θαυματοβρτης von Wundern überquellend: MR IV 373. Ephr 3063. ThMet 125. θαυματβρυτος von Wundern Uber quellend, Wunder verströmend: VPetr II 106,8. AASS Nov II l,360C. VConstGu 650,6. SynaxCpl 65, 9.– Tgl, TLG. θαυματοειδς uninderbar aussehend: καμραι Agathange 113,12 (v.l. θαυμαοτ.).– KumN -δης, θαυματοκρτωρ, Herr der Wunder: Παγκρτως PitAn I 584 γ. θαυματολογα, Wundergerede: PselPhil I 31,15.– (L); vgl. -λγος L. θαυματοπροχος, Wunderspender: HagNik 1443. θαυματοποησις, Wundertätigkeil: EustOp 167,27.– Vgl. -ποια LS, L, Stam. θαυματοποιητς, Wundertäter: Bibi. Zeitschr. 18 (1929) 76,4 (Orig.). θαυματουργτης, о Wundertäter: PitAn I 668 col. 2. θαυματουργικς Wunder wirkend, wundertätig: ActaMarc 359.362, ActaBacch 64. MethEuth 484. TheognMon 856A. SynaxCpl 731,54. AHG III 427 (sup.).– L, Somav, Dem, Stam. θαυματουργικς auf wunderwirkende Weise: HalkChrys424. MM III 64.– KumN, Stam; thaumaturgice Hoven. θαυματουργβρυτος Wunder verströmend: φραρ BaisamEpigr 191 XXVII 6=NE 8 (1911) 133,5. θαυματοφρος Wunder bringend, wundertätig: Rom 77 ιδ 9. PitAn I 668 col.l. AHG III 480,50; VII 348,269. AnHier V 142,6 – Kum. θαυματω auf wunderbare Weise zeigen: τ λη SynaxCpl 875,32 v.l. verzaubern, bezaubern: FragmGen 348,22.– (Kr -νω). θψιον, to eine Pflanze: τ λυχνχορτον λεγμενον DelAn II 389,9.– Vgl. θψος LS. θεγαστος Golt verehrend, gottesfürchtig: PsKais 218,770. θεγγελος, Iris: DelAn II 314,8.9; 334, 7.– (PB); vgl. LS θεγγελις. θεγγελτος von Goll verkündet, göttlich: λγια LascEp 17,6. θεαγωγω zu Gott führen: PselMalt 1 1,45=PselLettros 146,25. Prodrom 1273C. die Götter beschwören: KurtzUned 115,124.– LS. θεαγωγικς von Gott geführt: PselHag 4, 714. θεαδελφικς des Gottesbmders (des Hl. Jakobus): θρνος VStephSab 549C с.44; 55LB c.49. Miller: cod. Coisl. 278,129v (Germ.II). θεδελφος, Gotlesbruder (Beiname des Hl. Jakobus): AnSinDux XXIII 3,73. VJoChrysS 323,12. TM 11 (1991) 337,15,28 (s.IX). Mansi XVI 2920 (a.869/70). AHG II 266,4. Beiname des Apostels Johannes: ThStudPG 785C.– L, Kr, Kum, (PB).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

практике, поставив на рус. митрополию грека свт. Максима (1283-1305). Возрождаются представления о господстве императоров над всеми правосл. народами (русские наряду с болгарами, влахами, аланами и грузинами названы в числе подданных имп. Андроника II Палеолога в послании егип. султана - Analecta Byzantino-Russica/Ed. W. Regel. St.-Pb., 1891. P. 57-58). К нач. XIV в. в Византии сложилось представление об исконном вхождении Руси в имперскую систему гос-в и народов: «Русский [властитель] от Константина Великого был наделен положением и саном кравчего (το π τς τραπζης)» ( Niceph. Greg. Hist. T. 1. P. 239; ср.: Š evuenko I. Some Autographs of Nikephorus Gregoras//ЗРВИ. 1964. Т. 8/2. С. 447-450). Ср. обращение посла вел. кн. Михаила Ярославича († 1318) к имп. Андронику II, сохранившееся в отрывке Максима Плануда: «Государь мой царь Руси (βασιλες τν Ρς), кравчий твоего святого царства, кланяется смиренно (δουλικς) твоему святому царству» (РИБ. Т. 6. Прил. Стб. 273-274; см.: Soloviev. 1979. N VIII). В первые десятилетия после монголо-татар. завоевания Руси регулярные контакты с Византией резко сократились, почти полностью ограничиваясь церковной сферой: за период до 1342 г. состоялось всего 10 из 147 визитов между Русью и К-полем, упоминаемых в рус. летописях с 1240 по 1453 г. С сер. XIV в. связи рус. земель с К-полем заметно активизировались, достигнув апогея в 70-80-х гг. XIV в. ( Маджеска. 1994). Несмотря на крайнее политическое ослабление империи, монашеское возрождение в Византии, связанное с победой исихазма в сер. XIV в., привело к усилению роли К-польского Патриархата в решении вопросов рус. церковной жизни и духовного влияния Византии на Русь и др. слав. страны ( Мейендорф. 1990; Прохоров. 2000). Согласно Житию прп. Сергия Радонежского, Патриарх Филофей Коккин, последователь свт. Григория Паламы, благословил возрождение на Руси общежительного монашества и в знак особого расположения прислал преподобному дары. Главным поводом для активного обмена посольствами были вопросы церковной организации на рус.

http://pravenc.ru/text/372678.html

δκτως ohne gebissen zu werden: ElogNect 182.– Vgl. δκτως LS u. δκνως L. δαμαος des Adam: -η πτσις AHG IV 868 app.– PB, δαμιαος L. δαμαντρια, τ Diamanten(ware): FontMin I 90,331. δαμαντινοχλκευτος aus Stahl geschmiedet: πλη Melit 729. δαμντιον, τ Diamant: LascTheol 147,313. δαμαντω stählen, stärken: τ το πνεματος νεργε Pantal 1260A. δμας, =σφγνος DelAn II 304,17; 319, 11. (adj.) unerschütterlich: AnHier IV 161,28.– LS, Tgl, DGE, Kr. δαπνητος unerschöpflich: AmphIcon VII 113. Didym., PG 39,616B. AgapSyr 255. Eus. Al., PG 86/1,357B. Rom 17 ι 1; 39 η 4.– Tgl, Kr. δαπαντως unerschöpflich: Neoph 118. Miller: cod. Coisl. 278,123v (Germ.II).– L. δαρε ohne Prügel: LudwAnek 220,21. δς ohne Fackel: ρινς TzetzAr I 107,7. δασμολγητος abgabenfrei: NChonHi 495,38.– KumN. δασος unbewaldet: AASS Nov II 1,413A. δβενττζιος (lat. adventicius) von einem anderen (als dem Brautwerber) gegeben: -ια προξ Bas B 1985,7.9; 1987,22. δουεντικα 1883,10.15. δβεντικα FontMin VIII 63,5.– δβεντικα TriantLex. δγνατικς (lat. adgnatus, adgnaticius): die Verwandten väterlicherseits betreffend: δκαια FontMin IV 192,1767. - συγγνεια Bas B 2702,28; 2725,23. τ γνατικ (sc. δκαια) ConstCol 1336A. δνατικ συγγνεια EclBas 133,26.– δν. L, TriantLex. δγναττης, Verwandter väterlicherseits: FontMin II 230,223. δγνατων, (lat. adgnatio) Verwandtschaft väterlicherseits: Bas B 2701,15. δνατων EclBas 133,24.– δν. TriantLex. δγντος, (lat. adgnatus) väterlicherseits verwandt: Bas A 2090,18; 3099,6 app.; B 2363,29. γντος JusCan 936A. 1120C. id. PselPG 1025C. δντος Bas A 1661,4 app.; B 1238,34; 1239,2. id. PselPoem 8,268.300. id. EclBas 59,31; 133,22.– δν. L, TriantLex. δδην reichlich: EustEsp 44,4. PlanCat Schol. II 21,31.– DGE, δην LS. δδηφαγω gefräßig sein: TzetzAr I 135,8.– LS δηφ. δδηφγος gefräßig, unersättlich: EustrTheot 80,28. EustMacrAen IV 5,2. Stephanit 225,10.– DGE, L, Tgl. δεε furchtlos: LudwAnek 219,22.– DGE, Tgl. δειζω Muße haben: Zigab II 449C. NoctPetrop 25,11. Dmit I 356. TypKosm 30,39. EustIl 1178,30.– Tgl, Duc, Kr.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

βρελλον s. βρλλιον Βρυεννται, ο Truppe des Bryennios: Attal 289,21. βρυερς s. βριερς βρυλλα, Binsengebüsch: ALavra 114,7.9. 24.26 (a.1324).– S. βρουλα. βρυλλξω (sich) Locken drehen: PlanSprich 36,180. βρλλιον, τ Binse: βρελλα κα βρλλια, τ βρολλα GennSchol VIII 430,8.– L, Kr. βρλ(λ)ον, τ Binse: Schol. Theocr. 1,53 (Dübner). ScholAr Plut. 720. TzetzAr III 770,1. ScholOpp Hal. 3,342. DelAn II 421,5.– Duc, Tgl; KahAbend 394,101; vgl. βρολλον. βρξις, ( < βρκω) Knirschen: δντων DidymPsalm 3,219,33. βρυλιθος aus purem Stein: πλη RystMat 178,35; 212,11. βρυορτωρ, überquellender Redner, Vollblutredner: SynaxCpl 449,55; 737,55. ActaTheodDuc 360,22. βρση, (= βρσις) Quelle: Melit 60.– DGE, Kr. βρυσδωρος von Gaben überströmend: χερProdGed XLII 60. βρυσικς aus der Quelle, Quell-: δωρ CodAstr IX 2,145,7; id. 146,20. βρσικος, γκυρα (?) GennSchol VIII 430,6.– HL, - Kr. βρσις, Quelle: FoucStrat P 44,40. DeAdmImp 53,501–2. ScholOpp Hal. 1,73. Krähe: β ρνεον, στι κορνη Kyran I 2,1.5.– LS (Eust., Suda), L, Kr, Soph, Duc+App I, TLG. βρυστζα, kleine Quelle: Miller: cod. Laur.Acqu. e Doni 118v (AnLaur 209: Germ.Patr.).– Kr -τσα. Βρτιος (lat. Bruttius) bruttisch, aus Brutlien (S-Kalabrien): πσσα -α Geopon 6,5,1; 7,12, 27. id. DelAn II 308,18; 332,7; γ (=σφαλτος) 307,4.– Βρττιος (Βρττιος) LS, DGE, PB, Tgl. βρυτς fließend, sprudelnd: Gramm. Graeci III 1,216,9 (Herod.). πηγδων Trinch 19 (a.1019). πηγ EngPatm 52,107 γ» (а.1089). δωρ TypKechar 139,2111.– Tgl, Car. βρυχαλος brüllend: GregNazPG 37,628A. 1544A. βρυχαλς, Lupine, Lupinus albus: -δες θρμια DelAn II 308,7; βριχαλδες θρμια τοι λουπινρια 331,19.– Vgl. βροχαλ LS. βρυχω brüllen: TzetzAr III 920,5. ScholIl Ν 393.– LS -ομαι. βρυχετ πυρετανω Hesych.– Vgl. βρυχετς LS. βρυχηματας brüllend: λων ManasKurtz II 90,61. βρυχηματδης brüllend: NikMesEp 18,27. JoApokEp 14,1. βρυχησμς, Gebrüll: EustOd 1702,9.– βρυχισμς Kr. βρυχητας brüllend: λων Manas 4445. 4682. id. NChonHi 561,22. id. NChonOr 15,9; 102,28. id. PhilesGed 219a. ReinschGed 46.72.– Tgl, Kr.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕНОХА ВТОРАЯ КНИГА [др. названия - Славянский апокалипсис Еноха, «Книга тайн Еноха»], принятое в научной лит-ре название апокрифической книги, посвященной ветхозаветному прав. Еноху и сохранившейся только в слав. переводе. Славяно-русская рукописная традиция Текст Е. в. к. представлен списками XV-XVIII вв. (фрагменты со 2-й пол. XIV в.) разных языковых изводов (древнерусскими, среднеболгарскими (в т. ч. молдавскими) и сербскими) в 2 редакциях - краткой и пространной. В XIX - нач. XX в. древнейшей считалась пространная редакция, однако позднее А. Вайаном и Н. А. Мещерским была установлена первичность краткой, а в пространной были выявлены вставки (в частности, из визант. памфлета на имп. Михаила VIII Палеолога «Прение Панагиота с Азимитом», написанного в связи с Лионской унией 1274), не позволяющие датировать ее создание ранее рубежа XIII и XIV вв. Языком оригинала, с к-рого Е. в. к. была переведена на славянский, Вайан (к-рого в наст. время поддерживают Х. Лант и М. Таубе) считал греческий, отечественные исследователи обосновывают мнение о том, что перевод был выполнен с одного из семит. языков - древнееврейского (Мещерский) или сирийского (В. М. Лурье). Мнение Ланта и Таубе базируется в первую очередь на безоговорочном отрицании возможности перевода любых текстов с древнееврейского на Руси в домонг. время (см.: Алексеев А. А. Русско-еврейские литературные связи до XV в.//Jews and Slavs. Jerusalem; St.-Pb., 1993. Vol. 1. С. 44-71). Вайан придерживался мнения о западноболг. происхождении перевода, к-рый он датировал не позднее XI в., и эта т. зр. до настоящего времени распространена в зарубежной славистике, в частности в болгарской. Мещерский на основании углубленного изучения лексики памятника пришел к выводу, что перевод Е. в. к. выполнен на Руси в XI-XII вв. Местом создания пространной редакции, возможно, была Болгария. Текстология Е. в. к. представляет весьма сложную картину. Ни один из существующих списков не содержит полного текста памятника, который в ряде случаев осложнен вставками.

http://pravenc.ru/text/189989.html

1984. 6. С. 34-47; он же. Еще раз о датировке взятия Корсуня кн. Владимиром//ВВ. 1988. Т. 49 (74). С. 190-194; Богданова Н. М. О времени взятия Херсона кн. Владимиром//ВВ. 1986. Т. 47(72). С. 39-46 (см. также: ВВ. 1988. Т. 49. С. 195-201); M ü ller L. Die Taufe Russlands. Münch., 1987. S. 92-116; он же. Рассказ «Повести временных лет» о крещении Владимира Святославича// Мюллер Л. Понять Россию: Ист.-культурные исслед. М., 2000. С. 60-70; Vodoff V. Naissance de la Chretienté russe. P., 1988 (по указ.); Tausend Jahre Christentum in Russland: Zum Millenium der Taufe der Kiever Rus "/Hrsg. K. Ch. Felmy, G. Kretschmar, F. von Lilienfeld, C.-J. Roepke. Gött., 1988; Obolensky D. Cherson and the conversion of Rus " : An anti-revisionist View//BMGS. 1989. Vol. 13. P. 244-256; Щапов Я. H. Государство и церковь Др. Руси Х-ХШ вв. М., 1989 (по указ.); Proc. of the Intern. Congress Commemorating the Millenium of Christianity in Rus " -Ukraine/Ed. O. Pritsak, I. Ševenko, M. Labunka. Camb. (Mass.), 1990. (HUS; Vol. 12/13); Shepard J. Some remarks on the sources of the Conversion of Rus "http://Le origini e lo sviluppo... P. 59-96; Беляев С. А. Поход кн. Владимира на Корсунь: (Его последствия для Херсонеса)//ВВ. 1991. Т. 51(76). С. 153-164; он же. О названии церкви, в к-рой был крещен кн. Владимир//ДРВм. 2001. 2 (4). С. 50-68; Seibt W. Der hist. Hintergrund und die Chronologie der Taufe der Rus " (989)//The Legacy of Saints Cyril and Methodius to Kiev and Moscow/Ed. A.-E. Tachiaos. Thessal., 1992; Арранц М. О Крещении кн. Владимира//Тысячелетие введения христианства на Руси, 988-1988. [М.], 1993. С. 61-76; Архипов А. К. К изучению сюжета о выборе веры («Повесть временных лет» и «еврейско-хазарская переписка»)//Jews and Slavs. Jerusalem; St.-Pb., 1993. Vol. 1. P. 20-43; Васильев М. А. Вел. кн. Владимир Святославич: от языческой реформы к Крещению Руси//Славяноведение. 1994. 2. С. 38-55; Назаренко А. В. Русь и Германия в IX-X вв.//Древнейшие гос-ва на территории России, 1991 г. М., 1994.

http://pravenc.ru/text/159104.html

К. был прекрасно образован, знал творения святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, прп. Ефрема Сирина, Евфимия Зигабена, нек-рых древнегреч. писателей и философов. По его заказу в 1474 г. в Ново-Брдо мог быть составлен греч. сборник (обнаружен А. Ф. Гильфердингом в ризнице Печской Патриархии и передан в б-ку АН в С.-Петербурге), который содержит «Епиникии» Пиндара, трагедии Эсхила «Прикованный Прометей» и «Семеро против Фив» и проч. ( Nauck A. Über eine Herr. A. V. Hilferding gehörende Griechische Handschrift//Mélange Greco-Romaine: Tirés du Bull. de l " Académie imperiale des sciences de St.-Pétersbourg. St.-Pb., 1866. T. 2. P. 487-518; Coлobjeb А. Новобрдски записи из почетка XVI в.//Jyrocлobehcku ucmopujcku часопис. 1937. 3. С. 313-319; Васенко П. Г. Сербские записи на греч. рукописи XV в., принадлежащей б-ке АН//ИАН. Сер. 7: Отд. гуманитарных наук. Л., 1928. 1. С. 27-44; Данчев. 1979. С. 33; Събр. съч. 1989. С. 14-15). Возможно, К. погиб вместе с родственниками Яна Кантакузина ( 1961. С. 150), но т. к. его имя не упоминается в сообщениях об этой расправе, то он мог скончаться ранее. Различные источники упоминают лиц с таким же именем, проживавших впосл. в разных местах, но отождествление кого-либо из них с К. проблематично. В 1493 г. некий Димитрий Кантакузин вложил икону Пресв. Богородицы в храм в Месемврии (ныне Несебыр, Болгария), в этом же городе сохранилось жен. надгробие с фамилией Кантакузин - на этих фактах основана гипотеза, что К. переселился сюда после смерти Мары Бранкович (1487). Запись в греч. рукописи 2-й пол. XV в., найденной Х. Кодовым в б-ке Александрийской Патриархии 153 (135). Л. 2б), сообщает, что владыке Анхиальскому Афанасию эту рукопись подарил «архонт господин Димитр Кантакузин, великий доместик Великой Христовой церкви» ( Иречек К. Княжество България. Пловдив, 1899. Ч. 2. С. 794; Данчев. 1979. С. 38-39; Събр. съч. 1989. С. 17-20). Также известно, что Димитрий Кантакузин в 70-х гг. XV в. в Англии переписал греч. рукопись, а в 1480 г.

http://pravenc.ru/text/1470273.html

κεφαλαιω enthaupten, köpfen: VNil 101 с.60 – LS, BauAl, (LSSup, L, Kr). κεφαλαωμα, τ Einfügen von Initialen: EuangSem I 497 (s.XII?).– (LS). κεφαλαως summarisch: κ. κα οον συντμως ScholThuc 371,11– LS -ος. κεφαλαωσις, Zusammenfassung: AthanPG 28,1265S. JoDamPG 95,10000. REG 5 (1892) 209,8. JoEuch 120. EustEsp 112,9 – LS, TLG, Stam. κεφαλαιωτον man muß zusammenfassen: EustOp 29,75. EustOd II 88,9. κεφαλαιωτικς zusammenfassend: κορωνς EustIl III 293,2; συντομα IV 732,3.– Tgl. κεφαλαιωτς, Anführer: διβολος HalkChrys 332 – L. κεφαλλγεια, Kopfschmerz: Ideler I 166, 10.14. κεφαλγα (sic per haplologiam) BlemMed 68,4.6.– LS -αλγα. κεφαλλγημα, τ Kopfschmerz: Miller; cod. Par. 2229,81v (Theoph. Chrysobal., cf, Sonderkamp 164).– L. κεφαλαλγιω an Kopfschmerzen leiden: VPhantJun 44,1. κεφαλαργω Kopfschmerzen verursachen: τιν Pap Var 56,2 (Mir. Artem.), id. VPais 75,28; 85,12. Kopfschmerzen bekommen: DareinNot 140 λθ».– LS. κεφαλαργα, Kopfschmerz: MelLap 189,27 (Ps.-Hippocr.). CodAstr VIII 3,126,10. Greg. Cor. 158 (Schäfer), κρανου Dmit II 125. -ουργα CodAstr VIII 3,35, f.334. id. DelAn I 549,10 – LS, Kr + VIII 428, Duc App I, AndrArch (-γι); lat. cephalargia. κεφαλαρα, Kopfstück: χαλιναρου PsKod 145,5. Spitze, Anhöhe: μπελου AIv 35,28 (a.1062); 43,31 (a.1085).– Kr, Duc, Kuk 270, LexPont, (Karan); LS -αα; (Somav), Stam -ι. κεφαλρια, τ oberster Teil: το ατο περιβλη (sic) DarOb 260.– Dem, LKN -ρι. κεφαλαρχω als Kopf befehligen, als Anführer auftreten: -εν ν ορας EustEsp 42,22. κεφαλς, Oberhaupt, Anführer, Kommandant: tantuin pl. -δες Zepos I 582 (a.1334), καθολικο AProd 43,10=AProdB 157,10. MM III 123 (a.1357). PsKod 251,12. ZakythChrysob 31,49. MetAnna 351.384.– Kr + VIII 428, Duc, Stam, Kleis, PLP, ODB, BZ 5 (1896) 624, (Soph, Tgl, PB, Car, Somav). κεφαλατεω Statthalter sein: AZog 7,32,126 (a.1267). SchreinChron 224,6 (-ττ-).– Kr. κεφαλατικεω Kommandant (Statthalter) sein: AEsph App. А 64 (a.1259). MM IV 344 (a.1260–8). AXer 10,64 (a.1275). ALavra 89, 207 (a.1298). -ττ APhil 3,83 (a.1287), id. Zepos 1 538 (a.1312). 582 (a.1334). InscrThes I 23,5 (a.1315–6). -τ- (trans.) (als Statthalter) verwalten: χραν MM IV 388 (a.1268); κστρον κα χραν UI 173 (a.1427).– Kr, MenasGlos, HeisPal 69f.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

В «Малые сочинения», изданные Ф. Аристоклисом после смерти К. ( Αριστοκλς Θ. Κωνσταντου Α το π Συναου οιδμου πατριρχου Κωνσταντινουπλεως το Βυζαντου βιογραφα κα συγγραφα λσσονες κκλησιαστικα κα φιλολογικα. Κωνσταντινουπλις, 1866), были включены его работы «О разностях в вере между православными и армянами», «О патриаршествовавших в Антиохии до сего дня», «О клириках, подвизавшихся в добродетели и воспитании после завоевания Константинополя», «Ответ на изданное под псевдонимом немецкое сочинение, обвиняющее российских богословов как допускающих второе крещение», «Об ангелах», «Синоптический трактат о том, когда, как и каким образом в разные эпохи папы посылали миссионеров на Восток для распространения папистского заблуждения» и др. Перу К. принадлежит текст «Окружного послания единой святой кафолической и апостольской Церкви ко всем православным христианам», к-рый был подписан К-польским патриархом Анфимом VI и др. Восточными патриархами и их Синодами и издан в К-поле в мае 1848 г. в ответ на энциклику папы Римского Пия IX «In Suprema Petri Apostoli sede» (6 янв. 1848), призывавшую правосл. Церкви к объединению с Римом. Неизданными остаются такие сочинения К., как «Священный Катехизис в вопросах и ответах» (Ιερ Κατχησις κατ ρωταπκρισην), «О римских понтификах» (Περ τν ποντιφκων τς Ρμης), «О церкви Паммакаристос» (Περ το ναο τς Παμμακαρστου), а также письма. Арх.: РГБ ОР. Ф. 188. Картон 7. Ед. хр. 30 [письма К. к А. Н. Муравьеву]; Ф. 188. Картон 3. Ед. хр. 18 [письма А. Н. Муравьева к К.]; Ф. 188. Картон 3. Ед. хр. 10 [письма А. Н. Муравьева к Александрийскому патр. Иерофею II]; АВП РИ. Ф. 161. Оп. 46. Ед. хр. 14. Л. 1 об.- 2 об. [Дело о награждении К., архиеп. Синайского, орденом св. Александра Невского]. Ист.: [Mouravieff A. N.]. Question religieuse d " Orient et d " Occident. Moscou, 1856. [T. 1]; St.-Pb., 1858. T. 2; он же (Муравьев А. Н.). Мои воспоминания. М., 1913; он же. Записка о состоянии Правосл. Церкви на Востоке. М., 1914; он же. Ответ г-ну Э. Боре на вопрос о святых местах//ППС. 2005. Вып. 40(103). С. 109-133; К. З. Воспоминания очевидца о великом Патриархе Константине//Странник. 1860. 6. С. 246-255; Филарет (Дроздов), свт. Письма к А. Н. М[уравьеву]. К., 1869; он же. Собр. мнений. 1886. Т. 4; Порфирий (Успенский), еп. Книга бытия моего: Дневники и автобиогр. зап. СПб., 1894-1902. Т. 1-8.

http://pravenc.ru/text/2057130.html

κεφαλατκιον, τ Amt des Kommandanten, Statthalterschaft: MM V 82 (a.1319). Zepos I 680 (a.1319). 683 (a.1320). TypSymb 642,10.12. -ττ- AProdB 210,16 (a.1326), id. Zepos I 582 (a.1334). id. MM I 458 (a.1365), eine Steuer; EngPatm 10,16 (a.1186). ADoch 53,11.18 (a.1409); 56,3.11 (a.1418). ALavra 161,33 (a.1409); 165, 16 (a.1420).– Kr, TLG, Duc, iMenasGlos, ADoch S.275f., HeisPal 69f. κεφαλαττικν, τ Kommando: TanRab 363, 11.– Kr κεφαλτικον. κεφαλγα s. κεφαλλγεια κεφαλ, Kapital: Bas А 2875,13. Oberhaupt, Anführer, Kommandant, Statthalter: LeoTact I 77 app. DeCerV II 43,18. DeAdmImp 26,50 (-α). TheophCont 805,4 etc. Anna III 42,25. FedLett 4,12 (a.1250). AChiland 15,6 (a.1295). Kommando, Statthalterschaft: AXer 15,10 (а.1300). DietPar II 11. SchreinChron 275,30.– LS, (LSSup), L, Kr, Duc, Stam, LMA, RBLG, PLP, ODB 1122, DöBeitr 50 A.6. κεφαληδσμιον, τ Kopfbinde, Kopfband: PsHerod 69.– κεφαλοδ. LS, LSSup, L. κεφαλθεν vom Kopf: ProdGed LXXVII 3.– (PB). κεφαλητων s. κεφαλιτων κεφαλικς hauptsächlich, hervorragend: μαστωρ Trinch 322 (a.1194). μπελος Trinch 400 (a.1233). – Car, MenasGlos, (LS, L, Kr, Stam, PLP). κεφλιν, τ Kopf, Schädel: KamAst 466.474. 734.1007. SchreinChron 84,44. DelAn I 450,20; 461,8. Spitze: MM VI 239 (a.1295).– Kr, Paspat, LexPont; LS, TLG -ιον; Somav, Kuk 271, Stam -ι. κεφαλισμς, Multiplikationstabelle: BlemAndrias 132.– LS. κεφαλτης, γλχων κ. Hippiatr II 168,16. – (LS, Somav). κεφαλιτων, eine staatliche Vergütung: -ονα BasA 109,20=-ινα RhalPot I 74 (Bals.). Kopfsteuer: κεφαλητιν Bas В 3806,30; 3807,17. PsOec I 581A. Theophyl II 517A. Zepos I 633 (a.1049), κεφαλητων MM V 8 (a.1078). κεφαλητιν ThStudPG 492B. κεφαλητων GCedr I 800,20.– LSSup, L, TLG, Soph, Duc, AvotinsCode, Psaltes 270. κεφαλοβαρ, τ Trüffel I TzetzAr II 431, Н.– LS, Tgl, TLG, RBLG -ς (adj.). κεφαλογορνα, Hauptwasserbecken: ABat I 33 (a.1395)=MM II 247. κεφαλγουρνον, τ Hauptwasserbecken: AProdB 47,8 (a.1344).– S. κεφαλαιγουρνον. κεφαλδεσμος, Kopfband, Kopfbinde: Hesych κ 4055. Bandini III 73.– LS, TLG, Tgl, PhilWoch 54 (1934) 925, Stam; L -δεσμν; LS, L, Car -δσμιον.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010