs églises et leurs monastères, lorsqu’on retirera l’enregistrement à l’Église canonique actuelle, à laquelle ils appartiennent, comme l’annoncent ouvertement les politiciens ukrainiens ? Nous nous permettons de rappeler ces mots du métropolite Nathanaël de Nevrokopi, de bienheureuse mémoire, lors du Concile panorthodoxe supra-juridictionnel élargi de 1998 : « Je me demande de qui suis-je le clerc ? Des autorités politiques ou de l’Église ? Je dis souvent que je suis devenu prêtre pour obéir à une soutane, et pas à un pantalon. Nous, clercs, n’intervenons pas dans la vie politique et ne voulons pas que les hommes politiques interviennent dans les affaires de l’Église » (Actes du Concile de Sofia, 1998). D’autre part, nous sommes particulièrement inquiets de la profonde contradiction entre la façon dont le Patriarcat de Constantinople justifie ses actes, et l’ordre canonico-juridique existant depuis un millénaire dans l’Église orthodoxe. On se réfère à des documents de plus de 300 ans d’ancienneté sur l’octroi ou le non octroi des droits de la juridiction du Patriarcat de Constantinople à Moscou, et le Patriarcat de Moscou est accusé d’avoir usurpé les droits à la juridiction sur la métropole de Kiev. Pourtant, cette infraction n’est signalée que trois cents ans après l’octroi des documents correspondants. Semblables discordes pour les territoires et le droit à la juridiction de tel ou tel évêque ne datent pas d’hier. Il est particulièrement important de se rappeler le 133 e canon du Concile local de Carthagène, en 419, qui institua un délai de trois ans pour l’examen des prétentions à l’appartenance d’un territoire à la juridiction d’un évêque donné. Le 17 e canon du IV e Concile œcuménique et le 25 e canon du VI e Concile œcuménique (Concile in Trullo), qui lui est identique, définissent un délai de trente ans pour tout litige sur l’appartenance d’une paroisse au diocèse d’un évêque ordinaire donné.

http://mospat.ru/fr/news/47078/

духовной письменности. СПб., 1907. С. 8-21. (СбОРЯС; Т. 82, 4) [«Слово о том, како крестися Владимир, возма Корсунь»]; Серебрянский Н. И. Древнерус. княжеские жития. М., 1915. С. 14-26; Жития св. мучеников Бориса и Глеба и службы им/Пригот. к печ. Д. И. Абрамович. Пг., 1916. С. 1-7; Зимин А. А. «Память и похвала Иакова Мниха» и Житие кн. Владимира по древнейшему списку//КСИС. 1963. Вып. 37. С. 65-72; Молдован А. М. «Слово о законе и благодати» Илариона. К., 1984; Князевская О. А. Отрывок древнерус. рукописи кон. XII - нач. XIII в.//Litterae slavicae Medii aevi: F. V. Mareš sexagenario oblatae. Münch., 1985; Назаренко А. В. Нем. латинояз. источники IX-XI вв.: Тексты, пер., коммент М., 1993; Макарий (Миролюбов), архим. Археол. описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. СПб., 2003; иностранные: [Асох " ик]. Всеобщая история Степаноса Таронского, Асох " ика по прозванию, писателя XI ст./Пер. Н. Эмина. М., 1864; Розен В. Р. Имп. Василий Болгаробойца: Извлеч. из летописи Яхъи Антиохийского. СПб., 1883 [араб. ориг. и рус. пер.]; Regel W. Analecta Byzantino-Russica. St.-Pb., 1891 (см. также рус. пер.: Голубинский. История РЦ. Т. 1. С. 248-252; Кримський А., Кезма Т. Onobiдahhя арабського icmopuka XI в. Абу Шoджi Рудраверського про те, як охрестилася Русь//Юbiлeйhuй зб. на пошану акад. Д. Бaraлiя. К., 1927. С. 383-395; Die Chronik des Bischofs Thietmar von Merseburg und ihre Korveier Überarb./Hrsg. R. Holtzmann. В., 1935. (MGH. Scr. rer. Germ. NS; T. 9) [лат. ориг.; рус. коммент. пер.: Назаренко А. В. Нем. латинояз. источники IX-XI вв: Тексты, пер., коммент. М., 1993]; Kawerau P. Arabische Quellen z. Christianisierung Russlands. Wiesbaden, 1967. (Osteuropastud. d. Hochschulen d. Landes Hessen. R. II: Marburger Abhandl. z. Geschichte u. Kultur Osteuropas; Bd. 7) [араб. ориг. и нем. пер.]; Ioannis Scylitzae Synopsis historiarum/Rec. I. Thurn. В.; N. Y., 1973. (CFHB; Vol. 5); List Brunona do krola Henryka/Wyd. J. Karwasika//MPH. N. S. 1973. T. 4/3; Джаксон Т. H. Исландские королевские саги о Вост.

http://pravenc.ru/text/159104.html

θεωτικς göttlich machend: Anast. Antioch., PG 89,1368А. θεωτς ( < θεω) vergöttlicht: θ. νοομενος νθρωπος Ιarabl. Myst. X 5 (des Places).– TLG. θηβνης, ein Nordostwind: PselPoem 6, 349 (v.l. θβανις, cf. LS).– Vgl. θηβνας LS. Θηβδεν aus Theben: Παλος Θ. PselNicoI 845. PselPaneg 4,236.– Vgl. Θβηθεν PB. θητωρ, Seher: GregNazPG 37,530A.– LSSup, L. θηκριον, τ Behälter: MaurD I 2,12.14.92 etc. VMarthae 67,22. MülFrag 113,2. LeoTact 1 90 etc. NeophElass 392,53; 398,47. ScholOpp Hal. 2,356. -ρι EtymGud 261,32.– LS, Kr, Duc + App I, Stam, Kühnel. θηκτριος (an θηκτ. ?) wetzend: τ - τν δντων προσαραγμ RegelFont 179,29 (Mi. Rhet.).– Vgl. θηκτς (δηκτριος ?) LS. θηλδιον, τ Brustwarze: SymStylJ 138,3. θλαιος weiblich: τ -ον AHG III 253,28. θηλου ζωδου KamAst 1159.– TLG θηλαος. θηλανδρα, das Weibische, Ängstlichkeit: Philes I 375,85. θηλανδρος weibisch: θεο CosmGreg 375. θλασις, Säugen: Achmet 76,10 app. θηλασμς, nährende Brust: βρφος ...μπελσοι τ θηλασμ γουν τ μαστ ScholNicAl 356,5. τιθηνν εχε κα -ν τν Συρκουσαν MartLucia 25.– (LS, Stam). θηλαστριος saugend: βρφη Säuglinge: ChronMur 1240A (θηλ. ed.). θηλα, Schlinge, Schlaufe: Hesych δ 485. EustIl IV 905,10. θελα Alchim 331,25.– Kr, Shipp; KukBios II 2,56; V 2,11; θηλει Somav, Stam; θελα LexPont. θλη, weibliche Brust, Zitze: AASS Nov IV 698D (V. Mariae jun.).– TLG; LS, L, Stam, DurlDict θηλ. θηλομανς (= θηλυμανς) weibstoll: VBasVil 303,22. brünftig: ππος PitAn III 30,7 (Orig.).– Kr. θηλοπρεπς ? weibisch: πας Buondel 37,22 (sed 18 θηλυπρ.). θηλς, ? τ ζδια κα τος θηλος κα τς βαφς StephId II 212,8. θλος weiblich: βοδιον Trinch 428 (a.1265). θηλυδρα, Verweichlichung ? LudwAnek 210,5.– Vgl. LS, Tgl, Stam -ας. θηλδριος weiblich: αμα ErmAnecd 287. θηλυδρδης verweichlicht, weibisch: JoDamPG 95,1564S. VTarasE 51,7. EustIl Н 694,10. HalkIned 177,15. TheolDisc 2,569 mss.– LS, L, TLG, Tgl -ιδης. θηλυκρδιος, ein Stein: MelitS 1155.– LSSup. θηλκιον, τ Schließe, Schnalle: InvPatmos 51.67. PapagCheir 545. MM II 567.569 (a. 1397).–Kr + XIII, (LKN -ι).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

37 Иоанн Лественник, (общепринято: Лествичник; ум. между 650 и 680) – один из «отцов церкви», был настоятелем монастыря на Синае. Автор трактата о ступенях на пути самоусовершенствования – «Лествица, возводящая к небесам», или «Лествица райская», представляющего собой руководство к иноческой жизни и являющегося результатом глубокого самонаблюдения и самоанализа. Трактат пользовался популярностью в Древней Руси. 40 Сергий Радонежский (до принятия монашества Варфоломей Кириллович; 1321 – 1391) – выдающийся деятель русской церкви, основатель Троице -Сергиевой лавры. Оказал поддержку Дмитрию Донскому в подготовке Куликовской битвы. Канонизирован, является одним из самых чтимых святых русского православного пантеона. 42 К. Леонтьев не раз и в других своих высказываниях- подчеркивал свое несогласие с изображением монашества у Достоевского. См., например: Из переписки К. Н. Леонтьева /С предисл. и примеч. В. В. Розанова /PB. 1903. 4. С. 632 – 652; К. Леонтьев о Владимире Соловьеве и эстетике жизни: (по двум письмам). М., 1912. С. 29 – 30. Ср.: 3анде? Л. Монашество в творениях Достоевского (Идеал и действительность)/Записки русской академической группы в США. Т. XIV. С. 169 – 186. 45 Паскевич Иван Федорович (1782 – 1856) – генерал-фельдмаршал, командующий русской армией во время русско-турецкой войны 1828 – 1829 гг. Упоминается Пушкиным в «Путешествии в Арзрум». 46 Победоносцев Константин Петрович (1827 – 1907) – крупный деятель государства и церкви, обер- прокурор Синода. 9 июня 1890 г. на выпуске воспитанниц Училища для дочерей священно-и церковнослужителей Победоносцев произнес напутственное слово которое было опубликовано газетой «Московские ведомости» (1880. 21 июня . 170). Достоевский в письме к Победоносцеву от 25 июля 1880 г. назвал эту речь «великолепной» (Т. 30 (1). С. 204). 48 Пий IX (в миру граф Д. М. Мастаи-Ферретти; 1792 – 1878) – папа римский (с 1846 г.). В первый период своего правления поддерживал национально-освободительное движение против Австрии, однако в период революции 1848 – 1849 гг. изменил свою политику в сторону реакции. С именем Пия IX связано провозглашение догмата о «непогрешимости папы» (1870).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

St.-Pb., 1900. 5 ser. T. 12. P. 268-306; Марр Н. Я. Агиографические мат-лы по груз. рукописям Ивера//ЗВОРАО. 1901. T. 13. 2/3. C. 1-144; Duchesne. Fastes. Vol. 2; Akinian N. Materialien zum Studium des armenischen Martyrologiums. W., 1914. S. 35-42; Levillain L. S. Trophime et la mission des Sept en Gaule//Revue de l " histoire de l " Église de France. P., 1927. Vol. 13. P. 145-189; Chevallier Ph. Dionysiaca: Recueil donnant l " ensemble des traductions latines des ouvrages attribués à Denys de l " Aréopage. P., 1937, 19502. 2 vol.; Crosby S. McK. The Abbey of St. Denis: 475-1122. New Haven, 1942. Vol. 1. P. 24-52; Moretus-Plantin H. Les Passions de S. Denys//Mélanges Cavallera. P., 1948. P. 215-230; Loenertz L. I. Le panégyrique de St. Denys l " Aréopagite par St. Michel le Syncelle//AnBoll. 1950. Vol. 68. P. 94-107; idem. La légende parisienne de S. Denys l " Aréopagite: Sa genèse et son premier témoin//Ibid. 1951. Vol. 69. P. 217-237; Dondaine H. Le Corpus dionysien de l " Univ. de Paris au XIIIe siècle. R., 1953; Bossuat R. Traditions populaires relatives au martyre et à la sépulture de S. Denys//Le Moyen Âge. 1956. Vol. 62. P. 479-509; Faes de Mottoni B. Il «Corpus Dionysiacum» nel medioevo: Rassegna di studi: 1900-1972. R., 1977; Louth A. Denys the Areopagite. L., 1989; Contamine Ph. Des pouvoirs en France: 1300-1500. P., 1992. P. 49-60; Denys l " Aréopagite et sa postérité en Orient et en Occident/Ed. Y. de Andia. P., 1997. Д. В. Зайцев Славянская агиографическая традиция Греч. версия Жития Д. А., приписанная Митродору, была переведена на слав. язык не позднее XII в. (нач.: «По блаженнем и славнем воскресении Господа нашего Иисуса Христа»), она известна в южнослав. и рус. списках. Старшие южнослав. списки относятся к сер. XIV в. Житие помещено в минейных Торжественниках архаического состава: София. НБКМ. 1039; монастырь Дечаны. 94; Загреб. Архив ХАЗУ. III.c.24; Цетинский мон-рь. 20 и др. ( Hannick. Maximos Holobolos; Иванова. 2002). Список из Цетинского мон-ря особенно важен в отношении лексических разночтений (Там же).

http://pravenc.ru/text/178443.html

gr. 2162. Fol. 211-232v) и множество др. ученых сочинений, значительная часть к-рых неопубликована (ркп. Bodl. Roe 18, 1349 г.; Bodl. Misc. 188, XVI в.; Paris. gr. 2644, XIV в.). Единственное произведение И. Ц. духовного характера, Житие мц. Лукии Сиракузской (BHG, N 996), написано в нетипичном для XII в. ( Rosenqvist. 2007. S. 125) жанре «записки» или «комментария». Оно завершается стихотворным обращением к святой. «Благодарственная речь» патриарху Иоанну IX Агапиту, написанная И. Ц. в молодости, посвящена его участию в походах имп. Иоанна II Комнина против турок в 1133-1134 гг. Соч.: Tzetzae Allegoriae Iliadis accedunt Pselli allegoriae, quarum una inedita/Cur. J. F. Boissonade. Lutetia [P.], 1851. Hildesheim, 1967r; Scheer E. Lycophronis Alexandra/Rec. E. Scheer. B., 1908. Vol. 2: Scholia; Varia Graeca Sacra: Сб. греч. неизд. богосл. текстов IV-XV вв./Ed. A. Papadopoulos-Kerameus. St.-Pb., 1909. Lpz., 1975r. P. 80-101; Mercati S. G. Giambi di Giovanni Tzetze contro una donna schedografa//BZ. 1951. Bd. 44. S. 416-418; Hunger H. Johannes Tzetzes. Allegorien aus der Verschronik: Komment. Textausg.//JÖBG. 1955. Bd. 4. S. 13-49; idem. Joannes Tzetzes. Allegorien zur Odyssee//BZ. 1955. Bd. 48. S. 4-48; 1956. Bd. 49. S. 249-310; Joannis Tzetzae Commentarii in Aristophanem/Ed. L. M. Positano e. a. Groningen, 1960-1964. 4 vol.; Георгика: Сведения визант. писателей о Грузии/Изд. С. Г. Каухчишвили. Тбилиси, 1967. Т. 7. С. 17-31; Ioannis Tzetzae Historiae/Rec. P. A. M. Leone. Napoli, 1968 (см. рец.: Каждан А. П.//ВВ. 1973. С. 287-289); Ioannis Tzetzae Epistulae/Rec. P. A. M. Leone. Lpz., 1972 (рец.: Каждан А. П.//ВВ. 1973. С. 289-290); Nouveaux fragments d " auteurs anciens/Éd. et comment. par M. Papathomopoulos. Ioannina, 1980; Der unbekannte Teil der Ilias-Exegesis des Ioannes Tzetzes (A 97-609)/Hrsg. A. C. Lolos. Königstein, 1981. Лит.: Krumbacher. Geschichte. S. 526-536; Patzig E. Malalas und Tzetzes//BZ. 1901. Bd. 10. S. 385-393; Moravcsik Gy. Barbarische Sprachreste in der Theogonie des Ioannes Tzetzes//BNJ.

http://pravenc.ru/text/471551.html

В стилевых предпочтениях М. отразился противоречивый характер архитектурных поисков 1-й пол. XIX в., когда классицизм постепенно утрачивал доминирующую роль, становясь в ряд декоративных исторических стилей. Наиболее важные проекты и рисунки М. (прежде всего связанные с Исаакиевским собором и Александровской колонной) были опубликованы автором в виде неск. альбомов. Графическое наследие М. включает более 2,5 тыс. листов, среди них чертежи, акварели и эстампы в пейзажном и бытовом жанрах. Наряду с А. О. Орловским, П. Ф. Соколовым и др. М. выступил в числе авторов 1-го в России альбома литографий, выпущенного в 1816 г. За заслуги М. на художественном поприще в России ему присудили чин действительного статского советника и звание «почетного вольного общника» имп. АХ (этого звания удостаивались только титулованные особы или выдающиеся иностранные художники и архитекторы). После кончины М. его прах по просьбе вдовы был перевезен на родину и предан земле на кладбище Монмартр в Париже, могила сохранилась. Ист.: ГНИМА ФБСА; НИМ РАХ. Инв. А-5815, А-5820, А-5821, А-5822; РГИА. Ф. 472. Оп. 2. Д. 663; Ф. 789. Оп. 1. Д. 130. Л. 23-24; РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. 898. Соч.: Divers Projets d " architecture presents et dédiés à S. M. I " empereur de toutes Les Russies Alexandre I par Auguste de Montferrand de l " Academie d " architecture de France. P., 1814; Église de St. Isaac, restaurée et augmentée d " après les orders de I " empereur et roi. St.-Pétersbourg, 1820; Plans et détails du monument consacré à la mémoire de l " Empereur Alexandre. P., 1836; Eglise Cathédrale de Saint-Isaac: Description architecturale, pittoresque et historique de ce monument. St.-Pb.; P., 1845. Лит.: Серафимов В. И., свящ., Фомин М. И. Описание Исаакиевского собора в С.-Петербурге, составленное по офиц. док-там. СПб., 1865; Старчевский А. А. А. Монферран, строитель Исаакиевского собора: Его служебная деятельность и частная жизнь//Наблюдатель. СПб., 1885. 12. С. 313-339; Преображенский П. Исаакиевский собор: История постройки храма, его святилища и худож.

http://pravenc.ru/text/2564144.html

С сер. XVI в. в монументальной живописи появились краткие циклы жития В. С. с изображениями основных событий, связанных с Крещением Руси. Наиболее ранние из них относятся к украшениям кремлевских построек в эпоху Иоанна IV: в составе росписей Золотой палаты - сцены прений о вере, пребывания послов В. С. в Царьграде, Крещения В. С. и сокрушения идолов в Киеве ( Забелин. Т. 1. С. 175). Более подробный цикл был помещен в лоджии Архангельского собора (1564-1565), где, в частности, были изображены сцена со взятием Корсуни, слепота В. С. и Крещение киевлян. Истории Крещения Руси были посвящены и монументальные циклы 2-й пол. XVII в. в приделе равноап. кн. Владимира в Успенском соборе Ярославля (1674, росписи не сохр., см.: Брюсова В. Г. Рус. живопись 17 в. М., 1984. С. 119) и в юж. галерее Воскресенского собора в Романове-Борисоглебске (ныне Тутаев, 1679-1680). В роспись галереи собора Новоспасского мон-ря в Москве включены сцены Крещения В. С. и кнг. Ольги, соотнесенные с изображениями этих же святых, поливающих родословное древо рус. государей. Иконография В. С. в украинском искусстве В средневек. искусстве Украины изображения В. С., как и князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, практически неизвестны. Интерес к их образам возник лишь в XVII в. Чаще всего изображения В. С. встречаются в книжной гравюре: едва ли не самый ранний пример - гравюра киевского издания праздничной Минеи (Анфологиона) 1619 г. (о нем и др. укр. изданиях см.: Украинские книги кирилловской печати XVI-XVIII вв.: Кат. изд., хранящихся в ГБЛ. М., 1976. Вып. 1: 1574 г.- 1-я пол. XVII в.; М., 1981. Вып. 2. Ч. 1: Киевские изд. 2-й пол. XVII в.; М., 1990. Вып. 2. Ч. 2: Львовские, новгород-северские, черниговские и уневские изд. 2-й пол. XVII в.). Полуфигурное изображение князя в медальоне, с крестом, мечом, в шубе и городчатой короне точно повторяет рус. образец и свидетельствует об отсутствии собственно укр. иконографической традиции. На знакомство укр. мастеров с рус. иконографией указывает и икона «Владимир, Борис и Глеб» из пос. Ратно Волынской обл. (кон. XVII в., НХМУ,- Miliayeva L. The Ukrainian Icon. Bournemouth; St.-Pb., 1996. Pl. 1), следующая традиц. рус. схеме с фигурами Бориса и Глеба по сторонам от В. С. Однако сам иконографический тип В. С., как и во мн. др. укр. памятниках, претерпевает изменения, связанные с западноевроп. воздействием: В. С. представлен в шубе на горностаевом меху (знак княжеского достоинства), в «геральдической» закрытой княжеской короне, со скипетром и крестом. В ряде произведений (напр., гравюра из Цветной Триоди 1685 г., напечатанная в черниговской Троицко-Ильинской типографии) в число атрибутов В. С. входит держава. Тип лика В. С. в укр. памятниках зачастую сильно отличается от рус. произведений, напр. широкой окладистой бородой: икона Ивана Рутковича из Н. Скварявы (1697-1698, НМ(Л) - см.: Откович В., Пилип " юк В. Украïнська ikoha XIV-XVIII ст. Льbib, 1999. Илл. на с. 92). В надписях на нек-рых произведениях В. С. именуется царем.

http://pravenc.ru/text/159104.html

773 . Следование Афонской святыни по Витебской, Могилевской и Псковской губерниям в 1866 году. СПб., 1867. 102 с. Отд. изд. из газ. «Северная почта». 774 . Служба и акафист святому великомученику и целителю Пантелеимону, с изображением его. СПб., 1873; Μ., ΡΠΜΑ, 1883, 1891, 1894, 1902. 775 . Служба преподобным и богоносным отцам во Афоне постнически просиявшим. СПб., Синод, тип., б. г. 76 с. 776 . Служба Пресвятой Богородице ради Афонской чудотворной Ее иконы, нарицаемой «Скоропослушница». М., ΡΠΜΑ, 1889, 1892, 1901. 777 . Слуховский М. Библиотечное дело в России до XVIII века. Из истории книжного просвещения. М., «Книга», 1968. 231 с. с факс. Библиогр. в примеч. Экспедиция Арсения Суханова за книгами в Грецию: гл. 5, с. 119–122. 778 . – Русская библиотека XVI–XVII вв. М., «Книга» 1973. 252 с. с илл. Указ. монастырей и имен: с. 227–247. О монастырях Афона как источнике русского книгоснабжения: с. 147–148. 779 . Смирнов А. Две недели на Святой Горе. – PB, 1887, 6, с. 823–890. Отд. изд. М., 1887. 70 с. 780 . Смирнов И., священник. Значение Афона в истории Сербской Церкви. – БВ, 1911, т. 3, с. 563–604. 781 . Смирнов С. Η. По поводу издания актов Русско-Афонского монастыря. (Азария, монах. «Акты...». Киев, 1873). – ПОб, 1873, 10, с. 617–630. 782 . Смоленский Н. П. В стране святых настроений. СПб., 1913. 783 . Смоленский С. Из дорожных впечатлений. СПб., 1906. 52 с. Отд. изд. из РМГ. 1906, 42–46. 784 . Смолич И. К. Святая Гора Афонская. К тысячелетнему участию ее в жизни Православной Церкви. – «Вести, русск. студенч. христиан, движ.» («Le Messeger»), 1963, 70/71, с. 29–43. 785 . Снимки с икон Афонской Горы. – ХДА, 1864, 10/11. илл. 786 . Снимки со стенной иконописи в монастырях Афонской Горы. – ХДА, 1861, т. 1, с. 13–15. 787 . Соболевский А. И. Зографский трифологий. Со статьями А. И. Соболевского, протоиерея М. Лисицына , протоиерея В. Металлова и А. В. Преображенского. С прилож. шести фототип. табл. СПб., 1913. 30 с. разд. паг. (ОЛДП, 131). 788 . – Переводная литература Московской Руси XVI–XVII веков. Библиогр. материалы. СПб., 1903. VIII, 460 с.; 2 илл. (СОРЯС, т. 74, 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010